Правовой режим земель лесного фонда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовой режим земель лесного фонда



Основное целевое назначение земель лесного фонда — использование как средства производства в лесном хозяйстве. К землям лесного фонда относятся:

лесные земли, включающие земли, покрытые лесной расти
тельностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее
восстановления (вырубки, гари, редины, погибшие древостой,
участки, занятые питомниками, прогалины, пустыри и др.);

нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяй
ства (просеки, дороги, болота и другие земли).

В границах РФ лесной фонд занимает свыше 64 % площади всех земель. Общая площадь земель лесного фонда Российской Федерации составляла на I января 2007 г. 1104,9 млн га, в том числе лесных земель — 800434,7 тыс. га.

Лесные и нелесные земли имеют различное целевое назначение. Лесные земли используются для выращивания, воспроизводства лесов. Нелесные земли предназначены для обслуживания нужд лесного хозяйства, в их состав включаются сельскохозяйственные угодья, а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда.

Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный кадастр. Участки лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (картах лесов).

С 1 января 2007 г. вступил в силу Лесной кодекс РФ, принятый 4 декабря 2006 г. Новый лесной кодекс по сравнению с Лесным кодексом РФ 1997 года (который утрачивает силу с 1 января 2008 года) установил принципиально иной подход к регулиро-

382


\

ванию лесных отношений. Так, ранее правовой режим земель лесного фонда зависел от группы лесов и категории защитности. Группы лесов (их три) выделялись в соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями. В зависимости от группы и категории защитности лесов устанавливался различный порядок использования лесного фонда, ведения лесного хозяйства и изъятия земель.

Современное законодательство (ЛК РФ 2006 г.) леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяет на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются лесным кодексом.

Поскольку основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки, то земли лесного фонда состоят из земель лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки также располагаются и на иных землях. Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет. Вплоть до утверждения лесохозяйственных регламентов, но не позже 1 января 2008 г. использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей ЛК РФ.

На землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

383


В соответствии со ст. 9 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли населенных пунктов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель, за исключением земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны, или земельных участков в составе таких земель, в земли других категорий разрешается при: организации особо охраняемых природных территорий; установлении или изменении границ населенных пунктов; размещении объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. Перевод земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае размещения линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также по решению Правительства РФ в случае размещения аэродромов. В иных случаях такой перевод запрещен.

В лесном кодексе наиболее детально урегулированы отношения по поводу лесных участков. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также земельным кодексом, если иное не установлено лесным кодексом, другими федеральными законами. Лесным участком является земельный участок, границы которого устанавливаются в процессе лесоустройства. Лесной участок должен пройти государственный кадастровый учет. ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» до 1 января 2010 г. допускается оборот лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета при условии проведения их государственного учета (см. ст. 4.1, 4.2, 4.4). Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Земли лесного фонда согласно ст. 3 ФЗ'«О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» находятся в федеральной собственности. В то же время ЗК РФ исходит из возможности нахождения земельных участков из состава земель лесного фонда

384


не только в федеральной собственности, но и в собственности субъектов РФ и муниципальных образований. В соответствии с ч. 5 ст. 27 ЗК РФ такие земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте. Возможно, в ЗК РФ имеются в виду лесные участки в составе земель иных категорий, формы собственности на которые и определяются в соответствии с земельным законодательством (ст. 8 Л К РФ). При таком подходе нормы лесного и земельного законодательства будут соответствовать друг другу- Например, лесным кодексом регулируется порядок предоставления гражданам и юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (гл. 6).

Распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством (ст. 10 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Л К РФ. Например, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются религиозным организациям для осуществления религиозной деятельности в безвозмездное срочное пользование (п. 3 ст. 47 Л К РФ).

В подавляющем числе случаев использование гражданами и юридическими лицами лесов осуществляется путем использования предоставляемых им лесных участков. Это использование лесов в виде заготовки живицы, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, переработки древесины и иных лесных ресурсов, ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты и т. д. Без предоставления лесных участков возможно использование лесов для заготовки древесины, заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд, выполнения работ по геологическому изучению недр (если выполнение работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений).

385


Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам на праве аренды или безвозмездного срочного пользования, юридическим лицам также — на праве постоянного (бессрочного) пользования. Наиболее типичным основанием возникновения права пользования лесным участком является договор аренды. Отношения по поводу аренды лесных участков регулируются лесным кодексом. Положения гражданского кодекса применяются к аренде лесных участков только субсидиарно.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет. На срок от одного года до сорока девяти лет договор аренды заключается в предоставлении лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых; для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов; для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. Арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

Лесной кодекс устанавливает минимальные размеры арендной платы в зависимости от вида использования лесных участков (с изъятием лесных ресурсов или без их изъятия), на основе которых определяется размер арендной платы (ст. 73).

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, проводимого в соответствии с гл. 8 Л К РФ. Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях: использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых; использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов; использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

386


Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном ЗК РФ, если иное не предусмотрено лесным кодексом. Лесной кодекс определяет три случая, когда лесной участок может предоставляться для использования не на праве аренды, а на иных правах. На праве постоянного (бессрочного) пользования лесные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям для осуществления научно-исследовательской, образовательной или рекреационной деятельности. На праве безвозмездного срочного пользования — религиозным организациям для осуществления религиозной деятельности. Кроме того, в соответствии со ст. 44,45 ЛК РФ лесные участки для строительства водохранилищ, иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений и специализированных портов, а также для строительства линий электропередачи, линий связи, трубопроводов, дорог и других линейных объектов предоставляются гражданам и юридическим лицам по основаниям и в порядке, установленным гражданским и земельным законодательством. Соответственно, для строительства указанных объектов лесные участки могут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование (например, казенным предприятиям), безвозмездное срочное пользование (например, при строительстве гидротехнического сооружения на основе государственного или муниципального контракта полностью за счет бюджетных средств), аренду.

Леса располагаются не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий. Границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. В любом случае использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Литература

Крассов О. И. Право лесопользования в СССР. М., 1990. Крассов О. И. Право собственности на леса // Экологическое право. 2006. № 2, 3.

Немировский Е. И. Правовая охрана лесов. М., 1977.

387


Глава 17



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.012 с.)