Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отграничение финансового права от смежных отраслей права.

Поиск

Финансовое право — это самостоятельная отрасль российского права, которая отграничивается в системе права от всякой другой по предмету и методу правового регулирования. По этим критериям происходит совершенно четкое размежевание финансового права с трудовым, семейным, уголовным, земельным и другими отраслями права.

Тесная связь административного и финансового права проявляется через «пересечение» предметов правового регулирования этих отраслей права. Предметом административного права являются общественные отношения, непосредственно связанные с реализацией исполнительной власти и возникающие в процессе деятельности других государственных органов. А предметом права финансового, как известно, являются отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Финансовое право тесно связано с гражданским правом. Эта связь основана на том, что большинство отношений, возникающих в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, т.е. той сфере, которая очерчивает предмет финансового права, являются, в сущности, имущественными. А как известно, предметом гражданского права как раз и являются имущественные и личные неимущественные отношения. Таким образом, по линии финансовой деятельности государства и муниципальных образований имеет место ≪пересечение≫ предметов финансового и гражданского права. Следовательно для отграничения гражданского права от финансового следует использовать критерий метода правового регулирования. Если основным методом финансово-правового регулирования является метод властных предписаний, то гражданско-правовое регулирование построено по методу юридического равенства сторон гражданского правоотношения.

Однако отграничить финансовые отношения, составляющие предмет муниципального права, от отношений, составляющих предмет финансового права, не сложно. Муниципальное право является комплексной отраслью права, а это значит, что отношения, составляющие его предмет, одновременно выступают и составляющими предмета иных отраслей права, в том числе и финансового. Таким образом, вышеназванные группы отношений всегда являются составляющими предмета финансового права.

 

Понятие и особенности финансово-правовых норм.

Финансово-правовая норма – установленное гос. или МО и обеспеченное мерами гос. принуждения правило поведения в отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов гос. и МО.

Признаки ф.-правовой нормы:

1) общие:

- устанавливается гос. или МО и обеспечивается его принудительной силой

- правило поведения общего характера – распространяется на всех участников регулируемых правоотношений

- возлагает на участников юр. обязанности и предоставляет им субъективные права

- имеет формальное закрепление (выражена в НПА)

2) специальные признаки (обусловлены особым методом и предметом):

- целевое назначение: регулирует отношения, возникающие в процессе публичной ф. деятельности

- редко возникают как фактические (не складываются в обществе постепенно – только законодательно устанавливаются)

- средство реализации публичных, а не частных интересов

- нестабильны

- реализация большинства норм имеет практическую направленность

Структура: гипотеза, диспозиция, санкция.

Виды норм:

1) регулятивные (обязывающие, запрещающие, управомочивающие)

2) охранительные

3) материальные, процессуальные

 

Источники финансового права.

1) НПА:

- Конституция (например, норма ст. 57, устанавливающая обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, а также положение о том, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют; норма ч. 3 ст. 75, определяющая, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие прин­ципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанав­ливаются федеральным законом; нормы п. «ж» и «з» ст. 71, закрепляющие в ведении Российской Федерации финансовое, валютное, Е кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития; норма ч. 4 ст. 75, устанавливающая, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе; ч. 5 ст. 101, наделяющая Счетную палату правом контроля за исполнением федерального бюджета; ч. 3 ст. 104, устанавливающая, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ; ст. 106, закрепляющая норму о том, (что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; п. «а» ч. 1 ст. 114, устанавливающая, что Правительство РФ разрабатывает и представляет Государствен­ной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;представляет Государственной Думе отчет об исполнении феде­рального бюджета.)

- ФКЗ («О российской счетной палате», «О Правительстве»)

- ФЗ (кодифицированные и не кодифицированные) (Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»)

- Указы Президента («О мерах по обеспечению го­сударственного финансового контроля»)

- Пост. Правительства

- НПА орг. исполнительной власти (Минфин)

- Законы субъектов, МО

- локальные НПА (уставы государственных и муниципальных унитарных предприятий)

2) нормативный договор (Международные договоры, Договоры между РФ и субъектами) (пр.: Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан от 2 марта 1994 г. «Об Избежании двойного налогообложения доходов и имущества»)

3) судебный прецедент (Решения КС, ППВАС)

 

13.Государство и муниципальные образования как субъекты финансового права.

В финансовом праве государство – главный субъект, оно выступает, прежде всего и главным образом в лице законодательного органа власти (Государственная Дума или Законодательное собрание субъекта РФ).

Научный критерий, когда именно государство выступает в финансовых отношениях, а не отдельный его орган: это только в том случае государство как таковое является субъектом финансового права, когда оно и только оно вступает в правоотношения, реализуя свой финансовый суверенитет.

Суверенные права – это особые права, которые принадлежат только одному субъекту – государству.

Суверенные права в области финансов:

1. Право утверждать бюджет.

2. Право устанавливать налоги.

3. Право осуществлять эмиссию денежных знаков.

4. Право устанавливать и взимать налоги.

Помимо государства, может выступать субъектом и муниципальное образование. Компетенция муниципального образования: утверждение местного бюджета, вводят в действие на своей территории местные налоги, выпускают муниципальные займы, выделяют субсидии, дотации в рамках муниципальных образований (межбюджетные трансферты) и т.д.

 

Коллективные субъекты финансового права. Индивидуальные субъекты финансового права.

Коллективные субъекты – организованные обособленные самоуправляемые группы людей, наделенными финансовыми правами выступать в отношения с другими субъектами.

Коллективные субъекты финансового права:

1) Органы гос.власти – выражают гос.волю в установленных пределах (представительные, исполнит., суд.органы)

ЦБ

- обслуживает счета б.

- осущ.функции генерального агента по гос.ценным бумагам

- разрабатывает и представляет для рассмотрения ГД осн.направления денежно-кредитной политики

- управляет средствами Резервного фонда и Фонда нац.благосостояния

3) Кредитные организации, наделенные властными полномочиями (контроль за порядком ведения кассовых операций, внесение в б.налогов и др.обязательных платежей, осуществление некоторых расчетных операций, предоставление информации в конкретные гос.органы)

4) Организации (предприятия, учреждения)

- право на получение б.ассигнований

- право на получение б.кредитов

- право на участи е сметном процессе

- обязанности по уплате налогов и сборов

- обязанности налоговых агентов

- обязанности по перечислению в б.свободного остатка прибыли

- обязанность предоставлять в налоговые органы информацию



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.215.30 (0.01 с.)