Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология экологического воспитания: общий подход

Поиск

Эффективность экологического воспитания дошкольников це­ликом зависит от создания и правильного использования разви­вающей экологической среды, а также от систематической рабо­ты с детьми. Их развитие и повышение уровня экологической вос­питанности возможно в результате создания технологий для всех возрастных групп и внедрения их в педагогический процесс дет­ского сада.

Технология — это система экологического воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных меро­приятий, спланированных на весь учебный год, это методическое обеспечение программы, конкретно реализующее ее главные идеи и положения. В результате применения технологии на выходе (в кон­це года) повышается уровень экологической воспитанности де­тей, что устанавливается с помощью специального диагностичес­кого обследования. К одной и той же программе может быть раз­работано несколько технологий, которые различаются между со­бой набором и характером конкретных педагогических мероприя­тий, их сочетанием на протяжении учебного года и которые обя­зательно реализуют ведущие идеи программы. К «Юному экологу» — программе, которая рассматривается в

данном учебном пособии, созданы и экспериментально апробированы технологии экологического воспитания детей в каждой возрастной группе детского сада. Все вместе они представляют собой

методическую систему экологического воспитания дошкольников с 2 до 7 лет. Данные технологии, опубликованные в специальных

изданиях1, — это авторское видение системы экологической работы в детском саду. Педагоги детских садов могут создать к этой

программе варианты своих технологий с учетом специфики конкретного дошкольного учреждения (социальных условий, природ-

ного окружения).

Общая направленность представленных ниже технологий как системы эколого-педагогической работы с детьми в каждой возрастной группе заключается в следующем:

- ориентировка на широкое использование непосредственного природного окружения дошкольников, развивающей экологической среды, созданной в учреждении, на углубленное ознакомление детей с теми растениями и животными, с которыми они на

ходятся в контакте в течение всего учебного года;

- организация регулярной и разнообразной деятельности детей в зеленой зоне учреждения: познавательной (проведение циклов наблюдений), практической (создание и поддержание необходимых условий для живых существ), природоохранной (зимняя подкормка птиц, йкции в защиту природных объектов) отобразительной (изодеятельность, игра, конструирование) деятельности,деятельности общения (эмоционально-доброжелательного взаимодействия с живыми существами);

- широкое использование специально подобранной детской художественно-познавательной литературы, содержание которой сочетается с содержанием других видов деятельности; углубленное знакомство детей (в течение всего года) с произведениями отдельных авторов, которые ярко отражают природные явления,служат примером любви к природе, глубокого ее познания и творческого отражения;

- совместная творческая деятельность воспитателя с детьми:создание и использование самодельных книг, альбомов на основе

впечатлений от литературных произведений и наблюдений за природными объектами;

- систематическое ознакомление детей всех возрастных групп ссезонными явлениями природы по «недельной методике», выращивание в зимне-весенний период овощных и цветочных культур, регулярные наблюдения за ростом растений; отражение раз

личных наблюдений в календарях природы; -регулярное включение в систему эколого-педагогических ме роприятий во всех группах игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций (ИОС);

-оптимальное соотношение и сочетание педагогических ме­роприятий в повседневной жизни, позволяющих детям нако пить сенсорные впечатления, конкретные знания об объектах природы, с различного типа занятиями, формирующими ши рокие и достаточно глубокие представления о некоторых эко логических зависимостях природы, с досугами, праздниками, походами на природу, вызывающими яркий эмоциональный отклик.

Особенностью любой технологии является планирование: меро приятия, которые в нее включены, спланированы на весь учеб ный год. Исходными в этом процессе являются сезонные измене ния в природе, определяющие содержание всех видов деятельно сти и эколого-педагогических мероприятий. Именно поэтому вре мя проведения многих мероприятий в технологиях предопредоп но: циклы наблюдений за цветущими растениями участка воз можны лишь в начале осени, а за первоцветами — ранней веском цикл наблюдений за елью целесообразен в предновогоднее вре мя и в сочетании с акцией в ее защиту; циклы наблюдений за птицами (декоративными, дикими) желательно сочетать с зим ней подкормкой пернатых, создающей хорошие условия для ни блюдений, и т.д.

Рассматривание картин, чтение литературных произведении подчиняется в технологиях той же логике — они дополняю: и обогащают впечатления детей, полученные от наблюдений ж и вой природы. При таком планировании и сочетании мероприя ти й технология любой возрастной группы приближается к оптима и ному варианту.

Еще одна особенность построения технологий — подробное ме тодическое описание большинства мероприятий (например, любое занятие представлено программным содержанием, материалом и организацией, которые необходимы для его проведения, подроб ным сценарием). Такое построение педагогической технологии обеспечивает правильное понимание ее воспитателями и массо вое воспроизведение в практике дошкольных учреждений, нахо дящихся в разных природно-социальных условиях.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного boi раста. Успех в экологическом воспитании 2 —3-летних малышей обеспечивается прежде всего пониманием воспитателя и психофизиологических особенностей. Дети этого возраста довер чивы и непосредственны, легко включаются в совместную взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за нимсло ва и действия. Задача экологического воспитания детей младшего дошколь­ного возраста — заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных, обеспечить понимание первоначаль­ных связей в природе и понимание необходимости наличия опре-

деленных условий для их жизни.

Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого иозраста является конкретный образ предмета, действия с ним. слова должны следовать за ними — тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспита­нии младших дошкольников являются неоднократно повторя­ющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование ими. Все, что можно дать де-I тим в руки, предлагается им для обследования, в которое вос­питатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шур­шат, т.е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повто­рять за ним.

Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изоб-

ражает руками форму, размер, высоту или длину объектов приро-ды: «рисует» в'воздухе круглый помидор, яблоко, длинную мор- ковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое — движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом. Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического иоспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, i (на еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педаго­га стоит задача отобрать для ИОС простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено жологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят опразы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и се­меро козлят», «Заюшкина избушка».

С самого начала года воспитатель и в первой, и во второй млад­ших группах многократно рассказывает и разыгрывает с куклами би-ба-бо сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятия с «фрукто-во-овощной» тематикой (в его огороде помимо репы растут и другие пиощи, а в саду — яблоки и разные ягоды), знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает по­пробовать и к детям в целом относится доброжелательно. Тему доммашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых кроме кур живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, они рассказывают то о корове с теленком, то о козе с ко лятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят во дой. Воспитатель дает возможность детям на правах помощником поучаствовать в этих операциях — ребята кормят сеном игрушеч ных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их, стро ят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знаш сказок.

Технология экологического воспитания младших дошкольни ков включает следующие компоненты:

-разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке и зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними пер воцветами). Каждый из циклов включает 3 — 5 наблюдений и по зволяет детям получить первые конкретные знания об этих объек тах природы;

- ежемесячные(в течение одной недели) наблюдения за по
годными явлениями, которые сопровождаются ежедневным веде
нием календаря (с помощью картинок-пиктограмм) и одеванием
картонной куклы;

- участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними
которые фиксируются в специальном календаре карточками-кар
тинками с их изображением ежедневно в течение 1 — 2 недель
разгар зимней подкормки;

- проращивание лука-репки в зимнее время и создание кален
даря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение
4 — 5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии де
тей и с их помощью делаются зарисовки;

- совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке при
роды по уходу за комнатными растениями, аквариумом — дети
приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения
для живых существ;

- рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматри
вание иллюстраций в книгах;

- проведение экологических занятий один раз в две недели;

- проведение экологических досугов.

Технологии для детей третьего и четвертого года жизни по строены на одном и том же материале и различаются лишь объе мом отдельных мероприятий.

Экологическое воспитание детей средней группы. Дошкольники пятого года жизни отличаются от малышей физическими и пси хическими возможностями: они увереннее во всех проявле ниях, владеют первоначальными навыками самостоятельности, имеют более устойчивое внимание, более развитые восприятие и мышление, лучше понимают и воспроизводят речь взрослого иособны к первым волевым усилиям. Важной особенностью этого периода являются становление сюжетно-ролевой игры, большой интерес детей к ней. Именно поэтому воспитатель может чаще использовать ее в эколого-педагогической работе, что обеспечит хорошее усвоение дошкольниками нового материала и быстрое становление их самостоятельной игровой деятельности.

Технология экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста имеет следующие структурные компоненты:

- циклы наблюдений за объектами зоны природы детского сада(аквариумными рыбами, декоративной птицей в клетке, морской Свинкой, живущей в уголке природы, елью, осенними цветами и весенними первоцветами на участке). Каждый цикл включает 4 -6 наблюдений, позволяет на сенсорной основе формировать конкретные представления детей об объектах природы, с которыми они находятся в постоянном контакте;

- ежемесячные (по одной неделе) наблюдения за сезонными явлениями природы и одновременное ведение пиктограммного

календаря, включающего картонную куклу, одевая которую дети моделируют степень тепла и холода в тот или другой период каждого сезона; эти наблюдения развивают наблюдательность детей,приучают их замечать изменения природных явлений;

- совместная деятельность нескольких детей и воспитателя в уюлке природы, формирующая умение общаться с живыми существами и трудовые навыки по поддержанию необходимых условий жизни для них; развивающая нравственные качества детей,осмысленное понимание необходимости трудовых операций;

- подкормка птиц и наблюдения за ними, ведение специального календаря в январе (в кульминационный период зимы), что развивает нравственные качества детей, их готовность практически помочь птицам; дошкольники, кроме того, приобретают пред-(гавления о разнообразии птиц, а также способность с помощью картинок фиксировать эти представления в календаре;

-«огород на окне», выращивание двух «дидактических» лукониц в стеклянных сосудах (в разных условиях), еженедельные блюдательность детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимать, как различные условия влияют на

их рост;

- чтение на протяжении всего учебного года коротких рассказов Е. Чарушина о животных, рассматривание книг с его иллюстрациями, проведение занятия в конце года, посвященного этому автору. Многократное обращение к писателю, который описывал И рисовал симпатичных детенышей, позволяет формировать у ребят устойчивый интерес к наблюдению природы, понимание того, ч ю впечатления можно творчески представить другим людям — в форме рассказов и рисунков; -чтение или рассказывание сказок «Красная Шапочка», «Д0к тор Айболит», рассматривание иллюстраций в книгах и последу ющее включение главных персонажей в ИОС; использование ку кол облегчает знакомство детей с экосистемой леса, со всеми обитателями, а с помощью доктора Айболита можно приобщать детей к пониманию ценности здоровья (своего и других живых существ);

- еженедельное проведение экологических занятий, на кото
рых дети закрепляют и углубляют представления о природе, по
лученные в повседневной жизни, или приобретают новые. На:за
нятиях воспитатель широко использует все виды ИОС, которы.
облегчают усвоение знаний и игровых навыков;

- проведение экологических досугов, развивающих положитель
ное эмоциональное отношение к природе.

Начиная со средней группы эколого-педагогическая работа детьми организуются на литературной основе. Для данной грум пы такой стержень составляют произведения Е.Чарушина. Это не означает, что воспитатель не может обратиться к другим аи торам, — просто книгам Е.Чарушина отдается предпочтение так как они содержат доступные детям этого возраста описании животных и их художественные образы. Рассказы и рисунки по сателя побуждают детей к собственному творчеству на оснош впечатлений о природе, стимулируют развитие литературных и художественных способностей.

Дети средней группы отдаются игре, она их захватывает, но этому воспитатель особенно тщательно готовится к занятиям которые включает игры-путешествия, диалоги с литературными персонажами, обыгрывание игрушек-аналогов. Педагог заранее продумывает все игровые приемы, способы поддержания вообра жаемой ситуации и исполняет одну из ролей. Такая тщательная подготовка обеспечит хорошую игру, высокий эмоциональным отклик детей, надежное усвоение экологических знаний и oOpi тение игровых умений.

Экологическое воспитание детей старшей группы. Дети шесто го года жизни отличаются большими физическими и психикческ кими возможностями, чем дети средней группы. Они овладеневаю главными движениями, их отношения со взрослыми и сверстни ками становятся сложнее и содержательнее, в игре они отражй ют не только действия и операции с предметами, но и взаимп отношения между людьми. Совершенствуются умственные спи собности детей: более устойчивым, целенаправленным и диф ференцированным становится восприятие, произвольными память и внимание; появляется способность анализировать и обоб щать, продолжает развиваться образное мышление и интенси но формируется логическое (причинно-следственное) мыш ле ние. Дети лучше понимают речь взрослого, символическое (осо бенно с помощью пиктограмм) обозначение предметов и явле­ний; начинают рассуждать, делать умозаключения, строить пред­положения. Все это позволяет усложнить содержание экологи­ческого воспитания.

Технология эколого-педагогической работы с детьми этого нозраста имеет и сходство с системой предыдущего года, и отли­чие от нее. В повседневной жизни проводятся циклы наблюдений la животными, обитающими в уголке природы: осенью — за хо­мяком, зимой — за птицей, весной — за рыбами в аквариуме. Наблюдения этих циклов содержат не только элементарные све-дения о том, что животные едят, какое имеют строение, но и отражают их взаимосвязь со средой обитания, морфофункцио-нлльную приспособленность к ней.

Специальные наблюдения посвящаются выяснению того, как И что видят, слышат рыба, птица, хомяк (т.е. как функциониру­ют и какую приспособительную роль в жизни играют органы чувств), как передвигаются, обихаживают себя, как дышат, как реагируют на разный корм, громкие звуки, резкие движения, неожиданные предметы. Такие наблюдения — не только выясне­ние особенностей образа жизни и поведения животных, но и определение того, как люди (воспитатель, дети) должны реаги­ровать на их состояние, по каким признакам замечать их недо­могание, как создавать наиболее благоприятные условия жизни, с. как гуманно и бережно к ним относиться на иснове понимания их жизнедеятельности. Все цик­лы наблюдений объединяют компоненты умственного и нрав- ственного воспитания: дети сенсорно-чувственным путем при-обретают конкретные знания, которые обеспечивают становле­ние единственно правильного, действенного отношения к жи-иым существам.

То же самое относится к циклам наблюдений за растениями, растущими на окне, в огороде (овощными) и на участке (цветоч­ными), которые проводятся в теплые периоды года. Прослежива­ются особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни. Для большей убедительности проводятся элементарные опыты (например, лук выращивается тремя различными способами: при наличии всех необходимых условий, в темноте и в холоде). Воспи-татель включает в циклы наблюдения эстетического характера: дети учатся замечать красоту растений, которая проявляется только в благоприятных условиях. Таким образом, они начинают понимать эстетику живого с экологических позиций: красивое растение — по здоровое растение, которое находится в среде, полностью соответствующей его потребностям.

На протяжении всего учебного года одну неделю в месяц дети наблюдают сезонные явления природы. Большую роль в их ум-ственном развитии играет календарь нового типа, который из чисто пиктограммного становится пиктограммно-символическим: pel рисунками изображают растительный и животный мир дани-периода сезона, значками-пиктограммами — параметры погоды цветом — дни недели.

Аналогичными становятся календари наблюдений за зимую щими птицами, за ростом и развитием огородной культуры они также соединяют в себе образное и символическое отображения ние наблюдаемых явлений. Наблюдая зимой за пернатыми, дети ежедневно в период ведения календаря выставляют в соответству ющих графах картинки с изображением тех птиц, которых они видели во время прогулки, а затем переносят общую картину символический план — «галочками» разного цвета (т.е. символа ми) на строке данного дня обозначают птиц, которые прилетали на подкормку, ели на кормушке и собирали крошки под ней ими летали над участком, наблюдали за событиями с крыши здания с дерева. Картинки воспитатель убирает, а в календаре оста ются их «следы» — цветные галочки.

Ежедневно, начиная с октября, осуществляется совместная /к ятельность воспитателя с 2 — 3 детьми в уголке природы — это ни чало их приобщения к выполнению обязанностей дежурных. Bаж но, что дети помогают воспитателю не менее трех дней подряд — за это время они начинают осознанно отно ситься к делу, приобретают навыки, некоторую самостоятельность

Новой формой работы являются природоохранные акции проведение которых включают детей старшей группы: «Зеленин елочка — живая иголочка» (с начала декабря до середины января «Украсим Землю цветами» (приурочена к Дню Земли — 22 апреля Дети вместе со взрослыми приобщаются к общезначимым собы i и ям, практически (а не только вербально) участвуют в них (рисуют плакаты в защиту ели, развешивают их, выращивают цветчную рассаду и высаживают ее на территории детсада и за ее пределами)

В декабре начинают включать в работу «Панораму добрых дел» общегрупповое панно, в котором представлены все хорошие по ступки дошкольников, это как бы выраженная значками нраи ственность личности каждого ребенка. Дети видят на панно себя и других (фотографии), начинают осознавать значение хорошего ни ступка, им становится небезразличной оценка их поведения взрос лыми и детьми — это начало формирования чувства достоинства которое стимулирует нравственное развитие личности. «Панора му» воспитатель ведет до конца учебного года, поэтому у дошкош ников есть время понять, осмыслить, отреагировать на нее, со знательно изменить свое поведение.

Литературным стержнем технологии экологического воспи тания старших дошкольников являются произведения В.Биаи ки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми. Сказки запимательны по форме и сюжету, поэтому вызывают у ребят эмоцио­нальный отклик, а по содержанию демонстрируют морфофунк-циональную приспособленность животных к среде обитания. По­учительно и становление В. Бианки как писателя: в детстве отец приучал его внимательно наблюдать природу, затем записывать свои наблюдения, эти дневники и послужили основой для ли-н-ратурных произведений. Об этом дети узнают на празднике, который посвящен писателю и проводится в день его рождения (II февраля).

Параллельно воспитатель на протяжении всего учебного года мигает рассказы и сказки писателя, создает вместе с детьми само­дельные книги и альбомы. Дошкольники зарисовывают свои впе-чатления, пересказывают фрагменты сказок, воспитатель собира-ет рисунки, оформляет высказывания ребят и вместе с ними по всем правилам брошюрует книгу, которая является общей гордо-стью, — ее показывают родителям, ставят в книжный уголок для обцего пользования. Эта творческая деятельность приобщает де-гей к пониманию писательского труда, значения книги в жизни ювека, углубляет интерес к природе и наблюдениям за при-родными явлениями. Особое значение имеет рассказ В. Бианки «Си-ничкин календарь» — его читают целый год, синичка «прилетает» к детям, они делают модель года — все это развивает эмоции детей, их интеллект.

Особое значение приобретают занятия, в ходе которых вос­питатель начинает углублять и обобщать с детьми хорошо знако­мый им материал. За предыдущий период дошкольники накопи-дии много конкретных знаний об овощах и фруктах, домашних животных, зимующих птицах, сезонных явлениях природы — теиерь у них можно сформировать обобщенные представления, провести с ними занятия углубленно-познавательного типа, с помощью моделей и других наглядных пособий показать эколо-гические зависимости природы. Большую роль на таких занятиях играют различные календари, которые отражают наблюдения за сезонными явлениями, ростом и развитием растений, зимую­щими птицами.

Во всех календарях самими детьми смоделированы изменяю­щиеся явления и объекты природы. На занятиях дети учатся «чи-тать» графическую модель — развертывать ход событий по знач-кам и рисункам.

Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, которые включены в технологию: их все-сторонне развивающее значение, смену видов деятельности. На­пример, прошла осень, дети три месяца наблюдали за погодой, природой, вели календарь — теперь по нему можно выделить все существенные признаки для определения осени как сезона (это-му посвящается первая часть занятия). Затем воспитатель пока зывает осень с эстетической стороны — красоту ее явлений: демонстрирует репродукции картин знаменитых художников, читает соответствующие стихотворения классиков, слушает вместе с детьми музыкальные произведения на тему, т.е. показывает красоту природы, отраженную в искусстве. Затем дети сами ста­новятся «художниками» — создают творческие работы на тему осени.

Значение игры в этом возрасте не уменьшается: воспитатель проводит занятия в форме путешествий, использует игрушки-ана­логи при рассматривании картин, включает в разные мероприя­тия любимые игровые персонажи. Особое значение имеет Доктор Айболит — он проводит профилактические осмотры детей, рас­тений, животных, дает рекомендации по сохранению здоровья, по физическому развитию, оценивает заботу детей об обитателях уголка природы.

Содержание занятий позволяет ребятам понять, что человек (как растение и животное) — тоже живое существо. Его здоро­вье — это ценность, здоровье следует беречь с детства, укреплять организм с раннего возраста, здоровый ребенок радуется жизни, играет, охотно всему учится.

Таким образом, технология эколого-педагогической работы с детьми старшей группы, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, т.е. является новым витком в общей системе экологического воспитания дошкольников — фор­мирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.

Экологическое воспитание детей подготовительной к школе груп­пы. Дети седьмого года жизни много знают и многое умеют. Зна­ния они получают в общении со взрослыми и сверстниками, че­рез телевизор и книги, в формирующейся учебной деятельности — они готовы решать специально поставленные умственные задачи. Игра по-прежнему имеет большое значение, но усложняется — по содержанию и форме она должна соответствовать возросшим возможностям и умениям детей. Дошкольники готовы классифи­цировать объекты по значимым признакам, искать причину явле­ний, представить последствия своих действий, особенно если на них обращает внимание взрослый. У детей есть опыт и достаточно широкий круг представлений о мире, поэтому они хорошо пони­мают речь взрослого, их занимает чтение познавательной литера­туры.

По форме технология эколого-педагогической работы с деть­ми этого возраста схожа с технологиями предыдущих лет, но по содержанию она сложнее. В циклах наблюдений дошкольники про­слеживают самые различные нюансы взаимосвязи объектов жи­вой природы со средой обитания, морфофункциональной при­способленности к ней. В циклы включаются наблюдения сравни тельного характера, проблемные и опытнические ситуации, дети прослеживают рост и развитие птенца, детеныша млекопитающе­го, их меняющуюся связь с внешней средой. Таким образом до­школьники узнают все внешние проявления и особенности тех обитателей детского сада, с которыми они находятся в постоян­ном контакте в течение всего года. Дети любят их, легко и почти самостоятельно ухаживают за ними, могут эмоционально и с ин­тересом рассказать об их жизни в неволе и в природе.

Система работы с детьми подготовительной к школе группы имеет ряд важных отличительных особенностей. В сентябре она начинается с изготовления самодельного глобуса — на первом занятии дошкольникам дается самое элементарное представле­ние о Земле, материках, морях и океанах, о полюсах и экваторе, о местоположении России и родного города. Дети узнают о неко­торых экологических проблемах планеты, своей страны. Нужен именно самодельный глобус большого размера, потому что на этом занятии и далее в течение всего года дети работают с ним — они практически моделируют свои первые географические по­знания: наклеивают материки, флажками обозначают полюса, наносят печатными буквами названия (страны, столицы, свое­го города или поселка), приклеивают изображения животных в местах их естественного проживания, значком SOS обозначают экологически неблагополучные территории на Земле. Работа с глобусом целиком' сопряжена с чтением познавательной литера­туры.

Стержневым произведением для этой группы является «Эколо­гия в картинках» В.Н.Танасийчука1 — автора ряда познаватель­ных книг о природе для детей. Семнадцать рассказов книги созда­ют образное, доступное детям этого возраста представление об основных экологических законах природы. Чтение рассказов на протяжении всего учебного года сопряжено с при­родными наблюдениями и другими видами деятельности, пре­дусмотренными технологией, и сопровождается поиском на гло­бусе тех мест, о которых идет речь, наклеиванием на него соот­ветствующих животных. Таким образом, глобус помогает глубже понять содержание книги «Экология в картинках». Он использу­ется весь учебный год — воспитатель работает с ним и вне про­граммы, показывая дошкольникам то, о чем они часто слышат. Кроме того, дети зарисовывают фрагменты рассказов, которые им особенно понравились, и вместе с воспитателем изготовляют самодельные книги. К концу года их получается 17 — целая биб­лиотечка, являющаяся художественно-практическим воплощени­ем экологических познаний детей. Большое значение в технологии подготовительной к школе группы имеют занятия углубленно-познавательного и обобщаю­щего типа. К этому возрасту дети накопили много конкретных чувственных знаний — на их основе можно проводить классифи­кацию объектов природы, объединять их в группы по разным ос­нованиям, демонстрировать самые различные экологические за­висимости, учить детей самостоятельно использовать обобщен­ное знание в новых ситуациях, что является основой умственной подготовки детей к обучению в школе. На таких занятиях до­школьники приобретают первые навыки учебной деятельности: слушают пояснения воспитателя, его вопросы, ответы сверстни­ков, высказывают свои суждения при коллективной беседе. Ак­тивно учатся сравнивать, анализировать, строить умозаключения, делать выводы.

Не менее важны комплексные занятия, на которых организу­ются выставки произведений искусства, — воспитатель развивает эстетическое восприятие детей, их способность чувствовать и пе­реживать красоту природы, запечатленную в различных произве­дениях. Осмотр мини-выставок, если они организованы по всем правилам, подготавливает дошкольников к посещению музеев, способствует приобщению к ценностям культуры и общему раз­витию личности ребенка.

В течение года взрослые организуют выходы детей в ближай­шие экосистемы — экскурсии и походы в лес, на луг, водоем. Это очень важные мероприятия эколого-оздоровительного характера: дети дышат хорошим воздухом, получают эстетическое наслажде­ние от красоты природы, познают сообщество растений и живот­ных, наблюдают следы их деятельности, участвуют в природоох­ранном деле, или акции. Практическое взаимодействие с живой природой ничем нельзя заменить или восполнить — только не­посредственно в лесу (у водоема) дети приобретают навыки пра­вильного поведения на природе, культурного отдыха, учатся со­блюдать правила посещения леса. Походы и экскурсии дают много эмоциональных впечатлений — их надо закрепить, поэтому все участники похода, готовясь к нему, делают игрушечные фотоап­параты, которыми «фотографируют» все интересные и красивые явления природы. По возвращении дошкольники «проявляют» фотографии — создают рисунки, а взрослые делают настоящие фотографии, демонстрируют видеофильм.

Отношение к природе, к благоприятной окружающей среде, к здоровью формируется также во время праздников и досугов эко­логического характера. Второй праздник Нового года взрослые организуют вместе с детьми на участке (в ближайшем природном окружении) вокруг живой елки. Это самый настоящий гимн жиз­ни — прекрасному дереву, которое не срубили, которому удалось выжить в пору предновогодней массовой вырубки елей. Праздник, посвященный воде, организуется 5 июня (совпадает с Все­мирным днем охраны окружающей среды). Вода — это сама жизнь, без нее не может обойтись ни одно живое существо, вода достав­ляет много радости людям, особенно детям, — праздник дает воз­можность это почувствовать.

Но самым главным экологическим праздником в подгото­вительной к школе группе является всемирный День Земли (22 апреля). В этот день с дошкольниками проводится второе заня­тие с глобусом, посвященное экологическим проблемам. Дети уже много знают, их представления можно расширить и углубить — пусть они накануне выпуска в школу задумаются о жизни на Зем­ле. В этот день проводится акция «Украсим Землю цветами» — дети высевают семена, высаживают выращенную ими рассаду цветочных культур на участок и в места ближайшего окружения (чтобы везде было красиво). Вечером организуется праздник, на котором подводится итог первым в жизни детей хорошим де­лам, их отношению к природе: дошкольников посвящают в «Юные экологи», им вручают первый документ — Свидетель­ство «Юный эколог» и маленький подарок. Об их хороших делах, любви к природе свидетельствует выставка работ в зале: кален­дари природы (их много, они разные), самодельные книги по рассказам В.Н.Танасийчука и глобус, «Панорама добрых дел», плакаты в защиту ели, рисунки детей и фотографии походов. Все это представлено для всеобщего обозрения, и дети убеждаются: они действительно любят природу и не зря теперь называются маленькими экологами.

Очень важной является неделя подготовки к празднику: дети каждый день расширяют свое представление о Доме, в котором они живут. Прежде всего дом — это помещение, где проходит жизнь детей (групповая комната и квартира), оно должно быть чистым, уютным, красивым и теплым, с хорошей освещеннос­тью и свежим воздухом. В нем удобно заниматься любимыми де­лами. Дети вместе с воспитателем осматривают помещение груп­пы, наводят порядок, обсуждают, что можно изменить, чтобы стало еще лучше, — в хорошем доме дети и взрослые хорошо себя чувствуют, не болеют. На следующий день дети осматрива­ют участок, убирают мусор, планируют посадки цветов: двор возле подъезда дома и участок детского сада — это тоже их дом, они гуляют, играют в нем в свободное время, он тоже должен быть приятным.

В последующие дни воспитатель ведет с детьми разговоры о том, что домом для каждого человека является улица, родной поселок или город, лес, парк, в котором он часто гуляет. Свой дом надо любить, быть добрым, заботливым хозяином.

Таким образом, все мероприятия, связанные с Днем Земли, воспитывают в детях на экологической основе чувство патриотиз ма, расширяют понятие любви к природе, к планете. Это кульми­нация всей методической системы экологического воспитания дошкольников.

Экологическое воспитание детей в разновозрастной группе. Ра­бота с детьми разных возрастов по содержанию не отличаетсся от той, которая была описана выше. С дошкольниками также прово­дятся наблюдения в повседневной жизни, трудовые занятия в угол­ке природы и другие мероприятия. Работа с детьми этой группы отличается лишь организацией педагогического процесса. Можно выделить два ее варианта.

Первый — в группе находятся дети контрастных возрастов: младшие и старшие дошкольники. В этом случае все эколого-педа-гогические мероприятия проводятся раздельно по подгруппам. Циклы наблюдений для малышей и занятия с ними воспитатель берет из технологии для младшего дошкольного возраста. Соот­ветственно, работая со старшими дошкольниками, воспитатель использует материалы, представленные в технологиях для стар­шей или подготовительной группы (в зависимости от того, дети какого возраста преобла



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 3482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.9 (0.015 с.)