Понятие и классификация функций государства.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и классификация функций государства.



Функции государства—это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Признаки функций: 1. Функция - основное, главное направление деятельности государства, устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере - экономической, политической, охране природы.2. В функциях выражается сущность государства. 3. Выполняя свои функции, государство решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность. 4. Функции государства - понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества. 5. Реализуются функции в определённых формах и особыми, характерными для государственной власти методами.

Функции государства по своей сути объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций, несомненно вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни. Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует.

Классификация:

— По причинам (источникам) возникновения функции государства можно подразделить на: 1) функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.); 2) функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.)

— По напраленности функции государства подразделяются на внутренние и внешние. 1) внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, 2) внешние направлены на установление и поддержание определённых отношений с другими государствами.

Внутренние - охрана форм собственности, охрана правопорядка, охрана природной и окружающей среды, политической, экономической, социальной сфер, развитие научно-технического прогресса и т.д.

Внешние - защита страны от нападения извне, ведение захватнических войн, взаимовыгодная торговля, поддержание мира.

— По формам деятельности, основанном на принципе разделения властей:1) законотвор-кая, 2) управ-ская, 3) судеб (правоохранительная).

— По продолжительности действия:1) постоянные,2) временные.

Есть и другие основания классификации: территориальный масштаб деятельности, содержание функций и др.

 



Форма государства: общая характеристика.

Любое государство помимо его сущности и социального назначе­ния характеризуется также некоторыми внешними признаками, в со­вокупности образующими его форму. Под формой государства понимается то, как организованы государство и его органы и каким образом осуществляется государственная власть.Для того чтобы по­лучить наиболее полное представление о форме какого-либо конкретного государства, надо посмотреть на его устройство с трех сторон (традиционно их называют элементами формы государства):

следует выяснить, кому принадлежит верховная власть, как формируются высшие органы государственной власти, каковэ их структура и объем властных полномочий, как они взаимодействуют с народом идруг с другом. Этот элемент формы государства называется формой правления.Различают две основные формы правления: монархию и республику, которые в свою очередь подразделяются на виды. Их подробная характеристика будет дана ниже;

необходимо установить, как<!организована территория государства, на какие части она делится, каковы отношения государства в целом с его составными территориальными единицами, т.е. как функционирует власть по вертикали. Этот элемент формы государства называется формой территориального государственного устройства.Различают две основные формы государственного устройства: унитарное и федеративное государство.

следует уточнить, какие способы и средства использует государство для осуществления своей власти, а также степень участия в ней народа иположение личности в государстве. Этот элемент формы государства называют государственным (политическим) режимом.Все государственные (политические) режимы принято делить на демократические и антидемократические. Подробно виды режимов будут рассмотрены в соответствующем разделе.

Форма каждого конкретного государства как совокупность указан­ных элементов (формы правления, формы государственного устрой­ства и государственного режима) складывается исторически под вли­янием целого ряда факторов. Несомненное воздействие на нее оказы­вает уровень экономического развития, достигнутый обществом, и от­ношения между основными политическими силами в нем. Поэтому вразные исторические эпохи преобладали те формы государства, кото­рые в большей степени соответствовали ступени экономического роста и соотношению политических сил в стране. Этим объясняется то, что в средние века, например, наиболее распространенной фор­мой правления была монархия (разных видов). А после буржуазных революций в некоторых странах монархическая форма правления либо претерпела существенные изменения, либо была заменена рес­публиканской (тоже разных видов).

Такое разнообразие объясняется тем, что помимо указанных выше факторов на форму государства могут оказывать влияние также иные условия, в частности, географическоеположение страны, историчес­кие традиции, присущие населяющим ее народам, господствующая идеология, религия, уровень культурного развития и национального сознания народа, степень его политической активности.



Политический режим.

Традиционно один из элементов формы государства. Есть два подхода к пониманию политического (государственного) режима:

- широкий относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом; - узкий - делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства, а также методы и функции осуществления государством своих функций. Политический режим требует обоих подходов, т.к. это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах: государственной и общественно-политической. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации испытывают значительное влияние государства. Вместе с тем существует и обратная связь. Для харатеристики формы государства имеет важное значение политический режим в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком своем понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия офицальной конституции и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни.

Политических режимов очень много, на них оказываетт влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и состояние экономики … существенное влияние оказывают исторические традиции страны, в более широком смысле - своего рода общественно-политическая «атмосфера». На вид политического режима может оказывать воздействие международная обстановка. Политические режимы делят на две большие разновидности: демократические и антидемократические. Демократия (народовластие) - сердцевина любого демократического политического режима. В таком государстве, законодательная власть представлена коллегиальным органом, выбранным народом, осуществляются закрепленные законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан независимо от пола, расы, национальности, имущественного состояния, образования и вероисповедания. Он может предусматривать прямое участие населения в решении государственных вопросов или участие через выбор представительных органов. Он означает гарантированность провозглашенных прав и свобод, законность и правопорядок, различные формы собственности, плюрализм, многопартийность, достаточно высокий социально-экономический уровень. Антидемократическим политическим режимам характерны противоположные демократии черты: господство одной политической партии или движения, одной идеологии, одной формы собственности, сведение к минимуму или ликвидация политических прав и свобод, низкого экономического уровня.


 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.97.64 (0.009 с.)