Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Форма государственного устройства.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Под ней понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. Их разделяют в основном на: Унитарное государство - целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. В так государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории. Органы административно-территориальных единиц находятся или в полном подчинении центра, или в двойном - центра и местных представительных органов. Большинство существующих ныне государств—унитарные. Т.к. так государство хорошо управляемо и такая форма обеспечивает государственное единство. Унитарные государства могут быть однонацион (Франция, Норвегия) и многонациональными(Турция, Англия). Федеративное государство (федерация) - сложное союзное государство, части которого (республики, штаты) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. В строгом научном смысле федерация - союз государств, основанный на договоре или конституции. В федерации конституции этих самостоятельных государств устанавливают, в чем именно политически срастающиеся государства сохраняют свою самостоятеьность и в чем её теряют. Входящие в состав федерации образования называются субъектами. Они могут иметь свое гражданство, свои конституции, собственные высшие государственные органы. Наличие в федерации двух систем высших органов федерации в целом и ее субъектов – это вызывает необходимость разграничить их компетенции (предметы ведения). В федерациях полномочия между субъектами и федеральным центром могут распределяться по двух- или трёхкамерной системе (полномочия федерального центра и полномочия субъекта; полномочия центра, субъекта и сфера совместного ведения, её ещё называют сферой конкурирующей компетенции). Предметы ведения в рамках этих сфер могут также распределяться по-разному:1) могут быть чётко указаны предметы ведения центра и субъектов, а всё, что осталось—совместное ведение; 2) может быть наоборот, чётко указаны предметы ведения центра и сфера совместного ведения, а всё, что осталось—сфера ведения субъектов (в России именно так в соответствие со 71-73—принцип остаточной компетенции субъектов).Конфедерация - союз суверенных государств, образуемый для достижения определённых целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств - членов конфедерации по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом. Исторический опыт показывает, что конфедерации имеют нестойкий переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию.В последние десятилетия появилась новая форма ассоциированного государственного объединения. Пример, Европейское Сообщество, уже вполне доказав свою жизнеспособность.
Легитимация и легализация государственной власти Легализация государственной власти - как юридическое понятие означает установление, признание, поддержку данной власти законом, прежде всего конституцией, опору власти на закон.Легитимация государственной власти - это принятие власти населением страны, признание её права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. Легитимация не может быть всеобщей, поскольку в стране всегда найдутся определённые социальные слои, недовольные существующей властью. Легитимацию нельзя навязать, поскольку она связана с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью, ее органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой.
Понятие государственного аппарата (ГА). ГА, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, являясь его материальным воплощением. Вне и без ГА нет и не может быть государства. Понятие ГА принято употреблять в 2-х смыслах - широком и узком. В узком смысле под ГА понимают аппарат государственного управления. Именно в этом значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин «ГА» в науке административного права. В широком смысле ГА - совокупность всех государственных органов (ГА=механизм государства). В ТГП обычно употребляется в широком значении (если иное не оговорено). Понятие ГА раскрывается через характерные признаки, позволяющие отграничить его как от негос-ных структур в политической системе общ-ва, так и отдельно взятых органов:1. ГА - это система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности; 2. сложная структура, отражающая определённое место, которое занимают в ней различные группы государственных органов. Необходимо учитывать, какой системообразующий фактор структуры ГА закреплён в конституции. Ст.10 К-и РФ - основополагающий принцип - разделения властей. Ст. 12 К-и РФ: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; 3. функции государства осуществляются при помощи ГА - посредством деятельности всей системы государственных органов. В месте с тем от функций государства зависит структура органов ГА, возникновение, развитие и содержание деятельности органов ГА; 4. ГА для обеспечения выполнения возложенных на него задач управления делами общества + выполнения функций гос-ва располагает необходимыми материальными средствами, на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы. Их особенность - они выделяются в ГА не в качесте самостоятельных частей, а лишь как «вещественные придатки». К ним относятся: различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, организации. Но! к ним не относятся органы местного самоуправления, политические партии, профсоюзы и другие общественные объединения. Т.о. ГА - это пронизанная едиными, законодательно закреплёнными принципами, основанная на принципе разделения властей и располагающая необходимыми материальными средствами система государственных органов, посредством которых осуществляются функции государства.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата (ГА). Данные принципы - это отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования ГА. Все принципы делятся на: общие (относятся к ГА в целом) + частные (действуют на отдельные группы государственных органов). Частные в конечном счёте проистекают из общих, конкретизируют их применительно к отдельным частям ГА. Общие принципы - две группы: закреплённые в Конституции РФ и закреплённые в ФКЗ и ФЗ. 1-я группа: 1) Принцип народовластия - проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ - её многонационнарод. 2) Принцип гуманизма - РФ - социальное государство, деятельность ГА которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества. 3) Принцип разделения властей - государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти. Данный принцип - систематизирующий фактор ГА. 4) Принцип федерализма - РФ состоит из равноправных (формально) субъектов, равноправие которых проявляется как во взаимоотношениях с федеральными органами, так и с органами субъектов РФ. К-я РФ, федеральные и иные договоры - разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ. 5) Принцип законности - требование всеобщего соблюдения и исп-я законов РФ. Требования применительно к ГА: верховенство закона и непосредственное действие конституционно закреплённых прав и свобод человека и гражданина; осуществление всех государственно-властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подзаконных НПА; пресечение любых нарушений закона, а также неотвратимость ответственности за их совершение. 2-я группа: Рассмотренные общие принципы, выраженные в К-и РФ, получают своё подкрепление, конкретизацию и развитие во второй группе принципов, закреплённых в ФКЗ и ФЗ. Комплексное выражение вторая группа получила в ФЗ "Об основах государственной службы РФ»: 1) верховенство К-и РФ и ФЗ над иными н/п актами; 2) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать праа и свободы человека и гражданина;3) равный доступ граждан РФ к государственной службе в соответствии со способностями и професс подготовкой;4) обязательность для государственных служащих решений вышестоящих государственных органов и руководителей в пределах их полномочий и на основе законодательства РФ;5) профессионализм и компетентность государственных служащих; 6) гласность в осуществлении государственной службы; 7) ответственность государственных служащих за принимаемые ими решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; и др. Перечисленные принципы формирования и деятельности ГА как системы государственных органов придают ГА необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.
Понятие и классификация органов государственного аппарата (ОГА). ОГА - часть государственного аппарата (ГА), его основная ячейка. Признаки: 1. властные полномочия - юридически закреплённые возможности осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их исполнение - важнейший признак; 2. экономиечская и организационная обособленность и самостоятельность; 3. выполнение сообразно своей компетенции определ функций - функций государства;4. обладание необходимыми материальными средствами - разного рода материальные ценности, орг-ции, предприятия, учреждения;5. физическое воплощение ОГА - государственные служащие. Рассмотренные признаки в своей совокупности раскрывают понятие ОГА, позволяют сформулировать его определение: ОГА - это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть ГА, состоящая из государственных служащих, наделённая государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определённых задач и функций государства. Разнородность и многосложн деят-ти ГА влечёт большое число ОГА.
Классификация органов государственного аппарата (ОГА). Классификация: — По юридическому источнику лигитимности – 1) органы, устанавливаемые Конституцией РФ, ФЗ, конституциями и уставами субъектов РФ (Президент, Правительство и др.) - первичные органы 2) органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения исполения полномочий первичных органов - вторичные органы; — На основе принципа разделения властей: 1) законодательные, 2) исполнительные, 3) суд-е; — По действию в пространстве: 1) федеральные,2) органы субъектов РФ; — По длительности: 1) постоянные,2) временные; — По принципу персон-го состава: 1) коллективные, 2) представленные одним лицом.
Государство (Г) и гражданское общество (ГО). Генезис ГО - «Политика» Аристотеля, «Государство» Платона, другие древнегреческие учения. Продолжение - эпоха Возрождения (Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо), но сам термин ГО употребляется лишь с 18 века (до этого им не пользовались, т.к. Г=обществу). Однако и позднее различие этих понятий не производилось: государство - форма организации общества. Их разграничивали уже только Кант, Гегель, Маркс. Институт гражданства возник и получил политико-правовое признание лишь в буржуазную эпоху под влиянием естественных прав человека и необходимости их юридической защиты. Но это лишь формальная сторона вопроса. По существу же термин ГО приобрёл в литературе своё особое содержание и в современной трактовке выражает определённый тип общества, его социально-экономическую, политико-правовую природу, степень развитости, завершённости. Под ГО понимается общество, отвечающее ряду выработанных историей критериев. Это более высокая ступень в развитии социальной общности, мера его зрелости, разумности, справедливости. Принципы ГО: 1. Экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения; 2. Признание и защита естественных прав человека и гражданина; 3. Легитимность и демократический характер власти; 4. Равенство всех перед законом и правосудием, юридическая защищённость личности; 5. Правовое госудрство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей; 6. Политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; 7. Свобода слова и печати, независимость СМИ; 8. Нвмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; 9. Классовый мир, портнёрство и национальное согласие; 10. Эффективная социальная политика. Т.о. регулирующая роль государства сводится к минимуму: охрана правопорядка, борьба с преступностью, создание нормальных 6условий для собственников, реализация ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости. При этом деятельность самого государства должна протекать в демократических правовых формах, направляться на защиту прав человека; должно быть либеральное законодательство, мягкие способы юридической регламентации, гарантией чего и является ГО. А обязанности граждан перед государством сведены к законопослушанию и уплате налогов. ГО предполагает разгосударствление многих сторон его жизни, что, однако, не означает того, что оно вовсе не нуждается в государственности - просто государство должно найти в нём своё место, отказавшись от тоталитарных способов юридической регламентации. ГО существляет, развивается и функционирует в диалектическом единстве и противоречии с государством. В их отношениях возможны коллизии, но в любом случае государство не может вмешиваться в частную жизнь людей. ГО и Г должны не противостоять друг другу, а гармонично взаимодействовать. Т.о. ГО - совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных и др.), образующих особую сферу специфических интересов свободных собственников и их объединений.
Правовое государство (ПГ): понятие и принципы. ПГ (по Матузову и Малько) - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. В идее ПГ можно выделить 2 основных элемента: 1. Свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав; 2. Ограничение прав государственной власти. В философском плане свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В ПГ в отношении человека необходимо создать условия для его юридической свободы, своеобразный механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип «не запрещённое законом, дозволено». Человек как автономный субъект свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности. Права человека и ПГ харакреризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, т.к. существовать и эффективно действовать они могут только при условии их взаимодействия. Оба феномена имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединительным звеном человека и государства должно быть именно право, а отношения между ними истинно правовыми. Именно в ограничении правом государства и заключается сущность ПГ. Здесь право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Принципы ПГ: 1. Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; 2. Наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения; 3. Разделение властей; 4. Федерализм; 5. Верховенство закона; 6. Взаимная ответственность личности и государства; 7. Высокий уровень правосознания и правовой культуры; 8. Наличие гражданского общества и осуществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.103.185 (0.01 с.) |