ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика: понятие и подходы к определению. Субъекты политики. Уровни политики.



Вопросы к зачету по предмету «Политология»

1. Политика: понятие и подходы к определению. Субъекты политики. Уровни политики

2. Понятие политологии, функции. Соотношение политологии с
другими социальными науками.

3. Зарождение и развитие политических воззрений в древнем мире (политическая мысль
Востока, древней Греции, Древнего Рима).

4. Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения (христианская политическая доктрина, Н. Макиавелли).

5. Политические теории Нового времени (XVI - XIX веков). Политическая мысль XIX – XX веков.

6. Особенности и основные направления развития политической мысли России.

7. Классические и современные теории о природе и сущности политической власти. Легальность и легитимность.

8. Понятие и типология ресурсов власти. Концепции о происхождении власти

9. Понятие и исторические формы власти.

10. Политическая власть. Компоненты политической власти. Виды мотивации.

11. Понятие, структура и основные институты политической системы общества.

12. Классификация политических систем. Функции политической системы.

13. Понятие и классификация политических режимов.

14. Политическая партия: понятие, признаки, функции. История возникновения политических партий.

15. Структура политических партий. Классификация политических партий.

16. Общественно-политические движения. Понятие, признаки, классификация.

17. Возникновение понятия и теории политических элит.

18. Типология, социальная результативность и рекрутирование политической элиты.

19. Понятие лидерства. Сущность и природа лидерства.

20. Классификация, функции и тенденции развития лидерства.

21. Понятие, элементы политической культуры.

22. Функции, типология политической культуры.

23. Понятие политической идеологии, функции.

24. Классификация политической идеологии.

25. Международные отношения как объект мировой политики. Понятия «международные отношения», «мировая политика», «внешняя политика».

26. Структура и участники международных отношений.

27. Внешняя политика. Средства внешней политики.

28. Основные тенденции современных международных отношений. Место России в меняющейся политической структуре мира; приоритеты, направления, ресурсы внешней политики России.


Понятие и типология ресурсов власти. Концепции о происхождении власти.

Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Одну из наиболее распространенных в западной политологии классификаций ресурсов власти предложил американский социолог итальянского происхождения, последователь Макса Вебера Амитай Вернер Этциони. Он предложил выделять три группы ресурсов:

— утилитарные;

— принудительные;

— нормативные.

Утилитарные ресурсы – это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения.

Принудительные ресурсы – это меры административного наказания, судебного преследования, силового принуждения. Они используются обычно в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов граждан и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

В отечественной политологии наиболее распространенной является классификация ресурсов власти в соответствии со сферами общественной жизни. Соответственно выделяются экономические, социальные, культурно-информационные и политико-силовые ресурсы.

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.

Социальные ресурсы – это понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Это возможность воздействовать на такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.

Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др. Как считает известный американский социолог О. Тоффлер, в 21 веке традиционные ресурсы власти, такие как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Они становятся важнейшим ресурсом власти.

Силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди. Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.

Власть как наиболее сложное и многоплановое явление всегда имела различные объяснения (трактовки), которые в большинстве своем не противоречат и не отрицают, а, напротив, дополняют друг друга. К наиболее распространенным концепциям власти относятся:

 

• теологическая, обосновывающая происхождение власти (как власти, данной от Бога);

 

• институциональная, делающая акцент на появлении институтов в обществе (главным из которых является государство) как основной причине возникновения властных отношений (занятие определенной должности в том или ином государственном органе дает власть);

 

• системная, рассматривающая власть как безличный атрибут, подобно деньгам в экономике, упорядочивающий отношения между людьми в обществе;

 

• ролевая, определяющая власть как реализацию социального положения (социальной роли), обусловливающего контроль одного субъекта над другими;

 

• рыночная, оценивающая властные отношения по аналогии с рыночными (как сферу услуг, конкуренцию различных интересов в обществе, как рынок идей и людей, где идеи и люди борются за «покупателя»);

 

• обмена ресурсов, согласно которой в обществе всегда существует дефицит тех или иных ресурсов (денежных, человеческих, интеллектуальных) и поэтому обладание редким ресурсом дает власть (путем обмена ресурсами);

 

• психологическая, объясняющая власть как природное свойство человека господствовать или подчиняться (для того чтобы выжить);

 

• классовая, сводящая власть к воле класса, господству экономически более сильного класса над другими;

 

• силовая, связывающая власть с использованием принуждения, силы (у кого сила — у того и власть).

 

Существуют и другие концепции власти: биологическая (как средство обуздания природой агрессивности человека), психологическая (фрейдистская), бихевиористская (поведенческая).

 

Вопросы к зачету по предмету «Политология»

1. Политика: понятие и подходы к определению. Субъекты политики. Уровни политики

2. Понятие политологии, функции. Соотношение политологии с
другими социальными науками.

3. Зарождение и развитие политических воззрений в древнем мире (политическая мысль
Востока, древней Греции, Древнего Рима).

4. Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения (христианская политическая доктрина, Н. Макиавелли).

5. Политические теории Нового времени (XVI - XIX веков). Политическая мысль XIX – XX веков.

6. Особенности и основные направления развития политической мысли России.

7. Классические и современные теории о природе и сущности политической власти. Легальность и легитимность.

8. Понятие и типология ресурсов власти. Концепции о происхождении власти

9. Понятие и исторические формы власти.

10. Политическая власть. Компоненты политической власти. Виды мотивации.

11. Понятие, структура и основные институты политической системы общества.

12. Классификация политических систем. Функции политической системы.

13. Понятие и классификация политических режимов.

14. Политическая партия: понятие, признаки, функции. История возникновения политических партий.

15. Структура политических партий. Классификация политических партий.

16. Общественно-политические движения. Понятие, признаки, классификация.

17. Возникновение понятия и теории политических элит.

18. Типология, социальная результативность и рекрутирование политической элиты.

19. Понятие лидерства. Сущность и природа лидерства.

20. Классификация, функции и тенденции развития лидерства.

21. Понятие, элементы политической культуры.

22. Функции, типология политической культуры.

23. Понятие политической идеологии, функции.

24. Классификация политической идеологии.

25. Международные отношения как объект мировой политики. Понятия «международные отношения», «мировая политика», «внешняя политика».

26. Структура и участники международных отношений.

27. Внешняя политика. Средства внешней политики.

28. Основные тенденции современных международных отношений. Место России в меняющейся политической структуре мира; приоритеты, направления, ресурсы внешней политики России.


Политика: понятие и подходы к определению. Субъекты политики. Уровни политики.

1. Политика — это отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.

2. Политика — это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами (классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.

3. Политика — сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

Основные подходы

В исторической ретроспективе базовые тенденции в определении сущности политики, так же, как и в области её генезиса, могут быть обобщены в рамках совокупности различных теоретических подходов. К их числу могут быть отнесены следующие:

Субстанциональный. Такие трактовки политики непосредственным образом увязывают её с понятием власти, определяя политику либо как управление при помощи власти, либо как стремление к обретению и сохранению таковой. С этим направлением ассоциируется понимание политики, представленное в работах Н. Макиавелли, М. Вебера и К. Маркса.

Институционный. В данном случае внимание сосредоточивается на определённой организации или некотором сообществе людей, выполняющем властные функции. Как правило, в качестве ключевого института обозначается государство (таких взглядов придерживался, в частности, В. Ленин), однако есть и иные вариации, акцентирующие внимание на других общественных институтах.

Социологический. В рамках этого подхода общество рассматривается как совокупность структурно организованных групп, реализующих свои потребности и интересы посредством власти, а политика, соответственно, как те или иные формы деятельности подобных социальных групп по реализации упомянутых выше потребностей.

Телеологический. Подобное понимание сущности политики связано с понятиями организации, целеполагания и целедостижения, за счёт чего поле действия термина «политика» существенно расширяется.

На протяжении веков понятие политики интерпретировалось по-разному. Существует несколько традиций, подходов к определению понятия «политика».

1 подход выражен в работах Античных ученых:

Политика в Античности еще не выделилась в самостоятельную сферу жизни, в самостоятельную область человеческой деятельности. Так, вспомним из истории: все граждане города-полиса в течении своей жизни занимали какой-либо должностной пост и все важные для города вопросы решало общее собрание (существовал институт остракизма - осуждение человека).

Платон рассматривал политическую науку как науку, которая должна воспитать в правителе лучшие моральные качества: бескорыстие, добродетель, практический ум, организаторские способности.

Таким образом, в Античности понятия «гражданский», «государственный», «общественный» не разделялись и отождествлялись с понятием «политический». Это нашло проявление в однокоренных словах: город-полис - polis, гражданин - polites, конституция - politea.

Под государством Аристотель понимал объединение людей, семей, селений, город.

2 подход (Никколо Макиавелли).

Н. Макиавелли выделил политику в самостоятельную сферу жизни, более того, в работе «Государь» он настаивает на том, что политические и общечеловеческие нормы несовместимы: мораль политика отличается от морали простого человека. Таким образом, Макиавелли разделил понятия «государство» и «общество», и отождествлял политику с понятием «государство», формами правления: «монархией», «республикой». Главное для политика, в отличие от античного понимания - усиление государства.

3 подход (в эпоху Нового времени).

Один из основателей либерализма в Европе Джон Локк, а вслед за ним Шарль Луи Монтескье, в противоположность Макиавелли, главное внимание акцентировал на ограничении власти государства. Отсюда идея разделения властей как гарантия от узурпации власти одним человеком. Таким образом, политика должна гарантировать человеку соблюдение его естественных, прирожденных прав человека: на жизнь, свободу, собственность.

 

4 подход (функционально-ролевой) рассматривает политику как способ достижения этических целей, справедливости, всеобщего блага. Данной трактовки придерживались Гегель, Руссо, Лассвелл.

Субъекты политики — это индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации политической власти или влияния на нее. Субъектами политики могут быть: а) социальные общности (классы, нации и др.); б) различные организации и объединения (государства, партии, движения, церковь и т. д.); в) политические элиты (привилегированные группы, занимающие руководящие позиции во властных структурах, непосредственно участвующие в принятии властных решений); г) отдельные личности (в том числе и политические лидеры).

Уровни:

- макроуровень (уровень деятельности государств)

- мезоуровень (уровень региона/области)

- микроуровень (политика партии/обществ. организации)

- мегауровень (уровень международных отношений)

Политика в практическом смысле может осуществляться на нескольких уровнях:
1. Низший уровень включает решение местных проблем (жилищные условия, школа, университет, общественный транспорт и т.д.) Политическая деятельность на этом уровне осуществляется в основном отдельными индивидами, однако, часть вопросов может решаться местными ассоциациями.
2. Локальный уровень требует государственного вмешательства. Наиболее активно политика осуществляется группами и ассоциациями, заинтересованными в экономическом развитии своего региона.
3. Национальный уровень занимает центральное место в теории политики, что определяется положением государства как основного института распределения ресурсов.
4. Международный уровень, на котором основными субъектами политической деятельности выступают суверенные государства.

 

 

2. Понятие политологии, функции. Соотношение политологии с
другими социальными науками.

Политология в переводе с греческого языка на русский означает «учение (наука) о политике». Название этой науки родилось в нашей стране. В амер. и западноевропейской научной лит-ре употребляется понятие «полит. наука», которое в 1951 г. придумал для этой отрасли полит. знаний амер. ученый Г. Лассуэл.

В самой общей форме политология определяется как наука о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом.

Политология – это наука о закономерностях функционирования и развития политики, полит. отношений и полит. систем, и существенных сторонах, побудительных силах и стимулах, нормах и принципах полит. деятельности.

Функции политологии:

1. теоретико-познавательная, цель которой исследовать объективные тенденции соц-полит. и эконом. развития, а также давать оценку конкретным полит. ситуациям, объяснение их связей и закономерностей;

2. регулятивная обеспечивает взаимодействие людей, соц. групп и организаций в полит. процессе.

3. прогностическая, позволяющая предусмотреть возможные последствия того или иного явления и своевременно корректировать политику;

4. мировоззренческая помогает правильно оценить соотношение личных, групповых, классовых, нац. и общечеловеч. интересов и верно определить свое место в полит. жизни.

5. аналитическая осуществляет анализ, оценку результатов деятельности государства, политических движений, партий и других политических субъектов

6. управленческая дает возможность овладеть методами и средствами воздействия на объект, принимать научно – обоснованные решения

7. методологическая - раскрывает общие закономерности политики, создает базу для всех частных полит. теорий и концепций.

8. воспитательная - обобщает опыт полит. жизни, помогает развитию полит. культуры индивидов и общества в целом


Связь с другими науками

Процесс формирования и выделения политологии из общей системы наук был довольно длительным. Привязывать ее рождение к какой-либо конкретной дате в той или иной стране можно только условно.

Будучи интегральной наукой о «политике», политология включает в себя ряд более частных дисциплин. Среди них можно выделить:

1. Полит. философию. Она исследует ценностные аспекты властных отношений; осуществляет мировоззренческое осмысление политики, выявляет универс. законы и принципы во взаимоотношениях общества, гос-ва и личности, разрабатывает соотношение объективного и субъективного, материал. и духовного, рацион. и иррац. в политике.

2. Полит. историю. Она рассматривает процесс возникновения полит. институтов и учреждений, причины их изменений во времени. Все это необходимо для анализа совр. полит. процессов и полит. прогнозирования.

3. Полит. экономика изучает то, как взаимодействуют экономика и политика, как формируются эконом., а значит, и полит. интересы больших соц. групп.

4. Полит. социологию,занимающуюся исследованием взаимоотношения между политикой с соц. средой. Она показывает, как соц. структура общества, разл. соц. образования, общественное мнение влияют на политику и каковы пути воздействия политики на соц. отношения и соц. жизнь.

5. Полит. психологию. Она изучает полит. поведение людей и его мотивацию, особенно в массовых формах.

6. Полит. антропологию. Она исследует влияние основополагающих потребностей и родовых качеств личности, на ее полит. поведение.

7. Полит. географию. Рассматривает влияние климатических, географ. и природных факторов на полит. жизнь.

 

 

3. Зарождение и развитие политических воззрений в древнем мире (политическая мысль Востока, древней Греции, Древнего Рима). История политической мысли: основные этапы развития

Развитие политической мысли Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия)характерны тем, что политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, и господствовало понимание божественного происхождения власти.

^ Политические учения античного века( Древней Греции и Древнего Рима). Подлинной вершиной политической мысли Древнего Мира по праву считается философия Древней Греции. Она изначально развивалась как идеология свободных людей. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в отправлении власти, легитимность власти была светской, вся Эллада была ареной ожесточенной борьбы за власть. Основу науки о политике заложили древнегреческие философы: Сократ (470 – 99 гг. до нашей эры); его ученик Платон Афинский (427 – 347 гг. до нашей эры.) – политические идеи его изложены в диалоге “Государство”; ученик и критик Платона Аристотель Стагирит (384 – 322 гг. до нашей эры).

Платон (идеалист) в своих произведениях создал интересную версию происхождения государства: оно возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности в одиночку и нуждается в помощи.


Он сформулировал представление об идеальном государстве (философы на верху, потом воины, потом ремесленники и земледельцы). Согласно этой теории власть в идеальном государстве должна принадлежать философам, так как только им доступны истинные знания и добредете. Второй социальный слой в идеальном государстве составляют стражники и воины, которые охраняют государство. Третий слой - крестьяне и ремесленники, которые обеспечивают материальный достаток государства. При этом каждый должен заниматься своим делом.


Платон дал характеристики реальных типов гос. устройства, бытовавших в его время: тимократия — власть честолюбцев; олигархия— господство немногих над большинством; демократия — власть большинства (один из недостатков данной формы правления он видел в том, что здесь обостряются противоречия между бедными и богатыми); тирания — власть одного над всеми (наихудший вид правления, по мнению Платона).

По Платону, гос-во должно быть устроено либо монархически, либо аристократически.


Аристотель выделил три формы государственного устройства, которые в зависимости от целей правителей могут быть правильными и неправильными, переходить одна в другую. Критерием правильной формы правления выступает общее благо, неправильной – частные цели правителей.

1. Монархия (власть одного) может переходить в неправильную форму – тиранию (деспотию).

2. Аристократия (правление избранных) может перейти в олигархию (власть богатых).

3. Полития (широкая демократия), т.е. власть большинства над меньшинством, может выродиться в демократию (власть неимущих), а она – в охлократию, т.е. власть толпы. Лучшим типом государственного устройства Аристотель считал политию, сочетающую в себе качества аристократии и демократии.
Полибий связал формы правления в единый цикл. Всё начинается с монархии, руководствующейся разумом. Извращением единовластия явл. тирания. На развалинах тирании вырастает аристократия, которая вырождается в олигархию, затем возникает демократия. Власть народа при беззаконии – охлократия, затем все выбирают себе монарха – монархия.

 






Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.014 с.)