Понятие и классификация юридических (фактических) составов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и классификация юридических (фактических) составов.



Сложные юридические факты не следует смешивать с юридическим составом.

Фактический состав - это система юридических фактов необходимых для наступления правовых последствий - возникновения, прекращения и изменения п\о. Пример: для призыва гражданина на действительную военную службу необходимо наличие российского гражданства, достижение установленного в законе возраста, наличие необходимого состояния здоровья, отсутствие установленного законом права на отсрочку. Совокупность указанных фактических обстоятельств (плюс сам акт призыва) порождают для гражданина комплекс прав и обязанностей, связанных с прохождением действительной военной службы. От сложного юридического факта фактический состав отличается тем, что состоит из разных юридических фактов. Если сложный юридический факт - это сложное многоаспектное(но целостное) явление, то фактический состав - это система (комплекс) явлений. В ряде случаев для юридической полноценности фактического состава необходимо не только наличие всех элементов - юридических фактов, но и соблюдение определенного порядка их накопления в фактическом составе.

Классификация фактических составов:

1. Правообразующие, правопрекращающие, правоизменяющие. Правовые последствия связанные с фактической предпосылкой могут выражаться в создании, изменении, прекращении п\о. Такая классификация распространяется на фактические предпосылки и относительных, и абсолютных, и общерегулятивных п\о. 2.Однородные и комплесные составы. (1- составы одной отрасли, 2- обединенные юридические факты из различных отраслей). 3.Завершенные и незавершенные. (1- такие, в которых процесс накопления закончен и в результате юридическее последствия наступили; 2-отсутствуют один или несколько элементов). 4. По критерию структурной сложности:

а) составы с независимым накоплением элементов - для возникновения правовых последствий требуется одновременное существование всех элементов. Порядок накопления не имеет значения, б) составы с последовательным накоплением элементов, т. е. при нарушении порядка накопления влечет юридическую недействительность данного фактического состава; в) составы построенные с использованием различных структурных принципов (пример: независимого, последовательного накопления). 5. По волеизъявлению. Эту группу составов можно назвать «активной», они связаны с индивидуальным волеизъявлением.

а) фактические составы, включающие 1 или несколько волеизъявлений субъектов - физических или юридических лиц; б) фактические составы, содержащие 1 или несколько властных волеизъявлений должностных лиц или компетентных государственных органов; в) сочетание властных и невластных волеизъявлений других субъектов права; г) фактические составы со сводным волеизъявлением субъектов - где субъект вправе проявить и не проявить свою волю; д) фактические составы с ограниченной свободой волизъявления; субъекту предоставлено право или проявить свою волю или не проявить.

6. Составы с элементом – конкретизатором. Этот элемент - решение дела, органа управления, акты иных органов:

1) по направлению конкретизации: а) конкретизация фактической предпосылки (гипотезы нормы); б) конкретизация фактических последствий (конкретизация диспозиции или санкции); в) конкретизция и фактических предпосылок и фактических последствий (одновременно и гипотезу и диспозицию(санкцию).

2) по объему: а) с альтернативной конкретизацией имеют место в тех случаях, когда соответствующий субъект выбирает один из нескольких указанных нормой вариантов фактической предпосылки; б) с факультативной конкретизацией - один из возможных вариантов предусмотрен как основной, а другие реализуются в порядке исполнения;в) с ситуационной конкретизацией - конкретизация производится в соответствии с обстоятельствами дела, учетом конкретной ситуации.

7. Составы с элементом п\о. Т. е. когда при определённых условиях факт существования(отсутствия) п\о может выступать и в качестве элемента фактического состава. Пример: факт прекращения трудовых отношений, в связи с которыми был выдан трудовой надел, вызывает прекращение права пользования земельным участком; прекращ п\о явяется элементом прекращения фактического состава.


 


Понятие нормы права

Норма права —это исходящее от государства и охраняемое им общеобязательное формально-определенное правило поведения, являющееся государственным регулятором общественных отношений(Байтин). Особая разновидность социальных норм, наиболее развитая, выражающая высшую нормативность права.

Признаки норм права:

1) государственно-властный характер (исходит от государства- санкционирование либо правотворчество - признано государством, выражает его волю, представляет его и опирается на него; 2) формальная определенность (правило, отграниченное от принципа): она издается или санкционируется государством в установленной или признаваемой им форме, имеет структуру; 3) поддерживается принудительной силой государства; 4) государственный регулятор общественных отношений;

5) устанавливается, изменяет, отменяется в порядке, официально установленном государством; 6) содержат четкое описание внешних границ человеческого поведения; 7) имеют ясно обозначенную санкцию за их нарушение; 8) типовой масштаб, распространяется на всех участников общественных отношений данного вида (в отличие от индивидуальных властных предписаний «однократного действия»).

Другой вариант ответа. Следует иметь в виду, что наряду с термином «норма пра­ва» используются такие термины, как «юридическая норма», «правовая норма». Все они обозначают одно и то же. Норма права — это первичная, элементарная часть права. Нормы права — это те «кирпичики», из которых складывается все здание права. Нормам права присуши все признаки социаль­ных норм. Кроме того, они обладают своими специфич признаками, которые отличают их от иных социальных норм.

Норма права — это волевое, общеобязательное, формаль­но определенное правило поведения, регулирующее общест­венные отношения путем предоставления прав и возложения обязанностей, соблюдение которого обеспечено возмож­ностью государственного принуждения.

Итак, норма права — это прежде всего правило поведения, которое:

а)является социально-волевым правилом поведения. В нем выражено веление, воля гос-ва. Оно обращено к сознанию, воле адресатов, субъектов права. Прежде чем реализоваться, это правило должно пройти через сознание и волю своих адресатов, т. е. должно быть осознано, воспринято адресатом нормы и оказать влияние на его волю, склонить адресата к поведению согласно требованию нормы;

б)норма права — это общеобязательное правило поведения. Это значит, что норма права носит общий характер, относится не к конкретному субъекту, а ко всем гражданам государства или к определенному их кругу. Это значит, что норма права является обязательной для всех, к кому она адресована. Субъективное отношение к норме права ее адресатов нелишает норму общеобязательности. Адресаты нормы могут оценивать ее отрицательно, считать ее несправедливой, неэффективной и т.д. Однако такая оценка не колеблет общебязательности нормы права, она и при таком отношении должна соблюдаться;

в)норма права — это регулятор общественных отношений, которые проявляются в поведении, в действиях людей. Нормы права регулируют отношения путем предоставления своим адресатам, субъектам права, юридических прав и возложения на них юридических обязанностей;

г)нормы права — формально определенные правила поведения. Формальная определенность норм состоит в том, что они точно, четко, определенно описывают обстоятельства, на которые они распространяются, четко и определенно фиксируют юридические последствия, т. е. права и обязанности адресатов, которые наступают при обстоятельствах, указанных в норме. Определенности содержания норм права способствует их четкое формулирование в строго определенных источниках — нормативных актах, прецедентах и др. Формальная определенность норм права способствует определенности, ясности правового положения субъектов права, определенности, устойчивости их отношений, в конечном счете четкой урегулированности всей системы отношений, складывающихся в обществе;

д)принудительность норм права — наиболее специфическое их свойство (признак), отличающее эти нормы от иных социальных норм. Оно состоит в том, что соблюд норм права обеспеч возможностью госуд-го принужд, причем не любого принуждения со стороны государства, а принуждения правового, т. е. такого, которое предусмотрено в самих нормах права, порядок применения ктр регламентируется самим правом (процессуальными нормами права). Принуждение в нормах права выступает как возможное, потенциальное, рассчит на случаи неисполнения, нарушения норм права. Свою реальность оно обретает только в конкретных ситуациях их нарушения. Подавляющее большинство норм права соблюдаются, исполняются добровольно, с осознанием необх их соблюдения в силу их целесообразн, справедливости. Однако принуждение в виде его возможности всегда стоит «за спиной» норм права


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.007 с.)