Игра как метод экологического воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игра как метод экологического воспитания



2.4.1. Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Она представляет собой эмоциональную деятель­ность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, он активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоциональ­ного отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с расте­ниями и животными. Поэтому первый момент, объединяю­щий два аспекта педагогики — игру и ознакомление с природой — заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любимую деятель­ность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприя­тия «природного» содержания.

Второй значимый момент связан с выработкой отноше­ния детей к природе, которое в рамках экологического воспита­ния является конечным результатом. Психологи рассматривают иг­ровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка по­ложительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобра­зуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что получен­ные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмо­циональный отклик.

В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на фор­мирование у них бережного и внимательного отношения к объек­там растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их само­стоятельную игру, станут ее содержанием, будут лучше воспри­няты, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интел­лектуальную сферу.

Игра и экологическое воспитание в некотором отношении про­тивоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять

инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т.е. он физичес­ки и морально не ограничен в этой деятельности. Познание приро­ды, взаимодействие с ней требуют учета специфики живого орга­низма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают прак-

тическую деятельность ребенка. Именно поэтому игровое взаимо­действие с живыми существами, познание природы игровым спосо­бом должны строиться по определенным правилам.

Сюжетная игра — это воспроизведение событий, происходя-

щих в жизни или в литературном произведении. В этих событиях действуют люди или персонажи. Исследованиями педагогов и пси-

хологов выявлена структура сюжетно-ролевой игры, включающая такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, роли, роле­вые слова и действия, игровые действия с атрибутами и игрушка-

ми. В развитой форме самостоятельной игровой деятельности стар­ших дошкольников все эти элементы функционально взаимосвя­заны в едином игровом процессе.

Главное условие игры — наличие у детей знаний о той или другой стороне действительности, о деятельности людей в ней, их конкретно-ситуативном поведении. Эти знания (или знание литературного произведения) служат источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений.

Можно выделить две формы сюжетно-ролевых игр: игры само-

стоятельные и игры, организуемые воспитателем, проходящие под его руководством. Широкое использование в педагогическом про­цессе последних обеспечивает развитие первых.

Игра как метод экологического воспитания — это игра, специ-

ально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучаю­щей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидак­тическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС). ИОС — это полноценная, но специально организованная сю жетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:

- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на
основе жизненных событий, сказочного или литературного про
изведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нес
специально организуются пространство и предметная среда;

- в содержание игры заложены дидактическая цель, воспита
тельная задача, которым подчинены все ее компоненты — сю
жет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

- игру проводит воспитатель: он объявляет название и сюжет,
распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, под
держивает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

- воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сю­
жета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношения
ми; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями,
через которые и осуществляется дидактическая цель.

Можно выделить несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомле­ния детей с природой и их экологического воспитания.

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами. Аналоги -это игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множе­ство, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.), аналогов же расте­ний не так много — это пластиковые елочки разного размер; деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигурки героев сказки Дж. Ро дари «Приключения Чипполино».

Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у де­тей начиная с 2 — 3 лет можно формировать отчетливые представ ления о специфических особенностях живых организмов на осно ве ряда существенных признаков. Маленьким детям можно пока зать главные отличия игрушки-предмета от реального животного если организовать одновременное их восприятие и сопоставление-С помощью игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т. е. пока зать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

Рассмотрим игровую обучающую ситуацию сравнения живы\ и игрушечных рыбок. Она может быть использована на занятии и младшей группе после цикла наблюдений за аквариумными рыб ками.

Воспитатель ставит цели — закрепить у детей представление о золотых рыбках, которые живут в аквариуме и за которыми они наблюдали достаточно длительное время; показать отличие игрушки от живых рыб по следующим признакам: живые рыбы жи-иут в воде, из которой их нельзя вынимать, сами плавают, едят, л ними надо ухаживать — ежедневно кормить специальным кор­мом; за ними можно наблюдать — смотреть, как они плавают, как едят; игрушечные рыбки — это предметы, с которыми можно играть (брать в руки, изображать, как они плавают, понарошку кормить, укладывать спать), они похожи на живых (у них есть туловище, голова, хвост, на голове рот и глаза).

Воспитатель готовит таз с водой, игрушечных рыбок (по числу детей и для себя), кукольную посуду, сажает детей перед аквари­умом и начинает сравнение: просит сказать, кто живет в аквари­уме, как называются рыбки. Спрашивая, он делает акцент на пос­леднем слове: «Это игрушечные рыбки или живые?» Воспитатель подтверждает, что это живые золотые рыбки, что они живут в аквариуме в воде, вынимать их нельзя. Затем он показывает детям игрушечную рыбку, спрашивает, что это такое, живая рыбка или игрушечная (акцент на последнем слове) и подтверждает: «ЭтоI игрушка, эту рыбку можно брать в руки, она игрушечная, а не живая».

Потом воспитатель направляет внимание детей на аквариум, спрашивает, что делают рыбки. После их ответов он уточняет: «Рыб­ки плавают в воде. Они живые — плавают сами, никто им не помогает». Воспитатель кладет игрушечную рыбку в таз с водой, просит детей посмотреть, что делает игрушка. Уточняет: «Игруш-ка лежит на воде, не плавает. Эта рыбка игрушечная, неживая, она сама плавать не может. С ней можно поиграть». Воспитатель изображает рыбкой движение в воде и предлагает двум —трем де-i и м повторить игру.

Сопоставление продолжается — воспитатель кормит рыб в ак-и.фиуме, дети наблюдают, как они едят, а педагог подчеркивает: Золотые рыбки живые, их надо кормить каждый день, иначе они 'могут умереть. Живые рыбки сами едят корм: увидят его, подплы-иут и хватают ртом. Они живые — сами едят». Затем воспитатель поясняет, как надо кормить игрушечных рыбок: сыплет рыбий корм перед игрушкой, которая лежит на воде в тазу, предлагает посмотреть и сказать, ест ли она его. Уточняет: «Эта рыбка сама не- ест — она игрушечная, неживая. С ней можно поиграть — по­кормить ее понарошку». Воспитатель вынимает игрушку из воды, нытирает, просит детей дать кукольную посуду, показывает, как он кормит рыбку кашей из тарелки. Предлагает нескольким детям покормить ее, напоить чаем, а потом погулять с ней, побаюкать, покатать в машине.

В завершение воспитатель подчеркивает: с живыми и игрушеч­ными рыбками допустимы разные виды деятельности: «На живых можно смотреть, очень интересно наблюдать, как они сами едят корм, плавают в воде. А с игрушечными рыбками можно играть, брать их в руки. Теперь, если кто желает, останьтесь возле акварм ума и понаблюдайте за золотыми рыбками. Тому, кто хочет ш рать, я дам игрушечных рыбок, и вы с ними поиграете».

Аналогичные ИОС можно использовать в ознакомлении детей с птицами, черепахой и любыми другими животными, а такжг при сопоставлении игрушечной и живой елки. Это может бып одно из наблюдений цикла, посвященного хвойным деревьям и проводимого с детьми среднего и старшего возраста в декабрг (перед Новым годом). Воспитатель выносит на улицу пластиковую елочку, предназначенную для кукольного уголка, и проводит сран нение. Дети уже не раз наблюдали за елью на участке, поэтому сравнить искусственное и живое дерево им и нетрудно, и инте­ресно.

Воспитатель обращает внимание на то, что живое дерево стоит на одном месте — оно корнями уходит в землю. У игрушечной елки есть ствол, ветки, иголки, но нет корней: ее можно носить и ставить где угодно, с ней можно играть. Живое дерево растет каждый год становится выше, его ветви удлиняются. Игрушка ос тается всегда неизменной. Живая ель пахнет хвоей, весной у но начинается сокодвижение в стволе, одни иголки отпадают, а но вые вырастают, все лето растут и созревают шишки. У искусствен ной елочки ничего не меняется, она пахнет пластмассой. Живан ель очень красива темно-зеленой упругой хвоей, покрытой сне гом и инеем, она величественна и стройна, как пирамида. Искус ственная елочка тоже красива, но по-своему: ее сделали умелые люди, она очень похожа на настоящую, ее можно наряжать, ней можно играть.

ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всеч возрастных группах, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, с наглядными пособиями. Например, в беседе по картинам при обсуждении особенностей жизни белки в лесу, ее приспособ ленности к передвижению по деревьям, к защите от врагов, к выведению потомства и другим проявлениям может участвовав игрушечная белочка. Экологический смысл сопоставления з;п лючается в том, что игрушка «живет» на полке в игровом yголке (это ее «среда обитания»), она ничего не знает о том, как и где живут живые белки, что они делают в лесу, каков их образ жизни в разные сезоны. Создается ситуация игры в обучение белочки дети рассказывают ей, опираясь на картины, то, что уже знаки воспитатель дополняет их высказывания новыми сведениями и тем самым косвенно и незаметно — через игру — обучает до школьников.

Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в лю бую форму экологического воспитания детей: в наблюдения, и нятия, труд на природе. Их можно взять на экскурсию в ближаи

126Шее природное окружение, сочетать с чтением познавательной шгературы, просмотром слайдов, видеофильмов. Во всех случаях ОНИ помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе. В отдельных случаях игрушку-аналог це-де| сообразно демонстрировать до знакомства с животным. Это от­носится к некоторым млекопитающим (кошка, собака, кролик и др.), которые вызывают у детей яркие и сильные эмоции, жела­ние общаться с ними — обычная игрушка на их фоне блекнет. Соперничать с ними может только интересно сконструированная миодная игрушка, которая воспроизводит элементы поведения (например, собака, которая продвигается вперед, виляет хвос-|ом, лает, поднимается на задние лапы). Анализ такого сопостав­им 1ия, несомненно, вызовет интерес у старших дошкольников, поможет им глубже понять специфику живого.

Игрушки-аналоги являются дидактическими игрушками, их сле-

дует собирать и хранить в методическом кабинете. Целесообразно

[ иметь наборы рыбок, птичек — они послужат раздаточным мате-

[ риалом на занятиях в любой возрастной группе. Можно подобрать

одноименные игрушки, сделанные из разного материала (напри-

мер, мягких, резиновых, пластмассовых зайцев), разного разме-

ра и разного декоративного оформления. Прекрасными объекта-

Ми для игровых занятий являются крупные мягкие игрушки, ко-

юрые хорошо передают натуру (львы, тигры, обезьяны, кроко-

инлы)...

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами. Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полю-бившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспри- нимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, стано-пятся объектами подражания. В экологическом воспитании дош-Кольников с успехом используются различные персонажи на ос- ноне их литературной биографии — главных событий, характер- пых ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают ха- рлктерную для них линию поведения.

Для реализации целей экологического воспитания подходят Ивкие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. IВ детском литературном репертуаре таких произведений много — Г jrro прежде всего народные и авторские сказки «Репка», «Курочка №яба», «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» и др. С куклами, [ изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой, выработки у них необхо­димых навыков. Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактичес кую задачу с помощью литературного персонажа — его вопросоп высказываний, советов, предложений и различных игровых дей ствий. Воспитателю при разработке ИОС следует помнить, что веч слова и действия куклы должны соответствовать ее литературном биографии: в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении. Рассмотрим некоторых персонажей сказок которых можно использовать для построения ИОС.

Чипполино дети симпатизируют, он нравится им за смелость, находчивость. Его сходство с луковицей помогает им глубже осоз нать разницу между натуральным овощем и его игрушечным изоб ражением. Главная особенность Чипполино: он много знает об овощах и фруктах, так как живет во фруктово-огородной страж-Он сообщает новые сведения о плодах, дает советы по их выра щиванию, по уходу за огородными растениями. Игрушка можа быть использована во всех занятиях фруктово-овощной тематики, при выращивании лука на окне и создании календаря наблюдс ний за ним, во время беседы по календарю.

Карлсон знаком детям по книге А.Линдгрен и по мультфильму как большой хвастунишка, баловник, весельчак, любитель вкусно поесть. Он живет на крыше, имеет пропеллер, везде летает и хоче т дружить с мальчиком. С помощью куклы Карлсона можно приду мать ряд ИОС. Например, летая по округе и замечая, что происхо дит на деревьях, крышах домов, Карлсон может сообщить мною нового и интересного о жизни птиц, об осенне-весенних явления ч в природе. В зависимости от того, какую цель ставит воспитатель сообщить детям новую информацию или уточнить уже имеющиеся у них представления, — он вкладывает в уста куклы либо правиль ные сведения о событиях в природе, либо неверные предположе­ния и «глупые» вопросы. С этой куклой может быть построена интс ресная проблемная ситуация: живя на крыше, Карлсон увидел и окно, как ребята в детском саду в зимнее время сеют овес и реши ч сделать подарок соседке-воробьихе к 8 Марта — тоже вырастим, зелень. Дети снабжают куклу коробочкой с посевом семян, дают напутствие, закрепляя при этом знания о том, как надо ухаживи вать за посадкой, чтобы семена проросли. Через две недели, когда ил окне у детей овес уже вовсю зеленеет, Карлсон прилетает с обле­денелой коробочкой и со слезами сообщает, что он регулярно по ливал семена, но почему-то у него появился только лед. Дети удин лены не меньше куклы, ситуацию помогает разрешить воспим тель: он задает вопросы Карлсону и выясняет, что на крыше так же холодно, как и на улице, а затем предлагает детям самим объж нить, почему вместо зелени появился лед.

Герой сказки Н. Носова знаменитый Незнайка может часто «приходить» к детям и участвовать в самых различных меропрпя тиях, но во всех случаях он попадает впросак, делает неверны предположения, дает неправильные советы. Его учат дети и вос­питатель; ребята при этом уточняют и закрепляют то, что знают, I взрослый исподволь дает новые знания — исправляя Незнайку, учит детей.

С образом Айболита у дошкольников связаны представления о добром докторе, который лечит животных и заботится о них. В каждом детском саду имеется кукла Айболит со знаменитым чемоданчиком с принадлежностями для лечения болезней. Этот персонаж может быть включен в разнообразные ИОС с детьми тобой возрастной группы. Совершая игровые действия «врача-спе­циалиста», Айболит выполняет очень важную для экологического воспитания функцию — делает профилактические осмотры жи­вотных, растений и даже детей с целью оценки состояния их здо­ровья. Осматривая своих пациентов (именно как врач), он демон­стрирует, как это надо делать, как и по каким признакам выяв-иять неблагополучное состояние обитателей уголка природы, как замечать недостаток каких-либо необходимых условий жизни.

Кроме того, Айболит дает советы и назначает лечение пациен- там. Так, осматривая аквариум с рыбами, он рекомендует долить поды или заменить часть ее свежей, включать почаще рефлектор, чтобы растения не были такими хилыми, дает советы, как разно­образить корм для рыб. Осматривая ранней весной комнатные ра-(юния, доктор прописывает им «лекарство» от истощения (удоб­рение), пересадку, подрезку, дополнительный Полив и пр., т.е. ГО, что действительно необходимо сделать с ними весной.

Большую роль в организации игры с Айболитом выполняет.11 рибутика: кукла должна быть средних размеров, в белом халате и колпаке, желательны очки и борода, символизирующие уче-ность и доброту. Чемоданчик доктора заполняется предметами, необходимыми для осмотра пациентов: это традиционный набор нрача для осмотра детей; набор меняется, если пациентами ста- новятся растения (бумажки-рецепты, палочки для постукивания по горшку и рыхления, пакетики с удобрениями, пластмассо-вые ножницы для обрезания сухих листьев и стеблей, опрыски­ватель). При Айболите должна быть машина скорой помощи (ку­кольный грузовик с крестом), которая выполняет важную роль: па машине он едет и везет свой чемоданчик, крупногабаритные ат рибуты для лечения и профилактики (мешочки с хорошей зем-ией для растений, термос с настоем шиповника или фрукты для дегей, если он намерен их осматривать, новый корм для птиц мчи рыб и т.д.). На машине он может увозить с собой для лече­ния в стационаре тяжело больных пациентов (растения, которые находятся в плохом состоянии). ИОС с Айболитом очень эффек-тивны — в рамках игры совершается реальное общение с живыми1 объектами и осмотр среды их обитания. Реализуется настоящее право врача выяснить состояние пациентов и условия, при кото-

1 Николаева рых возникла болезнь или плохое самочувствие одних, отметить, наоборот, отличное состояние других, похвалить детей за здоро вый образ жизни.

Таким образом, литературный герой, привнесенный в педаго гический процесс, — это не просто симпатичная игрушка, кото рая развлекает детей, а персонаж с определенным характером и формой выражения, решающий дидактические задачи. Детям он интересен тем, что в совершенно новой ситуации проявляет своп типичные особенности, т. е. действует в своем «амплуа», и непо средственно общается с ними.

Важным является то обстоятельство, что каждый литератур ный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации мо жет выступать в одной из двух функций: выполнять роль знаю щего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака. В первом слу чае воспитатель ставит задачу косвенного обучения детей — ус тами персонажа сообщает новые сведения, учит правилам пове дения (например, так, как это делает доктор Айболит). Во вто ром случае воспитатель ставит задачу закрепления материала, уточнения и актуализации имеющихся у детей представлений о природе.

Еще одно обстоятельство имеет принципиальное значение. При проведении традиционного занятия воспитатель всегда «над деть ми»: он задает вопросы, поучает, рассказывает, объясняет — он взрослый и умнее детей. При использовании персонажа-простачка (например, Незнайки), который проявляет полную неосведом ленность в событиях, статус детей меняется: уже «не воспита тель над ними», а «они стоят над куклой»: учат ее, поправляю! сообщают то, что сами знают. Такое соотношение позиций в ИО(придает дошкольникам уверенность, они обретают авторитет и своих собственных глазах. Действует сильная игровая мотивация, и дети не берут в расчет, что за Незнайку говорит воспитатель они во власти игровой ситуации, а потому уверенно и прострап но высказываются, дополняют, объясняют и тем самым упраж няются в применении своих знаний, уточняют и закрепляют их Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе em литературной биографии — это косвенная форма обучения де тей, целиком основанная на достаточно сильной игровой моги вации.

Чтобы ИОС с любым литературным персонажем действитель но выполнила дидактическую функцию, она должна быть хоро шо разыграна. В каждой ИОС воспитатель выполняет две роли куклы и свою собственную. Он одновременно говорит и дсн ствует за персонажа и за воспитателя. Как педагог он разговарп вает с детьми и куклой; как персонаж он говорит с детьми и воспитателем. При этом успех исполнения роли куклы завис и i

(> г меняющихся интонаций и разнообразных игровых действий, i оторые она совершает. Кукла должна быть «живой» — повора­чиваться то к детям, то к воспитателю, протягивать руки, на-i юнять голову, вступать в контакт с детьми (гладить их по голо-ре, по щеке, хлопать по плечу, здороваться за руку и пр.). Имен­но поэтому целесообразно использовать куклы би-ба-бо, а обыч­ные куклы сделать управляемыми. Айболит, например, при ос­мотре растений совершает множество таких действий: со всех i i орон их обходит, оглядывает, трогает рукой землю, качает го-

ЬЛовой, когда замечает неполадки, указывает на хилые стебли, лтеющие листья. Все свои действия доктор сопровождает сло­нами, возгласами, оценкой — именно из них становятся понят-

1 ными смысл его осмотра и общее заключение, которое он дела-

■ ет. Это и называется игровыми действиями и словами персонажа.
К исполнению роли куклы воспитатель должен готовиться: чем

Ьучше он ее разыграет, тем эмоциональнее будет воспринято Р детьми содержание занятия, тем успешнее будет решена и ди-

i логическая задача.

Игровые обучающие ситуации типа путешествий. Еще одним I типом ИОС являются путешествия. Путешествия как метод эколо-

шческого воспитания детей — это собирательное название раз- личного рода игр в посещения выставок, сельскохозяйственных

ферм, зоопарка,, салона природы и пр., в экскурсии, походы,

■жспедиции, поездки и путешествия. Посещая интересные места,

■ дети в игровой форме получают новые знания о природе, чему

■ способствует обязательная в игре роль руководителя (экскурсо-
I иода, начальника экспедиции, заведующего фермой), которую
I исполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знако-

мятся с новыми местами, животными, растениями, получают с амые различные сведения об окружающей природе и деятельно-

I сти человека в ней.

В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким i >празом, что дети знакомятся с новыми объектами и явлениями в

I качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетите-

■ лей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фоТографируют», рассуждают. Чтобы игра была полноценной и че-

i нее воспитатель смог реализовать поставленные дидактичес не задачи, он тщательно продумывает свою роль (слова для конТвкта с посетителями, содержательные сообщения, возможные игровые и ролевые действия). Игра захватит детей, если воспитагель специальными приемами постоянно поддерживает вообраемую ситуацию того пространства, в котором она протекает(шмнего заснеженного леса, летнего леса с завалами или болоти-

i i ыми местами, жаркой пустыни, арктических льдов). Это могут быть различные слова и действия: «Уважаемые туристы, наденьте

• ювные уборы, накиньте легкие одежды на себя, чтобы палящее солнце пустыни не сожгло вашу кожу, чтобы вы не получили солнечного удара. (При этом сам руководитель изображает, как он надевает на себя головной убор, ветровку, проверяет, как сделали то же самое туристы.) Проверьте, у всех ли есть фляги с водой: нам предстоит длительный переход по безводной пустыне, наверняка захочется пить». Шагая во время воображаемой экскурсии по бо лотистому месту, руководитель просит экскурсантов поднимап. повыше ноги, идти осторожно, чтобы не провалиться (при этом сам делает то, что нужно).

Отправляясь в зимний лес, воспитатель просит всех потеплее одеться, получше завязать шапки, чтобы не замерзнуть. Во время воображаемого похода напоминает, чтобы не снимали варежки просит растереть щеки, чтобы их не обморозить, постучать нот ми, чтобы разогреть их.

Хорошая игра сложится, если воспитатель продумает и глап ные, и сопутствующие роли, назначит на них детей, подготовш необходимую атрибутику. Например, в игре «Посещение зоопар ка» воспитатель исполняет роль директора зоопарка, дети — роль посетителей (это главные роли). Сопутствующие роли — это шо фер автобуса, на котором едут посетители; кассир, который про дает билеты в зоопарк; контролер, который проверяет и отбирает билеты, напоминает о правилах осмотра зверей; буфетчица, ко торая продает мороженое, конфеты и пр.

Атрибутикой в этой игре являются руль автобуса, касса, день ги, билеты, мороженое, конфеты, фартук и кокошник буфетчи цы, пиджак и очки директора (для солидности). Если все это бу дет подготовлено, а дети будут знать, как исполнять роли, то игра станет интересной, полноценной — программное содержа ние занятия (ознакомление детей с животными зоопарка и уело виями их содержания) воспитателю в роли директора будет не трудно реализовать.

В ИОС такого типа большую помощь оказывает атрибутика м виде самодельных фотоаппаратов, подзорных труб и биноклем «Оптические приборы», ограничивая объективом пространство обзора, создают хорошие визуальные условия для наблюдения, для рассматривания новых объектов. Фотографировать, смотреть м бинокль или подзорную трубу — это игровые действия, которые помогают удерживать детей в пространстве игры. Фотоаппарт обладает еще одним игровым преимуществом: дети не толькп фотографируют объекты наблюдения, но и «проявляют» потом фотографии — рисуют и тем самым отражают свои впечатления от экскурсии, что ценно как в познавательном, так и в эмоцио нальном плане.

Обучение с использованием игр-путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени — это не страш но, так как качественное проведение игры, создавая определен иый эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максималь­ный развивающий эффект.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит связь игровой деятельности и экологического воспи-
тания детей?

2.Какова структура сюжетно-ролевой игры? Какие ее элементы мож-
но использовать при ознакомлении детей с природой?

3. Что такое игровая обучающая ситуация (ИОС)? Как проводится
ИОС с игрушками-аналогами? Каково их значение для экологического

воспитания детей?

4. В чем специфика ИОС с литературными персонажами? Что такое
литературная биография героя? Какие персонажи могут быть использо­
ваны в ИОС?

5. Какую роль выполняют «знающие» и «незнающие» игровые персо-
пажи в дидактическом процессе обучения детей?

6. Как воспитатель должен готовиться к исполнению ИОС с литера-
турным героем? Что дает детям хорошая игра воспитателя?

Задание для студентов

Придумайте несколько вариантов ИОС: 1) с Красной Шапочкой; 2) с Буратино; 3) с котом Матроскиным; 4) с игрушечной черепахой.

Задание для преподавателя

Проведите со студентами практическое занятие, на котором они бу- дут разыгрывать готовые и ими придуманные ИОС с куклами из разных ■ казок. Занятие можно провести в форме соревнования двух команд. В судейскую коллегию входят преподаватель и 2—3 сильных студента. В бал-чах надо оценивать экологическую значимость содержания ИОС, роле-вое ее исполнение (игровые действия и слова), взаимодействие с «деть­ми» (студентами, не занятыми в ИОС).

2.4.2. Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании детей

В формировании у детей эмоционального отношения к приро­де воспитатель использует не только сюжетно-ролевые, но и все другие виды игр. С малышами он проводит очень простые по со-'к-ржанию подвижные игры, так или иначе основанные на пред-ставлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы зна­ний, которые дети получают в наблюдениях.

Например, воспитатель обращает внимание ребят на стайки норобьев, наблюдает их, подчеркивая: птички пугливы, к себе инизко не подпускают, улетают сразу, как к ним подходишь. А потом проводит игру «Воробышки и автомобиль», в которой

дети сами воспроизводят осторожное поведение птиц. Или воспи­татель наблюдает с детьми осенние деревья, рассматривает ли­стья березы, клена, выделяет и называет характерные признаки их формы, окраски. Потом проводит игру «Найди дерево»: «Раз, два, три — под клен беги!» (Поднимает вверх руку с листочком с этого дерева.)

С детьми постарше, получившими первые знания о лесе и его обитателях, проводятся подвижные игры типа «У медведя во бору» и др.

Береза нередко бывает «главным» деревом на участке — ее на­блюдают чаще других, рисуют на картинках календаря, ею любу­ются, про нее загадывают загадки. С дошкольниками любого воз­раста вокруг березы можно водить хороводы, приговаривая или припевая народные слова, изображая руками, как она качается:

Березка белена, Маковка зелена, Летом мохнатенькая, Зимой сучковатенькая, Где она стоит, Там и шумит.

Или:

Березка зелененькая, весной веселенькая, Среди поля стоит, листочками шумит.

Большую роль в закреплении знаний о природе могут сыгран, разнообразные дидактические игры. Четкое разъяснение воспита телем правил игры и выработка у детей навыка соблюдать их де­лают такую игру интересной и не сводят ее к упражнению. Со старшими дошкольниками воспитатель может играть в разные на стольно-печатные игры («Зоологическое лото» и др.), при этом он предоставляет им возможность играть самостоятельно лишь тог да, когда они научились четко соблюдать правила.

Интересны также различные словесно-дидактические игры: они могут скрасить досуг, прогулку в дождливую погоду, вынужден ное ожидание и не требуют специальных условий, оснащения. И\ лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые уже имеют достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсии но развивают мышление: гибкость и динамичность представлю ний; умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и объ единять предметы по самым различным признакам; внимание и быстроту реакции.

В практике могут быть использованы самые различные игры Например, «Закончи предложение» — воспитатель говорит нача ло фразы, а дети должны придумать конец: «Белка осенью запаси корма, потому что...», «Птицы могут летать, потому что...», Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что...». Пли: «Лимон желтый, а огурец...», «Ромашка белая, а василек...», «Весной листья на деревьях растут, а осенью...», «Летом бывает дождь, а зимой...».

Интересными являются игры в загадки-описания — они уп­ражняют детей в умении выделять характерные признаки предме­та, называть их словами, воспитывают внимание. «Отгадайте за- адку, — говорит воспитатель для начала. — Я загадала плод: круг-иый, оранжевый, растет на дереве». Затем педагог предлагает де-гям придумать загадки, за каждую правильную загадку они полу­чают фанты.

Игры могут быть разными: «Что бывает желтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Летает — не летает», «Живот­ное домашнее или дикое». Воспитатель может придумывать их сам на темы, которые обсуждались на занятиях, затрагивающие явле­ния, которые дети наблюдали. Во всех случаях словесные игры помогут закрепить знания дошкольников, научить их использо- вать в нужный момент.

Контрольные вопросы

1.Что такое игры-путешествия? Что понимается под путешествиями?

2.Какое значение имеют игры-путешествия для экологического вос­питания детей? Как их надо организовывать?

3.Какие игры, кроме сюжетно-ролевых, могут быть использованы в
дологическом воспитании детей?

Задание

Придумайте игру на тему «Экспедиция в Африку» или «Полярники в Антарктиде». Определите сюжет, роли, атрибутику, ход игры. Определи-ГС программное содержание игры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1698; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.087 с.)