Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. История политических учений.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины Политология (наименование дисциплины) индекс по ГОС ВПО (рабочему учебному плану) ГСЭ.Ф.03 Для всех специальностей и направлений подготовки наименование специальности и наименование направления
Санкт-Петербург
Рабочая программа составлена на основе требований Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по всем специальностям и по всем направлениям
Составитель: кандидат филос.наук., доцент Н.Н. Сазонова кандидат ист.наук, доцент Е.С. Новикова кандидат ист.наук, ст.преподаватель А.И. Богомолов Научный редактор д-р ист. наук, проф. Б.В. Павлов ОБСУЖДЕНО
на заседании кафедры социально-гуманитарных наук 07.09.2009 г., протокол № 1__ (наименование кафедры)
ОДОБРЕНО
методической комиссией ИУПИиПП 17.09.2009 г., протокол № 1__
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина «Политология» Основной целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов, бакалавров и магистров представления о многообразии политических концепций в прошлом и настоящем, о сущности властных отношений и их значении для решения проблем российского общества, ознакомление с методологическими аспектами политики, категориями и закономерностями политической жизни, подготовка образованных, творчески и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию политических явлений. Основными задачами дисциплины являются: 1. формирование систематических знаний по теории современных политических систем и режимов; 2. формирование у студентов научных представлений о методологии и методах изучения политики; 3. умение оперировать основными категориями политологии; 4. выработка у студентов системного подхода к пониманию политических процессов в обществе.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Политология» является одной из основополагающих дисциплин, содействующих становлению студентов в качестве граждан современной России. Дисциплина «Политология» изучается на базе вузовских курсов истории, культурологии, философии, экономики, социологии, права. Приобретенные студентами знания будут востребованы при изучении курсов специализации для экономического направления. Курс политологии завершает изучение общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в вузе. Указанные связи дисциплины «Политология» дают студенту системное представление о комплексе изучаемых дисциплин в соответствии с Государственным образовательным стандартом, что обеспечивает соответствующий теоретический уровень и практическую направленность в системе обучения и будущей деятельности выпускника. В результате изучения дисциплины студент должен знать: – основные категории политологии; – содержание наиболее известных теорий и концепций, сохранивших значение для наших современников, и их авторов; – историю политической мысли России; – происхождение и сущность политической власти, государства и гражданского общества; – сущность и типы политических режимов, пути перехода от тоталитаризма и авторитаризма к демократии; – преимущества и недостатки президентской и парламентской республик, пропорциональной и мажоритарной систем выборов; – формы реализации принципа федерализма; – сравнительные критерии политической культуры общества, группы и личности; – возможности и уровни участия граждан в политике; – формы политической борьбы; – требования, предъявляемые к лидеру; – идеологические и организационные признаки партий; – социальные идеалы и интересы, обусловливающие политический спектр современной России; – причины, состояние и последствия политических реформ в нашей стране в 1980 - 2000-х гг.; – принципы осуществления внешней политики; – основные геополитические интересы современной России; – причины международных конфликтов и способы их разрешения. уметь: - сравнивать различные политические системы и режимы, выявлять особые цели и интересы политических и социальных групп, групп лоббирования, политических партий и движений; – анализировать (используя средства массовой информации) внутренние и международные политические события, прогнозировать их в русле российских интересов. владеть: - элементарными методами проведения политологических исследований (под руководством специалиста-политолога); - – приемами краткосрочного и среднесрочного политического прогнозирования.
ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Тематический план дисциплины для студентов очной формы обучения Таблица 1
Тематический план дисциплины для студентов очно-заочной формы обучения Таблица 2
Тематический план дисциплины для студентов заочной формы обучения Таблица 3
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Обязательный минимум содержания дисциплины по ГОС ВПО 4.2. Содержание разделов и тем учебной дисциплины I. Введение в политологию (объем – 12 часов) Тема 1. Предмет и структура политологии (объем – 6 часов) [1], гл. 2, с. 38-64; [3], гл. 1, с. 5-7; [4], гл. 1, с. 23-51; [5], с. 76-120; [7], с. 4-22, 27-43, 53-60; [9], гл. 1, с. 3-20; [10], гл. 1, с. 19-39
Объект и предмет политологического исследования. Природа политологического знания. Соотношение политологии и других гуманитарных дисциплин. Теоретическая, методологическая, практическая и прогностическая функции политологии. Проблемы научности политологии. Задачи политологии как учебной дисциплины. Основные разделы курса: история политических учений, теория политики, политическая социология, теория международных отношений. Понятия, категории и методы политологии. Возникновение и этапы развития сравнительных политологических исследований. Теоретическое и прикладное значение сравнительного анализа политических систем и режимов. Возможности и пределы сравнительного исследования государств, политических партий, групп политического давления и других институтов. Основные направления сравнительного анализа за рубежом и в России.
V. Политические реформы в нашей стране. Перечень тем семинаров Семинарские занятия со студентами дневной формы обучения Таблица 4
Семинарские занятия со студентами очно-заочной Формы обучения Таблица 5
Семинарские занятия со студентами Подготовка к аудиторным занятиям При подготовке к аудиторным занятиям следует просмотреть материалы предыдущего занятия, обратить особое внимание на термины. Это поможет лучше усвоить новый материал. Можно использовать также следующие пособия.
Примерный список статей для написания реферата 1. Баталов Э.Я. Восхождение к политической науке //Общественные науки и современность. 2005. № 3. С. 34-47. 2. Благовещенский Н.Ю., Михайлова О.В., Сатаров Г.А. Структура общественного политического сознания. //Общественные науки и современность. 2005. № 2. С. 40-58. 3. Васильев Л.С. Ислам и террор. //Общественные науки и современность. 2006. № 1. С. 83-90. 4. Ведерникова О.Н. Антикоррупционная политика России: с чего начать? //Общественные науки и современность. 2005. № 3. С. 119-128. 5. Гельман В.Я. От «бесформенного плюрализма» - к «доминирующей власти»? (трансформация российской партийной системы)//Общественные науки и современность. 2006. № 1. С. 46-58. 6. Геншин В. Г. Сдержанный оптимизм: Заметки о российско-китайских отношениях //Мировая экономика и международные отношения. 2005. №6. С. 86-91. 7. Иноземцев В. К воссозданию вестфальской системы: хаос и порядок в международных отношениях //Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 8.С. 11-18. 8. Кочетков Ю. Латвия: между Россией и Западом//Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 3. С. 59-62. 9. Кузнецова О.В. Региональная политика в России в постсоветское время: история развития //Общественные науки и современность. 2005. №2. С. 67-77. 10. Леванский В.А. Модели политических лидеров и президентские выборы в постсоветской России //Общественные науки и современность. 2005. №5. С. 74-87. 11. Лунеев В.В. Права человека и преступность в глобализующемся мире. //Общественные науки и современность. 2005. № 3. С. 107-118. 12. Лю Цзайци. Что впереди у КНР и США: вооруженный конфликт или потенциальный союз? //Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 6. С. 76-85. 13. Оболонский А.В. Без реформы бюрократии административные реформы бессмысленны. //Общественные науки и современность. 2005. № 6. С. 58-67. 14. Перегудов С. Великобритания: политические циклы и эрозия двухпартийности. //Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 3. С. 23-30. 15. Список политических партий, состоящих на учете в Федеральной регистрационной службе. //Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2005. №3. С. 50-55. 16. Сидорина Т.Ю. Социальная политика - между экономикой и социологией.//Общественные науки и современность. 2005. № 6. С. 111-120. 17. Туровский Р.Ф. Местное самоуправление: к организации эффективной власти. //Общественные науки и современность. 2005. № 6. С. 68-79. 18. Шахназаров О. Л. Роль христианства в политической жизни Западной Европы и России.//Вопросы истории. 2005. № 6. С. 58 – 76. 19. Яковлев А. Н. Реформация в России. //Общественные науки и современность. 2005. №2. С. 5-15. 20. Яшлавский А. «Хизбалла» и ее роль в геополитических процессах на Ближнем Востоке.//Мировая экономика и международные отношения. - 2007. №. С. 3-12.
Примерный список тем контрольных работ 1. Политология как наука: объект, предмет, структура. 2. Функции политологии. 3. Место политологии среди других наук об обществе (философия, социология, история, экономическая теория, история и теория государства и права). 4. Сравнительный анализ политических явлений. 5. Античные взгляды на природу и формы государства (Платон, Аристотель). 6. Политико-религиозные доктрины христианства и ислама: история и современность. 7. Мораль и политика. Политические взгляды Н. Макиавелли. 8. Сущность и формы государства с позиций «школы естественного права» (Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс). 9. Возникновение теории разделения властей (Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье). 10. Концепции «общественного договора» и «народного суверенитета» Ж.-Ж. Руссо. 11. Политические взгляды эпохи Просвещения (Вольтер, Д. Дидро). 12. Немецкая классическая философия о политике: взгляды И. Канта, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегеля. 13. Марксистский взгляд на классы, природу и перспективы государства. 14. Общественно-политическая мысль в России начала XIX в. (проекты М.М. Сперанского и декабристов, взгляды П.Я. Чаадаева). 15. Славянофильство и западничество: история и современные проявления. 16. Основные направления политической мысли России конца XIX - нач. ХХ вв. 17. В. И. Ленин как политический мыслитель и практик. 18. Политическая социология М. Вебера. 19. Теория политических элит (Г. Моска, В. Парето). 20. Учение о политических партиях (М. Острогорский, Р. Михельс). 21. Власть как объект политического анализа. 22. Политическая система общества: понятие, структура. 23. Государство как политический институт. 24. Формы государственного правления: сравнительный анализ. 25. Аппарат управления и бюрократия. 26. Унитаризм и федерализм как принципы государственного устройства. 27. Этносы и политика: причины внутренних межнациональных конфликтов. 28. Политический режим как функциональная характеристика власти. 29. Авторитарный режим: сущность, типы. 30. Тоталитаризм: сущность и исторические формы. 31. Демократия: сущность и основные черты. 32. Демократические ценности: социальная справедливость, свобода, равенство, права гражданина, гласность и их соотношение. 33. Проблемы перехода от авторитаризма и тоталитаризма к демократии. 34. Выборы как демократическая процедура: принципы проведения. 35. Референдум как форма демократического волеизъявления. 36. Правовое государство: происхождение и развитие идеи. 37. Проблема участия в политике. 38. Политический конфликт: сущность, генезис, пути разрешения. 39. Политическая культура общества: сущность, сравнительные критерии. 40. Политическая культура личности: уровни политического сознания. 41. Политика как вид профессиональной деятельности. Лидерство. 42. Политическая элита: функции, критерии выделения. 43. Политическая психология. 44. Партия как политический институт. Типы современных партий. 45. Идеологии политических партий современности: концепции и их применение (на примере партий России и зарубежных стран). 46. Основные принципы осуществления внешней политики. Специфика и взаимосвязь внешней и внутренней политики. 47. Политический механизм разрешения глобальных проблем современности. 48. Политические реформы в нашей стране (1985 - 2000-е гг.): ожидания и результаты. 49. Международные последствия распада СССР и социалистической системы. 50. Геополитические интересы новой России.
4.5.4. Перечень тем учебной дисциплины для самостоятельного изучения студентами 1. Зарубежная политология ХХ века: авторы и направления. 2. Геополитика как теория анализа международных отношений. 3. Этнополитология. Политический анализ этнических конфликтов. 4. Теория политических партий М. Дюверже. 5. Проблематика национального государства. Сепаратизм. Ирредентизм. 6. Особенности формирования и функционирования политических партий в современной России. 7. Конституция Российской Федерации 1993 г. Конституционные поправки 1999 – 2000-х гг. 8. Политическая система Российской Федерации (1991 - 2000-е гг.). 9. Россия и страны «ближнего зарубежья». 10. Внешняя политика. Россия и современные международные организации.
4.5.5. Другие виды самостоятельной работы студентов Студентам, занимающимся по системе ДОТ, могут быть предложены для обсуждения на форуме следующие вопросы (постарайтесь обосновать свою точку зрения): 1. Как, по Вашему мнению, соотносятся политика и мораль? 2. Ваше отношение к теории «общественного договора» (Дж.Локк, Ж.-Ж. Руссо)? 3. В чём, на Ваш взгляд, должен проявляться принцип «разделения властей? 4. В чём отличие политической власти от идеологической и религиозной? 5. Должны ли, по Вашему мнению, средства массовой информации зависеть от государственной власти? 6. Как должны, по-Вашему, соотноситься интересы государства и права человека? 7. Связаны ли между собой понятия демократического режима и суверенитета государства? ВИДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 6.1. Рекомендуемая литература 6.1.1. Основная литература (имеющаяся в библиотеке и соответствующая требованиям ГОС ВПО) 1. Гаджиев, К. С. Политология: учебник / К. С. Гаджиев. – М.: Логос, 2004. 2. История политических и правовых учений: Учебник / под общ. ред. О. В. Мартышина. – М.: Норма, 2006. 3. Лопушанский, И. Н. Политология: учебное пособие / И. Н. Лопушанский. – СПб.: Изд-во СЗТУ, 2008. 4. Политология: учебник / под ред. В. А. Ачкасова и В. А. Гуторова. – М.: Юрайт, 2005. Дополнительная 1. Алексеева Т. А. Современные политические теории: Курс лекций / Т. А. Алексеева. – М.: РОССПЭН, 2007. 2. Антология мировой политической мысли. В 5 т. / рук. проекта Г. Ю. Семигин. – М.: Мысль, 1997. 3. Ачкасов В. А. Сравнительная политология: Курс лекций / В. А. Ачкасов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. 4. Гаджиев, К. С. Введение в геополитику / К. С. Гаджиев. – М.: Логос, 2002. 5. Кола, Д. Политическая социология / Д. Кола. – М.: Весь мир; ИНФРА-М, 2001. 6. Мангейм Дж. Б. Политология. Методы исследования / Дж. Б. Мангейм, Р. К. Рич. – М.: Изд-во «Весь мир», 1997. 7. Огородников В.П., Сидоров Н.М. Политология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. 8. Фортунатов В.В., Платова Е.Э., Огородников В.П. Политология. – СПб., 2005.
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины (ресурсы Internet) Электронные библиотеки 1. http:// humanities.edu.ru Российский портал «Образование» 2. http://www.auditorium.ru Портал социально-гуманитарных наук 3. http://levada.ru Левада-центр. Материалы социологических исследований современной России МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В учебном процессе используются: - компьютер; - принтер; - специализированные классы для ЛРА
Приложение 8 Лист изменений, вносимых в рабочую программу дисциплины
Приложение 9 Виды учебных занятий и учебной работы студента
Лекция - форма учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических вопросов излагаемой дисциплины в логически-выдержанной форме. Семинар – составная часть учебного процесса, представляющая групповую форму занятий при активном участии студентов. Эссе – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или иной тематики в непринужденной форме, излагающей личное соображение автора по какому – либо вопросу. Реферат – краткий обзор основного содержания нескольких источников по проблеме исследования. Контрольная работа – определение степени усвоения материала по различным уровням познавательной деятельности. Контрольная работа может быть реализована в виде самостоятельной или аудиторной работы. В контрольной работе студент отвечает на поставленные вопросы или решает задачи. Ответ на поставленные вопросы предполагает знание теории, понимание механизма действия данного явления или предмета, практики его применения. Коллоквиум - в переводе с латинского - собеседование, опрос с целью определения уровня знаний. Зачёт - форма проверки выполнения студентами лабораторных и РГР, курсовых проектов (работ), а также знаний и навыков, полученных на практических и семинарских занятиях, в процессе учебной и производственной практики.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины Политология (наименование дисциплины) индекс по ГОС ВПО (рабочему учебному плану) ГСЭ.Ф.03 Для всех специальностей и направлений подготовки наименование специальности и наименование направления
Санкт-Петербург
Рабочая программа составлена на основе требований Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по всем специальностям и по всем направлениям
Составитель: кандидат филос.наук., доцент Н.Н. Сазонова кандидат ист.наук, доцент Е.С. Новикова кандидат ист.наук, ст.преподаватель А.И. Богомолов Научный редактор д-р ист. наук, проф. Б.В. Павлов ОБСУЖДЕНО
на заседании кафедры социально-гуманитарных наук 07.09.2009 г., протокол № 1__ (наименование кафедры)
ОДОБРЕНО
методической комиссией ИУПИиПП 17.09.2009 г., протокол № 1__
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина «Политология» Основной целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов, бакалавров и магистров представления о многообразии политических концепций в прошлом и настоящем, о сущности властных отношений и их значении для решения проблем российского общества, ознакомление с методологическими аспектами политики, категориями и закономерностями политической жизни, подготовка образованных, творчески и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию политических явлений. Основными задачами дисциплины являются: 1. формирование систематических знаний по теории современных политических систем и режимов; 2. формирование у студентов научных представлений о методологии и методах изучения политики; 3. умение оперировать основными категориями политологии; 4. выработка у студентов системного подхода к пониманию политических процессов в обществе.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Политология» является одной из основополагающих дисциплин, содействующих становлению студентов в качестве граждан современной России. Дисциплина «Политология» изучается на базе вузовских курсов истории, культурологии, философии, экономики, социологии, права. Приобретенные студентами знания будут востребованы при изучении курсов специализации для экономического направления. Курс политологии завершает изучение общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в вузе. Указанные связи дисциплины «Политология» дают студенту системное представление о комплексе изучаемых дисциплин в соответствии с Государственным образовательным стандартом, что обеспечивает соответствующий теоретический уровень и практическую направленность в системе обучения и будущей деятельности выпускника. В результате изучения дисциплины студент должен знать: – основные категории политологии; – содержание наиболее известных теорий и концепций, сохранивших значение для наших современников, и их авторов; – историю политической мысли России; – происхождение и сущность политической власти, государства и гражданского общества; – сущность и типы политических режимов, пути перехода от тоталитаризма и авторитаризма к демократии; – преимущества и недостатки президентской и парламентской республик, пропорциональной и мажоритарной систем выборов; – формы реализации принципа федерализма; – сравнительные критерии политической культуры общества, группы и личности; – возможности и уровни участия граждан в политике; – формы политической борьбы; – требования, предъявляемые к лидеру; – идеологические и организационные признаки партий; – социальные идеалы и интересы, обусловливающие политический спектр современной России; – причины, состояние и последствия политических реформ в нашей стране в 1980 - 2000-х гг.; – принципы осуществления внешней политики; – основные геополитические интересы современной России; – причины международных конфликтов и способы их разрешения. уметь: - сравнивать различные политические системы и режимы, выявлять особые цели и интересы политических и социальных групп, групп лоббирования, политических партий и движений; – анализировать (используя средства массовой информации) внутренние и международные политические события, прогнозировать их в русле российских интересов. владеть: - элементарными методами проведения политологических исследований (под руководством специалиста-политолога); - – приемами краткосрочного и среднесрочного политического прогнозирования.
ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Тематический план дисциплины для студентов очной формы обучения Таблица 1
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.39 (0.019 с.) |