ТОП 10:

Выделяют несколько критериев классификации



1. по продолжительности действия

· постоянные (присущи государству на всех этапах его существования, например, экономическая функция)

· временные (характеризуются непродолжительностью существования)

 

2. по социальной значимости функции

· основные (наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период)

· неосновные (направление деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, более узкой сфере общественной жизни)

Ряд общих черт, присущих основным функциям:

· В них наиболее четко проявляется сущность и социальное назначение государства

· Относятся к деятельности государства в целом, выполняются всеми или многими звеньями государственного аппарата

· С точки зрения содержания и структуры она носит комплексный, собирательный характер отдельные (свойственны лишь конкретным государственным органам).

3. по правовым формам осуществления

· правотворческие

· управленческие

· судебные

4. по сфере деятельности (объектам воздействия)

а) внутренние (нацелены на решение внутренних задач, показывают степень активности воздействия государства на общество)

· Экономическая

· Социальная

· Функция развития культуры, науки и образования

· Экологическая

· Функция налогообложения и взимания налогов

· Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка

· Развитие научно-технического прогресса

б) внешние (направлены на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами).

· Оборона страны

· Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка

· Ведение захватнических войн

· Взаимопомощи

· Дипломатическая

· Взаимовыгодная торговля

5. причинам (источникам) возникновения

а) классовые (вытекающие из классовых противоречий)

· Защита существующего государственного и общественного строя

· Охрана господствующих форм собственности

· Подавление сопротивления эксплуатируемых классов

б) общесоциальные (вытекают из потребностей общества в целом)

· Развитие экономики

· Строительство общественных сооружений

· Борьба со стихийными бедствиями

· Осуществление социальных программ

· Обеспечение правопорядка

· Охрана природы и окружающей среды

6. классификация функций государства независимо от его отнесения к указанным выше группам (осуществляются любым государством)

а) экономическая (обеспечение нормального функционирования и развития экономики посредством охраны существующих форм собственности, организации внешнеэкономических связей)

б) политическая (обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подавление сопротивления противоборствующих социальных сил, охрана суверенитета государства от внешних посягательств)

в) социальная (охрана прав и свобод всего населения или его части ,осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда)

г) идеологическая (поддержка определенной идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры)

д) экологическая (природоохранительная)

 

Формы и методы осуществления функций государства

 

Под формами осуществления функций государства понимают:

а) деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности (С.А. Голунский, Г.И. Петров, М.С. Строгович)

б) деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции (Н.Г.Александров, И.С. Самощенко, М.И. Байтин)

В соответствии с первым критерием выделяют следующие формы осуществления функций государства:

1. законодательная (заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами);

2. управленческая (исполнительная), (основанная на законах оперативная, повседневная реализация органами исполнительной власти функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения ,транспорта и связи и т.д.)

3. судебная (реализация функций государства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы)

4. контрольно-надзорная (выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью).

В соответствии со вторым критерием выделяют деятельность

1. правовую - это однородная по своим внешним признакам деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов:

Правотворческаядеятельность (издание нормативных актов, издание или отмена юридических норм. Важнейшая составная часть правотворчества – законодательная деятельность);

Правоприменительнаядеятельность (деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права)

• оперативно-исполнительная (издание актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений)

• правоохранительная (охрана норм права от нарушений, защита предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечение выполнения возложенных на них юридических обязанностей)

2. чисто фактическая (организационная):

Организационно-регламентирующаядеятельность (работа по решению конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма);

Организационно-хозяйственнаядеятельность (оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения государственных функций);

Организационно-идеологическаядеятельность (оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения функций государства, например, разъяснение издаваемых законов, работа СМИ)

Методы осуществления функций государства

Лазарев

Методы делятся на:

1. Правовые

а) правотворческий (разработка и принятие законов и других нормативных актов)

б) правоприменительный (деятельность компетентных органов по реализации норм права)

в) правоохранительный (деятельность, направленная на осуществление правового контроля и реализацию юридической ответственности)

2. Неправовые


а) экономические

· дотации

· госзаказы

· кредитование

· регулирование цен

б) политические

· согласование позиций различных политических течений

· международные переговоры

в) идеологические

· обращения к населению

· призывы

г) собственно организационные

· планирование

· программирование

· контроль


 

Корельский, Перевалов

При осуществлении охранительной функции государство использует такие методы, как

1. убеждение

2. принуждение

Для реализации экономической функции

1. прогнозирование

2. планирование

3. льготное кредитование и инвестирование

4. государственные субсидии

5. защита потребителей

 

Понятие и структура механизма государства

 

Существует несколько точек зрения на понятие «механизм государства»

1. Механизм государства – это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на принципе разделения властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства (Матузов, Малько).

Здесь понятие «механизм государства» отождествляется с понятием «аппарат государства» в широком смысле, т. е. как совокупность всех государственных органов. В узком смысле под аппаратом государства понимают аппарат государственного управления. К материальным придаткам относятся:

· материальные ценности

· бюджетные средства

· имущество

· сооружения

· подсобные помещения

· предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов.

Особенность этих придатков состоит в том, что они не выделяются в качестве самостоятельных частей, элементов механизма государства.

2. Механизм государства – это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства (Корельский, Перевалов).

3. Механизм государства – это система государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом (Комаров). В данном определении аппарат государства является составной частью механизма государства наряду с государственными учреждениями и государственными предприятиями. Данная точка зрения является наиболее правильной.

Характерные признаки механизма государства:

1. Это целостная система государственных органов, предприятий, учреждений. Ее целостность обеспечивается едиными принципами организации и деятельности, едиными задачами и целями.

2. Механизм государства состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества и занимается управлением.

3. Образующие его государственные органы иерархически соподчинены друг с другом.

4. Каждый орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями.

5. Наличие организационных и материальных орудий принуждения.

6. Между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции осуществляются, получают свое реальное воплощение при помощи государственного механизма. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности органов государства.

Структура механизма государства

Структуру составляют 3 тесно связанных между собой элемента:

1. государственный аппарат – это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти. Структура государственного аппарата в наиболее общем виде может быть представлена следующими видами органов:

• органы законодательной власти

• органы исполнительной власти

• правоохранительные органы

2. государственные учреждения – такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и др.

3. государственные предприятия – учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания услуг для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли.

 

Понятие и признаки государственного оргнана

 

Государственный орган – это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями (Корельский, Перевалов).

Государственный орган – это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства (Матузов, Малько).

Признаки государственного органа

1. Государственный орган наделен властными полномочиями – это юридически закрепленные возможности осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию. Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что:

· порядок формирования и деятельности органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права

· орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих обязательные общие и индивидуальные правовые предписания

· установленные этими актами предписания обеспечиваются мерами убеждения, воспитания, поощрения, принуждения

· государственный орган опирается на материальное обеспечение своих предписаний, благодаря возможности распоряжения определенной частью средств из государственного бюджета.

2. Имеет определенную компетенцию – закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий). Компетенция обусловлена предметом ведения, конкретными задачами и функциями, которые решает государственный орган. Компетенция юридически закреплена в конституции или в текущем законодательстве. Реализация огранном государства своей компетенции – это не только право, но и обязанность.

3. Каждый государственный орган сообразно своей компетенции, выполняет от имени государства свойственные ему функции. Механизм государства действует через отдельные государственные органы. Функции государства в целом осуществляются посредством функций отдельных государственных органов.

4. Государственный орган наделен определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью. Но все же он является частью механизма государства.

5. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, счет в банке, источник финансирования (из бюджета).

6. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Согласно ФЗ «Об основах государственной службы» государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном ФЗ, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных полномочий устанавливаются также законом и конкретизируются в должностных инструкциях и др.

7. Государственный орган характеризуется определенной структурой – строением по видам отдельных служб и численному составу.

8. Имеет территориальный масштаб своей деятельности.

9. Государственный орган образуется в порядке, установленном законом.

10. Устанавливает правовые связи личного состава.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.241.176 (0.013 с.)