Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и классификация юридических наук

Поиск

Предметом тгп является

-закономерно0сти(общие и частные) возникновения, развития и функционирования гос. правовых явлений.

-сущность, формы, типы, структура (прав.система), функции и механизм действия государства и права.

-основные правовые понятия и категории, которые определяют отраслевые и юридические науки. Структура ТГП -это ТГП единая наука, дающая обобщенное представление о гос-правовой действительности. Структура данной науки состоит из

2х крупных блоков (государства и права).

 

Понятие и классификация юридических наук

Гуманитарные науки - изучают общество, человека, социальные отношения и институты, формы общественного сознания, мышление и т.п. Это дисциплины, изучающие человека в сфере духовной, умственной, нравственной, культурной, общественной деятельности.

Юридические науки - часть гуманитарных наук, поскольку государство и право являются социальными институтами. В свою очередь, юридические науки можно подразделить на следующие виды:

• Теория государства и права;

• Историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений);

• Отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное, уголовное, финансовое, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное право и т.п.);

• Прикладные науки (криминалистика, криминология, судебная статистика, судебная медицина, судебная психология, правовая кибернетика и т.п.).

Юр.науки – это науки о гос-ве и праве и их возникновении.

Классификация юр.наук:

• Историко-теоритические (история-теория, История правоучений, ист.гос.и права)

•.Прикладные(криминалистика, судебная медицина, юр.психология, пр.статистика)

• Отраслевые(конституционное, административное, уголовное и гражданское право)

•.Межотраслевые(криминология права, римскоеправо и соц.обеспечение)

.

• Международные права

Юриспруденция – это правовая комплексная наука, изучающая свойства гос-ва и права.

Место ТГП в системе социальных наук

ТГП находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, политологией, экономической теорией, социологией, психологией, этикой, историей, педагогикой и т.д.

Так, с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции теории государства и права, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания государственно правовой действительности. Научное познание государства и права требует использования философских положений об общих законах развития природы, общества и мышления.

Теория государства. и права весьма активно использует философские (всеобщие) методы: метафизику и диалектику; категории и понятия философии: сущность и явление, содержание и форма, возможность и необходимость, причина и следствие, система и структура, целое и часть, цель и средство, задача и функция, механизм и развитие, свобода и ответственность и т.д.

В свою очередь, ТГП дает конкретный материал о государстве и праве для широких философских обобщений. Даже социальная философия в деталях не исследует данные институты, а заимствует информацию об их природе и специфических особенностях в теории государства и права.

Используя данные политологии (науки о политике и политической жизни), теория государства и права рассматривает государственно-правовые явления в контексте политической среды. Например, анализируя государство как. составную часть политической системы наряду с другими ее элементами - партиями, движениями и иными общественными объединениями, можно гораздо полнее и глубже познать сущность государства, его место и роль в политической организации общества.

С другой стороны, политология подчас использует теоретические выводы и обобщения, связанные с такими социальными институтами, как государство и право (понятие, признаки, формы и функции государства, соотношение политического и государственно-правового режимов и т.п.).

Между теорией государства и права и экономической теорией, социологией, психологией и иными гуманитарными науками также существует тесная связь. Они взаимообогащают друг друга, применяя зачастую как общие, междисциплинарные понятия - общество, благо, интерес, собственность, действие, поведение, отношение и т.д., так и сугубо специальные - гражданское общество, право собственности,

правомерное поведение, противозаконный интерес, производственные отношения и др.

 

4.Место ТГП в системе юридических наук.

В системе юридических наук теория государства и права занимает особое место

Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имея границ во времени в познавательной деятельности. Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно правовых форм в хронологическом порядке, т.е. применяют преимущественно исторический метод. Теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п., т.е. применяет преимущественно логический метод (логический метод - это тот же исторический метод, но освобожденный от всего случайного и несущественного). По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая категория.

Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же,любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права.

Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическую ответственность и т.д.).

В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции в целом.

Вместе с тем теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них, призвана обобщать отраслевую научную информацию.

Взаимодействие же теории государства и права с прикладными науками в значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки о государстве и праве. Однако нельзя не видеть и того, что в определенном объеме возможно прямое использование прикладной научной информации (например, при употреблении данных судебной статистики).

 

5.Принципы исследования государственно правовой материи или гос-правовых явлений

 

Принцип всесторонности.

Смысл в том, что государственно правовые явления изучаются не сами по себе, а во взаимосвязи с другими соотносящимися с ними явлениями. Полнота и всесторонность исследования предполагают также рассмотрение государства и права не в одном каком-то аспекте, а во всех аспектах, дающих общее их видение.

Принцип историзма в исследовании гос-ва и права.

Обозначает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения их настоящего, но и под углом прошлого и будущего. (вопросы касающиеся происхождения

Гос-ва и права.)

Принцип комплексности.

Суть в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с философской, социологической, политэкономической, политологической. Важно рассматривать все стороны не только в статике, но и в динамике. Как они,возникли, как развивались.

Принцип органического сочетания теории и практики.

Смысл в том, что изучение гос-ва и права на теоретическом уровне и разработка их концепция не могут вестись без накопления соответствующего материала и его первичной обработки на эмпирическом уровне.

Анализ практики, кроме того даёт возможность свести к минимуму или полностью устранить всякого рода негативные моменты, мешающие нормальному развитию гос-ва и права. Анализ практики углублённо разработать основные положения ТГП.

 

 

Функции ТГП

Функции теории государства и права представляют собой основные направления действия данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач. Обычно выделяют онтологическую, гносеологическую, эвристическую, прогностическую, методологическую, идеологическую и организационно-прикладную функции.

С помощью онтологической функции (онтология - учение о бытии) теория государства и права познает суть государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют и т.п.

Гносеологическая функция (гносеология - теория познания) – Познание и объяснение гос. правовой жизни общества. Теории государства и права состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, а также приемов и способов, помогающих научному познанию государства и права.

С помощью эвристической функции (эвристика - искусство нахождения истины) теория государства и права открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов. Открытие новых закономерностей в гос. правовой жизни. Не просто познание, а открытие нового в гос-ве и праве, на основе глубокого проникновения в их сущность.

Прогностическая функция теории государства и права проявляется в предвидении тех или иных изменений в государственно-правовой действительности, в определении тенденций развития государственно-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем. Конструирование научных гипотез дальнейшего развития гос-ва и права, на основе адекватного отражения гос-ва и права.

методологическую функцию, т.е. создает систему понятий и категорий, применяющуюся во всех иных юридических науках, имеющую существенное, основополагающее значение для юриспруденции в целом. Осуществляя идеологическую функцию, теория государства и права приводит в систему идеи и взгляды о государстве и праве, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор. Утверждение правовых принципов го-политической жизни, проведение пропаганды и правового воспитания общества.

Организационно-прикладная функция теории государства и права проявляется в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем

Государственно правового строительства, в обеспечении научности государственного управления и правового регулирования.

 

7.Методология науки о гос-ве и праве

Методология – (метод – путь, ведущий к получению знаний) – специальный способ познания – учение, теория о применении методов, принципов, приемов и способов познания, закономерностях государственно-правовых явлений.

Методы:

Всеобщий (философский) метод (метод математической диалектики) – диалектика всеобщей связи явлений и развитий;

Общие научные методы: метод эмпирического уровня (наблюдение, измерение, сравнение – определение схожести и различия); метод теоретического уровня (метод соответствия логического и исторического, метод восхождения от абстрактного к конкретному);

Специальные методы (статистические, конкретные социальные, психологические);

Частные методы правовой науки (толкование права, формально-юридический, сравнительноправовой, технико-юридический).

 

8.Диалектика как основа методологии исследования государства и права

Диалектика как основа методологии исследования государства и права.

Диалектический метод - это метод познания явлений действительности в их развитии. Этот метод дает возможность объяснить, в частности, развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий. Используя этот метод, можно, например, объяснить смену одной формы правления государства другой или изменение методов правового регулирования общественных отношений.

Отрицание отрицаний

Смена общественно экономических формаций; смена вкусов в культуре в музыке

Количество в качество

Если нагревать воду последовательно на один градус тоесть при этом изменять температуру как количественные параметры вода изменит качество станет горячей

Население

Публичная власть как признак раскрывает государство, прежде всего, как институциональную систему, совокупность институтов власти, государственный аппарат, государственные властные органы, правоохранительную систему, систему военных органов, карательные, репрессивные органы. Публичная власть включает в себя и специальный слой людей, т.е. государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную, управленческую, правотворческую, правосудную, военную, дипломатическую и иные виды деятельности.

Суверенитет

Наличие права

Административно-территориальная организация населения как признак государства, прежде всего, раскрывает взаимосвязь таких понятий и реальностей, как власть, население (общество), территория.

Суверенитет как признак государства означает верховенство и независимость государства, государственной власти внутри и вне общества, на территории, на которой возникло, существует и действует данное государство, и по отношению к другим иностранным государствам. Как политико-правовое явление суверенитет свойствен государству в целом, но не отдельным его институтам, должностным лицам, представителям, - например, монарху, президенту, правительству, главе правительства, парламенту, депутату парламента, судье.

Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные,

осуществления своих полномочий;

Стремление к представительству интересов всего общества — государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;

Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;

Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;

Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;

Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.

В ряде контекстов понятие «государство» воспринимают как близкое по значению к понятиям «страна», «общество», «правительство», но это не так.

Страна — понятие прежде всего культурно-географическое. Этот термин обычно употребляется в тех случаях, когда говорят о площади, климате, природных зонах, населении, национальностях, религиях и т.д. Государство — понятие политическое и обозначает политическую организацию той иной страны — форму ее правления и устройства, политический режим и т.д.

 

Государство – это особая политическая структура власти особого рода возникшие на определённом этапе общественного развития.

Это особая организация политической, суверенной власти содействующая осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п).

Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:

Наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

Система налогов, податей, займов ( выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

Территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт - подданство или гражданство);

Право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций

государства и т.п.);

Монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения); монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

Устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство); обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики

(Государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

Монополия на официальное представительство всего общест ва (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

Суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях). В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т.п. Однако властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство, которое осуществляет свою высшую власть в пределах собственных границ. Верховенство государственной власти означает: а) ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества; б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики; в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национальногосударственные интересы. Понятие "суверенитет " имеет для государства такое же значение, что и понятие "права и свободы" для человека; наличие государственных символов - герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.). Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства и т.д.

 

Типы государства

Тип государства - это совокупность существенных признаков, которые характеризуют классовые и экономические стороны государства

Типология является одним из важнейших приемов или средств раскрытия сути исторического процесса развития государства и права. классификация государств и правовых систем по типам представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания развития государства и права.

Вид -Подразделение в систематике, входящее в состав высшего раздела — рода.

22.Различные подходы к типологии государства.

Формационный подход основан на классификации государства в рамках конкретной социально экономической формации.

Формация - Определённая ступень в развитии общества, а также структура общества, присущая данной ступени развития, определяемая способом производства общественной эволюции в марксизме.

Надстройка – это совокупность социальных, прежде всего политических и правовых отношений, форм отношений и форм общественного сознания.

Цивилизационный подход каждое государство развивается по-своему не повторимому сценарию и у каждого государства свой исторический путь.

 

Типы государства

Классификация функций

1 по продолжительности (постоянные, временные)

2 по соц. значимости (основные, неосновные)

3 по сфере деятельности (внешние, внутренние)

 

Понятие формы государства

Форма государства - это способ организации политической власти, включающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Элементы формы государства:

1. Форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические т республиканские);

2. Форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные);

3. Политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические режимы)

 

 

Понятие формы государства.

Форма государства – это категория, показывающая взаимосвязь между различными органами государства. Она показывает, как организована государственная власть и её территориальные образования, отражает внутреннюю модель устройства гос-ва.

 

27. Политический режим. Понятие, основные типы, их отличительные особенности.
Полит режим - система приёмов способов средств и методов осущ гос власти.
Базовые типы режимов: демократические и антидемократический.
Демократический власть принадлежит народу. Либеральный и анти либеральный.
Либеральный освобождение и наличие неких социальных свобод от власти государства.
Признаки демократических: предоставляет свободу человеку как личности во всех сферах жизни; реально гарантирует личные права и свободы ЧиГа; гос-во создаёт эффективное воздействие через население страны на характер гос власти и дальнейшего контроля и взаимодействия; личность человека защищена от произвола со стороны гос органов; реально воплощается принцип разделения властей. (Законодат исполн и судебная) Учитываются интересы как меньшинства населения так и большинства. Основным принципом является принцип плюрализма всего населения. Свободно действуют различные социально-полит институты и СМИ. Первичные органы формируются на основе выборов, вторичные могут назначаться.
Антидемократические: тоталитарный и авторитарный.

Недемократические полит режимы.
Тоталитарный режим.
Признаки: 1) насильственное навязывание населению общ порядка; 2) наличие господствующей идеалогии; 3) монопольный контроль над всей жизнью; 4) механизм обеспечивания контроля; 5) подчинение СМИ опосредованное воздействие на население
6) политическое и физическое насилие, судебное и досудебное расследование.
Авторитарный политический режим.
Признаки: 1) не достигает полного контроля, но изначально к нему стремится; 2) приобретаются демократические ценности, институты и ориентиры.

 

 

2.

Политический режим – это система приемов, методов, способов и средств осуществления государственной власти или реализации государственной власти.

Политический режим:

Демократический режим – власть народа. Источник власти – народ.

Подвиды: Либеральный и антилиберальный.

Либеральный - степень освобождения. Т.е без контроля. Наличие свободы.

Прямая демократия(непосредственная) позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. (митинги, собрания)

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителем народа – депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, соц групп, политических партий и общественных организаций. (путем выборов) Антидемократическийрежим -такой политический режим, при осуществлении которого государственными органами власти не учитываются интересы населения и не соблюдаются права и свободы граждан.

Тоталитарный режим – антидемократический режим - характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Является более мощным, сильным.

Воздвигнул Муссолини в начале 20-го века. Государство должно вмешиваться в жизнь людей.

Признаки:

1. Насильственное подчинение.

2. Наличие идеологии.

3. Монопольный контроль. Контроль над всеми: экономика, политика, культура.

Господствующее положение занимает партии. Идеология доходит до конца.

Авторитарный режим – государственно- политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т д) при минимальном участии народа. Это промежуточный режим между демократией и тоталитаризмом. Не хватает авторитета на все сферы жизни. Отсутствие массового террора. Значительно выделяется нарушение ветви власти. В обществе формируется политическая система власти.

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении.

Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц.

1. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ – политический режим, основанный на фактическом признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Представляет собой свободу личности в различных сферах: экономической, политической, социокультурной.

2. Демократический режим должен гарантировать личные права ЧиГ и свободу понятия.

3. Демократический политический режим создает эффективный механизм прямого воздействия на население страны по характеру гос-власти.

4. Личность человека защищена от произвола со стороны госуд-ых органов и гос лиц.

5. Реально воплощается разделение властей. Независимость законодательной власти и судебной власти.

6. Учитываются интересы большинства и меньшинства населения.

 

 

Унитарное и федеративное

Унитарное гос-во: единое, цельное, простое гос-во. Единая форма правления. Состоит из административно-территориальных единиц, которое не обладает признаком гос-ва. Деление происходит четко механически. Формируется из центра сверху до низу власть. Характерен единый властный центр, т.е. единая система государственных органов. На территории действует одна Конституция и единая законодательная система, единая денежная единица, единое гражданство. В свою очередь унитарное гос-во имеет 2 подвида:

Централизованное- во главе местных органов власти назначены чиновники, должностные лица, которым подчинены местные органы власти. Чиновники контролируют.

Децентрализованное – гос-во в котором местные гос-власти могут назначаться центром, но избираться населением. Является самостоятельным. Зависит от децентрализованности.

Федеративное государство – сложное составное государство. Мощное составное гос-во. В состав входят несколько государственных образований. Нет местной монеты, валюты, гражданства, суверенитета. Это соединенное гос-во.

Главный признак характерная черта: составные части не могут самостоятельно выйти из состава федерации.

Федерации возникают на местах бывших империй. Империя – это не федерация, а прообраз.

 

 

Еще есть союз – он представляет собой добровольный вход, добровольный выход.

 

 

Конфедерация – это слияние суверенного госуд-ва. Временный союз государств. Добровольно можно выйти.

Это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов

 

 

Структура Гос. Аппарата

Под структурой государственного аппарата понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение. Структура всегда указывает на то, из чего складывается государственный аппарат, какова субординация его составных частей, каковы принципы его организации и функционирования.

Наиболее важными частными системами современного государственного аппарата являются следующие: система органов государственной власти, система органовгосударственного управления,система судебных органов и система органовпрокуратуры. Каждая из первых трех названных систем является носителем соответствующей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной.

Что же собой представляет каждая из частных систем государственных органов, входящих в общую систему, - государственный аппарат? Начнем с органов государственной власти, или - с законодательных органов.

1. Основным назначением этих органов является законодательная деятельность. Они занимают центральное место в структуре государственного аппарата. Органы государственной власти подразделяются на высшие и местные. К высшим органам государственной власти относятся парламенты. Одной из важнейших их функций является принятие законов.

Наряду с высшими органами государственной власти в каждой стране имеются местные органы. Они называются по-разному. Но цель и назначение их сходны: осуществление государственной власти и управления на местах.

2. Система органов государственного управления осуществляет в различных формах исполнительно распорядительную деятельность. Исполнительная деятельность органов государственного управления проявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов государственной власти и вышестоящих органов государственного управления.

Распорядительная деятельность этих органов выражается в том, что они принимают меры и обеспечивают путем издания своих собственных актов

(распоряжений) выполнение подчиненными им органами и организациями данных требований. Всю свою деятельность органы государственного управления осуществляют на основе законов и во исполнение законов. Ведущую роль в системе органов государственного управления выполняют правительства. Они являются высшими исполнительными и распорядительными органами государств и возглавляют всю систему органов государственного управления. В соответствии с

конституционными и иными актами на правительство возлагаются задачи по общему руководству экономикой и социально-культурным хозяйством страны, разработке и осуществлению государственных бюджетов, по защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан, обеспечению государственной безопасности, осуществлению общего руководства строительством вооруженных сил и др.

3. Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия. Подобно тому, как законодательные органы и органы управления являются носителями соответственно законодательной и исполнительной властей, система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти.

Это положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств.

4. Значительную роль в государственном механизме ряда стран играет система органов прокуратуры. Прокуратура призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. "Прокуратура без ущерба для функций, осуществляемых другими органами, - говорится, например, в Конституции Испании (ст. 124), - имеет своей задачей способствовать отправлению правосудия в целях защиты законности, прав граждан и общественных интересов, охраняемых законом, в силу своих обязанностей или по ходатайству заинтересованных лиц, а также наблюдением за независимостью судов и соблюдением общественного интереса".

Органы прокуратуры осуществляют также надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, в местах заключения, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера, назначаемых судами. Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран составляют нормы, содержащиеся в конституциях и специальных актах, регулирующих порядок организации и деятельности прокуратуры.

 

 

34.

Политическая система обществаэто система отношений гос-х и негос-х отношений с помощью которых осуществляется политическая жизнь общества.

Это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Характерные черты ПС: именно в ее рамках и

с ее помощью осуществляется политическая власть; она зависит от характера общественной среды, социальноэкономической структуры общества; она обладает относительной самостоятельностью.

• Политические нормы:

1. Полит-ая структура.

2. Полит-ая деятельность.

3. Полит-ое создание.

4. Полит-ая культура.

Политико-правовые нормы – это правовое поведение и спо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 6191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.122.218 (0.012 с.)