Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1.1. Предмет и система экологического права
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Целью преподавания дисциплины «Экологическое право» является формирование у студентов правового сознания, глубокого понимания характера и механизма правового регулирования общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, форм, методов управленческой деятельности в данной сфере, юридического мышления позволяющего вникнуть в суть экологических правоотношений между различными органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами. Задачи изучения дисциплины: - уяснение студентами систему управления природопользованием и охраной окружающей среды в современных условиях, роли и места в ней таможенных органов. - формирование у студентов систему знаний по правовым вопросам обеспечения экологических интересов и экологической безопасности Российской Федерации, основанных на научно – теоретических положениях и действующем законодательстве. - участие в формировании у студентов юридического мышления, высокой правовой культуры, позволяющих решать задачи в условиях формирования правового государства. - правильно применять нормы экологического и других отраслей права в целях предупреждения, пресечения и раскрытию экологических правонарушений и привлечение виновных лиц к юридической ответственности. - выработка у студентов навыков аналитической работы с законодательными и нормативными актами, умение их применения в профессиональной деятельности, уважительного отношения к закону
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА В современных условиях экологическое право является одной из важнейших отраслей правовой системы государства, поскольку в рамках этой дисциплины изучается экологическое законодательство, которое регулирует деятельность государственных и других органов в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности России. Экологическое право является общепрофессиональной дисциплиной по направлению подготовки: 030900.62 – «Юриспруденция». Исходной дисциплиной при изучении курса «Экологическое право» является «Теория государства и права» – ее методологическая функция, которая обеспечивает понимание системного характера государственно-правовой сферы, в том числе и в области охраны окружающей среды и природопользования. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Процесс изучения дисциплины «Экологическое право» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО 2010 г. по направлению «Юриспруденция»: а) общекультурных (ОК): - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3); - способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); - способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); - способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); - способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защита государственной тайны (ОК-10); б) профессиональными (ПК): в нормотворческой деятельности: - способен участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1); в правоприменительной деятельности: - способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); - способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); - способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); - способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); - владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7); в правоохранительной деятельности: - готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8); - способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10); - способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13); в экспертно-консультационной деятельности: - способен толковать различные правовые акты (ПК-15); - способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16). в педагогической деятельности: - способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17); - способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18); - способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19). В результате изучения дисциплины студент должен: а) знать - понятие, предмет, методы, природу и сущность экологического права; -основные исторические этапы, закономерности возникновения, функционирования и развития экологического права; ‑ основные теоретические положения, институты и отдельные нормы экологического права и их историческую эволюцию; ‑ совокупность различных видов и форм экологических правоотношений в России, их сущность, условия возникновения и прекращения; ‑ общепризнанные юридические термины и понятия, экологическую правовую терминологию; ‑ значение экологического права и его роль в современной правовой системе России; б) уметь ‑ проводить сравнительный анализ отдельных положений и норм экологического права с действующим гражданским законодательством Российской Федерации; ‑ применять полученные знания в процессе изучения других юридических дисциплин, при проведении правового анализа и разрешении конкретных юридических казусов, в ходе практической деятельности в системе таможенных органов Российской Федерации; в) владеть ‑ навыками решения конкретных ситуативных задач и казусов на основе норм экологического права; ‑ техникой формулирования точных, продуманных юридических конструкций по аналогии с текстами источников экологического права. ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ (очная форма обучения)
ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ (заочная форма обучения на базе среднего (полного образования)
ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ (заочная форма обучения на базе высшего профессионального образования)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ (очная форма обучения)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ (заочная форма обучения на базе среднего (полного) образования)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ (заочная форма обучения на базе высшего профессионального образования)
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ МОДУЛЬ 1. Общие положения экологического права
Права. Понятие источника экологического права. Классификация источников экологического права. Система и виды источников экологического права. Международный договор Российской Федерации как источник экологического права. Общая характеристика и значение международного договора Российской Федерации как источника экологического права. Конституция Российской Федерации как источник экологического права. Конституционные основы регулирования отношений в сфере охраны окружающей природной среды. Конституционные принципы развития законодательства об охране окружающей природной среды. Федеральные конституционные законы как источники экологического права. Федеральные законы как источники экологического права. Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Общая характеристика законодательства об охране окружающей природной среды. Указы Президента Российской Федерации как источники экологического права. Общая характеристика указов Президента Российской Федерации как источников экологического права. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти как источники экологического права. Общая характеристика нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти как источников экологического права. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации как источники экологического права. Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации как источники экологического права. Законы и экологические кодексы субъектов Российской Федерации. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления как источники экологического права. Локальные акты как источники экологического права. Судебная практика как источник экологического права. Понятие нормы экологического права. Структура нормы экологического права и ее особенности. Классификация норм экологического права. Содержание и способы реализации норм экологического права. Значение норм экологического права.
Экологического управления.
Понятие управления в сфере охраны окружающей среды. Содержание управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Виды и функции управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Система государственных органов управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Органы общей компетенции и органы специальной компетенции. Полномочия и функции органов общей компетенции управления на федеральном уровне. Полномочия и функции органов общей компетенции на уровне субъектов Федерации. Полномочия и функции органов местного самоуправления. Система органов специальной компетенции в области охраны окружающей среды. Полномочия и функции органов специальной компетенции в области охраны окружающей среды. Место ФТС России в системе государственного экологического управления. Функции, задачи, полномочия ФТС России в системе государственного экологического управления. Правовая охрана природных объектов. Понятие и общая характеристика правовой охраны природных объектов. Государственные кадастры в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Государственный учет и регистрация вредных воздействий на окружающую природную среду. Государственный экологический мониторинг. Планирование природоохранной деятельности. Лицензирование в области охраны окружающей среды и природопользования. Экологический контроль.
Стандартизации. Общая характеристика нормирования в сфере охраны окружающей среды. Понятие и сущность нормирования в сфере охраны окружающей среды. Порядок нормирования и классификация нормативов в сфере охраны окружающей среды. Нормативы качества окружающей среды: виды, функции. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: виды, функции. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимого изъятия компонентов среды. Иные нормативы в области охраны окружающей среды. Санитарно-гигиеническое и экологическое нормирование в сфере охраны окружающей природной среды. Предельно допустимые нормы применения агрохимикатов, нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания и др. Стандартизация в сфере охраны окружающей среды. Понятие и сущность стандартизации в сфере охраны окружающей среды. Организация стандартизации и порядок применения стандартов.
Окружающей среды.
Понятие и роль экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды. Нормативно-правовые основы регулирования экономических мер. Планирование природопользования и охраны окружающей среды. Финансирование охраны окружающей среды. Платежи за природопользование. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Федеральные экологические программы. Экологическое страхование. Виды и содержание.
Правонарушения.
Понятие и особенности юридической ответственности за экологические правонарушения. Понятие экологического правонарушения. Состав экологического правонарушения. Виды экологических правонарушений. Виды ответственности за экологические правонарушения. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения. Административная ответственность за экологические правонарушения. Материальная ответственность за экологические правонарушения. Уголовная ответственность за экологические преступления. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения. Понятие и особенности гражданско-правовой ответственности. Основания и порядок привлечения к гражданско-правовой ответственности. Правовые формы возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ МОДУЛЬ 3. Актуальные вопросы охраны окружающей среды
Населенных пунктов Понятие и состав земель городов и населенных пунктов. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов. Экологические требования к планированию и застройке городов и других населенных пунктов. Санитарная охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов. Охрана атмосферного воздуха в городах и других населенных пунктах. Охрана зеленой растительности в городах и других населенных пунктах. Правовая охрана окружающей среды закрытого административно-территориального образования.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА Для контроля знаний студентов используются: 1. Вопросы для приема экзамена. 2. Тесты по темам на бумажных носителях. 3. Система электронного тестирования студентов по темам и по всей дисциплине «AST-SWAP.chm». При изучении дисциплины применяется балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Используются следующие формы текущего контроля: тестирование; блиц-опрос по определениям терминов и понятий; фиксированное сообщение на практическом занятии; ответ на теоретический вопрос; решение задач, разбор конкретных правовых ситуаций; конспектирование источника; выполнение заданий преподавателя при подготовке к занятиям в ходе самостоятельной работы; письменный реферат (реферативный доклад, презентация); участие в научно-исследовательской работе Качество усвоения учебного материала дисциплины оценивается по 100-бальной шкале. Темы контрольных работ и реферативных сообщений приведены в учебно-методических указаниях по самостоятельной работе и проведению практических занятий. Таблица 1 Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям:
Таблица 2 Диапазон баллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы:
Таблица 3 Распределение способов контроля по учебным модулям
При этом максимальная рейтинговая оценка успеваемости студента по результатам текущего и промежуточного контроля знаний в семестре в сумме составляет 70 баллов, а максимальная оценка по результатам экзамена – 30 баллов. Итоговый рейтинг студента после завершения изучения дисциплины определяется суммой набранных баллов. Перевод рейтинговых баллов в традиционные (по 4-х балльной системе) проводится по следующей шкале: 90-100 баллов - «отлично» 70-89 баллов - «хорошо» 60-69 баллов - «удовлетворительно» менее 60 баллов - «неудовлетворительно» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ДИСЦИПЛИНЫ 1. Персональные ЭВМ, объединенные в локальную учебную сеть (компьютерные аудитории). 2. Комплекс средств для компьютерной презентации тем курса. 3. Проекционное оборудование различных моделей, установленное в учебных аудиториях.
ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина «Экологическое право» является важной составной частью профессиональной подготовки студентов юридического факультета Российской таможенной академии, поэтому настоящие рекомендации имеют своей целью оказать им помощь при изучении данного курса. Экологическое право – комплексная общепрофессиональная отрасль российского права, поэтому ее преподавание осуществляется в тесной связи с такими дисциплинами, как конституционное, земельное, уголовное, гражданское право. В связи с этим студентам необходимо повторить ряд тем по указанным дисциплинам. Экологическое право также неотъемлемо связано с дисциплиной «Административное право» по вопросам государственного управления, экологического контроля, экологической экспертизы; административной, материальной и дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения, вследствие чего при изучении указанных тем по курсу «Административное право» студентам необходимо обратить на них особое внимание. На современном этапе экологическое право развивается следующими путями: создания собственного законодательства об охране окружающей среды; экологизации земельного, налогового, гражданского и иного законодательства, поэтому студентам в ходе изучения дисциплины «Экологическое право» необходимо следить за изменениями в законодательной базе. Программа дисциплины экологическое право составлена с учётом требований к уровню подготовки юристов в Российской Таможенной Академии. Она содержит 2 раздела и охватывает 16 тем, позволяющих глубже разобрать в структуре изучаемого курса дающих возможность последовательно освоить базовые положения и институты экологического права. При изучении дисциплины «Экологическое право» в качестве литературных источников рекомендуется использовать не только учебники, но и нормативные правовые акты и комментарии к ним, а также публикации и сообщения в средствах массовой информации по вопросам охраны окружающей среды. Студентам следует иметь в виду, что значительная часть учебного времени отводится на практические и самостоятельные занятия. Предусмотренные учебно-тематическим планом лекционные занятия в основном охватывают только наиболее важные вопросы, требующие глубокого усвоения. В связи с этим большое значение придается самостоятельной работе студентов. При наличии определенной подготовки и навыков работы с нормативными и учебными материалами это не должно представлять каких-либо значительных трудностей. Нужна систематичность и внимательность при подготовке к практическим занятиям и в процессе самостоятельных занятий. Помощь в этом должны оказать разработанные учебно-методические указании по дисциплине, которые содержат задания для самостоятельной работы и рекомендации по подготовке к практическим занятиям. Приступая к изучению темы, студентам следует ознакомиться с перечнем рекомендованных источников, просмотреть конспект прослушанной лекции. Затем - ознакомиться с законодательными и нормативными актами, прочитать соответствующие главы и страницы рекомендованного учебника. Изучение дисциплины максимально нацелено на тесную взаимосвязь теоретических вопросов экологического права с задачами и функциями государственных органов управления и правоохранительных органов России в сфере охраны окружающей среды и на подготовку студентов к практической деятельности в данной области. Контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется в форме устных опросов, письменного тестирования, письменных контрольных работ, проверки решения практических задач, выполнения творческого задания, промежуточной аттестации и итогового экзамена.
Д ОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ Дополнения и изменения приведены в контрольных экземплярах рабочей программы, находящихся на кафедре, факультете и в методическом отделе (кабинете) академии. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО»
Направление подготовки: 030900.62 – «Юриспруденция» Квалификация выпускника: бакалавр
Автор
Евгений Иванович Сидоров Издано в авторской редакции ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Целью преподавания дисциплины «Экологическое право» является формирование у студентов правового сознания, глубокого понимания характера и механизма правового регулирования общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, форм, методов управленческой деятельности в данной сфере, юридического мышления позволяющего вникнуть в суть экологических правоотношений между различными органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами. Задачи изучения дисциплины: - уяснение студентами систему управления природопользованием и охраной окружающей среды в современных условиях, роли и места в ней таможенных органов. - формирование у студентов систему знаний по правовым вопросам обеспечения экологических интересов и экологической безопасности Российской Федерации, основанных на научно – теоретических положениях и действующем законодательстве. - участие в формировании у студентов юридического мышления, высокой правовой культуры, позволяющих решать задачи в условиях формирования правового государства. - правильно применять нормы экологического и других отраслей права в целях предупреждения, пресечения и раскрытию экологических правонарушений и привлечение виновных лиц к юридической ответственности. - выработка у студентов навыков аналитической работы с законодательными и нормативными актами, умение их применения в профессиональной деятельности, уважительного отношения к закону
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬ< |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.45 (0.013 с.) |