Виды государственных органов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды государственных органов



Существует несколько оснований классификации

1. по юридическому источнику их легитимности

• органы, устанавливаемые Конституцией РФ, ФЗ, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного выполнения задач и функций государства

• Президент РФ

• Федеральное Собрание РФ

• Правительство РФ

• Министерства и иные органы исполнительной власти

• Суды

• Прокуратура

• Органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ

органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения выполнения полномочий, функционирования указанного выше вида государственных органов

• Администрация Президента

• Аппараты палат Федерального Собрания, Правительства

• Аппараты палат высших судебных органов

• Аппараты палат

• органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ

2. по принципу разделения властей

• законодательные

• исполнительные

• судебные

Комаров С.А. выделяет государственные органы по организационно-правовой форме деятельности

• законодательные

• исполнительные

• контрольные

• правоохранительные

• распорядительные

3. по действию в пространстве

• федеральные органы

• органы субъектов РФ

• органы местного самоуправления (Комаров)

4. по длительности действия

• постоянные (большинство органов)

• временные (связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами, например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).

5. по порядку реализации власти

• коллегиальные

• Федеральное Собрание РФ

• Правительство РФ

• Верховный Суд РФ и др.

• единоличные

• Президент РФ

• Президент республики в составе РФ

6. по способу формирования

• первичные (никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования, либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей)

• Президент РФ

• Государственная Дума РФ

• производные (создаются первичными органами, которые наделяют их властными полномочиями)

• Исполнительно-распорядительные органы

• Органы прокуратуры

7. по характеру компетенции

• органы общей компетенции (полномочны решать широкий круг вопросов)

• Правительство РФ

• органы специальной компетенции (специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности)

• Министерства

 

  Принципы организации и деятельности государственного аппарата

 

Аппарат (механизм) государства – целостная иерархическая система гос. органов и учреждений, практически осуществляющих гос. власть, задачи и функции государства. (Корельский В.М.)

Аппарат (механизм) государства – совокупность гос. органов, управляющих обществом, реализующих основные направления гос. деятельности. (Малько)

Соотношение понятий «механизм» и «аппарат»:

механизм = аппарат (наиболее распространенная, Корельский, Нерсесянс) (при этом считается, что термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность.

механизм шире аппарата – механизм государства кроме системы органов гос. власти включает в себя также и силовые структуры, аппарат принуждения, мат. средства гос. власти, гос. учреждения.

Признаки аппарата (механизма) государства (Корельский В.М.):

целостная и иерархичная система

• элементы – гос. органы и учреждения

• обладание орудиями принуждения

• практическое осуществление функций государства

Принципы – это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования аппарата государства. Принципы делятся на:

1. Общие (относятся к аппарату государства в целом)

Принципы, закрепленные в Конституции РФ

· принцип народовластия (носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ – многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и непосредственно или через органы местного самоуправления);

· принцип гуманизма (основан на том, что РФ – социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества);

· принцип разделения властей (государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти, их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов);

· принцип федерализма (проявляется в том, что РФ состоит из равноправных субъектов, во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты РФ равноправны между собой);

· принцип законности всеобщность требования соблюдать и исполнять законы. Данный принцип содержит такие требования, как:

o верховенство закона и непосредственное действие конституционно закрепленных прав и свобод человека и гражданина;

o осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подзаконных нормативных актов;

o особая ответственность органов государства и государственных служащих за обеспечение законности, прав и свобод граждан, гарантий от необоснованного привлечения их к ответственности или незаконного лишения благ;

o пресечение любых нарушений закона, неотвратимость ответственности за совершенные преступления и иные правонарушения;

Принципы, сформулированные в ФЗ «О судебной системе РФ», «О Конституционном суде РФ», «О Прокуратуре РФ». (Комплексное выражение эта группа принципов получила в ФЗ «Об основах государственной службы РФ») В этом НПА сформулированы и конкретизированы следующие принципы:

· верховенства Конституции Российской Федерации и Федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными службами должностных обязанностей и обеспечении их прав;

· приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

· единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

· разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;

· равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

· обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;

· профессионализма и компетентности государственных служащих;

· гласности в осуществлении государственной службы;

· ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

· внепартийности государственной службы: отделения религиозных объединений от государства;

· стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.

К числу этих принципов следовало бы отнести сочетание коллегиальности и единоличия, экономичность государственной службы.

2. Частные (их действие распространяется на некоторые звенья государственного аппарата, отдельные органы или группы органов).

 

  Аппарат Российского государства и проблемы его совершенствования

 

Аппарат (механизм) государства – целостная иерархическая система гос. органов и учреждений, практически осуществляющих гос. власть, задачи и функции государства. (Корельский В.М.)

Аппарат (механизм) государства – совокупность гос. органов, управляющих обществом, реализующих основные направления гос. деятельности. (Малько)

Соотношение понятий «механизм» и «аппарат»:

механизм = аппарат (наиболее распространенная, Корельский, Нерсесянс) (при этом считается, что термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность. => «аппарат» употребляется в широком смысле

механизм шире аппарата – механизм государства кроме системы органов гос. власти включает в себя также и силовые структуры, аппарат принуждения, мат. средства гос. власти, гос. учреждения. => «аппарат» в узком смысле.

Признаки аппарата (механизма) государства (Корельский В.М.):

целостная и иерархичная система

• элементы – гос. органы и учреждения

• обладание орудиями принуждения

• практическое осуществление функций государства

Аппарат (механизм) Российского государства – это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на принципе разделения властей и располагающая необходимыми материальными придатками система гос. органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства. (

Аппарат (механизм) Российского государства – это система взаимосвязанных между собой объединенных общими принципами гос. органов (институтов), осуществляющих гос. власть и функции государства, решающих их задачи. (Корельский В.М.)

Признаки аппарата (механизма) государства и их проявление в РФ

система гос. органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности, закрепленных в КРФ, ФЗ «Об основах гос. службы в РФ» и других ФЗ

• сложная структура, отражающая определенное место, которое в ней занимают различные виды и группы (подсистемы) гос. органов, их соотношение и взаимосвязь. В данный момент системообразующим фактором в соответствии со ст. 10 КРФ является принцип разделения властей. ОМСУ не входят в систему гос. власти (ст. 12 КРФ)

тесная обратная связь между гос. аппаратом и функциями государства – функции современного Российского государства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи гос. механизма (аппарата), посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой гос. органов. Кроме того, от функций государства зависит структура гос. аппарата, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

наличие необходимых материальных средств (т.н. вещественные придатки) – это не самостоятельная часть гос. аппарата (как гос. органы) а именно придатки к этим гос. органам: мат. ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, предприятия, организации, учреждения, необходимые для функционирования гос. органов.

Реализация принципов

организации и деятельности гос. аппарата применительно к РФ:

(Корельский В.М.)

Демократизм. Российское общество пока не ощутило демократизма органов государства, их прочной связи с народом. При формировании органов государства широко применяется принцип назначения.

Законность. В правовом государстве принцип законности обращен в первую очередь к государству, его органам. Уважать законы, беспрекословно следовать и подчиняться им, действовать в рамках своей компетенции, обеспечивать и гарантировать права и свободы граждан – конституционная обязанность органов государства.

Разделение властей. Реализован в РФ с целью постоянного взаимного контроля различных ветвей власти.

Субординация и координация. Необходима строгая гос. дисциплина, подчинение по вертикали, деловая координация по горизонтали.

Федерализм. Данный принцип оказывает большое влияние на механизм РФ. Ряд общефедеральных органов (например: ФС) формируются с участием представителей субъектов РФ. Двухуровневая система гос. органов.

Профессионализм. Проблема стоит очень остро, т.к. от человеческого фактора (персонала гос. аппарата) сильно зависит качество работы гос. аппарата. Необходимо устранить дилетантизм (отсутствие необходимых знаний, организационную беспомощность, неспособность предвидеть результаты своих действий, последствия принимаемых решений).

Некоторые существующие проблемы гос. аппарата РФ (Корельский В.М.):

• разбухание гос. аппарата

• низкий уровень профессионализма

• коррупция (для устранения необходимо):

• точное правовое определение компетенции каждого органа, должностного лица

• действенный контроль

• строгая юридическая и моральная ответственность

• аттестация и переаттестация

• иные (см. принципы)

Плюс необходимо дать характеристику основным органам РФ.

• Федеральные ОГВ:

• Глава государства – Президент РФ

• Органы законодательной валсти (Федеральное собрание = ГД + СФ)

• Органы исполнительной власти – Правительство РФ

- Федеральные министерства

- Гос. комитеты РФ

- Федеральные комиссии

- Федеральные службы

- Российские агентства

- Федеральные надзоры

- иные ФОИВ

• Судебная власть

- Конституционный Суд РФ

- Верховный Суд РФ

- Высший Арбитражный Суд РФ

• Органы гос. власти Субъектов Федерации

  Понятие и структура политической системы общества

 

Политическая система возникает как результат взаимодействия государства с институтами гражданского общества.

Основная цель - наиболее эффективное управление политическими, социальными и экономическими процессами общества на основе изучения интересов различных слоев населения, на основе которых принимается политически взвешенные, оптимальные решения.

В учебниках политическая организация общества (политическая система общества) определяется как совокупность государственных и общественных организаций, принимающих участие в политической жизни. Это рабочее определение. Его наличие не означает, что существует однообразный подход. Существуют различные взгляды на понимание политической системы, её субъектного состава и др.

Политическая система – это совокупность государственных и негосударственных объединений, участвующих в политической жизни общества. Следующие субъекты:

1. Государство;

2. Политические партии;

3. Общественные объединения.

Итак, политическая система рассматривается как организационный срез организации политической жизни общества.

Вторая точка зрения: предлагают включать не только политические организации, но и идеи, политические отношения между субъектами, нормы, регулирующие политическую деятельность. Некоторые авторы предлагают включать и отдельную личность, нацию, народ.

Существует проблема: тождественны ли понятия "политическая организация" и "политическая система общества"?

1. Некоторые авторы считают, что политическая система как явление и как понятие шире политической организации общества. Политическая система аккумулирует, сводит воедино как политические институты и отношения, складывающиеся в виде политических организаций, учреждений, так и практику политической жизни. Политическая организация общества определяет его политическое устройство, взаимосвязь политических институтов и учреждений. Основным содержанием понятия политической организации общества является совокупность государственных и общественных учреждений, составляющих институционально-организационную структуру его политической жизни.

Таким образом, сторонники более широкого понимания политической системы (Ф.М. Бурлацкий, И.П. Ильинский) подчеркивают, что политическая организация общества является наиболее существенным элементом политической системы. Среди авторов, разделяющих подобное представление о содержании политической системы и о ее соотношении с политической организацией, имеются некоторые расхождения:

а) политическая система отождествляется с его политической сферой, которая объединяет политические отношения (политическую деятельность) и политическую организацию общества.

б) авторы, определяющие политическую систему как совокупность политических отношений, их носителей (классов, наций), а также классовых организаций, представляющих интересы отдельных классов и социальных групп, считают, что понятие политической системы близко к понятию политической надстройки.

2. Политическая система рассматривается в качестве составной части политической организации общества (Н.Н. Разумович).

3. Понятие политической системы тождественно понятию политической организации общества (Чиркин, Тихомиров, Марченко).

Парфенов придерживается этой точки зрения: Термин "политическая система общества" возник позже, в конце 70-х годов, когда стал наиболее популярен системный метод. Тогда некоторые авторы применили иной подход к пониманию политической системы. В политическую систему должны входить не только организации (в виде общественных объединений, государства, политических партий), но и отношения, возникающие между ними, нормы, которые регулируют данные взаимоотношения и деятельность данных организаций, правовое политическое сознание, опосредующее политические и правовые диалоги данных организаций. Таким образом, понятие было расширено до понятия политической надстройки. Возникает вопрос: насколько это правомерно?

В научном обороте существует такая категория, как "надстройка". Надстройка включает в себя:

1. идеи, взгляды

2. отношения, которые складываются на их основе

3. организации, которые реализуют идеи, взгляды через взаимодействие

Политическая надстройка: политические взгляды, идеи, политические отношения, политические организации. Таким образом, если мы расширим объем категории "политическая организация", то мы доведем его до объема категории "политическая надстройка". А это ничего хорошего не дает. Следовательно, такое расширение не оправдано. Более верно оставить за политической надстройкой организационные средства политической жизни. Некоторые авторы помимо государства, политических отношений включают другие элементы: одни - отдельные личности как самостоятельные субъекты политической системы, другие - нации, народности, классы. Т.е. так называемые социальные общности. В процессе полемики возникает вопрос о критериях отбора элементов политической системы.

Данный вопрос был детально проработан Марченко Н.Н. в монографии "Политическая организация современного общества". Он предложил в качестве критерия следующие классифицирующие признаки:

1. Материальный (субъектом может быть только материальное образование; не соответствуют - взгляды, идеи, отношения)

2. Организационный (субъектом политической системы может быть не любое материальное образование, а то, которое в той или иной степени организационно оформлено; не соответствует - нация, отдельная личность).

3. Политическийкритерий. В качестве данного критерия можно рассматривать:

1) участие в осуществлении государственной власти (но тогда за бортом окажутся оппозиционные партии и общественные отношения, получается "картина правящего класса": государство + правящие партии),

2) участие в политической жизни. Правильно руководствоваться данным критерием.

Политика – это, прежде всего взаимоотношения между государствами, оформление основных направлений, форм и методов решения задач. Ядро политики властеотношения по поводу завоевания, удержания и использование власти.

Политика:

а) борьба за власть, властеотношения по поводу завоевания, использования и удержания власти;

б) отношения между различными социальными группами, классами, народами, нациями, государствами;

в) участие в делах государства и определение основных направлений его деятельности. Эти политические отношения складываются на основе определенных теорий, взглядов.

Политическая жизнь - реализация данных политических отношений. Возникает вопрос о месте Церкви. Раньше ее не включали. Сфера политической жизни - шире, чем сфера жизни государственной. Церковь оказывает определенное воздействие, влияние на политическую жизнь, однако к государству не относится. Исключать ее из политической системы не стоит. В рамках этих критериев можно провести классификацию субъектов.

По политическому критерию:

· Государство

· Политическая партия

· Общественные объединения:

· политический характер (молодежные объединения)

· относительно политический характер

· косвенный характер (спортивные общества, общества филателистов)

Политическая система и политическая организация общества - понятия равнозначные по объему.

Могут ли быть нелегальные субъекты политической системы? Политика более широкое понятие, чем государственная деятельность. Поэтому всякая деятельность, поэтому всякая деятельность, которая не легальна, тоже является политической.

Матузов, Малько

Политическая система – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства.

Политическая система представляет собой диалектическое единство 4 сторон:

1. институциональной

· государство

· политические партии

· социально-экономические и другие организации, образующие в совокупности политическую организацию общества

2. регулятивной

· право

· политические нормы и традиции

· нормы морали

3. функциональной

· методы политической деятельности, составляющие основу политического режима

4. идеологической

· политическое сознание

Основные компоненты политической системы

1. политические и правовые нормы – это сложившиеся или установленные правила поведения, способы регуляции политических отношений, существующие и действующие в виде конституций, кодексов, уставов, программ партий, политических традиций и процедур.

2. политическая структура – совокупность политических, государственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Она выражает стабильную сторону отношений, которые устанавливаются между людьми в сфере политики. Это многообразие связей можно свести к двум основным типам

а) действия, упорядоченные отношения, регулируемые правовыми и иными правилами

б) учреждения, организации, которые характеризуются постоянством структуры и участия своих членов, четко определенными задачами, для реализации которых они создаются.

3. политическая деятельность – разнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразование и защиту системы осуществления политической власти в обществе.

4. политическое сознание и политическая структура.

Политическое сознание – многообразие проявлений духовности, отражающих деятельность механизмов политической власти и направляющих поведение людей в сфере политических отношений. 2 уровня организации политического сознания:

а) концептуальный (политические теории, доктрины, программы, учения)

б) обыденный (несистематизированные представления о политике, нормах поведения)

Политическая культура – это система ценностей, политических идей, символов, убеждений, принятых членами политической общности и используемых для регуляции их деятельности и отношений.

Корельский, Перевалов

Политическая система – это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.

Компоненты политической системы:

1. совокупность политических объединений

· государство

· политические партии

· общественно-политические организации и движения

2. политические отношения

3. политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь

4. политическое сознание

5. политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.233.107 (0.113 с.)