ТОП 10:

Кафедра «Техносферная и экологическая безопасность»



ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(ФГБОУ ВПО ПГУПС)

-----------------------------------------------------------------------------------------------

 

Кафедра «Техносферная и экологическая безопасность»

 

О.И. КОПЫТЕНОКОВА, А.В. ЛЕВАНЧУК

Е.А. ШИЛОВА, Л.М. ЮФЕРЕВА

 

 

ЭКОЛОГИЯ

(Практическая часть)

Учебное пособие

 

Санкт-Петербург 2011

 

 

УДК 502.3

ББК 20.1

 

 

Экология (Практическая часть): учебное пособие. – СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения, 2011. – 44 с.

 

 

Учебное пособие по дисциплине «Экология (Практическая часть)» содержит вводную теоретическую часть, материал и рекомендации для выполнения практической самостоятельной работы в форме реферата и расчетно-практической работы, контрольные вопросы для итоговой аттестации, перечень рекомендуемых источников информации для освоения дисциплины «Экология».

Учебное пособие предполагает его использование в комплексе с учебным пособием «Экология (Теоретическая часть)», где рассмотрены общие и специальные теоретические вопросы в разделах «Основы экологии», «Биосфера и человек», «Экологизация антропогенной деятельности»

Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей преимущественно дистанционной, очно-заочной и вечерней форм обучения.

 

 

УДК 502.3

ББК 20.1

 

 

©Копытенкова О.И., Леванчук А.В., Шилова Е.А., Юферева Л.М.,2011

© Петербургский государственный

университет путей сообщения, 2011

Введение.

Актуальность получения широкого и всестороннего экологического образования в высшей технической школе продиктована современными темпами развития науки и техники, растущей антропогенной нагрузкой на окружающую среду. Молодой специалист должен иметь представление о способах и средствах снижения негативного влияния технического прогресса, о возможности экологизации своей профессиональной деятельности. Этому должна способствовать не только теоретическая подготовка, но и умение применять полученные знания в практической сфере.

Основные навыки в этом направлении студент получает при выполнении практических заданий. У учащегося должен сформироваться опыт работы с соответствующими источниками информации – нормативными документами, научной литературой, интернет-ресурсами. Он должен уметь применять полученные знания, заниматься активным поиском и анализом новых данных.

В своей деятельности современный инженер не может не учитывать аспекты безопасности предлагаемых им технических решений для окружающего пространства, здоровья населения, природной среды. Наряду с экономической, технологической, производственной целесообразностью, для него должны быть важны и экологические последствия его работы.

Предлагаемое учебное пособие предполагает работу студентов по изучению существующей системы обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации, углубленную проработку отдельных вопросов функционирования этой системы в форме реферативных исследований, а также самостоятельную работу по мониторингу и анализу состояния окружающей среды в районе их непосредственного проживания и трудовой деятельности.

Требования к промежуточной и итоговой аттестациям, предъявляемые по дисциплине «Экология».

Освоение теоретической и практической части курса рамках Учебного плана, изложенных в пособиях «Экология (Теоретическая часть)» и «Экология (Практическая часть)» оценивается по следующим критериям контроля:

Промежуточный контроль:

Выполнение реферативной работы (оценка: «зачтено», «не зачтено»)

Выполнение практической расчетной работы (оценка: «зачтено», «не зачтено»)

Итоговый контроль:

Тестирование и/или устный опрос

 

Система обеспечения экологической безопасности в Российской федерации.

Экологическая безопасность в Российской Федерации обеспечивается комплексом мероприятий, направленных на создание и поддержание благоприятной окружающей среды, на достижение условий и уровня сбалансированного сосуществования природной среды и хозяйственной деятельности человека. В соответствии с Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002, для обеспечения экологической безопасности страны необходимо соблюдения ряда основных принципов. Основными из них являются - предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности, учет отдаленных экологических последствий, природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения природоохранного законодательства. Качество окружающей среды обеспечивается экологической безопасностью производства, нацеленной на снижение техногенного воздействия на природу и минимизацию экологических рисков.

 

Основы экологического законодательства Российской Федерации

Правовой основой обеспечения экологической безопасности является экологическое законодательство Российской Федерации, включающее в себя источники экологического права:

o Конституция Российской Федерации;

o федеративные договоры;

o международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права;

o законы (конституционные и федеральные);

o указы и распоряжения Президента РФ;

o постановления и распоряжения Правительства РФ;

o конституции, уставы, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

o нормативные правовые акты министерств и ведомств;

o нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

o локальные нормативные правовые акты;

o правовой обычай (использования природных ресурсов в контексте традиционного природопользования малочисленных этнических общностей)

В соответствии с этими документами гражданину Российской федерации должны быть гарантированы и обеспечены его экологические права:

· право на благоприятную окружающую среду;

· право на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;

· право на возмещение ущерба, нанесенного здоровью и имуществу в результате экологических нарушений.

Гражданин Российской Федерации обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Государственное управление охраны окружающей среды

 

Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды осуществляется органами исполнительной власти общей компетенции и специально уполномоченными органами в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Органами общей компетенции, осуществляющими государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, являются: Президент РФ; Правительство России; Советы министров республик в составе РФ; администрация иных субъектов РФ, а также органы местной администрации.

Специализированные органы управления охраной окружающей среды действуют на разных уровнях, оказывая оперативное воздействие на министерства, ведомства, предприятия и являясь, таким образом, межотраслевыми или надведомственными органами.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим природоохранную деятельность, регламентирующим порядок использования природных ресурсов, определяющим экономическую политику в области экологии и природопользования является Министерство природных ресурсов и экологии (по состоянию на октябрь 2011 года). В его непосредственном подчинении находятся подведомственные службы и агентства (Табл.1) и департаменты.

 

 

Табл.1

Экологическое нормирование

 

В природоохранительной практике России нормирование с давних пор служит одной из основных мер охраны окружающей среды. Нормативами качества окружающей природной среды являются предельно допустимые нормы воздействия на окружающую природную среду со стороны антропогенной деятельности человека. Предельно допустимые нормативы - своего рода компромисс между экономикой и экологией, компромисс вынужденный. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов (Табл.2).

 

Табл.2

 

 


 

 

           
     

 

 


К нормативам также относятся вспомогательные нормы и правила. Их главная цель состоит в обеспечении единства в употребляемой терминологии, в деятельности организационных структур и в правовом регулировании экологических отношений.

 

Экологический мониторинг

Важным звеном системы обеспечения экологической безопасности является постоянное слежение за состоянием окружающей среды – экологический мониторинг. Цель этого мероприятия – информационное обеспечение управления охраны окружающей среды. С помощью различных методов постоянно анализируется физические, химические и биологические параметры воздуха, водных объектов, почв, а также показатели источников антропогенного воздействия.

В Российской Федерации создана Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ) с целью обеспечения органов государственного управления и природопользователей информацией об экологической обстановке в различных регионах страны, информационная поддержка процедур принятия решений в области природоохранной деятельности и экологической безопасности.

Особое место в структуре ЕГСЭМ принадлежит эколого-аналитическому контролю (ЭАК) - системе мероприятий по выявлению и оценке источников и уровня загрязненности природных объектов вредными веществами и другими техногенными загрязнителями со стороны разных природопользователей. На территории Российской Федерации эколого-аналитический контроль осуществляют государственные контрольные органы, отраслевые (ведомственные) службы и лаборатории предприятий-природопользователей. Кроме них в ЭАК участвуют специализированные экологические и промышленно-санитарные лаборатории, выполняющие измерения и анализ на договорных основаниях. Виды ЭАК по способу определения контролируемого параметра подразделяют на инструментальный, инструментально-лабораторный, индикаторный и расчетный. Измерения и анализ уровня загрязненности осуществляют арбитражными и экспрессными методами. Первые проводят с большой точностью за длительный период времени. Экспресс-анализ применяют для ежедневной оценки состояния природной среды и оперативного контроля источников загрязнения.

Экологическая экспертиза

 

Под оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) понимается деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемого проекта на окружающую среду. Кроме того оцениваются ожидаемые экологические и связанные с ними социальные и экономические последствий в процессе и после реализации такого проекта, определяются меры по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охрану окружающей среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями экологического законодательства.

По результатам оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду инициатор этой деятельности должен провести общественные слушания и затем представить все материалы на государственную экологическую экспертизу. Государственная экологическая экспертиза осуществляется на основе следующих принципов:

o презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

o обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы;

o комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий;

o обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

o достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

o независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

o научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы; гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

o ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Наряду с государственной законодательство предусматривает проведение общественной экологической экспертизы. Она может проводиться общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых, в соответствии с их уставами, является охрана окружающей среды, в том числе осуществление экологической экспертизы. В отличие от государственной экологической экспертизы, являющейся обязательной мерой, общественная экспертиза проводится в инициативном порядке.

Экологический контроль

 

Контроль природопользования в Российской Федерации проводится в форме государственного, муниципального, производственного и общественного контроля.

1. Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Решения, принимаемые должностными лицами государственного экологического контроля, обязательны для исполнения всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, должностными лицами и гражданами. На основании этих решений соответствующие банковские учреждения должны прекращать финансирование запрещенной деятельности до отмены решения о ее запрете органом государственного экологического контроля. Решения государственных органов экологического контроля и должностных лиц могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.

2. Муниципальный экологический контроль осуществляется на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами, в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

3. Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

4. Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством, в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Экологической безопасности

Законодательство Российской Федерации определяет следующие методы экономического регулирования в природоохранной области:

· разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

· разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;

· разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

· установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

· установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

· проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

· проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

· предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ;

· поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

· возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

· иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

 

Хотя Закон предусматривает необходимость взимания платы за загрязнение окружающей среды и за другие виды воздействия на природу, на практике платежи взимаются лишь за загрязнение вод и атмосферного воздуха и за размещение отходов. Не взимается плата за физические воздействия на атмосферу, за загрязнение почв, за другие виды отрицательных воздействий на окружающую среду.

Для стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды Законом предусмотрена система специальных инструментов, призванных изменить психологию хозяйствующих субъектов и способствовать экологическому воспитанию последних. Она включает в себя, в частности, государственную поддержку в форме налоговых или иных льгот предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды.

Новеллой российского экологического законодательства, касающегося экономического механизма (экономических инструментов) регулирования природопользования и охраны окружающей среды, являются экологическое страхование и экологический аудит. Определяя, что экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков, законодательство декларирует возможность обязательного государственного экологического страхования в РФ.

Под экологическим аудитом понимается проверка документированной информации об объекте и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, включая состояние очистного и технологического оборудования. Данные мероприятия проводятся для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем, а также с иными целями, предусмотренными экологическим законодательством.

Практическое значение экологического страхования и экологического аудита в России в настоящее время не высоко. Ни кредитно-финансовые учреждения, ни органы государственной власти при финансировании, кредитовании и осуществлении иных форм поддержки предпринимательства не требуют предоставления заключений экологического аудита и наличия обязательного экологического страхования

 

 

Международное экологическое сотрудничество.

Можно сказать, что до образования Организации Объединенных Наций в 1945 году, совместная природоохранная деятельность различных государств ограничивалась соглашениями и договоренностями между соседними странами об использовании общих территорий, промысловой деятельности, добыче и переработке полезных ископаемых. Но в большинстве случаев природоохранные мероприятия оставались внутригосударственным делом. Международное экологическое сотрудничество после второй мировой войны приобрело массовый характер. Под эгидой ООН образуются комитеты, вырабатываются программы развития, формируются подходы к экологизации всех сфер жизни общества. Вопросами охраны окружающей среды занимаются и другие международные организации различной направленности. Можно сказать, что современный этап международного экологического сотрудничества характеризуется тенденцией к объединению усилий всех стран и народов для обеспечения экологической безопасности в планетарном масштабе.

Все главные органы и специализированные учреждения ООН – Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), региональные экономические комиссии (ЕЭК, ЭСКАТО, ЭКА, ЭКЛА), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), по промышленному развитию ( ЮНИДО), Международная Организация Труда (МОТ), Организация объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, культуры и науки (ЮНЕСКО), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Программа ООН по развитию (ПРООН), Комитет по природным ресурсами (КПР), Межправительственная морская организация (ИМО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и другие уделяют много внимания проблемам окружающей среды.

В 1972 году была учрежден межправительственный орган по вопросам охраны окружающей среды в рамках ООН - «Программа ООН по окружающей среде» (ЮНЕП). За время существования ЮНЕП был проведен ряд важных мероприятий в области охраны окружающей среды. Эта организация способствовала организации мониторинга за состоянием биосферы, создала систему природоохранных объектов, в том числе биосферных заповедников, взяв под свою опеку свыше 100 международных особо охраняемых территорий.

В большинстве стран мира правительства в той или иной степени занимаются вопросами взаимодействия общества и природы, имеют природоохранные законодательства и государственные органы (министерства, комиссии, департаменты, институты и т.д.), которые, основываясь на экологическом законодательстве, отслеживают ситуацию в данном регионе и принимают соответствующие решения. Одновременно с ними функционируют неправительственные организации, объединяющие широкие круги общественности для решения природоохранных задач. Крупнейшей международной неправительственной организацией является Международный Союз Охраны Природы и Природных Ресурсов (МСОП), созданный в 1948 году во Франции, членами которого являются как правительства различных стран, так и отдельные государственные структуры, учреждения, общественные объединения и т.д. МСОП готовит и издает международную «Красную Книгу», содержащую информацию о видах животных и растений, нуждающихся в охране. В рамках МСОП работает Комиссия экологического права, разрабатывающая основы международного экологического права.

Правовыми вопросами в области охраны природы занимается также Международный совет по праву окружающей среды, созданный 26 ноября 1969 года в Индии. Аналитической деятельностью в области исследования основных тенденций развития человеческой цивилизации и природы занимаются члены «Римского клуба».

Правительственные и неправительственные организации работают параллельно и часто дополняют друг друга. Так, в связи с необходимостью реализации идей, изложенных в «Повестке дня на 21 век», была создана Комиссия ООН по устойчивому развитию. Одновременно возникла неправительственная организация, призванная решать те же проблемы – «Совет Земли», считающая себя «экологической совестью» человечества.

Проходивший одновременно с Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро Международный форум неправительственных организаций и движений собрал представителей более 7000 объединений из 166 стран мира. Среди них были не только исключительно экологические организации, но и молодежные, этнические, культурные, религиозные, научные и другие, которые не остались равнодушными к проблемам биосферы.

На прошедшем в 2002 году саммите в Йоханнесбурге была вновь подтверждена приверженность «принципам Рио», однако особого прогресса в их реализации, по словам генерального секретаря ООН Кофи Аннана, не отмечено. Глобализация не принесла пользы большей части человечества, многие принятые решения по охране окружающей среды оказались не выполненными. Несмотря на общий экономический рост, помощь развивающимся странам сократилась и проблемы нищеты остаются столь же актуальными. Совершенно очевидно, что для успешного решения стоящих перед человечеством задач в области охраны окружающей среды необходимы объединенные усилия правительственных и неправительственных организаций, широких слоев населения всех стран и народов.

Российская Федерация принимает активно сотрудничает экологической сфере на правительственном уровне, уровне общественных организаций и инициатив, участвуя более чем в семидесяти международных договорах, соглашений и конвенций по вопросам охраны окружающей среды.

Обеспечение экологической безопасности немыслимо без комплексного подхода, учитывающего все аспекты взаимоотношений человека и природы. И на современном этапе развития техносферы и биосферы, экологическая безопасность должна восприниматься как необходимое условие существования и развития человеческой цивилизации и всей глобальной экологической системы Земли.

 

 

Расчетная работа по дисциплине «Экология»

Рекомендации по выполнению.

Расчетная работа выполняется студентом индивидуально, с использованием методических указаний «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ РАСЧЕТНОГО МОНИТОРИНГА ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА».

Студент самостоятельно осваивает теоретический материал, изложенный в методических указаниях, и выполняет расчетно-практическую часть.

Цель работы: Оценить качество атмосферного воздуха места проживания и трудовой деятельности студента по показателям комплексного индекса загрязнения атмосферы, а также оценить уровень загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта по концентрации оксида углерода.

 

Расчетно-практическая работа состоит из двух частей.

Часть 1. Расчет комплексного индекса загрязнения атмосферы (ИЗА)

Данные для расчета студент собирает самостоятельно, используя справочную литературу, интернет-ресурсы. Далее, в зависимости от полученных данных, студент формулирует задание. Образцы возможных вариантов заданий представлены в приложении 1. Производит расчет в соответствии с порядком выполнения данной работы. Делает выводы и оформляет отчет произвольной формы.

 

Часть 2. Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта по концентрации оксида углерода

Данные для расчета студент собирает самостоятельно, используя методические указания. Производит расчет в соответствии с порядком выполнения данной работы. Делает выводы и оформляет отчет произвольной формы.

По полученным результатам двух частей расчетной работы студент делает общее заключение по состоянию атмосферного воздуха своего места проживания и трудовой деятельности. Заключение оформляется в произвольной форме.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Теоретическая часть

Практическая часть

Порядок выполнения работы

1. Получение данных для расчета ИЗА и оценки состояния атмосферного воздуха.

 

Данные для расчета и оценки: ежегодная/сезонная/месячная динамика изменения концентраций загрязняющих веществ в регионе/населенном пункте/отдельных районах населенного пункта.

 

Студенты всех форм обучения для расчета используют данные, полученные при самостоятельном поиске в справочной литературе и интернет-ресурсах.

 

 

Образцы вариантов данных для расчетов и заданий представлены в Приложении 1.

 

Рекомендуемые справочные материалы:

1. Ежегодники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов и регионов Российской Федерации (публикуется ФГУП НИИ Атмосфера)

http://www.nii-atmosphere.ru/files/PUBL/Eg_2009.pdf

2. Обзоры выбросов загрязняющих веществ Санкт-Петербурга и Ленинградской области (публикуются Комитетами по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности)

http://www.infoeco.ru/

3. Обзоры фонового состояния окружающей природной среды на территории стран СНГ (публикуется Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды)

http://downloads.igce.ru/publications/reviews/fon2008.pdf

4. Обзоры выбросов загрязняющих веществ субъектов Российской федерации (публикуются соответствующими органами управления охраны окружающей среды)

 

 

2. Расчет ИЗА и оценка качества атмосферного воздуха.

 

Рассчитывается ИЗА и оценивается изменение качества атмосферного воздуха по полученным данным. Выявляются основные тенденции изменения состояния воздушной среды территории за выбранный промежуток времени наблюдения (по каждому загрязняющему веществу и в целом по совокупности).

 

Результаты расчетно-практической работы оформляются отчетом.

 

 

Приложение 1

 

Варианты заданий для выполнения Расчетно-практической работы №1

Вариант 1

Рассчитать ИЗА, оценить качество атмосферного воздуха в Санкт-Петербурге и графически отобразить основные тенденции изменений за отчетный промежуток времени. Данные для расчета (табл. 1.3)

Таблица 1.3

Среднегодовые концентрации основных загрязняющих веществ в целом по Санкт-Петербургу (в единицах ПДК с.с.)

Год Диоксид азота Оксид азота Оксид углерода Диоксид серы Взвеш. Вещества
1,1 0,7 0,3 0,3 0,7
1,3 0,8 0,3 0,3 0,6
1,2 0,7 0,3 0,3 0,4
1,4 0,6 0,3 0,4 0,2
1,3 0,7 0,4 0,3 0,4

 

Вариант 2

Рассчитать ИЗА бензолом, фенолами, формальдегидами и выявить тенденции изменений их концентрации в атмосферном воздухе в целом по Санкт-Петербургу. Данные для расчета (табл. 1.4)

Таблица 1.4

Среднегодовые концентрации бензола, фенола, формальдегида (мкг/м3).

Год Среднегодовая концентрация вещества, мкг/м3, класс опасности
Бензол Фенол Формальдегид
3,2 1,5 4,8
3,4 3,3 7,3
2,1 2,5 11,7
3,8 2,3 5,7
ПДК с.с

 

Вариант 3

Рассчитать ИЗА, оценить качество атмосферного воздуха, графически отобразить разницу по отдельным регионам РФ в 2008 г. Данные для расчета (табл. 1.5).

Таблица1.5

Среднегодовая концентрация загрязняющих веществ по отдельным регионам РФ (в единицах ПДКсс)

Вещество Области РФ
Костромская   Белгородская Брянская Курская Ярославская
Взвешенные вещества 0,24 0,97 0,4 0,6 0,2
Диоксид серы 0,04 0,1 0,004 0,02 0,1
Оксид углерода 0,47 0,7 0,3 0,3 0,2
Диоксид азота 0,68 1,0 0,4 1,5 1,0
Оксид азота 0,25 0,4 0,02   0,9
Фенол 1,0 0,7     0,1
Формальдегид 1,33 1,7   3,0 0,1
Аммиак 0,125 0,95   0,3 0,2
Бенз(а)пирен 1,5 1,5 0,1 1,4 2,3

 

 

Порядок выполнения работы

1. Получение данных для расчета уровня загрязнения атмосферного воздуха

Данные для расчета: характеристика магистральной улицы по месту жительства/обучения/работы; метеорологические показатели; информация о транспортном потоке.

1.1 Выбирается участок (или несколько участков) автомобильной магистрали, указывается адрес, выполняется схематичный рисунок местности с указанием места наблюдения и основных объектов (зданий, зеленых насаждений, светофоров и т.п.).

1.2 Дальнейший сбор данных может проводится как путем разового замера, так и более углубленного исследования множественными замерами в течении суток (например: 9.00, 13.00, 18,00, 00.00). Интенсивность движения автотранспорта производится методом подсчета автомобилей разных типов 3 раза по 20 минут в каждом из сроков (интервал замера может быть уменьшен в случае высокой интенсивности движения). Результаты замеров заносятся в таблицу:

Время замера Тип автотранспорта Число единиц
9.00 - 10.00 Легкий грузовой Средний грузовой Тяжелый грузовой Автобус Легковой автомобиль  
13.00 - 14.00 Легкий грузовой Средний грузовой Тяжелый грузовой Автобус Легковой автомобиль  
18.00 -19.00 Легкий грузовой Средний грузовой Тяжелый грузовой Автобус Легковой автомобиль  
00.00 – 1.00 Легкий грузовой Средний грузовой Тяжелый грузовой Автобус Легковой автомобиль  

 

1.3 В каждом пункте замера производится оценка участка автомагистрали по следующим показателям: 1) Тип улицы: городская улица с односторонней застройкой (набережные, эстакады, виадуки, высокие насыпи), жилые улицы с односторонней застройкой, магистральные улицы и дороги с многоэтажной застройкой с двух сторон, транспортные тоннели и др.2) Уклон. Определяется глазомерно или эклиметром.3) Скорость ветра. Определяется анемометром.4) Влажность воздуха. Определяется психрометром.5) Наличие защитной полосы из деревьев и др. 1.4 Подсчитывается интенсивность движения и оценивается доля каждого вида транспорта в суммарной загруженности, а также определяется временной промежуток наибольшей интенсивности движения в течении суток. Результат иллюстрируется графически (диаграммы, графики).

 

2. Оценка уровня загрязнения участка магистральной улицы отработанными газами автотранспорта по концентрации оксида углерода (СО)

Выполняется расчет загрязнения, оценка результатов в соответствии с нормативом ПДК, составление сводной таблицы (для студентов обучающихся в группе) результатов по разным районам населенного пункта, формулируются обобщенные вывод.

Оценка концентрации рассчитывается по следующей формуле:

 

КСО=(0,5+0,01N∙KT)∙KA∙KC∙KB∙KП∙KУ,

где 0,5 – фоновое загрязнение атмосферного воздуха оксидом углерода нетранспортного происхождения, мг/м3;

 

N – суммарная интенсивность движения автомобилей на городской дороге, авто/час;

 

KT – коэффициент токсичности автомобилей по выбросам в атмосферный воздух окиси углерода,

KT= ΣPi∙Ki







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.226.244.70 (0.05 с.)