ТОП 10:

Стадии правотворческого процесса



Стадии правотворческого процесса (Лазарев В.В.):

1. Стадия нормотворческой инициативы (круг субъектов определен)

2. Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработке его проекта, включении в план законопроектных работы и т.п.

3. Разработка проекта н.п.а. и его предварительное обсуждение

4. Рассмотрение проекта н.п.а. в том органе, который уполномочен его принять

5. Принятие н.п.а.

6. Доведение содержания н.п.а. до его адресатов

Этапы (делящиеся на стадии) правотворческого процесса (Пучков О.А.):

1. Предпроэктный этап – в обществе выявляется потребность в урегулировании номами права соц. проблемы.

Этап принятия правотворческого решения

• Стадия внесения в правотворческий орган проекта н.п.а. субъектом правотворческой инициативы

• Стадия рассмотрения проекта закона в комиссиях и комитетах правотворческого органа

• Стадия обсуждения законопроекта по палатам или на совместном заседании палат правотворческого органа

• Стадия принятия проекта правотворческим органом во втором (окончательном) чтении + подписание и обнародование текста н.п.а.

Стадии правотворческого процесса (Комаров С.А.)

1. Первый этап – подготовка

• принятие решения о подготовке акта

подготовка текста н.п.а.

обсуждение текста проекта н.п.а.

согласование проекта

доработка проекта

2. Второй этап – принятие

внесение проекта на рассмотрение

обсуждение проекта

голосование проекта

подписание проекта

опубликование и доведение до адресата

 

* * *

Особой разновидностью правотворчества является законотворчество, что вытекает из особенностей данного НПА. Закон принимает органы государственной власти, характеризуется высшей силой, отличается установленной процедурой принятия и направлен на урегулирование особо важных общественных отношений.

Ст. 104 КРФзаконодательная инициатива:

1. президент;

2. совет федерации;

3. законодательные органы субъектов;

4. глава совета федерации;

5. депутаты государственной думы;

6. правительство;

7. КС, ВС, ВАС по вопросам их деятельности.

ФЗ принимается Государственной Думойбольшинством голосов, если иное не предусмотрено КРФ. В течении 5 дней направляется в Совет Федерации. В течении 14 дней Совет Федерации должен рассмотреть. Если не рассмотрел, то считается одобренным.

Группа вопросов, по которым совет федерации обязан рассматривать законопроекты и заключения по вопросам бюджета, федеральные налоги и сборы, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование и денежная эмиссия, вопрос ратификации или денонсации международных договоров РФ, статусе и охране государственной границы РФ, вопросы войны и мира.

Принятый ФЗ в течении 5 дней направляется Президенту. В течении 14 дней должен подписать. Если Президент не подписывает, то это означает, что он наложил вето, которое преодолевается квалифицированным большинством (п. 3 ст. 107 КРФ).

Есть предложение по изменению этого пункта, так как это дополнительное мощное средство воздействия президента на законодательные органы страны: вынуждает принимать закон квалифицированным большинством.

Считается, что необходимы изменения: президентское вето преодолевались в том случае, если при повторном обсуждении было большинство ГД и СФ – простое большество.

 

Понятие и классификация нормативно-правовых актов

 

Источники (формы) права (в юридическом смысле) - способ выражения, оформления и закрепления норм права, то, где содержатся нормы права (Парфенов). Виды:

Нормативно-правовой акт

2. Правовой обычай

3. Судебный, административный прецедент

4. Нормативный договор

5. Научные доктрины

Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ, принятый компетентным органом в определенном процессуальном порядке, который содержит нормыправа (правила поведения общего характера, рассчитанные на многократное применение, обеспеченные мерами гос. воздействия).

Нормативно-правовой акт – это письменный документ соответствующего компетентного государственного органа, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются нормы права, содержащие правила поведения общего характера (Комаров С.А.)

Нормативно-правовой актакт, устанавливающий нормы права, вводящий их в действие, изменяющий или отменяющий правила общего характера (Лазарев В.В.)

Нормативно-правовой актофициальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юр. нормы (Пучков О.А.)

Нормативно-правовой акт - документ изданный компетентным органом и содержит нормы права (Парфенов).

Признаки н.п.а.:

• издается компетентными органами (исходит от государства и выражает сбалансированную гос. волю)

• принимается в определенном процессуальном порядке

содержит нормы права (основное содержание – типичные правовые предписания, обладающие юр. силой, устанавливающие единый гос.-властный порядок регулирования соц.-значимых отношений, ограниченный во времени, в пространстве и по кругу адресатов).

• строго определенная документально-письменная форма (символы, реквизиты), содержание структурировано, деловой стиль, специальная терминология

обладает юр. силой

обеспечен мерами гос. воздействия

Отличие от ненормативных актов (актов правоприменения, интерпретационных):

• направлен на регулирование типичных, массовых отношений

• неопределенное (многократное)количество применений

не персонифицирован

Преимущества н.п.а. (Пучков О.А.):

оперативность

систематизированность

точность

охрана со стороны государства

Свойства н.п.а. (Пучков О.А.)

дифференцированы (механизм государства имеет разветвленную структуру)

иерархизированы

конкретизированы (по предмету регулирования, субъектам исполнения и раелизации права).

 

Виды н.п.а.

 

По юридической силе (Лазарев В.В.):

законы

подзаконные н.п.а.

• н.п.а. главыгосударства

• н.п.а. правительства

• н.п.а. министерств

• ...

локальные (внутриорганизационные) правовые акты администраций предприятий, учреждений, организаций.

По принадлежности закрепляемых норм права к отрасли права (Лазарев В.В.):

конституционные

административные

• …

По субъектам их издания (Лазарев В.В.):

• акты органов государства

• санкционированные государством акты общественных организаций

• акты органов самоуправления

• акты непосредственного народного волеизъявления (Например: референдума)

По издавшему органу (Лазарев В.В.):

• н.п.а. законодательных органов

• н.п.а. исполнительных органов

• н.п.а. правоохранительных органов

• н.п.а. ОМСУ

• н.п.а. контрольно-надзорных органов

По способам установления (Лазарев В.В.):

принятые государством

признанные государством

санкционированные государством

• н.п.а. общественныхобъединений

• акты с предварительной санкцией государства

• акты с последующей санкцией государства

По сроку действия (Матузов):

• акты неопределенно длительного действия

временные акты

 

Понятие и классификация законов

 

Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ, принятый компетентным органом в определенном процессуальном порядке, который содержит нормыправа (правила поведения общего характера, рассчитанные на многократное применение, обеспеченные мерами гос. воздействия). Виды:

закон

• подзаконный акт

Закон – это н.п.а., изданный в особом процессуальном порядкевысшимпредставительным органом или непосредственно народом, обладающий высшей юр. силой, занимающий ведущее место в системе н.п.а. и источников права, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Закон – это нормативно-правовой акт изданный высшим представительным органом власти (=> обладающий высшей юридической силой) в установленном законом порядке регулирует наиболее важные общественные отношения (Парфенов).

Законпринятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юр. силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. (Кулапов В.Л.)

Закон – обладающий высшей юр. силойн.п.а., принятый в особом порядкевысшимпредставительным органом гос. власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения (Пучков О.А.).

Закон – принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юр. силой н.п.а., выражающий гос. волю по ключевым вопросам регулирования общественной и гос. жизни (Лазарев В.В.)

Подзаконный акт – одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, воисполнение его, для конкретизации законодательных предписаний (Лазарев В.В.)

Признаки закона:

н.п.а. (юр. документ, содержащий нормы права)

• результат правотворческой деятельности высшего представительного органа власти или всего народа

• регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые общественные отношения

• обладает высшей юр. силой

ведущее место в системе н.п.а, фундаментальный (основополагающий) юр. документ

Ведущее место обусловлено:

• принимается только законодательными органами гос. власти или непосредственно народом (референдум)

высшая юр. сила.

• все остальные правовые акты должны исходить из закона
и им не противоречить

не нуждаются в утверждении другими органами

их никто не вправе отменить, кроме органа, их издавшего.

• регулирует основополагающие отношения

особый процессуальный порядокпринятия

Классификация законов

 

По юр. силе:

КРФ

ФКЗ

ФЗ (обычные)

• …

По субъектам законотворчества:

• принятые в результате референдума

• принятые законодательныморганом

По сфере действия:

федеральные

субъектов федерации

ОМСУ

По отраслевой принадлежности:

конституционного права

уголовного права

• …

По кругу субъектов права:

граждане

иностранные граждане

• лица без гражданства

По значимости в системе законодательства:

Конституционные

Текущие

Обычные

Органические – кодифицированные

Чрезвычайные – действуют во время ч/с

 

 

Верховенство закона и конституционный надзор

 

Закон – это н.п.а., изданный в особом процессуальном порядкевысшимпредставительным органом или непосредственно народом, обладающий высшей юр. силой, занимающий ведущее место в системе н.п.а. и источников права, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Ведущее место обусловлено:

• принимается только законодательными органами гос. власти или непосредственно народом (референдум)

высшая юр. сила.

• все остальные правовые акты должны исходить из закона
и им не противоречить

не нуждаются в утверждении другими органами

их никто не вправе отменить, кроме органа, их издавшего.

• регулирует основополагающие отношения

особый процессуальный порядокпринятия

Верховенство закона является одной из важнейших характеристик правового государства и означает:

1. верховенство конституции;

2. особую процедуру принятия и изменения закона;

3. обязательное соответствие всех иных нормативных актов закону;

4. наличие механизмов реализации и защиты закона;

5. конституционный надзор, обеспечивающий непротиворечивость всей законодательной системы.

Верховенствоправа предполагает наличие законов с правовым содержанием (правовых законов) и связанность государственной власти правовыми законами, то есть правом. Принципы верховенства права:

1. правительство народа, управляемое народом и существующее для народа;

2. разделение властей и принципы взаимосвязи между законодательной, исполнительной и судебной властью;

3. представительная демократия, процедурные и существенные ограничения в отношении правительственных действий, направленных против частных лиц;

4. ограниченное правительство и федерализм;

5. судебное разбирательство независимой системой судебных органов как центральный механизм проведения конституционных законов в жизнь.

Конституционный контроль – специализированный механизм охраны конституции государства как нормативного правового акта высшей юридической силы. Конституционный контроль есть специфическая деятельность компетентных государственных органов по обеспечению конституционной законности, верховенства конституции в системе нормативных актов, её прямого, непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений на всей территории государства.

Конституционная законность означает:

1. правовой характер самой конституции;

2. верховенство конституции в правовой системе государства;

3. прямое действие конституции;

4. действие конституции на всей территории государства;

5. полное осуществление, реализация конституции, всех её положений в действиях должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений;

6. эффективная система обеспечения действия конституции и её охраны.

Обеспечение конституционной законности – это система мер, направленных на гарантирование и её упрочение, на профилактику нарушений конституционной законности.

Гарантирование и упрочнение конституционной законности – формирование и совершенствование, развитие положительных условий и факторов внешней среды в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Профилактика нарушений конституционной законности – выявление причин и условий нарушений норм конституции, их устранение, ликвидацию негативных факторов, явлений и процессов, которые ведут к нарушениям конституционной законности.

Защита конституционной законности –пресечение нарушений Конституции в право(законо)творческой деятельности и правоприменении, восстановление нарушенного права и привлечение виновных к юридической ответственности. Система защиты Конституции включает систему контроля и надзора за действием конституционных норм, систему индивидуальной защиты гражданами своих конституционных прав и свобод, законных интересов.

Субъекты конституционного контроля:

1. Глава государства, парламент правительство в процессе осуществления своих функций (общий(общеполитический) конституционный контроль);

2. Специализированные органы конституционного контроля в виде органов конституционного надзора (квазисудебные органы);

3. Судебные органы.

Судебный конституционный контроль – проверка на соответствие конституции объектов такого контроля судебными органами (специализированные суды, конституционные суды).

2 разновидности судебного конституционного контроля:

1. осуществляемый судами общей юрисдикцией при рассмотрении конкретных дел в соответствии с обычной процедурой либо Верховые (Высшие) суды или их специальные палаты по особой процедуре.

2. осуществляемый специализированными – конституционными – судами. Они обладаю специальной конституционной юрисдикцией, осуществляемой посредством специальной самостоятельного судопроизводства – конституционного судопроизводства.

Судебная конституционная юрисдикция и соответствующее конституционное судопроизводство составляют конституционную юстицию, то есть конституционное правосудие.

Признание органами конституционного правосудия, например, закона неконституционным означает прекращение действия этого закона. Дополнительного решения парламента не требуется.

Конституционное правосудие – это сущность конституционного контроля и форма конституционного судопроизводства. Это самостоятельный вид государственно-властной контрольной деятельности в специализированной форме конституционного правосудия. Таким образом, конституционное правосудие есть высшая форма конституционного контроля.

Конституционный суд как орган государственной власти имеет политико-правовую природу, так как осуществляет конституционный контроль как самостоятельное направление государственно-властной деятельности.

Укреплению конституционной законности могут служить послания, доклады конституционных судов о состоянии конституционной законности в стране, о результатах осуществления конституционного правосудия и перспективах его развития и повышения эффективности.

 

Систематизация нормативно-правовых актов и её виды

 

Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ, принятый компетентным органом в определенном процессуальном порядке, который содержит нормыправа (правила поведения общего характера, рассчитанные на многократное применение, обеспеченные мерами гос. воздействия).

Систематизация н.п.а. –целенаправленная деятельность по упорядочиванию и приведению в единую внутренне согласованную систему н.п.а. (нормативного материла).

Систематизация н.п.а.упорядочивание н.п.а., приведение их в систему (Малько).

Систематизация н.п.а.целенаправленная работазаконодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения (Пучков О.А.)

Систематизация н.п.а.упорядочивание действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную, внутренне согласованную систему. (Комаров С.А.)

Направления (аспекты) систематизации (Лазарев В.В.):

Внешний аспект систематизации – расположение правового материала по разделам, рубрикам, классификация, облегчающая поиск необходимых н.п.а.

Внутренний аспект систематизации – достижение внутреннего единства правовых норм, устранение коллизий и пробелов в праве.

Инкорпорация – наиболее простая форма систематизации правового материала путем объединения в сборник, безизменения содержания, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное значение (Малько).

Инкорпорация – вид систематизации, в ходе которой действующие н.п.а. сводятся воединобез изменения их содержания, переработки и редактирования (Пучков О.А.)

При инкорпорации осуществляется:

внешняя обработка н.п.а.

• в первоначальный текст вносятся официальные изменения

• исключаются положения, утратившие силу

объединение н.п.а. в сборник

Субъекты инкорпорации – любые лица:

• гос. органы

• общественные организации

• отдельные граждане

Виды инкорпорации:

В зависимости от субъектов (Сенякин И.Н.):

официальная – компетентными гос. органами, результат – источник официального опубликования (Например: Собрания законодательства, Своды законов).

официозная (полуофициальная)

неофициальная

В зависимости от способа (Сенякин И.Н.):

предметная – по определенной теме

хронологическая – по времени принятия

субъектная – по субъекту, принявшему н.п.а. (Комаров С.А.)

В зависимости от охватываемого объема н.п.а.:

генеральная – охватывает все н.п.а. по необходимому предмету регулирования

частная

Консолидация – форма систематизации, при которой происходит объединение н.п.а. в единый логически цельный актбез изменения их содержания, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение (Малько).

Пример консолидации: Указ Президиума ВС СССР от 1 окт. 1980 года «О праздничных и памятных датах».

Акты отбираются по принципу относимости к одному виду деятельности (например: образование).

Содержит чертыинкорпорации и кодификации и часто имеет промежуточное значение.

Кодификация –наиболее сложная форма систематизации, способ правотворчества, представляющая собой деятельность компетентных органов, направленную на кореннуювнешнюю и внутреннюю переработку н.п.а. (нормативного материала) с изменением содержания (включая принятие новых правовых норм) путем объединения в единый, логически цельный и внутренне согласованный кодифицированныйакт.

Кодификация – наиболее сложная форма систематизации, представляющая собой деятельность, направленную на коренную, как внешнюю, так и внутреннюю, переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. (Сенякин И.Н.)

Кодификацияобъединение нормативного материала в единый, логически цельный , внутренне согласованный акт с изменением их содержания (Малько)

При кодификации осуществляется:

устранениеустаревших норм

устранениепротиворечий

• создание новых норм

• обеспечение согласованности и логичности

Признаки кодификации:

• осуществляется только компетентными органами

• происходит коренное изменение правовых норм

• способ правотворчества

• результат – новый кодифицированный (органический) н.п.а., являющийся основным

Виды кодификации:

всеобщая – затрагивается большая часть законодательства, предполагает образование сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства

отраслевая

специальная – нормы одного или нескольких институтов

 

Основные направления совершенствования Российского законодательства

 

Парфенов

В переходное время, в обществе, в т.ч. и в Российском, со всей остротой встает вопрос о новой роли права, об обновлении и развитии законодательства, т.к. без этого нельзя обеспечить проведение экономических и других реформ, приостановить рост правонарушений и успешно формировать правовое государство.

Дело не сводится к количеству принимаемых н.п.а., их число не свидетельствует о повышении уровня правового регулирования общественных отношений и укреплении законности. Здесь нужна новая современная концепция развития российского законодательства, позволяющая предвидеть динамику его развития, определить приоритетные законы на ближайшую перспективу, исходя из потребностей экономики, интересов граждан и государства.

В этой концепции д.б. отражены как задачи переходного периода формирования рыночной экономики, создания новых институтов государства и гражданского общества, так и стратегические задачи повышения эффективности правового воздействия на общественные отношения. В процессе выработки концепции развития российского законодательства прежде всего необходимо сформировать новые представления о праве с учетом всего полезного, что было накоплено нашей правовой системой.

Необходимо помнить, что любой принятый закон д.б. обеспечен как организационно, так и материально.

Основные положения, которые необходимо сформулировать:

1. Право должно рассматриваться как ценность общества, как нормативное выражение справедливости, способ закрепления прав и свобод человека. Право не является только результатом деятельности гос. власти. Напротив, оно выступает основой её построения и функционирования.

2. Целесообразно отказаться от широкой трактовки законодательства, под которым понимались не только законы, но и иные н.п.а. Высшей юридической силой должен обладать закон, на основе и во исполнение которого должны приниматься иные н.п.а.

3. Развитие законодательства д.б. направлено прежде всего на реализацию положений КРФ. Прошлый опыт показывает, что разрыв между Конституцией и законодательством существовал. Конституционные нормы были обречены на бездействие, слабо отражались в отраслях законодательства. Д.б. созданы механизмы, обеспечивающие прямое и опосредованное действие конституционных норм.

4. Современная концепция законодательства призвана в полной мере раскрыть особенности федеративной природы нашего государства. Наметившаяся децентрализация правового регулирования находит выражение в разумных формах, прежде всего в законодательстве двух уровней – федерального и субъектов федерации. Поэтому особое значение приобретает создание эффективного правового механизма по реализации полномочий и выравниванию статуса СРФ

5. Концепция законодательства должна соответствовать преодолению несогласованности между принятыми правовыми актами и их реализацией. Словесное признание верховенства закона и его реальное бездействие д.б. преодолены. Это позволит считать приоритетом правотворчества степень поддержки обществом законов и эффективность их реализации.

6. Следует в большей мере учитывать сближение общепринятых норм и принципов международного права и норм национального права. Особенно влияние на источники правовых актов межгосударственных объединений. Допустимо лишь научно обоснованное сопоставление национальных и иностранных законов, позволяющее избежать механического копирования.

7. В процессе развития законодательства необходимо согласованно решать две главные задачи:

строже увязывать законодательство с проводимыми реформами, достижением целей экономики, политики, соц. развития

обеспечивать целостность и четкую структуру законодательства, мобильность и устойчивость его отраслей.

В противном случае привязка законов только к текущим задачам приведет к нарастанию правового хаоса.

Факторы, которым должно подчиняться развитие законодательства:

1. Удовлетворение основных потребностей общества с помощью закона, на основе научного анализа и прогноза,

2. Законодательное обеспечение государственных реформ и программ по важнейшим направлениям экономического и социально-культурного развития РФ в качестве их составного элемента.

3. Совершенствование структуры законодательства должно проводиться с учетом обеспечения развития системы права, отраслей и основных правовых институтов.

4. Необходимо учитывать децентрализацию правового регулирования на основе федеративных начал и самоуправления.

Основные направления развития законодательства:

Государственное право

Необходимо принятие Федеральных законов:

• Об институтах власти,

• О н.п.а.,

• О процедурах преодоления разногласий и разрешении споров между ОГВ РФ и ОГВ СРФ.

• Об утверждении института федерального принуждения для устранения разногласий между РФ и СРФ.

• О порядке принятияв РФ СРФ, образования нового Субъекта Федерации.

• Об изменении конституционного статуса СРФ,

• О статусе самих субъектов РФ,

• О границах между СРФ,

• О процедуре заключения федеральных договоров между СРФ

Укрепление статуса граждан и развитие демократических начал будут способствовать законы:

• О национальных меньшинствах

• О культурно-национальной автономии

• Законы, предусматривающие гарантии реализации конституционных прав и свобод граждан.

Законодательство в сфере экономики:

Совершенствование налогового законодательства.

Изменение законов и бюджетной системе и бюджетном процессе.

Формированию рыночных отношений в экономике и новых сфер деловых отношений должны способствовать Законы об информационном обмене и праве граждан на информацию.

Трудовые отношения и социальное развитие:

• О внесении изменений в законы о коллективных трудовых спорах, о коллективных договорах.

• О гарантированном МРОТ (для обеспечения социальной защиты необходимо принятие ряда н.п.а. в развитие ст. 7 КРФ),

• О защите интересов детей

• О системе социальных служб.

Основызаконодательства об организации науки в РФ (базовый акт в этой области)

Необходимо обновить законы:

• Об образовании

• О здравоохранении

• О культуре

• О спорте







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.248.180 (0.045 с.)