Имущественная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Имущественная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.



Экологическое законодательство, в частности ФЗ об охране гражданско-правовую ответственность определяет как возмещение вреда, причиненного окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан. Общие положения о возмещении вреда предусмотрены ст. 15 ГК РФ, а особенности возмещения вреда причиненного окружающей среде предусмотрены в статьях 77, 78 ФЗ об охране.

Особенности возмещения экологического вреда:

1. Экологический вред возмещается по утвержденным методикам и таксам исчисления размера причиненного вреда. В настоящее время они утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии РФ (ранее они утверждались госкомэкологии до 2000г.). В частности имеются методики в отношение исчисления размера вреда почвам, водным объектам, объектам животного мира, подземных водных объектов. Методики утверждаются по различным природным компонентам и видам загрязнения.

2. Если методики и таксы отсутствуют, то экологический вред определяется исходя из фактического ущерба с учетом убытков, и упущенной выгоды.

Порядок применения гражданско-правовой ответственности.

Во-первых определяется размер экологического вреда органом госэколог контроля (это государственный инспектор, либо комиссия росприроднадзора, либо минэкологии РТ. В результате составляется АКТ о размере причиненного вреда.
В адрес правонарушителся направляется претензия, к которой прилагаются следующие документы: это расчет суммы вреда, копия административного протокола, и других документов подтверждающих факт правонарушения.
Если в течение месяца со дня направления претензии сумма не была уплачена, то орган государственного экологического контроля направляет исковое заявление о взыскании суммы экологического вреда в арбитражный суд или суд общей юрисдикции.

При рассмотрении искового заявления вред окружающей среде может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности восстановить нарушенной состояние окружающей среды своими силами за счет своих средств. При удовлетворении исковых требований, вступившее в законную силду решение суда передается судебным приставам для возбуждения исполнительного производства.

Судебный пристав, устанавливает для должника (ответчика) срок для добровольного погашения. После истечения добровольного срока и непогашения суммы долга судебный пристав осуществляет принудительное взыскание указанных сумм.

Особенностью гражданско-правовой ответственности является ее применение независимо от привлечения лица к административной, либо уголовной ответственности, причем в соответствии со ст. 78 ФЗ об охране окружающей среды, срок исковой давности по искам о компенсации вреда окружающий среде составляет 20 лет.

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность наступает в тех случаях, когда в результате несоблюдения соответствующих норм и правил причиняется вред окружающей природной среде, предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. Такую ответственность несут как юридические, так и физические лица. В соответствии с Гражданским кодексом РФ имущественный вред возмещается виновной стороной в полном объеме (ст. 1064 ГК РФ).

Имущественная ответственность за экологические правонарушения, о которой говорится в комментируемой статье, является не совсем юридически корректной правовой категорией, поскольку, с одной стороны, такого самостоятельного вида ответственности не существует, а с другой стороны, комментируемая статья не расшифровывает указанное понятие. Если речь идет о возмещении вреда окружающей среде, то необходимо говорить о гражданско-правовой ответственности. Понятие "имущественная ответственность" может пониматься и как материальная ответственность, применяемая в трудовом праве, но в таком случае выделение ее отдельную категорию также нецелесообразно, поскольку комментируемая статья в качестве вида ответственности, применяемой за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, предусматривает дисциплинарную ответственность, к которой нередко относят и материальную ответственность.

Содержанием гражданско-правовой ответственности является применение к правонарушителю санкций, которые вызывают отрицательные последствия в виде лишения субъективных гражданских прав либо возложения на правонарушителя новых или дополнительных гражданско-правовых обязанностей.*(92) В общем виде гражданско-правовую ответственность можно определить как претерпевание субъектом неблагоприятных имущественных последствий в связи с допущенным неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, нарушением прав и законных интересов другого лица.

В теории гражданского права в зависимости от основания возникновения гражданско-правовая ответственность подразделяется на договорную (по договору) и внедоговорную или деликтную (по закону). Внедоговорная ответственность возникает при причинении личности или имуществу потерпевшего вреда, не связанного с исполнением или ненадлежащим исполнением нарушителем обязанностей, лежащих не нем в силу договора с потерпевшей стороной, а также в тех случаях, когда исполнением договорных обязанностей причинен вред жизни или здоровью гражданина.

Представляется, что в сфере экологического права применяется деликтная ответственность, представляющее собой обязательство, возникшее из причинения вреда окружающей среде.

Основанием гражданско-правовой ответственности, как правило, является наличие в действии (бездействии) состава гражданского правонарушения. В некоторых случаях ответственность может наступать и при отсутствии правонарушения со стороны лица, на которое она возлагается, в частности, за действия третьих лиц; поэтому в качестве оснований гражданско-правовой ответственности следует рассматривать не только правонарушения, но и иные обстоятельства, прямо предусмотренные законом или договором.

Экологическое законодательство, в частности ФЗ об охране гражданско-правовую ответственность определяет как возмещение вреда, причиненного окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан. Общие положения о возмещении вреда предусмотрены ст. 15 ГК РФ, а особенности возмещения вреда причиненного окружающей среде предусмотрены в статьях 77, 78 ФЗ об охране.

Особенности возмещения экологического вреда:

3. Экологический вред возмещается по утвержденным методикам и таксам исчисления размера причиненного вреда. В настоящее время они утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии РФ (ранее они утверждались госкомэкологии до 2000г.). В частности имеются методики в отношение исчисления размера вреда почвам, водным объектам, объектам животного мира, подземных водных объектов. Методики утверждаются по различным природным компонентам и видам загрязнения.

4. Если методики и таксы отсутствуют, то экологический вред определяется исходя из фактического ущерба с учетом убытков, и упущенной выгоды.

Порядок применения гражданско-правовой ответственности.

Во-первых определяется размер экологического вреда органом госэколог контроля (это государственный инспектор, либо комиссия росприроднадзора, либо минэкологии РТ. В результате составляется АКТ о размере причиненного вреда.
В адрес правонарушителся направляется претензия, к которой прилагаются следующие документы: это расчет суммы вреда, копия административного протокола, и других документов подтверждающих факт правонарушения.
Если в течение месяца со дня направления претензии сумма не была уплачена, то орган государственного экологического контроля направляет исковое заявление о взыскании суммы экологического вреда в арбитражный суд или суд общей юрисдикции.

При рассмотрении искового заявления вред окружающей среде может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности восстановить нарушенной состояние окружающей среды своими силами за счет своих средств. При удовлетворении исковых требований, вступившее в законную силду решение суда передается судебным приставам для возбуждения исполнительного производства.

Судебный пристав, устанавливает для должника (ответчика) срок для добровольного погашения. После истечения добровольного срока и непогашения суммы долга судебный пристав осуществляет принудительноевзыскание указанных сумм.

Особенностью гражданско-правовой ответственности является ее применение независимо от привлечения лица к административной, либо уголовной ответственности, причем в соответствии со ст. 78 ФЗ об охране окружающей среды, срок исковой давности по искам о компенсации вреда окружающий среде составляет 20 лет.

 

39. Порядок определения размера вреда, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

К юридическим средствам возмещения вреда окружающей среде относится гражданско-правовая ответственность (ГПО). Она наступает по факту правонарушения, т.е. виновного и противоправного поведения. Основная функция ГПО состоит в восстановлении нарушенного состояния природной среды и возмещении причиненного ущерба. Таким образом, для решения вопроса возмещения природе вреда используют нормы гражданского законодательства.

На требования о возмещении вреда природной среде распространяются общие основания ГПО, среди которых основополагающее значение имеют вина и противоправность поведения. Причинивший вред обязан его возместить, если не докажет, что вред причинен не по его вине. Вред природной среде с точки зрения последствий можно разделить на вред экономический и вред экологический.

· Экономический вред причиняется экономическим интересам природопользователя. Он может выражаться в потерях товарной продукции природы, упущенной выгоде, вынужденных расходах на восстановление имущества и нарушенного состояния природной среды.

· Экологический вред нарушает экологические интересы общества в здоровой, благоприятной для жизни окружающей среде.

Материальным объектом причинения вреда является качество окружающей среды, состояние ее экологических систем, те обменные процессы, которые протекают в биосфере. Вред природной среде причиняется как в результате правомерной (т.е. разрешенной государством) деятельности, так и вследствие нарушения природоохранительного законодательства (экологического правонарушения). Соответственно этому ответственность причинителя вреда может быть эколого-экономической или эколого-правовой.

· Эколого-экономическая ответственность — это ответственность за правомерный, разрешенный, вынужденный по объективным обстоятельствам вред. Она наступает по самому факту причинения вреда, независимо от наличия вины в действиях причинителя вреда.

· Эколого-правовая ответственность наступает при нарушении природоохранительного законодательства. Ее основанием является факт совершения экологического вреда, а не факт возникновения вреда.

Экологический вред выражается в разрыве естественных связей в природе. Невозможно восполнить в денежном эквиваленте ущерб, причиненный окружающей среде (невосполнимый вред), а возмещение вреда в натуре возможно лишь частично, т.е. такое возмещение носит условный характер, поскольку объекты природы не имеют стоимости (относительно восполнимый вред). В денежной сумме оценивается лишь то, что, как правило, нельзя восполнить в натуре (фактический восполнимый вред).

Виды объектов экологического вреда:

антропогенный вред — окружающая среда;

физиологический вред — здоровье человека;

генетический вред — будущее поколение человечества.

Формы вреда:

1) экологический вред — любые неблагоприятные последствия (материальные и нематериальные), вызванные нарушением экологического законодательства;

2) экологический ущерб — реальные и предполагаемые потери количества или качества окружающей среды;

3) экологические убытки — экономически невыгодные для природопользователя последствия потерь в виде:

расходов на восстановление прежнего состояния окружающей среды, утраты сельскохозяйственной продукции, рыбных запасов и т.д.;

потери товарной продукции (имущества);

упущенной выгоды, недополученных доходов.

Экологический вред проявляется в:

порче — нерациональном использовании, ведущем к потерям качественных и количественных характеристик природных объектов;

загрязнении — любом изменении физико-химического состава любым способом и в любой степени;

истощении — уменьшении полезных природных свойств;

повреждении — частичном приведении в негодность по качеству и количеству;

уничтожении — полном качественном и количественном приведении в негодность.

Способы (случаи) возникновения вреда:

негативное воздействие последствий аварий и катастроф на объекты природной среды;

негативное воздействие загрязненных природных объектов с причинением вреда жизни и здоровью (нематериальным благам) физических лиц и имуществу юридических лиц.

Процедуры защиты прав лиц при причинении им экологического вреда.

Страхование ответственности за вред, причиненный собственнику природного объекта загрязнением этого объекта (имущественное страхование) или здоровью и имущественным интересам физических и юридических лиц вследствие негативного воздействия загрязненных природных объектов (экологическое страхование).

Обращение собственника природного объекта к предприятию-загрязнителю с требованием возместить вред, причиненный загрязнением природного объекта.

Обращение физических и (или) юридических лиц к специально уполномоченным органам в области ООПС или в природоохранную прокуратуру с просьбой о защите их нарушенных прав.

Обращение в суд с иском к предприятию-загрязнителю или к собственнику природного ресурса.

Обращение специально уполномоченных органов или органов природоохранных прокуратур в суд для защиты прав физических или юридических лиц.

Порядок возмещения экологического вреда

Порядок возмещения экологического вреда (ущерба, оцениваемого в денежном выражении) имеет следующие формы:

· судебный и внесудебный (в административном порядке, через страховые выплаты, единовременное экологическое пособие, экологические льготы населению);

· добровольный и принудительный;

· установленным способом (по таксам, по методикам исчисления ущерба, по фактическим затратам на восстановление потерь в природной среде);

· смешанный (комбинированный).

Понятие «вред природной среде» включает в себя прямой и косвенный ущерб, а также убыток.

Ущерб — это выражение в денежной форме результатов вредного воздействия на окружающую среду.

Убыток — это материальные потери и финансовые издержки (прямые и косвенные) природопользователей (граждан, предприятий, учреждений и организаций), возникающие в результате:

ликвидации экологических последствий аварии и восстановления нарушенного состояния окружающей среды;

потери здоровья, порчи имущества и продукции природопользователей;

упущенной выгоды от изменения состояния ОС и природных ресурсов и т.п.

Вред, нанесенный окружающей среде, оценивается на основе фактически установленного, инструментально измеренного и документально подтвержденного негативного воздействия на окружающую среду.

Величина компенсации ущерба, наносимого негативным воздействием на окружающую среду, определяется как сумма ущербов, причиненных различным природным ресурсам, но может быть определена и по одному из них.

Исчисление ущерба и убытков осуществляется на основании действующей нормативно-методической документации, кадастровой оценки природных ресурсов, а также такс для исчисления размера взыскания за ущерб растительному и животному миру.

Возмещение вреда потерпевшей стороне может осуществляться в натуральной и стоимостной формах за счет собственных средств виновника или средств страховых организаций, осуществляющих экологическое страхование.

1. К натуральным формам относятся меры по:

восстановлению эквивалента утраченного количества и качества природного ресурса;

предоставлению равноценного природного ресурса взамен утраченного;

восстановлению природного ресурса до исходного состояния на момент нанесения вреда;

выделению заменяющих объектов, материалов, технологий, оборудования;

строительству сооружений и объектов по воспроизводству и восстановлению утраченного.

2. К стоимостным формам возмещения вреда относятся:

предоставление финансовых средств для восстановления нарушенного состояния окружающей среды до исходного;

финансирование мероприятий по воспроизводству природных ресурсов;

финансовое обеспечение мер по возмещению вреда, включая упущенную выгоду;

компенсация иных дополнительных затрат в связи с восстановлением природного ресурса.

Принципы основаны на ГПО. Это всеобщая обязанность причинителя возместить причиненный вред, это принцип полного возмещения, это принцип ответственности юридических лиц и граждан, принцип солидарной ответственности при совместном причинении вреда.

Экологический вред человеку (здоровье, смерть, дефекты генетического характера) не оценивается и остается тем грузом, который несет общество.

 

40. Недра как объект использования и охраны.

Недра — эта часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

 

Государственный фонд недр согласно ст. 2 Закона РФ «О недрах» составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей природной среды.

В целях обеспечения в перспективе потребностей Российской Федерации в стратегических и дефицитных видах полезных ископаемых из не предоставленных в пользование участков недр формируется Федеральный фонд резервных участков недр.

Отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, обеспечивающие государственные потребности Российской Федерации стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации, основы ее суверенитета, а также выполнение обязательств по международным договорам Российской Федерации, могут получить статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти ее субъектов. Часть месторождений федерального значения включается в федеральный фонд резервных месторождений.

Правовая охрана недр представляет собой урегулированную правом сис­тему мер, направленную на обеспечение рационального использования недр, предупреждение их истощения и загрязнения в интересах удовлетво­рения потребностей экономики и населения, охраны окружающей природ­ной среды.

Богатства недр относятся к числу исчерпаемых и невозобновляемых при­родных ресурсов, поэтому главной задачей и основной особенностью их ох­раны является организация рационального и комплексного использования в процессе их разведки и разработки с целью предотвращения расточительной и бесхозяйственной эксплуатации полезных ископаемых, потерь минераль­ного сырья.

Исходя из этого основными требованиями по охране недр являются (ст. 23 Закона РФ «О недрах»):

- соблюдение установленного законодательством порядка предоставле­ния недр и недопущение самовольного пользования;

- обеспечение полноты геологического изучения, рационального, ком­плексного использования и охраны недр;

- проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечива­ющего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств уча­стка недр, предоставляемого в целях, не связанных с добычей полезных ис­копаемых;

- обеспечение наиболее полного извлечения запасов основных и совме­стно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов, а также достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах их запасов;

- охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводне­ния, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископае­мых и промышленную ценность месторождений;

- предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с недропользованием (подземное хранение нефти, газа, захоронение вредных веществ и отходов, сброс сточных вод);

- предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод.

Учитывая невоспроизводимый характер и экономическое значение ми­неральных богатств, заключенных в недрах, закон устанавливает приоритет использования и охраны полезных ископаемых. Участок недр, располагаю­щий запасами месторождений полезных ископаемых, предоставляется в первую очередь для их разработки. Проектирование и строительство насе­ленных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объ­ектов разрешается только после получения заключения органов управления государственным фондом недр об отсутствии полезных ископаемых в не­драх под участком предстоящей застройки.

Застройка площадей залегания полезных ископаемых или размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается с разрешения орга­нов управления фондом недр и горного надзора при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономи­ческой целесообразности застройки.

Важнейшими направлениями деятельности по охране недр являются го­сударственный учет, государственная экспертиза и государственная регист­рация, которые осуществляются специально уполномоченными органами управления фондом недр.

Государственный учет осуществляется путем ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, а также госу­дарственного баланса запасов полезных ископаемых (ст. 30, 31 Закона РФ «О недрах»).

Государственный кадастр включает сведения по каждому месторожде­нию полезных ископаемых (о количестве и качестве как основных, так и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, условиях их разработ­ки, геолого-экономическую оценку).

С целью учета состояния минерально-сырьевой базы страны ведется го­сударственный баланс, который содержит данные о количестве и качестве запасов каждого вида полезных ископаемых, их размещении, освоении, до­быче, потерях, а также об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых.

Государственная экспертиза проводится с целью создания условий для ра­ционального комплексного использования недр, определения платы за поль­зование, границ участков недр, предоставляемых в пользование, и т. д. Экс­пертизе подлежат не только запасы полезных ископаемых, но и геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Предоставление недр в пользование может разрешаться только после проведения государственной экспертизы.

Государственной регистрации - включению в государственный реестр -подлежат участки недр, предоставляемые в пользование, работы по геологи­ческому изучению недр, а также лицензии на пользование недрами.

К числу правовых мер охраны недр относятся также обязанности субъектов права пользования недрами по безопасному ведению работ, связанных с недропользованием, соблюдению порядка ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с до­бычей полезных ископаемых. Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр, а также ликвидация и консервация соответствующих предприятий и сооружений допускаются только при обеспе­чении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий, населе­ния, проживающего в зоне влияния работ по недропользованию, и охраны ок­ружающей природной среды (предотвращение ее загрязнения, нарушения водного баланса, оседания поверхности земли и т. д.).

В случае нарушения перечисленных требований по охране недр право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекра­щено компетентными государственными органами.

Специфической особенностью деятельности по охране недр является ох­рана геологической информации. Информация о геологическом строении недр, полезных ископаемых, ус­ловиях их разработки и т. д. может находиться в государственной собствен­ности (если она получена недропользователем за счет государственных средств) или в собственности недропользователя (если она получена за счет его собственных средств). Она представляется в государственный фонд гео­логической информации (в последнем случае - с условием ее использова­ния в коммерческих целях).

Необходимым элементом деятельности по охране недр является государ­ственный контроль в сфере отношений недропользования.

Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами, в том числе правоохранительными*.

Особая форма правовой охраны недр состоит в заповедной охране уни­кальных геологических объектов. Редкие геологические обнажения, мине­ралогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены геологическими заповедниками, заказниками либо памят­никами природы или культуры.

Содержание права недропользования составляют права и обязанности субъектов по использованию недр. Конкретный набор таких прав и обязан­ностей зависит от вида пользования недрами.

Право недропользования может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды. Пользование недрами на территориях населенных пунктов, приго­родных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть ча­стично или полностью запрещено в случаях, если оно может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или ок­ружающей природной среде.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.28.227.63 (0.092 с.)