ТОП 10:

Оценка воздействия на окружающую среду и



Экологическая экспертиза

 

Под оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) понимается деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемого проекта на окружающую среду. Кроме того оцениваются ожидаемые экологические и связанные с ними социальные и экономические последствий в процессе и после реализации такого проекта, определяются меры по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охрану окружающей среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями экологического законодательства.

По результатам оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду инициатор этой деятельности должен провести общественные слушания и затем представить все материалы на государственную экологическую экспертизу. Государственная экологическая экспертиза осуществляется на основе следующих принципов:

o презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

o обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы;

o комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий;

o обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

o достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

o независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

o научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы; гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

o ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Наряду с государственной законодательство предусматривает проведение общественной экологической экспертизы. Она может проводиться общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых, в соответствии с их уставами, является охрана окружающей среды, в том числе осуществление экологической экспертизы. В отличие от государственной экологической экспертизы, являющейся обязательной мерой, общественная экспертиза проводится в инициативном порядке.

Экологический контроль

 

Контроль природопользования в Российской Федерации проводится в форме государственного, муниципального, производственного и общественного контроля.

1. Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Решения, принимаемые должностными лицами государственного экологического контроля, обязательны для исполнения всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, должностными лицами и гражданами. На основании этих решений соответствующие банковские учреждения должны прекращать финансирование запрещенной деятельности до отмены решения о ее запрете органом государственного экологического контроля. Решения государственных органов экологического контроля и должностных лиц могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.

2. Муниципальный экологический контроль осуществляется на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами, в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

3. Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

4. Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством, в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Ответственность за экологические правонарушения

 

В соответствии с российским экологическим законодательством должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия - административную и гражданско-правовую ответственность за экологические правонарушения и преступления.

За совершенные преступления предусматриваются следующие виды наказания:

· лишение свободы максимально на срок до 20 лет (экоцид);

· штраф (в размере от 200 до 700 минимальных размеров оплаты труда);

· лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

 

Применение мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за экологические правонарушения и преступления не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения вреда, причиненного нарушением экологического законодательства. Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то государственного органа управления, общественной организации в интересах потерпевшего.

Экономико-правовые механизмы обеспечения

Экологической безопасности

Законодательство Российской Федерации определяет следующие методы экономического регулирования в природоохранной области:

· разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

· разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;

· разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

· установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

· установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

· проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

· проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

· предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ;

· поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

· возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

· иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

 

Хотя Закон предусматривает необходимость взимания платы за загрязнение окружающей среды и за другие виды воздействия на природу, на практике платежи взимаются лишь за загрязнение вод и атмосферного воздуха и за размещение отходов. Не взимается плата за физические воздействия на атмосферу, за загрязнение почв, за другие виды отрицательных воздействий на окружающую среду.

Для стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды Законом предусмотрена система специальных инструментов, призванных изменить психологию хозяйствующих субъектов и способствовать экологическому воспитанию последних. Она включает в себя, в частности, государственную поддержку в форме налоговых или иных льгот предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды.

Новеллой российского экологического законодательства, касающегося экономического механизма (экономических инструментов) регулирования природопользования и охраны окружающей среды, являются экологическое страхование и экологический аудит. Определяя, что экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков, законодательство декларирует возможность обязательного государственного экологического страхования в РФ.

Под экологическим аудитом понимается проверка документированной информации об объекте и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, включая состояние очистного и технологического оборудования. Данные мероприятия проводятся для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем, а также с иными целями, предусмотренными экологическим законодательством.

Практическое значение экологического страхования и экологического аудита в России в настоящее время не высоко. Ни кредитно-финансовые учреждения, ни органы государственной власти при финансировании, кредитовании и осуществлении иных форм поддержки предпринимательства не требуют предоставления заключений экологического аудита и наличия обязательного экологического страхования

 

 

Международное экологическое сотрудничество.

Можно сказать, что до образования Организации Объединенных Наций в 1945 году, совместная природоохранная деятельность различных государств ограничивалась соглашениями и договоренностями между соседними странами об использовании общих территорий, промысловой деятельности, добыче и переработке полезных ископаемых. Но в большинстве случаев природоохранные мероприятия оставались внутригосударственным делом. Международное экологическое сотрудничество после второй мировой войны приобрело массовый характер. Под эгидой ООН образуются комитеты, вырабатываются программы развития, формируются подходы к экологизации всех сфер жизни общества. Вопросами охраны окружающей среды занимаются и другие международные организации различной направленности. Можно сказать, что современный этап международного экологического сотрудничества характеризуется тенденцией к объединению усилий всех стран и народов для обеспечения экологической безопасности в планетарном масштабе.

Все главные органы и специализированные учреждения ООН – Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), региональные экономические комиссии (ЕЭК, ЭСКАТО, ЭКА, ЭКЛА), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), по промышленному развитию ( ЮНИДО), Международная Организация Труда (МОТ), Организация объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, культуры и науки (ЮНЕСКО), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Программа ООН по развитию (ПРООН), Комитет по природным ресурсами (КПР), Межправительственная морская организация (ИМО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и другие уделяют много внимания проблемам окружающей среды.

В 1972 году была учрежден межправительственный орган по вопросам охраны окружающей среды в рамках ООН - «Программа ООН по окружающей среде» (ЮНЕП). За время существования ЮНЕП был проведен ряд важных мероприятий в области охраны окружающей среды. Эта организация способствовала организации мониторинга за состоянием биосферы, создала систему природоохранных объектов, в том числе биосферных заповедников, взяв под свою опеку свыше 100 международных особо охраняемых территорий.

В большинстве стран мира правительства в той или иной степени занимаются вопросами взаимодействия общества и природы, имеют природоохранные законодательства и государственные органы (министерства, комиссии, департаменты, институты и т.д.), которые, основываясь на экологическом законодательстве, отслеживают ситуацию в данном регионе и принимают соответствующие решения. Одновременно с ними функционируют неправительственные организации, объединяющие широкие круги общественности для решения природоохранных задач. Крупнейшей международной неправительственной организацией является Международный Союз Охраны Природы и Природных Ресурсов (МСОП), созданный в 1948 году во Франции, членами которого являются как правительства различных стран, так и отдельные государственные структуры, учреждения, общественные объединения и т.д. МСОП готовит и издает международную «Красную Книгу», содержащую информацию о видах животных и растений, нуждающихся в охране. В рамках МСОП работает Комиссия экологического права, разрабатывающая основы международного экологического права.

Правовыми вопросами в области охраны природы занимается также Международный совет по праву окружающей среды, созданный 26 ноября 1969 года в Индии. Аналитической деятельностью в области исследования основных тенденций развития человеческой цивилизации и природы занимаются члены «Римского клуба».

Правительственные и неправительственные организации работают параллельно и часто дополняют друг друга. Так, в связи с необходимостью реализации идей, изложенных в «Повестке дня на 21 век», была создана Комиссия ООН по устойчивому развитию. Одновременно возникла неправительственная организация, призванная решать те же проблемы – «Совет Земли», считающая себя «экологической совестью» человечества.

Проходивший одновременно с Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро Международный форум неправительственных организаций и движений собрал представителей более 7000 объединений из 166 стран мира. Среди них были не только исключительно экологические организации, но и молодежные, этнические, культурные, религиозные, научные и другие, которые не остались равнодушными к проблемам биосферы.

На прошедшем в 2002 году саммите в Йоханнесбурге была вновь подтверждена приверженность «принципам Рио», однако особого прогресса в их реализации, по словам генерального секретаря ООН Кофи Аннана, не отмечено. Глобализация не принесла пользы большей части человечества, многие принятые решения по охране окружающей среды оказались не выполненными. Несмотря на общий экономический рост, помощь развивающимся странам сократилась и проблемы нищеты остаются столь же актуальными. Совершенно очевидно, что для успешного решения стоящих перед человечеством задач в области охраны окружающей среды необходимы объединенные усилия правительственных и неправительственных организаций, широких слоев населения всех стран и народов.

Российская Федерация принимает активно сотрудничает экологической сфере на правительственном уровне, уровне общественных организаций и инициатив, участвуя более чем в семидесяти международных договорах, соглашений и конвенций по вопросам охраны окружающей среды.

Обеспечение экологической безопасности немыслимо без комплексного подхода, учитывающего все аспекты взаимоотношений человека и природы. И на современном этапе развития техносферы и биосферы, экологическая безопасность должна восприниматься как необходимое условие существования и развития человеческой цивилизации и всей глобальной экологической системы Земли.

 

 

Расчетная работа по дисциплине «Экология»

Рекомендации по выполнению.

Расчетная работа выполняется студентом индивидуально, с использованием методических указаний «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ РАСЧЕТНОГО МОНИТОРИНГА ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА».

Студент самостоятельно осваивает теоретический материал, изложенный в методических указаниях, и выполняет расчетно-практическую часть.

Цель работы: Оценить качество атмосферного воздуха места проживания и трудовой деятельности студента по показателям комплексного индекса загрязнения атмосферы, а также оценить уровень загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта по концентрации оксида углерода.

 

Расчетно-практическая работа состоит из двух частей.

Часть 1. Расчет комплексного индекса загрязнения атмосферы (ИЗА)

Данные для расчета студент собирает самостоятельно, используя справочную литературу, интернет-ресурсы. Далее, в зависимости от полученных данных, студент формулирует задание. Образцы возможных вариантов заданий представлены в приложении 1. Производит расчет в соответствии с порядком выполнения данной работы. Делает выводы и оформляет отчет произвольной формы.

 

Часть 2. Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта по концентрации оксида углерода

Данные для расчета студент собирает самостоятельно, используя методические указания. Производит расчет в соответствии с порядком выполнения данной работы. Делает выводы и оформляет отчет произвольной формы.

По полученным результатам двух частей расчетной работы студент делает общее заключение по состоянию атмосферного воздуха своего места проживания и трудовой деятельности. Заключение оформляется в произвольной форме.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.118.253 (0.01 с.)