Досуговая программа для детей 10 летнего возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Досуговая программа для детей 10 летнего возраста.



 

ДОСУГОВАЯ АКЦИЯ УЧАСТНИКИ ЦЕЛЬ АКЦИИ
-Я на год старше. Звуковая или видеозапись главных событий прошедшего года, планов на будущее.   вся семья Создание теплой, дружеской атмосферы в семье. Формирование у ребенка ощущения успеха. Подготовка к достижению поставлен- ных целей.
-День отечества. дети, члены семьи, одноклассники Развитие у детей чувства патриотизма. Знакомство с историей страны.
-Подготовка и празднование Нового года. Изготовление подарков друзьям и близким, украшение елки, квартиры, подготовка карнавального костюма, концерта. -Мамин день. Подготовка и празднование дня 8 марта. Изготовление подарков маме и бабушке, подготовка концерта. -Дни рождения членов семьи. (подготовка подарков и поздравлений).     Дети, члены семьи, одноклассники Создание праздничной атмосферы в семье.     Выработка чуткого нежного отношения к маме. Формирование атмосферы эмоционального тепла в семье и любви к родителям, другим членам семьи.    
-Вечер—встреча: “Мой папа”. -Участие в празднике “День рождения города”. -Участие в викторине “Наш город“. -Участие в празднике: “Масленница” дети, другие члены семьи, одноклассники Знакомство с историей, традициями, архитектурой родного города.  
-Празднование Дня победы. Экскурсии по местам боевой славы, к монументам Победы.   Дети, одноклассники Знакомство с историей Великой Отечественной войны, привитие уважения к ветеранам войны.  
-“Путешествие в прошлое” экскурсия в этнографический музей -Создание краеведческого клуба “Мой город”. Дети, родители Формирование интереса к прошлому своего края, народа, развитие исследовательских навыков.
-“ Голубь мира “ -театрализованная программа, посвященная Дню защиты детей. -Участие в лектории: “Жизнь замечательных людей”.     -Уроки этикета. -Рыцарский турнир вежливости. -Театрализованный праздник: ”В замке благородных манер”, “В гостях у Золушки”. Дети, одноклассники   Знакомство детей с другими расами и народами, их культурой и традициями. Знакомство с жизнью и деятельностью исторических личностей. Привитие и закрепление знаний и навыков этики и этикета.  
-Воскресные встречи друзей.   Дети, друзья, родители Приобретение навыков общения со сверстниками, приема гостей.
-Участие в движении “Социальная инициатива” - помощь престарелым, слабым, обездоленным.     -Посвящение в подро- стки.   -Конкурсное сочинение диспут: “Если бы я был директором школы...” -Сюжетно-ролевая игра: “День без учителя”. Дети, одноклассники Формирование сострадания, милосердия и инициативы по отношению к другим людям. Осознание своего качественного изменения, выработка стремления сформировать у себя выносливость, честность, целеустремленность и др. положительные качества. Формирование чувства ответственности и инициативы, выработка способности принятия решений.
-День учителя.     -Праздник: “С днем рождения сентябрята” (и т.д.) -Торжественная церемония открытия нового учебного года. -Огонек: “Как мы провели лето”. -Поздравление учителей и одноклассниц в день 8 марта. -Первоапрельский праздник: “ Юморина”. -Праздник игры и игрушки. -Прощальный огонек по окончании учебного года. дети, одноклассники Формирование уважительного отношения к учителю-носителю знаний. Формирование доброжелательного отношения к сверстникам, атмосферы взаимопомощи.   Создание веселой и дружеской атмосферы в классе.    
-Рассказы о прочитанном. -Экскурсия в планетарий. -Праздник: “Книжкина неделя”. -Час интересных сообщений: “Что, где, когда?” -Домашняя лаборатория. Исследование загадочных явлений -Математическая (и др.) олимпиада -Викторина: “По страницам любимых произведений”. -Викторина: “Путешествие в страну знаний” -Викторина: “В мире муд рых слов”. -Создание литературного клуба “Дерзание” -Создание клуба одноклассников: ”По странам и континентам”. -Посещение компьютерного центра. -Конкурс на лучший рассказ, стихи. -Конкурс на лучший рассказ о просмотренном кинофильме. -Религиозные чтения. Чтение, рисование и театрализация Библии, Корана и т. д. -Игра-конкурс: “Что я знаю и умею, что хочу знать и уметь”. Дети, члены семьи, одноклассники Получение новых знаний о человеке, природе, окружающей действительности, о точных и гуманитарных науках. Формирование у детей интереса к учению. Развитие навыков выражения своих мыслей и чувств. Формирование познавательной активности.   Знакомство с основными мировыми религиями. Выявление знаний и умений детей, их склонностей, интересов.
-Беседы “По страницам Красной книги “. -Уход за “живым уголком” дома, в школе. -“Зеленый день”. Посадка деревьев, цветов и т.п. -Чтение книг, просмотр фильмов и телепередач о животном и растительном мире. -Установка скворечников, кормушек для птиц. -Посещение ботанического сада, зоологического сада, зоопарка. -Посещение весеннего, летнего, осеннего и зимнего леса. -Разведение костра, катание на лодке, ловля рыбы, сбор грибов, ягод, лекарственных трав, гербария. -Игра—конкурс: “Как ориентироваться в лесу”. -Организация праздника: “Мой четвероногий друг”. -Беседы по поводу увиденного и услышанного на природе. Дети, члены семьи, одноклассники Получение нового знания о животном и растительном мире, осознание необходимости его охраны. Побуждение к участию в экологическом движении. Осуществление практических акций по поддержанию экологического равновесия.    
-Систематические занятия (на выбор ребенка 1-2 видами деятельности) музыкой, живописью, драмой, хореографией, моделированием, прикладными видами деятельности. Дети, родители Развитие способности воспринимать вокруг себя прекрасное, передать его в рисунках, музыке и т.п.
-Литературная викторина. -Конкурс: “Снеговых дел мастер”. -Конкурс рисунков: “Мир вокруг нас”. -Выставка поделок “Игрушки из леса” -Создание домашнего фольклорного ансамбля или шумового оркестра для семейных праздников. -Музыкальные вечера. Посещение музыкального театра, филармонии, консерватории, просмотр телепередач, прослушивание записей. Домашнее музицирование и сочинительство.   Чтение литературы о музыке, музыкантах и композиторах. Музыкальные загадки. И другое. -Театральные вечера. Посещение драматического и кукольного театров, просмотр телеспектаклей и прослушивание театральных радиопередач. Чтение литературы о театре, актерах и режиссерах. Создание театра в классе. Смотр-конкурс семейных театрализованных постановок. -Организация театрализованных праздников кино, театра, балета и др. -Экскурсии в музей (живописи, театральный, музыкальный и т.п.) -Концерт: “ Таланты нашего класса”. -Обучение фотоделу. Организация Фотовыставок. -Создание собственной коллекции. -Обучение танцам и сценической пластике. -Конкурс юного дизайнера на лучшее оформление класса. Дети, члены семьи, друзья, одноклассники Формирование и развитие творческого потенциала ребенка.
-Организация театрализованного представления для детского сада. Дети, одноклассники, педагоги Формирование потребности заботы о других и проявлении своих способностей.
-Уборка своей комнаты. -Выполнение постоянного поручения по уборке квартиры. -Домашняя мастерская. Изготовление моделей, предметов для быта, поделок из материалов природы, шитье, вышивка и т.п. -Рассказы о профессиях. -Организация субботников во дворе, в школе. Дети, родители Овладение разнообразными трудовыми навыками. Осознание необходимости трудовой деятельности. Знакомство с разными профессиями.
-Организация праздников: “А ну-ка, девочки”, “ Вперед, мушкетеры! “.   -Занятия по оказанию первой медицинской помощи. -Беседы о вреде курения, алкоголя, наркомании.   -Систематические занятия в спортивной секции. -Закаливание. -День здоровья. (ежемесячно) -Спортивные подвижные игры. -Соревнования по лыжам, конькам, бегу, плаванию, шашкам, шахматам, хоккею, футболу, баскетболу, волейболу и другим видам спорта. -Семейный спортивный праздник: ”Дальше, выше, сильнее”. -Праздник Нептуна. -Турнир-игра: “Взятие снежного городка”. -Многодневный туристский поход. -Поисково-спортивная игра “Найди клад”. -Беседы о здоровье. Дети, родители, другие дети Целенаправленное формирование в своем поведении мужских (женских) качеств. Приобретение элементарных знаний об анатомии и физиологии человека. Знаний о полезном и вредном для организма. Физическое развитие, закалка организма, научение владеть своим телом и координировать движения. Формирование состязательного духа. Осознание необходимости в здоровом образе жизни.

 

3.3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ (11-15 лет.)

Психолого-физиологическая характеристика подростков.

Особенности проявлений подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, и, прежде всего, изменением места ребенка в обществе, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психологическое новообразование этого возраста, как самосознание.

1.Характерной чертой самосознания является проявление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, с ее специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Этому способствуют и те новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа жизни детей младшего школьного возраста. Прежде всего это повышенные требования к подростку со стороны взрослых, товарищей, общественное мнение которых определяется не столько успехами школьника в учении, сколько многими другими чертами его личности, взглядами, способностями, характером, умением соблюдать “кодекс нравственности”, принятый среди подростков. Все это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к анализу самого себя и к сравнению себя с другими. Так, у него постепенно формируются ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые, в отличие от образцов детей младшего школьного возраста, представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определенных требованиях, которые подростки предъявляют к людям и к самому себе.

2. На определенном этапе развития прежнее место, занимаемое ребенком в системе окружающих его человеческих отношений, осознается им как не соответствующее его возможностям и он стремится изменить его. “Возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями, уже определившими этот образ жизни. В соответствии с этим его деятельность перестраивается. Тем самым совершается переход к новой стадии развития его психической жизни.”(191, с.508)

3. В подростковом возрасте происходит известный “скачок в

психофизиологическом развитии индивида. Главная железа внутренней секреции -гипофиз, наряду с гонадотрипинами, начинает в большом количестве секретировать гормон роста-самототропин (108). В этот период резко ускоряется рост конечностей в длину. В результате на смену специфически детскому телосложению с пропорциональным развитием туловища и конечностей приходит подростковый, голенастый тип, для которого характерна длиннорукость и длинноногость. Мальчики-подростки, даже с избыточным жироотложением, худеют. Регулярные физические нагрузки и закаливание в этот период могут предотвратить избыточное жироотложение у подростков, предрасположенных к ожирению.

Появление первых признаков пубертата (у мальчиков в 12-13 лет, у девочек в 10-12 лет) влечет за собой ограничения в кровоснабжении, что отражается не только на работе мышц, но и других органов, включая головной мозг. Так, подростки этого возраста отличаются снижением двигательной активности и общей выносливости, их интеллектуальная активность временно снижается.

В дальнейшем, на третьей стадии пубертатного развития (13-15 лет у мальчиков и 12-14 лет у девочек) объемная скорость кровотока увеличивается и соответственно отмечается некоторое увеличение физических и интеллектуальных возможностей.

При этом заметно повышается кожная температура, особенно конечностей. Одновременно с этим за счет расширения кожных сосудов снижаются возможности физической терморегуляции, что приводит к учащению простудных заболеваний.

В 15-16 летнем возрасте у мальчиков-подростков происходят существенные изменения в строении гортани: развивается система гортанных хрящей и голосовых связок. (У мальчиков эта перестройка выражена гораздо сильнее, чем у девочек, так как важнейшим регулятором ростовых процессов в гортани является мужской гормон- тестостерон (394). Результат этих морфологических изменений заметен по мутации голоса у мальчиков-подростков: появляются низкие обертоны и постепенно вытесняются высокие детские.

Свойственные подростку на данном этапе адаптации, категоричность суждений, стремление во что бы то ни стало казаться взрослым, бравируя при этом своей мнимой самостоятельностью, лишь подчеркивают маргинальную природу подросткового этапа социализации. Резкие изменения, происходящие в этот период в организме и психике подростка, делают его раздражительным и легко ранимым. Он пытается сформировать собственную систему взглядов на мир, однако многое в ней еще не продумано до конца, основана она на случайных наблюдениях, и подросток довольно легко меняет свои взгляды либо под влиянием новых впечатлений, либо в ходе дальнейшего, более глубокого осмысления противоречий.

Подростков, в это время, характеризует импульсивность, эмоциональность, чувствительность, негативизм, критический склад ума, максимализм, мечтательность. Все эти качества делают подростков социально подвижной частью общества, однако и противоречивой. С одной стороны, несостоявшиеся социальные позиции, неусвоенные социальные роли, а с другой стороны - стремление брать на себя самостоятельное решение вопросов. Этот возрастной этап часто называют “кризисным”. Кризис подросткового возраста обусловлен намечающимся разрывом между развитием внутреннего мира ребенка и теми отношениями с внешним миром, которые сформировались в предшествующей фазе. “Новое (понятийное) освоение мира, начатое в период обучения грамоте, стало привычным, нормальным. Половое созревание неожиданно и резко нарушает, казалось бы, установившееся равновесие. Внимание подростка, направленное ранее на познание окружающей действительности (“объективный” этап), возвращается к собственной личности. Развивается центростремительная ориентация, направленная на созидание внутреннего мира самого субъекта. Одновременно подросток пытается найти свое место в окружающей среде. Объект его познаний из конкретного, частного перерастает в метафизический, всеобщий “(177, с.163).

4.“Всякий ребенок в этом возрасте становится относительно трудновоспитуемым по сравнению с самим собой в смежном стабильном возрасте “-отмечает Л.С Выготский (76,с.119). Так, у подростков нередко падает успеваемость (например, по данным нашего исследования, среди школьников 1-4 классов -73% учатся на “хорошо” и “отлично”, а среди пятиклассников и соответственно 60%). Наблюдаются конфликты с окружающими, в том числе со старшими, сопровождаемые болезненными и мучительными переживаниями (на ухудшение отношений с одноклассниками, друзьями не указал ни один школьник 1-4 классов, но указали 19% опрошенных пятиклассников; такие отношения возникают в основном на период “подростковой адаптации”, в более старшем возрасте этот процент снижается до 3%.

5. Этот возраст отличается “коренными сдвигами, обусловленными перестройкой ранее сложившихся психологических структур и возникновением новых образований” (336, с.55). Здесь закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в нормировании нравственных представлений и социальных установок. Свертываются и отмирают прежние интересы подростка, но интенсивно формируются новые на основе проявления положительных факторов- возрастает его самостоятельность, значительно более многообразными содержательными становятся его отношения с другими людьми, взрослыми, он активно осваивает новую социальную позицию, происходит переоценка ценностей.

6.Важнейшим средством художественного познания подростка становится его художественная деятельность, которая выступает и как усвоение, и как создание художественных ценностей. Это активный процесс, требующий творческих сил личности, определенных знаний и умений, которые в этой деятельности и приобретаются, и проявляются.

Воспитание умения видеть, слышать, глубоко чувствовать и понимать прекрасное -все это обеспечивает художественную деятельность, наиболее актуальным периодом для которой является подростковый возраст. Ибо в доподростковом возрасте художественная деятельность ребенка носит ограниченный характер и почти невосполнима в зрелом возрасте, “когда эмоционально-духовная сущность перекрывается” диктатурой “логико-рационального мышления”(141,с.139). В подростковом возрасте налицо новый уровень развития самосознания, яркость чувств, постоянное стремление к новым впечатлениям, к общению и самовыражению.

Подросток стремится к активному действию в области искусства, его уже не удовлетворяют занятия лишь созерцательного характера. Он хочет действовать сам, проявить, себя в том или ином виде художественной деятельности, тем более, что ему важно найти средства утверждения в коллективе сверстников. (Так, одним из мотивов художественной деятельности подростков является самоутверждение. На этот мотив указали 77% опрашиваемых подростков). И, именно активная художественная деятельность, может, с одной стороны, помочь в самовыражении и самоутверждении, с другой, развить их творческие способности.

Психолого-педагогические исследования показывают, что развитие творческих способностей в одном виде деятельности влияет на общее развитие личности. Привыкая проводить в движение все умения и умственные силы в процессе занятия искусством, подросток впоследствии распространяет эту способность и на другие виды деятельности. Так, творческие способности, проявившиеся у подростка в области музыки и получившие социальное развитие, способствуют также развитию на этой основе таких свойств личности, которые помогут подростку творчески осваивать и многие другие виды деятельности.

7. В подростковом возрасте значительно расширяется объем деятельности ребенка, качественно изменяется ее характер. Существенные сдвиги происходят в интеллектуальной деятельности детей. Так, если сложными, требующими творческого напряжения видами деятельности, такими как оценка художественных произведений, дискутирование по поводу прочитанной книги и др., хотят заниматься 66% школьников 1-4 классов, то среди школьников 5-10 классов их 82%.

К подростковому возрасту человек обладает достаточно зрелым мышлением, способностью анализировать те или иные явления действительности, способностью понимать их сложную противоречивость. “У подростка с порой полового созревания соединяются мощный подъем воображения и первые начатки созревания фантазии,” а “продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии “ (74, т.4, с.28).

Подростки стремятся понять логику явлений, отказываются что-либо принимать на веру, требуют системы доказательств. Основной особенностью интеллектуальной деятельности 10-16 летнего подростка является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению.

При активизации абстрактного мышления подростков наглядные компоненты мышления не регрессируют, не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления. Важной особенностью этого возраста является формирование активного, самостоятельного, творческого мышления детей.

Внимание подростка характеризуется не только большим объемом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. В эту пору развивается преднамеренное внимание. Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится и восприятие. При значительной склонности к романтическому, воображение у подростков приобретает более реалистичный и критичный характер. Они более трезво оценивают свои возможности, чем младшие школьники. Так, при вопросе: что из перечисленных видов деятельности ты уже умеешь делать, или не умеешь делать, но хотел бы научиться? Обращаясь к более распространенным, простым на первый взгляд видам деятельности, младшие школьники ответили более самоуверенно, чем подростки, которые рассматривали свои возможности с более реалистических позиций.

У подростков значительно увеличивается объем памяти, причем за счет не только лучшего запоминания материала, но и его логического осмысления. Память подростка, как и внимание постепенно приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

В связи с учением, возмужанием, накоплением жизненного опыта и, следовательно, продвижением в общем психологическом развитии у детей к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную, более “взрослую” позицию, которая связана с таким поведением и такими качествами личности, которые, как им кажется, не всегда реализуются в повседневной школьной жизни.

 

Сензитивные периоды актуализации сущностных сил подростков.

С вступлением ребенка в новую возрастную фазу- подростковую- существенно изменяется его социальное положение в школе, семье, на улице. Им изучаются многие новые дисциплины, в семье на него возлагают более сложные и ответственные обязанности, он уже не играет в “эти детские игры с малышами”, а стремится прибиться к юношеской “тусовке”. То есть, он уже не ребенок, но еще и не взрослый.

В этой связи возникает благоприятная атмосфера для воздействия на его социально-возрастное самоопределение, для ответа на вопрос: “Кто он (она) и какова его мера ответственности перед самим собой и перед обществом?”

К подростковому возрасту у ребенка накапливается довольно большой объем самой разнообразной информации. С вступления в новую возрастную фазу он научается выстраивать логические схемы, улавливать причинно-логические связи. На этой основе количество полученного знания переходит в новое качество, а в купе с расширяющимся жизненным опытом у него возникает более высокий уровень самосознания, он обращает свой пристальный взор на внутренний мир и духовный облик других людей и на этой основе выстраивает устойчивый нравственный идеал. Таким образом, подростковый возраст сензитивен для формирования идеала.

Для подростков огромное (если не решающее) значение имеет мнение, оценка сверстников и в то же время в подростковой среде существует своеобразный поведенческий устав, приоритет в котором принадлежит проявлению воли. Именно в этой связи подростковый возраст сензитивен для формирования сильной воли, в частности таких черт как целеустремленность, выносливость, решительность, смелость, самостоятельность, инициативность, выдержка, мужественность и другое.

Заметим, что все эти черты так или иначе разовьются, а если не эти, то альтернативные и направлены будут если не на созидание, то на разрушение, поэтому обществу важно не упустить шанс “воспитать гражданина”.

Нравственно-этический стержень личности также имеет пик своего формирования. Конечно, нравственный стержень человека начинает формироваться с осознания своего “я”, т.е. с трех лет, но в этот период детства он, в основном, направляется взрослым “можно” и “нельзя”, чаще всего не аргументированным и работающим, в основном, за счет самоограничения ребенка.

В совершенно иное качественное русло процесс нравственно-этического формирования индивида входит в подростковом периоде, когда подросток оценивает себя через соотношения своего внутреннего мира с внутренним миром других людей (Л.С.Выготский). У подростка формируется понятийное мышление, ему доступно понимание связей между конкретным поступком и качествами личности, на основе чего и возникает потребность в самоусовершенствовании.

Подростка, в процессе накопления им жизненного опыта, а также обращения его взора к литературным и киногероям начинают волновать глубоко этические вопросы о смысле жизни и человеческом счастье, о справедливости, чести и достоинстве, и, наконец, о его собственной роли в формировании нравственно-этической среды (пока еще не общества в целом) в его ближайшем окружении.

Нравственно-этические нормы подростка очень далеки от идеала, они фрагментарны и нестабильны, но они, и это более всего важно, впервые формируются осознанно и самостоятельно. Отличительной чертой этого процесса, впрочем, скоро угасающей, вернее удушенной обществом является искренность и непримиримость, вот откуда берется подростковый максимализм и яростная непримиримость к тому, что он отрицает.

В подростковом возрасте происходят существенные биологические изменения- значительный рост мышечной силы, общей стойкости организма и работоспособности, причем как у мальчиков, так и у девочек. Возникает естественная потребность “применить физическую силу”. Обозначенное о6стоятельство создает более чем благоприятные условия для активных занятий спортом и физического труда как дома, так и за его пределами- труда общественного (причем не только безвозмездного, но и оплачиваемого).

В возрасте 13—15 лет у мальчиков и 12—14 лет у девочек-подростков формируется тот профиль энергетических возможностей и сократительных свойств скелетных мышц, с которым человеку суждено прожить всю оставшуюся жизнь. Поэтому в эти годы у мальчиков эффективно развивать скоростные, силовые и скоростно—силовые качества; можно целенаправлено готовить бегунов на средние дистанции и спринтеров, штангистов и борцов, метателей и прыгунов. (Заметим, что более ранняя специализация во всех этих видах спорта нередко оборачивается нарушениями в развитии). Девочкам для сглаживания угловатости движений, формирования пластики и грации целесообразно заниматься всеми видами танца, шейпингом, художественной гимнастикой, легкой атлетикой. Заметим однако, что организм подростка еще весьма далек от полного физического формирования.

Подростковый возраст характеризуется как пубертатный период, связанный с глубокой перестройкой эндокринной системы, появлением вторичных половых признаков, а также полового влечения, вызываемого обильным выделением гормонов. Это период, когда вопрос принадлежности к полу следует подкреплять поведенческими актами отношений между мальчиками и девочками, это наиболее благоприятное время формирования мужественности и женственности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.122.150 (0.044 с.)