Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Блок «ребенок в мире живой и неживой природы»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Линия познания дошкольниками окружающей природы выстраивается на основе принципов краеведения (организация работы с детьми с учетом регионального компонента), системности ( идея системного строения природы – от сущности живого организма к многообразию связей живого в экосистеме), научности и доступности понятий (формирование представлений в области экологии). При формировании экологических представлений используются разнообразные формы взаимодействия с детьми с учетом их возраста, интересов, а также активного участия родителей дошкольников. Главная черта экологического образования - непосредственный и разнообразный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними. Формирование у детей способности понимать единство окружающего мира включает народные традиции и праздники, наблюдения за животными и растениями юга Тюменской области, проведение игр в природных условиях, экспериментальная деятельность, развитие нестандартного мышления (включение во взаимодействие в режиме проекта). Цель – становление у детей познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей природе. Приоритетные задачи: · развитие познавательного интереса к миру природы, умения видеть и понимать ее красоту, способность удивляться; · формирование первоначальных умений и навыков грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; · создание условий для экологически ценного опыта общения с животными и растениями, развития способности к наблюдению за природными объектами и явлениями; · воспитание бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, развитие чувства эмпатии к объектам природы. Реализация поставленных задач опирается на интегрирующий подход в образовании детей. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время экскурсий в природу, чтения книг, продуктивной деятельности, организации и познавательной деятельности в мини-музеях. Изменяется и сама структура знаний: она становится «дробной», включает несколько взаимосвязанных по теме, но различных по типу действий (беседу, игру, конструирование, рассматривание иллюстраций; рассказ педагога, изобразительную деятельность). Экологическое образование осуществляется в четырех направлениях: - сенсорное развитие: знакомство с эталоном, с разновидностями каждого свойства, выделение различных свойств явлений; - чувственно-образное восприятие и познание мира: непосредственное общение с природой, организация фольклорных праздников, знакомство с народным творчеством, с изобразительным искусством, с художественной литературой экологического содержания; - познавательные действия и опыты: элементарные опыты, кратковременные и длительные наблюдения; - получение детьми личного продукта деятельности: в изобразительной сфере – рисование, лепка, аппликация; в трудовой сфере - выращивание растений, благоустройство территории (важен не сам результат деятельности, а качественная оценка участия ребенка в ней); в игровой сфере - участие в сюжетно-ролевых и творческих подвижных играх. Знакомство дошкольников с явлениями общественной жизни реализуется опосредованно и непосредственно через образовательную область «Социализация» в блоке «Самопознание». Блок «Развитие элементарных математических представлений» отражает познавательное развитие дошкольника на пути познания окружающего мира. В результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций происходят качественные изменения в формах познавательной активности ребенка. Цель: формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира. Эта цель достигается реализацией следующих приоритетных задач: · сформировать систему элементарных математических представлений, предпосылки математического мышления, сенсорных процессов и способностей; · расширить словарь детей и совершенствовать связную речь при усвоении ими математических отношений и связей между объектами реального мира; · организовать самостоятельную познавательную деятельность дошкольников как на занятиях, так и в других видах деятельности, поощрять проявления творческой инициативы. Эффективность реализации программных задач достигается сочетанием различных видов практической и умственной деятельности детей (обследование, счет, измерение, сравнение, группировка, классификация, наблюдение, экспериментирование, абстрагирование свойств от предмета) с занимательной математикой, развивающими, логико-математическими играми и упражнениями. Математическая подготовка – часть общей подготовки к школе. Особенностью этого процесса является общая развивающая направленность, связь с умственным, речевым развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью. При разработке раздела программы «Развитие элементарных математических представлений» учитывались следующие требования математической подготовки: - обеспечение системности в процессе формирования математических знаний у дошкольников; - повышение качества усвоения математических представлений и понятий детьми (осознанность, прочность, умение использовать знания при решении практических задач); - ориентация на развитие умственных способностей ребенка (формирование умений воспринимать, запоминать, рассуждать, анализировать, абстрагировать, схематизировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); - развитие познавательных процессов и способностей в процессе формирования математических представлений; - усвоение детьми математической терминологии; - повышение уровня познавательной активности на занятиях по математике. В ходе определения уровня математического развития детей учитываются следующие показатели: 1) освоенность детьми основных способов познания (сравнения, классификации, упорядочивания, уравнивания, счета, измерения, выявления и установления закономерностей, выдвижения и решения проблем, предвидения результата и хода решения творческой задачи); 2) сформированность представлений детей о математических отношениях, связях, зависимостях, свойствах, закономерностях; 3) использование терминологии и речевое выражение способов действий; 4) использование знаний и умений для решения проблемно-игровых и практических задач. Содержание программы математического образования опирается на ведущее положение теории развивающего обучения (В.В. Давыдов, Н.А. Якиманская) – для ребенка дошкольного возраста основной путь развития – эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление чувственного опыта связано с интеллектуальной активностью и активностью сенсорных способностей, формированием настойчивости и целенаправленности. Активность ребенка, направленная на познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем познавательных, развивающих играх. Необходимым условием успешной реализации программы по элементарной математике является организация особой предметно-развивающей среды в группах и на территории детского сада, включающей в себя специально подобранные группы предметов и материалы, используемые целенаправленно на занятиях по математике и предметы, окружающие ребенка вне занятий и способствующие его математическому развитию. Занятия по математике носят преимущественно комплексный характер, на них реализуется интеграция различных областей знаний и видов деятельности. Занятия рассматриваются в программе как важная, но не преобладающая форма организованного обучения детей. Нужно учесть, что в младшем дошкольном возрасте занятия должны восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. Постепенно в занятие включаются задания, выполнение которых требует ответов у доски или определенных действий за столом. Но исключается школьно-урочная форма проведения всего занятия. В соответствии с примерными режимами дня и временем года занятия в группах рекомендуется проводить с 1 сентября по 31 мая. Воспитателю предоставляется право варьировать место занятий по математике в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов заданий по математике в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания. Воспитатель может сократить количество регламентированных занятий, заменив их другими формами обучения дошкольников математике. Образовательная область «Коммуникация» Образовательная область «Коммуникация»отражает развитие речи в ее коммуникативной функции, уникальность родного языка в становлении личности ребенка. Многоаспектность проявления личности в речи и речи в личности становится условием формирования языковой компетентности у дошкольника: ребенок способен свободно выражать свои желания, намерения как в игровой деятельности, так и при общении, пояснять смысл и состав своих действий с помощью речевых и неречевых языковых средств. Речевое развитие в каждой возрастной группе направлено: - на развитие представлений об окружающем мире; - обогащение связной ситуативной и контекстной речи; - формирование словаря, обозначающего новые предметы и действия с ними; - развитие грамматически правильной речи; - совершенствование звуковой культуры речи; - становление культуры речевого общения со взрослыми и сверстниками. Цель: развитие речевых способностей дошкольников на основе взаимовлияния речевого, интеллектуального и личностного развития ребенка. Приоритетные задачи: · создавать благоприятные условия для повседневного общения как важнейшего компонента активной деятельности; · развивать связную речь ребенка в тесной взаимосвязи с развитием других сторон речи: фонетической, лексической, грамматической; · использовать речевую деятельность для развития творческой активности, навыков общения; · формировать культуру речи и общения. Комплексный подход к решению речевых задач обеспечит создание условий для осуществления речевого взаимодействия, в результате которого речь превращается в средство формулирования целостной системы речевых высказываний, отражающих дошкольника как индивидуальность и условие его социализации. Успешное решение задач речевого развития дошкольников зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые должны и могут быть учтены в процессе образовательной работы, целенаправленного развития речевых способностей. Развитие речевых способностей мы рассматриваем в двух направлениях. Первое направление - лингвистическая сфера, в основе которой овладение ребенком языковыми навыками – фонетическими, лексическими, грамматическими, связной речью как функцией. Реализация данного направления осуществляется через систематические развивающие занятия по развитию речи детей, совместную деятельность (продуктивную, поисковую, трудовую), самостоятельную игровую деятельность детей. На речевых занятиях дошкольники включаются в разные виды мыслительно-речевой деятельности, проявляют внутреннюю активность. Восприятие и самостоятельное оперирование речью дошкольниками осуществляется через формы построения (фронтально, по подгруппам в свободной форме, в парах) и разнообразные виды развивающих занятий: - комплексные (взаимопроникновение и взаимосвязь речевых задач на едином содержании); - интегрированные (по принципу объединения нескольких видов деятельности и речевых задач), в том числе: - игровые занятия по сюжету; - занятие типа «открытие», «загадка», «диалог», «полилог»; - занятие по типу «символизация». Для поддержки речевой активности дошкольников значимым становится эмоциональный характер занятий: - речевая деятельность ребенка не может быть путем принуждения; - речь взрослого в параллели с ситуацией интереса, интриги, занимательными приемами, игровыми ситуациями, наглядностью; -доверительные отношения между воспитателем и детьми, психологический комфорт. Второе направление развития речевых способностей - сфера общения детей со сверстниками и взрослыми (овладение коммуникативными умениями). Так, общение младшего дошкольника со взрослыми (педагоги, родители) становится важным средством познания окружающего мира, его освоения. В этом помогает эмоционально-деловое общение. Ребенок воспринимает взрослого как партнера по игре, который помогает ему раскрыть мир предметов, свои деловые качества. По мере развития дошкольника складывается внеситуативно-познавательная форма общения, в которой ведущее место занимают познавательные мотивы. Такое общение вплетено не в практическое сотрудничество со взрослым, а в совместную познавательную деятельность. Основным средством взаимодействия при этом становится речь. Она дает возможность выйти за пределы определенной ситуации в огромный окружающий мир. У ребенка появляется тяга к словотворчеству, игре со словом, фантазированию, что помогает успешному овладению родной речью. У детей старшего дошкольного возраста все более явно появляется потребность в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками. Интерес, внимание отдельных дошкольников сосредоточены не только на предметном окружении, явлениях неживой природы, но и на человеке, его внутреннем мире. Зарождается и развивается внеситуативно-личностное общение в основе которого лежит стремление к сопереживанию, потребность во внимании со стороны взрослых. Дошкольники учатся высказывать и обосновывать свои суждения, сопоставлять их с оценками и рассуждениями сверстников и взрослых, задумываться о себе, о других людях. Сформированность этого вида общения имеет важное значение в подготовке ребенка к социальной позиции школьника, в значительной степени определяет так называемую «коммуникативную готовность к школе». Благодаря общению дошкольников со сверстниками развиваются средства общения – как невербальные (жесты, мимика, пантомима), так и вербальные (речь). Характер общения влияет на эмоциональное состояние дошкольников, способствует обогащению словаря, совершенствованию связной речи, звукоподражанию, интонационной выразительности. С учетом многонациональности нашего региона в дошкольных учреждениях, где весь педагогический процесс осуществляется на национальном языке, существует необходимость знакомить дошкольников с основами русского как государственного языка, объяснять педагогам и родителям значение и важность развития полноценного двуязычия, проводить дополнительные занятия в целях скорейшей интеграции ребенка в педагогический процесс. Образовательная область «Чтение художественной литературы» *Реализация данного блока предполагает ежедневное чтение детям (не менее 15-30 мин.) художественной и познавательной литературы. Использование художественной литературы в работе с дошкольниками направлено на расширение знаний об окружающей жизни общества и природы, мира человеческих чувств и взаимоотношений, обогащение эмоций, развитие умений тонко чувствовать форму и ритм родного языка, развитие мышления и воображения ребенка. В программе в основе подбора художественных произведений и организации чтения дошкольникам - формирование представления о книге как культурном явлении, интереса к ней и желания прикоснуться к тайнам ее мира, умения взаимодействовать с книгой и разговаривать с ней. Поэтому процесс чтения художественной литературы выступает в партнерской деятельности взрослого с детьми и налагает особую ответственность на воспитателя в плане подбора художественных текстов для чтения и его организации. Реализация развивающе-образовательного потенциала художественной литературы осуществляется в непринужденной форме организации чтения, органичном соединении чтения художественного произведения с другими видами деятельности в целостном образовательном процессе, а также через свободный подбор воспитателями художественных текстов для конкретной возрастной группы. Опорой воспитателю для выбора художественных произведений и поддержки детской увлеченности, детского интереса могут быть рекомендательные списки для каждого возраста, содержащие как традиционный художественный репертуар(прозу и стихи), так и произведения авторов Тюменской области. Основная цель включения художественной литературы в процесс взаимодействия с дошкольниками – дать понять, почувствовать каждому ребенку, что читать хорошую книгу это очень интересно. В работе с книгой перед воспитателем стоят следующие приоритетные задачи: - подбирать конкретные художественные тексты, исходя из их развивающего потенциала и в соответствии с особенностями детей группы, с тем, чтобы они увидели в книге источник удовлетворения своей любознательности и интереса к окружающему, почувствовали красоту и выразительность художественного слова; - обеспечивать время и обстановку для ежедневного чтения и непринужденного обсуждения художественных текстов; воспитывать у детей привычку к сосредоточенному слушанию книги; - обращаться к художественным текстам при развертывании других видов деятельности, использовать тексты как смысловой фон и стимул для продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой деятельности, проводить аналогии между событиями, происходившими с персонажами, их переживаниями, рассуждениями, размышлениями и собственной деятельностью детей. В основе чтения художественных произведений - стимулирование активности ребенка и опора на его личный опыт, а также эмоциональная сопричастность взрослого и ребенка сюжету книги. При ознакомлении с художественной литературой ставятся задачи формирования эмоционально-образного восприятия произведений разных жанров (сказки, рассказа, стихотворения, малых фольклорных форм), развитие чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве. После чтения литературного произведения проводится беседа и выполняются разнообразные творческие задания. Цель беседы – уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознания средств художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает взрослому донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного. Ребенок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным смыслом. Особую роль во время беседы с детьми играет выполнение творческих заданий. Под творческими заданиями понимается выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов), сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности. Важнейшим средством усвоения образного содержания сказки выступает действие моделирования. Так, в младшем возраста, нарисовав ушки, ребенок видит не просто кружок, а зайчика, который прыгает и убегает от лисы. Ребенок среднего возраста, выкладывая на листе бумаги елочку и сугроб, ярче представляет себе, как снегом «все тропинки замело». Старшие дошкольники, рисуя сразу после чтения литературного произведения, стремятся передать возникший в воображении образ в своем рисунке. Благодаря игре-драматизации, приему «составление живых картинок» ребенок достигает динамического равновесия между речевыми высказываниями и воспроизведением действий по сюжету произведения: например, показать состояние героя, стараясь воспроизводить его слова с помощью интонации, мимики, жестов, позы. Начиная с младшего дошкольного возраста, воспитатель побуждает детей к рассматриванию иллюстраций произведения, что способствует формированию интереса к книге, а в старшем дошкольном возрасте формированию читательских умений. 4. 1. 4. Направление «Художественно-эстетическое развитие детей» Для современного дошкольного образования большое значение имеет концепция эстетического воспитания, разработанная Т.С. Комаровой, в основе которой лежит принцип интеграции искусств – взаимодействия и проникновения различных видов искусства и художественной деятельности в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. В концепции нашло отражение: · Новая стратегия образования в России, направленная на расширение возможностей развития личности ребенка. · Основания преемственности, которые являются ориентирами образовательного процесса на этапе дошкольного образования и в тоже время исходными ориентирами начального общего образования. · Новые подходы к содержанию, организации и методике работы с детьми в контексте личностно – ориентированной модели воспитания. · Широкий круг вопросов, связанных с особенностями эстетического развития детей и обучение их изобразительной деятельности, развитие интереса к различным видам искусства. · Культурологический подход – приобщение детей к лучшим образцам отечественной и мировой художественной культуры. · Полихудожественный подход - предполагает интеграцию различных видов детской деятельности. Образовательная область «Художественное творчество» В результате изучения изобразительного искусства в детском саду у детей будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Реализация эстетического воспитания и художественного образования в различных видах деятельности предусматривает: - развитие интереса к различным видам искусства (пластическим и сценическим); - формирование основ художественного мышления, художественного мировидения, художественной ментальности, эмоционально – чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; - развитие потребности в художественном творчестве (изобразительном, художественно – речевом, музыкально-пластическом); - обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности; - приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства, воспитание у детей уважение, эмоционально-ценностное отношение к искусству как общественно признанному делу; - содействие возникновению у ребенка уверенности, что продукт его творческой деятельности (танец, стихотворение, рисунок и т.п.) интересен другим (родителям, родным и близким, сотрудникам дошкольного образовательного учреждения и т.п.). Художественно–эстетическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется в трех взаимосвязанных сферах: восприятие природы, искусства и собственная художественно – эстетическая деятельность ребенка. В основу реализации программы положены следующие принципы: · принцип свободного выбора детьми (ребенком любой возрастной группы) доминирующего, любимого вида деятельности, при обязательном влиянии педагога и с учетом реальной возможности дальнейшей вариативности такого выбора; · принцип развития художественно – творческих способностей детей в постижении истины эмоционального мира при скоординированном влиянии педагога (вербальная, эмоциональная и духовная ориентация); · принцип ценностных ориентаций, их практическое, повседневное воздействие; · принцип ретрансляционный, предполагает ретрансляцию эмоционального опыта от человека к человеку; · принцип сезонности – построение и корректировка познавательного материала содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности; · принцип интеграции различных видов искусства и художественной деятельности; · принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата. Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется в трех взаимосвязанных сферах: восприятие природы, искусства и собственная художественно – эстетическая деятельность ребенка. Природа. Живописная природа полная контрастов является важнейшим средством развития ребенка – дошкольника. Чудесная природа таит в себе многообразие цветов, линий и форм. Эту работу можно начать с формирования у детей эстетического интереса к хорошо знакомым им овощам и фруктам, цветам, деревьям, кустарникам, травам, животным, птицам. Природа нашего края представлена в красочном убранстве времен года. Осваивая содержание программы, дети дошкольного возраста одухотворяют природу, наделяя явления природы красочными эпитетами и сравнениями. В ходе общения с красочным убранством природных явлений педагог идет от механизма чувственного восприятия, до - высшего духовно-нравственного. При этом педагог учитывает возрастные особенности детей. Дети постигают поэтизированный мир природы через знакомство с красочной палитрой календарно-обрядовых праздников, народным календарем, его земледельческими традициями, философскими суждениями, наставлениями многих поколений о ценностях природы родной земли. Первые занятия с детьми проводятся в форме путешествий по Тюменской области, начиная с климатической зоны «Лесостепь» и заканчивая своеобразным миром жизни растений и животных южной тайги. Путешествуя с кисточкой и краской, дети постигают цветовую палитру зримой и незримой природы нашего региона, символы растительного и животного мира. Искусство Общение с искусством дает ребенку положительно окрашенное эмоционально – ценностное содержание. Анализ особенностей э стетического развития ребенка показывает, что формирование эстетического отношения к искусству и посредством искусства, позволяет уже на ранних этапах онтогенеза моделировать идеальный образ мира, идеальный образ «Я». Основной задачей художественного воспитания дошкольников является знакомство с художественными образами посредством разных видов искусств: декоративно – прикладное, живопись, графика, скульптура, архитектура, музыка, театр.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.107 (0.011 с.) |