Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наблюдение 3. Что и как ест рыбка?Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель. Показать сухой рыбий корм (цвет, запах, сыпучесть), емкость для его хранения. Продемонстрировать способ кормления рыбки, кормушку. Учить наблюдать за поведением рыбки во время кормления: как реагирует на действия людей, на появление корма, как подплывает, как открывает рот и хватает корм. Сообщить, что рыбку в аквариуме надо кормить каждый день, так как она живая и без пищи может умереть. Наблюдение 4. Что есть у рыбки? Цель. Познакомить детей с частями тела рыбки: вытянутое, овальное туловище, с одного конца — голова, с другого — хвост, вверху туловища спина, внизу — брюшко; есть плавники на спине, брюшке и хвосте; на голове глаза, рот, жаберные крышки; тело покрыто чешуей. Золотая рыбка ярко-оранжевого цвета с золотистым отливом. Наблюдение 5. Рыбка живая — о ней надо заботиться. Цель. Показать, что живая рыбка не может жить в плохих условиях (грязная вода, малое количество воды, грязный аквариум), она начнет задыхаться, болеть и может умереть. В грязной воде рыбке нечем дышать, она часто подплывает к поверхности, высовывается из воды и хватает воздух. О рыбке надо заботиться: убирать грязь с песка, доливать чистую воду, протирать стекла аквариума, прикрывать его сверху. Наблюдение 6. Как рыбка плавает? Цель. Научить наблюдать за поведением рыбки — способом ее передвижения в воде. Рыбка плавает в толще по всему водному пространству — вперед, назад, вверх и вниз. Она плавает легко (плотная вода не является препятствием) и быстро, поворачивается всем телом в любую сторону. Рыбке помогают плавать гладкое, вытянутое и обтекаемое тело, плавники и хвост, при этом ее спинка всегда бывает вверху, а брюшко внизу. Если рыбка плавает вяло, качается, заваливается на бок, значит, она плохо себя чувствует, заболела, ее надо лечить, ей надо сочувствовать. Наблюдение 7. Как рыбка отдыхает? Цель. Познакомить с разными особенностями поведения аквариумной рыбы, научить наблюдать за ее проявлениями. Рыбка живая, поэтому нуждается в отдыхе. Она спит вечером и ночью (когда нет яркого света), стоя на месте в толще воды — возле дна, под кустом травы. Рыбка спит с открытыми глазами, у нее нет век. В это время ее не надо беспокоить: включать свет, шуметь. Наблюдение 8. Аквариум с золотой рыбкой — это красиво. Цель. Научить, на примере аквариума, замечать красоту природы — любоваться обликом хорошо оформленного, чистого искусственного водоема, красивым расположением водных растений, камней и коряг, крупной и ярко окрашенной рыбкой, которая хорошо себя чувствует, уверенно плавает и красиво шевелит вуалеподобными плавниками. Человеку приятно смотреть на такой аквариум: он радуется, успокаивается, его глаза отдыхают. В приведенном цикле комплекс наблюдений охватывает разные стороны жизни и поведения золотой рыбки. Весь цикл — это сумма элементарных экологических знаний об отдельно взятом водном обитателе. В нем представлены его жизнь в привычной среде i и морфофункциональная приспособленность к ней. В цикле показана средообразующая роль человека: как он заботится об условиях жизни рыбки, поддерживает среду ее обитания в хорошем состоянии. Очень важно, что эти знания дети получают маленькими «порциями», постепенно увеличивая общий объем. Важно также, | что дошкольники получают знания самостоятельно, чувственным путем, что обеспечивается соответствующей организацией и руководством педагога. Цикл проводится в течение длительного времени — на неделю планируется одно —два наблюдения. Таким образом, представленный цикл из 8 наблюдений может быть реализован в практике работы с детьми старших групп за 1,5 — 2 месяца. Такое, достаточно длительное, общение дошкольников с обитателями аквариума способствует развитию у них интереса к данному объекту природы. Цикл наблюдений — удобная форма организации педагогического процесса. Его составление и разработка — это творческое ■ дело педагога:'цикл можно спланировать по-разному (короче, длиннее, включить в него самые различные моменты и ситуации), в цикле всегда учитываются конкретные особенности объекта природы: например, в аквариуме живут две разные золотые рыбки, или золотая рыбка живет вместе с другими видами рыб, или в аквариуме не золотые, а другие рыбки, — во всех случаях циклы наблюдений за ними будут иметь свои особенности. По каждому животному уголка природы во всех возрастных группах составляется отдельный цикл наблюдений — дети должны знать и любить тех питомцев, которые являются их постоянными соседями. Специальные циклы наблюдений посвящаются представителям растительного мира — комнатным растениям, деревьям, ели и березе (рябине, каштану, яблоне и т.д.), растущим на участке ДОУ, первоцветам, а также зимующим птицам, часто встречающимся насекомым. Все, что постоянно находится рядом с ребенком, должно быть им замечено, должно привлекать его внимание, вызывать интерес. Задания для студентов 1. Проанализируйте приведенный цикл наблюдений за золотой рыбкой, выделите наблюдения, которые посвящены: а) ее морфологическим особенностям; б) ее поведению (функционированию); в) среде ее обитания. Объясните, как разные наблюдения связаны между собой, как они отражают в целом морфофункциональную приспособленность золотой рыбки к жизни в водной среде. 2. Проанализируйте этот цикл наблюдений с других позиций — вы 3. Продолжите цикл наблюдений за золотой рыбкой — дайте номер Задание для преподавателя Проведите со студентами практическое занятие, на котором они разработают новые циклы наблюдений. Студентов можно объединить в малые группы по 4 —5 человек, каждая из которых выполняет свое задание — составляет цикл о хорошо знакомом растении или животном. По истечении отведенного времени студенты зачитывают свои разработки. Организуется их обсуждение. 2.2.3. Требования к проведению наблюдений В повседневной жизни в течение учебного года в любой возрастной группе проводится много разнообразных наблюдений в природе. От организации и методических приемов, которые использует воспитатель, зависят усвоение детьми содержания наблюдений, развитие интереса к ним и желание добровольно в них участвовать. Организационно-методический аспект данной формы педагогического процесса можно представить в виде определенных требований, соблюдая которые воспитатель почувствует эффект в воспитании детей. Первое требование связано с пространственной организацией наблюдений. Это требование проистекает из того, что во время проведения наблюдений дети получают чувственную (сенсорную) информацию посредством восприятия объектов природы с помощью зрения, слуха, обоняния, тактильных и кинестетических ощущений. Такое восприятие предметов и явлений природы возможно лишь при непосредственном контакте с ними, что является оптимальным условием проведения наблюдений. Ребенок должен сам видеть объект и все, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать его запах. В тех случаях, когда объект природы можно трогать, брать в руки, ребенок должен иметь возможность тактильно-кинестетического обследования, чтобы ощутить характер его поверхности, форму, температуру и тяжесть, т.е. самостоятельно получить сенсорную информацию об объекте. Педагогическое требование к пространственной организации наблюдения заключается в том, чтобы любой объект природы был максимально доступен для восприятия всем детям. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, сколько детей одновременно могут участвовать в наблюдении, как их расположить (поставить, посадить), чтобы все они находились в одном ряду, что позволяет быть в непосредственном контакте с объектом природы, воспринимать его наилучшим образом. Вдоль грядки или клумбы можно расположить в один ряд много детей — половину или даже всю группу. В этом случае каждый из них сможет спокойно рассмотреть любое растение, потрогать и понюхать его, выполнить необходимые практические действия. Около аквариума, наоборот, встать в один ряд могут не более 3 — 5 детей. Хорошим подспорьем в организации наблюдений является раздаточный материал: овощи, фрукты, ветки, перья, семена, шишки и пр. Дети могут брать их в руки и обследовать в индивидуальном порядке. Одни и те же наблюдения с небольшим количеством де-i тей можно повторять несколько раз, чтобы одно и то же содержание было усвоено всеми или большинством дошкольников группы. В практике общения взрослых с детьми самостоятельное получение сенсорной информации нередко подменяется словесной информацией: воспитатели рассказывают об объекте природы вме-i сто того, чтобы организовать его непосредственное восприятие детьми. Словесная информация — это совсем иная форма познания окружающего мира, она трудна для маленького ребенка, так как связана со способностями к абстракции, высшим формам мышления, которые в этом возрасте развиты недостаточно. Воспитатель словесно обозначает то, что видят дети, но слово должно идти вслед за чувственным восприятием — только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание. Второе требование связано с временным параметром наблюдения: рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными. Это требование определяется тем, что наблюдение — это психическая интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия и умственного напряжения. Во время наблюдения нельзя играть, манипулировать предметами, разговаривать. Такая деятельность трудна дошкольникам, причем чем мень- \ ше дети, тем им тяжелее участвовать в наблюдении в силу недостаточно развитой произвольности всех психических процессов. I Следовательно, продолжительность наблюдений в повседневной жизни за растениями, животными, явлениями неживой природы необходимо ограничить 3 — 10 мин — это оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей, для сосредоточения внимания и самостоятельного получения и усвоения ими небольшого объема информации. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления — в этом заключаются успех и воспитательно-образовательная эффективность этого мероприятия. Третье требование связано со структурой наблюдений. Каждое из них имеет начало, основную часть и конец. Функции трех структурных компонентов различны. Правильное их понимание и проведение помогут воспитателю добиться общего положительного педагогического эффекта. Начало наблюдения решает достаточно трудную задачу — собрать детей и сконцентрировать их внимание. Приемы, которыми пользуется воспитатель в этот момент, не должны быть слишком яркими, необычными, чтобы само наблюдение не показалось скучным. Нецелесообразно использовать игрушки, сюрпризные моменты, неожиданные эффекты — все это может вызвать сильные эмоции и помешать наблюдению, так как эмоциональное состояние детей не позволит им включиться в интенсивную умственную работу. Наилучшими являются словесные и действенные приемы, которые могут вызвать легкие положительные эмоции и готовность внимать воспитателю. Это может быть призыв посмотреть вместе что-то интересное, новое, чего дети еще не знают. Дошкольники восприимчивы к ласковому тону, интригующей интонации, поэтому охотно следуют за воспитателем. Например, взрослый может загадать загадку-описание или загадку-действие о предмете наблюдения: «Пойдемте со мной смотреть что-то интересное! А вот что смотреть — я вам покажу руками, а вы отгадайте». Воспитатель движением рук изображает рыбку (ее форму, как она плавает). Этого достаточно, чтобы небольшая группа детей пошла за воспитателем к аквариуму. В другой раз воспитатель предлагает показать руками рыбку, ее движения в воде. Или просто говорит: «Дети, подойдите, пожалуйста, — мне нужно у вас спросить что-то интересное. {Интригующая пауза.) Мы уже несколько раз смотрели на наших ры бок, а что мы про них знаем? {Ответы.) Оказывается, мы не вес знаем!» Затем воспитатель ставит цель нового наблюдения. Вторая часть наблюдения является основной. Задача вое питателя — использовать приемы, которые обеспечат детям самостоятельное получение сенсорной информации и реализацию задуманного содержания наблюдения. Педагог предлагает посмот реть внимательно на объект и начинает задавать вопросы. После каждого вопроса должна быть пауза в 2—3 с. Секунды молчания и тишины — главный момент в наблюдении: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответа на вопрос. Это и есть время самостоятельного получения информации. Дети удобно расположены, находятся в хорошем контакте с объектом, поэтому они сразу и с удовольствием включаются в поиск правильного ответа. Дождавшись высказываний большинства ребят, воспитатель реагирует на них: подтверждает правильную информацию, хвалит тех, кто нашел верные ответы. В случае неудачного ответа педагог не спешит делать пояснение, а задает новые вопросы — уточняющие, по-другому сформулированные. Большое значение имеет похвала за самостоятельный поиск информации, она вызывает радость и мобилизует детей на продолжение наблюдений. Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать длительными пояснениями, рассказом, не имеющим отношения к наблюдению, отвлекать детей стихами, загадками, играми. Воспитатель знает, как трудно им сосредоточиться и работать умственно. Единственное, что может усилить наблюдение, помочь в усвоении его содержания, — это правильно найденные и включенные в него действия и движения, которые выполняют сами дети. Двигательная активность снимает напряжение, но не выводит из содержательного пространства. Это могут быть самые различные моделирующие движения. Например, дети наблюдают за тем, как рыба поедает корм. Воспитатель говорит: «Посмотрите, как она открывает рот и хватает корм. {Через пару секунд.) Теперь сами покажите ртом, как рыбка ест. (Дети изображают.) Снова посмотрите на нее — это интересно». Или, наблюдая с дошкольниками за функцией глаз рыбы или птицы, воспитатель предлагает несколько раз закрыть 1лаза, открыть их, и спрашивает, что происходит с ними, когда глаза закрыты. Такие простые действия помогают понять содержание наблюдения, облегчают его. Наблюдая с детьми за тем, как птица сидит на жердочке, как она хватает ее и легко удерживается на ней, воспитатель может предложить детям ухватиться за палку, заранее подготовленную к наблюдению, и просить их подержать ее двумя способами — всеми пятью пальцами вперед, а потом — четырьмя вперед, а одним назад. Затем он выясняет, как удобнее держать палку. Предлагает снова посмотреть на птицу, ее лапки, пальцы и объяснить, почему у нее один палец направлен назад, а остальные вперед (у попугая два вперед и два назад). Выясняя, например, на какой жердочке птичке удобнее сидеть в клетке, воспитатель предлагает детям подержаться сначала за толстую палку, затем за очень тонкую (для птицы имеет значение толщина жердочки — ведь она даже спит, сидя на ней). Таким образом, наблюдение, удачно сопряженное с практическими действиями, помогает детям понять тон- кие приспособительные механизмы живых существ, облегчает получение ими нужной информации. Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать за животными и растениями, без каких-либо действий со стороны взрослого. В конце наблюдения воспитатель читает стихи, поет песни, играет, загадывает загадки — и все это по поводу наблюдения. Например, дети наблюдали за тем, как плавает золотая рыбка в аквариуме. В конце воспитатель предлагает всем вместе спеть песенку «Рыбка плавает в водице, рыбке весело играть...» Четвертое требование относится к той стороне организации наблюдения, которая может обеспечить осуществление содержания. Это требование проистекает из знания и учета биологических особенностей живых существ. Особенно это касается наблюдений за поведением животных: они не всегда проявляют себя так, как того хочет воспитатель. Поэтому нужна специальная подготовка и организация наблюдения. Например, чтобы дети могли увидеть, как рыба поедает корм, она должна быть голодной (т. е. ее не следует кормить заранее). Чтобы продемонстрировать, как птица отдыхает и спит, спрятав голову под крыло, наблюдение нужно спланировать на вечер, выключить свет там, где стоит клетка, и соблюдать при этом тишину. Для наблюдения с детьми за реакцией сухопутной черепахи на тепло, надо иметь рефлектор в террариуме, включить лампу и следить за перемещениями животного. А чтобы увидеть, как она ест или передвигается, — включить рефлектор следует задолго до наблюдения, чтобы животное успело разогреться и стало активным. В тех случаях, когда специальная организация наблюдения затруднена в силу неопределенности и непредсказуемости ситуации, воспитатель использует форму «задания для самостоятельного наблюдения». Он просит дошкольников быть внимательными, постараться заметить то, о чем он скажет. Например: «Наша птичка хорошо поет. Я прошу вас послушать ее внимательно, когда она запоет. Это очень приятно! Постарайтесь услышать, какие она издает звуки». Или: «Я вам даю задание — выяснить, когда поет наша птичка: до еды или после нее. Интересно узнать также, что означает ее пение, — она в хорошем настроении или в плохом». Таким образом, соблюдение требований, предъявляемых к организации наблюдений за объектами и явлениями природы, позволяет осуществить их педагогически целесообразным способом и с наибольшим эффектом для воспитания детей. Проведение наблюдений в соответствии с обозначенными требованиями возможно при условии специальной подготовки к ним воспитателя. Эта подготовка включает определение следующих моментов: содержания наблюдения и организацию, с помощью которой его можно продемонстрировать; времени и места проведения наблюдения; количества детей, которые могут участвовать в нем одновременно; методических приемов, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и в конце наблюдения. Контрольные вопросы 1. Что составляет сущность наблюдения? Что такое содержание на 2. Что такое цикл наблюдений? Каковы его главные характеристики? 3. Какими достоинствами обладает цикл наблюдений как форма орга
4. Какие требования предъявляются к организации наблюдений с 5. Какова структура отдельно взятого наблюдения? Какие методичес 2.2.4. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы Каждое время года прекрасно и отмечено таинством закономерных проявлений жизни: нежное весеннее возрождение и красочное осеннее увядание, зимняя дремота природы под снегом и буйное поспевание семян и плодов в пышной летней зелени. Дошкольнику, который является свидетелем сезонных изменений природы, но не всегда способен их самостоятельно заметить, надо показать все — и чарующие пейзажи, и закономерную последовательность роста и развития всего живого, зависимость его состояний от сезонно меняющихся факторов внешней среды. Большими педагогическими возможностями обладает недельная методика ознакомления дошкольников с сезонами. Она заключается в следующем: одну неделю каждого месяца — вторую или третью — во всех группах детского сада планируются: а) ежедневное наблюдение за погодой; б) рассматривание растительности (деревьев, кустарников) и покрова земли (в середине недели); поиск животных, которых можно встретить в данный момент сезона на участке и в округе детского сада и наблюдения за ними (в конце недели); в) ежедневная работа с календарем. Таким образом, основу этой методики составляют ежемесячно повторяющиеся недельные циклы наблюдений за комплексом сезонных явлений растительного, животного мира и неживой природы. Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления (светит солнце, идет дождь или снег, дует ветер и др.), степень их интенсивности и другие характеристики (солнце яркое или тусклое, греет сильно или слабо; дождь мелкий, моросящий или крупный, проливной, ливень, прямой или косой; ветер слабый или сильный, ураган и т.д.). Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их влияние на окружающие предметы: от дождя появляются лужи, асфальт становится мокрый, темный, блестящий, листья на деревьях сверкают; ветер качает ветки, белье на веревке; солнце делает все предметы яркими, дает от них тень и т.д. Наблюдения за погодой включают три параметра: определение состояния неба и осадков, наличие или отсутствие ветра и степень тепла и холода. Небо может быть голубым, чистым, может ярко светить солнце, но оно может быть белым или серым, облачным или темным, с грозовой тучей. Может идти дождь или снег, сверкать молния, появиться радуга. Ветер — это перемещение воздуха в пространстве, ветер невидим. Его можно ощутить кожей, почувствовать телом (продувает насквозь), заметить по изменениям других предметов (качаются ветки деревьев, наклоняются в одну сторону, развеваются волосы, летит пыль, мусор и др.). Степень тепла и холода определяется градусником, однако дошкольникам, еще незнакомым с этим прибором, лучше объяснить, как определить температуру воздуха по собственной одежде, которая всегда подбирается по состоянию погоды. Можно выделить несколько отчетливых температурных градаций, которым соответствуют определенная одежда и словесное обозначение. Например, жарко — на детях сарафаны, легкие платья, трусики и майки; тепло — на девочках платья с длинным рукавом, кофточки, на мальчиках пиджачки, ветровки; холодно — дошкольники гуляют в демисезонной одежде (куртки, легкие комбинезоны, пальто); очень холодно (мороз) — дети в зимней одежде (шубы, пуховики, теплые пальто, комбинезоны, меховые шапки). Такая градация доступна дошкольникам: они постоянно проживают ее — сами одеваются на прогулку и раздеваются, возвращаясь в помещение. Таким образом, наблюдение за погодой включает три компонента (небо, ветер, степень тепла или холода), по которым определяется общее ее состояние: облачная, дождливая или ясная, солнечная; ветреная или тихая; жаркая, теплая, холодная или морозная. Ежедневные наблюдения за погодой по всем ее компонентам должны быть организованы живо, разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес возрастал. Этому может способствовать постоянное изменение приемов, с помощью которых осуществляется наблюдение. Можно использовать, например, такую последовательность приемов. Понедельник — наблюдения только начинаются после трехнедельного перерыва, поэтому основной прием — вопросы воспитателя к детям («Какого цвета небо? Что на нем есть?» И т.д.). Вторник — дети помнят, как они вчера наблюдали за погодой, поэтому воспитатель в качестве главного приема может использовать сравнение («Посмотрите на небо. Оно такое же, как вчера, или другое? Оно такого же цвета или другого?»). Среда — чтобы у детей не пропал интерес на третий день наблюдений за погодой, воспитатель использует игровые приемы: выносит на улицу куклу, мишку, любую другую игрушку, любимую детьми, просит ребят рассказать ему о погоде (по той же схеме). Можно также использовать различные предметы для определения ветра (ленточки, ветряки), а также игровые действия (подставили ладошки солнцу, спрятали их и др.), загадки-описания, короткие стихи. Четверг — воспитатель меняет тактику: в присутствии всех детей на прогулке дает поручение двум —трем ребятам самим понаблюдать за погодой, а потом рассказать всем. В конце прогулки все слушают рассказ детей, «контролируют» и корректируют его. Пятница — воспитатель может «случайно забыть» о наблюдении погоды, «вспомнив» об этом, когда все вернутся с прогулки в раздевалку: «Мы же с вами не понаблюдали за погодой! Может быть, кто-нибудь из вас заметил, какая сегодня погода?» Прием рассчитан на то, что за четыре предшествующих дня самостоятельность детей в этих наблюдениях повысилась, они смогли сами заметить погодные явления. Суббота и воскресенье — старшим дошкольникам дается домашнее задание: понаблюдать за погодой в выходные дни, запомнить ее или зарисовать значками, чтобы в понедельник сообщить всем, последний раз отметить ее в календаре природы. В середине недели к наблюдениям погоды добавляется изучение растений и покрова земли, их сезонного состояния. Воспитатель выбирает одно листопадное дерево, которое дети тщательно рассматривают, выделяя следующие моменты: есть ли на нем листья или нет; много их или мало; где их больше — на дереве или под ним; какого цвета листья на дереве, а какого под ним. В заключение он делает вывод: «Сейчас осень, октябрь — самый разгар сезона. В это время наша береза выглядит так: листья ярко-желтые, но их на дереве немного, они опали, лежат на земле. Осенью всегда так бывает». Воспитатель бегло осматривает с детьми и другие деревья, ку-' старники, их сезонное состояние. Отмечает красоту пейзажа, пред-I лагает полюбоваться им. Подробное рассматривание одного дере-| ва очень важно. Каждый месяц его состояние отображается в ка-' лендаре природы. По рисункам дети видят все последовательные изменения в состоянии растений в разные времена года. В эту неделю воспитатель обращает внимание детей на покров земли — он всегда имеет сезонный облик. Осенью уменьшается | количество цветущих растений, трава вянет и жухнет, земля оголяется, покрывается опадающими листьями, начинается слякоть. 1 Зимой земля однообразна — покрыта снегом, в некоторых местах льдом. Меняется лишь толщина снежного покрова, который заме- ряют снегомером — специальной палкой в 1,5 метра длиной с условными делениями. Детям интересно измерять глубину снега на участке, возле забора, куда его наметает ветер, на дорожке и в сугробе. Главный замер, который будет представлен в календаре природы, делается в том месте, где не ходят люди и где снег не счищают. Зимние месяцы отличаются друг от друга фактически толщиной снежного покрова: в декабре его немного, в январе больше, а в феврале очень много. Весной покров земли иной: сначала тают снег и лед, появляются проталины, затем постепенно оживает растительность, появляются первоцветы, зелень. Цветы весной и летом растут последовательно, каждый в свое время, поэтому покров земли каждый месяц иной. Все это нужно изобразить в календаре природы, показать особенности данного месяца и сезона. В конце недели (четверг, пятница) воспитатель организует наблюдения за животными участка детского сада и ближайшего природного окружения: насекомыми, птицами, лягушками, ящерицами. Особенно интересны насекомые, поведение которых имеет ярко выраженный сезонный характер: когда тепло, порхают бабочки, летают мухи, шмели, комары, а в холодный осенний и зимний период они исчезают. В начале осени, пока тепло, насекомые активны, при похолодании же их можно обнаружить лишь в местах затаивания. Там, где много птиц, осенью и весной можно проследить смену их состава, что также является ярким признаком того или иного сезона. Животных, которых дети сумели заметить, также необходимо изобразить в календаре природы. Таким образом, одна неделя каждого месяца, насыщенная разнообразными наблюдениями за погодой, растениями и животными, позволяет сформировать у детей конкретные и отчетливые представления о различных периодах сезонов, о закономерности постепенного преобразования природы в течение года, о зависимости состояния растительного и животного мира от факторов неживой природы. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы в силу своего ограниченного времени и компактного осуществления экономит учебное время, а ее периодичность, регулярная повторяемость развивают интерес к наблюдениям у детей и воспитателей, дает яркие представления очевидных изменений в природе. Контрольные вопросы 1. Что такое «недельная методика» ознакомления дошкольников с се 2. Какие параметры живой и неживой природы воспитатель ежеме 2.2.5. Наблюдения за ростом и развитием живых существ В течение учебного года воспитатели с детьми выращивают различные растения, а нередко и потомство некоторых животных. Это обеспечивает благоприятные условия для проведения интересных, имеющих особую экологическую значимость наблюдений. Взаимосвязь живого существа со средой обитания в процессе его онтогенетического (индивидуального) развития на протяжении периода взросления неодинакова — она существенно изменяется на разных стадиях его роста и развития. Это обстоятельство дает возможность воспитателю проследить с детьми взаимосвязь растущих организмов с меняющимися условиями жизни на приме- pax некоторых растений и животных. Наблюдения за ростом растений. В зимне-весеннее время во всех возрастных группах создается «огород на окне», воспитатели выращивают лук, чеснок, цветочную рассаду, а также зелень для подкормки обитателей уголка природы. В весенне-летнее время предоставляется возможность выращивать огородные культуры на участке детского сада. Любой из вариантов подходит для того, чтобы тщательно проследить рост и развитие одной однолетней культуры — последовательные стадии онтогенеза и соответствующие им условия внешней среды. Наиболее подходящими для этой цели являются растения, имеющие крупные семена: огородная или декоративная фасоль, горох, настурция, огурец, кукуруза, подсолнух и др. Семена этих растений быстро и зримо видоизменяются на первой стадии — стадии прорастания. Они набухают, увеличиваются в размере, у них лопается кожица, появляется толстый белый росток (корешок). Все это происходит в течение нескольких дней и обя- зательно при определенных внешних условиях — наличии влаги и тепла. Питательные вещества имеются в самих семядолях, семя прорастает за счет их расходования. Вторая стадия развития — это стадия вегетативного роста, во время которой интенсивно растет зеленая масса: стебель и листья. В этот период растению необходим весь комплекс факторов внешней среды: влага, питательные вещества, свет, тепло, воздух. Следующие две стадии онтогенеза — это стадии цветения и плодоношения, т. е. появления новых органов растения — сначала цветов, а затем семян или плодов с семенами. В это время многие растения нуждаются в большем, чем раньше, количестве воды и питательных веществ (часто совершенно определенных). Именно поэтому их чаще поливают и подкармливают удобрениями. Таким образом, на примере одного—двух растений можно проследить последовательные их изменения, существенные и весьма заметные преобразования их облика во взаимосвязи с меняющимися условиями жизни. С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проследить рост и развитие одного растения от семени до семени. Наиболее подходящей культурой для этой цели является огурец. Он имеет ряд преимуществ перед другими растениями: крупные семена, которые при замачивании прорастают; хорошо заметные видоизменения надземной части растения — быстро растущую зеленую массу, большие листья отчетливой формы, красивые и крупные цветы, вкусные плоды; возможность выращивать его как на участке, так и в помещении (что особенно ценно). Эта культура имеет лишь один недостаток — довольно большую протяженность всего периода роста и развития — от семечка до огурца. Чтобы вырастить огурец в помещении и получить урожай, необходимо выполнить следующие условия: взять скороспелые сорта семян, пригодные для закрытого грунта; создать «теплую грядку» в большой емкости; начать выращивание, когда световой день будет уже достаточно длинным; выращивать не более 2 — 3 растений на одной грядке. Последовательные наблюдения за огурцом составляют цикл, содержание которого — изменения растущего и развивающегося растения во взаимосвязи со средой обитания. Спецификой такого цикла являются следующие моменты: оптимальный временной промежуток между наблюдениями (в случае с огурцом — две недели) и обязательная фиксация в календаре состояния растения, и условий, при которых оно растет. Учитывая, что содержание наблюдений всегда одно и то же (состояние растения, изменения в его облике), их построение может быть одинаковым, т.е. оно может включать один и тот же набор вопросов. Например: - Что перед вами? - Прошло две недели — изменился ли огурец? - Что у него изменилось — стебли, листья или еще что-то? - Почему изменилось растение? - В каких условиях рос огурец это время? На каждой стадии развития растения воспитатель обращает внимание детей на появление у него новых органов и на необходимость изменения условий его жизненной среды (большего, чем раньше, полива, опрыскивания, подкормки и пр.). Цикл наблюдений за ростом и развитием может быть построен и на примере других растений, таких как редис (быстро растет, но корнеплод находится в земле, его не видно) и томат (интересное растение, но имеет мелкие семена, долгий период развития и сложную агротехнику). Самым доступным является выращивание в стеклянной банке зелени лука из луковицы. В этом случае наблюдения ведутся за ростом корней и листьев. Этапы развития растения выделить невозможно, так как изменения отражают лишь процесс его роста. Это же относится и к жизнен- ной среде луковицы — она не меняется: вода, свет, тепло остаются постоянными. Лук не надо подкармливать: зеленые перья получают питательные вещества от самой луковицы, от чего она как бы «худеет». Эта особенность позволяет легко зафиксировать все этапы его роста. Наблюдения за ростом и развитием животных. Цикл наблюде- ний за ростом и развитием животных может быть построен на примере тех обитателей детского сада, которые производят потомство. К ним относятся птицы (канарейки, волнистые попу- гаи), млекопитающие (хомячки, белые крысы, морские свинки), живородящие рыбы. Каждое из этих животных имеет свою ярко выраженную специфику, проистекающую из биологических особенностей вида, поэтому циклы наблюдений за ростом и развитием молодых особей значительно отличаются друг от друга. Наиболее эффективными являются наблюдения за канарейками: это спокойные птицы, их гнезда открыты — всегда видно, что в них происходит, период высиживания яиц короткий, птен- цы вылупляются почти одновременно. Цикл наблюдений включа- ет следующие моменты.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.110.145 (0.013 с.) |