Основные направления взаимодействия государства и права. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления взаимодействия государства и права.



Соотношение государства и права

Соотношение государства и права рассматривается в трех ас­пектах: единстве, различии и взаимодействии.

Единство государства и права состоит в том, что государство и право:

1) возникают и развиваются совместно;2. имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;3. выступают средствами управления, инструментами власти;4. призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;5. основаны на едином базисе, определяются социально-эконом-ми и духовными факторами и т. п.

Различия между государством и правом состоят в том, что:

1) 1. государство есть особая организация политической власти, а право - социальный регулятор;2. государство выражает силу, а право - волю;3. первичным элементом государства является гос-ный орган, а права - норма права;4. они также не совпадают по формам, функциям и т. д. Взаимодействие государства и права. Государство воздействует

на право в форме:- правотворчества — государство формирует, изменяет, отменяет право;- правоприменения - государство реализует и охраняет право.

Право воздейст на государство в форме:- упорядочивания деятельности гос-ного аппарата, устанавливая его компетенцию;- легализации государственной власти.

Типы взаимоотношений между государством и правом. Выделяют:

1) 1. этатический тип - когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемократических государств);2. естественно-правовой - когда право стоит над государством, выступая его ограничителем (характерно для правовых государств);3. дуалистический - когда между государством и правом существует функциональная связь.


 


Система (С/с) объективного права (П).

Система объективного права—это упорядоченная совокупность юридических норм, которые диффе­ренцируются на институты, отрасли и другие структурные подразделения. Будучи отражением реально существующей с/с общественных отношений, право подразделяется на определённые части в зависимости от конкретного содержания тех общественных отношений, которые регулируются нормами права. По своему содержанию общественные отношения могут быть имущественными, финансовыми, земельными, трудовыми, семейными и др. Каждый вид данных отношений регулируется строго определённой группой норм права, которые отражают их характерные особенности и конкретную социальную направленность. Т.о., системность общественных отношений придаёт системные свойства праву, обусловливает его структурное построение.Первичный элемент с/с права—юридическая норма (т.е. установленное и охраняемое государством общеобязательное, формально определённое правило поведения).Нормы права—первичные элементы с/с права. Они исходят от Г и представляют поведения. Но! ими рег-ся не все, а лишь наиб. важные для жизнедеят-ти всего общ-ва и гр-н онош-я.

Нормы П могут объединяться в группы- институты П.

Институт П-это совокупность юридических норм, осуществляющих комплексное регулирование, общественных отношений одного вида. По сравнению с юридическими нормами, они являются более ёмкими по своему характеру и содержанию составными частями, вторичными структурными элементами с/с права. Каждым в отдельно­сти институтом права регулируются не все, а лишь однородные общественные отношения. Соответственно каждым институтом права охватываются не все, а лишь отдельные, качественно определённые, относительно самостоят совокупности норм права. Институты права существуют и функционируют в пределах отраслей права. Вместе с составляющими их нормами они формируют структуру каждой отрасли права.

Нормы и институты права, имеющие определённое сходство, могут образовывать подотрасли. Подот­расль П—совокупность правовых норм и институтов, регулирующих группу однородных общественных отношений.Например, институты частной, государственной, муниципальной собственности и др—подотрасль права собствен­ности. Она характеризуются наличием общих положений, свойственным входящих в неё нормам и институтам.

Отрасль П—это совокупность юридических норм и институтов, регулирующих специальным методом определённую область общественных отношений. Отрасли являются самыми крупными составными частями с/с права. Каждая отрасль - не случайный набор составляющих её норм и институтов, а целостное образование, с/с.

Т.о. в рамках с/с права в целом существует менее общие, составляющие её с/с (подс/с) в виде институтов и отраслей права. Все они органически связаны между собой, взаимодействуют, дополняя друг друга. Благодаря их взаимодействию формируется цельное, внутренне единое, состоящее из институтов и от­раслей образование - с/с права.

Отрасль П характеризует 2 основных критерия: предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования - отно­сительно обособленная область однородных общественных отношений, для юридического воздействия на которые требуется применение специального метода.Метод правового регулирования - это особый приём юридического воздействия, сочетающий 3 основные способа регулирования: дозволение, запрещение и позитивное обязывание.

Но! Лишь взятые в единстве предмет и метод правового регулирования позволяют провести отраслевое разделение в с/с права.Отраслей столько, сколько самост предметов и методов правового регулирования (в настоящее время не более 10).

 


Система субъективного права(СП) и юридической обязанности (ЮО).

Субъективное право—это мера возможного поведения субъекта, гарантированная государством. ЮО – это мера должного поведения субъекта, предписанная государством. Широкий подход: СП – совокупность субъективных юридических прав и юридических обязанностей.Субъективное право и субъективная обязанность представляют собой с/с. С/с субъективного П: традиционно включает 3 элемента – правомочия:1. П на собственные положительные активные действия;2. П требования должного поведения от обяз-го лица;3. П притязания: носитель СП может обратиться в соответствующие органы с требованием устранить допущенные нарушения СП и привлечь виновное лицо к юридической ответственности или другой санкции.

С/с юридической обязанности: также 3 элемента:1. обязанность воздерживаться от определённых активных действий со стороны обязанного лица; 2. обязанность действовать активно в интересах носителя СП;3. обязанность подвергнуться принудительным мерам юридического воздействия, в том числе претерпеть юридическую ответственность. Отличия: 1. П: субъект действует в своих интересахОбязанность: в интересах управомоченного лица;2. П: субъект может выбирать вид поведения Лицо, обязанное—ограничено в выборе;3. П: субъект использует своё СП и за это не будет нести ответственности

Лицо, обязанное – несвободно в том, исполнять ему обязанность или нет.


 


Частное и публичное право.

В зависимости от правового положения субъектов и характера реализуемых ими интересов общественные отношения подразделяются на координацион­ные и субординационные. Соответственно этому и отрасли права объединяются в 2 группы: частное и публичное право.

Частное право - совокупн отраслей, регулирующих координационные отношения. Особенность координационных отношений в том, что их участники юридически равны между собой, само­стоятельны независимы друг от друга. Они реализуют свои частные интересы на основе личной инициативы и могут конкретизировать взаимные юридические права и обязанности путём договора. Ядро координационных связей—имущественные связи, возникающие в процессе обмена. Частное право ограждает их от административно-произвольного вмешательства, разрушающего экономическое саморегулирование, нормальный ход материального про­изводства, распределения, обмена и потребления. Оно обеспечивает предприимчивость и активность их участников, проявление ими своих способностей. Поэтому правовое регулирование координационных отношений базируется на принципе «разрешено всё, что не запрещено законом». Частное право = гражданское + трудовое (с некоторыми оговорками). Публичное право объединяет отрасли, опосредующие субординационные отношения, специфика которых в том, что один из участников наделён властными полномочиями. Это отношения власти-подчинения, юридические права и обязанности в которых не могут быть конкретизированы договором. В них выражаются интересы государства как представителя общества в целом. Публичное право определяет порядок организации и компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления, устанавливает меры государственного принуждения и юридической ответственности, а также процедуру их применения.

Стержень субординационных связей—управленческие связи. Поскольку они связаны с организованным властным воздействием, применением государственного принуждения и возможностью необоснованного ограничения свободы подчинённых субъектов, постольку их правовое регулирование основывается на принципе «запрещено всё, кроме предусмотренного законом». Это позволяет заключить государственную власть в юридические рамки и гарантировать права и законные интересы иных участников субординационных отношений. Публичное право = государственное + административное + уголовное + уголовно-процессуальное + гражданско-процессуальное право.



49. Материальное (МП) и процесс-е (ПП) право.

Специализация отраслей права не ограничивается регулированием координационных или субординационных отношений. Она распространяется и на механизм реализации юридических предписаний. С этой т.з. одни отрасли права регламентируют общественные отношения напрямую, другие—определяют процедуру применения норм права. В соответ с этим в с/с права принято выделять отрасли МП и ПП.

МП представляет собой совокупность отраслей, непосредственно регулирующих общественные отношения. Их нормы содержат правила, являющиеся первичными, исходными, юридическим основанием для возникновения у субъектов соответствующих прав и обязанностей, а также для принятия компетентными органами государственной власти решений по существу рассмотренных ими вопросов. МП = государственное + административное + гражданское + трудовое + уголовное право.

ПП определяет порядок применения норм материального права при разрешении конкретных юридических дел. Его нормы, в первую очередь, регламентируют деятельность судов по защите и восстановлению нарушенных прав субъектов общественных отношений, направлены на установление объективной истины по делу и способствуют вынесению законных и справедливых судебных решений.

ПП = граждан процессуальное право + уголовоное процессуальное право. Несмотря на то, что нормы ПП лишь способствуют реализации материально-правовых предписаний, их нельзя рассматривать как второстепенный «придаток» последних. Юридический процесс обеспечивает единообразие действия МП, для чего суду приходится уточнять его смысл, а порою и устранять пробелы и противоречия в законодательстве. Это позволяет наладить и максимально оптимизировать обратную связь правореализации с правотворчеством и способствует дальнейшему совершенствованию МП.


 






Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 23.20.20.52 (0.007 с.)