Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления взаимодействия государства и права.
Соотношение государства и права Соотношение государства и права рассматривается в трех аспектах: единстве, различии и взаимодействии. Единство государства и права состоит в том, что государство и право: 1) возникают и развиваются совместно;2. имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;3. выступают средствами управления, инструментами власти;4. призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;5. основаны на едином базисе, определяются социально-эконом-ми и духовными факторами и т. п. Различия между государством и правом состоят в том, что: 1) 1. государство есть особая организация политической власти, а право - социальный регулятор;2. государство выражает силу, а право - волю;3. первичным элементом государства является гос-ный орган, а права - норма права;4. они также не совпадают по формам, функциям и т. д. Взаимодействие государства и права. Государство воздействует на право в форме:- правотворчества — государство формирует, изменяет, отменяет право;- правоприменения - государство реализует и охраняет право. Право воздейст на государство в форме:- упорядочивания деятельности гос-ного аппарата, устанавливая его компетенцию;- легализации государственной власти. Типы взаимоотношений между государством и правом. Выделяют: 1) 1. этатический тип - когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемократических государств);2. естественно-правовой - когда право стоит над государством, выступая его ограничителем (характерно для правовых государств);3. дуалистический - когда между государством и правом существует функциональная связь.
Система (С/с) объективного права (П). Система объективного права —это упорядоченная совокупность юридических норм, которые дифференцируются на институты, отрасли и другие структурные подразделения. Будучи отражением реально существующей с/с общественных отношений, право подразделяется на определённые части в зависимости от конкретного содержания тех общественных отношений, которые регулируются нормами права. По своему содержанию общественные отношения могут быть имущественными, финансовыми, земельными, трудовыми, семейными и др. Каждый вид данных отношений регулируется строго определённой группой норм права, которые отражают их характерные особенности и конкретную социальную направленность. Т.о., системность общественных отношений придаёт системные свойства праву, обусловливает его структурное построение.Первичный элемент с/с права— юридическая норма (т.е. установленное и охраняемое государством общеобязательное, формально определённое правило поведения).Нормы права—первичные элементы с/с права. Они исходят от Г и представляют поведения. Но! ими рег-ся не все, а лишь наиб. важные для жизнедеят-ти всего общ-ва и гр-н онош-я.
Нормы П могут объединяться в группы- институты П. Институт П -это совокупность юридических норм, осуществляющих комплексное регулирование, общественных отношений одного вида. По сравнению с юридическими нормами, они являются более ёмкими по своему характеру и содержанию составными частями, вторичными структурными элементами с/с права. Каждым в отдельности институтом права регулируются не все, а лишь однородные общественные отношения. Соответственно каждым институтом права охватываются не все, а лишь отдельные, качественно определённые, относительно самостоят совокупности норм права. Институты права существуют и функционируют в пределах отраслей права. Вместе с составляющими их нормами они формируют структуру каждой отрасли права. Нормы и институты права, имеющие определённое сходство, могут образовывать подотрасли. Подотрасль П —совокупность правовых норм и институтов, регулирующих группу однородных общественных отношений.Например, институты частной, государственной, муниципальной собственности и др—подотрасль права собственности. Она характеризуются наличием общих положений, свойственным входящих в неё нормам и институтам. Отрасль П —это совокупность юридических норм и институтов, регулирующих специальным методом определённую область общественных отношений. Отрасли являются самыми крупными составными частями с/с права. Каждая отрасль - не случайный набор составляющих её норм и институтов, а целостное образование, с/с. Т.о. в рамках с/с права в целом существует менее общие, составляющие её с/с (подс/с) в виде институтов и отраслей права. Все они органически связаны между собой, взаимодействуют, дополняя друг друга. Благодаря их взаимодействию формируется цельное, внутренне единое, состоящее из институтов и отраслей образование - с/с права.
Отрасль П характеризует 2 основных критерия: предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования - относительно обособленная область однородных общественных отношений, для юридического воздействия на которые требуется применение специального метода. Метод правового регулирования - это особый приём юридического воздействия, сочетающий 3 основные способа регулирования: дозволение, запрещение и позитивное обязывание. Но! Лишь взятые в единстве предмет и метод правового регулирования позволяют провести отраслевое разделение в с/с права.Отраслей столько, сколько самост предметов и методов правового регулирования (в настоящее время не более 10).
Система субъективного права(СП) и юридической обязанности (ЮО). Субъективное право—это мера возможного поведения субъекта, гарантированная государством. ЮО – это мера должного поведения субъекта, предписанная государством. Широкий подход: СП – совокупность субъективных юридических прав и юридических обязанностей.Субъективное право и субъективная обязанность представляют собой с/с. С/с субъективного П: традиционно включает 3 элемента – правомочия:1. П на собственные положительные активные действия;2. П требования должного поведения от обяз-го лица;3. П притязания: носитель СП может обратиться в соответствующие органы с требованием устранить допущенные нарушения СП и привлечь виновное лицо к юридической ответственности или другой санкции. С/с юридической обязанности: также 3 элемента:1. обязанность воздерживаться от определённых активных действий со стороны обязанного лица; 2. обязанность действовать активно в интересах носителя СП;3. обязанность подвергнуться принудительным мерам юридического воздействия, в том числе претерпеть юридическую ответственность. Отличия: 1. П: субъект действует в своих интересахОбязанность: в интересах управомоченного лица;2. П: субъект может выбирать вид поведения Лицо, обязанное—ограничено в выборе;3. П: субъект использует своё СП и за это не будет нести ответственности Лицо, обязанное – несвободно в том, исполнять ему обязанность или нет.
Частное и публичное право. В зависимости от правового положения субъектов и характера реализуемых ими интересов общественные отношения подразделяются на координационные и субординационные. Соответственно этому и отрасли права объединяются в 2 группы: частное и публичное право. Частное право - совокупн отраслей, регулирующих координационные отношения. Особенность координационных отношений в том, что их участники юридически равны между собой, самостоятельны независимы друг от друга. Они реализуют свои частные интересы на основе личной инициативы и могут конкретизировать взаимные юридические права и обязанности путём договора. Ядро координационных связей—имущественные связи, возникающие в процессе обмена. Частное право ограждает их от административно-произвольного вмешательства, разрушающего экономическое саморегулирование, нормальный ход материального производства, распределения, обмена и потребления. Оно обеспечивает предприимчивость и активность их участников, проявление ими своих способностей. Поэтому правовое регулирование координационных отношений базируется на принципе «разрешено всё, что не запрещено законом». Частное право = гражданское + трудовое (с некоторыми оговорками). Публичное право объединяет отрасли, опосредующие субординационные отношения, специфика которых в том, что один из участников наделён властными полномочиями. Это отношения власти-подчинения, юридические права и обязанности в которых не могут быть конкретизированы договором. В них выражаются интересы государства как представителя общества в целом. Публичное право определяет порядок организации и компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления, устанавливает меры государственного принуждения и юридической ответственности, а также процедуру их применения.
Стержень субординационных связей—управленческие связи. Поскольку они связаны с организованным властным воздействием, применением государственного принуждения и возможностью необоснованного ограничения свободы подчинённых субъектов, постольку их правовое регулирование основывается на принципе «запрещено всё, кроме предусмотренного законом». Это позволяет заключить государственную власть в юридические рамки и гарантировать права и законные интересы иных участников субординационных отношений. Публичное право = государственное + административное + уголовное + уголовно-процессуальное + гражданско-процессуальное право. 49. Материальное (МП) и процесс-е (ПП) право. Специализация отраслей права не ограничивается регулированием координационных или субординационных отношений. Она распространяется и на механизм реализации юридических предписаний. С этой т.з. одни отрасли права регламентируют общественные отношения напрямую, другие—определяют процедуру применения норм права. В соответ с этим в с/с права принято выделять отрасли МП и ПП. МП представляет собой совокупность отраслей, непосредственно регулирующих общественные отношения. Их нормы содержат правила, являющиеся первичными, исходными, юридическим основанием для возникновения у субъектов соответствующих прав и обязанностей, а также для принятия компетентными органами государственной власти решений по существу рассмотренных ими вопросов. МП = государственное + административное + гражданское + трудовое + уголовное право. ПП определяет порядок применения норм материального права при разрешении конкретных юридических дел. Его нормы, в первую очередь, регламентируют деятельность судов по защите и восстановлению нарушенных прав субъектов общественных отношений, направлены на установление объективной истины по делу и способствуют вынесению законных и справедливых судебных решений. ПП = граждан процессуальное право + уголовоное процессуальное право. Несмотря на то, что нормы ПП лишь способствуют реализации материально-правовых предписаний, их нельзя рассматривать как второстепенный «придаток» последних. Юридический процесс обеспечивает единообразие действия МП, для чего суду приходится уточнять его смысл, а порою и устранять пробелы и противоречия в законодательстве. Это позволяет наладить и максимально оптимизировать обратную связь правореализации с правотворчеством и способствует дальнейшему совершенствованию МП.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.009 с.) |