![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь ![]() Мы поможем в написании ваших работ! КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Форма государственного устройства.
Под ней понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. Их разделяют в основном на: Унитарное государство - целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. В так государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории. Органы административно-территориальных единиц находятся или в полном подчинении центра, или в двойном - центра и местных представительных органов. Большинство существующих ныне государств—унитарные. Т.к. так государство хорошо управляемо и такая форма обеспечивает государственное единство. Унитарные государства могут быть однонацион (Франция, Норвегия) и многонациональными(Турция, Англия).Федеративное государство (федерация) - сложное союзное государство, части которого (республики, штаты) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. В строгом научном смысле федерация - союз государств, основанный на договоре или конституции. В федерации конституции этих самостоятельных государств устанавливают, в чем именно политически срастающиеся государства сохраняют свою самостоятеьность и в чем её теряют. Входящие в состав федерации образования называются субъектами. Они могут иметь свое гражданство, свои конституции, собственные высшие государственные органы. Наличие в федерации двух систем высших органов федерации в целом и ее субъектов – это вызывает необходимость разграничить их компетенции (предметы ведения). В федерациях полномочия между субъектами и федеральным центром могут распределяться по двух- или трёхкамерной системе (полномочия федерального центра и полномочия субъекта; полномочия центра, субъекта и сфера совместного ведения, её ещё называют сферой конкурирующей компетенции). Предметы ведения в рамках этих сфер могут также распределяться по-разному:1) могут быть чётко указаны предметы ведения центра и субъектов, а всё, что осталось—совместное ведение; 2) может быть наоборот, чётко указаны предметы ведения центра и сфера совместного ведения, а всё, что осталось—сфера ведения субъектов (в России именно так в соответствие со 71-73—принцип остаточной компетенции субъектов).Конфедерация - союз суверенных государств, образуемый для достижения определённых целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств - членов конфедерации по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом. Исторический опыт показывает, что конфедерации имеют нестойкий переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию.В последние десятилетия появилась новая форма ассоциированного государственного объединения. Пример, Европейское Сообщество, уже вполне доказав свою жизнеспособность.
Легитимация и легализация государственной власти Легализация государственной власти - как юридическое понятие означает установление, признание, поддержку данной власти законом, прежде всего конституцией, опору власти на закон.Легитимация государственной власти - это принятие власти населением страны, признание её права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. Легитимация не может быть всеобщей, поскольку в стране всегда найдутся определённые социальные слои, недовольные существующей властью. Легитимацию нельзя навязать, поскольку она связана с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью, ее органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой.
Понятие государственного аппарата (ГА). ГА, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, являясь его материальным воплощением. Вне и без ГА нет и не может быть государства. Понятие ГА принято употреблять в 2-х смыслах - широком и узком. В узком смысле под ГА понимают аппарат государственного управления. Именно в этом значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин «ГА» в науке административного права. В широком смысле ГА - совокупность всех государственных органов (ГА=механизм государства). В ТГП обычно употребляется в широком значении (если иное не оговорено). Понятие ГА раскрывается через характерные признаки, позволяющие отграничить его как от негос-ных структур в политической системе общ-ва, так и отдельно взятых органов:1. ГА - это система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности; 2. сложная структура, отражающая определённое место, которое занимают в ней различные группы государственных органов. Необходимо учитывать, какой системообразующий фактор структуры ГА закреплён в конституции. Ст.10 К-и РФ - основополагающий принцип - разделения властей. Ст. 12 К-и РФ: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; 3. функции государства осуществляются при помощи ГА - посредством деятельности всей системы государственных органов. В месте с тем от функций государства зависит структура органов ГА, возникновение, развитие и содержание деятельности органов ГА; 4. ГА для обеспечения выполнения возложенных на него задач управления делами общества + выполнения функций гос-ва располагает необходимыми материальными средствами, на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы. Их особенность - они выделяются в ГА не в качесте самостоятельных частей, а лишь как «вещественные придатки». К ним относятся: различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, организации. Но! к ним не относятся органы местного самоуправления, политические партии, профсоюзы и другие общественные объединения. Т.о. ГА - это пронизанная едиными, законодательно закреплёнными принципами, основанная на принципе разделения властей и располагающая необходимыми материальными средствами система государственных органов, посредством которых осуществляются функции государства.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата (ГА). Данные принципы - это отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования ГА. Все принципы делятся на: общие (относятся к ГА в целом) + частные (действуют на отдельные группы государственных органов). Частные в конечном счёте проистекают из общих, конкретизируют их применительно к отдельным частям ГА. Общие принципы - две группы: закреплённые в Конституции РФ и закреплённые в ФКЗ и ФЗ.1-я группа:1) Принцип народовластия - проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ - её многонационнарод. 2) Принцип гуманизма - РФ - социальное государство, деятельность ГА которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества. 3) Принцип разделения властей - государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти. Данный принцип - систематизирующий фактор ГА. 4) Принцип федерализма - РФ состоит из равноправных (формально) субъектов, равноправие которых проявляется как во взаимоотношениях с федеральными органами, так и с органами субъектов РФ. К-я РФ, федеральные и иные договоры - разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ. 5) Принцип законности - требование всеобщего соблюдения и исп-я законов РФ. Требования применительно к ГА: верховенство закона и непосредственное действие конституционно закреплённых прав и свобод человека и гражданина; осуществление всех государственно-властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подзаконных НПА; пресечение любых нарушений закона, а также неотвратимость ответственности за их совершение.2-я группа: Рассмотренные общие принципы, выраженные в К-и РФ, получают своё подкрепление, конкретизацию и развитие во второй группе принципов, закреплённых в ФКЗ и ФЗ. Комплексное выражение вторая группа получила в ФЗ "Об основах государственной службы РФ»: 1) верховенство К-и РФ и ФЗ над иными н/п актами; 2) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать праа и свободы человека и гражданина;3) равный доступ граждан РФ к государственной службе в соответствии со способностями и професс подготовкой;4) обязательность для государственных служащих решений вышестоящих государственных органов и руководителей в пределах их полномочий и на основе законодательства РФ;5) профессионализм и компетентность государственных служащих; 6) гласность в осуществлении государственной службы; 7) ответственность государственных служащих за принимаемые ими решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; и др. Перечисленные принципы формирования и деятельности ГА как системы государственных органов придают ГА необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.
Понятие и классификация органов государственного аппарата (ОГА). ОГА - часть государственного аппарата (ГА), его основная ячейка. Признаки: 1. властные полномочия - юридически закреплённые возможности осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их исполнение - важнейший признак; 2. экономиечская и организационная обособленность и самостоятельность; 3. выполнение сообразно своей компетенции определ функций - функций государства;4. обладание необходимыми материальными средствами - разного рода материальные ценности, орг-ции, предприятия, учреждения;5. физическое воплощение ОГА - государственные служащие. Рассмотренные признаки в своей совокупности раскрывают понятие ОГА, позволяют сформулировать его определение: ОГА - это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть ГА, состоящая из государственных служащих, наделённая государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определённых задач и функций государства. Разнородность и многосложн деят-ти ГА влечёт большое число ОГА.
Классификация органов государственного аппарата (ОГА). Классификация: — По юридическому источнику лигитимности – 1) органы, устанавливаемые Конституцией РФ, ФЗ, конституциями и уставами субъектов РФ (Президент, Правительство и др.) - первичные органы 2) органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения исполения полномочий первичных органов - вторичные органы; — На основе принципа разделения властей:1) законодательные, 2) исполнительные, 3) суд-е; — По действию в пространстве:1) федеральные,2) органы субъектов РФ; — По длительности:1) постоянные,2) временные; — По принципу персон-го состава:1) коллективные, 2) представленные одним лицом.
Государство (Г) и гражданское общество (ГО). Генезис ГО - «Политика» Аристотеля, «Государство» Платона, другие древнегреческие учения. Продолжение - эпоха Возрождения (Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо), но сам термин ГО употребляется лишь с 18 века (до этого им не пользовались, т.к. Г=обществу). Однако и позднее различие этих понятий не производилось: государство - форма организации общества. Их разграничивали уже только Кант, Гегель, Маркс. Институт гражданства возник и получил политико-правовое признание лишь в буржуазную эпоху под влиянием естественных прав человека и необходимости их юридической защиты. Но это лишь формальная сторона вопроса. По существу же термин ГО приобрёл в литературе своё особое содержание и в современной трактовке выражает определённый тип общества, его социально-экономическую, политико-правовую природу, степень развитости, завершённости. Под ГО понимается общество, отвечающее ряду выработанных историей критериев. Это более высокая ступень в развитии социальной общности, мера его зрелости, разумности, справедливости. Принципы ГО: 1. Экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения; 2. Признание и защита естественных прав человека и гражданина; 3. Легитимность и демократический характер власти; 4. Равенство всех перед законом и правосудием, юридическая защищённость личности; 5. Правовое госудрство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей; 6. Политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; 7. Свобода слова и печати, независимость СМИ; 8. Нвмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; 9. Классовый мир, портнёрство и национальное согласие; 10. Эффективная социальная политика. Т.о. регулирующая роль государства сводится к минимуму: охрана правопорядка, борьба с преступностью, создание нормальных 6условий для собственников, реализация ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости. При этом деятельность самого государства должна протекать в демократических правовых формах, направляться на защиту прав человека; должно быть либеральное законодательство, мягкие способы юридической регламентации, гарантией чего и является ГО. А обязанности граждан перед государством сведены к законопослушанию и уплате налогов. ГО предполагает разгосударствление многих сторон его жизни, что, однако, не означает того, что оно вовсе не нуждается в государственности - просто государство должно найти в нём своё место, отказавшись от тоталитарных способов юридической регламентации. ГО существляет, развивается и функционирует в диалектическом единстве и противоречии с государством. В их отношениях возможны коллизии, но в любом случае государство не может вмешиваться в частную жизнь людей. ГО и Г должны не противостоять друг другу, а гармонично взаимодействовать. Т.о. ГО - совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных и др.), образующих особую сферу специфических интересов свободных собственников и их объединений.
Правовое государство (ПГ): понятие и принципы. ПГ (по Матузову и Малько) - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. В идее ПГ можно выделить 2 основных элемента: 1. Свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав; 2. Ограничение прав государственной власти. В философском плане свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В ПГ в отношении человека необходимо создать условия для его юридической свободы, своеобразный механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип «не запрещённое законом, дозволено». Человек как автономный субъект свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности. Права человека и ПГ харакреризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, т.к. существовать и эффективно действовать они могут только при условии их взаимодействия. Оба феномена имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединительным звеном человека и государства должно быть именно право, а отношения между ними истинно правовыми. Именно в ограничении правом государства и заключается сущность ПГ. Здесь право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Принципы ПГ: 1. Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; 2. Наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения; 3. Разделение властей; 4. Федерализм; 5. Верховенство закона; 6. Взаимная ответственность личности и государства; 7. Высокий уровень правосознания и правовой культуры; 8. Наличие гражданского общества и осуществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и др. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.108.188 (0.01 с.) |