ТОП 10:

Виды прав на лесные участки.



· ограниченные вещные:

1. Право постоянного бессрочного пользования. Регламентируется гражданским и земельным законодательством:

п.1 ст. 20 ЗК предоставляется только государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, ОГВ, ОМСУ, центрам исторического наследия Президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий. Другим ЮЛ и гражданам это право не предоставляется

2. Сервитут

Лесной кодекс предусматривает сервитут, но не регулирует вопросы установления права ограниченного пользования лесными участками, отсылает к гражданскому и земельному законодательству. ГК РФ в гл.17 предусматривает частный сервитут, который устанавливается по договору, является по общему правилу возмездным и обременяет лесной участок. При смене собственника, арендатора сервитут сохраняется.

Публичный сервитут: ст. 23 ЗК, который предусматривает исчерпывающий перечень оснований установления. По общему правилу является безвозмездным.

· обязательственные:

1. Аренда

ЛК РФ закрепляет требования по срокам аренды (1-49 лет), предусматривает порядок предоставления права аренды.

2. Право безвозмездного срочного пользования

В соответствии с ЗК имеет две разновидности:

a) предоставляется по решению ОГВ Юлицу, указанному в п.1 ст. 20 ЗК сроком до 1 года

b) предоставляется в виде служебного надела работникам лесничества, охотничьих хозяйств, предприятий лесной промышленности. Срок пользования определяется трудовым договором.

Аренда участков лесного фонда регулируется Лесным кодексом РФ (ст. 31-35), Положением об аренде участков лесного фонда РФ и другими нормативными актами.

Предоставление участков лесного фонда в аренду осуществляется на ос­новании решений органов государственной власти субъекта РФ (принимае­мых по представлению органов лесного хозяйства) или по результатам лес­ных конкурсов.

Без проведения лесных конкурсов (на основании решения органа госу­дарственной власти субъекта РФ) леса предоставляются в аренду на срок от 1 года до 5 лет лесопользователям, длительное время осуществляющим свою деятельность на данной территории и имеющим производственные мощно­сти для этого, а также гражданам. Заинтересованные граждане и юридичес­кие лица подают для этого документы (заявление и др.) в лесхоз.

На основании решения органа государственной власти или протокола о результатах лесного конкурса заключается договор аренды участка лесного фронда.

По договору аренды участка лесного фонда лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от 1 года до 49 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.

Добытые в соответствии с договором аренды участка лесного фонда лес­ные ресурсы (продукция) являются собственностью арендатора.

Субаренда, то есть передача арендатором по договору права аренды уча­стка лесного фонда другому лицу, а также выкуп арендованных участков лесного фонда запрещаются.

Договор аренды считается заключенным с момента его государственной регистрации.

Передача участков лесного фонда вконцессию осуществляется на осно­вании договора концессии, который заключается по результатам проведения лесного конкурса или аукциона (ст. 37- 41 ЛК РФ).

Участки лесного фонда, передаваемые в концессию, выставляются на конкурс или аукцион Правительством РФ по согласованию с органом госу­дарственной власти соответствующего субъекта РФ.

Сторонами договора концессии являются Правительство РФ или упол­номоченный им федеральный орган исполнительной власти и лица, призна­ваемые в соответствии с законодательством РФ инвесторами. По договору концессии участка лесного фонда одна сторона обязуется предоставить дру­гой стороне на срок от 1года до 49 лет право возмездного пользования на оп­ределенных условиях лесными ресурсами на соответствующем участке лес­ного фонда.

По договору концессии предоставляются в пользование участки лесного фонда, как правило, не освоенные, без сложившейся инфраструктуры и тре­бующие значительных средств для вовлечения этих участков в эксплуата­цию. Поэтому в договоре концессии предусматриваются обязанности инве­стора, в частности, по строительству и содержанию дорог и других объектов инфраструктуры.

Договор концессии, также как и договор аренды, считается заключен­ным с момента его государственной регистрации.

Порядок предоставления участков лесного фонда вбезвозмездное поль­зованиерегулируется Лесным кодексом РФ и Положением о предоставле­нии участков лесного фонда в безвозмездное пользование.

Безвозмездное пользование лесами осуществляется в соответствии с до­говором, по которому лесхоз обязуется предоставить лесопользователю уча­сток лесного фонда в безвозмездное пользование на срок до 49 лет для осу­ществления одного или нескольких видов лесопользования (ст. 36 ЛК РФ).

Участки лесного фонда предоставляются в безвозмездное пользование на основании решений органов государственной власти субъектов РФ, прини­маемых по представлению территориальных органов управления лесным хо­зяйством.

Договор безвозмездного пользования также подлежит государственной регистрации.

Следует отметить, что во всех случаях заключения рассмотренных выше договоров (аренды, концессии, безвозмездного пользования) права лесо­пользования возникают лишь с момента получения лесорубочного билета, ордера или лесного билета.

Участки лесного фонда предоставляются вкраткосрочное пользование(на срок до 1 года) по результатам лесного аукциона или на основании ре­шения органа государственной власти субъекта РФ.

В последнем случае (без проведения аукциона) леса передаются в поль­зование для удовлетворения потребностей образовательных бюджетных уч­реждений, сельскохозяйственных организаций и населения.

При проведении лесных аукционов лицо, выигравшее его, и организатор аукциона (лесхоз) подписывают протокол о результатах лесного аукциона, который имеет силу договора.

Предоставление участков лесного фонда в краткосрочное пользование производится посредством выдачи лесорубочного билета, ордера или лесно­го билета (ст. 43 ЛК РФ).

Лесной кодекс РФ 1997 г. впервые вводит понятиелесного сервитута. Он представляет собой право ограниченного пользования участком лесного фонда для конкретных хозяйственных и иных целей.

Лесные сервитута могут быть публичными и частными (ст. 21 ЛК РФ).

Публичный сервитут - это право граждан свободно пребывать в лесах, которое представляет собой не что иное, как право общего лесопользования, рассмотренное выше.

Частный лесной сервитут означает право ограниченного пользования участками лесного фонда, находящимися в пользовании других лиц, то есть ограничение права лесопользования граждан и организаций в пользу иных заинтересованных лиц.

Публичный сервитут возникает из закона (ст. 21, 86 ЛК РФ), а частный -на основании договора или судебного решения (в случае спора), а также ак­тов государственных органов.

Виды прав на лесные участки (для целей Лесного кодекса Российской Федерации)
1. право аренды лесных участков,
2. право безвозмездного срочного пользования лесными участками,
3. право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут),
4. право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками,
5. право собственности на лесные участки.

Виды использования лесов.

ст. 25 ЛК: целевые виды использования лесов (заготовка древесины, смолы, использование в целях охотничьего хозяйства).

1. общее лесопользование (не требует договоров, решений)

2. специальное лесопользование ( оп решению ОГВ, д-ру аренды и т.д.)

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов называется лесной декларацией. Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

Статья 25. Виды использования лесов

1. Анализ норм ст. 25 показывает, что они имеют общий характер (ибо перечисляют различные виды использования лесов). Дело в том, что таким видим использование лесов, как:

1) заготовка древесины - специально посвящены ст. 29, 30 ЛК (в т.ч. и гражданами для собственных нужд);

2) заготовка живицы - посвящена ст. 31 ЛК;

3) заготовка и сбор (в т.ч. и гражданами) недревесных лесных ресурсов - специально посвящены ст. 32, 33 ЛК;

4) заготовка пищевых ресурсов и лекарственных растений - специально посвящены нормы ст. 34, 34 ЛК;

5) ведение сельского хозяйства, - посвящены нормы ст. 38 ЛК;

6) ведение охотничьего хозяйства - посвящены положения ст. 36, 37 ЛК;

7) осуществление научно-исследовательской, образовательной рекреационной деятельности - посвящены нормы ст. 40, 41 ЛК;

8) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений и лекарственных растений - посвящена ст. 39 ЛК;

9) создание лесных плантаций - посвящены нормы ст. 42 ЛК;

10) выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых - посвящена ст. 43 ЛК;

11) строительство, реконструкция, эксплуатация дорог, линий связи, водохранилищ, иных объектов - посвящены положения ст. 44, 45 ЛК;

12) переработка древесины и иных лесных ресурсов - посвящены положения ст. 46 ЛК:

13) осуществление религиозной деятельности - посвящена ст. 47 ЛК;

14) лицами, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири, Дальнего Востока РФ - посвящена ст. 48 ЛК.

2. В то же время ст. 25 имеет важное самостоятельное значение ибо она:

1) исходит из того, что в п. 1-16 ч. 1 ст. 25 неисчерпывающим образам перечислены виды использования лесов. Законами (в т.ч. законами субъектов РФ) могут быть предусмотрены и иные виды использования лесов (с учетом целевого назначения земель, на которых эти леса расположены, см. об этом коммент. к ст. 6 ЛК);

2) допускает возможность сочетания различных видов использования лесов (если такое сочетание прямо не запрещено или не ограничено федеральными законами: например, ст. 105 ЛК запрещает сочетание использования лесов, выполняющих функции защиты природы и иных объектов одновременно и для сбора лекарственных средств (что разрешается) и для ведения охотничьего или сельского хозяйства (что запрещено в таких лесах);

3) устанавливает, что использование лесов (это относится ко всем видам использования!), если оно представляет собой предпринимательскую деятельность (т.е. самостоятельную, осуществляемую на свой риск, направленную на систематическое получение прибыли, ст. 2 ГК):

а) может иметь место только на землях лесного фонда (к ним относятся земли, прямо указанные в ст. 101 Земельного кодекса);

б) только лицами, зарегистрированными в РФ в соответствии с Законом о ЮЛ в качестве индивидуальных предпринимателей или ЮЛ. В практике возник вопрос: вправе ли в лесах осуществлять предпринимательскую деятельность фонды, учреждения, или некоммерческие организации? Систематическое толкование ст. 25, с одной стороны, и ст. 50 ГК, ст. 24 Закона о некоммерческих организаций - с другой стороны позволяет ответить на этот вопрос положительно. Главное, чтобы осуществление предпринимательской деятельности не противоречило бы целям и задачам предусмотренным в учредительных документах некоммерческой организации.

Реализуяправо общего лесопользования, граждане могут находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных ме­роприятиях, охотиться.

Данное право возникает для граждан непосредственно из закона (ст. 86 Лесного кодекса РФ) и осуществляется свободно и бесплатно, то есть без ка­ких-либо специальных разрешений, если это не ограничено или не запреще­но (например, в национальных парках, заповедниках и др.). При этом граж­дане обязаны соблюдать экологические требования по охране лесов: правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломку, порубку деревьев и кустарников, повреждение лесных культур, засорение лесов, уничтожение и разорение муравейников, гнезд птиц и др. Запрещаются сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу РФ, а также в перечень наркосодержащих растений и при­родного наркосодержащего сырья.

Перечень видовправа специального лесопользования, которое подразде­ляется в зависимости от целевого назначения использования лесов, предус­мотрен в ст. 80 ЛК РФ:

- заготовка древесины;

- заготовка живицы;

- заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, хвойных лап, новогодних елок и др.);

- побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, лекарст­венных растений, опавших листьев и др.)

- пользование для нужд охотничьего хозяйства;

- пользование для научно-исследовательских целей;

- пользование для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.

Использование участков лесного фонда может осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без их изъятия.

Участок лесного фонда может предоставляться для осуществления одно­го или нескольких видов лесопользования одному или нескольким лесопользователям.

Права пользования лесом различаются также по юридическому содержа­нию, объему составляющих их правомочий. Лесной кодекс РФ выделяет их следующие виды: аренда, концессия, безвозмездное пользование, кратко­срочное пользование, сервитуты (ст. 22).

Участки лесного фонда предоставляются субъектам на основании оформления всех указанных видов прав. Правами пользования участками лесов, не входящими в лесной фонд, являются безвозмездное пользование и краткосрочное пользование.

При этом все права лесопользования осуществляются в соответствии с принципом многофункционального значения лесов (одновременного ис­пользования различными лицами и в различных целях).

 

48. Порядок предоставления лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

 

Статья 71. Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Комментируемая статья устанавливает важные, принципиально новые положения лесного законодательства. В развитие ст. 9 (о видах прав на лесные участки) и гл. 2 настоящего Кодекса (об использовании лесов) настоящая статья устанавливает порядок предоставления лесных участков. Этот порядок отличается для граждан и для юридических лиц, а также зависит от того, на каком виде права будет осуществляться предоставление.
См. таблицу "Виды использования лесов в соответствии с гл. 2 Лесного кодекса РФ 2006 г." в Приложении 1 к настоящему Комментарию.
Статья 71 Лесного кодекса РФ устанавливает, что юридическим лицам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены на следующих правах:
постоянное (бессрочное) пользование;
безвозмездное срочное пользование;
аренда.
Гражданам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены на следующих правах:
аренда;
безвозмездное срочное пользование.
Конкретный вид возможного права зависит еще и от вида использования лесного участка, установленного в специальных статьях гл. 2 настоящего Кодекса. (См. также вышеуказанную таблицу.)
Для предоставления лесных участков на праве аренды законодатель устанавливает особенные требования:
1) обязательность проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (ст. 72, 74 ЛК РФ). Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков заключаются только в случаях:
использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 43);
использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (ст. 44);
использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (ст. 45);
реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (ст. 74);
2) обязательность проведения государственного кадастрового учета предоставляемых в аренду лесных участков;
3) установление минимального и максимального срока для договора аренды лесного участка:
от 10 до 49 лет - общий срок;
от 1 года до 49 лет - специальный срок для использования лесов в целях:
лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 43);
лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (ст. 44);
лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (ст. 45).
Все права на лесные участки соответствуют видам прав на земельные участки, и земельное и лесное законодательство взаимодополняют друг друга. Комментируемая статья содержит отсылочные положения на земельное законодательство, конкретно на Земельный кодекс РФ для остальных видов прав. Что касается аренды, Лесной кодекс РФ прямо устанавливает действие лесного законодательства. Ведь в Земельном кодексе РФ, например, отсутствуют положения о максимальном или минимальном сроке для аренды земельных участков, и предоставление их от вида разрешенного использования так строго, как в лесном законодательстве, тоже отсутствует. Что касается прав постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного срочного пользования, их правовой режим необходимо определять по ЗК РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками регламентировано ст. 20 ЗК РФ, а право безвозмездного срочного пользования земельными участками регламентировано ст. 24 ЗК РФ. Общим условием предоставления указанных видов прав является предоставление их без проведения торгов или аукционов. Применение исключительно норм Земельного кодекса РФ к режиму лесных участков недопустимо. Например, ст. 20 Земельного кодекса РФ не имеет ограничений по целевому назначению предоставляемых земельных участков, а статьи Лесного кодекса ограничивают. Например, научные организации, образовательные организации, будучи государственными или муниципальными учреждениями, имеют право приобретать леса для исключительно научно-исследовательской деятельности или образовательной деятельности.
Комментируемая статья устанавливает, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ. Это значит, что лесной участок, будучи земельным участком, имеет режим недвижимого имущества, и при сроке до одного года указанного договора не обязательна его государственная регистрация. Лесной кодекс регулирует лесные отношения, поэтому спектр вопросов, находящихся в ведении гражданских отношений, не должен в нем дублироваться.
Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" устанавливает, что до истечения срока действия ранее заключенных договоров аренды участков лесного фонда, безвозмездного пользования, а также лесорубочного билета и (или) лесного билета их необходимо привести в соответствие с Лесным кодексом РФ, для чего нужно подать заявление о предоставлении лесного участка в аренду или безвозмездное срочное пользование и заключить соответствующий договор. Арендатор по договору аренды лесного фонда до приведения его в соответствие с Лесным кодексом РФ не вправе: сдавать арендованный им участок лесного фонда в субаренду; передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда другим лицам (перенаем); отдавать арендные права в залог; вносить арендные права в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ или паевого взноса в производственный кооператив. Напомним, что все указанные виды сделок с участками лесного фонда Лесной кодекс РФ 1997 г. запрещал.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.182.81 (0.008 с.)