Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Растения на участке детского сада

Поиск

Знания. Дети знакомятся с конкретными видами деревьев, ку­старников, культурными и дикорастущими травянистыми расте ниями, растениями сада, огорода, знают их названия, характер­ные признаки, особенности строения (корень, ствол, стебель, ветки, листья, цветы, семена) и назначение всех органов. Узна­ют, что все растения — живые существа. Для жизни, роста, созре­вания семян они должны сохранять свою целостность, им нужны определенные условия: тепло, свет, влага, питательная почва, воздух. Эти условия имеются на участке детского сада, поэтому растения там растут. Погодные условия круглый год неодинако­вы — они меняются по сезонам. Растения приспособились к жиз­ни в меняющихся условиях.

Осенью постепенно становится холодно, меньше света (укора­чивается день), а воды слишком много (идут дожди). В этих усло­виях травянистые растения вянут, листья на деревьях и кустарни­ках желтеют и опадают. Зелеными остаются хвойные деревья — у них вместо листьев жесткие иголки.

Зимой очень холодно, мало света, земля мерзлая, нет воды, вместо нее снег и лед. Жизнь всех растений замирает: деревья и кустарники стоят без листьев, травянистые растения отмирают, только у некоторых из них под землей сохраняются корень и сте­бель.

Весной меняются условия: становится теплее и теплее, увели­чивается день, поэтому света становится больше и больше; от тепла тает снег-, лед, появляется вода, оттаивает земля. Растения оживают, начинается новая бурная жизнь: на деревьях и кустар­никах набухают почки, появляются листья, цветы; прорастают травянистые растения, они цветут.

Летом условия самые хорошие (много света, тепла, влаги), все растения бурно растут, цветут, дают семена и плоды.

Человек (дети, родители, сотрудники детского сада) в труд­ные моменты помогает растениям участка, улучшает условия их жизни; окапывает деревья и кустарники, поливает газоны в засу­ху, удобряет почву, утепляет некоторые растения на зиму.

Отношение. У детей развивается познавательный интерес к рас­тениям участка: они охотно участвуют в коллективных наблюдени­ях, беседах, в заполнении календарей природы, проявляют ини­циативу в познании растений — задают вопросы, самостоятельно наблюдают, строят предположения, рассказывают об увиденном. Развиваются эмоциональный отклик и художественное воспри­ятие красоты растений в различные периоды их жизни и при раз­ных состояниях: нежная зелень весной, пышное разнотравье и сочная зелень летом, покой заснеженных деревьев и кустов зи­мой, разноцветное осеннее увядание и т.д. Дети учатся связывать красоту растений с благополучным их состоянием (удовлетворе­нием потребностей) и хорошими условиями жизни. Учатся вос­принимать растения как живые существа, сочувствовать им, обе­регать их целостность. Проявляют готовность участвовать в прак тических делах по поддержанию хороших условий для растений (полив, перекопка земли и пр.).

3. Многообразие животных и их связь со средой обитания

ОБИТАТЕЛИ УГОЛКА ПРИРОДЫ

Знания. Дети узнают о видах животных, которые содержатся в детском саду в аквариумах, клетках, террариумах: их названия, характерные особенности. Формируется представление о том, что все они живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, которые могут удовлетворять их потребности. Эти условия создает человек (воспитатель вместе с детьми), он делает их похо­жими на естественные природные условия, к которым животные приспособлены своим строением и поведением. В таких условиях животные хорошо себя чувствуют, не болеют.

Все животные разные и нуждаются в разных условиях. Рыбы, улитки, раки — водные животные, они приспособлены постоян­но жить в воде: легко передвигаются в водной среде, питаются тем, что в ней есть (мелкими рачками, рыбками, водными насе­комыми, растениями), дышат воздухом, который есть в воде, им необходимы большое и чистое водное пространство комнатной температуры, свет, разнообразный корм, некоторым рыбам, ра­кам необходимо укрытие.

Птицы — наземно-воздушные животные, приспособлены ле­тать по воздуху, питаться в светлое время дня тем, что есть на земле и в воздухе (семена растений, насекомые и др.). Им необхо­димы светлое место, воздушное пространство (просторная клет­ка, вольер), разнообразные корма, в весенне-летний период — гнезда для выведения потомства.

Мелкие животные — грызуны (хомяки, морские свинки) — наземные животные, приспособленные жить в норе, передвигаться по земле, питаться разнообразными растительными кормами, грызть твердую пищу и предметы. Им необходимо просторное помещение, в котором есть укрытие, условия для движения, раз­нообразные корма, предметы для грызения.

При благоприятных условиях все животные хорошо выглядят, здоровы, активны, не болеют, вступают в контакт с человеком.

Отношение. У детей формируется понимание того, что обита­тели уголка природы — живые существа со своими потребностя­ми, о них нужно постоянно заботиться; готовность удовлетворять эти потребности, охотно участвовать в создании и поддержании необходимых условий жизни; умение отличать хорошее самочув­ствие (нормальное состояние) от недомогания, радоваться красоте проявлений здорового животного; замечать болезненное со­стояние, беспокоиться по этому поводу.

У детей развивается познавательный интерес к обитателям: самостоятельные наблюдения, вопросы, сообщения, активное участие в коллективных занятиях, беседах, желание узнавать но­вые сведения. Дети охотно отображают впечатления в изодеятель-ности, игре.

3.2. ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ1

Знания. Дети получают представления о кошке, собаке, коро­ве, овце, лошади, свинье, козе и других характерных для данной местности животных, узнают их названия, особенности внешне­го облика, поведения. Узнают их детенышей, понимают, что жизнь этих животных тесно связана с человеком: он создает для них все необходимые условия (строит теплое помещение, кормит, заго­тавливает корма впрок, ухаживает), использует в хозяйстве, они не боятся человека, при хорошем обращении привязаны к нему. Домашние животные не приспособлены самостоятельно жить в естественных природных условиях, без заботы человека они дича­ют, могут погибнуть.

Отношение. Дети проявляют интерес к жизни домашних жи­вотных: охотно- наблюдают за их проявлениями, задают вопросы, слушают рассказы, сказки. В ситуациях контакта добровольно уча­ствуют в уходе за ними, понимают их желания, потребности, проявляют готовность их удовлетворить; умеют правильно обра­щаться с ними (гладить, играть, ласково разговаривать). Любуют­ся красотой их проявлений (силой, ловкостью, грациозностью, преданностью и т.п.), отображают эти впечатления в игре, изоде-ятельности.

ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Знания. Дети знакомятся с конкретными видами птиц своей местности, узнают их названия, характерные особенности внеш­него облика, поведения, чем питаются, как приспособлены к наземно-воздушному образу жизни, к сезонно меняющимся ус­ловиям неживой природы. Узнают, что зима — очень трудный пе­риод для птиц: мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день (в светлое время суток птицы не успевают прокормиться). Они по-разному приспособились к жизни в зимнее время: насе­комоядные улетают в теплые края, где нет снега и морозов, это перелетные птицы; те же, кто питается семенами растений, остатками пищи человека, приближаются к его жилью, на юг не улетают, это зимующие птицы. Человек может помочь зимующим птицам, подкармливая их крошками хлеба, семенами различных растений.

Отношение. Дети проявляют интерес к жизни птиц, коллек­тивно и самостоятельно наблюдают за ними, задают вопросы, сообщают о своих впечатлениях, любуются их проявлениями, полетом. Охотно участвуют в организации и проведении подкорм­ки зимующих птиц.

4. Рост и развитие растений и животных и их связь со средой обитания

РАСТЕНИЯ

Знания. Дети узнают, что новое растение можно вырастить из семени, что от одного семени можно получить много семян; по­лучают представление о стадиях роста и развития однолетних куль­тур (на примере цветочных или огородных растений): семя, про­росток, наращивание зеленой массы (период вегетативного рос­та), цветение, плодоношение (образование семян). В разные пе­риоды роста растению нужны неодинаковые условия. Молодое растение слабое, хрупкое, и с ним надо обращаться осторожно, чтобы не повредить его.

Новые комнатные растения можно вырастить из черенка, лис­та, луковицы, делением куста. Вновь посаженное растение сла­бое, его надо часто поливать, оберегать от ярких солнечных лу­чей, сквозняка. На этот период для него можно создать тепличные условия.

Отношение. Дети с интересом участвуют в выращивании расте­ний, с готовностью выполняют указания взрослых по уходу за ними, охотно наблюдают за растениями, замечают изменения, делают зарисовки в календаре.

4.2. ЖИВОТНЫЕ 4.2.1. Птицы

Знания. Дети узнают, как птицы размножаются: самка откла­дывает яйца в гнездо и высиживает их. Сначала птенцы растут и развиваются в яйце, им нужно тепло, самка сидит на яйцах и согревает их. Затем птенцы вылупляются, родители (самка и са­мец) создают все необходимые условия для их роста: кормят, обогревают, охраняют и защищают. Птенцы растут и становятся взрослыми: могут самостоятельно находить корм, строить гнездо, откладывать яйца и выращивать потомство Отношение. Дети с интересом наблюдают за гнездостроитель-ной деятельностью птиц, выращиванием птенцов; сообщают о своих наблюдениях, проявляют готовность создать благоприятные условия для них: не шуметь возле гнезда, вести себя сдержанно и следовать рекомендациям взрослых, подкармливать птиц; прояв­ляют восторженное, бережное отношение к птенцам.

4.2.2. Млекопитающие

Знания. Дети узнают, как млекопитающие размножаются", сам­ки рожают живых детенышей. Сначала они маленькие и слабые, о них заботится мать: кормит их своим молоком, вылизывает, со­гревает, охраняет гнездо, защищает. У некоторых животных ей помогает самец. Детеныши растут, выходят из гнезда, играют, мать их учит отыскивать корм, по-прежнему их охраняет и защищает. Детеныши растут — становятся взрослыми, могут сами добывать корм, защищаться от врагов, выводить потомство. Человек забо­тится о детенышах домашних животных.

Отношение. Дети проявляют чуткость, осторожность в отноше­ниях с молодыми животными, готовность создавать для них хоро­шие условия, ухаживать, поступиться своими желаниями, раду­ются различным проявлениям, разным формам поведения (иг­рам, беготне и пр.) растущих детенышей. Проявляют интерес к их жизни, желание наблюдать за ними, слушать рассказы о них, задают вопросы.

5. Жизнь растений и животных в сообществе

5.1. ЛЕС КАК ЭКОСИСТЕМА

Знания. Дети узнают, что лес — это сообщество растений и животных, которые, занимая большую территорию, живут вмес­те и нужны друг другу. Главными в лесу являются деревья, их крона образует самый верхний «этаж» леса. Когда много одинако­вых деревьев, весь лес носит их название: березовая или дубовая роща, сосновый бор. Лес, в котором растут разные деревья (ли­ственные и хвойные) называется смешанным. «Этажом» ниже в лесу растут молодые деревца и кустарники. Наземный «этаж» — это травы, ягодные кустарнички, грибы. Подземный «этаж» — тол­ща лесной почвы. На всех «этажах» леса живет много разных жи­вотных. Каждое из них занимает свою экологическую нишу — оп­ределенное пространство, где находит пищу для себя, строит гнездо и растит потомство.

Белка живет в кроне деревьев (на верхнем «этаже»), имеет ос­трые самозатачивающиеся зубы, которыми грызет желуди, орехи. Она питается также семенами хвойных пород, грибами, делает запасы на зиму. В дупле устраивает гнездо, в котором весной — летом растит бельчат. Ноги зверька (сильные с острыми когтями) приспособлены к быстрому передвижению по деревьям (стволам и веткам). Длинный пушистый хвост, как парашют, помогает бел­ке делать большие прыжки с дерева на дерево, укрывает ее в мо­роз в дупле. В кроне деревьев живут также многие лесные птицы (клест, иволга, сова и др.), различные насекомые, гусеницы, которые питаются листьями, древесиной.

Заяц-беляк и лось занимают наземную нишу леса. Они питают­ся растительной пищей. Заяц в нижнем ярусе поедает траву, гры­зет кору кустарников и деревьев, у него такие же, как у белки самозатачивающиеся зубы. Лось — лесной великан, имеет длин­ные сильные ноги с копытами, бегает по лесу, может ходить по глубокому снегу, поедает листву, ветки с деревьев и верхней ча­сти кустарников. Заяц имеет короткие передние и длинные силь­ные задние ноги, поэтому он легко и быстро передвигается прыж­ками.

Лиса и волк занимают наземную нишу. Эти хищные животные питаются мясом, имеют сильные челюсти, мощные зубы, кото­рыми могут перегрызать кости. Они добывают пищу охотой за раз­личными животными, могут подолгу голодать. В зимнее время, когда пищи мало и охотиться трудно, хищники приближаются к деревне: лисы забираются в курятники, воруют кур. Волки соби­раются в стаи, нападают на любую живность — лося, собак, ло­шадь, человека. Лиса и волк — умные выносливые животные, имеют сильные ноги, острое чутье, хорошее зрение и слух. Оба хищника могут охотиться за мышами.

Бурый медведь и еж — наземные всеядные животные. Зимой они впадают в спячку из-за отсутствия корма. Медведь — громад­ный сильный хищник, имеет мощные лапы, когти, зубы. В зимнее время, если его подняли из берлоги, может задрать лося, корову, лошадь. Летом питается растительной пищей, насекомыми, ловит рыбу. Еж — небольшое, преимущественно насекомоядное живот­ное, покрытое иголками, которые его хорошо защищают от хищ­ников. Имеет короткие ноги, бегает по лесу, может поедать лягу­шек, змей, мышей.

В толще лесной почвы (на самом нижнем «этаже») живут раз­личные насекомые (например, муравьи, черви) и их личинки. Все они являются пищей крота — небольшого зверька, хорошо при­способленного к жизни в толще земли. Он имеет овальное тело, короткие, крепкие, вывернутые в стороны, с широкими и плос­кими (как лопаты) когтями ноги. В почве крот роет ходы, отыски­вает пищу, устраивает гнездо. Лишнюю землю он выталкивает на поверхность, образуя кучки — кротовины. У крота хорошо разви­то чутье, но слабое зрение, он покрыт короткой черного цвета, очень прочной шерсткой.

Все лесные звери линяют — меняют весной и осенью волося­ной покров на теле. К зиме у них вырастает густой подшерсток, который согревает их в холод. Весной шерсть редеет, чтобы летом им было нежарко. Многие лесные животные, такие, как еж, яще­рица, лягушка, имеют маскировочную окраску тела. Белка и заяц-беляк дважды в год меняют окраску шерсти: зимой заяц становит­ся белым, а белка серой; летом заяц серый, а белка рыжая. Такая окраска делает их мало заметными.

Все обитатели леса хорошо приспособлены к жизни в этих ус­ловиях: легко передвигаются (по земле, деревьям, в толще по­чвы); находят себе пищу, убежище, место для выведения потом­ства и могут устраивать логово, нору, гнездо, берлогу. Раститель­ноядные приспособлены к защите от врагов, хищные — к пресле­дованию добычи. Все животные и растения леса приспособлены к сезонным изменениям погоды.

Отношение. Дети, приходя в лес, соблюдают правила поведе­ния — не шумят, не мусорят, не уничтожают насекомых, не ло­мают растения, не разоряют гнезда, норы, муравейники, не топ­чут грибы. Могут наслаждаться обстановкой леса: тишиной, спо­койствием, прохладой, шорохами, пением птиц, журчанием ру­чья, лесными запахами, учатся правильно (не ломая растений) собирать ягоды, грибы.

Развивается познавательный интерес к жизни леса: дети само­стоятельно наблюдают разные явления, задают вопросы, охотно слушают рассказы, участвуют в разговоре.

Тайга как экосистема*

Знания. Тайга — это лес, в котором преобладают хвойные дере­вья. Тайга в России находится за Уралом — в Сибири. В таежном лесу мало кустарника, трав, потому что под густыми хвойными деревьями мало света, но зато много ягод — черники, брусни­ки, много мхов и лишайников. В тайге водятся разные животные: волки, бурые медведи, рыси, соболи, куницы, белки, росомахи и др.

Тропический лес как экосистема*

Знания. Тропический лес растет в теплых странах, где подолгу стоит жара, не бывает холодной зимы и много дождей. Тропи­ческие леса есть в Азии, в Южной Америке, в Африке. В России тропический лес растет только на побережье Черного моря. В тропическом лесу много лиственных деревьев и лиан, которые

* Здесь и далее: необязательные для изучения детьми варианты экосистемы. их переплетают, мало кустарников. Такой лес труднопрохо­дим. В нем водятся разные животные, например змеи, ядовитые насекомые. Человека в тропическом лесу подстерегает множе­ство опасностей. 5.2. ПРУД, ОЗЕРО, РЕКА КАК ЭКОСИСТЕМА

Знания. Дети узнают, что пруд, озеро являются средой жизни сообщества водных и прибрежных растений и животных, которые связаны друг с другом.

В пруду живут растения, которым подходят его условия, в воде плавают мелкие водные животные (рачки, личинки, насекомые), мелкие и крупные рыбы, лягушки. Возле пруда почва насыщена водой, поэтому там растет много влаголюбивых растений. Возле водоема много комаров, стрекоз. Они откладывают яички в воду, там из них выводятся личинки, которые через некоторое время превращаются во взрослых насекомых, а затем вылетают из воды и живут возле нее. Около пруда живут водоплавающие птицы. Во­дой пруда (озера) пользуется человек: берет ее для полива садо­вых и огородных растений, для других сельскохозяйственных нужд. Пруд (озеро) нельзя засорять. Грязный пруд постепенно превра­щается в болото, в нем меняется вся жизнь.

Отношение. Дети проявляют интерес к рассказам о жизни во­доема, задают вопросы, участвуют в установлении связей между обитателями водно-прибрежной зоны, не оставляют мусор на бе­регу, не бросают его в воду, любуются красотой водной поверх­ности, полетом стрекоз, растениями, вечерним туманом, при­слушиваются к звукам (кваканье лягушек и др.).

Море как экосистема*

Знания. Море — это огромное водное пространство, часть оке­ана, которая находится рядом с сушей или внутри нее. В море соленая вода. На море бывает шторм — очень большие (с высот­ный дом) волны. Шторм опасен для всех, кто находится в море: рыбаков в лодках, пассажирских и военных кораблей. Моря есть во всех странах света. Иногда вода в морях бывает определенного цвета, за что они получают свои названия (Красное, Белое, Жел­тое и Черное моря).

В морях и океанах живет много интересных животных: киты — самые громадные и нехищные животные Земли, дельфины — ум­ные и добродушные животные, часто помогают тонущим людям, осьминоги, морские звезды и др. В северных морях водятся тюле­ни, моржи. Во всех морях много разной рыбы, крупных ракооб разных и мелких рачков. Растения растут на мелководье или пла­вают в толще воды. Все животные и растения приспособлены к жизни в воде морей и океанов 5.3. ЛУГ КАК ЭКОСИСТЕМА

Знания. Дети узнают, что луг — это открытое место с сообще­ством травянистых растений, которые любят свет и солнце. В это сообщество входит много разных насекомых, наземных птиц. Все они нужны друг другу.

Отношение. Дети самостоятельно наблюдают за разными насе­комыми (бабочками, шмелями, пчелами, жуками, стрекозами), рассматривают цветы, слушают стрекотание кузнечиков. Прояв­ляют интерес к рассказу взрослого, не рвут большие букеты, не бросают сорванные растения. Любуются разноцветьем луга, поле­том насекомых, отражают впечатления в изопродукции, чувству­ют аромат луга, наслаждаются им.

Степь как экосистема*

Знания. Степи — это большие безлесные пространства, на ко­торых много разнообразных трав. В степях часто бывает засуха, поэтому там растут засухоустойчивые растения. Самое распрост­раненное растение в степях России — ковыль. Весной, когда в почве бывает много влаги, в степях зацветают разные цветы. Степь становится то голубой от незабудок, то красной от тюльпанов и маков, то золотисто-желтой от адониса.

В других странах степи имеют свои названия: прерии (в Север­ной Америке), пампасы (в Южной Америке), саванны (в Афри­ке, Австралии).

В степях много разных животных: копытные (сайгаки), грызу­ны (суслики, хомяки), змеи и черепахи, насекомые. В африкан­ских саваннах живут зебры, жирафы, одногорбые верблюды, сло­ны и другие животные.

6. Взаимодействие человека с природой

ЧЕЛОВЕК - ЖИВОЕ СУЩЕСТВО

Знания. Человек (ребенок, родители, воспитатели) живой. Ему необходимы хорошая пища, чистая вода, чистый и свежий воз­дух, тепло, доброжелательное отношение людей, пространство для свободных движений и деятельности, чистота, порядок и кра­сота в окружающей обстановке. В таких условиях человек хорошо себя чувствует, не болеет, красиво выглядит, доброжелательно относится к другим людям, бодр и деятелен.

Отношение. Дети охотно включаются в оценку взрослыми об­становки, окружающих условий (тепло—холодно, чисто —гряз­но, воздух свежий и приятный — плохой и душный и т.д.). Реаги­руют на красоту и чистоту помещения, участка, поддерживают их; радуются тишине, порядку, чистоте, свежему воздуху в мес­тах пребывания на природе (в лесу, на пляже и др.). 6.2. ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ ПРИРОДУ

Знания. Дети получают представление о том, что чистый воз­дух, чистые реки, озера, моря, чистая земля, леса — это богат­ство страны, всех людей. Человек использует природное богат­ство: из высушенных стволов деревьев делают доски, фанеру, мебель, строят дома, изготавливают игрушки, разные предметы. Из древесины делают бумагу, которая идет на книги, тетради, газеты. На все это надо много леса. Лес растет долго, поэтому надо беречь мебель, игрушки, чистую бумагу.

Чистая вода из реки (озера) нужна растениям, животным, за­водам, фабрикам. Человеку такая вода не подходит, ему нужна водопроводная вода, которую берут из реки и специально очища­ют. От грязной воды люди болеют. В чистой воде умываются, мо­ются, стирают белье и т.д. Из чистой воды готовят чай, кофе, компот, кисель, суп. Чистую воду надо беречь, зря не тратить. Чистая вода, пригодная для человека, бывает в колодцах, родни­ках. Ее можно пить не очищая. Колодцы и родники надо охранять от мусора и загрязнения.

Отношение. Дети не рвут и не пачкают бумагу, замечают сло­манные деревянные вещи (стулья, игрушки), обсуждают способы их починки, закрывают кран с водой, если он течет. Любуются изделиями из дерева, бумаги, интересуются процессом их изго­товления.

6.3. ЧЕЛОВЕК ОХРАНЯЕТ ПРИРОДУ

Знания. Дети узнают, что человек охраняет природу. За лесом следят специальные люди (лесничий), которые очищают лес от сухих деревьев, бурелома, подкармливают зимой животных. На вырубленных местах сажают молодые деревья, специально выра­щенные в лесопитомниках. Лес берегут от пожара, поэтому там не следует разводить костров.

Человек создает заповедники, охраняет памятники природы, заносит редкие растения и животных в Красную книгу. В каждом крае есть заповедные места.

Отношение. Дети проявляют интерес к природоохранной дея­тельности человека, участвуют вместе со взрослыми и самостоя­тельно в доступных акциях.

РЕКОМЕНДАЦИИ К РАСПРЕДЕЛЕНИЮ МАТЕРИАЛА ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ

Полный объем представленного материала по всем разделам ориентирован на детей подготовительной к школе группы. Воз­можность усвоения знаний и выработка отношения детей к объек­там и явлениям природы, обозначенным в программе, обуслов­лены тем, что воспитательно-образовательная работа с дошколь­никами по формированию начал экологической культуры начи­нается с двухлетнего или трехлетнего возраста и продолжается в системе четыре — пять лет.

В программе намеренно не дается распределение материала по возрастам, что позволяет начать ее реализацию в любой группе детского сада. Кроме того, опыт жесткой регламентации суще­ствующих программ показывает, что нередко сдерживается ини­циатива воспитателя в том случае, когда дети усваивают все с опережением или с отставанием. Отсутствие жесткой регламента­ции позволяет воспитателю осуществлять индивидуальный под­ход к детям: «нагружать» новыми знаниями быстро развивающих­ся детей и не торопить с обязательным усвоением материала де­тей, развивающихся в медленном темпе. В любом случае реализа­ция программы (с какой бы возрастной группы она ни начина­лась) осуществляется на основе следующих принципов:

1) постепенное — в течение учебного года и от возраста к возра­сту — наращивание объема материала: от рассмотрения 1 — 2 объек­тов природы, 1 — 2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их морфофункциональной взаимосвязи с внешними условиями;

2) первоочередное использование непосредственного природ­ного окружения, составляющего жизненное пространство детей:
систематическое познание растений и животных зеленой зоны детского сада, а затем — объектов природы, которые можно про­демонстрировать с помощью различной наглядности;

3) постепенное познавательное продвижение детей: от единич­ных сенсорных впечатлений от объектов и явлений природы к мно­гообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представ­лениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их экологическому сходству;широкое использование в работе с детьми разных видов прак­тической деятельности — систематическое включение их в сен сорное обследование объектов и явлений природы, опытничество, создание и поддержание необходимых условий для жизни расте­ний и животных зеленой зоны ДОУ, различные виды изодеятель-ности на основе впечатлений о природе, изготовление предметов и игрушек из природного материала;

5) подача познавательного материала и организация деятель­ности с помощью приемов, вызывающих у детей положитель­ные эмоции, переживания, разнообразные чувства, — исполь­зования сказок, сказочных персонажей, кукол и игрушек, всех видов игр.

Оптимальным вариантом формирования начал экологической культуры можно рассматривать тот случай, когда воспитательно-образовательный процесс начинается в младшем дошкольном воз­расте (с двух—трех лет). Все разделы и пункты программы можно начинать реализовывать именно с этого возраста. Примером воз­можного распределения материала программы по возрастам явля­ются авторские технологии1, в которых представлены системы педагогических мероприятий с детьми.

Планирование органически включено в технологии: материал программы, развернутый в циклах наблюдений, занятиях, экскур­сиях, акциях, праздниках, распределен на весь учебный год по ме­сяцам и неделям. В этих технологиях для всех возрастных групп дет­ского сада соблюдены вышеобозначенные принципы: материал в течение учебного года постепенно усложняется, наращивается объем знаний, впечатлений, интеллектуальных и практических умений. Каждая тема в начале года представлена просто и неоднократно по­вторяется в течение учебного года на новом материале; в конце года дети уже имеют некоторую систему представлений, на основе кото­рых их можно подвести к первоначальным обобщениям.

Технологии всех возрастных групп реализуют материал про­граммы через разные виды практической деятельности: выращи­вание растений, поддержание необходимых условий для живот­ных, зимняя подкормка птиц, ведение календарей природы, опыт­ничество, изготовление самодельных книг о природе, участие в подготовке и проведении акций. В них представлено широкое ис­пользование сказок, игр, ИОС, вызывающих у детей положи­тельные эмоции и чувства. Данные технологии — один из вариан­тов эколого-педагогической работы с детьми по программе «Юный эколог».

Творческий воспитатель или коллектив ДОУ могут пойти иным путем — создать свои, совсем другие системы мероприятий, ко­торые будут направлены на реализацию этой программы, на фор­мирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры.

 

КРАТКИЙ АННОТИРОВАННЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Экология

Большая энциклопедия природы для детей / Пер. с фр. — М., 1994.

В книге представлены статьи в алфавитном порядке, в которых попу­лярно изложен материал о климате и ландшафтах планеты, о многооб­разии растений и животных, об экологии, экосистемах, эволюции жиз­ни и многом другом.

Захлебный А. Н. Полевой экологический практикум: Пособие учите­лю. — М., 2004; Захлебный А. Н., Зубарев А. Е., Скалон Н.В. Полевой эко­логический практикум проекта: Влияние человека на экосистему леса. Рабочая тетрадь. — М., 2003.

Тетрадь может быть использована студентами, а пособие поможет пре­подавателю в проведении экологического практикума с ними, в органи­зации их исследовательской деятельности в экосистеме леса.

Мамедов Н.М., Суравегина И. Т. Экология. Учебное пособие для 9 — 11-х классов общеобразовательной школы. — М., 1996.

В книге представлены основные положения биологической и глобаль­ной экологии, экологии человека и общества, а также учение о ноосфе­ре. В главе «На пути к новой цивилизации» обсуждается связь экологии с различными сторонами жизни (культурой, образованием, информати­кой, экономикой, правом и др.).

Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: Программа всеобщего эколо­гического образования / Пер. с англ.; Под ред. Г.А.Ягодина. — М., 1993.

Книга является одним из лучших учебных пособий по охране приро­ды и рациональному природопользованию, используемых в колледжах и университетах США. В ней представлен материал о населении планеты, ее ресурсах, ухудшении состояния окружающей среды. Дается краткая история освоения и сохранения природных ресурсов.

Петросова Р.А., Голов В. П., Сивоглазов В. И., Страуд Е.К. Естество­знание и основы экологии: Учеб. пособие. — М., 1998.

В пособии обстоятельно представлено учение о Земле (строение, обо­лочки, многообразие органического мира, место в Солнечной систе­ме). В главе «Основы экологии» раскрыты ведущие идеи и понятия био­экологии, а также показано воздействие человека на природные эко­системы.

Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель по природоведе­нию и экологии для учащихся начальных классов. — М., 1998.

Атлас — хорошее практическое руководство для воспитателя детско­го сада в работе с детьми. Он поможет им самостоятельно ознакомиться с камнями, деревьями, травами, насекомыми, птицами и созвездиями на небе, использовать материал в разработке конспектов занятий.

Пугал И.А., Лаврова В.Н., Зверев И.Д. Практикум по курсу «Основы экологии» для общеобразовательной школы. Методические рекоменда­ции. - М., 2002.

Комплект включает карты-инструкции для учащихся и методические рекомендации для преподавателя. Материал состоит из блоков, на осно­ве которых строятся лабораторные и практические работы с учащимися.

Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. —М., 1990.

Книга является первым мировым опытом создания проблемного сло­варя в области природопользования, эколого-социально-экономических проблем. Использование словаря позволит педагогам разобраться в са­мых различных вопросах экологии.

Самкова В.А., Теплое Д.Л. Найди свой дом. Лесные экосистемы: Мето­дические рекомендации к игровому комплекту / Под ред. А. Н. Захлебно-го. - М., 1995.

Книга позволяет организовать учебно-игровую познавательную дея­тельность студентов и сформировать у них представления о воздействии человека на лесную экосистему.

Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учебник для 9-го класса общеобразовательных учреждений. — М., 1997.

В учебнике обстоятельно представлены ведущие идеи и понятия био­экологии. Для специалистов дошкольного воспитания особое значение имеют первая и третья главы: «Организм и среда» и «Экосистемы». Их изучение поможет воспитателям осознанно и грамотно осуществлять эко­логическое воспитание дошкольников. В книге обсуждаются вопросы со­циальной экологии, экологические основы охраны природы.

Экологическая азбука для детей и подростков / Под ред. Т. В. Потапо­вой, Н. Г. Рыбальского. — М., 1995.

Книга является научно-популярным изданием для детей, педагогов и родителей. В первой части представлено четыре постепенно усложняю­щихся уровня экологических элементарных знаний, в алфавитном по­рядке раскрываются основные понятия из области природопользования. Во второй части даются практические советы по экологической безопас­ности человека.

Экологический словарь/Авт.-сост.: С.Делятицкий, И.Зайонц, Л.Чер­тков, В. Экзарьян. — М., 1993.

В книге даются определения экологических понятий, а также основ­ные нормативно-технические документы, использующиеся в природоох­ранной деятельности. В ней представлены наиболее значимые количествен­ные и качественные показатели антропогенного воздействия на природу.

Экологическое образование

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 — 6 лет: Практи­ческое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж, 2004.

В книге представлены интегрированные занятия к программе «Дет­ство», а также поквартальное перспективное планирование занятий с детьми в старшей группе. Имеются два приложения: «Примерная диаг­ностика освоения детьми программы» и «Опытническая деятельность с дошкольниками».

Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания до­школьников / Под. ред. Л.М.Маневцовой, П. Г. Саморуковой. — СПб 1998.

Книга содержит два раздела. Первый посвящен основам природове­дения и охраны природы, а второй — методике экологического воспита­ния (задачи, содержание, методы и др.). Имеются приложения, в кото­рых даются примерные конспекты занятий, экскурсий, диагностика ос­воения детьми программы.

Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учрежде­ния. - М., 2002.

Книга представляет собой методическое обеспечение программы «Юный эколог». В ней подробно (по месяцам и неделям) представлена технология эколого-педагогического процесса со старшими дошкольни­ками.

Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми средней и старшей групп детского сада: Книга для вос­питателей детского сада. — М., 2004.

В книге, являющейся методическим обеспечением программы «Юный эколог», представлены технологии для двух возрастных групп, дано по­месячное и понедельное планирование, подробное описание всех ме­роприятий.

Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников: Книга для воспитателей детского сада. — М., 2004.

Данное пособие — методическое обеспечение программы «Юный эколог». В нем представлена технология эколого-педагогического про­цесса с детьми 3-го и 4-го года жизни в детском саду.

Николаева С. Н. Методическое пособие к программе «Зеленая тропин­ка»: Пособие для воспитателей и учителей по подготовке детей к шко­ле. - М., 2001.

В книге представлена технология подготовки детей к школе на при­мере экологического материала, дан поурочный план занятий по эколо­гическому воспитанию с шестилетними детьми. Описано 30 уроков, по­строенных на использовании двух рабочих тетрадей: «Зеленой тропинки» (автор А. А. Плешаков) и «Экологической тетради для дошкольников» (автор С.Н.Николаева).

Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства: Рекоменда­ции педагогам, родителям и гувернерам. — М., 2004.

В книге рассказывается, как воспитывать в ребенке любовь к природе в домашн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.130.127 (0.014 с.)