ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и другие виды негативного воздействия на окружающую среду



В соответствии со ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» под лимитамина выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов; на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду понимаются ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в т.ч. внедрения наилучших технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.

Смысл установления таких лимитов заключается в том, чтобы по возможности снизить антропогенную нагрузку на окружающую среду, не допустить ухудшения ее состояния.

Наиболее эффективным рычагом в механизме экономического регулирования в области охраны окружающей среды выступают лимиты на негативное природопользование, когда хозяйствующим субъектам специально уполномоченными на то государственными органами устанавливаются на определенный срок объемы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов, превышение которых влечет за собой повышенный размер платежей.

В настоящее время на федеральном уровне данные вопросы регулируются Постановлениями Правительства РФ от 03.08.1992 г. № 545 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов» и от 16.06.2000 г. № 461 «О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

 

Лимиты на использование природных ресурсов

Вопросы правового регулирования разработки и установления лимитов использования конкретных природных ресурсов и объектов закреплены в соответствующих отраслевых законодательных актах природоресурсного законодательства.

Так, ст. 33 ЗК РФ определяет, что предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения отдельных видов сельскохозяйственной деятельности, устанавливаются законами субъектов РФ, а для ведения индивидуального жилищного строительства – нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Ст. 35 Закона РФ «О недрах» к задачам государственного регулирования в сфере использования и охраны недр относит определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам. Кроме того, ст. 12 этого Закона предусматривает, что в лицензии на право пользования недрами должен быть определен согласованный уровень добычи минерального сырья.

Ст. 44, 48, 53, 56-63 нового ВК РФ устанавливает соответствующие ограничения и запреты при использовании водопользователями водных объектов.

Лесной кодекс в ст. 79 в качестве одного из основных требований к лесопользованию закрепляет соблюдение научно обоснованных норм лесопользования. Для целей лесопользования ст. 62 ЛК РФ вводит понятие расчетной лесосеки, которая устанавливается ежегодно для каждого субъекта РФ на основании анализа результатов лесоустроительных работ.

ФЗ «О животном мире» устанавливает, что пользование животным миром осуществляется с соблюдением в т.ч. лимитов, определяемых федеральным и региональным законодательством (ст. 35). К числу требований к содержанию долгосрочной лицензии на пользование животным миром относится и перечень объектов животного мира, передаваемых в пользование.

 

Экологическое страхование

Экологическое страхование – способ защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц при наступлении неблагоприятных экологических последствий (экологических рисков) за счет денежных фондов, создаваемых страхователями.

Предусматриваются две формы экологического страхования – добровольное и обязательное страхование юридических и физических лиц, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.

Обязательное страхование устанавливается законом, согласно которому страховщик обязан застраховать соответствующие объекты, а страхователи вносить причитающиеся страховые платежи. Так, ст. 18 ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено, что в РФ может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование.

Добровольное страхование действует и в силу закона, и на добровольных началах. Закон определяет подлежащие добровольному страхованию объекты и наиболее общие условия страхования. Конкретные условия регулируются правилами страхования, которые разрабатываются страховщиком.

Принципиальная особенность экологического страхования – страховые отношения – возникают по поводу рисков ответственности за вред, причиненный воздействием на природный объект либо природного объекта на третьих лиц.

Правовые основы страховой деятельности закреплены нормами гл. 48 ГК РФ, законодательством о страховой деятельности, в частности, ФЗ «Об организации страхового дела в РФ», и отдельными нормами о страховании, содержащимися в ряде нормативно-правовых актов.

ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков (ст. 18).

ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (п.2 ст.7) фактически введено обязательное (негосударственное) экологическое страхование при осуществлении деятельности в соответствии с условиями о разделе продукции: соглашение должно предусматривать обязательство инвестора по страхованию ответственности по возмещению ущерба в случае аварий, повлекших за собой вредное влияние на окружающую природную среду.

ФЗ «Об использовании атомной энергии» установлена гражданско-правовая ответственность эксплуатирующей организации при выполнении работ в области атомной энергии за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием юридическим и физическим лицам, здоровью граждан (ст. 59), а также за иные убытки, которые не могут быть обоснованно отделены от убытков, причиненных радиационным воздействием (ст. 53 абз. 3). При этом указывается, что необходимым условием получения лицензии является наличие документально подтвержденного финансового обеспечения предела своей ответственности, которое в случае радиационного воздействия состоит из государственной или иной гарантии, наличия собственных финансовых средств и страхового полиса (договора). Т.о., установлена добровольно-принудительная форма страхования.

ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ст. 6, 9, 15) и «О безопасности гидротехнических сооружений» (ст. 15) предусмотрено обязательное страхование ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц воздействием на окружающую среду.

ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О космической деятельности» предусмотрено обязательное страхование жизни и здоровья космонавтов, работников объектов космической инфраструктуры, а также ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу других лиц (ст. 25). Федеральное космическое агентство в соответствии с Положением о лицензировании космической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.02.1996 г. № 104, имеет право требовать от владельца лицензии на момент проведения работ по подготовке к запуску объекта наличие страхового полиса на обязательное страхование космической деятельности (п. 24).

Необходимость экологического страхования подтверждена нормами ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» (п. 4 ст. 20), «Об использовании атомной энергии» (ст. 2), «Об охране здоровья граждан» (ст.66), «О недрах» (ст. 51), «О животном мире» (ст. 56), «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 56), «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», предусматривающих ответственность граждан и юридических лиц по возмещению вреда, причинного ими путем загрязнения окружающей среды при проведении соответствующих видов деятельности.

В ряде субъектов РФ действуют собственные законы об экологическом страховании.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.236.140 (0.015 с.)