Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство как субъект политической системыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В историч плане гос-во можно считать первой политичорганизацией. Государство занимает центральное место в политической системе. Особенности: 1. Примиряя различные социальные группы, государство дало жизнь политической системе. Безусловно, что государство на всём протяжении человеческого развития выступало как "миротворец", но с другой, именно оно дважды ввергало своих подданных в мировые войны. 2. Через гос-во индивид "включается" в политическую систему общества. Вместе с тем, всегда между государством и отдельными гражданами существует комплекс противоречий, который в целом характеризуется как одно из основных внутренних противоречий политической системы общества. 3. Гос-во выступает полит организацией экономически господствующего класса. Но надо отметить, что такое состояние для государства характерно лишь в период кризисов. 4.Гос-во стало первым результатом политической деятельности людей. Оно играет роль надклассового арбитра, устанавливает "правила игры" для политических партий и объединений. 5. Государство - важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. Политическая система находится в постоянном движении, модификации. Когда же возникают чрезвычайные ситуации, особая роль в их разрешении отводится государству. Место государства в политической системе. По поводу места государства (государственного аппарата) высказано несколько точек зрения, а именно:- государство занимает центральное место (В.В. Лазарев, С.А. Липень и др.); - государство - это основа политической системы (Г.Н. Манов);- гос-во занимает особое место (Г.В. Назаренко, В.Н. Хропанюк);- гос-во занимает ведущее положение. Думается, что более верной является первая точка зрения. Данное положение определяется содержанием деятельности государства. Гос-во - это: - управленческий центр - принимает управленческие решения и обеспечивает их реализацию; - нормотворческий центр - принимает общеобязательные правила поведения, нормативные акты, законы;- силовой центр политической системы - располагает аппаратом принуждения, силовыми структурами, обеспечивающих политические решения;- финансовый центр - формирует, регулирует финансовую систему, сосредотачивает основные денежные средства в стране, выпускает денежные знаки, ценные бумаги;- идеологический центр - формирует государственную идеологию, определяет отношение к идеологии религиозной. Особенности государства как элемента политической системы общества. От других элементов политической системы государства отличает следующее:1. плане он возникает ранее всех других элементов; 2.это самый массовый, широкий элемент. Для государства характерна всеобщность охвата политическим процессом. Это - единственная полновластная организация в масштабе всей страны;3. это интегрирующий элемент. Государство объединяет (или стремится к этому) вокруг себя всех лиц и все организации на всей своей территории;4. это объективно-необходимый элемент. Он существует на протяжении всей истории политического общества. Другие организации могут возникать и исчезать, причем в зависимости от субъективного усмотрения. Если брать во внимание признаки государства, то к его особенностям как элемента политической системы относят то, что государство: -это орган власти политической системы, правового принуждения, активно использующий санкции в случае нарушения норм права;- орган власти, обладающий суверенитетом;- субъект политической системы, обладающий правотворческими функциями;- выражает публичность государственной (политической) власти;- имеет четкие границы политического пространства (государственную границу). Роль государства в политической системе общества. Роль государства в политической системе многогранна, оно:- является официальным представителем общества внутри страны и на международной арене;- определяет основные направления развития общества;- концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму "общеобязательности";- придает целостность и устойчивость политической системе;- является средством консолидации общества на достижение совместных целей;- является средством разрешения общественных противоречий.
Негосударственные организации как субъекты политической системы. К негосударственным субъектам политической системы обычно относят: партии, общественно-политические движения, другие общественные объединения, профсоюзы, трудовые коллективы, церковь, органы местного самоуправления и другие организации. Поскольку главное в их деятельности - выражение не политических, а экономических или иных интересов. Например, профсоюзы создаются для защиты интересов своих членов по вопросам, связанным с трудовыми отношениями. Однако профсоюзы имеют широкие возможности для воздействия на деятельность государства. Так, они участвуют в разработке государственных программ занятости, имеют право на участие в урегулировании вопросов, связанных с проведением забастовки, участвуют в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества и т.д. Все негосударственные организации могут принимать участие в правотворчестве, однако осуществляют они эту функцию в различ-ных формах и в разном объеме. В основном лишь профсоюзам (со-гласно Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.) предостав-лено право принимать нормативно-правовые акты в пределах свое-го ведения. Виды политических систем. — В зависимости от политического режима выделяют следующие виды политических систем: 1. Демократические. 2. Тоталитарные. — В зависимости от общественно-экономической формации: 1. Политич системы рабовладельческих обществ. 2.Поле системы феодальных обществ. 3. Политические системы буржуазных обществ. 4.Пол системы социалистических обществ. — В зависимости от географического положения: 1. Европейская политическая система. 2. Североамериканская политическая система. 3. Азиатская политическая система и т.д. — Алмонд и Паул в зависимости от степени культурной дифференциации и секуляризованности политических систем предложили следующую классификацию: 1. Примитивные политические системы - минимум структурной дифференциации, люди отстранены от участия в политической системе. 2.Традиционные политические системы - дифференцированная политическая структура, люди находятся "рядом" с политической системой. 3.Современные политические системы - люди принимают активное участие в функционировании политической системы. — По характеру взаимодействия политических систем с внешней средой: 1. Закрытые (СССР). 2.Открытые (Великобр, Франция и т.д.). — В зависимости от роли государства в политической системе выделяют: 1.Командная, ориентированна на использование принудительных, силовых методов в управлении. 2. Соревновательная, основной доминантой существования которой служит противостояние, противоборство различных политических и социальных сил. 3. Социопримирительная, нацелена на поддержание социального консенсуса и преодоление конфликтов.
Понятие правоотношения Правоотношение - это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, обеспеченных государством. В литературе представлены разносторонние взгляды на понятие правоотношения, некоторые учёные считают, что это часть общественных отношений урегулированных нормами права, другие же, придерживаются мнения, что это особое общественное отношение. Общественные отношения это социальные связи между людьми. Любое отношение имеет ряд ограничений и масштаб свободы. Если общественное отношение затрагивает существенные интересы государства и права, то оно переводится в разряд юридических отношений. Масштаб свободы в таком случае становится субъективным правом, а ряд ограничений - юридической обязанностью. Признаки: 1. Правоотношение предусмотрено нормой права. 2.Правоотношения носят интеллектуальный (осознанность) и волевой (способность руководить своими действиями) характер. 3. Правовые отношения характеризуются наличием у сторон субъективных прав и юридических обязанностей. 4. Правовые отношения гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой. Предпосылки возникновения правоотношения:1. Наличие норм права. 2. Юридические факты. 3. Правоспособность участников. Субъекты правоотношений Субъекты правоотношений - это обладатели прав и носители обязанностей в правоотношении. Субъектами правоотношений могут выступать физические и юридические лица. Физические лица - это индивидуальные субъекты, т.е. граждане государства, иностранцы, апатриды, бипатриды. Характер и степень субъектов, участвующих в правоотношениях, регламентируются правосубъектностью, которая включает следующие компоненты: 1. Правоспособность - это способность лица быть носителем прав и обязанностей. 2. Дееспособность - это способность физического лица как субъекта правоотношений своими действиями осуществлять принадлеж ему права и обязанности. 3. Деликтоспособность - это способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение (деликт). Юридические лица - это коллективные субъекты: государство, государственные органы и учреждения, предприятия, организации, национально-государственные образования, избирательные округа, церковь и т.д. Юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст.8 ГК РФ). Субъектом правоотношений является также и само государство. Государство - субъект политический, властный, суверенный. Оно не зависит от других субъектов права, само устанавливает юридический статус всех участников правовых отношений и выступает в качестве субъекта международного права. Государство в целом как субъект права выступает в международных отношениях, конституционно-правовых, гражданско-правовых и уголовно-правовых отношениях.
Объекты правоотношений. В философии под объектом понимают то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объект - это часть объективной реальности с которой взаимодействует субъект. Объект права - это общественные отношения, которые могут быть предметом правового регулирования. Понятие объекта правоотношения(п\о) уже. Объект права понятие абстрактное, а объект п\о понятие конкретное, ибо он представляет в системе общественных отношений элемент по поводу которого взаимодействуют субъекты. Объект п\о - это то, на что направлены субективные права и юридические обязанности. Такое понимние объекта согласуется с философской трактовкой понятия. Есть 2 теории: монистическая и плюралистическая. - Монистическая (О. С. Иоффе) - объект п\о должен обладать способностью к реагированию на правовое воздействие, а поскольку только человеческое поведение и следует признавать объектом прав и обязанностей. Человеческое поведение - единый объект. - Плюралистическая реально отражает разнообразие п\о, опирается на факты, практична, а потому верна. Она показывает многообразие объектов, а не сводит их только к поведению обязанного лица. Виды объектов: 1. Предметы материального мира. К ним относятся вещи - предметы природы в их естественном состоянии, а также созданные в процессе трудовой деятельности человека, по поводу которых возникает п\о. Это средства производства, предметы потребления, деньги, ценные бумаги. Купля-продажа, мена, дарение и др. - это примеры п\о по поводу таких объектов. 2.Продукты духовного творчества. Это результаты интеллектуальной деятельности (духовной, творческой): произведения исскуства, литературы, живописи, кино. Именно они интерсуют носителей субъективного права - граждан, посещающих выставки, музеи, кино. Здесь у субъекта интерес к объекту духовный. Если его нет, а есть другие устремления лица, то и объект п\о будет иным. Пример: гражданин покупает книгу, которая интересует его как произведение литературы (здесь объект—духовное творчество). Та же книга, приобретенная для того, чтобы украсить интерьер - не результат духовного творчества, а предмет материального мира. 3. Личные неимущественные блага. Под ними понимаются нематериальные блага, непосредственно связанные с человеком, его личностью. Это жизнь, здоровье, честь, достоинство. В случае посягательства на жизнь человека (пример: совершении убийства) возникает охранительное уголовно-правовое п\о, объектом которого является жизнь человека. В УК РФ есть специальные статьи, устанавливающие уголовную ответственность за преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства человека. Охраняются они и статьями других отраслей: административного, гражданского, семейного.4. Поведение участников п\о. Поведение человека - это взаимоотношения его с окружающей средой. Выражается оно либо в действии, либо в бездействии. Объектом п\о чаще является поведение обязанного лица, чем поведение управомоченного. Результаты поведения участников п\о. Результаты поведения - это те последствия, к которым приводит то или иное действие или бездействие. Многие п\о и устанавливаются для того, чтобы путем поведения лиц добиться определенного результата. В этом случае не само поведение будет объектом п\о, а именно результат поведения. Примером может служить п\о, возникающее на основе договора первозки (ст. 78 ГК РФ), Управомоченное лицо (получатель) в этом договоре интересует неопределенное поведение лица обязанного (перевозчика), а именно результат его действия - доставка груза в пункт назначения в определ срок и другие п\о.
Виды правоотношений. — По функции права, которая реализуется через правоотношение: 1) Регулятивные п\о - это правомерное поведение субъектов, т.е. поведение субъектов возникающие на основе норм права и им строго соответствующие. Такие п\о и составляют суть правопорядка. Это имущественные, трудовые, семейные, государственно-правовые п\о. 2) Охранительные п\о возникают в случае неправомерного поведения субъектов как реакция общества, государства иных граждан на такое поведение. Цель таких п\о - защита существующего в обществе нормального порядка отношений, наказание правонарушителя. Целиком охранительной отраслью является уголовное право, но хранительные отношения возникают и основе пред-ий других отраслей права, включая и конституционное право (если Конституционный Суд признает неконституционным нормативно-правовой акт, и он утрачивает силу, то происходит это в рамках правохранительных п\о. — По отраслевому признаку: 1) Отраслевые п\о (основание классификации - деление права на отрасли). Сколько отраслей столько и видов п\о - конституционные, гражданские, административные. Уголовные и т.д. — По характеру норм, на основе которых они возникают: 1) Материально-правовые отношения возникают на основе норм материального права. Их содержание права и обязанности, т.е. Предмет интересов субъектов права (гражданско - правовые, государственно-правовые, административно - правовые. 2) Процессуальные п\о возникают на основе процессуальных норм и производны от материал-правовых отношений. Они предусматривают процедуру осуществления прав и обязанностей субъектов: гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные, административно-процессуальные. Эти отношения вообще не могут существовать без самих процессуальных норм. Так материальные п\о возникают на базе общественных отношений, которые закрепляются в нормативно-правовых актах, а процессуальные п\о могут возникать только на базе процессуальных норм. — По способу индивидуализации субъектов в конкретных п\о: 1) Относительные п\о - те, в которых поименно определены все участники (носители субъективных прав и обязанностей). Это отношения: продавец - покупатель, заказчик - подрядчик. 2) Абсолютные п\о - те, в которых поименно оределена лишь одна сторона - носитель субъективного права, а обязанными являются другие лица (пример: п\о, возникающие на основе права собственности, авторского права, изобретательского). — По способу индивидуализации субъектов п\о: 1) Общие - правовые связи, основан на общих правах и обязанностях, субъекты которых не имеют поименной индивидуализации (пример: п\о, возникающие на основе прежде всего конституционных норм, закрепляющих основные права, свободы и обязанности граждан. 2) Конкретные - правовые связи, субъекты которых, во всяком случае один из них (носитель субъективного права), определенны путем поименной индивидуализации (пример: когда права, закрепленные в конституционных нормах реализуются).
63. Содержание и форма п\о. В п\о нельзя абсолютно отделять то, что принадлежит только к форме от того, что имеет отношение к содержанию. Содержание постоянно переливается в форму, а форма «укрощает содержание». Все это делает возможным вывод: сочетание прав и обязанностей и образует содержательную форму п\о. Надо рассматривать форму в 2 аспектах: - Внутренняя форма - это правомочия и юридические обязанности субъектов п\о, т.е. возможное и должное поведение. Точнее внутреннюю форму п\о образует специфическое сочетание правомочий и юридических обязанностей субъектов. Их анализ может показать насколько содержание п\о соответствует возможному и должному предписанному правом. Под внешней формой п\о можно понимать порядок (условия) совершения определённых действий в юридической сфере, которая жестко регламентирована правом. - Внешняя форма оказывается непосрественно соотнесенной с юридическим фактом. Под содержанием некоторые ученые понимают реальное взаимодействие в правовой сфере, которое выступает в виде должного юридически действительного взаимодействия. Другие ученые различают материальное содержание - фактическое поведение, которое управомоченный может, а обязанный должен совершить. Но большинство учёных сходится на мнении, что субъективное право и юридическая обязанность является содержанием п\о. Субъективное право - право принадлежащее субъекту п\о, т.е. лицу управомоченному. В субъективном праве всегда заключен интерес управомоченного - материальный, семейный, политический и др. Субъективное право – это поведение возможное, т.е. реализации целиком зависит от усмотрения управомоченного, его воли и желания. Однако рамки возможного поведения очерчены нормами объективного права. Для характеристики субъективного права применяется мера возможного поведения. Любое субъективное право иллюстрирует это положение: гражданин может вступать только в один брак, получать зарплату в установленном размере. Субъективное право связано мерой свободы. Нередко в состав субъективного права в ходит не одна, а несколько возможностей, и тогда каждая из таких возможностей как составная часть субъективного права называется правомочием. Пример: покупатель имеет право потребовать от продавца замены товара, уменьшения покупной цены, устранения недостатков товара, возмещение расходов на устранение недостатков товара. Субъективное право покупателя состоит в этом случае из 4-х правомочий. Если субъективное право нарушено другим лицом или организацией, то у лица управомоченного появляется возможность обратиться за защитой нарушенного права. Эта возможность называется притязанием. Притязание как составная часть субъективного права обеспечивается системой государственных провоохранительных органов. Юридическая обязанность - необходимое поведение субъекта п\о, установленное для удовлетворения интересов носителя субъективного права. Без соответствующей юридической обязанности субъективное право превращается в фикцию. Юридическая обязанность - это поведение необходимое, должное. Если субъективным правом можно не воспользоваться, отказаться от него, то от юридической обязанности отказаться нельзя. Юридическая обязанность тоже ограниченна определёнными рамками, предписаниями, т.е. представляет собой меру. Требовать исполнения обязанности сверх этой нормы - произвол. Примеры юридической обязанности: обязанность родителей воспитывать своих детей, граждане государства должны соблюдать законы и др. За нарушение юридической обязанности возникает юридичская ответственность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 795; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.194.130 (0.013 с.) |