ТОП 10:

Воздействие права на государство



Государство нуждается в праве не меньше чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется:

1. во внутренней организации государства;

2. в его деятельности.

1. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме. Посредством права закрепляются форма государства, устройство гос. аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. Право создает юридические гарантии против узурпации власти одной из её ветвей.

С помощью права определяется место, роль, функции частей гос. механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Для федеративного государства право закрепляет, распределяет компетенцию между федерацией и её субъектами, их органами. Неупорядоченность связей может подорвать целостность государства и повлиять на состояние правопорядка. Напротив, строгая регламентация же является гарантией от произвола федерального центра, а также, от сепаратизма субъектов.

2. Существует два способа навязывания государством своей воли обществу: метод насилия (тоталитаризм) и цивилизованное управление с помощью правовых инструментов. Государство для стабильного и гармоничного существования не может помимо права осуществлять свою деятельность. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободиться от него.

а) Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с обществом, личностью. Государство воздействует на граждан с помощью права и наоборот. Отсутствие права здесь может послужить ущемлению личности. Таким образом, качество права зависит от возможности обеспечить свободу личности.

б) Право легализует деятельность государства, её охранительные и принудительные меры.

в) Посредством права определятся границы деятельности государства, вмешательства в частную жизнь граждан.

г) Право влияет на государство путем закрепления специфических интересов наций и народностей.

д) Право создает юридические гарантии ответственности государства перед населением.

е) Право – это средство взаимодействия государства с другими государствами.

 

Право и экономика

 

Право – это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений возможностью государственного принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений (Матузов, Малько).

Экономика - система отношений в сфере производства, распределения и потребления материальных благ.

Экономика (формационный подход) – совокупность производственных отношений определенной общественно-экономической формации, экономический базис общества.

Рынок – система экономических отношений между продавцами и покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена.

Марченко

Уровни решения проблемы соотношения права и экономики:

1. Общетеоретический уровень – выявление общих закономерностей их развития, взаимосвязи и взаимодействия независимо от их типов и характеров. Выявление и изучение свойственных им на разных стадиях и этапах истории тенденций эволюции, решение вопроса о приоритете.

Подходы:

Приоритет государству

2. Приоритет экономике – «марксизм», «экономический материализм»

Положительные стороны:

Практика подтвердила, что экономическое развитие определяет основные тенденции и направления политического развития общества, а не наоборот.

Обратила внимание на экономический фактор исторического развития.

Отрицательные стороны:

Процесс взаимосвязи экономики и государства нельзя рассматривать упрощенно, прямолинейно. Обратное воздействие государства на экономику играет большую роль.

3. Паритет между государством и экономикой

 

2. Практический (прикладной) уровеньобобщение и использование отечественного и зарубежного опытадля определения оптимальных путей и форм взаимодействия права и экономики. Исходные положения:

Соотношение нужно прослеживать не только в сфере экономики и политики, но и в других сферах (социальной, идеологической, …)

• Вопрос необходимо рассматривать применительно к различным историческим условиям (для России наиболее полезным будет США, Великобритании, Японии)

Соотношение носит двухсторонний характер, но ведущее значение в конченом итоге принадлежит экономике.

• Для практических целей полезна классификация в зависимости от степени развития в странах рыночной структуры. Можно выделить три группы:

• Системы, в которых полностью (или почти полностью) отсутствуют рыночные элементы

Переходные системы (с зарождающимися рыночными институтами)
(к ним относится РФ)

• Системы с высокоразвитой рыночной экономикой.

1. Системы в которых полностью (почти полностью) отсутствуют рыночные элементы:

• доминирование гос. формы собственности

• жесткая привязанность государства к экономике (=>утрата динамизма, инициативы и эффективности, хороша только в чрезвычайных ситуациях)

• чрезмерная централизация экономических рычагов в руках государства => разбухание аппарата, бюрократизм, непрофессионализм.

плановый характер экономики, план приобретает характер н.п.а. (=> ответственность за невыполнение – юридическая)

отсутствие автономности экономических структур, необходимой для их нормального функционирования

императивные отношения между государством и другими субъектами

2. Переходные системы (с зарождающимися рыночными институтами): (РФ)

• постепенное изменение характера взаимоотношения гос. органов и экономических структур в сторону партнерских

утрата монополии государства и гос. собственностинад экономикой и иными формами собственности

изменение методов гос. воздействия на экономические отношения

вытеснение адм. методов руководства и рычагов воздействия на экономику финансовыми и им подобными средствами

• резкий отход правительственных структур от плановости и развития экономики и неизбежное возникновение при этом неупорядоченности (хаотичности)

усиление роли налогов и налоговой полиции как гос. средства финансового воздействия гос. структур на общество и экономические структуры

• быстрое возрастание значения финансового, коммерческого, гражданского, банковского и иных отраслей права, непосредственно связанных с развитием экономики

Несмотря на сужение роли государства (права), его значение не должно снижаться. Государство не может и не должно отказываться от регулятивных средств воздействия на экономику, от управления процессом перехода от нерыночных к рыночным отношениям.

Основные направления деятельности государства:

• выработка внутренней и внешней экономической политики

правовое обеспечение возникающих рыночных отношений

• определение круга и правового статуса субъектов экономических отношений

• выработка социальной политики и действенных средств защиты экономических и иных интересов населения

• запрещение и пресечение нарушающих закон средств ведения хозяйства

• создание наиболее благоприятных условий для развития отечественногопроизводства, защита его от недобросовестной конкуренции и протекция его от вытеснения более развитым зарубежным капиталом

регламентация порядка разрешения возникающих в сфере экономики споров и установление юр. ответственности за нарушение законодательства.

3. Системы с высокоразвитой рыночной экономикой.

• установление преимущественно партнерских отношений между гос. и рыночными структурами

минимальное вмешательство государства в экономику, уровень которого для каждой страны является как правило различным

• органичное сочетание адм.-правовых с финансовыми и иными «либеральными» средствами воздействия государства на экономические отношения.

• сосредоточение в руках государства лишь минимально необходимых для его нормального существования и функционирования материальных средств

полное сосредоточение в руках государства финансовой и налоговой систем

доминирование частной собственности над гос. и всеми другими формами собственности

Иные авторы

(Лазарев, Потрасов, Орехова, Кулапов)

 

Считается, что государство способно оказывать такое же воздействие, как и экономика на государство. Под воздействием социально-экономических, политических и иных условий происходит расслоение общества. Государство со своей стороны обязано обеспечить стабильность, используя различные инструменты посредством права. Перед государством встает двоякая задача: сдерживать неравенство и создать условия для эффективного развития экономики (с учетом существующих условий).

Долгое время советская Россия провозглашало государство как главное орудие для построения новых, прежде всего экономических отношений. Общая схема соотношения экономики, государства и права представлялась таким образом, что право есть концентрированное выражение политики, а сама политика – концентрированное выражение экономики.

Определяющую роль в сфере экономики играет отношение собственности.

Марксистко-ленинское учение неизменно подчеркивало доминирующее значение экономики для всех надстроечных явлений, в том числе политики и права. Но в жизни все происходило иначе. Сравнительно долгое время игнорировалось не только соотношение экономики с политикой и правом, но и связь между политикой и правом. Функционирование экономики направлялось не столько правом, законом, сколько политикой. Политика активно подменяла право, внедряясь в сферу его действия. Политические решения имели приоритет над правовыми. В то же время преувеличивалась и значимость права. С его помощью пытались не только регулировать, но и практически создавать общественные отношения.

Ограничение экономической свободы граждан приводит к ограничению всех свобод и сосредоточению огромной власти в руках бюрократии, которая становится реальным собственником производства.

Однако нужно было учитывать один момент: экономическое развитие в конечном счете определяет собой основные тенденции и направления политического, идеологического, духовного развития общества, а не наоборот.

В настоящее время в результате в результате проведения реформ (экономической, политической и правовой) складывается иное соотношение экономики, политики и права.

В условиях рыночной экономики и перехода к рынку отмечают следующие направления использования правовой формы:

1. Определение целей экономического развития;

2. Закрепление равноправия всех форм собственности;

3. Определение круга субъектов рыночных отношений;

4. Вытеснение порочных средств ведения хозяйства и коммерции;

5. Продуманная налоговая политика;

6. Формирование правовых механизмов и процедур разрешения конфликтов в сфере экономики;

7. Установление юридических санкций за экономические правонарушения.

Экономика как система отношений в сфере производства, распределения и потребления материальных благ действительно предопределяет содержание различного рода идеологических отношений, форм общественного сознания, политических и правовых институтов.

Экономика как базис:

1. Обусловливает необходимость правового регулирования в целом;

2. Определяет тип права;

3. Определяет конкретные черты права.

Экономика влияет на политические и правовые явления посредством волевых усилий человека, который, находясь в неоднородных условиях (исторических, культурных, психологической) по-разному воспринимает ее требования, неоднозначно использует средства, формы и методы воздействия материальных факторов на общественную жизнь.

Право есть наиболее адекватная форма экономических отношений. Право - это нечто внешнее для экономики. Последние могут нормально функционировать только и исключительно в правовой форме. Все иные формы (традиционные, религиозно-нравственные) не являются оптимальными, так как не отвечают потребностям рыночной экономики.

Экономические отношения, могут стабильно функционировать, если они закреплены в нормативной форме. Именно правовая форма в наибольшей степени отвечает сущности экономических отношений, их рыночной природе.

И право и экономика оказывают активное влияние на все другие сферы жизни общества.

Рыночная экономика характеризуется:

1. Установление преимущественно партнерских отношений между государственными и рыночными структурами;

2. Минимальное вмешательство государства в экономику;

3. Органичное сочетание административно-правовых с финансовыми и иными «либеральными» средствами воздействия государства на экономические отношения;

4. Сосредоточение в руках государства лишь минимальных, объективно необходимых для его нормального существования и функционирования материальных средств;

5. Полное сосредоточение государством финансовой и налоговой системы;

6. Доминирование частной собственности над государственной и всеми другими формами собственности.

 

Право и политика

 

Политика – (от греч.- polis) город-государство.

Политика – социальная сфера, в которой сталкиваются, борются, реализуются интересы больших социальных групп (классов, народов и т.д.) (Потрасов).

Политика (Парфенов):

а) борьба за власть, властеотношения по поводу завоевания, использования и удержания власти;

б) отношения между различными социальными группами, классами, народами, нациями, государствами;

в) участие в делах государства и определение основных направлений его деятельности. Эти политические отношения складываются на основе определенных теорий, взглядов.

 

Политика возникает как явление вместе с социальной дифференциацией общества, расслоением его на большие социальные группы, обладающие своими особыми интересами. Неурегулированная политическая борьба могла бы взорвать общество, как форму социального бытия. Поэтому возникает потребность в особой форме организации общественной власти (государство) и в особой нормативной системе социальной регуляции (право).

Государство – центральный субъект политической жизни и политической организации любого общества, оно призвано направлять, координировать политическую деятельность, политическую борьбу всех других участников политики. Государство наиболее совершенный инструмент реализации политических интересов, поэтому среди субъектов политики идет постоянная борьба за обладание рычагами государственной власти.

Политика может быть и антигосударственной – деятельность нелегальных партий, террористических организаций и т.п. Но в любом случае она касается государства, затрагивает его интересы. Ленин: «…политика есть участие в делах государства».

Поведение субъектов политики определяют прежде всего экономические интересы, а потом уже все остальные.

Условно все политические отношения можно подразделить на три группы:

1. внутриорганизационные отношения между членами политического объединения по поводу удовлетворения корпоративных интересов с помощью государственной власти;

2. межинституциональные отношения между классами, нациями и другими социальными объединениями по поводу борьбы за власть, координации действий за участие в формировании органов государственной власти и управления;

3. отношения между субъектами политической системы по поводу управления обществом как единым социально-политическим организмом.

Политические нормы могут вырабатываться на всех уровнях данных отношений:

1. программные документы и декларации;

2. межпартийные соглашения;

3. общенациональные государственно-властные решения.

Политические нормы обязательны лишь для субъектов определенного социально-политического объединения. Для управления общество, регулирования наиболее значимых отношений с участием всех коллективных и индивидуальных субъектов выступает право.

Право имеет политическую природу, ибо по своей сути является нормативной формой согласования воль и интересов больших социальных групп. Без права и политика не только не может быть реализована, но и успешно выработана. В праве определяется только та её часть, которая нуждается в общеобязательной форме и государственной охране. Право может служить формой выражения и осуществления политики лишь до тех пор, пока система эта политика строится на исходных началах права и справедливости, то есть до тех пор, пока право используется государство в соответствии с его природой.

Реальной, рассчитанной на перспективу политика может быть лишь в том случае, если она отражает баланс интересов всего населения и объективные закономерности функционирования данной политико-правовой системы. Политика, таким образом, становится инструментом перевода объективных общественных потребностей в практику деятельности больших социальных групп и государства.

Как только государство начнет использовать законодательную власть в интересах какого-то одного социального слоя или проводить антинародную политику оно может привести к разрушению всей политико-правовой системы. Поэтому говорить о верховенстве политики над правом представляется необоснованно.

Право не является возведенной в закон волей государства, оно лишь формируется им как органом общенационального представительства. Орудием политики является не право, а закон. В законе сочетаются право и справедливость, с одной стороны, и политическая сила и целесообразность – с другой.

Право используется для:

1. закрепления политической власти и её структурной организации;

2. руководства хозяйственной, экономической жизнью страны, организации и регулирования производственной деятельности;

3. установления порядка распределения и обмена продуктами труда, ценообразования, формирования и распределения национального дохода;

4. регулирования социально-политических и национальных отношений между различными социальными группами;

5. борьбы с негативными явлениями в общественной жизни, преступностью;

6. упорядочения внешнеполитических отношений.

 

Деятельность государства воплощается и в организационных формах, которая тоже должна быть основана на праве, что не всегда так. Право, устанавливая границы социально значимой деятельности государства и гарантии от узурпации политической власти, влияет на политику. Правовая форма обеспечивает доступ к государственному управлению широких слоев населения, их возможность влиять на выработку наиболее важных социально значимых решений.

Следует отметить, что законодатель не должен допускать чрезмерности правового регулирования, преувеличивать возможности права. Это вытекает из неграмотности законодателя, который, не взвешивая возможности других социальных регуляторов, не выявив объективные причины неэффективности действующих норм, принимает все новые и новые нормы. Избыточность приобретает 2 формы:

1. по количеству – правовые акты противоречат друг другу;

2. по содержанию – необоснованное вмешательство в общественную жизнь.

 

Поскольку право оказывает активное обратное воздействие на экономику и социальные процессы, необходима выработка научно обоснованной правовой политики, соединяющей возможности политики и права. Законодателям необходимо определиться, какие жизненно важные отношения нужно регулировать с помощью права, какими методами и с помощью каких средств, как обеспечить правовое воспитание населения, повысить уровень его правовой культуры.

В демократически развитых государствах в выработки правовой политики участвуют все субъекты политической системы, а государство организует её формирование. Этот процесс не ограничивается правотворчеством и правовым воспитанием, правовая политика конкретизируется и порой изменяется в ходе реализации правовых норм. С помощью правовой политики можно стимулировать и тормозить развитие социально-экономических процессов.

Общность политики и права

1. Единые причины и источники формирования, единые назначение и цель регулятивного обеспечения стабильности существования и развития социальной системы. И политика и право – это реакция общество на неравенство людей. Само неравенство является естественным. Однако по достижении критической массы социальное неравенство становится препятствием её нормальному, стабильному функционированию.

Реагируя на усложнение социальной действительности и гарантируя самосохранение и управляемость социальной системы, общество выработало правовые и политические регуляторы. С их помощью согласовываются наиболее значимые интересы, гарантируется независимость личности, её свобода от посягательств со стороны. Политические регуляторы способствуют становлению стабильности социальной системы в целом, устанавливая динамичное равновесие человека, общества и государства.

2. Содержание политики и права предопределяется единой системой природных (географическая среда, климатические условия, демографические процессы) и социальных (экономических, исторических, идеологических, национально-культурных) факторов объективного и субъективного порядка. В различных политических и правовых системах набор этих факторов и степень их детерминации отличаются национальной спецификой. Не все их них действуют непосредственно и управляемы.

Влияние экономики можно показать на примере России: процессы приватизации и формирования частного капитала вызвали изменения в политико-правовых явлениях. Реальный механизм таков. Потребности экономики проходят через сознание человека и выражаются в системе взглядов, на основе которых создается идеология, как представление о должном развитии общественных отношений. Грамотная идеология, объясняющая происходящие процессы и пути решения существующих проблем, поддерживается населением и становится господствующей через выборные механизмы. Обретая, таким образом, политическую власть она оказывает влияние на право (правовую систему).

Проявление общности политики и права предопределяется национальной культурой. Решения, не учитывающие культурные особенности, могут быть не восприняты обществом, а при реализации не исполнены.

3. Политика и право являются нормативными регуляторами, устанавливающими правила поведения через определение прав и обязанностей. Регуляция выражается в поощрении поведения одобряемого с позиций существующей политико-правовой системы, и торможении и запрете неодобряемого поведения. Выполнение социального назначения у политики и управа связано с управленческими решениями.

Различия политики и права

1. В целевой направленности действий их участников.

Политика направлена на завоевание и использование политической власти. Неверно мнение о том, что борьба идет за государственную власть, так как политические отношения возникаю не только по поводу деятельности государства. Право направлено на справедливое удовлетворение интересов различных субъектов. Политика идет от общества к государству, право – наоборот.

2. По субъектам, формирующим их содержание.

Политика вырабатывается в процессе деятельности больших социально-организованных групп (классы, нации и т.п.), которые способны представить свои интересы в качестве всеобщих. Личность как субъект политики представляет свой интерес в качестве интереса определенной социальной группы. Право формируется системой представительных и исполнительных органов государства, и реже, населением непосредственно на референдуме.

3. По содержанию.

Состав политики более разнообразен. Ученые не пришли к согласию по поводу состава элементов:

а) отношения между классами по поводу власти в обществе;

б) совокупность классовых отношений, политическое сознание, нормы и даже политические организации и учреждения (субъекты);

в) политическая идеология, нормы, отношения и деятельность по поводу овладения и использования политической власти (м.б. автономными) (Матузов, Малько).

Содержание права – правовые нормы, так как через них реализуется существующая правовая идеология и фиксируется юридическое содержание регулируемых отношений.

4. По сфере правовой и политической деятельности.

Политика, так или иначе, затрагивает все сферы человеческой жизни, включая мораль, религию и литературу. Объектом политики становится все, что приобретает большой общественный интерес. По этой причине требуется вмешательство государственной власти. Также в политическую деятельность входят отношения по овладению властью и использования её для урегулирования социально значимых связей. Сфера действия политики так широка и поэтому некоторые ученные предполагают, что право является частью политики. Но это не так, ибо не все нормы носят политический характер.

5. По способности быстро реагировать на изменения в общественных потребностях и интересах.

Политика более подвижна и это вызвано непосредственной связью с экономикой, культурой и другими общественно значимыми сферами. Право же отличается консерватизмом. Это вызвано тем, что для законодательного закрепления потребности должны быть осознаны и выражены социальными группами, согласованны с потребностями других групп, и пройти законодательную процедуру.

6. По формам внешнего выражения.

Политика:

а) идеологические концепции;

б) выступления политиков;

в) политически значимые действия (митинги, демонстрации, забастовки);

г) политические документы (декларации, программы);

д) документы политико-юридического свойства.

Формы выражения права менее разнообразны, они характеризуются документальной определенностью, четкостью зафиксированных в них правил поведения, непосредственной связью с государством.

7. По формам и методам обеспечения реализации решений.

Политика обеспечивается силой и возможностями политических объединений, доверием народа, адекватностью отражения интересов населения в их решениях.

Реализация правовых решений обеспечивается деятельностью всего государственного аппарата, привлечением для этого всех многообразных возможностей общества. Выделяются материальные средства, осуществляются необходимые организационные мероприятия, населению предоставляются информация о содержании принятых решений. И, конечно, силой государственного принуждения.

 

Соотношение права и морали

 

Мораль – это важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой совокупность исторически складывающихся и развивающихся взглядов, представлений, убеждений и норм поведения, основанных на таких категориях как добро и зло, справедливость и несправедливость.

Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют правовые нормы. Но для правильного решения коллизий они обращаются к этическим категориям, так как в основе права лежит мораль.

Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

Единство права и морали:

1) они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и обладают свойством нормативности;

2) право и мораль преследуют одни и те же задачи и цели – защита прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;

3) у права и морали один и тот же объект регулирования – общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются одним и тем же людям;

4) определяют границы должных и возможных поступков субъектов;

Отличительные особенности.

1. по субъектам и способам их формирования, (нормо)творчества. Правовые нормы санкционируются (отменяются, изменяются, дополняются) государством, а моральные (неофициальный характер) – в процессе практической деятельности людей.

2. по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им же и обеспечивается, охраняется и защищается. Нормы носят общеобязательный характер. Право использует методы принуждения, убеждения, воспитания, профилактики. Мораль опирается на силу общественного мнения (порицание).

3. по форме их выражения. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, возникают и существуют в сознании людей. Их появление не связано с волей законодателя.

4. по характеру и порядку применяемой ответственности за нарушения. Противоправные действия влекут юридическую ответственность (наказание, применяются средства принуждения). При нарушении норм морали наказание выражается в том, что нарушитель подвергается мерам общественного воздействия (выговор, замечание).

5. по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень выше у морали (требования выше). Мораль – долг, внутреннее побуждение , совесть.

6. по времени появления. Право возникает вместе с государством, мораль существовала еще при общинной организации общества. Право отмирает вместе с государством, а мораль – нет.

7. по конкретизации требований. Толкование норм морали может быть достаточно широким.

Взаимодействие права и морали:

1. Активно влияя на мораль, право претворяет мораль в жизнь при помощи регуляции, защиты, дозволения и т.п. Мораль влияет на правотворчество и правоприменение, приближая право к желаемому, повышает его эффективность и авторитет.

2. Взаимно дополняют друг друга, как внешний и внутренний регулятор поведения людей. Существую области, в которых они осуществляют регулирование совместно, - морально-правовое воздействие – и такое взаимное дополнение повышает эффективность регулирования.

 

Право и корпоративные нормы

 

Социальные нормы – объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного (Матузов Н.И.)

Норма права – общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей и участников (Корельский, Перевалов).

Корпоративные нормывид социальных норм - установления, принятие в общественных организациях, трудовых коллективах, учебных учреждениях, предпринимательских союзах, закрепленные в уставах, положениях, а также других актах и закрепляющиепорядок формирования, построения, функционирования общественных организаций, а также права, обязанности, ответственность и взаимоотношения членов этих организаций. (Попков В.Д.) (Пример акта, содержащего корпоративные нормы - Устав ТГУ).

Корпоративные нормыгрупповые нормы внутриорганизационного характера, правила поведения, создаваемые в объединениях, организациях, регулирующие отношения между их членами. (Кожевников С.Н.)

Особенности:

распространяются на членов определенной организации (нет всеобщности и общеобязательности как у правовых норм)

закрепляются в соответствующих документах (устав, кодекс, т.п.)

определяют права, обязанности, ответственность членов организации

определяют структуру органов организации, их порядок формирования, компетенцию

обеспечиваются определенными организационными мерами - санкциями (предупреждение, выговор, исключение из организации)

Сходства с правовыми нормами:

• формализованы и закреплены

• принимаются по определенной процедуре

• систематизированы

• обеспечиваются санкцией

Некоторым общественным организациям государством делегировано право издавать отдельные н.п.а. (например: профсоюзным организациям). В этом случае создаваемые ими нормы опираются уже на принудительную силу гос. власти, за их нарушение могут последовать юридические санкции.

 

Формы (источники) права

 

Комаров рассматривает источник права в следующих смыслах:

• в материальном смысле слова – это материальные условия жизни общества, определяющие государственную власть;

• в формально-юридическом смысле – совокупность способов возведения в закон воли политических сил, стоящих у власти

• как источник познания – дошедшие до настоящего времени различные исторические документы, религиозные воззрения.

Матузов, Малькоразличают источники права:

• материальные (система объективных потребностей общественного развития)

• идеальные (общественные потребности должны быть осознаны законодателем в соответствии с уровнем его правосознания. На его позицию могут оказать влияние особенности международной и внутриполитической обстановки, все эти факторы в совокупности составляют источник права в идеальном смысле).

• юридические

Понятие «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не совпадают (Матузов, Малько). Форма права показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, источник права показывает истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения.

3 основных понятия источников права (Парфенов):

1. это то, откуда возникает право (обычай; судебное решение; правосознание; объективная реальность: экономические, политические, духовные источники права; в том числе воля народа, государства, отдельных индивидов);

2. процесс государственной деятельности по созданию норм права;

3. (в юридическом смысле) способ выражения, оформления, закрепления норм права, то, где содержатся нормы права, откуда юристы черпают знания о позитивных нормах права.

Далее речь будет идти о форме права в юридическом смысле.

Форма права в идеале характеризуется рядом особенностей:

· она должна нормативно закреплять волю граждан

· обусловливаться существующим социально-экономическим базисом

· обеспечивать политическую власть, служить интересам народа

· утверждать приоритетное значение законов как наиболее демократической формы выражения интересов.

Выделяют следующие источники права:

1. Нормативно-правовой акт, который рассматривается как документ, изданный компетентным органом, и содержит норм права. Наиболее распространенный источник права. НПА устанавливает нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера. Отличие НПА от иных формально схожих (но не правовых) актов, содержащих типичные предписания, выраженные в документально-письменной форме:

· НПА исходят от государства, являются результатом правотворческой деятельности лишь компетентных государственных органов;

· Основное содержание НПА составляют нормативные предписания, обладающие определенной юридической силой

· НПА имеют строго определенную документально-письменную







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.10.17 (0.04 с.)