ТОП 10:

Водные объекты общего пользования.



ст. 6 ВК: граждане могут пользоваться водными объектами, находящимися в государственной и муниципальной собственности, без всяких разрешений, а также береговой полосой (20 метров).

Статья 6. Водные объекты общего пользования

1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

4. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

5. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

6. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

7. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.

8. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Общедоступность водного объекта не означает вседозволенность: ведь водопользователь должен руководствоваться правилами охраны жизни людей на воде и правилами использования водного объекта для личных и бытовых нужд. По сообщениям средств массовой информации, в купальный сезон и при зимней рыбалке растет число несчастных случаев из-за пренебрежения со стороны отдыхающих элементарными требованиями безопасности на воде.

Власти могут запретить забор воды для питьевого водоснабжения, купание, использование технических средств рекреационного назначения (маломерные суда и водные мотоциклы), водопой скота. При наложении подобных запретов нередко руководствуются большой антропогенной нагрузкой на водотоки и водоемы (пусть даже рекреационной), вследствие чего вода может стать непригодной для питания из-за заражения болезнетворными бактериями или загрязнения химическими веществами. Причем указанный запрет нацелен на предотвращение вреда здоровью населения или домашних животных, а в ряде случаев (запрет на использование технических средств) - на сокращение антропогенной нагрузки на водоем или водоток.

В свою очередь, органы местного самоуправления через средства массовой информации и специальные информационные знаки на берегу водоемов и водотоков предоставляют населению необходимую информацию об ограничении водопользования. У рекреационных водоемов мы не раз встречаем надписи в духе: "купаться воспрещено" или "свалка мусора запрещена". К сожалению, пока у многих граждан не хватает чувства ответственности, чтобы хотя бы не засорять берега и акватории битым стеклом и другим мусором.
8. Положения о водных объектах общего пользования для личных и бытовых нужд конкретизируются в следующих нормах. Любой гражданин вправе пользоваться также и береговой полосой общедоступных водных объектов для передвижения и пребывания около них. Допускаются любительское и спортивное рыболовство, причаливание лодок, запрещено лишь использование механических транспортных средств. При этом любительское и спортивное рыболовство при всей своей рекреационной нагрузке регулируются законодательством о водных биоресурсах.

 

Права на водные объекты

Возникают либо по решению ОГВ, ОМСУ, либо по договору водопользования. Решение о предоставлении водного объекта в пользование принимается без торгов.

Договор водопользования по правовой сущности является договором аренды. По общему правилу данные договоры заключаются посредством аукциона. Без торгов также договоры заключаются, например, для забора воды для производства электроэнергии.

В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации признают­ся государственная, муниципальная и частная формы собственности на при­родные ресурсы.

Все водные объекты на территории страны являются государственной собственностью (ст. 34, 35 ВК РФ).

Муниципальная и частная собственность допускается только на обособ­ленные водные объекты. Обособленный водный объект (замкнутый водо­ем) - это небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объ­ектами. Предельные размеры этих объектов определяются земельным зако­нодательством.

Обособленные водные объекты принадлежат на праве собственности му­ниципальным образованиям (городским и сельским поселениям), гражда­нам и юридическим лицам. Отношения по их использованию и охране регу­лируются гражданским и земельным законодательством и лишь в части, не урегулированной ими, - водным законодательством.

Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация и субъекты РФ. Водный объект не может находиться одновре­менно в собственности нескольких субъектов права государственной собст­венности и не подлежит передаче в собственность муниципальным образо­ваниям, гражданам и юридическим лицам (ст. 33, 35 ВК РФ).

От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы общей и специальной компетенции - органы испол­нительной власти субъектов РФ и органы управления использованием и ох­раной водного фонда - Министерство природных ресурсов РФ и его терри­ториальные органы.

В федеральной собственности находятся:

- поверхностные и подземные водные объекты, расположенные на тер­ритории двух и более субъектов РФ;

- водные объекты, необходимые для обеспечения нужд обороны, безо­пасности, федерального транспорта, федеральных энергетических систем и иных федеральных государственных нужд;

- водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными терри­ториями федерального значения;

- трансграничные (пограничные) водные объекты;

- территориальное море РФ;

иные водные объекты по согласованию с субъектами РФ.

 

Право распоряжения водными объектами существенно ограничено. Продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут по­влечь отчуждение водных объектов, не допускаются. От одного лица к дру­гому могут переходить только права пользования водными объектами в слу­чаях и в порядке, установленных законом. В гражданском обороте могут участвовать лишь обособленные водные объекты как принадлежность зе­мельных участков, на которых они находятся.

Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие виды прав на водные объекты (ст. 41 ВК РФ):

- право долгосрочного пользования;

- право краткосрочного пользования;

- право ограниченного пользования (водный сервитут).

В краткосрочное и долгосрочное пользование предоставляются водные объекты, находящиеся в государственной собственности.

Водный сервитут - это право ограниченного пользования водным объек­том для определенной цели: забора воды без применения технических со­оружений, водопоя и прогона скота, использования водных объектов в каче­стве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств и др. (ст. 43, 44 ВК РФ).

Водные сервитуты могут быть публичными и частными.

Публичный сервитут означает, что любое лицо может пользоваться общедо­ступными водными объектами. Если же права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, ограничены в пользу иных заинтересованных лиц, то имеет место частный водный сервитут.

Публичный водный сервитут возникает непосредственно из закона (Вод­ного кодекса РФ) и по существу является правом общего природопользова­ния, реализуемым по отношению к водным объектам..

Разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами в области , водных отношений и охраны окружающей среды определяется водным законодательством, а при необходимости – заключенными в соответствии с ним договорами (см. тему II учебника). В Российской Федерации устанавливается государственная собственность на водные объекты, которая может быть федеральной или субъекта Федерации.

Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты. Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект. В муниципальной собственности – городских и сельских поселений, других муниципальных образований – находятся воды, предназначенные для местных, муниципальных нужд; ими управляют органы местного самоуправления.

Водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд свободно без причинения вреда окружающей среде. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин, а также водопользователь юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения лицензии. Право на получение лицензии возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении им 18 лет, а у юридического лица – с момента его государственной регистрации.

Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством (публичный водный сервитут). В силу договора или судебного решения права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Водные сервитуты могут устанавливаться в целях забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для паромов, лодок, других маломерных плавательных средств, обеспечения экологических нужд.

Лицензия на водопользование является актом специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, признающимся основанием возникновения права водопользования. В зависимости от способов и целей водопользования в лицензии указываются сведения о водных объектах, о водопользователях и водопотребителях, указание пространственных границ и мест забора или сброса воды, сведения о лимитах водопользования и обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям, требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей среды.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.94.109 (0.007 с.)