Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Растения на участке детского сада↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Знания. Дети знакомятся с конкретными видами деревьев, кустарников, культурными и дикорастущими травянистыми расте ниями, растениями сада, огорода, знают их названия, характерные признаки, особенности строения (корень, ствол, стебель, ветки, листья, цветы, семена) и назначение всех органов. Узнают, что все растения — живые существа. Для жизни, роста, созревания семян они должны сохранять свою целостность, им нужны определенные условия: тепло, свет, влага, питательная почва, воздух. Эти условия имеются на участке детского сада, поэтому растения там растут. Погодные условия круглый год неодинаковы — они меняются по сезонам. Растения приспособились к жизни в меняющихся условиях. Осенью постепенно становится холодно, меньше света (укорачивается день), а воды слишком много (идут дожди). В этих условиях травянистые растения вянут, листья на деревьях и кустарниках желтеют и опадают. Зелеными остаются хвойные деревья — у них вместо листьев жесткие иголки. Зимой очень холодно, мало света, земля мерзлая, нет воды, вместо нее снег и лед. Жизнь всех растений замирает: деревья и кустарники стоят без листьев, травянистые растения отмирают, только у некоторых из них под землей сохраняются корень и стебель. Весной меняются условия: становится теплее и теплее, увеличивается день, поэтому света становится больше и больше; от тепла тает снег-, лед, появляется вода, оттаивает земля. Растения оживают, начинается новая бурная жизнь: на деревьях и кустарниках набухают почки, появляются листья, цветы; прорастают травянистые растения, они цветут. Летом условия самые хорошие (много света, тепла, влаги), все растения бурно растут, цветут, дают семена и плоды. Человек (дети, родители, сотрудники детского сада) в трудные моменты помогает растениям участка, улучшает условия их жизни; окапывает деревья и кустарники, поливает газоны в засуху, удобряет почву, утепляет некоторые растения на зиму. Отношение. У детей развивается познавательный интерес к растениям участка: они охотно участвуют в коллективных наблюдениях, беседах, в заполнении календарей природы, проявляют инициативу в познании растений — задают вопросы, самостоятельно наблюдают, строят предположения, рассказывают об увиденном. Развиваются эмоциональный отклик и художественное восприятие красоты растений в различные периоды их жизни и при разных состояниях: нежная зелень весной, пышное разнотравье и сочная зелень летом, покой заснеженных деревьев и кустов зимой, разноцветное осеннее увядание и т.д. Дети учатся связывать красоту растений с благополучным их состоянием (удовлетворением потребностей) и хорошими условиями жизни. Учатся воспринимать растения как живые существа, сочувствовать им, оберегать их целостность. Проявляют готовность участвовать в прак тических делах по поддержанию хороших условий для растений (полив, перекопка земли и пр.). 3. Многообразие животных и их связь со средой обитания ОБИТАТЕЛИ УГОЛКА ПРИРОДЫ Знания. Дети узнают о видах животных, которые содержатся в детском саду в аквариумах, клетках, террариумах: их названия, характерные особенности. Формируется представление о том, что все они живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, которые могут удовлетворять их потребности. Эти условия создает человек (воспитатель вместе с детьми), он делает их похожими на естественные природные условия, к которым животные приспособлены своим строением и поведением. В таких условиях животные хорошо себя чувствуют, не болеют. Все животные разные и нуждаются в разных условиях. Рыбы, улитки, раки — водные животные, они приспособлены постоянно жить в воде: легко передвигаются в водной среде, питаются тем, что в ней есть (мелкими рачками, рыбками, водными насекомыми, растениями), дышат воздухом, который есть в воде, им необходимы большое и чистое водное пространство комнатной температуры, свет, разнообразный корм, некоторым рыбам, ракам необходимо укрытие. Птицы — наземно-воздушные животные, приспособлены летать по воздуху, питаться в светлое время дня тем, что есть на земле и в воздухе (семена растений, насекомые и др.). Им необходимы светлое место, воздушное пространство (просторная клетка, вольер), разнообразные корма, в весенне-летний период — гнезда для выведения потомства. Мелкие животные — грызуны (хомяки, морские свинки) — наземные животные, приспособленные жить в норе, передвигаться по земле, питаться разнообразными растительными кормами, грызть твердую пищу и предметы. Им необходимо просторное помещение, в котором есть укрытие, условия для движения, разнообразные корма, предметы для грызения. При благоприятных условиях все животные хорошо выглядят, здоровы, активны, не болеют, вступают в контакт с человеком. Отношение. У детей формируется понимание того, что обитатели уголка природы — живые существа со своими потребностями, о них нужно постоянно заботиться; готовность удовлетворять эти потребности, охотно участвовать в создании и поддержании необходимых условий жизни; умение отличать хорошее самочувствие (нормальное состояние) от недомогания, радоваться красоте проявлений здорового животного; замечать болезненное состояние, беспокоиться по этому поводу. У детей развивается познавательный интерес к обитателям: самостоятельные наблюдения, вопросы, сообщения, активное участие в коллективных занятиях, беседах, желание узнавать новые сведения. Дети охотно отображают впечатления в изодеятель-ности, игре. 3.2. ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ1 Знания. Дети получают представления о кошке, собаке, корове, овце, лошади, свинье, козе и других характерных для данной местности животных, узнают их названия, особенности внешнего облика, поведения. Узнают их детенышей, понимают, что жизнь этих животных тесно связана с человеком: он создает для них все необходимые условия (строит теплое помещение, кормит, заготавливает корма впрок, ухаживает), использует в хозяйстве, они не боятся человека, при хорошем обращении привязаны к нему. Домашние животные не приспособлены самостоятельно жить в естественных природных условиях, без заботы человека они дичают, могут погибнуть. Отношение. Дети проявляют интерес к жизни домашних животных: охотно- наблюдают за их проявлениями, задают вопросы, слушают рассказы, сказки. В ситуациях контакта добровольно участвуют в уходе за ними, понимают их желания, потребности, проявляют готовность их удовлетворить; умеют правильно обращаться с ними (гладить, играть, ласково разговаривать). Любуются красотой их проявлений (силой, ловкостью, грациозностью, преданностью и т.п.), отображают эти впечатления в игре, изоде-ятельности. ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ Знания. Дети знакомятся с конкретными видами птиц своей местности, узнают их названия, характерные особенности внешнего облика, поведения, чем питаются, как приспособлены к наземно-воздушному образу жизни, к сезонно меняющимся условиям неживой природы. Узнают, что зима — очень трудный период для птиц: мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день (в светлое время суток птицы не успевают прокормиться). Они по-разному приспособились к жизни в зимнее время: насекомоядные улетают в теплые края, где нет снега и морозов, это перелетные птицы; те же, кто питается семенами растений, остатками пищи человека, приближаются к его жилью, на юг не улетают, это зимующие птицы. Человек может помочь зимующим птицам, подкармливая их крошками хлеба, семенами различных растений. Отношение. Дети проявляют интерес к жизни птиц, коллективно и самостоятельно наблюдают за ними, задают вопросы, сообщают о своих впечатлениях, любуются их проявлениями, полетом. Охотно участвуют в организации и проведении подкормки зимующих птиц. 4. Рост и развитие растений и животных и их связь со средой обитания РАСТЕНИЯ Знания. Дети узнают, что новое растение можно вырастить из семени, что от одного семени можно получить много семян; получают представление о стадиях роста и развития однолетних культур (на примере цветочных или огородных растений): семя, проросток, наращивание зеленой массы (период вегетативного роста), цветение, плодоношение (образование семян). В разные периоды роста растению нужны неодинаковые условия. Молодое растение слабое, хрупкое, и с ним надо обращаться осторожно, чтобы не повредить его. Новые комнатные растения можно вырастить из черенка, листа, луковицы, делением куста. Вновь посаженное растение слабое, его надо часто поливать, оберегать от ярких солнечных лучей, сквозняка. На этот период для него можно создать тепличные условия. Отношение. Дети с интересом участвуют в выращивании растений, с готовностью выполняют указания взрослых по уходу за ними, охотно наблюдают за растениями, замечают изменения, делают зарисовки в календаре. 4.2. ЖИВОТНЫЕ 4.2.1. Птицы Знания. Дети узнают, как птицы размножаются: самка откладывает яйца в гнездо и высиживает их. Сначала птенцы растут и развиваются в яйце, им нужно тепло, самка сидит на яйцах и согревает их. Затем птенцы вылупляются, родители (самка и самец) создают все необходимые условия для их роста: кормят, обогревают, охраняют и защищают. Птенцы растут и становятся взрослыми: могут самостоятельно находить корм, строить гнездо, откладывать яйца и выращивать потомство Отношение. Дети с интересом наблюдают за гнездостроитель-ной деятельностью птиц, выращиванием птенцов; сообщают о своих наблюдениях, проявляют готовность создать благоприятные условия для них: не шуметь возле гнезда, вести себя сдержанно и следовать рекомендациям взрослых, подкармливать птиц; проявляют восторженное, бережное отношение к птенцам. 4.2.2. Млекопитающие Знания. Дети узнают, как млекопитающие размножаются", самки рожают живых детенышей. Сначала они маленькие и слабые, о них заботится мать: кормит их своим молоком, вылизывает, согревает, охраняет гнездо, защищает. У некоторых животных ей помогает самец. Детеныши растут, выходят из гнезда, играют, мать их учит отыскивать корм, по-прежнему их охраняет и защищает. Детеныши растут — становятся взрослыми, могут сами добывать корм, защищаться от врагов, выводить потомство. Человек заботится о детенышах домашних животных. Отношение. Дети проявляют чуткость, осторожность в отношениях с молодыми животными, готовность создавать для них хорошие условия, ухаживать, поступиться своими желаниями, радуются различным проявлениям, разным формам поведения (играм, беготне и пр.) растущих детенышей. Проявляют интерес к их жизни, желание наблюдать за ними, слушать рассказы о них, задают вопросы. 5. Жизнь растений и животных в сообществе 5.1. ЛЕС КАК ЭКОСИСТЕМА Знания. Дети узнают, что лес — это сообщество растений и животных, которые, занимая большую территорию, живут вместе и нужны друг другу. Главными в лесу являются деревья, их крона образует самый верхний «этаж» леса. Когда много одинаковых деревьев, весь лес носит их название: березовая или дубовая роща, сосновый бор. Лес, в котором растут разные деревья (лиственные и хвойные) называется смешанным. «Этажом» ниже в лесу растут молодые деревца и кустарники. Наземный «этаж» — это травы, ягодные кустарнички, грибы. Подземный «этаж» — толща лесной почвы. На всех «этажах» леса живет много разных животных. Каждое из них занимает свою экологическую нишу — определенное пространство, где находит пищу для себя, строит гнездо и растит потомство. Белка живет в кроне деревьев (на верхнем «этаже»), имеет острые самозатачивающиеся зубы, которыми грызет желуди, орехи. Она питается также семенами хвойных пород, грибами, делает запасы на зиму. В дупле устраивает гнездо, в котором весной — летом растит бельчат. Ноги зверька (сильные с острыми когтями) приспособлены к быстрому передвижению по деревьям (стволам и веткам). Длинный пушистый хвост, как парашют, помогает белке делать большие прыжки с дерева на дерево, укрывает ее в мороз в дупле. В кроне деревьев живут также многие лесные птицы (клест, иволга, сова и др.), различные насекомые, гусеницы, которые питаются листьями, древесиной. Заяц-беляк и лось занимают наземную нишу леса. Они питаются растительной пищей. Заяц в нижнем ярусе поедает траву, грызет кору кустарников и деревьев, у него такие же, как у белки самозатачивающиеся зубы. Лось — лесной великан, имеет длинные сильные ноги с копытами, бегает по лесу, может ходить по глубокому снегу, поедает листву, ветки с деревьев и верхней части кустарников. Заяц имеет короткие передние и длинные сильные задние ноги, поэтому он легко и быстро передвигается прыжками. Лиса и волк занимают наземную нишу. Эти хищные животные питаются мясом, имеют сильные челюсти, мощные зубы, которыми могут перегрызать кости. Они добывают пищу охотой за различными животными, могут подолгу голодать. В зимнее время, когда пищи мало и охотиться трудно, хищники приближаются к деревне: лисы забираются в курятники, воруют кур. Волки собираются в стаи, нападают на любую живность — лося, собак, лошадь, человека. Лиса и волк — умные выносливые животные, имеют сильные ноги, острое чутье, хорошее зрение и слух. Оба хищника могут охотиться за мышами. Бурый медведь и еж — наземные всеядные животные. Зимой они впадают в спячку из-за отсутствия корма. Медведь — громадный сильный хищник, имеет мощные лапы, когти, зубы. В зимнее время, если его подняли из берлоги, может задрать лося, корову, лошадь. Летом питается растительной пищей, насекомыми, ловит рыбу. Еж — небольшое, преимущественно насекомоядное животное, покрытое иголками, которые его хорошо защищают от хищников. Имеет короткие ноги, бегает по лесу, может поедать лягушек, змей, мышей. В толще лесной почвы (на самом нижнем «этаже») живут различные насекомые (например, муравьи, черви) и их личинки. Все они являются пищей крота — небольшого зверька, хорошо приспособленного к жизни в толще земли. Он имеет овальное тело, короткие, крепкие, вывернутые в стороны, с широкими и плоскими (как лопаты) когтями ноги. В почве крот роет ходы, отыскивает пищу, устраивает гнездо. Лишнюю землю он выталкивает на поверхность, образуя кучки — кротовины. У крота хорошо развито чутье, но слабое зрение, он покрыт короткой черного цвета, очень прочной шерсткой. Все лесные звери линяют — меняют весной и осенью волосяной покров на теле. К зиме у них вырастает густой подшерсток, который согревает их в холод. Весной шерсть редеет, чтобы летом им было нежарко. Многие лесные животные, такие, как еж, ящерица, лягушка, имеют маскировочную окраску тела. Белка и заяц-беляк дважды в год меняют окраску шерсти: зимой заяц становится белым, а белка серой; летом заяц серый, а белка рыжая. Такая окраска делает их мало заметными. Все обитатели леса хорошо приспособлены к жизни в этих условиях: легко передвигаются (по земле, деревьям, в толще почвы); находят себе пищу, убежище, место для выведения потомства и могут устраивать логово, нору, гнездо, берлогу. Растительноядные приспособлены к защите от врагов, хищные — к преследованию добычи. Все животные и растения леса приспособлены к сезонным изменениям погоды. Отношение. Дети, приходя в лес, соблюдают правила поведения — не шумят, не мусорят, не уничтожают насекомых, не ломают растения, не разоряют гнезда, норы, муравейники, не топчут грибы. Могут наслаждаться обстановкой леса: тишиной, спокойствием, прохладой, шорохами, пением птиц, журчанием ручья, лесными запахами, учатся правильно (не ломая растений) собирать ягоды, грибы. Развивается познавательный интерес к жизни леса: дети самостоятельно наблюдают разные явления, задают вопросы, охотно слушают рассказы, участвуют в разговоре. Тайга как экосистема* Знания. Тайга — это лес, в котором преобладают хвойные деревья. Тайга в России находится за Уралом — в Сибири. В таежном лесу мало кустарника, трав, потому что под густыми хвойными деревьями мало света, но зато много ягод — черники, брусники, много мхов и лишайников. В тайге водятся разные животные: волки, бурые медведи, рыси, соболи, куницы, белки, росомахи и др. Тропический лес как экосистема* Знания. Тропический лес растет в теплых странах, где подолгу стоит жара, не бывает холодной зимы и много дождей. Тропические леса есть в Азии, в Южной Америке, в Африке. В России тропический лес растет только на побережье Черного моря. В тропическом лесу много лиственных деревьев и лиан, которые * Здесь и далее: необязательные для изучения детьми варианты экосистемы. их переплетают, мало кустарников. Такой лес труднопроходим. В нем водятся разные животные, например змеи, ядовитые насекомые. Человека в тропическом лесу подстерегает множество опасностей. 5.2. ПРУД, ОЗЕРО, РЕКА КАК ЭКОСИСТЕМА Знания. Дети узнают, что пруд, озеро являются средой жизни сообщества водных и прибрежных растений и животных, которые связаны друг с другом. В пруду живут растения, которым подходят его условия, в воде плавают мелкие водные животные (рачки, личинки, насекомые), мелкие и крупные рыбы, лягушки. Возле пруда почва насыщена водой, поэтому там растет много влаголюбивых растений. Возле водоема много комаров, стрекоз. Они откладывают яички в воду, там из них выводятся личинки, которые через некоторое время превращаются во взрослых насекомых, а затем вылетают из воды и живут возле нее. Около пруда живут водоплавающие птицы. Водой пруда (озера) пользуется человек: берет ее для полива садовых и огородных растений, для других сельскохозяйственных нужд. Пруд (озеро) нельзя засорять. Грязный пруд постепенно превращается в болото, в нем меняется вся жизнь. Отношение. Дети проявляют интерес к рассказам о жизни водоема, задают вопросы, участвуют в установлении связей между обитателями водно-прибрежной зоны, не оставляют мусор на берегу, не бросают его в воду, любуются красотой водной поверхности, полетом стрекоз, растениями, вечерним туманом, прислушиваются к звукам (кваканье лягушек и др.). Море как экосистема* Знания. Море — это огромное водное пространство, часть океана, которая находится рядом с сушей или внутри нее. В море соленая вода. На море бывает шторм — очень большие (с высотный дом) волны. Шторм опасен для всех, кто находится в море: рыбаков в лодках, пассажирских и военных кораблей. Моря есть во всех странах света. Иногда вода в морях бывает определенного цвета, за что они получают свои названия (Красное, Белое, Желтое и Черное моря). В морях и океанах живет много интересных животных: киты — самые громадные и нехищные животные Земли, дельфины — умные и добродушные животные, часто помогают тонущим людям, осьминоги, морские звезды и др. В северных морях водятся тюлени, моржи. Во всех морях много разной рыбы, крупных ракооб разных и мелких рачков. Растения растут на мелководье или плавают в толще воды. Все животные и растения приспособлены к жизни в воде морей и океанов 5.3. ЛУГ КАК ЭКОСИСТЕМА Знания. Дети узнают, что луг — это открытое место с сообществом травянистых растений, которые любят свет и солнце. В это сообщество входит много разных насекомых, наземных птиц. Все они нужны друг другу. Отношение. Дети самостоятельно наблюдают за разными насекомыми (бабочками, шмелями, пчелами, жуками, стрекозами), рассматривают цветы, слушают стрекотание кузнечиков. Проявляют интерес к рассказу взрослого, не рвут большие букеты, не бросают сорванные растения. Любуются разноцветьем луга, полетом насекомых, отражают впечатления в изопродукции, чувствуют аромат луга, наслаждаются им. Степь как экосистема* Знания. Степи — это большие безлесные пространства, на которых много разнообразных трав. В степях часто бывает засуха, поэтому там растут засухоустойчивые растения. Самое распространенное растение в степях России — ковыль. Весной, когда в почве бывает много влаги, в степях зацветают разные цветы. Степь становится то голубой от незабудок, то красной от тюльпанов и маков, то золотисто-желтой от адониса. В других странах степи имеют свои названия: прерии (в Северной Америке), пампасы (в Южной Америке), саванны (в Африке, Австралии). В степях много разных животных: копытные (сайгаки), грызуны (суслики, хомяки), змеи и черепахи, насекомые. В африканских саваннах живут зебры, жирафы, одногорбые верблюды, слоны и другие животные. 6. Взаимодействие человека с природой ЧЕЛОВЕК - ЖИВОЕ СУЩЕСТВО Знания. Человек (ребенок, родители, воспитатели) живой. Ему необходимы хорошая пища, чистая вода, чистый и свежий воздух, тепло, доброжелательное отношение людей, пространство для свободных движений и деятельности, чистота, порядок и красота в окружающей обстановке. В таких условиях человек хорошо себя чувствует, не болеет, красиво выглядит, доброжелательно относится к другим людям, бодр и деятелен. Отношение. Дети охотно включаются в оценку взрослыми обстановки, окружающих условий (тепло—холодно, чисто —грязно, воздух свежий и приятный — плохой и душный и т.д.). Реагируют на красоту и чистоту помещения, участка, поддерживают их; радуются тишине, порядку, чистоте, свежему воздуху в местах пребывания на природе (в лесу, на пляже и др.). 6.2. ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ ПРИРОДУ Знания. Дети получают представление о том, что чистый воздух, чистые реки, озера, моря, чистая земля, леса — это богатство страны, всех людей. Человек использует природное богатство: из высушенных стволов деревьев делают доски, фанеру, мебель, строят дома, изготавливают игрушки, разные предметы. Из древесины делают бумагу, которая идет на книги, тетради, газеты. На все это надо много леса. Лес растет долго, поэтому надо беречь мебель, игрушки, чистую бумагу. Чистая вода из реки (озера) нужна растениям, животным, заводам, фабрикам. Человеку такая вода не подходит, ему нужна водопроводная вода, которую берут из реки и специально очищают. От грязной воды люди болеют. В чистой воде умываются, моются, стирают белье и т.д. Из чистой воды готовят чай, кофе, компот, кисель, суп. Чистую воду надо беречь, зря не тратить. Чистая вода, пригодная для человека, бывает в колодцах, родниках. Ее можно пить не очищая. Колодцы и родники надо охранять от мусора и загрязнения. Отношение. Дети не рвут и не пачкают бумагу, замечают сломанные деревянные вещи (стулья, игрушки), обсуждают способы их починки, закрывают кран с водой, если он течет. Любуются изделиями из дерева, бумаги, интересуются процессом их изготовления. 6.3. ЧЕЛОВЕК ОХРАНЯЕТ ПРИРОДУ Знания. Дети узнают, что человек охраняет природу. За лесом следят специальные люди (лесничий), которые очищают лес от сухих деревьев, бурелома, подкармливают зимой животных. На вырубленных местах сажают молодые деревья, специально выращенные в лесопитомниках. Лес берегут от пожара, поэтому там не следует разводить костров. Человек создает заповедники, охраняет памятники природы, заносит редкие растения и животных в Красную книгу. В каждом крае есть заповедные места. Отношение. Дети проявляют интерес к природоохранной деятельности человека, участвуют вместе со взрослыми и самостоятельно в доступных акциях. РЕКОМЕНДАЦИИ К РАСПРЕДЕЛЕНИЮ МАТЕРИАЛА ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ Полный объем представленного материала по всем разделам ориентирован на детей подготовительной к школе группы. Возможность усвоения знаний и выработка отношения детей к объектам и явлениям природы, обозначенным в программе, обусловлены тем, что воспитательно-образовательная работа с дошкольниками по формированию начал экологической культуры начинается с двухлетнего или трехлетнего возраста и продолжается в системе четыре — пять лет. В программе намеренно не дается распределение материала по возрастам, что позволяет начать ее реализацию в любой группе детского сада. Кроме того, опыт жесткой регламентации существующих программ показывает, что нередко сдерживается инициатива воспитателя в том случае, когда дети усваивают все с опережением или с отставанием. Отсутствие жесткой регламентации позволяет воспитателю осуществлять индивидуальный подход к детям: «нагружать» новыми знаниями быстро развивающихся детей и не торопить с обязательным усвоением материала детей, развивающихся в медленном темпе. В любом случае реализация программы (с какой бы возрастной группы она ни начиналась) осуществляется на основе следующих принципов: 1) постепенное — в течение учебного года и от возраста к возрасту — наращивание объема материала: от рассмотрения 1 — 2 объектов природы, 1 — 2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их морфофункциональной взаимосвязи с внешними условиями; 2) первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей: 3) постепенное познавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечатлений от объектов и явлений природы к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их экологическому сходству;широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности — систематическое включение их в сен сорное обследование объектов и явлений природы, опытничество, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных зеленой зоны ДОУ, различные виды изодеятель-ности на основе впечатлений о природе, изготовление предметов и игрушек из природного материала; 5) подача познавательного материала и организация деятельности с помощью приемов, вызывающих у детей положительные эмоции, переживания, разнообразные чувства, — использования сказок, сказочных персонажей, кукол и игрушек, всех видов игр. Оптимальным вариантом формирования начал экологической культуры можно рассматривать тот случай, когда воспитательно-образовательный процесс начинается в младшем дошкольном возрасте (с двух—трех лет). Все разделы и пункты программы можно начинать реализовывать именно с этого возраста. Примером возможного распределения материала программы по возрастам являются авторские технологии1, в которых представлены системы педагогических мероприятий с детьми. Планирование органически включено в технологии: материал программы, развернутый в циклах наблюдений, занятиях, экскурсиях, акциях, праздниках, распределен на весь учебный год по месяцам и неделям. В этих технологиях для всех возрастных групп детского сада соблюдены вышеобозначенные принципы: материал в течение учебного года постепенно усложняется, наращивается объем знаний, впечатлений, интеллектуальных и практических умений. Каждая тема в начале года представлена просто и неоднократно повторяется в течение учебного года на новом материале; в конце года дети уже имеют некоторую систему представлений, на основе которых их можно подвести к первоначальным обобщениям. Технологии всех возрастных групп реализуют материал программы через разные виды практической деятельности: выращивание растений, поддержание необходимых условий для животных, зимняя подкормка птиц, ведение календарей природы, опытничество, изготовление самодельных книг о природе, участие в подготовке и проведении акций. В них представлено широкое использование сказок, игр, ИОС, вызывающих у детей положительные эмоции и чувства. Данные технологии — один из вариантов эколого-педагогической работы с детьми по программе «Юный эколог». Творческий воспитатель или коллектив ДОУ могут пойти иным путем — создать свои, совсем другие системы мероприятий, которые будут направлены на реализацию этой программы, на формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры.
КРАТКИЙ АННОТИРОВАННЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ Экология Большая энциклопедия природы для детей / Пер. с фр. — М., 1994. В книге представлены статьи в алфавитном порядке, в которых популярно изложен материал о климате и ландшафтах планеты, о многообразии растений и животных, об экологии, экосистемах, эволюции жизни и многом другом. Захлебный А. Н. Полевой экологический практикум: Пособие учителю. — М., 2004; Захлебный А. Н., Зубарев А. Е., Скалон Н.В. Полевой экологический практикум проекта: Влияние человека на экосистему леса. Рабочая тетрадь. — М., 2003. Тетрадь может быть использована студентами, а пособие поможет преподавателю в проведении экологического практикума с ними, в организации их исследовательской деятельности в экосистеме леса. Мамедов Н.М., Суравегина И. Т. Экология. Учебное пособие для 9 — 11-х классов общеобразовательной школы. — М., 1996. В книге представлены основные положения биологической и глобальной экологии, экологии человека и общества, а также учение о ноосфере. В главе «На пути к новой цивилизации» обсуждается связь экологии с различными сторонами жизни (культурой, образованием, информатикой, экономикой, правом и др.). Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: Программа всеобщего экологического образования / Пер. с англ.; Под ред. Г.А.Ягодина. — М., 1993. Книга является одним из лучших учебных пособий по охране природы и рациональному природопользованию, используемых в колледжах и университетах США. В ней представлен материал о населении планеты, ее ресурсах, ухудшении состояния окружающей среды. Дается краткая история освоения и сохранения природных ресурсов. Петросова Р.А., Голов В. П., Сивоглазов В. И., Страуд Е.К. Естествознание и основы экологии: Учеб. пособие. — М., 1998. В пособии обстоятельно представлено учение о Земле (строение, оболочки, многообразие органического мира, место в Солнечной системе). В главе «Основы экологии» раскрыты ведущие идеи и понятия биоэкологии, а также показано воздействие человека на природные экосистемы. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель по природоведению и экологии для учащихся начальных классов. — М., 1998. Атлас — хорошее практическое руководство для воспитателя детского сада в работе с детьми. Он поможет им самостоятельно ознакомиться с камнями, деревьями, травами, насекомыми, птицами и созвездиями на небе, использовать материал в разработке конспектов занятий. Пугал И.А., Лаврова В.Н., Зверев И.Д. Практикум по курсу «Основы экологии» для общеобразовательной школы. Методические рекомендации. - М., 2002. Комплект включает карты-инструкции для учащихся и методические рекомендации для преподавателя. Материал состоит из блоков, на основе которых строятся лабораторные и практические работы с учащимися. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. —М., 1990. Книга является первым мировым опытом создания проблемного словаря в области природопользования, эколого-социально-экономических проблем. Использование словаря позволит педагогам разобраться в самых различных вопросах экологии. Самкова В.А., Теплое Д.Л. Найди свой дом. Лесные экосистемы: Методические рекомендации к игровому комплекту / Под ред. А. Н. Захлебно-го. - М., 1995. Книга позволяет организовать учебно-игровую познавательную деятельность студентов и сформировать у них представления о воздействии человека на лесную экосистему. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учебник для 9-го класса общеобразовательных учреждений. — М., 1997. В учебнике обстоятельно представлены ведущие идеи и понятия биоэкологии. Для специалистов дошкольного воспитания особое значение имеют первая и третья главы: «Организм и среда» и «Экосистемы». Их изучение поможет воспитателям осознанно и грамотно осуществлять экологическое воспитание дошкольников. В книге обсуждаются вопросы социальной экологии, экологические основы охраны природы. Экологическая азбука для детей и подростков / Под ред. Т. В. Потаповой, Н. Г. Рыбальского. — М., 1995. Книга является научно-популярным изданием для детей, педагогов и родителей. В первой части представлено четыре постепенно усложняющихся уровня экологических элементарных знаний, в алфавитном порядке раскрываются основные понятия из области природопользования. Во второй части даются практические советы по экологической безопасности человека. Экологический словарь/Авт.-сост.: С.Делятицкий, И.Зайонц, Л.Чертков, В. Экзарьян. — М., 1993. В книге даются определения экологических понятий, а также основные нормативно-технические документы, использующиеся в природоохранной деятельности. В ней представлены наиболее значимые количественные и качественные показатели антропогенного воздействия на природу. Экологическое образование Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 — 6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж, 2004. В книге представлены интегрированные занятия к программе «Детство», а также поквартальное перспективное планирование занятий с детьми в старшей группе. Имеются два приложения: «Примерная диагностика освоения детьми программы» и «Опытническая деятельность с дошкольниками». Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Под. ред. Л.М.Маневцовой, П. Г. Саморуковой. — СПб 1998. Книга содержит два раздела. Первый посвящен основам природоведения и охраны природы, а второй — методике экологического воспитания (задачи, содержание, методы и др.). Имеются приложения, в которых даются примерные конспекты занятий, экскурсий, диагностика освоения детьми программы. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. - М., 2002. Книга представляет собой методическое обеспечение программы «Юный эколог». В ней подробно (по месяцам и неделям) представлена технология эколого-педагогического процесса со старшими дошкольниками. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми средней и старшей групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада. — М., 2004. В книге, являющейся методическим обеспечением программы «Юный эколог», представлены технологии для двух возрастных групп, дано помесячное и понедельное планирование, подробное описание всех мероприятий. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников: Книга для воспитателей детского сада. — М., 2004. Данное пособие — методическое обеспечение программы «Юный эколог». В нем представлена технология эколого-педагогического процесса с детьми 3-го и 4-го года жизни в детском саду. Николаева С. Н. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка»: Пособие для воспитателей и учителей по подготовке детей к школе. - М., 2001. В книге представлена технология подготовки детей к школе на примере экологического материала, дан поурочный план занятий по экологическому воспитанию с шестилетними детьми. Описано 30 уроков, построенных на использовании двух рабочих тетрадей: «Зеленой тропинки» (автор А. А. Плешаков) и «Экологической тетради для дошкольников» (автор С.Н.Николаева). Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства: Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. — М., 2004. В книге рассказывается, как воспитывать в ребенке любовь к природе в домашн
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.130.127 (0.014 с.) |