Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стадии правотворческого процессаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Стадии правотворческого процесса (Лазарев В.В.): 1. Стадия нормотворческой инициативы (круг субъектов определен) 2. Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработке его проекта, включении в план законопроектных работы и т.п. 3. Разработка проекта н.п.а. и его предварительное обсуждение 4. Рассмотрение проек та н.п.а. в том органе, который уполномочен его принять 5. Принятие н.п.а. 6. Доведение содержания н.п.а. до его адресатов Этапы (делящиеся на стадии) правотворческого процесса (Пучков О.А.): 1. Предпроэктный этап – в обществе выявляется потребность в урегулировании номами права соц. проблемы. Этап принятия правотворческого решения • Стадия внесения в правотворческий орган проекта н.п.а. субъектом правотворческой инициативы • Стадия рассмотрения проекта закона в комиссиях и комитетах правотворческого органа • Стадия обсуждения законопроекта по палатам или на совместном заседании палат правотворческого органа • Стадия принятия проекта правотворческим органом во втором (окончательном) чтении + подписание и обнародование текста н.п.а. Стадии правотворческого процесса (Комаров С.А.) 1. Первый этап – подготовка • принятие решения о подготовке акта • подготовка текста н.п.а. • обсуждение текста проекта н.п.а. • согласование проекта • доработка проекта 2. Второй этап – принятие • внесение проекта на рассмотрение • обсуждение проекта • голосование проекта • подписание проекта • опубликование и доведение до адресата
* * * Особой разновидностью правотворчества является законотворчество, что вытекает из особенностей данного НПА. Закон принимает органы государственной власти, характеризуется высшей силой, отличается установленной процедурой принятия и направлен на урегулирование особо важных общественных отношений. Ст. 104 КРФ – законодательная инициатива: 1. президент; 2. совет федерации; 3. законодательные органы субъектов; 4. глава совета федерации; 5. депутаты государственной думы; 6. правительство; 7. КС, ВС, ВАС по вопросам их деятельности. ФЗ принимается Государственной Думой большинством голосов, если иное не предусмотрено КРФ. В течении 5 дней направляется в Совет Федерации. В течении 14 дней Совет Федерации должен рассмотреть. Если не рассмотрел, то считается одобренным. Группа вопросов, по которым совет федерации обязан рассматривать законопроекты и заключения по вопросам бюджета, федеральные налоги и сборы, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование и денежная эмиссия, вопрос ратификации или денонсации международных договоров РФ, статусе и охране государственной границы РФ, вопросы войны и мира. Принятый ФЗ в течении 5 дней направляется Президенту. В течении 14 дней должен подписать. Если Президент не подписывает, то это означает, что он наложил вето, которое преодолевается квалифицированным большинством (п. 3 ст. 107 КРФ). Есть предложение по изменению этого пункта, так как это дополнительное мощное средство воздействия президента на законодательные органы страны: вынуждает принимать закон квалифицированным большинством. Считается, что необходимы изменения: президентское вето преодолевались в том случае, если при повторном обсуждении было большинство ГД и СФ – простое большество.
Источники (формы) права (в юридическом смысле) - способ выражения, оформления и закрепления норм права, то, где содержатся нормы права (Парфенов). Виды: Нормативно-правовой акт 2. Правовой обычай 3. Судебный, административный прецедент 4. Нормативный договор 5. Научные доктрины Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ, принятый компетентным органом в определенном процессуальном порядке, который содержит нормыправа (правила поведения общего характера, рассчитанные на многократное применение, обеспеченные мерами гос. воздействия). Нормативно-правовой акт – это письменный документ соответствующего компетентного государственного органа, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются нормы права, содержащие правила поведения общего характера (Комаров С.А.) Нормативно-правовой акт – акт, устанавливающий нормы права, вводящий их в действие, изменяющий или отменяющий правила общего характера (Лазарев В.В.) Нормативно-правовой акт – официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юр. нормы (Пучков О.А.) Нормативно-правовой акт - документ изданный компетентным органом и содержит нормы права (Парфенов). Признаки н.п.а.: • издается компетентными органами (исходит от государства и выражает сбалансированную гос. волю) • принимается в определенном процессуальном порядке • содержит нормы права (основное содержание – типичные правовые предписания, обладающие юр. силой, устанавливающие единый гос.-властный порядок регулирования соц.-значимых отношений, ограниченный во времени, в пространстве и по кругу адресатов). • строго определенная документально-письменная форма (символы, реквизиты), содержание структурировано, деловой стиль, специальная терминология • обладает юр. силой • обеспечен мерами гос. воздействия Отличие от ненормативных актов (актов правоприменения, интерпретационных): • направлен на регулирование типичных, массовых отношений • неопределенное (многократное)количество применений • не персонифицирован Преимущества н.п.а. (Пучков О.А.): • оперативность • систематизированность • точность • охрана со стороны государства Свойства н.п.а. (Пучков О.А.) • дифференцированы (механизм государства имеет разветвленную структуру) • иерархизированы • конкретизированы (по предмету регулирования, субъектам исполнения и раелизации права).
Виды н.п.а.
По юридической силе (Лазарев В.В.): • законы • подзаконные н.п.а. • н.п.а. главыгосударства • н.п.а. правительства • н.п.а. министерств •... • локальные (внутриорганизационные) правовые акты администраций предприятий, учреждений, организаций. По принадлежности закрепляемых норм права к отрасли права (Лазарев В.В.): • конституционные • административные • … По субъектам их издания (Лазарев В.В.): • акты органов государства • санкционированные государством акты общественных организаций • акты органов самоуправления • акты непосредственного народного волеизъявления (Например: референдума) По издавшему органу (Лазарев В.В.): • н.п.а. законодательных органов • н.п.а. исполнительных органов • н.п.а. правоохранительных органов • н.п.а. ОМСУ • н.п.а. контрольно-надзорных органов По способам установления (Лазарев В.В.): • принятые государством • признанные государством • санкционированные государством • н.п.а. общественныхобъединений • акты с предварительной санкцией государства • акты с последующей санкцией государства По сроку действия (Матузов): • акты неопределенно длительного действия • временные акты
Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ, принятый компетентным органом в определенном процессуальном порядке, который содержит нормыправа (правила поведения общего характера, рассчитанные на многократное применение, обеспеченные мерами гос. воздействия). Виды: • закон • подзаконный акт Закон – это н.п.а., изданный в особом процессуальном порядкевысшимпредставительным органом или непосредственно народом, обладающий высшей юр. силой, занимающий ведущее место в системе н.п.а. и источников права, регулирующий наиболее важные общественные отношения. Закон – это нормативно-правовой акт изданный высшим представительным органом власти (=> обладающий высшей юридической силой) в установленном законом порядке регулирует наиболее важные общественные отношения (Парфенов). Закон – принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юр. силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. (Кулапов В.Л.) Закон – обладающий высшей юр. силойн.п.а., принятый в особом порядкевысшимпредставительным органом гос. власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения (Пучков О.А.). Закон – принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юр. силой н.п.а., выражающий гос. волю по ключевым вопросам регулирования общественной и гос. жизни (Лазарев В.В.) Подзаконный акт – одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, воисполнение его, для конкретизации законодательных предписаний (Лазарев В.В.) Признаки закона: • н.п.а. (юр. документ, содержащий нормы права) • результат правотворческой деятельности высшего представительного органа власти или всего народа • регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые общественные отношения • обладает высшей юр. силой • ведущее место в системе н.п.а, фундаментальный (основополагающий) юр. документ Ведущее место обусловлено: • принимается только законодательными органами гос. власти или непосредственно народом (референдум) • высшая юр. сила. • все остальные правовые акты должны исходить из закона • не нуждаются в утверждении другими органами • их никто не вправе отменить, кроме органа, их издавшего. • регулирует основополагающие отношения • особый процессуальный порядокпринятия Классификация законов
По юр. силе: • КРФ • ФКЗ • ФЗ (обычные) • … По субъектам законотворчества: • принятые в результате референдума • принятые законодательныморганом По сфере действия: • федеральные • субъектов федерации • ОМСУ По отраслевой принадлежности: • конституционного права • уголовного права • … По кругу субъектов права: • граждане • иностранные граждане • лица без гражданства По значимости в системе законодательства: • Конституционные • Текущие • Обычные • Органические – кодифицированные • Чрезвычайные – действуют во время ч/с
Закон – это н.п.а., изданный в особом процессуальном порядкевысшимпредставительным органом или непосредственно народом, обладающий высшей юр. силой, занимающий ведущее место в системе н.п.а. и источников права, регулирующий наиболее важные общественные отношения. Ведущее место обусловлено: • принимается только законодательными органами гос. власти или непосредственно народом (референдум) • высшая юр. сила. • все остальные правовые акты должны исходить из закона • не нуждаются в утверждении другими органами • их никто не вправе отменить, кроме органа, их издавшего. • регулирует основополагающие отношения • особый процессуальный порядокпринятия Верховенство закона является одной из важнейших характеристик правового государства и означает: 1. верховенство конституции; 2. особую процедуру принятия и изменения закона; 3. обязательное соответствие всех иных нормативных актов закону; 4. наличие механизмов реализации и защиты закона; 5. конституционный надзор, обеспечивающий непротиворечивость всей законодательной системы. Верховенство права предполагает наличие законов с правовым содержанием (правовых законов) и связанность государственной власти правовыми законами, то есть правом. Принципы верховенства права: 1. правительство народа, управляемое народом и существующее для народа; 2. разделение властей и принципы взаимосвязи между законодательной, исполнительной и судебной властью; 3. представительная демократия, процедурные и существенные ограничения в отношении правительственных действий, направленных против частных лиц; 4. ограниченное правительство и федерализм; 5. судебное разбирательство независимой системой судебных органов как центральный механизм проведения конституционных законов в жизнь. Конституционный контроль – специализированный механизм охраны конституции государства как нормативного правового акта высшей юридической силы. Конституционный контроль есть специфическая деятельность компетентных государственных органов по обеспечению конституционной законности, верховенства конституции в системе нормативных актов, её прямого, непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений на всей территории государства. Конституционная законность означает: 1. правовой характер самой конституции; 2. верховенство конституции в правовой системе государства; 3. прямое действие конституции; 4. действие конституции на всей территории государства; 5. полное осуществление, реализация конституции, всех её положений в действиях должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений; 6. эффективная система обеспечения действия конституции и её охраны. Обеспечение конституционной законности – это система мер, направленных на гарантирование и её упрочение, на профилактику нарушений конституционной законности. Гарантирование и упрочнение конституционной законности – формирование и совершенствование, развитие положительных условий и факторов внешней среды в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц. Профилактика нарушений конституционной законности – выявление причин и условий нарушений норм конституции, их устранение, ликвидацию негативных факторов, явлений и процессов, которые ведут к нарушениям конституционной законности. Защита конституционной законности – пресечение нарушений Конституции в право(законо)творческой деятельности и правоприменении, восстановление нарушенного права и привлечение виновных к юридической ответственности. Система защиты Конституции включает систему контроля и надзора за действием конституционных норм, систему индивидуальной защиты гражданами своих конституционных прав и свобод, законных интересов. Субъекты конституционного контроля: 1. Глава государства, парламент правительство в процессе осуществления своих функций (общий(общеполитический) конституционный контроль); 2. Специализированные органы конституционного контроля в виде органов конституционного надзора (квазисудебные органы); 3. Судебные органы. Судебный конституционный контроль – проверка на соответствие конституции объектов такого контроля судебными органами (специализированные суды, конституционные суды). 2 разновидности судебного конституционного контроля: 1. осуществляемый судами общей юрисдикцией при рассмотрении конкретных дел в соответствии с обычной процедурой либо Верховые (Высшие) суды или их специальные палаты по особой процедуре. 2. осуществляемый специализированными – конституционными – судами. Они обладаю специальной конституционной юрисдикцией, осуществляемой посредством специальной самостоятельного судопроизводства – конституционного судопроизводства. Судебная конституционная юрисдикция и соответствующее конституционное судопроизводство составляют конституционную юстицию, то есть конституционное правосудие. Признание органами конституционного правосудия, например, закона неконституционным означает прекращение действия этого закона. Дополнительного решения парламента не требуется. Конституционное правосудие – это сущность конституционного контроля и форма конституционного судопроизводства. Это самостоятельный вид государственно-властной контрольной деятельности в специализированной форме конституционного правосудия. Таким образом, конституционное правосудие есть высшая форма конституционного контроля. Конституционный суд как орган государственной власти имеет политико-правовую природу, так как осуществляет конституционный контроль как самостоятельное направление государственно-властной деятельности. Укреплению конституционной законности могут служить послания, доклады конституционных судов о состоянии конституционной законности в стране, о результатах осуществления конституционного правосудия и перспективах его развития и повышения эффективности.
Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ, принятый компетентным органом в определенном процессуальном порядке, который содержит нормыправа (правила поведения общего характера, рассчитанные на многократное применение, обеспеченные мерами гос. воздействия). Систематизация н.п.а. – целенаправленная деятельность по упорядочиванию и приведению в единую внутренне согласованную систему н.п.а. (нормативного материла). Систематизация н.п.а. – упорядочивание н.п.а., приведение их в систему (Малько). Систематизация н.п.а. – целенаправленная работазаконодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения (Пучков О.А.) Систематизация н.п.а. – упорядочивание действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную, внутренне согласованную систему. (Комаров С.А.) Направления (аспекты) систематизации (Лазарев В.В.): • Внешний аспект систематизации – расположение правового материала по разделам, рубрикам, классификация, облегчающая поиск необходимых н.п.а. • Внутренний аспект систематизации – достижение внутреннего единства правовых норм, устранение коллизий и пробелов в праве. Инкорпорация – наиболее простая форма систематизации правового материала путем объединения в сборник, безизменения содержания, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное значение (Малько). Инкорпорация – вид систематизации, в ходе которой действующие н.п.а. сводятся воединобез изменения их содержания, переработки и редактирования (Пучков О.А.) При инкорпорации осуществляется: • внешняя обработка н.п.а. • в первоначальный текст вносятся официальные изменения • исключаются положения, утратившие силу • объединение н.п.а. в сборник Субъекты инкорпорации – любые лица: • гос. органы • общественные организации • отдельные граждане Виды инкорпорации: В зависимости от субъектов (Сенякин И.Н.): • официальная – компетентными гос. органами, результат – источник официального опубликования (Например: Собрания законодательства, Своды законов). • официозная (полуофициальная) • неофициальная В зависимости от способа (Сенякин И.Н.): • предметная – по определенной теме • хронологическая – по времени принятия • субъектная – по субъекту, принявшему н.п.а. (Комаров С.А.) В зависимости от охватываемого объема н.п.а.: • генеральная – охватывает все н.п.а. по необходимому предмету регулирования • частная Консолидация – форма систематизации, при которой происходит объединение н.п.а. в единый логически цельный актбез изменения их содержания, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение (Малько). Пример консолидации: Указ Президиума ВС СССР от 1 окт. 1980 года «О праздничных и памятных датах». Акты отбираются по принципу относимости к одному виду деятельности (например: образование). Содержит чертыинкорпорации и кодификации и часто имеет промежуточное значение. Кодификация – наиболее сложная форма систематизации, способ правотворчества, представляющая собой деятельность компетентных органов, направленную на кореннуювнешнюю и внутреннюю переработку н.п.а. (нормативного материала) с изменением содержания (включая принятие новых правовых норм) путем объединения в единый, логически цельный и внутренне согласованный кодифицированныйакт. Кодификация – наиболее сложная форма систематизации, представляющая собой деятельность, направленную на коренную, как внешнюю, так и внутреннюю, переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. (Сенякин И.Н.) Кодификация – объединение нормативного материала в единый, логически цельный, внутренне согласованный акт с изменением их содержания (Малько) При кодификации осуществляется: • устранениеустаревших норм • устранениепротиворечий • создание новых норм • обеспечение согласованности и логичности Признаки кодификации: • осуществляется только компетентными органами • происходит коренное изменение правовых норм • способ правотворчества • результат – новый кодифицированный (органический) н.п.а., являющийся основным Виды кодификации: • всеобщая – затрагивается большая часть законодательства, предполагает образование сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства • отраслевая • специальная – нормы одного или нескольких институтов
Парфенов В переходное время, в обществе, в т.ч. и в Российском, со всей остротой встает вопрос о новой роли права, об обновлении и развитии законодательства, т.к. без этого нельзя обеспечить проведение экономических и других реформ, приостановить рост правонарушений и успешно формировать правовое государство. Дело не сводится к количеству принимаемых н.п.а., их число не свидетельствует о повышении уровня правового регулирования общественных отношений и укреплении законности. Здесь нужна новая современная концепция развития российского законодательства, позволяющая предвидеть динамику его развития, определить приоритетные законы на ближайшую перспективу, исходя из потребностей экономики, интересов граждан и государства. В этой концепции д.б. отражены как задачи переходного периода формирования рыночной экономики, создания новых институтов государства и гражданского общества, так и стратегические задачи повышения эффективности правового воздействия на общественные отношения. В процессе выработки концепции развития российского законодательства прежде всего необходимо сформировать новые представления о праве с учетом всего полезного, что было накоплено нашей правовой системой. Необходимо помнить, что любой принятый закон д.б. обеспечен как организационно, так и материально. Основные положения, которые необходимо сформулировать: 1. Право должно рассматриваться как ценность общества, как нормативное выражение справедливости, способ закрепления прав и свобод человека. Право не является только результатом деятельности гос. власти. Напротив, оно выступает основой её построения и функционирования. 2. Целесообразно отказаться от широкой трактовки законодательства, под которым понимались не только законы, но и иные н.п.а. Высшей юридической силой должен обладать закон, на основе и во исполнение которого должны приниматься иные н.п.а. 3. Развитие законодательства д.б. направлено прежде всего на реализацию положений КРФ. Прошлый опыт показывает, что разрыв между Конституцией и законодательством существовал. Конституционные нормы были обречены на бездействие, слабо отражались в отраслях законодательства. Д.б. созданы механизмы, обеспечивающие прямое и опосредованное действие конституционных норм. 4. Современная концепция законодательства призвана в полной мере раскрыть особенности федеративной природы нашего государства. Наметившаяся децентрализация правового регулирования находит выражение в разумных формах, прежде всего в законодательстве двух уровней – федерального и субъектов федерации. Поэтому особое значение приобретает создание эффективного правового механизма по реализации полномочий и выравниванию статуса СРФ 5. Концепция законодательства должна соответствовать преодолению несогласованности между принятыми правовыми актами и их реализацией. Словесное признание верховенства закона и его реальное бездействие д.б. преодолены. Это позволит считать приоритетом правотворчества степень поддержки обществом законов и эффективность их реализации. 6. Следует в большей мере учитывать сближение общепринятых норм и принципов международного права и норм национального права. Особенно влияние на источники правовых актов межгосударственных объединений. Допустимо лишь научно обоснованное сопоставление национальных и иностранных законов, позволяющее избежать механического копирования. 7. В процессе развития законодательства необходимо согласованно решать две главные задачи: • строже увязывать законодательство с проводимыми реформами, достижением целей экономики, политики, соц. развития • обеспечивать целостность и четкую структуру законодательства, мобильность и устойчивость его отраслей. В противном случае привязка законов только к текущим задачам приведет к нарастанию правового хаоса. Факторы, которым должно подчиняться развитие законодательства: 1. Удовлетворение основных потребностей общества с помощью закона, на основе научного анализа и прогноза, 2. Законодательное обеспечение государственных реформ и программ по важнейшим направлениям экономического и социально-культурного развития РФ в качестве их составного элемента. 3. Совершенствование структуры законодательства должно проводиться с учетом обеспечения развития системы права, отраслей и основных правовых институтов. 4. Необходимо учитывать децентрализацию правового регулирования на основе федеративных начал и самоуправления. Основные направления развития законодательства: Государственное право Необходимо принятие Федеральных законов: • Об институтах власти, • О н.п.а., • О процедурах преодоления разногласий и разрешении споров между ОГВ РФ и ОГВ СРФ. • Об утверждении института федерального принуждения для устранения разногласий между РФ и СРФ. • О порядке принятияв РФ СРФ, образования нового Субъекта Федерации. • Об изменении конституционного статуса СРФ, • О статусе самих субъектов РФ, • О границах между СРФ, • О процедуре заключения федеральных договоров между СРФ Укрепление статуса граждан и развитие демократических начал будут способствовать законы: • О национальных меньшинствах • О культурно-национальной автономии • Законы, предусматривающие гарантии реализации конституционных прав и свобод граждан. Законодательство в сфере экономики: Совершенствование налогового законодательства. Изменение законов и бюджетной системе и бюджетном процессе. Формированию рыночных отношений в экономике и новых сфер деловых отношений должны способствовать Законы об информационном обмене и праве граждан на информацию. Трудовые отношения и социальное развитие: • О внесении изменений в законы о коллективных трудовых спорах, о коллективных договорах. • О гарантированном МРОТ (для обеспечения социальной защиты необходимо принятие ряда н.п.а. в развитие ст. 7 КРФ), • О защите интересов детей • О системе социальных служб. • Основызаконодательства об организации науки в РФ (базовый акт в этой области) Необходимо обновить законы: • Об образовании • О здравоохранении • О культуре • О спорте
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.58 (0.011 с.) |