Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы демократического режимаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Либерально-демократический Существует во многих странах. Либеральными называются такие способы и методы осуществления власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов. В сфере взаимоотношений личности и государства человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен. В отношении личности и государства приоритет сохраняется за интересами, правами, свободами личности. Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, обусловливается потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Государство провозглашает формальное равенство всех граждан, свободу слова, мнений, форм собственности. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике. Экономическую основу либерализма составляет частная собственность. Государство не вмешивается в экономическую жизнь людей, выступает в качестве арбитра при разрешении между ними споров. Либеральный режим допускает существование оппозиции, государство принимает все меры к существованию оппозиции, представляющей интересы меньшинства, учитывает эти интересы. Плюрализм и многопартийность – необходимые атрибуты либерального общества. Государственная власть формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей партий, необходимых для проведения избирательной компании. Государственное управление производится на основе принципа разделения властей. Система «сдержек и противовесов» способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. В государственном управлении используется децентрализация: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть. Недостатки либерального режима: социальная защита некоторых категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство стартовых возможностей. Использование этого режима становится возможным только в обществе, отличающемся высоким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой. 2. гуманистический режим – сохраняет все ценности либерально-демократического режима, продолжает и усиливает его тенденции, устраняя его недостатки. Его правовая форма ориентируется не вообще на личность, на индивида, а на обеспечение здоровья, безопасности, благосостояния, конкретную социальную защиту, поддержку. Главный принцип гуманистического режима – человек – это цель, а не средство. Высокая социальная и юридическая защищенность, утверждение ценности каждой человеческой жизни – эти обязательства государства лежат в практической деятельности всех органов государственной власти. Матузов, Малько также в качестве разновидности демократического режима выделяют президентский и парламентский.
Смысл и содержание идеи правового государства у одних мыслителей зачастую расходились со смыслом и содержанием его у других мыслителей и государственных деятелей. Если у одних идея правового государства ассоциировалась в конечном счете с частной собственностью, богатством определенных классов и слоев, с использованием в различных формах чужого труда, то у других все выглядело наоборот. Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма прослеживаются еще в рассуждениях передовых для своего времени людей Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира. Еще в диалогах Платона проводилась мысль о том, что там, где «закон нее имеет силы и находится под чьей-либо властью», неизбежна «близкая гибель государства». «Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях». Выражая свое отношение к государственной власти, праву и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что «не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права». Там, где отсутствует власть закона, там нет места и форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем. Весьма важным явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому «под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане». Важным оказалось выработанное им положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы «кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами». Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей независимо от их занятий и положения в обществе звучали в многочисленных трактатах Сенеки. Все люди, согласно учению Сенеки, равны между собой в том смысле, что они являются «сотоварищами по рабству», одинаково находясь во власти судьбы. Подобные человеколюбивые мотивы развивались и в Китае, где проводилась мысль о том, что «в государстве должен царить порядок», основанный на законе. Утверждалось, что государь, если он хочет до конца жизни не подвергаться опасности, должен быть справедливым, а «управление страной должно соответствовать спокойствию». Нельзя силой насаждать порядок, т. к. страна управляется справедливостью. Государственно-правовые взгляды и идеи передовых мыслителей того времени стали первоосновой последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундамент теории правового государства. До полного завершения процесса создания данной концепции правового государства было еще далеко. Многое для развития теории правового государства было сделано мыслителями 18 -20 веков. Развивался ряд положений таких мыслителей, как Локк, Монтескье, Радищев, Герцен и др. Философские основы теории правового государства создавались и развивались Кантом, который указывал на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право. Государство, по Канту, выступает в качестве объединения множества людей, подчиненных правовым законам, где действует принцип, согласно которому законодатель не может решить относительно народа того, чего народ не может решить относительно самого себя. Если же государство уклоняется от данного принципа, то оно рискует потерять уважение и доверие граждан, побуждает их к занятию по отношению к себе позиции отчужденности. Учение Канта оказало огромное воздействие на последующее развитие концепции правового государства. Под влиянием его идей в Германии сформировалось представительное направление, среди сторонников которого были Моль, Велькер, Гнейст и др. Словосочетание «правовое государство» впервые встречается в работах немецких учених Велькера и Фрайхера фон Арентина (1824). Но первый юридический анализ данного термина и введение его в научный оборот сделаны их соотечественником Робертом фон Молем. Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве и ставил его пятым по счету после патриархального, патримониального, теократического и деспотического государств. Значительное освещение и развитие идея правового государства нашла в произведениях современных западных юристов, политологов, социологов. В прямой, а чаще косвенной форме она закрепляется в текущем законодательстве ряда западных государств (Испания, ФРГ). Косвенное закрепление идея правового государства получила в конституциях Австрии, Греции, Италии и ряда других государств. Идеи правового государства на протяжении длительного времени занимали умы не только зарубежных, но и отечественных ученых-юристов (Котляровский, Коркунов, Кистяковский, Михайловский). Весьма важное значение с точки зрения формирования и развития идей правового государства в России в конце 19- начале 20 века имели закрепленные в законодательных актах положения, касающиеся осуществления законодательной власти государем императором «в единении с представителями народа», порядке выборов в Государственную Думу, о правах и обязанностях российских подданных, среди которых «право свободно избирать место жительство, занятие, приобретать и отчуждать имущество, беспрепятственно выезжать за пределы государства и др. В условиях самодержавия было бы весьма наивно говорить о становлении правового государства. Основной законодательный массив был направлен не только на сохранение, но и на укрепление самодержавной власти. Тем не менее появление в нормативно-правовых актах общих статей и положений, апеллирующих к закону, свидетельствует о том, что в российской государственно-правовой жизни сформировались идеи, созвучные идеям правового государства. Всю историю формирования и развития идеи правового государства в России можно разделить на три периода: 1. вторая половина 19 века – до Октябрьской революции 1917 г. 2. 1917 – 1985 год 3. 1985 – до настоящего времени. Характерные особенности первого этапа формирования и развития идей правового государства: 1. становление и развитие их под сильным воздействием западных демократических идей 2. формирование и развитие идей правового государства в рассматриваемый период осуществлялось в условиях сохранения сильной самодержавной власти, в противоборстве с идеями просвещенного абсолютизма. В сознании многих людей доминировали автократические идеи о священности и неприкосновенности монархической власти. 3. формирование идей правового государства осуществлялось на фоне и в контексте академических дискуссий о соотношении государства и права не только на современном этапе, но и на самой первой стадии их возникновения и развития. Важное значение для развития идей правового государства в Росси имела разработка проблем гражданского общества и конституционного государства. Согласно существовавшему мнению конституционное государство представляло собой практическое осуществление идеи правового государства. Правовое государство при этом определялось как такое государство, которое «в своих отношениях к подданным связано правом, подчиняется праву». Иными словами, это такое государство, члены которого по отношению к нему имеют не только обязанности, но и права, являются не только подданными, но и гражданами. Одним из важнейших условий нормального функционирования правового государства в этот период считалось не только существование на практике принципа разделения властей, но и постоянное поддержание баланса властей. Кистяковский выделял гарантии против захвата власти: а) право народного представительства ежегодно определять бюджет и численность армии б) ответственность министров перед народным представительством, выражающаяся в праве последнего делать им запросы, выражать свое мнение по поводу их действий и передавать их суду за преступления по должности. в) право судебной власти проверять законность правительственных распоряжений и оставлять без исполнения распоряжения, несогласные с законом. Кроме названных вопросов, касающихся концепции правового государства, в центре внимания стояли и другие вопросы. Данный период был одним из самых плодотворных для отечественных исследователей периодом разработки идей правового государства. Следующий этап развития идей правового государства в России не отличался особой позитивной активностью. В практическом отношении данный период в российской истории был шагом назад. Анализ научных источников свидетельствует о том, что на данном этапе не было недостатка в научных трудах и решениях государственных и партийных властей. Однако многие теоретические разработки идей остались не чем иным, как лишь теоретическими разработками. На практике в стране торжествовали совсем иные идеи и принципы. Значительный шаг в развитии идей правового государства в России был сделан за период с 1985 по настоящее время. В этот период были расширены политические права и свободы граждан, упразднена политическая цензура. В принятой Конституции РФ 1993 года были зафиксированы такие принципы и положения, как принцип плюрализма в политической жизни и идеологии, принцип верховенства закона, принцип разделения и относительной самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной властей. Было закреплено положение о том, что РФ - социальное, правовое государство. Лазарев Выделяет необходимые условия формирования правового государства: o Правовое государство возникает там, где общество имеет стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции. Кант говорил, что у человека есть только одно главное право – право на свободу, все другие вытекают из него. Материализации идей правового государства должна предшествовать кропотливая работа человеческого Духа. Если культура, право, демократия, законность не станут индивидуальными ценностями – ни о каком правовом государстве не стоит и думать. o Необходим высокий уровень общей культуры вообще и правовой в частности. Культура как наработанная человечеством сумма духовных и материальных ценностей напрямую влияет на характер политических институтов. o Построение правового государства затруднено там, где имеются давние традиции правового нигилизма. o Правовое государство предполагает определенный уровень индивидуальной и общественной нравственности. Правовое государство основывается на Праве, которое объективно нуждается в моральном обосновании. Право регулирует не все отношения, а только те из них, которые представляют собой наибольшую общественную значимость. o Одной из главных предпосылок формирования правового государства называют наличие институтов гражданского общества. Еще Аристотель определял государство как совокупность граждан, как гражданское общество. Гегель первым указал на то, что между личностью и государством существует некая общественная среда (общество), имеющая значение как для личности, так и для государства. Гражданское общество, по Гегелю, представляет собой опосредованную трудом систему потребностей, которая покоится на двух составляющих – отношениях собственности и формальном равенстве людей. Если государство представляет собой единство различных лиц, то в гражданском обществе каждый для себя цель. В структуру гражданского общества входят также семья, право, корпорации, религия, культура, образование и др. o Правовое государство требует мощного экономического базиса, высоких стандартов жизни и доминирования «среднего» класса в социальной структуре общества. o Наличие рыночной многоукладной экономики. Опыт свидетельствует, что экономический монополизм порождает монополизм политический, т.е. доминирование одной партии, одной идеологии, одной системы ценностей. Современное гражданское общество – это общество с развитой системой рыночных отношений. Демократия основывается на плюрализме гражданского общества. Гражданское общество предполагает доминирование общечеловеческих ценностей и интересов. o Развитое гражданское общество и правовое государство формируются при условии ориентации на социальную справедливость. Правовое государство непременно должно быть социальным, предполагающим достаточно высокий уровень жизни. o Формирование правового государства требует сбалансированных усилий. Нельзя проводить правовую реформу в отрыве от политической. Все необходимо увязывать и добиваться параллелизма.
Правовое государство – организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права гос. власти в целях недопущения злоупотреблений. (Малько, Матузов) Правовое государство – организационно-правовая форма организации и деятельности публичной власти, раскрывающая характер ее взаимоотношений со всеми субъектами права. Правовое государство помимо своих специфических признаков и черт обладает общеродовыми признаками, характерными и для неправовых государств: 1. правовое государство обладает публичной властью. Выступает как официальный представитель не только правящих, но и всех остальных слоев общества. 2. располагает специальным аппаратом управления и принуждения 3. располагает разветвленной системой юридических средств. 4. правовое государство обладает суверенитетом. Признаки правового государства: 1. Верховенство закона (господства права) - одно из проявлений принципа господства права во всех сферах общественной жизни. Право и закон - не одно и то же. Право отождествляется с мерилом нашей свободы, равенства, справедливостью. Право - нормативно закрепленная справедливость. Закон может быть несправедливым. Все законы должны соответствовать этим условиям, быть справедливыми. Право - объективная категория, которая должна быть выражением основных закономерностей развития общества. Только тогда законы могут отражать высшую справедливость. А все ли законы соответствуют этому? Право должно соответствовать господствующим в обществе нормам морали и нравственности. В соответствии с данным признаком ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив, государственная или общественная организация, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону. Необходимо не формальное, а реальное господство закона во всех сферах жизни общества, расширение его прямого воздействия на общественные отношения. Верховенство закона выступает как способ ограничения политической власти. В правовом государстве закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается либо самим народом, либо депутатами, которые являются представителями народа и выражают общественные интересы. 2. Все нормативно-правовые акты нижестоящие должны соответствовать нормативно-правовым актам более высокого уровня. Господство правового закона в системе правовых актов. 3. Законосодержательность - законы должны быть написаны ясно, понятно (и для рядового гражданина), юридическим языком (у нас некоторые законы не соответствуют данному требованию). Законы должны устанавливать права, устанавливать обязанности, устанавливать ответственность, санкции за их неисполнение. В самом нормативно-правовом акте складывается механизм его реализации. Если этого нет, то это не нормативный акт, а всего лишь декларация. 4. В правовом государстве должен быть принцип "разрешено все, что прямо не запрещено законом". Данный принцип регулирования общественных отношений действует для всех граждан. Но в отношении государственных органов, государственных учреждений, должностных лиц должен действовать принцип "разрешено то, что прямо разрешено". Вопросов, оставленных на усмотрение чиновников, должно быть как можно меньше, для того, чтобы не оставалось места чиновничьему произволу. 5. Признак взаимной ответственности государства и права. Законы писаны для всех, включая государство. Поэтому должен быть создан такой механизм правового регулирования, который бы устанавливал конкретные виды и размеры ответственности для должностных лиц, совершивших правонарушения. В условиях правового государства личность и властвующий субъект должны выступать в качестве равноправных партнеров. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписаний и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: а) ответственность правительства перед представительными органами б) дисциплинарная, Гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением. в) импичмент Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могли бы стать референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и др. На тех де правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение меры государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меры свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения. 6. связанность государства правом. Государство в своих действиях должно исходить из требований права, из круга полномочий, которые закреплены за каждым должностным лицом. 7. направленность всей деятельности государства и на защиту прав и свобод, законных интересов личности. В этом направлении определенные шаги уже есть. По Конституции 93 г.: человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание неотчуждаемости этих прав и свобод. Эти права возникают у человека с момента рождения. Должно быть реальное обеспечение прав и свобод, т.е. должны существовать гарантии: политические, экономические, социальные, идеологические, духовные и др. Экономическая гарантия - частная собственность. Современное состояние экономики в России очень плохое - большинство населения находится за чертой бедности. 8. Необходим также определенный уровень правосознания, правовой культуры - человек должен знать свои права, уметь их защищать. В сознании должна быть четкая линия - жить по закону. За границей это просто выгодно (жить по закону), а у нас наоборот. 9. Необходимо наличие в обществе эффективных и надежных механизмов, которые обеспечивали бы реализацию всех вышеперечисленных принципов. Это достигается эффективной работой правоохранительных органов, формированием должного общественного мнения, действием механизмов контроля за деятельностью государственных органов, защитой человека и его объединений (гражданское общество). Для правового государства необходима социально-экономическая основа. Только когда существует гражданское общество, может существовать правовое государство. 10. Правовое государство формируется только на основе принципа разделения властей. Власть не должна сосредотачиваться в руках одного лица или одного гос. органа. Это разделение необходимо на трех уровнях: функциональном, институциональном и персональном. 1) Функциональный - чтобы была обеспечена свобода, необходимо функцию принятия решений о применении принуждения разграничить от функции осуществления государственного принуждения. 2) Институциональный - институты, которые принимают решения и осуществляют их, должны быть разграничены на уровне государственных органов, т.е. должны быть отдельные органы власти - законодательные, исполнительные, судебные. Органы исполнительной власти, в руках которых принудительная сила, могут применять эту силу только на основании решений законодательной или судебной власти. Они не могут заниматься первоначальным правотворчеством, т.е. издавать нормы, имеющие силу закона. Статья 90 - Президент может издавать Указы только на основе конституции - так должно быть, а записано - "не противоречащих Конституции". Президент может издавать Указы, если сфера не урегулирована. Это - законотворчество. Возникает конкуренция в законотворчестве, что нарушает принцип разделения властей. 3) Персональный - означает, что функционеры-исполнители не могут входить в законодательные органы, а депутаты законодательного органа не могут участвовать в деятельности исполнительных органов (у нас это последовательно проведено на уровне Федерации). В последнее время говорят о появлении новых ветвей власти - контрольная, учредительная, информационная. Представляется, что они имеют вспомогательное значение, дополняют. В классической теории разделения властей Президент относится к исполнительной власти, а у нас по Конституции Президент относится к "4-й" власти, исполнительная власть представлена правительством. Непонятный баланс внутри исполнительной власти: Президент представляет 4-ю президентскую власть, но в то же время обладает всей полнотой исполнительной власти. Это отразилось в противоречии: президентские органы (Администрация Президента, Совет Безопасности) дублируются исполнительными органами (Правительство с Министерствами) - решения сначала принимаются в президентских органах. У нас в концепции - попытка возвысить Президента над всеми другими органами. Координирует и согласует деятельность, арбитр над всеми властями. Разделение в РФ проведено непоследовательно с дисбалансом в пользу Президента (право законодательной инициативы, право роспуска ГД, первоначальное законотворчество и т.д.). Судебная власть - судьи независимы, подчиняются только закону. В этом есть своя опасность. Должен быть контролирующий орган. Очень важна система сдержек и противовесов - контроль. 11. В числе важнейших признаков и черт правового государства выступает не только создание, но и поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности, предотвращения попыток узурпации власти, сосредоточения ее в одних или нескольких руках.
На ранних этапах идеи правового государства в России формировалось и развивалось в следующих условиях. 1. Становление и развитие под сильным воздействием западных демократических идей. Эти идеи таких авторов как Руссо, Дидро, Локк, Гельвеций, Монтескье. А. Ленинг выступал против всесилия государства, в котором не может быть свободных граждан, есть только «несвободные рабы». К. Штаммлер: Право есть такое правило поведения, которое должно соблюдаться не только рядовыми гражданами и организациями, но и самой властью. И это правило действует до тех пор, пока не будет заменено новым правилом. Если власть, установившая правило, не считает нужным его соблюдать, и действует по своему усмотрению, то право сменяется произволом. 2. Развитие идеи правового государства развивалась в рамках сохранения сильной самодержавной власти. Карамзин Н. выступал против какого-либо законодательного ограничения самодержавия. Власть монарха всегда должна быть выше закона. Россия всегда страдала от «разновластия». Подчинение самодержавия закону и принятие конституции «грозит России гибелью». Принятие Конституции он называл бессмысленным, так как в случае её нарушения монархом, в России не нашлось бы силы сделать его ответственным. Идея просвещенного абсолютизма в этот период вырождалась и развивались идеи правового государства. В законодательстве и научной юридической литературе большую популярность и значимость приобретают либерально-демократические правовые мотивы. 3. Бурной на рубеже 19-20 в.в. дискуссии о соотношении права и государства, в том числе о том, что первично и что вторично государство или право. Существовало 2 точки зрения: 1) Государство генетически предшествует праву. Норма права – требование государства. Государство, являясь источником права, не может быть им обусловлено. Таким образом, право определяется по признаку принудительности. 2) Теория изначального первенства права над государством. Государственная власть по своей природе носит правовой характер. Государство не может быть источником права, потому что оно само вытекает из права, которое его ограничивает и сдерживает (Шершеневич Г.Ф.). Совершенно очевидно, что при первом подходе государство не может быть правовым, а наоборот тоталитарным, авторитарным. Вторая же точка зрения описывает условия более благоприятные для развития правового государства. Приверженцев теории первенства права становится все больше – теоретиков и практиков. Однако существовало достаточно серьезное противостояние. Весьма удобной оказалась идея Г. Елленека об одновременном возникновении и параллельном развитии государства и права, и его попытка сблизить указанные теории. Право есть исключительно социальная функция, право возникает лишь в человеческом обществе. А само существование человеческого общества предполагает как наличие определенной организации, так и существование определенного государственного образования. Признаки перехода большинства юристов ко второй теории и, соответственно, начала становления и развития в России идей правового государства, замечаются в изменении оценки чрезвычайно-указного права. В конституционном государстве оно «есть прямое наследие абсолютной монархии, где волеизъявления главы государства могли иметь силу закона» (Котляровский С.). По мере изменения отношения к чрезвычайно-указному праву изменялось и оно само. Все более часто подчеркивался его именно чрезвычайный характер, создавались все более надежные гарантии против злоупотребления им. Также, следует добавить, что возникает огромный интерес отечественных ученых-юристов к таким категориям как: принцип разделения властей, народный суверенитет, права человека и гражданина, правового самоограничения государственной власти. В отечественной юридической литературе начала 20 в. отмечалось, что конституционное государство представляло собой ничто иное, как практическое осуществление идеи правового государства. Такое государство в отношениях с подданными связано правом, подчиняется правом (Котляровский Ф.), то есть, граждане (подданные) государства имеют не только обязанности, но и права. Считалось, что для существования правового государства необходимо не только существование принципа разделения властей, но и постоянно поддерживаемый баланс. Больше всего узурпации власти опасались со стороны исполнительной власти (исторический опыт). Гарантии (Кистяковский Ф.): 1. право народного представительства определять бюджет и численность армии, это ставит в зависимость материальные и личные силы государства; 2. министры ответственны перед парламентом, который вправе давать запросы, выражать мнение, передавать их суду за преступления по должности; 3. контрольная функция со стороны суда, право приостанавливать исполнение незаконных решений. В рассматриваемый период затрагивались вопросы законности и качества права: предпринимаемые государством меры должны осуществляться в пределах строгой законности, которая должна быть обеспечена всеми надлежащими гарантиями. Не смотря на самодержавный характер российской государственности до революционного периода, развитие демократической идеи имеет давние корни. Одним из нетеоретических свидетельств можно назвать Указ Александра Первого 1.01.1810 г. об учреждении Государственного Совета. Это совещательный (подготавливал проекты законов) орган и он не подрывал самодержавной власти, но его создание говорит о том, что демократические начала имели место в этот период. Продолжением практической реализации идеи правового государства можно назвать Основные государственные законы, утвержденные указом Николая Второго 23.04.1906 г.: а) Государство управляется в соответствии с законами, принятыми в установленном порядке; б) Все равны перед законом; в) Законы принимаются Гос. Советом и Гос. Думой, а после утверждаются Императором. Указ 6.08.1905 г. – осуществление законодательной власти осуществляется императором «в единении с представителями народа». В начале 20 в. правовое государство понималось организация власти, при котором существовали твердые принципы и бесспорные элементы в праве, над которыми ни государство, ни политика не властны. Считалось, что государство должно быть ограничено правом в интересах отдельной личности. Право по своей природе стоит над партиями, поэтому подчинение право партиям противоречит его сущности. Конституционализм, как необходимое условие построения правового государства, отрицает абсолютизм не только в сфере частной жизни, но и в отношениях граждан с государственной властью. Подготовка первых конституционных проектов началась еще в 18 веке. По сути, первой конституцией можно считать в совокупности Манифест об усовершенствовании государственного порядка 17.10.1905 г. и Основные государственные законы 23.04.1906 г (Корельский, Перевалов В.Д. Теория государства и права. С 107). Основные положения расширяли личную свободу (свобода слова, совести) и политические права (союзы, собрания, право участия в выборах, обязательное утверждение всех законов представительным органом). Период на рубеже 19-20 в.в. несомненно является одним из самых плодотворных периодом в плане разработки идей правового государства. После революции 1917 г. многие юристы считали, что социалистические идеи могут быть единственным условием существования правового государства. Однако с усилившийся к 20 г.г. тоталитаризм превратил право в карательный инструмент, а теория правового государства была объявлена вредной для социализма. Однако наблюдались и позитивные движения: идея разделения функций партийных и государственных органов, идея все более широкого участия народных масс в управлении делами. Возвращение идеи правового государства начатое в 60-х гг. приходится на 90-е. Принятие Конституции РФ свидетельствует о начале нового этапа развития идеи правового государства (Корельский-Перевалов). Анализ научных источников и официальных документов свидетельствуют о том, что в них в достаточном объеме содержались и развивались идеи, приближающие государство к правовому. В 60-80 г.г. имела место дискуссия о соотношении права и закона – эти понятия отождествлялись. Однако эти свидетельства не имели практической реализации. Этому этапу развитию свойственна: 1. новизна: а. принята Конституция нового государства; б. принята путем референдума (демократичность); в. провозглашает РФ как правовое и социальное государство 2. преемственность: а. мировая идея правового государства воспринята всеми политико-правовыми институтами и научной общественностью; б. заметна тенденция сохранения достижений прошлого. Окончательный этап развития идеи правового государства начинается с 1985 г. В этот период были расширены политические права и свободы граждан, упразднена политическая цензура. В Конституции РФ 1993 г. были закреплены принцип плюрализма в политической жизни и идеологии, принцип верховенства закона, принцип разделения властей. Также впервые Конституцией было закреплено положение о том, что государство является социальным и правовым. Однако здесь следует отметить, что это лишь не имеющий под собой реальной основы политико-идеологический штамп. Марченко указывает на то, что любое государство, включая и Россию, никогда в силу объективных и субъективных причин не сможет стать правовым до конца. Этот вопрос является спорным в научной литературе. С. Котляровский добавлял: «Приходится считаться со слабостью и неотчетливость правовых запросов, предъявляемых к государственной власти». Также здесь действует инстинкт политического самосохранения (Марченко). Проблемы формирования правового государства: 1. Гражданское общество только формируется и его структура аморфна. Нестабильность общества порождает безразличность к решению проблем. Отсутствует четкая социальная самоидентификация. 2. Реформа экономики проходит непоследовательно и в результате: отсутствие среднего класса, рост люмпенизации населения, поляризация доходов разных групп населения. 3. Кризисное состояние политической системы: низкий уровень политической системы общества, слабая социальная ориентация партий, нео
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 953; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.200.172 (0.021 с.) |