ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ



Влияние человека на водные ресурсы в ряде случаев имеет в качестве отрицательных последствий их загрязнение, засорение и истощение. Загрязнение водных объектов — это сброс или привнесение иным способом в водные объекты вредных веществ, а также образование их, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов. Засорение водных объектов представляет собой сброс или внесение иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных

505


объектов. Истощение вод — постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.

Охрана водных объектов — система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов. Собственники водных объектов обязаны осуществлять мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Статья 26 ВК РФ предусматривает передачу полномочий Российской Федерации по охране водных объектов субъектам РФ. Кроме того, физические лица и юридические лица, использующие водные объекты, обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с федеральными законами.

Установление и соблюдение нормативов допустимого воздействия на водные объекты обеспечивает поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты — допустимое совокупное воздействие всех источников, расположенных в пределах речного бассейна или его части, на водный объект или его часть. Нормативы разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатывает Федеральное агентство водных ресурсов с участием Государственного агентства по рыболовству, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и утверждает указанные нормативы при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Методические указания по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии РФ.

Водный кодекс содержит общие нормы об охране водных объектов, а также отдельные статьи, регулирующие охрану некоторых водных объектов (болот, ледников, снежников, подземных водных объектов), которые детализируются иными нормативными актами.

506


\

В соответствии с положениями ВК РФ на любых водных объектах запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, а также запрещается на водных объектах проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и (или) токсичные вещества. Проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Захоронение отходов и других материалов — это любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений (ст. 37 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»). Захоронением не считается удаление отходов или других материалов, являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений и не превышающих предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких установках и сооружениях; помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит ФЗ и международным договорам РФ.

Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Предотвращение загрязнения водных объектов с плавучих средств

507


осуществляется путем оборудования их специальными емкостями для сбора загрязняющих и засоряющих веществ и отходов и сдачи их на береговые очистные сооружения; сбора мусора специальными судами; применения автономных судовых установок для полной очистки сточных вод, локализации и обезвреживания пролитых в водные объекты нефтепродуктов и других примесей. На судне должны быть журнал операций со сточными водами и журнал операций с мусором (ст. 25 Кодекса торгового мореплавания РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 56 ВК РФ содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством РФ нормативы. Естественный радиационный фон — это доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека. Согласно ст. 16 ФЗ от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортирования и реализации материалы и изделия должны отвечать требованиям к обеспечению радиационной безопасности и подлежат производственному контролю.

В целях охраны водных объектов от истощения устанавливаются объемы допустимого забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта. Как уже отмечалось, за забор (изъятие) водных ресурсов в объеме, превышающем установленный договором водопользования объем забора (изъятия) водных ресурсов, водопользователь обязан уплатить штраф в пятикратном размере ставки платы за пользование водным объектом. Также при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки водного налога в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок. Лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и квоты допустимого забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта в отношении каждого субъекта РФ устанавливаются схемами комплексного использования и охраны водных объектов.

Особенности охраны подземных водных объектов определены в

508


ст. 59 ВК РФ. Физические лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.

На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещать места захоронений отходов производства и потребления, кладбища, скотомогильники и иные объекты, оказывающие негативное воздействие на состояние подземных вод.

При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры по предотвращению негативного воздействия таких сооружений на поверхностные водные объекты и другие объекты окружающей среды.

Собственники земельных участков, землевладельцы и землепользователи имеют право без лицензии в границах принадлежащих им земельных участков осуществлять строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения. Водоносный горизонт — это слой водонепроницаемых горных пород, пустоты которых заполнены подземными водами. В случае, если при использовании недр вскрыты водоносные горизонты, необходимо принять меры по охране подземных водных объектов.

В нормах ст. 60, 61 ВК РФ содержатся требования по охране водных объектов при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственных систем и при проведении работ.

Нередко негативные процессы, происходящие в водных объектах, приводят к чрезвычайным ситуациям, а иногда — и к экологическому бедствию. Зонами экологического бедствия, зонами чрезвычайных ситуаций могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды. Любой собственник водного

509


объекта обязан за свой счет осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

Водное законодательство к негативному воздействию вод относит затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты. В соответствии со ст. 67 ВК РФ границы территорий, подверженных затоплению и подтоплению, и режим осуществления хозяйственной и иной деятельности на этих территориях в зависимости от частоты их затопления и подтопления устанавливаются в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. На территориях, подверженных затоплению, запрещаются размещение новых поселений, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод.






Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.205.167.104 (0.01 с.)