Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие бюджета и бюджетного устройства РФ.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Бюджет: Как экономическая категория - финансовые отношения, связанные с формированием, распределением и использованием бюджетных фондов. Как правовая категория - финансовый план публично правового образования, имеющий форму закона. Как материальная категория - фонд денежных средств публично правового образования. Объект права гос (мун) собственности. Как субъект права - соответствующие публично правовое образование. Согласно БК РФ под бюджетным устройством понимается организация бюджетной системы и принципы ее построения. Как видно из определения, бюджетное устройство включает в себя два составляющих элемента: а) бюджетную систему; б) принципы построения бюджетной системы. Бюджетная система любого государства определяется государственным и административно-территориальным устройством (делением). Поэтому в конфедеративном, федеративном и унитарном государствах оно будет разным. Россия является федеративным государством. В связи с разграничением компетенции между Российской Федерацией и субъектами федерации вытекает необходимость существования федерального бюджета и бюджетов каждого из ее субъектов. А наличие административно-территориальных образований в рамках субъектов Российской Федерации предполагает и наличие местных бюджетов. БК РФ определяет бюджетную систему как основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, республиканских бюджетов республик в составе РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации. Исходя из особенностей государственного и административно-территориального устройства (деления) Российской Федерации, ее бюджетная система представлена следующими видами бюджетов: 1) федеральный бюджет (республиканский бюджет РФ); 2) бюджеты субъектов Российской Федерации, в том числе: республиканские бюджеты республик в составе РФ; краевые бюджеты краев 3) местные бюджеты (городские бюджеты городов, районные бюджеты районов в городах.) Вторым составляющим элементом бюджетного устройства Российской Федерации являются принципы (основные начала) построения бюджетной системы. По БК к ним относятся принципы единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.
Принцип единства бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой; едиными бюджетными классификациями, используемыми на всей территории РФ; единством формы бюджетной документации (учетной, отчетной, статистической и т.д.); предоставлением с одного уровня бюджета на другой статистической и бюджетной информации, необходимой для составления консолидированных бюджетов соответствующих уровней, а также согласованными принципами бюджетного процесса и единством денежной системы. Принцип полноты бюджетной системы обеспечивается двумя моментами: полнотой своего структурного состава и полнотой источников дохода, включаемых в бюджеты, и расходов, относимых на соответствующий бюджет. Полнота структуры бюджетной системы показывает, насколько обоснованным является существование именно тех бюджетов, которые имеют место в России на данном этапе. И в этом плане ее следует признать полной, поскольку она соответствует государственному и административному устройству (делению) Российской Федерации как основному критерию своего обоснования. Принцип полноты обеспечивается и включением в бюджетную систему практически всех видов источников дохода, имеющих место на территории Российской Федерации. В этом состоит принципиальное отличие бюджетов от других денежных фондов. Принцип реальности бюджетной системы должен обеспечиваться реальными поступлениями денежных средств в бюджеты всех уровней. С этой целью в законодательном порядке определяются конкретные источники доходив, включаемые в бюджеты разного уровня. Они могут быть собственными и заемными, но эти источники должны реально существовать, а их поступление должно гарантироваться государством. Принцип самостоятельности бюджетов, как указано в законодательстве, обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования. Принцип гласности в бюджетной деятельности обеспечивается, во-первых, открытым всесторонним обсуждением бюджетов на предстоящий год и итогов исполнения бюджетов прошедшего года и, во-вторых, доведением до всего общества конкретных показателей бюджетов и итогов их исполнения.
Понятие бюджетного права. Бюджетное право представляет собой подотрасль финансового права, имеет особый предмет правового регулирования. Предметом бюджетного права являются общественные отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием денежных средств бюджетов всех уровней. Если более детально, то Бюджетное право включает в себя следующие группы правовых норм: 1) Нормы, устанавливающие бюджетную систему и её принципы. 2) Нормы, устанавливающие структуру бюджета и требования к его сбалансированности. 3) Нормы, устанавливающие бюджетную компетенцию субъектов бюджетного права. 4) Нормы, регулирующие порядок осуществления бюджетных расходов. 5) Нормы, регулирующие межбюджетные отношения. 6) Нормы, регулирующие бюджетный процесс. С учётом всего этого, можно дать определение бюджетного права Бюджетное право – это совокупность правовых норм, устанавливающих бюджетную систему и её принципы, бюджетную компетенцию, структуру бюджета, порядок осуществления бюджетных расходов и бюджетный процесс, а также регулирующих межбюджетные отношения, устанавливающих порядок осуществления бюджетного контроля и порядок привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Специальным источником бюджетного права является Бюджетный Кодекс. Общими источниками являются Конституция, Закон «О правительстве», законы о бюджетах. Кроме того, в каждом субъекте РФ существует региональный закон о бюджетном процессе в данном регионе. Все вышеперечисленные нормативные акты включены в структуру бюджетного законодательства, в которой приоритет отдаётся Бюджетному Кодексу. То есть при коллизии какого-либо акта с положениями Бюджетного Кодекса, руководствоваться следует именно положениями Бюджетного Кодекса. Кроме того, источниками бюджетного права являются подзаконные акты в виде указов Президента, постановлений Правительства, приказов Министерства Финансов. Большая часть бюджетно-правовых норм имеет регулятивный характер, однако присутствуют и охранительные нормы. То есть, это значит, что в БК предусмотрен ряд составов бюджетных правонарушений и процедура проведения бюджетного контроля и ответственность за эти бюджетные правонарушения.
Расходы бюджетов. Ст 6 БК: расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК источниками финансирования дефицита бюджета; Расходы можно классифицировать по: 1) функциям, с выполнением которых связаны расходы (функциональная классификация расходов) - это группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по типам функций, которые исполняет государство и местное самоуправление и на которые, следовательно, выделяются бюджетные средства 2) экономической характеристике операций, при проведении которых осуществляются эти расходы (экономическая классификация расходов); эта классификация предусматривает деление расходов на: Текущие расходы - это расходы на текущее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений. К текущим относятся расходы на закупку товаров и оплату услуг, выплаты заработной платы, предоставление субсидий и текущих трансфертов (в том числе пенсий и пособий, стипендий, бюджетам других уровней, неприбыльным организациям и др.).
Капитальные расходы бюджетов - это часть расходов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, к ним относятся капитальные вложения в основные фонды (инвестиционные программы, капитальный ремонт), создание государственных запасов и резервов, капитальные трансферты, предоставление кредитов и ссуд. 3) признаку главного распорядителя бюджетных средств (ведомственная классификация расходов); Расходы бюджетов при составлении бюджетов формируются исходя из уже существующих расходных обязательств. Федеральный бюджет формируется исходя из расходных обязательств Российской Федерации, бюджет субъектов РФ — исходя из расходных обязательств субъекта РФ, а бюджет муниципальных образований — исходя из расходных обязательств муниципальных образований. Расходные обязательства — это обязанности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований предоставить средства соответствующего бюджета физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и местного самоуправления и т.д. согласно законам, иным нормативным правовым актам, договорам и соглашениям (ст. 6 БК РФ). Расходное обязательство предполагает, что между Российской Федерацией (субъектом РФ или муниципальным образованием) и субъектом — получателем средств соответствующего бюджета возникает материальное правоотношение, где у Российской Федерации есть обязанность предоставить средства бюджета, а у субъекта-получателя — право требовать предоставления этих средств.
Дефицит бюджета. Под дефицитом бюджета понимается превышение расходов над доходами. Размер дефицита федерального бюджета утверждается законом о федеральном бюджете, а бюджета субъектов РФ и местных бюджетов — соответственно законом о бюджете субъекта РФ и нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год. Доходы и расходы должны быть сбалансированы, как того требует финансовое планирование, т.е. доходы должны равняться расходам. Такие бюджеты называются бездефицитными бюджетами. Бюджеты, у которых доходы больше, чем расходы, называются профицитными бюджетами; профицит — это часть денежных средств, составляющая превышение доходов над расходами. Бюджеты, у которых расходная часть превышает доходы, называются дефицитными бюджетами.
БК РФ впервые в российской истории бюджетно-правового регулирования четко установил пределы дефицитов бюджетов различных уровней бюджетной системы и источники финансирования дефицитов. Согласно ст. 92 БК РФ размер дефицита федерального бюджета в соответствующем законе о федеральном бюджете не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году. Дефицит федерального бюджета может финансироваться за счет внутренних и внешних источников (ст. 94 БК РФ). Внутренними источниками финансирования бюджетного дефицита являются: — кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в российской валюте; — государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; — бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; — поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности; — сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам; — изменение остатков средств по учету средств федерального бюджета. К внешним источникам финансирования бюджетного дефицита относятся: — государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; — кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, представленные в иностранной валюте, привлеченные Россией. Размер дефицита бюджета субъекта РФ, утвержденный законом этого субъекта о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Однако, если в законе предусмотрены размеры поступлений от продажи имущества, то предельный размер дефицита субъекта РФ может превысить ограничения (15%), но не более чем на величину поступлений от продажи имущества. В ст. 95 БК РФ установлены только внутренние источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ в следующих формах: — государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ; — бюджетные ссуды и бюджетные кредиты полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; — кредиты, полученные от кредитных организаций; — поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ; — изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ. Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом (решением) представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и из бюджета субъекта РФ. В случае утверждения нормативным актом о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества, предельный размер дефицита местного бюджета может превышать ограничение (10%), но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета являются внутренние источники в следующих формах: — муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования; — кредиты, полученные от кредитных организаций; — бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; — поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; — изменения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета. В ст. 93 БК РФ содержится общий запрет на финансирование дефицита бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ за счет кредитов Банка России, а также приобретенных Банком России долговых обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при их первичном размещении.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.229 (0.007 с.) |