![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Графические модели и моделирующая деятельность в процессе ознакомления детей с природой
Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений — большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений. Но пугливость и скрытный образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы. Модель — это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо. Процесс создания модели называется модели рующей деятельностью. Например, глобус — это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью. Главной характеристикой модели является то, что она отража ет, содержит в себе существенные особенности натуры, в удоб ной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта. Любой шар можно назвать моделью Зем ли, но только по одному признаку — по шарообразной форме Глобус как предметная модель воспроизводит большое количс ство существенных признаков нашей планеты — соотнесенные и масштабе материки и океаны, моря и реки, горы и долины, госу дарства и города. На нем мы находим полюса Земли, а по меридианам и парал лелям определяем местоположение любой точки. Географическая карта — это тоже модель Земли, но уже графическая, она отобра жает планету в плоскости бумаги. Глобус и карта — предметы которые помогают ориентироваться в громадном пространстве, совершать путешествия по странам и континентам, не выходя из дома. С дошкольниками можно создавать и использовать самые раз личные модели. Важнейшими из них являются календари приро ды — графические модели, которые отражают разнообразные длительно происходящие явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологическое воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его с издание (моделирование явлений), а затем — использование в учебном или в воспитательном процессе. Можно выделить три типа к аллендарей, имеющих широкое применение в дошкольных учреждениях и отражающих те явления природы, которые находят-в поле зрения детей и составляют содержание частых наблюде-пий.
Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы. Этот календарь отражает состояние природы (неживой, растительного и животного мира) в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения (см. выше). Заполнение страницы календаря, т.е. фиксация наблюдений является неотъемлемой частью «недельной ме-годики» ознакомления детей с сезонными явлениями природы. Страница календаря (рис. 12) подготовительной к школе группы, рассчитанная на всю неделю наблюдений, имеет несколько параметров: время представлено условным «месяцем» с четырьмя полными неделями по семь дней; неживая природа — графой «погода» С семью окошечками на каждый день той недели (оптимально: Второй или третьей), когда происходят наблюдения; живая приро-да — это большая неразделенная часть страницы, на которой изображаются в виде рисунка растительность (1—2 дерева, куст), покров земли и животные (главным образом, птицы и насекомые), которых можно увидеть в это время. Заполнение календаря, т. е. собственно моделирование, произ-водится значками и рисунком в полном соответствии с наблюде-. пнями. Ежедневно после прогулки, во время которой дети наблю-
дали за природой, они под руководством воспитателя закрашивают клетку дня недели и в соответствующем окошечке значками изображают погоду. В середине недели после рассматривания покрова земли, дерева и куста, которые выбраны для отображения в календаре, дошкольники зарисовывают их в графе «Живая природа». В конце недели, после специального наблюдения за птицами, насекомыми и другими сезонно появляющимися животными, дети изображают их значками или рисунками в графе «Живая природа», т.е. дополняют имеющийся пейзаж. В итоге заполненная страница календаря представляет собой: раскрашенные клетки дней одной недели (столбики трех недель остаются белыми), заполненные значками окошечки «погоды» и рисунок-пейзаж с изображением дерева, куста, покрова земли и каких-либо животных. Все соответствует конкретному моменту состояния природы.
Таким образом, заполненная страница календаря — это графическая модель состояния природы определенного периода определенного времени года, модель, в которой сочетается реалистическое изображение природы с символическим обозначением отдельных явлений. Важную роль в этом моделировании играет специальная страница календаря, на которой изображены значки и символы, — она помогает правильно заполнять календарь (рис. 13). Каждый день недели имеет свое обозначение цветом, наиболее приемлемой является радужная гамма: понедельник — фиолетовый, вторник — синий, среда — голубой, четверг — зеленый, пятница — желтый, суббота — оранжевый, воскресенье — крас- ный. Значки погодных явлений — это маленькие пиктограммы, схематические, но понятные детям образы солнца, дождя, снега и т.д. Степень тепла и холода обозначается схематическим изображением человечка, закрашенного символическим цветом: в жару — красным, в теплое время — желтым, в прохладу — зеле-[ ным, а в мороз — синим. Животных можно изображать как рисунком, так и значками (например, птиц — «галочками» характерного для вида цвета). Заполнение календаря, т. е. моделирующая деятельность, — важный эколого-педагогический процесс, который осуществляется в повседневной жизни детьми под руководством воспитателя. Чтобы она не вызывала трудностей у взрослого и доставляла радость дошкольникам, можно использовать специальный прием: рисовать по трафареткам карандашами. Трафаретки воспитатель делает из плотного прозрачного полиэтилена, с их помощью легко и быстро дети раскрашивают дни недели, отмечают погоду, создают рисунок дерева. В ряде случаев рисунок в карандаше дополняется краской, что облегчит создание пейзажа в календаре: снег на земле, зеленая или желтая листва на дереве, трава весной или | летом вполне могут быть изображены гуашью или акварелью. Очень важно, чтобы рисунок правильно отражал состояние природы: только в этом случае календарь становится моделью. Например, рассматривая с детьми березу на третьей неделе сентября, воспитатель обращает внимание на следующие моменты: много или мало листьев на дереве; есть ли листья под ним на земле; где их больше — на дереве или на земле; какого цвета листья на березе и под ней; каких листьев на дереве больше — зеленых или желтых; где находятся зеленые листья (на макушке, внизу кроны или сбоку), а где — желтые; как красиво смотрятся золотистые листочки на ярко-зеленой траве. Все это имеет значение для правильного отображения в календаре состояния дерева, куста, покрова земли в начале осени. При этом важно правильно подобрать карандаши и краски, чтобы они с максимальным приближением к натуре передавали осенние цвета природы. Аналогичный рисунок березы на третьей неделе октября будет выглядеть иначе: на дереве останется мало листьев, все они будут желтыми, зато под ней вся земля будет усыпана золотыми листьями и т.д. И уж со-, всем иным будет пейзаж с березой в ноябре: дерево голое, опав-'шая листва уже не ярко-желтая, а жухло-коричневая, трава завядшая, желтая или жухлая, лужи и сырая земля. Для создания такого пейзажа нужны другие карандаши и краски.
Одна неделя наблюдений за погодой и их фиксация в календаре — это «срез» состояния природы в определенный период сезона. Модель всего сезона получается в результате проведения такой работы ежемесячно: три заполненные страницы календаря (напри-I мер, сентябрь, октябрь, ноябрь) отражают последовательно три
с детьми измеряет его глубину в разных местах участка. На зимних страницах календаря слева или справа нарисован такой же снегомер с условными делениями. Снег в календаре дети рисуют белой гуашью, его толщина соответствует измерениям. В итоге в календаре января полоска снега будет шире, чем такая же полоска на странице декабря, а в феврале она будет еще шире. Колебания погоды не имеют принципиального значения, закономерность сезонных изменений в природе проявляется в любом случае, так как она связана с движением нашей планеты вокруг Солнца, с увеличением и уменьшением тепла и света на Зем-
периода осени — ее начало, разгар, конец (рис. 14). Календарь наглядно демонстрирует динамику осенних изменений природы, в нем отражается зависимость состояния живой природы от по-годно-климатических факторов. Именно поэтому календарь сезонных изменений природы становится экологической моделью, в которой наглядно и одновременно представлен сезон с его существенно меняющимися характеристиками. Заполненные страницы календаря за 12 месяцев — это круглогодичная модель сезонных изменений в природе. Ценность такого моделирования велика: календари заполняют сами дети на основе непосредственных наблюдений в природе; аккуратно и правильно заполненные календари превращаются в хорошее наглядное пособие, которое можно использовать с разной целью и в разные моменты воспитательно-образовательного процесса. Содержание календаря старшей группы немного проще, чем в подготовительной к школе группе: графа «Время» может состоять из одной недели, в графе «Живая природа» обязательными элементами являются одно дерево и покров земли. Покров земли всегда имеет ярко выраженные сезонные признаки. Например, в средней полосе России для сентября характерна зеленая трава, много цветущих осенних растений (астры, ноготки, золотые шары и др.), кое-где встречается опавшая листва; в октябре все покрыто ковром листьев разной окраски, цветов уже нет, трава желтая; в ноябре на земле лужи, листья превращаются в покров неприглядного цвета, травы и цветов нет, иногда бывает снег; в марте преобладает снежный покров, редкие проталины голой рыжеватой земли; в апреле появляется негустая нежная зелень, кустики мать-и-мачехи, в тенистых местах еще встречаются оголенные участки земли; май — это буйная молодая зелень, множество желтых одуванчиков и т.д. Летом в каждый месяц цветут определенные цветы — их обязательно надо нарисовать в календаре. Зимой покров земли однообразно снежный, один месяц от другого отличается лишь толщиной снежного покрова, поэтому воспитатель использует палку-снегомер, которым вместе
Рис. 16. Картонная кукла с набором одежды на разную погоду и на разные сезоны. Кукла вместе с карточками является «Календарем наблюдений за сезонными явлениями природы» в младшей и средней группах ле. Поэтому календарь, изображающий природу в апреле, будет иным, чем в марте или мае, — в этом и состоит сущность графической модели сезонных явлений природы. Это относится ко всем широтам и не зависит от климата территории. Календарь сезонных изменений природы для детей младшего и среднего возраста — это набор картинок с изображением отдельных явлений неживой природы и одного дерева, растущего на участке, в разных его сезонных вариациях. Наблюдения проводятся также в течение одной недели в месяц, но дети 3 — 4 лет ничего не рисуют, т. е. не создают модели сезонных изменений природы в том понимании и в том виде, в каком это делают старшие дошкольники. Они отображают (фиксируют) те явления, которые наблюдали во время прогулки, заранее приготовленными картинками. Это своего рода подготовка к графическому моделированию.Воспитатель сам делает набор таких картинок. Оптимальный вариант — 6 картинок на один сезон — по две картинки на начало, разгар и конец сезона: на одной дерево изображается в тихую, а на другой — в ветреную погоду (рис. 15). Подготовкой к графическому моделированию является и игровой прием — одевание картонной куклы на прогулку (рис. 16). Вернувшись с улицы, дети находят соответствующие картинки погодных явлений, ставят их на подставку, вместе с воспитателем одевают куклу для улицы, так же как были одеты сами, и «выпускают ее на прогулку» (ставят возле картинок). Смысл этих действий в том, чтобы через игровой прием на-учить детей обозначать температурные явления — степень тепла и холода (в старших группах эти явления дошкольники обозначают I значком «Человечек»). Таким образом, работа с картинками и куклой, проводимая с детьми младших и средних групп, предшествует заполнению ка-' лендаря сезонных явлений, т.е. подготавливает процесс графического моделирования. Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ. Второй тип графического моделирования — создание календаря наблюдений за ростом и развитием растения или животного. Фиксировать изменения растущих растений значительно проще, чем изменения молодых животных. Это объясняется тем, что последние обладают поведением и поэтому во время роста и развития приобретают не только новые внешние черты, но и проявляют новые моменты в поведении. Например, только что родившийся хомячок маленький, голый, розовый, малоподвижный, в основном лежит. Со* временем он покрывается шерстью, открывает глаза, начинает подниматься на ножки, перемещаться в пространстве гнезда. Далее, по мере его роста, изменения, характеризующие его развитие, проявляются главным образом в пове- дении: он становится шустрым — бегает, лазает, все грызет, играет, вертится в колесе, борется с другими молодыми хомячками, убегает от них или догоняет их. Именно поведение отличает дете- нышей от взрослой мамы, образ жизни которой совсем иной — она продолжает кормить молоком и охранять потомство, забо-, титься о нем.
Создание модели развития млекопитающего на примере хомяков — очень интересный для детей процесс, который лучше осуществлять с помощью готовых картинок. Особенно это важно в первые десять дней после рождения маленьких хомячков из-за скрытного образа их жизни и невозможности наблюдения за гнез-дом. Картинки в этом случае дополняют и иллюстрируют рассказ воспитателя о том, что происходит в домике, как выглядят и растут хомячки, как мама заботится о них (рис. 17). Моделирование роста и развития хомяков можно осуществить на 4 страницах белой плотной бумаги альбомного размера, каж- . дая из которых соответствует одной неделе развития животных. Внизу 2 —4-й страниц — полоска «неделя», которую дети раскра- I шивают в соответствующие цвета или делают аппликацию цвет-
ных квадратиков. Оставшаяся часть страницы заполняется готовыми картинками, на которых изображены маленькие животные (их состояние и поведение соответствуют возрасту). Картинки можно вставить в прорези или прикрепить на время каким-либо другим способом. В итоге получается календарь роста и развития детенышей, который, по сути, является моделью, отражающей с помощью картинок морфофункциональные изменения животного в процессе онтогенеза. Моделирование роста и развития растений также осуществляется с помощью рисунков. Это может быть календарь наблюдений за ростом редиса или огурца. Во всех возрастных группах один раз в неделю можно фиксировать (рисовать на отдельных страницах) прорастающий в банках репчатый лук. Графическая модель будет особенно интересной, если несколько луковиц прорастают в разных условиях специально созданной опытнической ситуации и на каждой странице изображается разноцветная полоска времени — «неделя». Все рисунки делаются с помощью двух картонных трафареток — банки и луковицы. Дети с удовольствием их обводят, пририсовывают корни и зелень, т.е. легко воспроизводят натуру. Такая модель в виде календаря наблюдений за растущим луком может быть создана как с детьми младшего, так и с детьми старшего дошкольного возраста. Со временем лук съедают, банку с луковицей ликвидируют, а модель остается — ее можно многократно рассматривать как в свободное время, так и на специальных занятиях. Несколько иначе выглядит календарь, в котором зафиксирован рост овощной культуры (например, быстро растущего реди- Рис. 18. Заполненные страницы «Календаря наблюдений за ростом растения» (на примере редиса), соединенные в ширму i'ii) в открытом грунте (рис. 18). На каждой странице такого кален-длря кроме изображения самого растения имеются параметры: ирсмя («неделя»), за которое происходит изменение растения, и условия, при которых происходит рост культуры (погода в сочетании с трудовыми операциями по уходу). Таким образом, моделирование роста и развития редиса — это дневное раскрашивание дня недели и фиксация погоды, обозначение значками трудовых операций в те дни, когда они были совершены, еженедельный осмотр и рисование растения со всеми его новыми признаками. Такой календарь является полноценной графической моделью экологического содержания: в ней наглядно представлены морфофункциональные изменения рас-тения во взаимосвязи со средой обитания. Аккуратно и правильно заполненный, ярко раскрашенный календарь становится хорошим демонстрационным пособием, ис-используемым в самых различных вариантах воспитательно-образо-ительной работы с детьми. Календарь можно рассматривать осе-ью и зимой, когда редис не растет, весной — когда его посев только готовится. Календарь детям интересно рассматривать, потому что они сами исовали, сами трудились и собирали урожай редиса, а потом ели (него салат. Организация зимней подкормки и календарь наблюдений за птицами. Зимняя подкормка птиц — одно из важных природоохран- пых и экологически значимых мероприятий, правильной органи- нацией которого детекгий сад может оказать реальную помощь в сохранении их видового разнообразия. Подкормка птиц несложное, но педагогически целесообразное и высокоэффективное в моспитательном отношении дело, в котором могут участвовать дети нсех возрастных групп. Птицы зимой голодают: световой день короткий, еды мало, энергетические затраты восполнить трудно. Особенно нелегко им бывает в сильные морозы: они страдают от хо- лода, но главным образом — от голода. Организуя зимнюю по кормку птиц, педагог осуществляет следующие мероприятия: - начинает подкормку (в средней полосе России) в конце ок - на территории детского сада на значительном расстоянии дру - приучает детей собирать в специальную банку с крышкоп Четкая организация подкормки птиц в начале зимы имеет боль шое значение: птицы привыкают к месту подкормки — синицы, голуби, стайки воробьев держатся вблизи участка, регулярно объян ляются возле кормушек, на ветках ближайших деревьев и кустом ожидают людей. После Нового года начинается цикл наблюдении за зимующими птицами. В это же время одну—две недели в специ альном календаре фиксируются наблюдения. Этот календарь, юн и другие, является моделью. Он имеет три постепенно усложнят щиеся модификации: для младшего и среднего возраста, для стар шей и подготовительной к школе групп. Календарь для младших дошкольников, а также верхняя часть календаря для старшей группы заполняются карточками с рисуп ками зимующих птиц. Фиксация наблюдений этим способом про изводится каждый день заново, при этом графических пометок (галочек) не делается. Нижняя часть календаря старшей группы и весь календарь подготовительной к школе группы заполняются иначе: ежедневно в полосках соответствующего дня проставляют ся цветные «галочки» (символическое обозначение птиц). Календари различаются не только способом фиксации наблю дений, но и содержанием. Объем моделируемого содержания для старших дошкольников значительно больше: вводится параметр времени (дни недели), фиксируются разные особенности поведс ния птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто пол ней, кто летает над участком и следит за птичьим обедом). В kа лендаре подготовительной к школе группы можно фиксирован, погоду и состав корма (внешние условия), на фоне которых птп цы посещают место кормления (рис. 19). Главным содержанием календарей всех возрастных групп (а для младшей — единственным) является состав птиц. Заполнение ка лендаря один раз в две недели в разгар зимней подкормки позво
19. «Календари наблюдений за птицами» во время зимней подкорм-: А — для младшей и средней групп; Б — для старшей и В — для подготовительной групп лнет детям познакомиться с многообразием зимующих птиц, осо-беностями их внешнего облика и поведения. Троекратное внесение и заполнение календаря в подготовительной к школе группе — в самом начале подкормки (конец октября), в ее разгаре (январь) и в конце марта — дает возможность проследить динамику изменения состава птиц, связанную с их осенне-весенними миграциями: осенью еще можно заметить диких уток, увидеть Пролет журавлей, в марте — зафиксировать в календаре прилет Грачей, уток. Таким образом, старшими дошкольниками будет создана более обстоятельная, чем в предыдущей группе, графическая модель жизни птиц в холодное время года. Хорошо оформ- и иные, четко прорисованные календари наблюдений за птица-ми в зимнее время становятся наглядными демонстрационными обиями, которые могут быть использованы в самых различных нариантах. Контрольные вопросы 1. Что такое моделирование и моделирующая деятельность при озна 2. Какие бывают модели? Что такое графическая модель? 3., Как в календаре моделируются сезонные явления природы? Чем различаются календари разных возрастных групп? 4. Что отражает годичный календарь, состоящий из 12 страниц? По- Природе?5. Как моделируются рост и развитие растений? Чем различаются ка- воспроизводят отдельные явления или объекты природы и позво-ияют дошкольникам познать их существенные стороны. Графическое моделирование может быть использовано при составлении карты-схемы помещения группы, участка детского сада, территории ближайшего природного окружения. Моделирование пространства, в котором протекает жизнедеятельность ребенка, помогает ему по-новому взглянуть на окружающий мир. Составление карты-схемы особенно целесообразно при создании экологической тропы, определении природного маршрута, по которому дети регулярно совершают прогулки и экскурсии. С детьми старшего дошкольного возраста можно сделать самодельный глобус (из папье-маше на мяче или воздушном шаре либо другим способом). Такой глобус позволяет давать информацию о Земле небольшими порциями: в течение учебного года можно приклеивать на него материки, обозначать государства, города, моря, которые так или иначе оказались в поле зрения детей, наносить печатными буквами их названия. Большой интерес у дошкольников вызывают путешествия по глобусу, приклеивание изображений животных, обитающих в океанах и на материках. Полезна демонстрация картонных моделей, на которых пред-ставлено одно из закономерных и широко распространенных яв-пений животного мира — защитная окраска покровов: маскировочная, отпугивающая, расчленяющая. Воспитатель сам или вме-сте с детьми может изготовить модель бабочки «павлиний глаз» на коре дерева и с помощью подвижных крыльев показать мас-кировочную окраску нижней их стороны и яркие и отпугивающие, похожие на глаза, пятна на верхней их стороне. Модель можно использовать многократно, показывая морфофункцио-пальную приспособленность насекомого к окружающей среде: нлбочка неподвижно отдыхает на дереве, сложив крылья (в этот момент ее защищает маскировочная окраска); бабочка тревожится — открывает и закрывает крылья, отпугивая всех, кто к ней приближается, крупными синими «глазами» на верхней стороне крыльев.
Другая модель дает возможность формировать у детей обобщенное представление о маскировке как таковой (рис. 20). После демонстрации на пестрой и белой частях панели 3 — 4 фигур (геометрических и в форме животных) в неподвижном состоянии и в движении вдоль прорези, дети начинают понимать, что для маскировки любого объекта необходимо сочетание двух условий: окраски, совпадающей с фоном, и неподвижности. Таким образом, становится очевидной объективно существующая, но скрытая от восприятия ребенка связь между строением, поведением животного и его средой обитания. В познавательную деятельность детей целесообразно включить такие предметные модели, с которыми они смогут совершать прак тические действия. Дошкольникам можно показать, что длина ног влияет на скорость передвижения: чем ноги длиннее, тем животное быстрее перемещается в пространстве. Процесс моде лирования этого явления можно организовать следующим обра зом: на столе перед детьми надо положить большой лист белой бумаги с обозначенными на нем стартовой линией и двумя до рожками, по которым будут шагать картонные «ноги» — у одно го ребенка длинные, а у другого короткие (рис. 21). Каждый из дошкольников делает одинаковое количество шагов (например, по пять), отмечая их карандашом на дорожке, а затем сравнив;) ют результат: дальше ушел тот, у кого «ноги» длиннее. Затем они делают больше* шагов, меняются «ногами», но результат остает ся неизменным — всегда дальше уходят более длинные «ноги» Надевая сверху на них головки разных животных, моделирова ние можно превратить в игру-соревнование «Кто из животных скорее прибежит к финишу». Интересную модель хищной птицы можно сделать из черном бумаги. Прикрепив ее с помощью резинки к концу палки, легко демонстрировать нападение с воздуха и защитное поведение некоторых животных. Нападение хищника на жертву в природе уви деть практически невозможно (дошкольникам это и не нужно), поэтому моделирование в этом случае становится особенно умеа ным. Таким образом, модели и моделирование позволяют демонстрировать существенные экологические связи в природе, поэтому процесс моделирования и использования готовых моделей является методом экологического воспитания.
Каждое дошкольное учреждение и отдельные воспитатели имеют различный иллюстративный материал, правдиво и разнообразно отражающий природу: наглядные пособия, фотографии, вырезки из календарей и журналов, репродукции произведений известных художников. Весь этот материал может быть использован в педагогическом процессе самым различным образом — для рассматривания, рассказывания, беседы, для формирования у детей новых представлений и уточнения имеющихся, для оформления выставок, игр-путешествий, досугов. Выше уже отмечалась роль картинок для календарей: карточки, на которых изображены новорожденные хомячки, полностью восполняют пробел наблюдений; карточки с изображением атмосферных явлений служат средством фиксации наблюдений за погодой. Особую ценность имеют цветные, большого размера учебно-наглядные пособия, на которых изображены разные экосистемы (лес, луг, степь, пустыня, тундра, полярный край, пруд или озеро, море), а также картины, на которых представлена природоох-
ранная или сельскохозяйственная деятельность людей. В этом ряду наиболее значимыми являются картины с изображением леса и лесных животных в разные времена года. В России лес разного состава занимает большие пространства; он широко представлен в народных и авторских сказках, в литературных произведениях, в живописи. Тема леса традиционно является важной в ознакомлении детей с природой. Экологическое воспитание дошкольников на примере лесной экосистемы имеет очень большое значение, оно базируется на ряде существенных аспектов. 1. Все лесные животные имеют ярко выраженные внешние мор- 2. Жизнь леса подчинена сезонным закономерностям неживой 3. Лес — это сообщество растений и животных (рис. 22), все Эти моменты, если они представлены на картине учебного пособия, дают возможность формировать у детей первоначальные представления о лесе как экосистеме, причем картина в силу своей статичности позволяет длительно ее рассматривать, многократно обсуждать, сосредоточивать внимание ребят на различных явлениях жизни леса. В определенном отношении для детей дошкольного возраста картина обладает универсальной наглядностью, она важнее, чем видео- или слайд-фильм. Рассматривание картин экологического содержания может предшествовать экскурсии в лес и завершать ее. Рассматривание таких картин с целью формирования у детей отчетливых и правильных представлений целесообразно начинать со средней группы. У четырехлетних дошкольников преобладают сказочные представления о лесе и его обитателях, их собственный опыт в этой области еще невелик, поэтому картина дает воз-
можность показать реальные объекты и события, сделать доступным восприятию детей лесной экосистемы, особенно того, что обычно скрыто от глаз, показать лесных животных в их естественной среде. Формирование реалистических представлений о природе на основе картин пойдет эффективнее и быстрее, если воспитатель в процессе их рассматривания употребляет правильные обозначения-термины (например, не зайчик, а заяц-беляк; не мишка, а бурый медведь), делает пояснения достоверного содержания, исключает уменьшительно-ласкательные формы и обороты речи. Например, рассматривая с детьми средней группы картину «Зайцы | в зимнем лесу», воспитатель может сделать примерно следующие пояснения: «На картине нарисован настоящий смешанный лес. В нем растет много разных деревьев и кустарников. В этом лесу живут зайцы-беляки. Зимой в лесу все покрыто снегом, травы нет. Зайцам-белякам совсем нечего есть, поэтому они грызут ветки кустов, кору деревьев. Зима — это трудное время в их жизни». Со старшими дошкольниками эта же картина поможет обсудить следующие вопросы: как они приспособлены к передвижению по снегу, какие у них ноги, как зайцы петляют, ложатся в лежку, какие у них зубы и почему они могут грызть кору. Рассматривая беляков, воспитатель рассказывает о приспособительных особенностях строе'ния глаз, ушей, о значении весенней и осенней линьки. Не менее важными являются картины сельской тематики: жизнь домашних животных в разное время года, уход человека за ними, их использование в хозяйстве. Все это очень интересно детям, особенно городским, которым не так часто доводится видеть деревенскую жизнь. Также большое значение для ознакомления детей с природой имеют демонстрационные картины, на которых животные представлены в крупном масштабе и со своими детенышами. Такие «портретные» изображения особенно важны для младших дошкольников, восприятие которых еще недостаточно развито и которые могут сосредоточиваться на четко прорисованных (без излишней детализации) цветных изображениях. Такие картины помогают формировать у маленьких детей первоначальные представления о домашних животных и их детенышах, позволяют обучать сравнивать, обозначать словом увиденное, включать картины в простейшие сюжетные игры (например, «покормим корову сеном», «угостим козу ветками» и т.п.). Для детей старшего дошкольного возраста такого рода картины целесообразны, если на них представлены экзотические, малоизвестные животные. Давая детям первоначальные знания о животных на основе кар-i тин, воспитатель должен смоделировать их реальные размеры. При
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 7176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.226.221 (0.08 с.) |