Понятие и виды актов правотворчества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды актов правотворчества.



Результатом правотвотворческой деятельности являются разнообразные НПА(нормат прав акты).

НПА—это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридииеские нормы. Это основной источник права. Не только в РФ. Они стали таковыми в настоящее время практически во всех правовых системах мира.

Преимущества НПА: 1. Принимается в четко обозначенном порядке

2. Исходит от строго определенных правотворческих органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией 3. Имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия 4. Может быть изменен в зависимости от социальных потребностей.

Особенности НПА: 1. Имеют государственный характер. 2. Принимаются строго определенными субъектами, специально уполномоченные на то гос-вом. 3. Принимаются с соблюдением определенной процедуры.

4. Представляют собой акт-документ. 5. Имеют временные, субъективные и пространственные пределы действия. 6. Содержат юр нормы, наличие которых делает их нормативными, общеобязательными.

Действуют НПА относительно долгое время и не исчерпывают себя фактами их применения.

Классификация:

— По юридической силе: 1) Законы—акты, обладающие высшей юридической силой 2) Подзаконные акты—акты, основанные на законах и им не противоречащие.

— По сфере действия:1) Внешнего действия—охватывают всех субъектов, кому они адресованы: организации и лица, независимо от их трудовой и служебной деятельности.2) Внутреннего действия—касаются только субъектов, входящих в состав определенного министерства, организации или лиц, проживающих на той или иной территории; такие акты могут приниматься не только министерствами и нижестоящими субъектами правотворчества, но и высшими органами власти и управления.

— По субъектам, издающим НПА: 1) Акты референдума, 2) Органов гос-ной власти, президента, органов управл, должностных лиц гос-ва,

3) Акты негосударственных организаций.

Существуют акты, принятые одним органом, и акты, разработанные и принятые совместно несколькими государственными органами. Последний вид НПА принимается по вопросам общего ведения, совместной деятельности.

Совокупность нормативно-правовых актов называется законодательством.

— По территории действия нормативных актов выделяют:1) Общефедеральное,2) Региональное.

Общефедеральное российское законодательство представляет собой совокупность:1. законов и иных НПА Федерального собрания. 2. указов президента РФ. 3. НПА правительства РФ.


 


Законотворчество: понятие и основные стадии.

Законотворчество - особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене законов(НПА высшей юридической силы), основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.

Принципы: 1. Демократизм и гласность - привлечение граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, гласность - гарантия от бюрократизма, всенародное обсуждение законопроектов при помощи СМИ, референдум. 2. Профессионализм - к законотворчеству должны привлекаться компетентные специалисты, обладающие профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов. 3. Законность - работа должна осуществляться в рамках закона. Соблюдение правил юридической техники. 4. Научный характер и связь с правоприменительной практикой - тщательный анализ социально-экономической, политической ситуации, потребностей правового регулирования, его целесообразности.

Виды:

— По субъекту:

1) законотворчество государственных органов,

2) «народное» законотворчество—референдум.

Стадии(на примере РФ):

1. Законодательная инициатива - право компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет обязательное рассмотрение его парламентом - в форме предложений или готового законопроекта (Ст.104 К-и РФ - право законодательной инициативы: Президент, СФ, члены СФ, депутаты ГД, Правительство, представительные органы субъектов РФ + КС, ВС, ВАС по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в ГД. Только при наличии заключения Правительства: о налогах, освобождении от их уплаты, о государственных займах и другие, требующие дополнительных расходов из бюджета.

2. Обсуждение - на заседании ГД.

1-е чтение - вопрос о необх принятия, оценка, доклад инициатора, содоклад ответственного комитета, предложения, замечания;

2-е чтение - доклад об итогах рассмотрения, поправки;

3-е чтение - нельзя вносить поправки: можно только принять или не принять).

3. Принятие закона.

ФЗ - большинством голосов в ГД (ФКЗ - 2\3), в течение 5 дней направляется в СФ, который одобряет: > 1\2 или не рассмотрение в течение 14 дней(ФКЗ-не < 3\4). В случае отклонения ФЗ Советом Федерации палаты может создать согласительную комиссию для преодоления разногласий, затем - повторное рассмотрение в ГД. Если ГД не согласна с СФ, то ФЗ может быть принят, если при повторном голосовании в ранее принятой редакции за него проголосовало не < 2\3 ГД. Обязательному рассмотрению в СФ подлежат по вопросам: федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансирования, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты государственной границы РФ, войны и мира. Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту для подписания и обнародования в течение 14 дней. На ФЗ Президент имеет права наложить отлагательное вето (преодолевается: не < 2\3 ГД, не < 3\4 СФ). ФКЗ принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в К-и РФ.

4. Введение в действие принятого законодательного акта.



Понятие и виды законов.

Закон - принятый в особом порядке НПА, обладающий высшей юридической силой.

Признаки: 1. Специальный круг субъектов, обладающих правом принятия законов (ФС, высшие представительные органы субъектов РФ). В исключит случаях законы могут приниматься референдумом.

2. Высшая юридическая сила законов по отношению к другим НПА, которые не могут им противоречить.3. Регулирование отношений, в ктр выражаются наиболее важные интересы и потребности общества и личности.4. Особая процедура принятия. 5. Отмена, изменение или приостановление действия закона возможны лишь путем принятия акта равной с ним юридической силы, т.е. нового закона.

Виды:

— По юридической силе:

1) Конституционные - закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. Это Конституция и законы, вносящие в неё изменения и дополнения, законы, конкретизирующие содержание Конституции. Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, составляющий нормативную базу всего текущего законодательства. Перечень конституционных законов исчерпывающе определен в К-и РФ (о порядке деятельности Правительства РФ, судебной системе, Конституционном Суде и т.д. -14 шт). (принимаются: не < 2\3 ГД, не < 3\4 СФ; у Президента нет права отлагательного вето).

2) Текущие (обыкновенные, ординарные) принимаются на основе и во исполнение Конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны общественной жизни. Особой их разновидностью являются: органические (юридически цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни: основы законодательства, кодексы) и чрезвычайные (принимаются при чрезвычайных обстоятельствах). Принимаются: > 1\2 ГД, > 1\2 СФ.

— По территории действия:

1) Федеральные (обладают верховенством и действуют на всей территории РФ, если приняты по вопросам исключительного ведения РФ и субъектов или их совместного ведения);

2) Региональные (действуют исключительно на территории соответствующего региона. По вопросам исключительной компетенции субъектов РФ их законы обладают большей юридической силой, чем федеральное законодательство).


 


95. Понятие и виды подзаконных нормативно-правовых актов (п\з НПА)

Законы - принимаемые в особом порядке НПА, обладающие высшей юридической силой, а все иные НПА являются подзаконными. Они принимаются на основе и во исполнение закона. Если законы устанавливают первичные, исходные правила юридического регулирования, то п\з акты нужны лишь для их конкретизации и не могут дополнять закон, а тем более ему противоречить. В силу особого характера (высшей юр. силы) законов иные НПА ни при каких условиях не должны ставиться над ними.

Классификация.

— По принявшему органу:

1) акты представительных органов: постановления ГД и СФ, принимаемые по вопросам их компетенции; нормативные постановления представительных органов субъектов РФ;

2) акты органов исполнительной власти: Указы Президента, принятые в пределах его компетенции (обязательны для исполнения на всей территории государства); Постановления Правительства, издаются на основании и во исполнение К-ии, законов и НПА Президента. В случае их противоречия данным актам они м.б. отменены Президентом; Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, гос-х комитетов, ведомств) - нормативные приказы, инструкции. Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (губернаторы, правительства, министерства, ведомства, главы местного самоуправления) принимают п\з НПА в форме постановлений, приказов, инструкций.

— По территории действия:

1) Федеральные (обладают верховенством и действуют на всей территории РФ, если они приняты по вопросам исключительного ведения РФ или совместного ведения РФ и ее субъектов);

2) Региональные (действуют исключительно на территории соответствующего региона (республики, края, области, города, района)). По вопросам исключительной компетенции субъектов РФ их НПА обладают большей юридической силой, чем федеральное законодательство).

— По сфере применения:

1) НПА внешнего действия (распространяются на любых субъектов, к которым они адресованы, вне зависимости от их принадлежности к кругу работников ведомства, издавшего акт);

2) НПА внутреннего действия (или локальные - распространяются только на лиц, входящих в данное ведомство, предприятие, организацию, учреждение).


 

 


96. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов (НПА).

На территории РФ применяются только те ФКЗ, ФЗ, акты палат ФС, которые официально опубликованы. ФКЗ, ФЗ подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом; акты палат ФС - не позднее 10 дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные ФС, публикуются одновременно с ФЗ об их ратификации. Официальное опубликование ФКЗ, ФЗ, акта палаты ФС - первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства РФ». ФКЗ, ФЗ направляются на опубликование Президентом, акты палат ФС - председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Варианты вступления НПА в законную силу:

1. Истечение определен срока после его официального опубликования (ФКЗ, ФЗ, акты палат ФС, НПА федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования; НПА Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти и организаций, НПА Президента - по истечении 7 дней после их опубликования; иные акты Правительства - со дня их подписания). 2. Начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования (акты глав местной администрации - с момента их опубликования, если иное не определено самим актом). 3. Время вступления НПА в действие может быть указано в нем самом в специально принятом по этому поводу акте.

4. Те НПА, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие.


 


Систематизация НПА

 

Систематизация НПА - упорядочение НПА в целях удобства пользования ими на практике.

Виды:

1. Инкорпорация - процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в разного рода сборниках в определённом порядке. Нормативное содержание актов при этом не меняется, хотя форма выражения их сути иногда претерпевает изменения. Все операции осуществляются в плоскости внешней обработки НПА: в первоначальный текст вносятся официальные изменения; исключаются статьи и пункты, потерявшие силу, имевшие временное значение, содержащие явные противоречия. Юридическая сила актов сохраняется с момента их принятия. Инкорпорация бывает:

— По субъекту:1) официальная - осуществляется органами, издавшими эти акты; это способ опубликования и переиздания действующих НПА => официальный источник законодательства. 2) Неофициальная - проводится организациями и лицами по их инициативе => не является источником законодательства, формой опубликования НПА.

— По способу: 1) хронологическая - приведение НПА в определенный порядок в процессе их официального опубликования; 2) предметная - последовательность группировки актов определяется содержанием, обусловленным предметом правового регулирования.

2. Кодификация - упорядочение НПА путем их кардинальной переработки и создания нового кодифицированного акта. Его появление приводит правовые нормы к единой юридической силе.

Кодификация бывает

— По масштабу проведения: 1) всеобщая - предполагает образование сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства. 2) отраслевая - объединение нормативного материала какой-то определённой отрасли или подотрасли законодательства.

3) специальная - объединяет нормы определённого правового института либо нескольких правовых институтов.

3.Консолидация - устранение множественности НПА, их унификация и создание в сруктуре законодательства крупных однородных блоков в качестве важнейшего промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией. В структуру вновь образованного консолидированного акта, как правило, входят отдельные однопрофильные статьи, главы, параграфы, расположенные в определённой последовательности.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 754; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.024 с.)