Понятие и классификация политических режимов.
Похожие статьи вашей тематики
Понятие «ПОЛИТ. РЕЖИМ» получило распространение в запад. лит-ре в середине ХХ столетия.
Полит. режим представляет собой не только способ функционирования полит. системы, но и отражает характер и способы взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан). Поэтому дать однозначное, универсальное определение полит. режима достаточно сложно. В нашей уч. лит-ре общепринятыми явл. следующие понятия.
Полит. режим (от лат. управление) – это система методов, способов и средств осуществления гос. власти, отражающая состояние полит. прав и свобод, отношение органов власти к правовым основам их деятельности.
Полит. режим – это совокупность способов функционирования и взаимосвязи осн. элементов полит. системы общества. В зависимости от того, как взаимосвязаны осн. элементы полит. системы общества, они формируют тот или иной тип полит. режима и, соотв., тип полит. системы. Наиболее распростран. ТИПОЛОГИЕЙ полит. режимов явл. их деление по степени увеличения прав и свобод личности: тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.
ТОТАЛ. РЕЖИМ (от лат. полный, целый) – это гос-полит. устройство, при кот. осуществляется полный контроль со стороны гос-ва над личностью и обществом во всех сферах жизнедеят-ти. Среди политологов отсутствует единое мнение о том, когда возник тоталитаризм.
Впервые понятие «тоталитаризм» было введено Муссолини в середине 20-х годов ХХ ст. Для обозначения зарождавшегося в Италии фашизма. Его идеологи считали, что целью их политики явл. обеспечение единства личности, партии и гос-ва во имя достижения высшей, нац. идеи.
Несмотря на значительное разнообразие тотал. режимов (фашизм, нацизм, сталинизм и др.), им присущи ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ:
1. Монополия на власть единственной полит. партии, возглавляемой лидером – вождем. Эта партия поглощает гражданское общество, и, как правило, её высшие органы либо подчиняют себе госаппарат, либо полностью сливаются с ним. Оппозиционные партии и объединения запрещены, полное отчуждение граждан от полит. процесса.
2. Господство одной идеологии, разрабатываемой высшими органами руководящей партии и внедряемой в массовое сознание всего общества. Как правило, в основе такой идеологии лежат утопические теории, олицетворяющие собой извечную мечту человека о лучшей жизни, о более совершенном и благополучном общ. устройстве. Идеология фактически превращается в своего рода гос. религию со своим «священным писанием», со своими пророками, возникает культ личности. Малейшее инакомыслие подавляется. Не просто возбраняется выражать, но диктуется, что именно надлежит думать.
3. Исключительное право гос-ва и руководящей партии на сми и пропаганды своей идеологии, на убеждения, а также на силовое воздействие, полный контроль над вооруж. силами, попирание законов и конституции. С помощью СМИ и репрессий, используя террор и запугивание населения, власть осущ. идеологич. обработку народа, манипулирует массовым сознанием в своих целях.
4. Монопольный контроль над экономикой. Ликвидация почти всех форм негос. собственности.
Известно, что свобода полит., свобода личности вообще, невозможна без свободы экономической, без права на частную собственность. Здесь единственный собственник – гос-во.
5. Осуществление тотального контроля над личной жизнью человека. Кроме контроля гос-ва над политикой, экономикой, наукой, искусством, моралью и т.д., имеет место вмешательство в частную жизнь, подавление прав и свобод личности.
Тотал. власть нуждается в постоянной демонстрации своих успехов, а поскольку провалов зачастую больше, то неуспехи сводятся к проискам «врагов народа».
Известно, что никакая идеология не способна укорениться в сознании людей, если для этого не созрели соотв. условия. Для появления тоталитаризма такими условиями становятся мировые войны, соц.-эконом. и полит. кризисы.
Любые разновидности тотал. власти основываются на опр. формах нетерпимости – классовой, этнической, нац., расовой. Но, как показывает истор. опыт, тоталитаризм не имеет перспективы, он со временем разлагается изнутри, ибо не способен к эффективному хозяйствованию, к своевременному качественному обновлению. Таким образом, на смену тотал. режиму приходит авторитаризм.
АВТОРИТ. РЕЖИМ (от лат. власть, влияние) – это гос.-полит. устройство общества, основу кот. составляет сильная диктатура одной личности или узкой группы лиц, не допускающая полит. оппозицию к власти, но сохраняющая автономию личности и общества в неполит. сферах.
Сюда можно отнести известные в истории античные тирании, древневост. деспотии, абсолютистские монархии позднего средневековья и Нового времени и западноевроп. империи ХІХ века, военные режимы прошлого столетия. Авторит. режимы и ныне явл. одними из самых распространённых в мире.
По соотношению прав и свобод личности он относится к недемокр. режимам и занимает промежуточное положение между тотал. и либерально-демокр. С тоталитаризмом его роднит не ограниченная законами власть, опора на полицейско-силовые структуры, а с либерализмом – наличие автономных, не регулируемых гос-вом общ. сфер, особенно эконом. и частной жизни, сохранение ряда элементов гражданского общества.
Авторит. режим может носить характер переходного: как к тоталитаризму, так и к постепенной трансформации в сторону либерально-демократического. По сравнению с тоталитаризмом и демократией, авторитарные режимы более разнообразны по содержанию, имеют довольно много различий между собой: в каждой стране свои особенности.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ
1. Концентрация неограниченной власти в руках одного лидера (монарха, диктатора) или небольшой группы лиц, не подотчетность их др. гос. органам.
2. Отсутствие или формальное существование контроля за властью, неограниченность её законом. Хотя правление может осуществляться и на основе законов, но принятых по собственному усмотрению.
3. Власть не формируется и не контролируется народом. Отсутствуют механизмы её преемственности: передача из одних рук в другие осущ. бюрократическим путем, нередко в рез-те переворотов. Демокр. процедуры в виде выборов носят формальный характер.
4. Опора на силовые структуры, стремление использовать их при необходимости по своему усмотрению, вплоть до массовых репрессий. Однако, признание власти народом может обеспечиваться не только силой, но и при помощи традиционного и харизматического видов легитимности, авторитета и популярности полит. лидера.
5. Запрет или ограничение деят-ти легальной полит. оппозиции, монопольное право авторитаризма на власть и политику. При нём допускается существование опр. числа партий, разл. организаций и объединений, но при условии их подконтрольности власти.
6. Отсутствие всеобщего контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство в неполит. сферы, прежде всего, в эконом.. Наличие рыночной экономики, личной и семейной жизни граждан, культурного, религиозного плюрализма – сохраняют элементы гражданского общества.
Цель власти – соц. порядок, мобилизация общ. ресурсов, оборона страны, внешняя политика, обеспечение собств. безопасности. Лозунг авторит. режима – «Разрешено всё, кроме политики».
Между тотал. и авторит. режимами границы не всегда носят чётко различаемый характер. Они имеют как сходство, так и различия. Их объединяет диктатура, однако, при тоталитаризме это – диктатура гос-ва, а при авторитаризме – диктатура личности.
Авторит. режим не стремится политизировать всё население, не претендует на тотальный контроль за всеми сферами жизни общества, кроме политики.
Здесь может отсутствовать единая партия и чётко разработанная идеология.
Авторит. режим явл. более гибким, способным к модернизации и трансформации в либеральные формы при благоприятных условиях.
ФОРМЫ проявления авторитаризма, как в прошлом, так и в наст. время, достаточно многообразны. Политологи выделяют четыре осн. группы авторит. режимов:
1) однопартийные режимы, 2) режимы личной власти, 3) военные режимы (когда у военных возникает желание вмешаться) и 4) абсолютистские диктатуры (власть на основе опр. правил и процедур в руках монарха).
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ РЕЖИМ иногда выделяется учеными в качестве самостоят. полит. режима.
Либер. режим (от лат. свободный) – это гос.-полит. устройство общества, отрицающее любые формы контроля за эконом., духовной и иной деят-тью личности и общества со стороны полит. власти, гос-ва.
Либерализм возник в XVII-XVIII веках в рез-те победы буржуазных революций, расширивших права и свободы личности. У истоков либерализма стояли такие мыслители, как Гоббс, Локк, Монтескье и др.
Первичной для них была идея индивид. свободы, в основе которой лежит право на частную собственность и ее неприкосновенность. Они обосновали теорию естественных прав человека и многое др.
Либер. режим – это достаточно неустойчивая форма власти переходного периода, сочетающая в себе черты как авторитаризма, так и демократии. Сама власть определяет меру, степень и характер участия народа в полит. жизни общества. Последнее может влиять на принятие полит. решений, но не может выбирать, может советовать, но не может решать. Его лозунг: «Разрешено все, кроме смены власти».
Для него характерны следующие черты.
1. Политизация общества.
2. Появление оппозиционных власти партий, общ.-полит. организаций и объединений.
3. Осуществление принципа разделения властей на законодат., исполнительную и судебную, призванного обеспечить свободу и безопасность граждан от произвола тех, в чьих руках она находится.
4. Полное освобождение эконом. деят-ти от надзора гос-ва, свобода рыночных отношений, частной собственности, личной предпринимательской деят-ти.
7. Развитие гражданских прав и свобод, гласности, увеличение независ. источников инфы и др.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ – это гос.-полит. устройство общества, основанное на признании народа в качестве источника верховной власти и его права участвовать в решении гос. дел. Понятие «демократия» древнегреч. происхождения и переводится как власть народа.
По определению амер. президента А. Линкольна, демократия – это «правление народа, избранное народом и для народа». Демократический режим – это гос.-полит. устройство общества, основанное на признании народа в качестве источника верховной власти и его права участвовать в решении гос. дел.
Понятие «демократия» древнегреч. происхождения и переводится как власть народа.
По определению амер. президента А. Линкольна, демократия – это «правление народа, избранное народом и для народа».
Общие признаки:
1. Суверенитет народа, признание его источником высшей гос. власти.
Это означает, что только народ имеет право выбирать своих представителей власти и может периодически сменять их.
2. Проведение свободных альтернативных выборов, предполагающих соблюдение некот. важнейших условий:
а) свободу выдвижения кандидатур и равные возможности ведения пропаганды во время избирательной кампании;
б) соблюдение всеобщего и равного избирательного права;
в) свободное и тайное голосование, равенство всех в получении достоверной информации.
3. Периодическая выборность осн. органов гос. власти. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, а необходимо, чтобы лица, осуществляющие верховную власть, избирались народом на ограниченный срок.
4. Отсутствие монополии на власть любой полит. структуры, наличие легальной оппозиции. Решения принимаются большинством, но при условии уважения меньшинства и его права критиковать курс действующего правительства, отстаивать необходимость альтернативной политики. Что делает само большинство неустойчивым и препятствует его превращению в тиранию, диктат.
5. Полит. и идеологический плюрализм, наличие реально существующей многопартийной системы. Разл. партии, общ.-полит. организации и объединения выражают волю и интересы всех соц. слоев и групп, конкурируют друг с другом в борьбе за влияние на народные массы, тем самым исключают монополию на власть какой-либо одной полит. силы.
6. Реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную с целью создания механизма сдержек и противовесов, не дающего ни одной из них занять доминирующее положение в гос-ве.
7. Верховенство закона во всех сферах общ. жизни, формирование правового государства и гражданского общества. Право здесь является силой, неподвластной каким-либо изменениям в соотношении полит. сил. Равенство граждан перед законом, защита личности от своеволия власти и власти от личности.
8. Предоставление гражданам широкого перечня политических, социально-экономических и культурных прав и свобод, а также юридических гарантий их реализации.
9. Гласность в работе властей всех уровней, возможность для каждого гражданина получения полной информации о принимаемых решениях, а также право контроля за деятельностью государственных органов.
Демократический режим характеризуется высокой степенью полит. свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим оказывать влияние на гос. управление обществом. Полит. элита немногочисленна, но она опирается на широкую соц. базу.
Политический режим, его основные типы Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.
Выделяют три основных типа политических режимов:
демократический, для которого характерны свобода политического выбора, хорошо развитый механизм обратных связей, а также наличие политического, экономического и идейного плюрализма;
авторитарный, характеризующийся существенным ограничением свободы политического выбора, политического и идейного плюрализма при сохранении значительных свобод в неполитических сферах жизни общества, прежде всего в экономике;
тоталитарный, который отличается отсутствием политического выбора, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества и, следовательно, установлением политического, идейного и, как правило, экономического монополизма.
|