ТОП 10:

Понятие лесного фонда, объекты и субъекты лесных правоотношений, их компетенция



 

Преамбула лесного кодекса РФ указывает, что регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Указанный комплекс отношений в действительности регулируется отраслями законодательства, имеющими разные предметы правового регулирования: земельным, водным, законодательством о животном мире, о недрах, об охране атмосферного воздуха, об охране окружающей среды и другими, а не только лесным законодательством. Фактически в Лесном кодексе РФ дается не юридическое, а биологическое понятие леса.

Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые растительностью (лесные и нелесные земли), образуют лесной фонд.

К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные).

К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).

Наряду с лесным фондом объектами лесных отношений являются участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность.

К участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель.

Согласно ст. 11 Лесного кодекса РФ в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная на:

- землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;

- землях городских и сельских поселений, в том числе предназначенных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);

- землях водного фонда (на полосах отвода каналов);

- землях иных категорий.

Оборот лесного фонда не допускается. Нахождение в обороте участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд участков леса, право пользования ими допускается в той мере, в какой это предусмотрено Лесным кодексом.

Купля-продажа, залог и совершение иных сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков леса, не входящих в лесной фонд, не допускается.

Древесно-кустарниковая растительность может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством.

Согласно ст. 13 Лесного кодекса РФ участниками лесных отношений являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

Изменения, внесенные в лесной кодекс РФ и вступившие в силу с 1 января 2005 г., в некоторой степени внесли баланс в вопросах совместного ведения РФ и ее субъектов в сфере использования и охраны лесов в сторону федерального центра. В настоящее время к ведению Российской Федерации согласно ст. 46 Лесного кодекса относятся: определение основных направлений государственной политики в области ведения лесного хозяйства; разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области ведения лесного хозяйства; владение, пользование и распоряжение лесным фондом, (за исключением случаев, установленных ст. 47 Кодекса): разработка, утверждение и реализация федеральных государственных программ использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов; определение федеральных органов исполнительной власти в области лесного хозяйства, их функций и полномочий; установление норм и правил пользования лесным фондом; определение и утверждение расчетной лесосеки; установление видов платежей за пользование лесным фондом, установление лесных податей, а также минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню; утверждение правил отпуска древесины на корню, рубок леса, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов; определение порядка и организация ведения государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, мониторинга лесов и лесоустройства; заключение и организация выполнения международных договоров РФ в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.

В соответствии со ст. 47 Лесного кодекса органы государственной власти субъектов Российской Федерациив области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляют владение, пользование и распоряжение лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, их охрана, защита и воспроизводство. В том числе к этим полномочиям относятся принятие решений о предоставлении участков лесного фонда в аренду, возмездное пользование и краткосрочное пользование; организация и проведение лесных конкурсов и лесных аукционов; определение ставок лесных податей; выдача лесорубочного билета, ордера и лесного билета; обеспечение проведения лесоустройства; обеспечение воспроизводства лесов.

Статьей 52 лесного кодекса РФ установлено, что контроль за реализацией органами государственной власти субъектов РФ полномочий в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляют Рослесхоз и Росприроднадзор. Данное обстоятельство обусловлено тем, что государство выделяет регионам под эти цели субвенции из специального фонда в рамках делегирования соответствующих полномочий, а потому вправе проверять как законность расходования финансов, так и правомерность деятельности субъектов РФ в лесной сфере.

Согласно ст.49 лесного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, расположенных в границах городских и сельских населенных пунктов.

 

Содержание государственного управления в сфере охраны и использования лесов

Основные функции государственного управления в сфере охраны и использования лесов: государственный учет лесного фонда; ведение государственного лесного кадастра; осуществление мониторинга лесов; лесоустройство; государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов.

Функции государственного управления осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), а государственный контроль в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 октября 2005 г. № 600 – Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы. Согласно п. 6 указанного Положения инспектора Росприроднадзора полномочны направлять в соответствующие органы материалы о нарушении лесного законодательства РФ для решения вопроса о привлечении виновных к ответственности. Традиционные функции лесника как основного субъекта государственной лесной охраны, осуществлявшего охрану лесов на протяжении более 200 лет с момента создания Лесного департамента России, переданы Росприроднадзору.

Согласно ст. 67 Лесного кодекса РФ государственный учет лесного фонда ведется для рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда. Данные государственного учета лесного фонда используются при ведении государственного лесного кадастра. Конкретные нормы этой государственной функции закреплены в постановлении Правительства РФ от 20.05.1997 г. № 611 «О ведении государственного учета лесного фонда».

Государственный лесной кадастр содержит сведения об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда, его данные используются при государственном управлении лесным хозяйством, переводе лесных земель в нелесные и иных хозяйственных вопросах.

В соответствии со ст. 69 лесного кодекса РФ мониторинг лесов – система наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда.

Лесоустройство согласно ст. 72 лесного кодекса РФ включает в себя систему мероприятий по обеспечению рационального использования лесного фонда, в частности, определение границ лесного фонда и внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда, инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного состава лесов, их состояния, обоснования отнесения лесов к группам и категориям защитности, установление расчетной лесосеки и иные мероприятия.

 

Виды лесопользования

Статьей 80 Лесного кодекса установлены следующие виды лесопользования:

- заготовка древесины, которая осуществляется при рубке главного пользования, проводимых в перестойных и спелых древостоях (ст.113). Заготовка древесины также осуществляется при рубках промежуточного пользования (рубках ухода за лесом, выборочных санитарных рубках, рубках реконструкции и иных рубках, связанных с рубках малоценных древостоев, а также рубках древесно-кустарниковой растительности и прочих рубках (сплошные санитарные рубки, расчистка лесных площадей для строительства гидроузлов, трубопроводов, дорог, а также при прокладке просек, создания противопожарных разрывов, рубок и иных целях);

- заготовка живицы осуществляется в хвойных перестойных и спелых древостоях, предназначенных после окончания установленного срока подсочки древостоев для рубки главного пользования. При недостатке перестойных и спелых древостоев допускается подсочка приспевающих древостоев, которые к сроку окончания подсочки достигнут возраста рубок. Не допускается передача указанных древостоев в подсочку без утвержденных в установленном порядке планов рубок главного пользования и подсочки этих древостоев. Порядок заготовки живицы устанавливается Правилами отпуска древесины на корню, утвержденными постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. № 551;

- второстепенное лесопользование, включающее в себя заготовку пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок. Участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование для заготовки второстепенных лесных ресурсов в порядке, установленном лесным кодексом РФ;

- побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, лекарственных растений, мха и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается МПР России). Правила побочного лесопользования утверждаются органами власти субъектов РФ;

- пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства. В соответствии со ст. 121 Лесного кодекса РФ приказом МПР от 27 июля 2005 г. № 211 утвержден порядок пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, согласно которому на осуществление пользования выдается лесной билет.

В случае предоставления в аренду на срок более пяти лет участка лесного фонда площадью 200 га для нужд охотничьего хозяйства арендатор обязан в течение года после подписания передаточного акта предоставить арендодателю проект организации ведения охотничьего хозяйства;

- пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей включает проведение научно-исследовательских работ на участках лесного фонда соответствующими организациями (ст. 122 Лесного кодекса). Оно осуществляется бесплатно. Лесхоз федерального управления лесным хозяйством может ограничить или запретить гражданам и юридическим лицам пользование этими участками лесного фонда, если данное лесопользование несовместимо с целями проведения научно-исследовательских работ. Порядок пользования участками лесного фонда для этих целей устанавливается органами государственной власти субъектов РФ;

- пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей. На таких участках лесного фонда лесопользователи проводят мероприятия по благоустройству этих участков при условии сохранения лесов и природных ландшафтов, соблюдения правил пожарной безопасности и санитарных правил в лесах. Порядок пользования участками лесного фонда для этих целей устанавливается органами государственной власти субъектов РФ.

Разрешительными документами на отдельные виды лесопользования являются: лицензия, лесорубочный билет, лесной ордер и лесной билет. Приказом МПР России от 12.08.2002 г. № 522 утверждены правила учета, хранения, заполнения, и выдачи лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов.

Лицензия – это документ, который удостоверяет право владельца на долгосрочное пользование участками лесного фонда.

Лесорубочный билет, ордер или лесной билет – документы, удостоверяющие право их владельца на краткосрочное пользование участками лесного фонда. В случае долгосрочного пользования лесорубочный билет и лесной билет выдаются ежегодно владельцу лицензии на осуществление разрешенного вида пользования в установленных объемах и на конкретном участке лесного фонда.

Основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета является договор аренды, концессии, безвозмездного пользования участком лесного фонда, протокол о результатах лесного аукциона или решение органа государственной власти субъекта РФ.

Лесорубочный билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. Лесорубочный билет выдается лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством. Основанием для выдачи лесничеством ордера является выданный этому лесничеству лесорубочный билет.

Лесничество на основании ордера без выдачи лесорубочного билета может осуществляться отпуск древесины на корню мелкими партиями в порядке уборки влажной, сухостойной и буреломной древесины.

 

Лесные платежи

В настоящее время платежи за пользование участками лесного фонда взимаются в виде лесных податей и арендной платы. Правительство РФ устанавливает минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню.

Лесные подати взимаются за все виды лесопользования. Суммы лесных податей составляют основную долю лесного дохода для государства. В минимальные ставки за древесину, отпускаемую на корню, включен земельный налог в размере 5 % от стоимости отпускаемой древесины.

Лесные подати могут взиматься в форме денежных платежей, частью объема добытых лесных ресурсов или иной производимой пользователем продукции, в форме выполнения работ или предоставления услуг.

Согласно ст. 86 ЛК РФ не являются платными пребывание граждан в лесах для отдыха, сбора для личных нужд дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, лекарственно-технического сырья.

При аренде участков лесного фонда арендаторы вносят арендную плату, размеры, порядок, условия и сроки внесения которой определяются договором аренды участка лесного фонда в соответствии с Положением об аренде участков лесного фонда, утверждаемым Правительством РФ.

Величина арендной платы, также как и размер лесных податей, зависит от определенных условий:

- местоположения арендуемого участка лесного фонда;

- качества и количества лесных ресурсов;

- дополнительных затрат лесопользователя на расширенное воспроизводство изымаемого лесного ресурса (в некоторых случаях).

Законодателем предусмотрена возможность предоставления льгот по платежам за пользование лесным фондом. Таковые могут предоставляться лесопользователям районным (городским) органам власти в зависимости от конкретных условий и целевого использования участков лесного фонда, а также финансового положения лесопользователей.

В ЛК установлен конкретный перечень физических и юридических лиц, которые освобождаются от платежей за пользование лесным фондом для собственных нужд:

- участники ВОВ, а также граждане, на которых законодательством распространенны социальные гарантии и льготы участников ВОВ;

- инвалиды I и II групп;

- пенсионеры, проживающие в сельской местности;

- лица, пострадавшие от стихийных бедствий;

- вынужденные переселенцы;

- крестьянские (фермерские) хозяйства.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.36 (0.007 с.)