Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок «ребенок и предметное окружение»

Поиск

Предоставлять детям возможность открывать для себя мир предметов и явлений во всем многообразии их форм, красок, звуков, запахов; знакомить с назначением предметов ближайшего окружения.

С помощью дидактических и сюжетно-отобразительных игр, бытовых ситуаций содействовать сенсорному развитию:

- умению сравнивать и определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов;

- ориентироваться в расположении предметов по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко).

В играх «Домик для зайчика», «Большой и маленький автомобили» помогать детям замечать целенаправленность действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий (если кубики поставить друг на друга неровно, то башенка может рухнуть).

В самостоятельной деятельности, для выполнения заданий использовать «Ящик ощущений». Это поможет привлекать внимание детей на особенности материала, из которого изготовлены игрушки, предметы быта и др. (дерево, бумага, ткань, глина), знакомить со свойствами (прочность, твердость, мягкость).

Приглашая детей в игры «Фокусники», «Что изменилось» помогать детям осваивать способы обследования предметов, (тонет – не тонет, рвется – не рвется), группировки (чайная, столовая, кухонная посуда) и классификации (посуда-одежда) хорошо знакомых предметов.

В процессе конструирования помогать создавать постройки «по сюжету» (дом, машина и т.д.). учит изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

Блок «Ребенок в мире живой и неживой природы»

Мир животных и мир растений

Поддерживать и стимулировать познавательные мотивы дошкольников к знакомству с миром растений и животных:

- в процессе непосредственного наблюдения, ухода за растениями в группе и ближайшем окружении на территории детского сада знакомить с комнатными растениями (1-2) и дикорастущими растениями (1-2) нашего региона (название, условия для роста);

- расширять представления о домашних животных (кошка, собака) и их детенышах, знакомить с особенностями поведения и питания;

- приобщать детей к наблюдению за обитателями уголка природы: аквариумные рыбки, декоративные птички;

-организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок;

- расширять представления о диких животных.

Удовлетворять познавательную активность детей через организацию мини-музеев «Чудо-дерево», «Лучший друг», «Курочка-рябушечка».

Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (например, если растение не полить, то оно может засохнуть).

В играх с природным и бросовым материалом (во время прогулки, в пространстве группы в «Центре песка и воды») формировать представления о свойствах: воды (льется, переливается, охлаждается, нагревается), песка (сухой-рассыпается, влажный–лепится), снега (холодный, белый, тает в тепле).

Включать детей в обследование с помощью разных органов чувств. Предложить потрогать, понюхать, попробовать на вкус, послушать и на основе полученных ощущений учить называть и отличать по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа), фрукты (яблоко, груша, персик), ягоды (малина, смородина).

Содействовать отражению полученных впечатлений в собственных рассказах и продуктивных видах деятельности.

Сезонные наблюдения (неживая природа)

Обращать внимание детей на сезонные изменения в природе: погодные условия, растительный мир, птицы, сезонная одежда.

Побуждать замечать красоту каждого сезона года, расширять представления о сезонных особенностях.

Демонстрировать действия по уходу (с учетом сезона) за растениями на участке детского сада, привлекать к отдельным действиям детей.

Расширять представления о простейших связях в природе.

Блок «Развитие элементарных математических представлений»

Программа развития элементарных математических представлений направлена на формирование у детей четвертого года жизни представления о том, что окружающий мир имеет математические характеристики. Усвоение представлений о множестве, свойствах множеств, отношениях между двумя множествами (больше, меньше, столько же), уравнивание двух множеств путем удаления лишних предметов из большего по числу множества или добавления к меньшему множеству недостающих предметов становится основой для восприятия ребенком свойств натуральных чисел, сравнения и уравнивания чисел.

Младшим дошкольникам на четвертом году жизни доступно употребление в речи имен числительных, они соотносят их с фактами своей биографии. Малыши свободно ориентируются в привычном для них пространстве; чувствуют движение, характеристики времени, могут отразить это в словах.

Вводя младших дошкольников в мир математики, воспитатель учитывает роль чувственного познания детей, активизирует работу всех анализаторов ребенка, стимулируя его собственную активность в познании мира, опираясь на разные виды детской деятельности (игровую, музыкальную, художественно-речевую, трудовую, экспериментирование).

На четвертом году жизни у детей появляется умение принимать задания, действовать по указанию, что свидетельствует об их интеллектуальной активности и развитии произвольного мышления.

Задачи:

- формировать интерес к математической стороне действительности;

- знакомить с количественными характеристиками, величиной, формой предметов;

- содействовать овладению умениями понимать множества (различать «много», «мало», «один») предметов и явлений в ближайшем окружении;

- формировать способность к практическому сравнению множеств по количеству входящих в них элементов без счета (освоение способов наложения, приложения);

- содействовать ориентировке во времени и пространстве.

Количественные представления

В условиях группового пространства, физкультурного зала, сенсорной комнаты, музыкального зала развивать умение видеть общий признак предметов ближайшего окружения: например, все кубы – красные, мячи – круглые и т.п.

В групповой комнате, на участке детского сада, дома учить находить и составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; понимать вопрос «Сколько?», при ответе пользоваться словами «много», «один».

Сравнивать две равные и неравные группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; учить отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждую тарелку положил мячик. Мячиков больше, а тарелок меньше.» или «Тарелок столько же, сколько мячиков».

Величина

В игровых, бытовых ситуациях помогать детям учиться сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров: при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать словами результат сравнения: длинный – короткий, одинаковые (равные по длине); широкий – узкий, одинаковые (рав­ные по ширине); высокий - низкий, одинаковые (равные - по высоте), большой - маленький, одинаковые (равные по величине).

Геометрические представления

При ознакомлении с формой предметов (круг, квадрат, треугольник) использовать не только специальный дидактический материал – геометрические фигуры, но и предметы в окружении ребенка, имеющие заданные характеристики. Стимулировать детей к определению формы предметов, с которыми они встречаются в повседневной жизни (в бытовой, игровой деятельности, на прогулке): вначале – по отношению к предметам, не имеющим деталей (платочек – треугольник), а далее – дети учатся определять форму основных деталей предметов (рисунок цветка содержит круг, карманчик на платье похож на квадрат).

С помощью геометрического лото содействовать овладению детьми способами обследования и анализа (умение в фигурезаметить части, ее составляющие).

Ориентировка в пространстве

В играх развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, правая/левая рука и др.) и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди - сзади (позади), справа (слева) – направо (налево); учить различать правую и левую руки.

Ориентировка во времени

Рассматривая картинки, иллюстрации к произведениям, модели времени, в ходе непосредственного наблюдения помогать различать контрастные части суток (утро-вечер, день-ночь), называть их.

Образовательная область «Коммуникация»

На четвертом году жизни развивающая речевая среда, специально организованные занятия по развитию речи направлены на освоение младшими дошкольниками разговорной речи. Для того, чтобы дети понимали обращенную речь, взрослыепроявляют внимание и доброжелательность по отношению к малышам. Вербальными и невербальными (улыбками, контактом глаз, лаской, подбадриванием) средствами общения дают детям почувствовать, что каждого ждут в группе, каждый дорог и любим.

Дошкольники учатся выражать в словесной форме свои мысли, чувства и переживания когда воспитатель включает детей во внеситуативно-познавательное общение посредством предметов, поручений; демонстрирует образцы обращения ко взрослым, зашедшим в группу. В совместных играх с детьми воспитатель содействует посредством речи взаимодействию и налаживанию контактов друг с другом.

Ребенку доступно быть активным участником разговора в речевом уголке, где ему предоставляется возможность для рассматривания картинок, книг, наборов предметов; в совместной деятельности по приглашению воспитателя послушать рассказы о забавных случаях из его жизни.

На занятиях, в свободной деятельности воспитателем решаются следующие задачи:

- обогащать активный словарь;

- формировать умения строить предложения;

- способствовать правильному и четкому произнесению слов.

Лексическое развитие

Познавательная форма общениястановится основой расширения и активизации словарного запаса детей: воспитатель уточняет и стимулирует использование детьми названий и назначений предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Широко используются побуждающие вопросы, стимулирующие ответ, отгадывание описательных загадок, творческие упражнения.

В режимных моментах, с помощью дидактических игр формируются умения различать и называть существенные детали и части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, местоположение. В речевых играх используются одни и те же предметы, которые каждый раз включаются в разные контексты: «Чашка стоит на столе», «Из чашки пьют чай».

Используя семантические карты, упражнения и игры, детей стимулируют к подбору и активизации слов-синонимов, слов-антонимов, обобщающих слов. С помощью графического моделирования, предметных моделей содействовать называнию частей суток.

Звуковая культура речи

Воспитатель с помощьюартикуляционной гимнастики, специально подобранного словесного материала совершенствует звукопроизношение в слова: гласных (а,у,и,о,э) и некоторых согласных звуков (п-б-т-д-к-г; ф-в; т-с-з-ц). Использование поговорок, скороговорок, пословиц способствует правильному произношению и хорошей дикции

Значительное внимание уделяется развитию моторики речедвигательного аппарата, слухового восприятия, речевого дыхания (развивать умение протяжно и плавно производить выдох через рот; произносить протяжно на одном выдохе гласные и согласные звуки, короткие фразы, чистоговорки).

Демонстрируя правильные образцы речи, воспитатель, родители вырабатывают правильный темп речи, интонационную выразительность.

Грамматический строй речи

Используя речь-подражание в игре, в общении побуждать детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).

Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка–утенок–утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). С помощью игр «Кто пришел в теремок?», «Куда прыгнул зайчонок?», «Где спрятался бельчонок?», «Что бывает таким?» дошкольники учатся преодолевать ошибки в согласовании прилагательного и существительного, глагола во времени и существительного, в употреблении предлогов.

Поощрять словотворчество детей как этап активного овладения грамматикой, подсказывать ненавязчиво в игровых ситуациях правильную форму слова.

Помогать детям составлять из нераспространенных простых предложений распространенные путем введения в них прилагательных (обучать составлению сравнений), определений, дополнений; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в лес и увидим там разные деревья: сосны, березы, ели»).

Развитие связной речи

Для развития фразовой речи младшие дошкольники вовлекаются в разговор во время рассматривания предметов, воспитатель обучает умению вести диалог, формирует потребность делиться своими впечатлениями со знакомыми, упражняет в употреблении форм словесной вежливости, побуждает участвовать в драматизации знакомых сказок.

В специально организованном общении, рассказывая о жизни группы, воспитатель упражняет детей в построении связных высказываний (описание игрушки, придумывание рассказа по картинке, из собственного опыта) с помощью вопросов, ориентирующих на опыт ребенка об увиденном и пережитом. Искренне и ярко рассказывая об ожидаемых событиях, воспитатель помогает ребенку почувствовать себя значимым, уверенным в себе, настраивает на позитив завтрашнего дня. Рассказы воспитателя о себе в сказочной форме помогают детям преодолеть различные страхи, понять нежелательность некоторых поступков. Развивать связную диалогическую речь, вовлекая детей в сюжетные игры «Телефон», «Магазин», «Семья».

Для развития монологической речи «уводить» от слепого подражания и побуждать к самостоятельному рассказыванию: менять героев сказки, обстоятельства, тему рассказа.

При описании одного предмета включать детей в игры «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Что ты нашел?» с целью выделения конкретных признаков (прием сравнения).

В игровых ситуациях, используя стихотворные строчки побуждать детей говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи».

Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Знакомство младших дошкольников с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров, помогающих ребенку фиксировать свое социальное положение, осознавая свою «самость», ставя себя в позицию субъекта.

Задачи возраста:

- развивать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения и интерес к ним, желание отвечать на вопросы;

- поддерживать стремление детей повторять ритмически организованные строки, воспроизводить небольшие стихотворения;

- создавать условия для самостоятельного рассматривания детьми книг.

Воспитатель побуждает детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

Обращается внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.

После прослушивания сказок («Козлятки и волк», «Кот, петух и лиса» и др.) можно предложить детям повторить песенки действующих лиц.

В процессе усвоения содержания сказки, учить детей передавать слова разных героев. И даже если они повторяют интонации воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

При знакомстве детей с народными сказками, песенками, потешками, загадками воспитатель обращает внимание детей на красочность и образность родного языка. Это помогает ребенку легко запоминать такие образцы как «петушок-золотой гребешок», «козлятушки-ребятушки», «коза-дереза» и др.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма.

Повторное прочтение таких стихотворений, как «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» З.Александровой, воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Несложное содержание, близкое личному опыту ребенка, выражено в простой, доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Дети, повторяя их, улавливают созвучность, музыкальность стиха, чтение таких стишков и сказок сопровождается описанными в них движениями как взрослого, так и ребенка. Это расширяет кругозор малыша, его ориентацию в мире предметов, животных, людей, развивает координацию движений, представления о своем теле и укрепляет эмоциональную связь со взрослым.

Обогащение речи ребенка запомнившимися ему словами и выражениями из произведения продолжается в процессе совместной со взрослым инсценировки и драматизации.

Формирование интереса к книге осуществляется через регулярное рассматривание с детьми иллюстраций.

Образовательная область «Художественное творчество»

Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста. В художественном развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности.

В младшей группе воспитатель ставит и реализует следующие задачи:

· развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов, объектов природы (растения, животные); вызывать чувство радости;

· формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность;

· учить видеть красоту основной формы предмета, его частей, цвета. Включать в процесс обследования движения обеих рук по предмету, охватывание его руками;

· развивать умение видеть красоту цвета в объектах природы, картинках, народных игрушках (дымковские, филимоновские игрушки, матрешки), одежде детей;

· вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда);

· учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

Содержание обучения изодеятельности

Вызывать у детей интерес к процессу изодеятельности, а постепенно и к результатам деятельности, создавая атмосферу радостного настроения на каждом занятии. Обращать внимание на разнообразие цветовой гаммы, знакомить со следующими цветами: красный, желтый, зелёный, синий, чёрный, белый и с ослабленными оттенками (например, розовый, голубой и др). Показать детям вариативное использование цвета как средства выразительности («Разноцветные ленточки», «Неваляшки, розовая, красная, жёлтая»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.191 (0.009 с.)