Понятие, предмет, метод, система и принципы экологического права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, предмет, метод, система и принципы экологического права



Ф.П. Румянцев

Экологическое право

Утверждено редакционно-издательским

советом университета в качестве

учебного пособия

 

 

Нижний Новгород - 2006

 

 

ББК 67

Р 86

 

 

Румянцев Ф.П. Экологическое право: Учебное пособие. – Н.Новгород: Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т, 2006. – 88 с.

ISBN 5-87941-443-4

 

 

Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по дистанционной форме специальности «Юриспруденция». В пособии раскрыты: основы экологического законодательства, включая правовую охрану природных объектов и ресурсов, договорные и административные отношения в сфере природопользования, платежи за использование природных ресурсов, ответственность за нарушение законодательства в области охраны и использования окружающей природной среды, государственное управление, лицензирование природопользования.

 

ББК 67

 

 

ISBN 5-87941-443-4

 

© Румянцев Ф.П., 2006

© ННГАСУ, 2006

 

 

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Экологическое право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области взаимодействия общества и природы.

Предметом экологического права являются складывающиеся взаимоотношения общества с окружающей природной средой.

Объектами экологического права являются земля, воздух, вода, недра и иные компоненты окружающей природной среды.

Каждая отрасль права характеризуется также присущими ей методами, т.е. способами воздействия на участников соответствующих правоотношений. Применительно к экологическому праву выделяют два основных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Действие императивного метода базируется на неравенстве правового статуса субъектов, вступающих в экологические правоотношения. Так, характерным проявлением указанного метода является процесс дачи уполномоченным лицом природопользователю обязательных к исполнению предписаний об устранении имеющихся нарушений.

В чистом виде диспозитивный метод выступает не часто, поскольку в большинстве случаев приобретаемые по сделке права на природопользование могут быть реализованы соответствующим субъектом лишь при соблюдении определенных условий административного характера. Таким образом, необходимо отметить наличие смешанного метода в экологическом праве.

Под институтом экологического права понимается совокупность правовых норм, регулирующих круг сходных общественных отношений. Такие институты, как институт права государственной собственности на природные объекты; институт права государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды; институт права природопользования и др.

Принципы – это руководящие начала экологического права, определяющие направленность и основные черты, являющиеся своего рода микросхемой отрасли права.

К основным принципам экологического права следует отнести:

1. Принцип общегосударственного управления природопользованием. Устраняет возобладание ведомственных интересов над общегосударственными.

2. Принцип строго целевого использования природных объектов. Выражается в том, что цели природопользования точно предопределены государством – собственником природных объектов в зависимости от природных особенностей и общественной значимости объекта.

3. Принцип рационального и эффективного использования природных объектов. Отражает возведённую в закон экономическую сторону природопользования, выражающуюся в том, чтобы с минимальными затратами получать наибольший эффект от хозяйственной эксплуатации природных объектов, не нанося при этом экономического и экологического вреда ему.

4. Принцип комплексного подхода в природопользовании. Выражается в том, что при использовании данного природного объекта необходимо учитывать все его экосвязи с другими природными объектами и с окружающей природной средой в целом.

5. Принцип устойчивости природопользования. Обусловлен потребностью того, что каждый природопользователь должен быть уверен в стабильности своего положения и мог бы производить все необходимые работы при эксплуатации им природного объекта.

6. Принцип платности природопользования. Вытекает из того, что в России землевладение и землепользование являются платными. Плата взимается в форме земельного налога или арендной платы, определяемых в зависимости от качества и местонахождения земельного участка.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

3.1. Понятие и содержание экологических правоотношений

Под экологическими правоотношениями следует понимать регулируемые нормами экологического права общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Особенности экологических правоотношений:

1. Экологические правоотношения носят производственный характер, поскольку только в рамках производственных отношений существует отношение людей к природе.

2. В экологических правоотношениях действует особый субъективный состав, выражающийся в том, что во всех экологических отношениях всегда присутствует государство, действующее от имени народа и в его интересах.

3. Экологические правоотношения всегда имеют свои особые цели:

а) сохранение природных объектов в ходе их использования;

б) улучшение природных объектов в ходе их использования, активизации полезных природных функций и нейтрализации вредных;

в) восстановление нарушенных природных объектов, принятие таких мер, которые бы обеспечивали восполнение природными объектами их полезных свойств, утраченных в ходе эксплуатации или иного воздействия на них.

 

Субъекты экологических правоотношений

В экологические правоотношения в соответствии с законодательством может вступать достаточно широкий круг субъектов, которых можно классифицировать как публичные и частные. Правовой статус публичных субъектов жестко регламентирован нормами права, поскольку каждый такой субъект выполняет строго определенные функции, решая при этом конкретные задачи. В значительной степени использование публичными субъектами своих правомочий одновременно можно считать и их обязанностью совершить определенные действия или принять конкретные решения.

К публичным субъектам относятся: Российская Федерация; субъекты РФ; муниципальные образования; высшие органы государственной власти РФ (Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Правительство РФ); федеральные органы исполнительной власти, специально уполномоченные в области охраны окружающей среды и природопользования; органы прокуратуры, реализующие свои функции в экологической сфере; представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и создаваемые ими специальные органы, осуществляющие управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды; органы местного самоуправления и создаваемые ими специальные органы, осуществляющие управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

В число частных субъектов входят: граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ; российские и иностранные юридические лица, юридические лица со смешанным капиталом; общественные экологические объединения и иные некоммерческие организации, в т.ч. российские отделения международных неправительственных экологических организаций.

 

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ И РЕСУРСЫ

 

ПРАВО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

5.1. Понятие и содержание права природопользования

В общем виде под природопользованием понимают использование полезных свойств природы или ее отдельных объектов. Любое природопользование связано с обеспечением жизнедеятельности человека.

Природные объекты подразделяются на возобновимые и невозобновимые. К числу первых можно отнести леса и водные объекты. Во вторую группу входят полезные ископаемые, например, нефть и газ.

Содержанием права природопользования являются установленная законом, договором на природопользование и лицензией на соответствующий вид природопользования система условий, дозволений и запретов, формирующая рамки поведения конкретного природопользователя.

Соответствующий комплекс прав и обязанностей природопользователя закреплен применительно к характеру природопользования различными нормативно-правовыми актами (например, Водным кодексом, Лесным кодексом).

 

Виды природопользования

Виды разрешаемого природопользования применительно к конкретной группе природных объектов закрепляются в соответствующих законодательных актах. В отдельных случаях природопользование может осуществляться без выдачи соответствующих разрешительных документов и платы за использование природных ресурсов. Такое природопользование, не требующее принятия уполномоченными на то органами специальных решений и получения разрешений (лицензий), можно назвать общим природопользованием.

Природоресурсными законодательными актами устанавливаются перечни видов пользования конкретными природными объектами, которые должны осуществляться с соблюдением определенных условий, в т.ч. на основании специально выданных разрешений (лицензий). Такое природопользование именуется специальным.

Ст. 6 Закона РФ «О недрах» предусматривает предоставление в пользование участков недр, в т.ч. для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых; разведки и добычи полезных ископаемых, в т.ч. использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств; строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов и для ряда других целей.

Согласно ст. 80 Лесного кодекса РФ в лесном фонде могут осуществляться такие виды лесопользования, как: заготовка древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, новогодних елок и др.); побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев, пасек и др.); пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, для научно-исследовательских, культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.

В соответствии со ст. 34 ФЗ «О животном мире» допускаются следующие виды пользования животным миром: охота; рыболовство; добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства; использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

Ст. 37 нового Водного кодекса РФ предусматривает использование водных объектов для целей: питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава леса и иных целей. При этом использование водных объектов может осуществляться с изъятием (забор воды) или без изъятия (сброс, использование в качестве водных путей) водных ресурсов.

 

Экологическое страхование

Экологическое страхование – способ защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц при наступлении неблагоприятных экологических последствий (экологических рисков) за счет денежных фондов, создаваемых страхователями.

Предусматриваются две формы экологического страхования – добровольное и обязательное страхование юридических и физических лиц, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.

Обязательное страхование устанавливается законом, согласно которому страховщик обязан застраховать соответствующие объекты, а страхователи вносить причитающиеся страховые платежи. Так, ст. 18 ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено, что в РФ может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование.

Добровольное страхование действует и в силу закона, и на добровольных началах. Закон определяет подлежащие добровольному страхованию объекты и наиболее общие условия страхования. Конкретные условия регулируются правилами страхования, которые разрабатываются страховщиком.

Принципиальная особенность экологического страхования – страховые отношения – возникают по поводу рисков ответственности за вред, причиненный воздействием на природный объект либо природного объекта на третьих лиц.

Правовые основы страховой деятельности закреплены нормами гл. 48 ГК РФ, законодательством о страховой деятельности, в частности, ФЗ «Об организации страхового дела в РФ», и отдельными нормами о страховании, содержащимися в ряде нормативно-правовых актов.

ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков (ст. 18).

ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (п.2 ст.7) фактически введено обязательное (негосударственное) экологическое страхование при осуществлении деятельности в соответствии с условиями о разделе продукции: соглашение должно предусматривать обязательство инвестора по страхованию ответственности по возмещению ущерба в случае аварий, повлекших за собой вредное влияние на окружающую природную среду.

ФЗ «Об использовании атомной энергии» установлена гражданско-правовая ответственность эксплуатирующей организации при выполнении работ в области атомной энергии за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием юридическим и физическим лицам, здоровью граждан (ст. 59), а также за иные убытки, которые не могут быть обоснованно отделены от убытков, причиненных радиационным воздействием (ст. 53 абз. 3). При этом указывается, что необходимым условием получения лицензии является наличие документально подтвержденного финансового обеспечения предела своей ответственности, которое в случае радиационного воздействия состоит из государственной или иной гарантии, наличия собственных финансовых средств и страхового полиса (договора). Т.о., установлена добровольно-принудительная форма страхования.

ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ст. 6, 9, 15) и «О безопасности гидротехнических сооружений» (ст. 15) предусмотрено обязательное страхование ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц воздействием на окружающую среду.

ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О космической деятельности» предусмотрено обязательное страхование жизни и здоровья космонавтов, работников объектов космической инфраструктуры, а также ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу других лиц (ст. 25). Федеральное космическое агентство в соответствии с Положением о лицензировании космической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.02.1996 г. № 104, имеет право требовать от владельца лицензии на момент проведения работ по подготовке к запуску объекта наличие страхового полиса на обязательное страхование космической деятельности (п. 24).

Необходимость экологического страхования подтверждена нормами ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» (п. 4 ст. 20), «Об использовании атомной энергии» (ст. 2), «Об охране здоровья граждан» (ст.66), «О недрах» (ст. 51), «О животном мире» (ст. 56), «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 56), «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», предусматривающих ответственность граждан и юридических лиц по возмещению вреда, причинного ими путем загрязнения окружающей среды при проведении соответствующих видов деятельности.

В ряде субъектов РФ действуют собственные законы об экологическом страховании.

 

Правовые меры охраны недр

В целях реализации охраны недр законодателем определены основные требования по их рациональному использованию и охране, которые заключаются в следующем:

- соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

- обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;

- проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых. Экспертиза может проводиться на любой стадии изучения месторождений полезных ископаемых при условии, что предоставляемые на экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества их народнохозяйственного значения;

- обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и попутных компонентов;

- достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах основных или попутных полезных компонентов;

- предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти и газа;

- соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых;

- предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях.

В случае нарушения установленных требований право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено.

Одной из охранительных мер, позволяющих обеспечивать разработку федеральных и региональных программ, геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, учета состояния минерально-сырьевой базы является ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса их запасов.

 

Содержание государственного управления в сфере охраны и использования лесов

Основные функции государственного управления в сфере охраны и использования лесов: государственный учет лесного фонда; ведение государственного лесного кадастра; осуществление мониторинга лесов; лесоустройство; государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов.

Функции государственного управления осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), а государственный контроль в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 октября 2005 г. № 600 – Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы. Согласно п. 6 указанного Положения инспектора Росприроднадзора полномочны направлять в соответствующие органы материалы о нарушении лесного законодательства РФ для решения вопроса о привлечении виновных к ответственности. Традиционные функции лесника как основного субъекта государственной лесной охраны, осуществлявшего охрану лесов на протяжении более 200 лет с момента создания Лесного департамента России, переданы Росприроднадзору.

Согласно ст. 67 Лесного кодекса РФ государственный учет лесного фонда ведется для рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда. Данные государственного учета лесного фонда используются при ведении государственного лесного кадастра. Конкретные нормы этой государственной функции закреплены в постановлении Правительства РФ от 20.05.1997 г. № 611 «О ведении государственного учета лесного фонда».

Государственный лесной кадастр содержит сведения об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда, его данные используются при государственном управлении лесным хозяйством, переводе лесных земель в нелесные и иных хозяйственных вопросах.

В соответствии со ст. 69 лесного кодекса РФ мониторинг лесов – система наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда.

Лесоустройство согласно ст. 72 лесного кодекса РФ включает в себя систему мероприятий по обеспечению рационального использования лесного фонда, в частности, определение границ лесного фонда и внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда, инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного состава лесов, их состояния, обоснования отнесения лесов к группам и категориям защитности, установление расчетной лесосеки и иные мероприятия.

 

Виды лесопользования

Статьей 80 Лесного кодекса установлены следующие виды лесопользования:

- заготовка древесины, которая осуществляется при рубке главного пользования, проводимых в перестойных и спелых древостоях (ст.113). Заготовка древесины также осуществляется при рубках промежуточного пользования (рубках ухода за лесом, выборочных санитарных рубках, рубках реконструкции и иных рубках, связанных с рубках малоценных древостоев, а также рубках древесно-кустарниковой растительности и прочих рубках (сплошные санитарные рубки, расчистка лесных площадей для строительства гидроузлов, трубопроводов, дорог, а также при прокладке просек, создания противопожарных разрывов, рубок и иных целях);

- заготовка живицы осуществляется в хвойных перестойных и спелых древостоях, предназначенных после окончания установленного срока подсочки древостоев для рубки главного пользования. При недостатке перестойных и спелых древостоев допускается подсочка приспевающих древостоев, которые к сроку окончания подсочки достигнут возраста рубок. Не допускается передача указанных древостоев в подсочку без утвержденных в установленном порядке планов рубок главного пользования и подсочки этих древостоев. Порядок заготовки живицы устанавливается Правилами отпуска древесины на корню, утвержденными постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. № 551;

- второстепенное лесопользование, включающее в себя заготовку пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок. Участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование для заготовки второстепенных лесных ресурсов в порядке, установленном лесным кодексом РФ;

- побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, лекарственных растений, мха и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается МПР России). Правила побочного лесопользования утверждаются органами власти субъектов РФ;

- пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства. В соответствии со ст. 121 Лесного кодекса РФ приказом МПР от 27 июля 2005 г. № 211 утвержден порядок пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, согласно которому на осуществление пользования выдается лесной билет.

В случае предоставления в аренду на срок более пяти лет участка лесного фонда площадью 200 га для нужд охотничьего хозяйства арендатор обязан в течение года после подписания передаточного акта предоставить арендодателю проект организации ведения охотничьего хозяйства;

- пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей включает проведение научно-исследовательских работ на участках лесного фонда соответствующими организациями (ст. 122 Лесного кодекса). Оно осуществляется бесплатно. Лесхоз федерального управления лесным хозяйством может ограничить или запретить гражданам и юридическим лицам пользование этими участками лесного фонда, если данное лесопользование несовместимо с целями проведения научно-исследовательских работ. Порядок пользования участками лесного фонда для этих целей устанавливается органами государственной власти субъектов РФ;

- пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей. На таких участках лесного фонда лесопользователи проводят мероприятия по благоустройству этих участков при условии сохранения лесов и природных ландшафтов, соблюдения правил пожарной безопасности и санитарных правил в лесах. Порядок пользования участками лесного фонда для этих целей устанавливается органами государственной власти субъектов РФ.

Разрешительными документами на отдельные виды лесопользования являются: лицензия, лесорубочный билет, лесной ордер и лесной билет. Приказом МПР России от 12.08.2002 г. № 522 утверждены правила учета, хранения, заполнения, и выдачи лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов.

Лицензия – это документ, который удостоверяет право владельца на долгосрочное пользование участками лесного фонда.

Лесорубочный билет, ордер или лесной билет – документы, удостоверяющие право их владельца на краткосрочное пользование участками лесного фонда. В случае долгосрочного пользования лесорубочный билет и лесной билет выдаются ежегодно владельцу лицензии на осуществление разрешенного вида пользования в установленных объемах и на конкретном участке лесного фонда.

Основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета является договор аренды, концессии, безвозмездного пользования участком лесного фонда, протокол о результатах лесного аукциона или решение органа государственной власти субъекта РФ.

Лесорубочный билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. Лесорубочный билет выдается лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством. Основанием для выдачи лесничеством ордера является выданный этому лесничеству лесорубочный билет.

Лесничество на основании ордера без выдачи лесорубочного билета может осуществляться отпуск древесины на корню мелкими партиями в порядке уборки влажной, сухостойной и буреломной древесины.

 

Лесные платежи

В настоящее время платежи за пользование участками лесного фонда взимаются в виде лесных податей и арендной платы. Правительство РФ устанавливает минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню.

Лесные подати взимаются за все виды лесопользования. Суммы лесных податей составляют основную долю лесного дохода для государства. В минимальные ставки за древесину, отпускаемую на корню, включен земельный налог в размере 5 % от стоимости отпускаемой древесины.

Лесные подати могут взиматься в форме денежных платежей, частью объема добытых лесных ресурсов или иной производимой пользователем продукции, в форме выполнения работ или предоставления услуг.

Согласно ст. 86 ЛК РФ не являются платными пребывание граждан в лесах для отдыха, сбора для личных нужд дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, лекарственно-технического сырья.

При аренде участков лесного фонда арендаторы вносят арендную плату, размеры, порядок, условия и сроки внесения которой определяются договором аренды участка лесного фонда в соответствии с Положением об аренде участков лесного фонда, утверждаемым Правительством РФ.

Величина арендной платы, также как и размер лесных податей, зависит от определенных условий:

- местоположения арендуемого участка лесного фонда;

- качества и количества лесных ресурсов;

- дополнительных затрат лесопользователя на расширенное воспроизводство изымаемого лесного ресурса (в некоторых случаях).

Законодателем предусмотрена возможность предоставления льгот по платежам за пользование лесным фондом. Таковые могут предоставляться лесопользователям районным (городским) органам власти в зависимости от конкретных условий и целевого использования участков лесного фонда, а также финансового положения лесопользователей.

В ЛК установлен конкретный перечень физических и юридических лиц, которые освобождаются от платежей за пользование лесным фондом для собственных нужд:

- участники ВОВ, а также граждане, на которых законодательством распространенны социальные гарантии и льготы участников ВОВ;

- инвалиды I и II групп;

- пенсионеры, проживающие в сельской местности;

- лица, пострадавшие от стихийных бедствий;

- вынужденные переселенцы;

- крестьянские (фермерские) хозяйства.

 

Вопросы к экзамену

1. Причины экологического кризиса и пути его преодоления.

2. Понятие и предмет экологического права.

3. Методы экологического права.

4. Система экологического права.

5. Основные этапы развития и становления природоохранительного законодательства.

6. Кодификация природоохранительного законодательства.

7. Конституционные основы природоохранительного законодательства.

8. Основные положения ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды».

9. Понятие и развитие института права собственности на природные ресурсы.

10. Формы права собственности на природные ресурсы.

11. Право государственной собственности на природные ресурсы.

12.Объекты, субъекты и содержание права на природные ресурсы.

13. Право частной собственности на природные ресурсы.

14. Понятие права природопользования и его виды.

15. Право общего природопользования.

16. Право специального природопользования.

17. Права и обязанности природопользователей.

18. Понятие, принципы и функции органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды.

19. Участие общественных объединений в охране ОПС.

20. Понятие и состав экономического регулирования охраны ОПС.

21. Кадастры природных ресурсов и их виды.

22. Плата за природопользование.

23. Плата за негативное воздействие на ОПС.

24. Планирование и финансирование охраны ОПС.

25. Экологическое страхование.

26. Государственная экологическая экспертиза.

27. Общественная экологическая экспертиза.

28. Понятие, задачи, система виды экологического контроля.

29. Экологический мониторинг.

30. Лицензирование в области ОПС.

31. Понятие и особенности эколого-правовой ответственности.

32. Понятие и состав экологического правонарушения.

33. Экологические преступления.

34. Административная ответственность за экологические правонарушения.

35. Гражданско-правовая ответственность за экологический вред.

36. Возмещение вреда природной среде.

37. Возмещение вреда здоровью и имуществу граждан.

38. Правовая охрана земель.

39. Понятие и общая характеристика права недропользования.

40. Виды недропользования.

41. Основания возникновения права недропользования.

42. Основания прекращения недропользования.

43. Плата за пользование недрами, ее виды.

44. Правовые меры охраны недр.

45. Понятие и виды водных объектов.

46. Право водопользования, его виды.

47. Порядок лицензирования водопользования.

48. Правовые меры охраны вод.

49. Понятие лесного фонда, его состав.

50. Деление лесов на группы.

51. Право лесопользования и его виды.

52. Порядок заготовки древесины, разрешительные документы.

53. Второстепенное лесопользование, разрешительные документы.

54. Побочное лесопользование, разрешительные документы.

55. Аренда участков лесного фонда.

56. Концессия лесных участков.

57. Безвозмездное пользование участком лесного фонда.

58. Краткосрочное пользование участком лесного фонда.

59. Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства.

60. Лесная охрана, понятие, структура, полномочия.

61. Государственное управление лесным фондом и лесами, не входящими в лесной фонд.

62. Понятие атмосферы, ее правовая охрана.

63. Нормирование атмосферного воздуха.

64. Трансграничные загрязнения атмосферы, международное правовое регулирование.

65. Государственный, производственный и общественный контроль в области атмосферного воздуха.

66. Животный мир как объект правовой охраны.

67. Право пользования животным миром и его виды.

68. Разрешительные документы на охоту.

69. Юридическая ответственность за незаконную охоту.

70. Правое регулирование рыболовства.

71. Понятие и состав особо охраняемых природных территорий и объектов.

72. Правовой режим государственных природных заповедников и заказников.

73. Правовой режим национальных парков.

74. Правовой режим курортов и лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

 

Литература

Нормативно-правовые акты

1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации: принята всенарод. голосованием 12 дек. 1993 г. – Офиц. изд. – М.: Юрид. лит., 1993. – 61с.

2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая): федеральный закон Рос. Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. – 1994. – № 32. – ст.3301.

3. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая): федеральный закон Рос. Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – ст.410.

4. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации: федеральный закон Рос. Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. – 2005. – № 1 (часть 1). – ст.16.

5. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон Рос. Федерации от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. – 2000. – № 32. – ст. 3340.

6. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон Рос. Федерации от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. – 2002. – №.1. – ст. 1.

7. Российская Федерация. Законы. Водный кодекс Российской Федерации: федеральный закон Рос. Федерации от 03.07.2006 г. № 73-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // СЗРФ. – 2006. – № 23. – Ст.2380.

8.Российская Федерация. Законы. Лесной кодекс российской Федерации: федеральный закон Рос. Федерации от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // СЗРФ-1997. – № 5. – Ст. 610.

9.Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон Рос. Федерации от 13.06. 1996г. № 63-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. – 1996. – 325. – Ст. 2954-2955.

10. Российская Федерация. Законы. «Об охране окружающей среды» федеральный закон Рос. Федерации от 10 января 2002 г. (с послед. изм. и доп.) №7-ФЗ // СЗРФ. – 2002. – № 2. – ст. 133.

11. Российская Федерация. Законы. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»: федеральный закон Рос. Федерации от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // СЗРФ. – 1999. – № 23. – ст.2573.

12. Российская Федерация. Законы. «Об экологической экспертизе» федеральный закон Рос. Федерации от 23 ноября 1995г № 174-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // СЗРФ. – 1995. – №18. – ст. 4336.

13. Российская Федерация. Законы. «Об охране атмосферного воздуха»: федеральный закон Рос. Федерации от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // СЗРФ. – 1999. – № 684. – ст.2930.

14.Российская Федерация. Законы. «О недрах»: федеральный закон Рос. Федерации от 21 февраля 1992 г. «О недрах» (в ред. Федерального закона от 03.03.1995 № 27-ФЗ) с послед. изм. и доп. // СЗ РФ. – 1995. – № 10. – ст.823.

15.Российская Федерация. Законы. «Об особо охраняемых природных территориях»: федеральный закон Рос. Федерации от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. – 1995.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.132 с.)