ТОП 10:

Наблюдение 3. Что и как ест рыбка?



Цель. Показать сухой рыбий корм (цвет, запах, сыпучесть), емкость для его хранения. Продемонстрировать способ кормления рыбки, кормушку. Учить наблюдать за поведением рыбки во вре­мя кормления: как реагирует на действия людей, на появление корма, как подплывает, как открывает рот и хватает корм. Сооб­щить, что рыбку в аквариуме надо кормить каждый день, так как она живая и без пищи может умереть.

Наблюдение 4. Что есть у рыбки?

Цель. Познакомить детей с частями тела рыбки: вытянутое, овальное туловище, с одного конца — голова, с другого — хвост, вверху туловища спина, внизу — брюшко; есть плавники на спи­не, брюшке и хвосте; на голове глаза, рот, жаберные крышки; тело покрыто чешуей. Золотая рыбка ярко-оранжевого цвета с зо­лотистым отливом.

Наблюдение 5. Рыбка живая — о ней надо заботиться.

Цель. Показать, что живая рыбка не может жить в плохих ус­ловиях (грязная вода, малое количество воды, грязный аквари­ум), она начнет задыхаться, болеть и может умереть. В грязной воде рыбке нечем дышать, она часто подплывает к поверхности, высовывается из воды и хватает воздух. О рыбке надо заботиться: убирать грязь с песка, доливать чистую воду, протирать стекла аквариума, прикрывать его сверху.

Наблюдение 6. Как рыбка плавает?

Цель. Научить наблюдать за поведением рыбки — способом ее передвижения в воде. Рыбка плавает в толще по всему водному пространству — вперед, назад, вверх и вниз. Она плавает легко (плотная вода не является препятствием) и быстро, поворачива­ется всем телом в любую сторону. Рыбке помогают плавать глад­кое, вытянутое и обтекаемое тело, плавники и хвост, при этом ее спинка всегда бывает вверху, а брюшко внизу. Если рыбка плавает вяло, качается, заваливается на бок, значит, она плохо себя чув­ствует, заболела, ее надо лечить, ей надо сочувствовать.

Наблюдение 7. Как рыбка отдыхает?

Цель. Познакомить с разными особенностями поведения ак­вариумной рыбы, научить наблюдать за ее проявлениями. Рыбка живая, поэтому нуждается в отдыхе. Она спит вечером и ночью (когда нет яркого света), стоя на месте в толще воды — возле дна, под кустом травы. Рыбка спит с открытыми глазами, у нее нет век. В это время ее не надо беспокоить: включать свет, шуметь.

Наблюдение 8. Аквариум с золотой рыбкой — это красиво.

Цель. Научить, на примере аквариума, замечать красоту при­роды — любоваться обликом хорошо оформленного, чистого ис­кусственного водоема, красивым расположением водных расте­ний, камней и коряг, крупной и ярко окрашенной рыбкой, кото­рая хорошо себя чувствует, уверенно плавает и красиво шевелит

вуалеподобными плавниками. Человеку приятно смотреть на та­кой аквариум: он радуется, успокаивается, его глаза отдыхают.

В приведенном цикле комплекс наблюдений охватывает раз­ные стороны жизни и поведения золотой рыбки. Весь цикл — это сумма элементарных экологических знаний об отдельно взятом водном обитателе. В нем представлены его жизнь в привычной среде i и морфофункциональная приспособленность к ней. В цикле пока­зана средообразующая роль человека: как он заботится об услови­ях жизни рыбки, поддерживает среду ее обитания в хорошем со­стоянии. Очень важно, что эти знания дети получают маленькими «порциями», постепенно увеличивая общий объем. Важно также, | что дошкольники получают знания самостоятельно, чувственным путем, что обеспечивается соответствующей организацией и ру­ководством педагога.

Цикл проводится в течение длительного времени — на неде­лю планируется одно —два наблюдения. Таким образом, пред­ставленный цикл из 8 наблюдений может быть реализован в прак­тике работы с детьми старших групп за 1,5 — 2 месяца. Такое, достаточно длительное, общение дошкольников с обитателями аквариума способствует развитию у них интереса к данному объек­ту природы.

Цикл наблюдений — удобная форма организации педагоги­ческого процесса. Его составление и разработка — это творческое ■ дело педагога:'цикл можно спланировать по-разному (короче, длиннее, включить в него самые различные моменты и ситуа­ции), в цикле всегда учитываются конкретные особенности объекта природы: например, в аквариуме живут две разные золотые рыб­ки, или золотая рыбка живет вместе с другими видами рыб, или в аквариуме не золотые, а другие рыбки, — во всех случаях циклы наблюдений за ними будут иметь свои особенности.

По каждому животному уголка природы во всех возрастных группах составляется отдельный цикл наблюдений — дети долж­ны знать и любить тех питомцев, которые являются их постоян­ными соседями. Специальные циклы наблюдений посвящаются представителям растительного мира — комнатным растениям, деревьям, ели и березе (рябине, каштану, яблоне и т.д.), расту­щим на участке ДОУ, первоцветам, а также зимующим птицам, часто встречающимся насекомым. Все, что постоянно находится рядом с ребенком, должно быть им замечено, должно привлекать его внимание, вызывать интерес.

Задания для студентов

1. Проанализируйте приведенный цикл наблюдений за золотой рыб­кой, выделите наблюдения, которые посвящены: а) ее морфологичес­ким особенностям; б) ее поведению (функционированию); в) среде ее

обитания. Объясните, как разные наблюдения связаны между собой, как они отражают в целом морфофункциональную приспособленность золо­той рыбки к жизни в водной среде.

2. Проанализируйте этот цикл наблюдений с других позиций — вы­
делите следующие моменты: а) наблюдения, которые расширяют круго­
зор детей; б) наблюдения, которые помогают развивать нравственные
чувства, формируют доброе отношение к природе; в) наблюдения, ко­
торые воспитывают готовность действовать практически, созидать на благо
живого; г) наблюдения, в которых развивается эстетическое восприятие
природы, умение замечать ее красоту.

3. Продолжите цикл наблюдений за золотой рыбкой — дайте номер
или название и определите цель новых наблюдений, содержанием кото­
рых станут кормление золотой рыбки живым кормом; определение и
подсчет количества внешних органов рыбки; функционирование глаз
рыбы — ее способность видеть окружающее; улучшение среды — подклю­
чение рефлектора, определение его значения в экосистеме аквариума.

Задание для преподавателя

Проведите со студентами практическое занятие, на котором они раз­работают новые циклы наблюдений. Студентов можно объединить в ма­лые группы по 4 —5 человек, каждая из которых выполняет свое зада­ние — составляет цикл о хорошо знакомом растении или животном. По истечении отведенного времени студенты зачитывают свои разработки. Организуется их обсуждение.

2.2.3. Требования к проведению наблюдений

В повседневной жизни в течение учебного года в любой возра­стной группе проводится много разнообразных наблюдений в при­роде. От организации и методических приемов, которые исполь­зует воспитатель, зависят усвоение детьми содержания наблюде­ний, развитие интереса к ним и желание добровольно в них уча­ствовать. Организационно-методический аспект данной формы пе­дагогического процесса можно представить в виде определенных требований, соблюдая которые воспитатель почувствует эффект в воспитании детей.

Первое требование связано с пространственной организацией наблюдений. Это требование проистекает из того, что во время проведения наблюдений дети получают чувственную (сенсорную) информацию посредством восприятия объектов природы с по­мощью зрения, слуха, обоняния, тактильных и кинестетических ощущений. Такое восприятие предметов и явлений природы воз­можно лишь при непосредственном контакте с ними, что являет­ся оптимальным условием проведения наблюдений.

Ребенок должен сам видеть объект и все, что с ним происхо­дит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать его запах. В тех случаях, когда объект природы можно трогать, брать в руки, ребенок должен иметь возможность так­тильно-кинестетического обследования, чтобы ощутить характер его поверхности, форму, температуру и тяжесть, т.е. самостоя­тельно получить сенсорную информацию об объекте.

Педагогическое требование к пространственной организации наблюдения заключается в том, чтобы любой объект природы был максимально доступен для восприятия всем детям. В каждом кон­кретном случае воспитатель продумывает, сколько детей одно­временно могут участвовать в наблюдении, как их расположить (поставить, посадить), чтобы все они находились в одном ряду, что позволяет быть в непосредственном контакте с объектом при­роды, воспринимать его наилучшим образом. Вдоль грядки или клумбы можно расположить в один ряд много детей — половину или даже всю группу. В этом случае каждый из них сможет спокой­но рассмотреть любое растение, потрогать и понюхать его, вы­полнить необходимые практические действия. Около аквариума, наоборот, встать в один ряд могут не более 3 — 5 детей.

Хорошим подспорьем в организации наблюдений является раз­даточный материал: овощи, фрукты, ветки, перья, семена, шишки и пр. Дети могут брать их в руки и обследовать в индивидуальном порядке. Одни и те же наблюдения с небольшим количеством де-i тей можно повторять несколько раз, чтобы одно и то же содер­жание было усвоено всеми или большинством дошкольников группы.

В практике общения взрослых с детьми самостоятельное полу­чение сенсорной информации нередко подменяется словесной информацией: воспитатели рассказывают об объекте природы вме-i сто того, чтобы организовать его непосредственное восприятие детьми. Словесная информация — это совсем иная форма позна­ния окружающего мира, она трудна для маленького ребенка, так как связана со способностями к абстракции, высшим формам мыш­ления, которые в этом возрасте развиты недостаточно. Воспита­тель словесно обозначает то, что видят дети, но слово должно идти вслед за чувственным восприятием — только в этом случае у ребен­ка формируется полноценное знание.

Второе требование связано с временным параметром наблю­дения: рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными. Это требование оп­ределяется тем, что наблюдение — это психическая интеллекту­альная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия и умственного напряжения. Во время наблюде­ния нельзя играть, манипулировать предметами, разговаривать.

Такая деятельность трудна дошкольникам, причем чем мень-\ ше дети, тем им тяжелее участвовать в наблюдении в силу недо­статочно развитой произвольности всех психических процессов.

I Следовательно, продолжительность наблюдений в повседневной жизни за растениями, животными, явлениями неживой природы необходимо ограничить 3 — 10 мин — это оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей, для сосредоточе­ния внимания и самостоятельного получения и усвоения ими не­большого объема информации. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умствен­ного утомления — в этом заключаются успех и воспитательно-об­разовательная эффективность этого мероприятия.

Третье требование связано со структурой наблюдений. Каждое из них имеет начало, основную часть и конец. Функции трех струк­турных компонентов различны. Правильное их понимание и про­ведение помогут воспитателю добиться общего положительного педагогического эффекта.

Начало наблюдения решает достаточно трудную зада­чу — собрать детей и сконцентрировать их внимание. Приемы, которыми пользуется воспитатель в этот момент, не должны быть слишком яркими, необычными, чтобы само наблюдение не по­казалось скучным. Нецелесообразно использовать игрушки, сюр­призные моменты, неожиданные эффекты — все это может выз­вать сильные эмоции и помешать наблюдению, так как эмоцио­нальное состояние детей не позволит им включиться в интенсив­ную умственную работу.

Наилучшими являются словесные и действенные приемы, ко­торые могут вызвать легкие положительные эмоции и готовность внимать воспитателю. Это может быть призыв посмотреть вместе что-то интересное, новое, чего дети еще не знают. Дошкольники восприимчивы к ласковому тону, интригующей интонации, по­этому охотно следуют за воспитателем. Например, взрослый может загадать загадку-описание или загадку-действие о предмете наблю­дения: «Пойдемте со мной смотреть что-то интересное! А вот что смотреть — я вам покажу руками, а вы отгадайте». Воспитатель дви­жением рук изображает рыбку (ее форму, как она плавает). Этого достаточно, чтобы небольшая группа детей пошла за воспитателем к аквариуму. В другой раз воспитатель предлагает показать руками рыбку, ее движения в воде. Или просто говорит: «Дети, подойдите, пожалуйста, — мне нужно у вас спросить что-то интересное. {Инт­ригующая пауза.) Мы уже несколько раз смотрели на наших ры бок, а что мы про них знаем? {Ответы.) Оказывается, мы не вес знаем!» Затем воспитатель ставит цель нового наблюдения.

Вторая часть наблюдения является основной. Задача вое питателя — использовать приемы, которые обеспечат детям са­мостоятельное получение сенсорной информации и реализацию за­думанного содержания наблюдения. Педагог предлагает посмот реть внимательно на объект и начинает задавать вопросы. После каждого вопроса должна быть пауза в 2—3 с. Секунды молчания и тишины — главный момент в наблюдении: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответа на вопрос. Это и есть время само­стоятельного получения информации.

Дети удобно расположены, находятся в хорошем контакте с объектом, поэтому они сразу и с удовольствием включаются в поиск правильного ответа. Дождавшись высказываний большин­ства ребят, воспитатель реагирует на них: подтверждает правиль­ную информацию, хвалит тех, кто нашел верные ответы. В случае неудачного ответа педагог не спешит делать пояснение, а задает новые вопросы — уточняющие, по-другому сформулированные. Большое значение имеет похвала за самостоятельный поиск ин­формации, она вызывает радость и мобилизует детей на продол­жение наблюдений.

Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать длительными пояснениями, рассказом, не име­ющим отношения к наблюдению, отвлекать детей стихами, за­гадками, играми. Воспитатель знает, как трудно им сосредото­читься и работать умственно. Единственное, что может усилить наблюдение, помочь в усвоении его содержания, — это правиль­но найденные и включенные в него действия и движения, кото­рые выполняют сами дети. Двигательная активность снимает на­пряжение, но не выводит из содержательного пространства. Это могут быть самые различные моделирующие движения.

Например, дети наблюдают за тем, как рыба поедает корм. Воспитатель говорит: «Посмотрите, как она открывает рот и хва­тает корм. {Через пару секунд.) Теперь сами покажите ртом, как рыбка ест. (Дети изображают.) Снова посмотрите на нее — это интересно». Или, наблюдая с дошкольниками за функцией глаз рыбы или птицы, воспитатель предлагает несколько раз закрыть 1лаза, открыть их, и спрашивает, что происходит с ними, когда глаза закрыты. Такие простые действия помогают понять содержа­ние наблюдения, облегчают его.

Наблюдая с детьми за тем, как птица сидит на жердочке, как она хватает ее и легко удерживается на ней, воспитатель может предложить детям ухватиться за палку, заранее подготовленную к наблюдению, и просить их подержать ее двумя способами — все­ми пятью пальцами вперед, а потом — четырьмя вперед, а одним назад. Затем он выясняет, как удобнее держать палку. Предлагает снова посмотреть на птицу, ее лапки, пальцы и объяснить, поче­му у нее один палец направлен назад, а остальные вперед (у по­пугая два вперед и два назад). Выясняя, например, на какой жер­дочке птичке удобнее сидеть в клетке, воспитатель предлагает де­тям подержаться сначала за толстую палку, затем за очень тонкую (для птицы имеет значение толщина жердочки — ведь она даже спит, сидя на ней). Таким образом, наблюдение, удачно сопря­женное с практическими действиями, помогает детям понять тон-

кие приспособительные механизмы живых существ, облегчает получение ими нужной информации.

Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать за животными и рас­тениями, без каких-либо действий со стороны взрослого. В конце наблюдения воспитатель читает стихи, поет песни, играет, зага­дывает загадки — и все это по поводу наблюдения. Например, дети наблюдали за тем, как плавает золотая рыбка в аквариуме. В конце воспитатель предлагает всем вместе спеть песенку «Рыбка плавает в водице, рыбке весело играть...»

Четвертое требование относится к той стороне организации наблюдения, которая может обеспечить осуществление содержа­ния. Это требование проистекает из знания и учета биологических особенностей живых существ. Особенно это касается наблюдений за поведением животных: они не всегда проявляют себя так, как того хочет воспитатель. Поэтому нужна специальная подготовка и организация наблюдения. Например, чтобы дети могли увидеть, как рыба поедает корм, она должна быть голодной (т. е. ее не сле­дует кормить заранее). Чтобы продемонстрировать, как птица от­дыхает и спит, спрятав голову под крыло, наблюдение нужно спланировать на вечер, выключить свет там, где стоит клетка, и соблюдать при этом тишину. Для наблюдения с детьми за реакци­ей сухопутной черепахи на тепло, надо иметь рефлектор в терра­риуме, включить лампу и следить за перемещениями животного. А чтобы увидеть, как она ест или передвигается, — включить реф­лектор следует задолго до наблюдения, чтобы животное успело разогреться и стало активным.

В тех случаях, когда специальная организация наблюдения за­труднена в силу неопределенности и непредсказуемости ситуации, воспитатель использует форму «задания для самостоятельного на­блюдения». Он просит дошкольников быть внимательными, поста­раться заметить то, о чем он скажет. Например: «Наша птичка хо­рошо поет. Я прошу вас послушать ее внимательно, когда она запо­ет. Это очень приятно! Постарайтесь услышать, какие она издает звуки». Или: «Я вам даю задание — выяснить, когда поет наша птичка: до еды или после нее. Интересно узнать также, что означа­ет ее пение, — она в хорошем настроении или в плохом».

Таким образом, соблюдение требований, предъявляемых к орга­низации наблюдений за объектами и явлениями природы, позво­ляет осуществить их педагогически целесообразным способом и с наибольшим эффектом для воспитания детей. Проведение наблю­дений в соответствии с обозначенными требованиями возможно при условии специальной подготовки к ним воспитателя. Эта под­готовка включает определение следующих моментов: содержания наблюдения и организацию, с помощью которой его можно продемонстрировать; времени и места проведения наблюдения; ко­личества детей, которые могут участвовать в нем одновременно; методических приемов, которые целесообразно использовать в на­чале, в основной части и в конце наблюдения.

Контрольные вопросы

1.Что составляет сущность наблюдения? Что такое содержание на­
блюдений?

2. Что такое цикл наблюдений? Каковы его главные характеристики?

3. Какими достоинствами обладает цикл наблюдений как форма орга­
низации педагогического процесса?

 

4. Какие требования предъявляются к организации наблюдений с
детьми за объектами природы? Почему наблюдения не могут быть дли­
тельными?

5. Какова структура отдельно взятого наблюдения? Какие методичес­
кие приемы обеспечивают успех его проведения?

2.2.4. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы

Каждое время года прекрасно и отмечено таинством законо­мерных проявлений жизни: нежное весеннее возрождение и кра­сочное осеннее увядание, зимняя дремота природы под снегом и буйное поспевание семян и плодов в пышной летней зелени. До­школьнику, который является свидетелем сезонных изменений природы, но не всегда способен их самостоятельно заметить, надо показать все — и чарующие пейзажи, и закономерную последова­тельность роста и развития всего живого, зависимость его состоя­ний от сезонно меняющихся факторов внешней среды.

Большими педагогическими возможностями обладает недель­ная методика ознакомления дошкольников с сезонами. Она за­ключается в следующем: одну неделю каждого месяца — вторую или третью — во всех группах детского сада планируются: а) еже­дневное наблюдение за погодой; б) рассматривание растительно­сти (деревьев, кустарников) и покрова земли (в середине неде­ли); поиск животных, которых можно встретить в данный момент сезона на участке и в округе детского сада и наблюдения за ними (в конце недели); в) ежедневная работа с календарем. Таким об­разом, основу этой методики составляют ежемесячно повторяю­щиеся недельные циклы наблюдений за комплексом сезонных яв­лений растительного, животного мира и неживой природы.

Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления (светит солнце, идет дождь или снег, дует ветер и др.), степень их интенсивности и другие характеристики (солнце яркое или туск­лое, греет сильно или слабо; дождь мелкий, моросящий или круп­ный, проливной, ливень, прямой или косой; ветер слабый или

сильный, ураган и т.д.). Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их влияние на окружающие предметы: от дождя по­являются лужи, асфальт становится мокрый, темный, блестящий, листья на деревьях сверкают; ветер качает ветки, белье на веревке; солнце делает все предметы яркими, дает от них тень и т.д.

Наблюдения за погодой включают три параметра: определение состояния неба и осадков, наличие или отсутствие ветра и степень тепла и холода. Небо может быть голубым, чистым, может ярко светить солнце, но оно может быть белым или серым, облачным или темным, с грозовой тучей. Может идти дождь или снег, свер­кать молния, появиться радуга. Ветер — это перемещение воздуха в пространстве, ветер невидим. Его можно ощутить кожей, почув­ствовать телом (продувает насквозь), заметить по изменениям дру­гих предметов (качаются ветки деревьев, наклоняются в одну сто­рону, развеваются волосы, летит пыль, мусор и др.).

Степень тепла и холода определяется градусником, однако до­школьникам, еще незнакомым с этим прибором, лучше объяс­нить, как определить температуру воздуха по собственной одежде, которая всегда подбирается по состоянию погоды. Можно выделить несколько отчетливых температурных градаций, которым соответ­ствуют определенная одежда и словесное обозначение. Например, жарко — на детях сарафаны, легкие платья, трусики и майки; теп­ло — на девочках платья с длинным рукавом, кофточки, на маль­чиках пиджачки, ветровки; холодно — дошкольники гуляют в де­мисезонной одежде (куртки, легкие комбинезоны, пальто); очень холодно (мороз) — дети в зимней одежде (шубы, пуховики, теп­лые пальто, комбинезоны, меховые шапки). Такая градация дос­тупна дошкольникам: они постоянно проживают ее — сами одева­ются на прогулку и раздеваются, возвращаясь в помещение.

Таким образом, наблюдение за погодой включает три компонента (небо, ветер, степень тепла или холода), по которым определяется общее ее состояние: облачная, дождливая или ясная, солнечная; ветреная или тихая; жаркая, теплая, холодная или морозная.

Ежедневные наблюдения за погодой по всем ее компонентам должны быть организованы живо, разнообразно, чтобы актив­ность детей не снижалась, а интерес возрастал. Этому может спо­собствовать постоянное изменение приемов, с помощью которых осуществляется наблюдение. Можно использовать, например, та­кую последовательность приемов.

Понедельник— наблюдения только начинаются после трехне­дельного перерыва, поэтому основной прием — вопросы воспи­тателя к детям («Какого цвета небо? Что на нем есть?» И т.д.).

Вторник— дети помнят, как они вчера наблюдали за погодой, поэтому воспитатель в качестве главного приема может использо­вать сравнение («Посмотрите на небо. Оно такое же, как вчера, или другое? Оно такого же цвета или другого?»).

Среда— чтобы у детей не пропал интерес на третий день на­блюдений за погодой, воспитатель использует игровые приемы: выносит на улицу куклу, мишку, любую другую игрушку, люби­мую детьми, просит ребят рассказать ему о погоде (по той же схеме). Можно также использовать различные предметы для опре­деления ветра (ленточки, ветряки), а также игровые действия (под­ставили ладошки солнцу, спрятали их и др.), загадки-описания, короткие стихи.

Четверг— воспитатель меняет тактику: в присутствии всех детей на прогулке дает поручение двум —трем ребятам самим понаблюдать за погодой, а потом рассказать всем. В конце про­гулки все слушают рассказ детей, «контролируют» и корректи­руют его.

Пятница— воспитатель может «случайно забыть» о наблюде­нии погоды, «вспомнив» об этом, когда все вернутся с прогулки в раздевалку: «Мы же с вами не понаблюдали за погодой! Может быть, кто-нибудь из вас заметил, какая сегодня погода?» Прием рассчитан на то, что за четыре предшествующих дня самостоя­тельность детей в этих наблюдениях повысилась, они смогли сами заметить погодные явления.

Суббота и воскресенье— старшим дошкольникам дается до­машнее задание: понаблюдать за погодой в выходные дни, запом­нить ее или зарисовать значками, чтобы в понедельник сообщить всем, последний раз отметить ее в календаре природы.

В середине недели к наблюдениям погоды добавляется изуче­ние растений и покрова земли, их сезонного состояния. Воспита­тель выбирает одно листопадное дерево, которое дети тщательно рассматривают, выделяя следующие моменты: есть ли на нем ли­стья или нет; много их или мало; где их больше — на дереве или под ним; какого цвета листья на дереве, а какого под ним. В за­ключение он делает вывод: «Сейчас осень, октябрь — самый раз­гар сезона. В это время наша береза выглядит так: листья ярко-желтые, но их на дереве немного, они опали, лежат на земле. Осенью всегда так бывает».

Воспитатель бегло осматривает с детьми и другие деревья, ку-' старники, их сезонное состояние. Отмечает красоту пейзажа, пред-I лагает полюбоваться им. Подробное рассматривание одного дере-| ва очень важно. Каждый месяц его состояние отображается в ка-' лендаре природы. По рисункам дети видят все последовательные изменения в состоянии растений в разные времена года.

В эту неделю воспитатель обращает внимание детей на покров земли — он всегда имеет сезонный облик. Осенью уменьшается | количество цветущих растений, трава вянет и жухнет, земля ого­ляется, покрывается опадающими листьями, начинается слякоть. 1 Зимой земля однообразна — покрыта снегом, в некоторых местах льдом. Меняется лишь толщина снежного покрова, который заме-

ряют снегомером — специальной палкой в 1,5 метра длиной с условными делениями. Детям интересно измерять глубину снега на участке, возле забора, куда его наметает ветер, на дорожке и в сугробе. Главный замер, который будет представлен в календаре природы, делается в том месте, где не ходят люди и где снег не счищают. Зимние месяцы отличаются друг от друга фактически толщиной снежного покрова: в декабре его немного, в январе больше, а в феврале очень много.

Весной покров земли иной: сначала тают снег и лед, появля­ются проталины, затем постепенно оживает растительность, по­являются первоцветы, зелень. Цветы весной и летом растут после­довательно, каждый в свое время, поэтому покров земли каждый месяц иной. Все это нужно изобразить в календаре природы, по­казать особенности данного месяца и сезона.

В конце недели (четверг, пятница) воспитатель организует на­блюдения за животными участка детского сада и ближайшего природного окружения: насекомыми, птицами, лягушками, яще­рицами. Особенно интересны насекомые, поведение которых имеет ярко выраженный сезонный характер: когда тепло, порха­ют бабочки, летают мухи, шмели, комары, а в холодный осен­ний и зимний период они исчезают. В начале осени, пока тепло, насекомые активны, при похолодании же их можно обнаружить лишь в местах затаивания. Там, где много птиц, осенью и весной можно проследить смену их состава, что также является ярким признаком того или иного сезона. Животных, которых дети су­мели заметить, также необходимо изобразить в календаре при­роды. Таким образом, одна неделя каждого месяца, насыщенная разнообразными наблюдениями за погодой, растениями и жи­вотными, позволяет сформировать у детей конкретные и отчетли­вые представления о различных периодах сезонов, о закономер­ности постепенного преобразования природы в течение года, о зависимости состояния растительного и животного мира от фак­торов неживой природы.

Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонны­ми явлениями природы в силу своего ограниченного времени и компактного осуществления экономит учебное время, а ее пери­одичность, регулярная повторяемость развивают интерес к на­блюдениям у детей и воспитателей, дает яркие представления оче­видных изменений в природе.

Контрольные вопросы

1. Что такое «недельная методика» ознакомления дошкольников с се­
зонными явлениями природы? В чем состоит ее специфика?

2. Какие параметры живой и неживой природы воспитатель ежеме­
сячно наблюдает с детьми? Как меняются приемы наблюдений в тече­
ние недели?

2.2.5. Наблюдения за ростом и развитием живых существ

В течение учебного года воспитатели с детьми выращивают раз­личные растения, а нередко и потомство некоторых животных. Это обеспечивает благоприятные условия для проведения инте­ресных, имеющих особую экологическую значимость наблюдений. Взаимосвязь живого существа со средой обитания в процессе его онтогенетического (индивидуального) развития на протяжении периода взросления неодинакова — она существенно изменяется на разных стадиях его роста и развития. Это обстоятельство дает возможность воспитателю проследить с детьми взаимосвязь рас­тущих организмов с меняющимися условиями жизни на приме-

pax некоторых растений и животных.

Наблюдения за ростом растений.В зимне-весеннее время во всех возрастных группах создается «огород на окне», воспитате­ли выращивают лук, чеснок, цветочную рассаду, а также зелень для подкормки обитателей уголка природы. В весенне-летнее время предоставляется возможность выращивать огородные культуры на участке детского сада. Любой из вариантов подходит для того,

чтобы тщательно проследить рост и развитие одной однолетней культуры — последовательные стадии онтогенеза и соответству­ющие им условия внешней среды.

Наиболее подходящими для этой цели являются растения, имеющие крупные семена: огородная или декоративная фасоль,

горох, настурция, огурец, кукуруза, подсолнух и др. Семена этих растений быстро и зримо видоизменяются на первой стадии — стадии прорастания. Они набухают, увеличиваются в раз­мере, у них лопается кожица, появляется толстый белый росток

(корешок). Все это происходит в течение нескольких дней и обя-

зательно при определенных внешних условиях — наличии влаги и

тепла. Питательные вещества имеются в самих семядолях, семя прорастает за счет их расходования.

Вторая стадия развития — это стадия вегетативного роста, во время которой интенсивно растет зеленая масса: сте­бель и листья. В этот период растению необходим весь комплекс факторов внешней среды: влага, питательные вещества, свет, теп­ло, воздух. Следующие две стадии онтогенеза — это стадии цвете­ния и плодоношения, т. е. появления новых органов растения — сначала цветов, а затем семян или плодов с семенами. В это время

многие растения нуждаются в большем, чем раньше, количестве воды и питательных веществ (часто совершенно определенных). Именно поэтому их чаще поливают и подкармливают удобрения­ми. Таким образом, на примере одного—двух растений можно про­следить последовательные их изменения, существенные и весьма

заметные преобразования их облика во взаимосвязи с меняющи­мися условиями жизни.

С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно про­следить рост и развитие одного растения от семени до семени. Наиболее подходящей культурой для этой цели является огурец. Он имеет ряд преимуществ перед другими растениями: крупные семена, которые при замачивании прорастают; хорошо заметные видоизменения надземной части растения — быстро растущую зеленую массу, большие листья отчетливой формы, красивые и крупные цветы, вкусные плоды; возможность выращивать его как на участке, так и в помещении (что особенно ценно). Эта культу­ра имеет лишь один недостаток — довольно большую протяжен­ность всего периода роста и развития — от семечка до огурца.

Чтобы вырастить огурец в помещении и получить урожай, не­обходимо выполнить следующие условия: взять скороспелые сор­та семян, пригодные для закрытого грунта; создать «теплую гряд­ку» в большой емкости; начать выращивание, когда световой день будет уже достаточно длинным; выращивать не более 2 — 3 расте­ний на одной грядке.

Последовательные наблюдения за огурцом составляют цикл, содержание которого — изменения растущего и развивающегося растения во взаимосвязи со средой обитания. Спецификой такого цикла являются следующие моменты: оптимальный временной промежуток между наблюдениями (в случае с огурцом — две не­дели) и обязательная фиксация в календаре состояния растения, и условий, при которых оно растет. Учитывая, что содержание наблюдений всегда одно и то же (состояние растения, изменения в его облике), их построение может быть одинаковым, т.е. оно может включать один и тот же набор вопросов. Например:

- Что перед вами?

- Прошло две недели — изменился ли огурец?

- Что у него изменилось — стебли, листья или еще что-то?
Какими они стали?

- Почему изменилось растение?

- В каких условиях рос огурец это время?

На каждой стадии развития растения воспитатель обращает внимание детей на появление у него новых органов и на необхо­димость изменения условий его жизненной среды (большего, чем раньше, полива, опрыскивания, подкормки и пр.).

Цикл наблюдений за ростом и развитием может быть постро­ен и на примере других растений, таких как редис (быстро рас­тет, но корнеплод находится в земле, его не видно) и томат (интересное растение, но имеет мелкие семена, долгий период развития и сложную агротехнику). Самым доступным является выращивание в стеклянной банке зелени лука из луковицы. В этом случае наблюдения ведутся за ростом корней и листьев. Этапы развития растения выделить невозможно, так как изменения от­ражают лишь процесс его роста. Это же относится и к жизнен-

ной среде луковицы — она не меняется: вода, свет, тепло оста­ются постоянными. Лук не надо подкармливать: зеленые перья получают питательные вещества от самой луковицы, от чего она как бы «худеет». Эта особенность позволяет легко зафиксировать все этапы его роста.

Наблюдения за ростом и развитием животных.Цикл наблюде- ний за ростом и развитием животных может быть построен на примере тех обитателей детского сада, которые производят по­томство. К ним относятся птицы (канарейки, волнистые попу- гаи), млекопитающие (хомячки, белые крысы, морские свин­ки), живородящие рыбы. Каждое из этих животных имеет свою ярко выраженную специфику, проистекающую из биологичес­ких особенностей вида, поэтому циклы наблюдений за ростом и развитием молодых особей значительно отличаются друг от друга.

Наиболее эффективными являются наблюдения за канарейка­ми: это спокойные птицы, их гнезда открыты — всегда видно, что в них происходит, период высиживания яиц короткий, птен- цы вылупляются почти одновременно. Цикл наблюдений включа- ет следующие моменты.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.182.81 (0.024 с.)