Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Базовые модели интегрированного обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Признавая интегрированное обучение и воспитание одним из стратегических направлений развития системы специального (коррекционного) образования предлагается рассматривать его как один из возможных и необходимых подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Интеграция может сосуществовать с другими подходами, не вытесняя и не разрушая сложившуюся систему, но стимулируя ее модернизацию с учетом новых социально-культурных детерминант и логики развития системы специального (коррекционного) образования. Качество образовательного процесса в интегрированных группах во многом определяется согласованными и целенаправленными действиями всех педагогов и специалистов, работающих с детьми. Данное обстоятельство определяет необходимость разработки моделей интеграции в соответствии с особенностями детей и возможностями дошкольного образовательного учреждения (кадровый потенциал, нормативно-правое, материально-техническое и научно-методическое обеспечение процесса интегрированного образования). Предполагается разработка стратегии развития системы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, включая группы инклюзивного, интегративного и компенсирующего видов дошкольных образовательных учреждений, развитие новых форм дошкольного образования; открытие в ДОУ служб ранней помощи, центров игровой поддержки, лекотек, групп раннего возраста и групп «Особый ребенок» для детей с ограниченными возможностями здоровья, групп «Инклюзивное Образование» для детей. Реализацию прав детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на образование, коррекцию недостатков и реабилитацию регламентирует новая редакция Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, которая утверждена постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666. Этим документом установлено, что группы в дошкольном учреждении могут иметь различную направленность: общеразвивающую, компенсирующую (для детей с ограниченными возможностями здоровья), оздоровительную (для детей с различными заболеваниями, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий). При этом предусмотрена организация групп комбинированной направленности, в которых получают дошкольное образование дети с нарушениями развития и дети, не имеющие таких нарушений. Определены различные варианты наполняемости комбинированных групп в зависимости от возрастных и психофизических особенностей воспитанников. Тем самым конкретизированы и нормативно закреплены вариативные условия для реализации прав на дошкольное образование детей всех категорий с учетом состояния здоровья, уровня и особенностей их развития. В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, которая утверждена постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 определено комплектование образовательного учреждения. В группах компенсирующей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет: · для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 и 10 детей; · для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет - 12 детей; · для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп; · для слабослышащих детей - 6 и 8 детей; · для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп; · для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием - 6 и 10 детей; · для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 и 8 детей; · для детей с задержкой психического развития - 6 и 10 детей; · для детей с умственной отсталостью легкой степени - 6 и 10 детей; · для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой только в возрасте старше 3 лет - 8 детей; · для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет - 5 детей; · для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) - 5 детей для обеих возрастных групп; · для детей с иными ограниченными возможностями здоровья - 10 и 15 детей. В группах оздоровительной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет: · для детей с туберкулезной интоксикацией - 10 и 15 детей; · для детей, часто болеющих - 10 и 15 детей; · для других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий - 12 и 15 детей. В группах комбинированной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей (до 3 лет и старше 3 лет) и категории детей с ограниченными возможностями здоровья и составляет: · до 3 лет - 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья; · старше 3 лет: · 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой или детей со сложным дефектом; · 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени; · 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития. Внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений интегрированного воспитания и обучения позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей (законных представителей) консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями. Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка. Особое внимание важно уделять интеграции детей раннего возраста, которая способствует достижению ребенком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников. Кроме того, интеграция не должна осуществляться стихийно, она возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения. Только совокупность этих условий обеспечивает полноценную, грамотно организованную систему интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. В этой связи наиболее адекватные условия для проведения целенаправленной работы по интегрированному воспитанию и обучению дошкольников созданы в ДОУ комбинированного вида (с функционирующими компенсирующими группами и сложившимся кадровым, программно-методическим и материально-техническим обеспечением). Положение Министерства образования Российской Федерации от 16 января 2002 года N 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» регулирует коррекционно- образовательную работу специалистов ДОУ с детьми, имеющими речевые нарушения и нуждающиеся в логопедической помощи. Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида может организовать интегрированное воспитание и обучение определенной категории воспитанников, например, совместное воспитание и обучение нормально слышащих детей и детей с нарушениями слуха, детей с нормальным и нарушенным зрением, нормально развивающихся и детей с задержкой психического развития и т.п. В каждом ДОУ комбинированного вида целесообразно предусмотреть условия для оказания коррекционной помощи детям со сложными нарушениями развития. Таким образом, даже в небольшом населенном пункте (особенно в сельской местности), имеющем всего три-пять ДОУ, может быть организовано воспитание и обучение практически всех категорий дошкольников, что ведет к увеличению охвата нуждающихся детей специализированной коррекционно-педагогической помощью и делает дошкольное образование более доступным. В настоящее время, в переходный период развития системы специального образования, в силу социально-экономических преобразований в обществе, а также постоянно увеличивающегося количества детей с отклонениями в развитии особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи нуждающимся детям. Одной из таких форм является организация в ДОУ комбинированного вида смешанных групп, где одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети и дети с определенными отклонениями в развитии (по профилю функционирующих в учреждении групп компенсирующего вида). Смешанные группы финансируются по нормативам, соответствующим нормативам финансирования групп компенсирующего вида. Комплектование смешанной группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. При этом общая наполняемость группы сокращается; две трети состава группы составляют воспитанники с уровнем психофизического развития в соответствии с возрастной нормой, а треть воспитанников - дети с тем или иным отклонением (например, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта - умственной отсталостью в степени дебильности) либо дети раннего возраста, не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в том числе дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы). Наполняемость смешанной группы зависит от характера первичного отклонения в развитии и возраста ребенка (см. таблицу 2). Общая наполняемость смешанной группы уменьшается (в сравнении с наполняемостью групп, определенных Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении). Таблица 2
При организации смешанной группы необходимо предусмотреть решение ряда специфических задач: - осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с отклонениями, в развитии в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении; - проведение коррекционно-педагогической, медико-психологической и социальной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии; - оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающим от возрастной нормы; - обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения; оказание им психологической поддержки. Содержание образовательного процесса в смешанной группе определяется программой дошкольного образования и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т.п.). Педагогический коллектив самостоятелен в выборе программ из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ. На каждого воспитанника группы составляется индивидуальная программа развития. Организационными формами работы смешанной группы являются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, а также занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные занятия. При этом воспитатели проводят занятия в первую половину дня с нормально развивающимися воспитанниками, а во вторую половину дня - со всеми воспитанниками группы. По такой же схеме проводятся физкультурные и музыкальные занятия. При необходимости воспитанники с отклонениями в развитии обеспечиваются индивидуальными занятиями с инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем. Для организации работы смешанной группы в штат ДОУ вводится должность (одна ставка) учителя-дефектолога (в группу с детьми: с нарушениями слуха - сурдопедагога, с нарушениями зрения - тифлопедагога, с нарушением интеллекта - олигофренопедагога; должность учителя-логопеда может вводиться в дополнение к должности учителя-дефектолога, например, в группу для детей с нарушениями зрения, интеллекта и т.д.). К работе с воспитанниками смешанной группы привлекаются также педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, ЛФК, а также необходимый медицинский и обслуживающий персонал (например, сурдотехник, медицинская сестра), педагоги дополнительного образования. При этом максимальное количество времени следует отводить на коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога. В зависимости от степени выраженности и сложности структуры нарушения, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей (законных представителей) обучение в смешанной группе может осуществляться 1-2 года или до его поступления в общеобразовательное учреждение. В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка, имеющего отклонения в развитии. В случае, если на проведение занятий в группе затрачивается дополнительное время состоящих в штате специалистов, оплата их труда производится за фактически отработанное время. Таким образом, ДОУ комбинированного вида позволяет обеспечить для всех детей с отклонениями в развитии раннюю интеграцию в той степени, которая доступна и полезна каждому из них на данном этапе развития. Проведение целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников и возможное в связи с этим расширение сети комбинированных дошкольных учреждений не означает упразднения ранее созданных дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. Более того, такие ДОУ могут принимать активное участие в интегрированном воспитании и обучении той части детей с отклонениями в развитии, которая находится в условиях полной интеграции. Эти дети могут получать квалифицированную коррекционную помощь через группы кратковременного пребывания (письмо Минобразования России "Об, организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии" от 26.06.99 N 129/23-16). В дошкольных образовательных учреждениях комбинированного, компенсирующего вида коррекционная работа для детей с ограниченными возможностями здоровья организуется в логогруппах и логопунктах. Основанием для зачисления в данную группу является направление ПМПК. ПМПК осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством. Основные задачи психолого -медико -педагогической комиссии: - возможно более раннее психолого- медико -педагогическое обследование детей с проблемами в развитии и определение необходимого образовательного маршрута; -подтверждение, уточнение и изменение ранее установленного диагноза; - консультирование педагогических, медицинских, социальных работников и родителей по вопросам, связанным с особыми образовательными потребностями детей; - создание регионального банка данных. Направление детей на обследование ПМПК осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или с согласия родителей (законных представителей) по инициативе образовательного учреждения здравоохранения и социальной защиты. Структура деятельности ПМПК предусматривает следующие виды консультаций: 1) психолого- медико- педагогические консультации с целью установления и уточнения диагноза с последующим рекомендациями всех членов ПМПК для родителей, педагогов и психологов образовательных учреждений. 2) психолого- медико- педагогические консультации в режиме комиссии с целью отбора определённой категории детей с проблемами в развитии и комплектования спец дошкольных образовательных учреждений. Контингент детей: дизартрия, алалия, заикание. ОНР I, II, III уровня. Наполняемость: дети с ОНР – 10человек, дети с ФФНР – 12человек, дети с заиканием – 12 человек. Возраст: 3-7 лет. Длительность занятий: фронтальные занятия- 25-30 минут, индивидуально-подгрупповые занятия- 15-20 минут. Частота занятий: 1-2 раза в день. Основные задачи коррекционного процесса: 1. коррекция нарушений устной речи: формирование правильного произношения, 2. усвоение лексических и грамматических средств языка, 3. развитие навыков связной речи, 4. предупреждение нарушений чтения и письма, 5. активизация познавательной деятельности, 6. коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития. Длительность пребывания зависит от тяжести речевого дефекта и времени поступления колеблется от 1 до 4 лет. Выпуск осуществляется ПМПК. Осуществляется взаимодействие с воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре. Логопункт организуется в общеразвивающем, комбинированном, компенсирующем видах ДОУ, может быть организован как дополнительная услуга на договорной основе. Диагностика проводится логопедом ДОУ с 1 по 15 сентября. Контингент детей: дошкольники с ФФНР, ФНР; дети со сложными или сочетанными речевыми дефектами в силу отдалённости от места жительства ДОУ с логопедическими группами, нехватка мест в логопедических группах. Наполняемость: до 35 детей, минимальная – до 20 детей, в зависимости от расположения (город, сельская местность). Возраст- 5-7 лет. Формы работы: индивидуальная, индивидуально-подгрупповая. Длительность занятий: 3-5 раз в неделю. Частота посещений: 3-5 раз в неделю. Основные задачи коррекционного обучения: 1) преодоление фонетических и фонематических недостатков речи; 2)предупреждение нарушений чтения и письма. Длительность пребывания зависит от тяжести речевого дефекта и колеблется от 1,5 месяцев до 1 года; Выпуск дошкольников из логопункта осуществляет логопед, ПМПк ДОУ. При осуществлении коррекционной работы осуществляется взаимосвязь с родителями и воспитателями. Коррекционно -образовательный процесс Содержание коррекционно-образовательной работы определяется коррекционными образовательными программами Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недоразвитием речи» для подготовительной логопедической группы (ФФНР), Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» для детей старшей логопедической группы, И.В. Нищевой «Система коррекционной работы по преодолению ОНР» для детей средней, старшей и подготовительной логопедической групп. Определены задачи участников образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1893; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.196.48 (0.011 с.) |