Понятие, предмет и метод экологического права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, предмет и метод экологического права.



Понятие, предмет и метод экологического права.


Экологическое право — особое комплексное образование, представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы

Предметом экологического права являются общественные отношения по охране окружающей среды и использовании в природных ресурсах (легальное определение).

Предмет экологического права – определяется экологическим, природоохранным законодательством и природресурсным законодательством (ЛК, ВК, ФЗ о недрах и т.д.).

Общественные отношения – это взаимодействие субъектов экологического права. Субъектами признаются – все лица (от всех видов физических лиц до муниципальных образований)

Под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти, МСУ, юридических и физических лиц, которая направлена на рациональное использовние и воспроизводство природных ресурсов, а также предотвращение негативных последствий хозяйственной и иной деятельности (государственный экологический, земельный контроль)

Использование природных ресурсов – это эксплуатация природных ресурсов с целью извлечения полезных свойств (добыча полезных ископаемых из недр, возведения зданий, строений, сооружений на земельных участках и т.д.).

При определении предмета экологического права необходимо также выделять объекты экологических отношений. Они закреплены в статье 4 ФЗ «об охране окружающей среды»:

· земли, недра, почвы;

· поверхностные и подземные воды;

· леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

· атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Методы экологического права

2 основных правовых метода:

1. Административно правовой метод;

2. Гражданско правовой метод.

Административно правовой метод – наиболее широко применяется в экологическом праве так как природоохранное и природоресурсное законодательство содержит достаточно много запретов, ограничений и принуждений. Формы проявления следующие:

1. Экологическое лицензирование

2. Экологическое нормирование

3. Экологическая сертификация

4. Государственный экологический контроль

5. Меры ответственности

Гражданско правовой метод – в меньшей степени проявляется в экологическом праве. Формы проявления гражданско правового метода:

1. Сделки с природными ресурсами, конкретизированные в природоресурсных законах (ЛК, ВК) – аренда лесных участков, договор купли-продажи лесных насаждений, договоры водопользования.

2. Возмещение убытков, в том числе упущенной выгоды. Положение о возмещении экологического вреда конкретизированы в ст. 77 ФЗ N -77 ФЗ. Вред возмещается по установленным методикам и таксам исчисления размера вреда:

Другие методы экологического права:

1. Метод экологизации - проникновение экологических норм в НПА других отраслей законодательства (ст. 209 ГК РФ)

2. Метод стимулирования – основан на плате за негативное воздействие на окружающую среду.

3. И т.д.

4.

ОТРАСЛЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ

Отраслевые принципы экологического права обусловлены особым характером регулируемых экологических общественных отношений, которые, в свою очередь, определены особой спецификой регулируемого объекта - экологической системой страны, состоящей из совокупности природных объектов.

Принципы можно подразделить на две части:

Относящиеся к общей части экологического права;

Относящиеся к особенной части.Принцип собственности как неотъемлемого достояния. Земля, её недра, воды, растительный и животный мир в их естественном состоянии являются неотъемлемым достоянием народов проживающих на данной территории и предоставляются для использования гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям.

В соответствии с земельным законодательством РФ наряду с государственной собственностью на землю, введены колхозно-кооперативная, частная или коллективно-долевая формы собственности граждан. (ст. 9 Конституции РФ - частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности).

Этот принцип изъял природные объекты из товарно-денежных отношений, а поэтому сделки с указанными объектами признаются антисоциальными со взысканием полученного по сделкам в доход государства при наличии умысла у сторон.

Вводит применительно к одному из важнейших природных объектов - земле новые титулы: право индивидуальной и коллективно-долевой собственности граждан на землю, пожизненное наследуемое владение землёй, землевладение, землепользование и аренда земли.

Принцип общегосударственного управления экологопользованием, устраняющий возобладание ведомственных интересов над общегосударственными.

Принцип строго целевого использования природных объектов, выражающийся в том, что цели экологопользования точно предопределены государством - собственником природных объектов в зависимости от природных особенностей и общественной значимости объекта.

Принцип рационального и эффективного использования природных объектов отражает возведённую в закон экономическую сторону экологопользования, выражающуюся в том, чтобы с минимальными затратами получать наибольший эффект от хозяйственной эксплуатации природных объектов, не нанося при этом экономического и экологического вреда ему.

Принцип приоритета охранительных мероприятий в использовании природных объектов обусловлен тем, что все природные объекты подвергнуты возможным отрицательным последствиям от их хозяйственной эксплуатации (эрозионные процессы и т.п.).

Принцип комплексного подхода в экологопользовании, выражается в том, что при использовании данного природного объекта необходимо учитывать все его экосвязи с другими природными объектами и с окружающей природной средой в целом.

Принцип устойчивости экологопользования обусловлен потребностью того, что каждый экологопользователь должен быть уверен в стабильности своего положения и мог бы производить все необходимые работы при эксплуатации им природного объекта.

Принцип платности экологопользования вытекает из того, что в России землевладение и землепользование являются платными. Плата взимается в форме земельного налога или арендной платы, определяемых в зависимости от качества и местонахождения земельного участка.

Принцип плавности экологопользования, вытекающий из того, что экологопользование представляет собой одну из разновидностей исторически обусловленных производственных отношений, осуществляемых в сфере народного хозяйства республик, которое всё ещё функционирует на основе соответствующих планов.

РАСЧЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ

Размер экологических платежей определяется как сумма платы за загрязнение: в пределах установленных нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также за сверхлимитное загрязнение окружающей среды. При этом к базовым нормативам платы для отдельных экономических районов и бассейнов рек установлены коэффициенты. Они учитывают различные экологические факторы и важность территорий.

Объекты те же, что и в государственной экспертизе в соответствии со ст. 21 ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г.

Виды использования лесов.

ст. 25 ЛК: целевые виды использования лесов (заготовка древесины, смолы, использование в целях охотничьего хозяйства).

1. общее лесопользование (не требует договоров, решений)

2. специальное лесопользование (оп решению ОГВ, д-ру аренды и т.д.)

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов называется лесной декларацией. Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

Статья 25. Виды использования лесов

1. Анализ норм ст. 25 показывает, что они имеют общий характер (ибо перечисляют различные виды использования лесов). Дело в том, что таким видим использование лесов, как:

1) заготовка древесины - специально посвящены ст. 29, 30 ЛК (в т.ч. и гражданами для собственных нужд);

2) заготовка живицы - посвящена ст. 31 ЛК;

3) заготовка и сбор (в т.ч. и гражданами) недревесных лесных ресурсов - специально посвящены ст. 32, 33 ЛК;

4) заготовка пищевых ресурсов и лекарственных растений - специально посвящены нормы ст. 34, 34 ЛК;

5) ведение сельского хозяйства, - посвящены нормы ст. 38 ЛК;

6) ведение охотничьего хозяйства - посвящены положения ст. 36, 37 ЛК;

7) осуществление научно-исследовательской, образовательной рекреационной деятельности - посвящены нормы ст. 40, 41 ЛК;

8) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений и лекарственных растений - посвящена ст. 39 ЛК;

9) создание лесных плантаций - посвящены нормы ст. 42 ЛК;

10) выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых - посвящена ст. 43 ЛК;

11) строительство, реконструкция, эксплуатация дорог, линий связи, водохранилищ, иных объектов - посвящены положения ст. 44, 45 ЛК;

12) переработка древесины и иных лесных ресурсов - посвящены положения ст. 46 ЛК:

13) осуществление религиозной деятельности - посвящена ст. 47 ЛК;

14) лицами, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири, Дальнего Востока РФ - посвящена ст. 48 ЛК.

2. В то же время ст. 25 имеет важное самостоятельное значение ибо она:

1) исходит из того, что в п. 1-16 ч. 1 ст. 25 неисчерпывающим образам перечислены виды использования лесов. Законами (в т.ч. законами субъектов РФ) могут быть предусмотрены и иные виды использования лесов (с учетом целевого назначения земель, на которых эти леса расположены, см. об этом коммент. к ст. 6 ЛК);

2) допускает возможность сочетания различных видов использования лесов (если такое сочетание прямо не запрещено или не ограничено федеральными законами: например, ст. 105 ЛК запрещает сочетание использования лесов, выполняющих функции защиты природы и иных объектов одновременно и для сбора лекарственных средств (что разрешается) и для ведения охотничьего или сельского хозяйства (что запрещено в таких лесах);

3) устанавливает, что использование лесов (это относится ко всем видам использования!), если оно представляет собой предпринимательскую деятельность (т.е. самостоятельную, осуществляемую на свой риск, направленную на систематическое получение прибыли, ст. 2 ГК):

а) может иметь место только на землях лесного фонда (к ним относятся земли, прямо указанные в ст. 101 Земельного кодекса);

б) только лицами, зарегистрированными в РФ в соответствии с Законом о ЮЛ в качестве индивидуальных предпринимателей или ЮЛ. В практике возник вопрос: вправе ли в лесах осуществлять предпринимательскую деятельность фонды, учреждения, или некоммерческие организации? Систематическое толкование ст. 25, с одной стороны, и ст. 50 ГК, ст. 24 Закона о некоммерческих организаций - с другой стороны позволяет ответить на этот вопрос положительно. Главное, чтобы осуществление предпринимательской деятельности не противоречило бы целям и задачам предусмотренным в учредительных документах некоммерческой организации.

Реализуя право общего лесопользования, граждане могут находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных ме­роприятиях, охотиться.

Данное право возникает для граждан непосредственно из закона (ст. 86 Лесного кодекса РФ) и осуществляется свободно и бесплатно, то есть без ка­ких-либо специальных разрешений, если это не ограничено или не запреще­но (например, в национальных парках, заповедниках и др.). При этом граж­дане обязаны соблюдать экологические требования по охране лесов: правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломку, порубку деревьев и кустарников, повреждение лесных культур, засорение лесов, уничтожение и разорение муравейников, гнезд птиц и др. Запрещаются сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу РФ, а также в перечень наркосодержащих растений и при­родного наркосодержащего сырья.

Перечень видов права специального лесопользования, которое подразде­ляется в зависимости от целевого назначения использования лесов, предус­мотрен в ст. 80 ЛК РФ:

- заготовка древесины;

- заготовка живицы;

- заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, хвойных лап, новогодних елок и др.);

- побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, лекарст­венных растений, опавших листьев и др.)

- пользование для нужд охотничьего хозяйства;

- пользование для научно-исследовательских целей;

- пользование для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.

Использование участков лесного фонда может осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без их изъятия.

Участок лесного фонда может предоставляться для осуществления одно­го или нескольких видов лесопользования одному или нескольким лесопользователям.

Права пользования лесом различаются также по юридическому содержа­нию, объему составляющих их правомочий. Лесной кодекс РФ выделяет их следующие виды: аренда, концессия, безвозмездное пользование, кратко­срочное пользование, сервитуты (ст. 22).

Участки лесного фонда предоставляются субъектам на основании оформления всех указанных видов прав. Правами пользования участками лесов, не входящими в лесной фонд, являются безвозмездное пользование и краткосрочное пользование.

При этом все права лесопользования осуществляются в соответствии с принципом многофункционального значения лесов (одновременного ис­пользования различными лицами и в различных целях).

 

48. Порядок предоставления лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

 

Статья 71. Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Комментируемая статья устанавливает важные, принципиально новые положения лесного законодательства. В развитие ст. 9 (о видах прав на лесные участки) и гл. 2 настоящего Кодекса (об использовании лесов) настоящая статья устанавливает порядок предоставления лесных участков. Этот порядок отличается для граждан и для юридических лиц, а также зависит от того, на каком виде права будет осуществляться предоставление.
См. таблицу "Виды использования лесов в соответствии с гл. 2 Лесного кодекса РФ 2006 г." в Приложении 1 к настоящему Комментарию.
Статья 71 Лесного кодекса РФ устанавливает, что юридическим лицам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены на следующих правах:
постоянное (бессрочное) пользование;
безвозмездное срочное пользование;
аренда.
Гражданам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены на следующих правах:
аренда;
безвозмездное срочное пользование.
Конкретный вид возможного права зависит еще и от вида использования лесного участка, установленного в специальных статьях гл. 2 настоящего Кодекса. (См. также вышеуказанную таблицу.)
Для предоставления лесных участков на праве аренды законодатель устанавливает особенные требования:
1) обязательность проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (ст. 72, 74 ЛК РФ). Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков заключаются только в случаях:
использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 43);
использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (ст. 44);
использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (ст. 45);
реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (ст. 74);
2) обязательность проведения государственного кадастрового учета предоставляемых в аренду лесных участков;
3) установление минимального и максимального срока для договора аренды лесного участка:
от 10 до 49 лет - общий срок;
от 1 года до 49 лет - специальный срок для использования лесов в целях:
лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 43);
лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (ст. 44);
лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (ст. 45).
Все права на лесные участки соответствуют видам прав на земельные участки, и земельное и лесное законодательство взаимодополняют друг друга. Комментируемая статья содержит отсылочные положения на земельное законодательство, конкретно на Земельный кодекс РФ для остальных видов прав. Что касается аренды, Лесной кодекс РФ прямо устанавливает действие лесного законодательства. Ведь в Земельном кодексе РФ, например, отсутствуют положения о максимальном или минимальном сроке для аренды земельных участков, и предоставление их от вида разрешенного использования так строго, как в лесном законодательстве, тоже отсутствует. Что касается прав постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного срочного пользования, их правовой режим необходимо определять по ЗК РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками регламентировано ст. 20 ЗК РФ, а право безвозмездного срочного пользования земельными участками регламентировано ст. 24 ЗК РФ. Общим условием предоставления указанных видов прав является предоставление их без проведения торгов или аукционов. Применение исключительно норм Земельного кодекса РФ к режиму лесных участков недопустимо. Например, ст. 20 Земельного кодекса РФ не имеет ограничений по целевому назначению предоставляемых земельных участков, а статьи Лесного кодекса ограничивают. Например, научные организации, образовательные организации, будучи государственными или муниципальными учреждениями, имеют право приобретать леса для исключительно научно-исследовательской деятельности или образовательной деятельности.
Комментируемая статья устанавливает, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ. Это значит, что лесной участок, будучи земельным участком, имеет режим недвижимого имущества, и при сроке до одного года указанного договора не обязательна его государственная регистрация. Лесной кодекс регулирует лесные отношения, поэтому спектр вопросов, находящихся в ведении гражданских отношений, не должен в нем дублироваться.
Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" устанавливает, что до истечения срока действия ранее заключенных договоров аренды участков лесного фонда, безвозмездного пользования, а также лесорубочного билета и (или) лесного билета их необходимо привести в соответствие с Лесным кодексом РФ, для чего нужно подать заявление о предоставлении лесного участка в аренду или безвозмездное срочное пользование и заключить соответствующий договор. Арендатор по договору аренды лесного фонда до приведения его в соответствие с Лесным кодексом РФ не вправе: сдавать арендованный им участок лесного фонда в субаренду; передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда другим лицам (перенаем); отдавать арендные права в залог; вносить арендные права в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ или паевого взноса в производственный кооператив. Напомним, что все указанные виды сделок с участками лесного фонда Лесной кодекс РФ 1997 г. запрещал.

 

Права на водные объекты

Возникают либо по решению ОГВ, ОМСУ, либо по договору водопользования. Решение о предоставлении водного объекта в пользование принимается без торгов.

Договор водопользования по правовой сущности является договором аренды. По общему правилу данные договоры заключаются посредством аукциона. Без торгов также договоры заключаются, например, для забора воды для производства электроэнергии.

В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации признают­ся государственная, муниципальная и частная формы собственности на при­родные ресурсы.

Все водные объекты на территории страны являются государственной собственностью (ст. 34, 35 ВК РФ).

Муниципальная и частная собственность допускается только на обособ­ленные водные объекты. Обособленный водный объект (замкнутый водо­ем) - это небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объ­ектами. Предельные размеры этих объектов определяются земельным зако­нодательством.

Обособленные водные объекты принадлежат на праве собственности му­ниципальным образованиям (городским и сельским поселениям), гражда­нам и юридическим лицам. Отношения по их использованию и охране регу­лируются гражданским и земельным законодательством и лишь в части, не урегулированной ими, - водным законодательством.

Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация и субъекты РФ. Водный объект не может находиться одновре­менно в собственности нескольких субъектов права государственной собст­венности и не подлежит передаче в собственность муниципальным образо­ваниям, гражданам и юридическим лицам (ст. 33, 35 ВК РФ).

От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы общей и специальной компетенции - органы испол­нительной власти субъектов РФ и органы управления использованием и ох­раной водного фонда - Министерство природных ресурсов РФ и его терри­ториальные органы.

В федеральной собственности находятся:

- поверхностные и подземные водные объекты, расположенные на тер­ритории двух и более субъектов РФ;

- водные объекты, необходимые для обеспечения нужд обороны, безо­пасности, федерального транспорта, федеральных энергетических систем и иных федеральных государственных нужд;

- водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными терри­ториями федерального значения;

- трансграничные (пограничные) водные объекты;

- территориальное море РФ;

иные водные объекты по согласованию с субъектами РФ.

 

Право распоряжения водными объектами существенно ограничено. Продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут по­влечь отчуждение водных объектов, не допускаются. От одного лица к дру­гому могут переходить только права пользования водными объектами в слу­чаях и в порядке, установленных законом. В гражданском обороте могут участвовать лишь обособленные водные объекты как принадлежность зе­мельных участков, на которых они находятся.

Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие виды прав на водные объекты (ст. 41 ВК РФ):

- право долгосрочного пользования;

- право краткосрочного пользования;

- право ограниченного пользования (водный сервитут).

В краткосрочное и долгосрочное пользование предоставляются водные объекты, находящиеся в государственной собственности.

Водный сервитут - это право ограниченного пользования водным объек­том для определенной цели: забора воды без применения технических со­оружений, водопоя и прогона скота, использования водных объектов в каче­стве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств и др. (ст. 43, 44 ВК РФ).

Водные сервитуты могут быть публичными и частными.

Публичный сервитут означает, что любое лицо может пользоваться общедо­ступными водными объектами. Если же права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, ограничены в пользу иных заинтересованных лиц, то имеет место частный водный сервитут.

Публичный водный сервитут возникает непосредственно из закона (Вод­ного кодекса РФ) и по существу является правом общего природопользова­ния, реализуемым по отношению к водным объектам..

Разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами в области, водных отношений и охраны окружающей среды определяется водным законодательством, а при необходимости – заключенными в соответствии с ним договорами (см. тему II учебника). В Российской Федерации устанавливается государственная собственность на водные объекты, которая может быть федеральной или субъекта Федерации.

Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты. Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект. В муниципальной собственности – городских и сельских поселений, других муниципальных образований – находятся воды, предназначенные для местных, муниципальных нужд; ими управляют органы местного самоуправления.

Водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд свободно без причинения вреда окружающей среде. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин, а также водопользователь юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения лицензии. Право на получение лицензии возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении им 18 лет, а у юридического лица – с момента его государственной регистрации.

Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством (публичный водный сервитут). В силу договора или судебного решения права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Водные сервитуты могут устанавливаться в целях забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для паромов, лодок, других маломерных плавательных средств, обеспечения экологических нужд.

Лицензия на водопользование является актом специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, признающимся основанием возникновения права водопользования. В зависимости от способов и целей водопользования в лицензии указываются сведения о водных объектах, о водопользователях и водопотребителях, указание пространственных границ и мест забора или сброса воды, сведения о лимитах водопользования и обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям, требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей среды.

 

Общее водопользование

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности являются общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено водным кодексом и иными ФЗ. Использование водных объектов общего пользования осуществляется с правилами охраны жизни людей на водных объектах, определяемых правительством РФ.

Ограничения:

На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор, изъятие водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, использования маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств в случаях предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Информация об ограничении водопользования предоставляется жителям органами местного самоуправления через СМИ, посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 километров – для них это составит 5 метров.

Каждый гражданин вправе пользоваться без использования механических транспортных средств береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Не требуется заключения договора водопользования или принятия решения по предоставлению водного объекта пользования в случае, если водный объект используется для:

1. Судоходство, в том числе морского судоходства и плавания маломерных судов

2. Осуществление разового взлета, разовой посадки воздушных судов.

3. Забора, изъятия из подземного водного объекта, водных ресурсов, в том числе содержащих полезные ископаемые или являющихся природными лечебными ресурсами.

4. Воспроизводство водных биологических ресурсов

5. Рыболовство, рыбоводство и охоты, научных и учебных целей

6. Купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд.

Перечень закрытый, всего видов 17. Для экзамена достаточно этих.

Специальное водопользование

Предоставление водных объектов в пользование может осуществляться на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.

На основании договора водопользования (срок которого не может быть более 20ти лет и к нему применяются условия об аренде) водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляется в пользование для:

1. Забора, изъятия водных ресурсов из поверхностных водных объектов

2. Использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей

3. Использование водных объектов без забора, изъятия водных ресурсов для целей производства электрической энергии

На основании решения о предоставлении водных объектов в пользование находящиеся в федеральной собственности, в собственности субъектов РФ, в собственности муниципальных образований предоставляется в пользование для следующих целей:

1. Обеспечение обороны страны и безопасности государства

2. Сброс сточных вод и дренажных вод

3. Размещение причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений

4. Размещение стационарных или плавучих платформ и искусственных островов

5. Размещение и строительство гидротехнических сооружений, мостов, трубопроводов, иных линейных объектов и подводных коммуникаций.

6. Разведка и добыча полезных ископаемых

7. Проведение взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов

8. Подъем затонувших судов

9. Сплав древесины на плотах

10. Забор водных ресурсов для орошения земель сельхоз назначения

11. Организация отдыха детей, инвалидов и граждан пожилого возраста

 

Что такое природные парки?

Природными парками являются природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, территории которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность. Они предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

Каков порядок образования природных парков?

Решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления.

Понятие, предмет и метод экологического права.


Экологическое право — особое комплексное образование, представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы

Предметом экологического права являются общественные отношения по охране окружающей среды и использовании в природных ресурсах (легальное определение).

Предмет экологического права – определяется экологическим, природоохранным законодательством и природресурсным законодательством (ЛК, ВК, ФЗ о недрах и т.д.).

Общественные отношения – это взаимодействие субъектов экологического права. Субъектами признаются – все лица (от всех видов физических лиц до муниципальных образований)

Под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти, МСУ, юридических и физических лиц, которая направлена на рациональное использовние и воспроизводство природных ресурсов, а также предотвращение негативных последствий хозяйственной и иной деятельности (государственный экологический, земельный контроль)

Использование природных ресурсов – это эксплуатация природных ресурсов с целью извлечения полезных свойств (добыча полезных ископаемых из недр, возведения зданий, строений, сооружений на земельных участках и т.д.).

При определении предмета экологического права необходимо также выделять объекты экологических отношений. Они закреплены в статье 4 ФЗ «об охране окружающей среды»:

· земли, недра, почвы;

· поверхностные и подземные воды;

· леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

· атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Методы экологического права

2 основных правовых метода:

1. Административно правовой метод;

2. Гражданско правовой метод.

Административно правовой метод – наиболее широко применяется в экологическом праве так как природоохранное и природоресурсное законодательство содержит достаточно много запретов, ограничений и принуждений. Формы проявления следующие:

1. Экологическое лицензирование

2. Экологическое нормирование

3. Экологическая сертификация

4. Государственный экологический контроль

5. Меры ответственности

Гражданско правовой метод – в меньшей степени проявляется в экологическом праве. Формы проявления гражданско правового метода:

1. Сделки с природными ресурсами, конкретизированные в природоресурсных законах (ЛК, ВК) – аренда лесных участков, договор купли-продажи лесных насаждений, договоры водопользования.

2. Возмещение убытков, в том числе упущенной выгоды. Положение о возмещении экологического вреда конкретизированы в ст. 77 ФЗ N -77 ФЗ. Вред возмещается по установленным методикам и таксам исчисления размера вреда:

Другие методы экологического права:

1. Метод экологизации - проникновение экологических норм в НПА других отраслей законодательства (ст. 209 ГК РФ)

2. Метод стимулирования – основан на плате за негативное воздействие на окружающую среду.

3. И т.д.

4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.86.95 (0.122 с.)