Методологические подходы и методы государственного управления.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические подходы и методы государственного управления.



В экономике существуют различные школы, формирующие разные подходы к реализации публичного управления. Выделяют 3 подхода:

1. Тоталитарный. При тоталитарном подходе к публичному управлению акценты делаются на необходимости сильной государственной власти. В некоторых случаях сильная государственная власть связывается с диктатурой определённого социального слоя в обществе или персональной диктатурой вождя. Осуществляется фактическое слияние органов государства правящей партии. Кроме того, общественные объединения подчинены правящей партии и органам власти. Тоталитарный подход тесно связан с формой административно-командной системой управления.

2. Демократический. Демократические концепции государственного управления представлены огромным количеством различных школ. Школы, относящиеся к демократическим концепциям государственного управления, часто отстаивают приоритет экономических или политических методов. Создание со стороны государства благоприятных условий для деятельности индивида, рациональной бюрократии и с одной стороны разделение государственного муниципального управления, с другой – представление о муниципальных органах как агентах государства. При всех различиях демократического подхода, они опираются на общие постулаты управления: общие человеческие ценности, политический и идеологический плюрализм, разделение властей, господство права и т.д. Отвергаются тоталитаризм и авторитаризм. Утверждается обязательный подконтроль чиновника населению.

3. Государственно-религиозный. Выделяют:

· Теократический (Саудовская Аравия)

· Клерикальный (Иран)

Этот подход типичен для многих мусульманских стран. Мусульманский фундамент в отношении управления связан с идеями халифата, как лучшей формой управления с отрицанием выборов в органы государства. Они замещаются назначаемым монархом совещательного совета при правителе ашшуры. Всеми участии граждан в управлении используется практика медолиса, т.е. приёма в установленные дни любого правоверного главой государства, который одновременной является имамом, т.е. религиозным главой и членами его семьи. В арабских странах, которые испытали влияние идей и являются республиканской (Египет, Алжир), сохранили лишь элементы прежних понидпов, т.е. недопущение женщин к политической и государственной службе и амшура превратился в частичный избирательный консультативный совет при президенте.

 

При изучении государственного управления используются различные общенаучные и сищ методы. Среди научных различают: анализ и синтез. С их помощью, например, вызеп ветви государственной власти, создаются поня государственного аппарата муниципальные образования и местное самоуправления. Применяются:

1. Логический метод (с его помощью делаются различные заключения, например, о принципах законности в управлении)

2. Метод формализации (он поможет, например, создавать различные плассмз)

3. Сравнительный метод (позволяет сопоставить возможности различных способов публичного управления)

4. Количественные методы (в том числе, статистические, свидетельствующие о составе аппарата управления)

5. Метод прогнозирования (позволяет выявлять существующие тренды в развитии и в государственном управлении)

6. Экстраполяция (т.е. распространение признаков данного явления на другие сходные явления)

7. Метод моделирования (метод искусственного воссоздания тех или иных управленческих процедур)

8. Метод эксперимента (метод практической проверки деятельности тех или иных органов управления в условиях, созданных экспериментатором)

При изучении государственного управления широко используются:

1. Исторический метод (например, путём использования исторических данных выявляется тенденция государственного управления)

2. Социолог-методы и приёмы (анкетирование, интервьюирование, опросы населения, государственных и муниципальных служащих)

3. Правовые методы (связано с изучением на регулирование государственного управления)

4. Сравнительно правовые (связанный, например, с сравнением с зарубежной моделью управлению)

5. Метод наблюдения

Использование различных методов связано с формированием информационной базой, допускающих применение тех или иных методов. Информационная база опирается на изучение статистики, отчётов соответствующих органов данных средств массовой информации и других источников.

Субъекты государственного управления и линии связи в экономической политике.

Субъектами являются физические и юридические лица, которые управляют или участвуют в управлении в качестве субъектов управления отношений. Граждане (россияне, иностранцы и лица без гражданства) и общественные объединения могут выступать только в качестве участников субъектов управления отношений государственных органов с исполнительной властью. А государственные органы, их структурные подразделения и служащие как управляющие субъекты.

Объектами государственного управления могут выступать различные стороны административно правового статуса граждан и их общественных объединений (действия, бездействие, права, обязанности, ответственность, а также различные стороны деятельности учреждений, предпринимателей и их объединений).

1. Носители хозяйственных интересов

2. Выразители хозяйственных интересов

3. Исполнители хозяйственных интересов

Носители хозяйственных интересов – выделяются и отличаются друг от друга по ряду признаков социальной группы (имущественные признаки, по доходу, по видам деятельности различных доходов, по отрасли и региональным интересам). У каждого носителя есть свои интересы, обусловленные их экономическим положением, а также принадлежащих к тому или иному региону, виду деятельности. Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственно-экономической политикой.

Носители экономических интересов, объединённые в развитых странах в многочисленные союзы и ассоциации – профсоюзы, союзы предпринимателей, профессиональные союзы и т.д. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов. Это вторая линия связи хозяйственных интересов с государственно-экономической политикой.

Исполнители хозяйственных интересов – это субъекты государственного управления экономикой. К исполнителям относят органы трёх ветвей власти, построенных по иерархичному принципу. Они проводят в жизнь программу государственной политики – это главная третья линия трансформации частных экономических интересов в реализуемую государственную политику.

С точки зрения механизмом хозяйственного управления является слияния государственной и частной экономической политики и возникновение в результате этого новых регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в существующую схему государственного управления. Например, создаются общественные палаты и советы при главах или структурных подразделениях органов власти. Основная часть таких органов осуществляет консультативную или экспертную деятельность, но в действительности решающим образом воздействуют на государственную политику. Возникает государственное частное хозяйственное регулирование (ГЧП – государственно-частное партнёрство, четвёртая линия связи).

Профсоюзы как особый вид выразителей интересов носителей хозяйственных интересов.

Общественные палаты, как разновидность частно-государственного партнерства при реализации государственного управления.

Прямая и обратная связь между субъектами при реализации государственного

Управления.

Все субъекты взаимодействуют друг с другом через соответствующие связи – прямую и обратную. Прямая связь устанавливается между носителями, выразителями и исполнителями (от носителей и выразителей к исполнителям). Прямая связь может иметь различные направления проявления: через средства массовой информации (СМИ); на митингах; через просьбы, пожелания, протесты; через сбор подписей; через обращение в суды; через рекомендации, советы, консультации, меморандумы и т.д. Обращение граждан в органы власти. Обратная связь формируется между исполнителями и носителями хозяйственных интересов. Она проявляется в результатах государственного управления и в поддержке или нет государственной политики носителями и выразителями экономических интересов. Обратная связь это оценка деятельности исполнителей. Прямая связь, когда граждане или наше объединение передают информацию исполнительным органам власти, а обратная связь это оценка действий исполнителей носителями интересов.

Обратная связь с носителями хозяйственных интересов довольно жёсткая.

1. Успех проводимой исполнителями государственной политики проявляется в темпах роста, улучшении структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платёжном балансе, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня.

2. Успехи в реализации государственной политики отражаются в показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению. К ним относят: уровень социальной напряжённости (этот уровень связывают с забастовками и их количеством, с выступлениями профсоюзов, с количеством проведённых носителями интересов митингов, протестов и т.п.); оценка деятельности государства средствами массовой информации; оценка население качества жизни и т.п.

3. Носители хозяйственных интересов прямо или косвенно через свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство. Такие объединения как профсоюзы или объединения предпринимателей могут выступить с предупреждением в адрес правительства, в связи с несовместимостью мер государственного регулирования с их интересами. Кроме того, союзы как выразители хозяйственных интересов своих членов также как и отдельные лица финансируют или отказывают в средствах той или иной партии на выбор.

4. Потеря доверия избирателей и объединений хозяйственных интересов к правящей партии, которая проявляет себя на выборах, когда избиратели голосуют за ту или иную партию, а значит и за экономическую часть программы этой партии.

5. Одной из форм обратной связи является анкетирование. Органы государственной власти не могут позволить себе выяснять реакцию граждан на общую направленность и конкретные меры государственной политики во время выборов. Исполнители не могут дожидаться, когда недовольство экономической ситуацией примет крайние формы. Правительственным органам нужна оперативная информация. Для этого существует механизм в виде анкетных опросов, проводимых специализированными центрами.

Выстроенная система связи представляет собой идеальную картину зависимости государственного управления от экономических интересов и механизма этой зависимости от обратной связи. В реальной жизни наблюдается масса отклонений от модели, т.к. идёт борьба между отдельными группами интересов за влияние на органы власти. Широкое распространение получил лоббизм. Известны факты коррупции в органах государственной власти в разных странах. Но механизм государственного управления функционирует по правилам, а не по отклонениям.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.227.34 (0.006 с.)