Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социализация детей второго периода детства (6-10 лет. )Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психологическая характеристика детей 6-10летнего возраста. В период от 6 до 10 лет существенные изменения претерпевают структура и функции мозга. Созревание коры больших полушарий приводит к существенным качественным изменениям человека. В корко—подкорковом взаимодействии главенствует кора. Кора-тормоз по отношению к подкорковым структурам, и усиление ее влияния способствует нарастанию сдержанности в проявлении эмоций, контролируемости и осмысленности поведения. Вместе с тем, кора- организатор и регулятор высших нервных функций и поведенческих реакций, и с ее развитием создаются предпосылки для более совершенного опознания зрительных стимулов, меньшую роль начинают играть эмоциональные характеристики стимула и большую его информационная значимость; совершенствуется выделение наиболее значимой информации по заранее заданной инструкции или по внутреннему побуждению (см. 108). На этом фоне психофизиологического развития происходит активное накопление социального опыта детей 6-10 лет, формируются зачатки самосознания. 1. На ребенка этого возраста обрушивается огромный поток информации. (Заметим, как правило, добровольно принимаемой). Теле-и радиопередачи, газеты и журналы, музеи и выставки, театры и кинотеатры, книги и другие источники информации выступают в качестве носителя социального опыта, нового знания. 2.Дети этого возраста отличаются относительно широким кругозором, при этом они интересуются такими явлениями и событиями, которые выходят за рамки детских отношений. Это общественно-политические события, научно—технические достижения, вопросы экологии и другое. И несмотря на наивность их суждений, все это свидетельствует о степени их интеллектуального развития. 3. Дети в возрасте 6-10 лет уже в состоянии длительно и устойчиво поддерживать функциональную активность. Исключение составляет период начала обучения в школе. С началом этого периода у 6-7 летних детей часто возникают состояния, которые называют школьным стрессом или школьным шоком. Этот процесс у каждого ребенка протекает индивидуально, но у всех детей отмечается повышенный эмоциональный фон, что сказывается на изменении состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, могут также появляться нарушения пищеварения, нередки нарушения сна и другие проявления невротических состоянии. При этом у девочек эти реакции выражены слабее, они испытывают значительно меньшее напряжение и легче приспосабливаются к новым условиям. Естественным механизмом, способствующим развитию функциональной активности является игра. В ней создаются определенные условия для формирования мотивов целенаправленного поведения. По данным исследований (335, с. 26) на возраст 8-9 лет приходится максимум двигательной активности детей, что следует учитывать при организации досуга детей данной возрастной группы. 4. Детям этого возраста свойственна инициатива. Они отзывчивы ко всякого рода общественной деятельности, с энтузиазмом занимаются искусством, спортом, техническим творчеством. 5. Их коллективная деятельность становится специфической, в отличие от общения со сверстниками в более раннем возрасте, в плане принятия или отторжения их группой в зависимости от проявления ими как положительных, так и отрицательных качеств, В общение со сверстниками остро встает вопрос о самооценке, нравственных позициях, лидерстве. Именно в коллективной деятельности формируются основные понятия добра и зла, чувства дружбы и товарищества, доброжелательности и заботливости по отношению к младшим и уважения к старшим. 6. К шести годам существенно изменяется мотивационная сфера ребенка. Если дети 3-5 лет преимущественно действуют под влиянием сиюминутных чувств и желаний и, совершая тот или иной поступок, не дают себе при этом четкого отчета, зачем и почему они его совершают, то поступки, совершаемые шестилетним ребенком, более осознаны. Чаще других мотивов в 6-10 летнем возрасте выступает мотив “выиграть, победить” (позже он трансформируется в мотив выделиться, а еще позже- возвыситься). В этой связи они любят сравнивать свои успехи с делами других детей, не прочь преувеличить и даже прихвастнуть. Все это обусловлено потребностью ребенка в признании его со стороны как взрослых, так и сверстников. 7.В этот период детства ребенок становится относительно самостоятельным и независимым от взрослых, расширяются и усложняются его отношения с окружающими. Дети более всего ценят те качества и особенности поведения, которые чаще всего принимаются сверстниками, от которых в существенной степени зависит их положение в группе. От признания или не признания ребенка этого возраста группой зависит его самооценка. 8.Возраст 6-10 лет является периодом активного формирования психологических механизмов личности в единстве всех ее составляющих. Уже шестилетний ребенок способен давать себе отчет о своем поведении, о степени соответствия своего поступка нормам, у него сформированы критерии самооценки. Адекватная самооценка придает ему уверенность в себе, смелость, способствует активному проявлению своих интересов, способностей, стимулирует достижение цели. Завышенная может привести к высокомерию, зазнайству, упрямству, агрессивности и даже жестокости. Заниженная — ввести в депрессивное состояние, спровоцировать невротичность ребенка, сформировать комплекс неполноценности. На таком фоне и благодаря этому некоторые дети скоро приобретают уверенность в том, что они все знают и всем владеют. Их завышенная самооценка приводит к некритичности в свой адрес и некоторого пренебрежения в адрес взрослых, которые по их мнению, знают и умеют ничуть не больше, чем он. Такие дети отличаются чрезмерной категоричностью и неправомерными обобщениями на основе выделения отдельных, а иногда случайных, нетипичных признаков какого-либо поступка, явления. Особое внимание заслуживает то, что в возрасте 6-10 лет возникают первые признаки отклонений в развитии физиологических систем — ожирение, что создает дополнительные трудности, особенно при движении (108). В этой связи все физические нагрузки такие дети выполняют как бы с отягощением, что отражается на состоянии сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата: увеличивается вероятность нарушения осанки, появления плоскостопия и др., что отрицательно сказывается на процессе социализации таких детей. Так во внутренних и внешних противоречиях формируется нравственное самосознание детей 6-10 летнего возраста, их самооценка, уровень притязаний. Количество полученных знаний переходит в новое качество и к началу подросткового возраста у многих детей проявляется способность к разностороннему анализу моральных ситуаций, умение взглянуть на явление с разных точек зрения, формируется критическое отношение к себе и окружающей действительности. Сензитивные периоды актуализации сущностных сил детей 6-10 летнего возраста. Шестилетние дети впервые в жизни приступают к обязательной, систематизированной и по форме и по содержанию, общественно-оцениваемой учебной деятельности. Вся жизнь ребенка кардинально меняется извне и психологические процессы (а в известной степени и физиологические) уже не протекают как раньше самопроизвольно, по законам природы, а как бы “загоняются” в нужное для общества русло. В этом возрастном периоде особенно отчетливо сталкивается два начала человека- генетическое и социальное. Школа, даже самая гуманная, все же зажимает в свои тиски ребенка и изменяет его по своему усмотрению. В сознании и поведении ребенка происходят процессы подавления того детского наива, который является питательным веществом для творческого развития человека. (Это особенно отчетливо просматривается при сопоставлении обучающихся и не обучающихся в школе шестилеток.) В таких напряженных условиях проходит второй период детства, малоизученный, с одной стороны и, нестандартный, с другой и, самое главное, во многом внутренний, скрытый (психологи часто характеризуют его как латентный). И все же попробуем выделить наиболее типичные зоны, сензитивные для формирования и развития детей 6-10 летнего возраста. Мы уже говорили о сензитивности формирования познавательной потребности в первом периоде детства (3-5 лет). Второй период детства является благоприятным для развития этого процесса, а именно, активизации внимания, восприятия, памяти, мышления и воображения. Это обусловлено тем, что все эти качества целенаправленно развиваются в процессе освоения школьной программы, причем наибольший эффект достигается при форсированной методике, в противном случае эти качества могут быть так и не развиты. Появление к 6 годам такого важного свойства системы восприятия, как специализированное участие областей коры головного мозга в осуществлении приема и анализа внешних стимулов, изменяет возможности зрительной воспринимающей системы. У шестилетних детей в сравнении с более младшими быстрее и лучше осуществляется опознание сложных, ранее незнакомых изображений, что чрезвычайно благоприятно сказывается на идентификации букв и других знаков, их запоминания, узнавания, складывания в слова, предложения, логические системы. В этом плане своевременным и желательным, наряду с научением чтению, является приобщение детей к игре в разнообразные настольные игры, разгадке ребусов, головоломок и т.п. Все выдающиеся педагоги от Яна Амоса Каменского до новаторов современной школы говорят о необычайно высокой умственной активности 6-10 летних детей. Повышенная склонность к умственной деятельности детей этого возраста проявляется буквально во всем: от способности легко, как бы играя, запоминать огромное количество информации (стихи, марки машин, имена артистов и т.п.), до поиска и открытия оригинальных решений в конструировании, моделировании и т.п. Такая умственная активность свойственна подавляющему большинству детей, во всяком случае, ни на каком другом возрастном этапе она не проявляется так ярко. Более того, пристрастие к умственной работе иногда выражается в такой степени, что это озадачивает, заставляет тревожиться, создает определенные воспитательные трудности. Умение трудиться оказывает чуть ли не решающее влияние на формирование важнейших черт личности. Наиболее благоприятным периодом для научения трудовой деятельности выступает второй период детства 6-10 лет. Это обусловлено тем, что если раньше труд ребенка преимущественно был направлен на самообслуживание, то теперь он связан с делами семьи, друзей, школы и несет в себе элемент ответственности, приобретает многоступенчатый характер, ибо один вид трудовой деятельности, как правило, сопряжен с другим. В случае успешной трудовой деятельности возникает положительный результат, вызывающий у ребенка чувство удовлетворения, личного успеха. Построенная на этих социально-психологических эффектах программа трудовой деятельности непременно дает положительный результат. Способность или неспособность к труду, в существенной степени, зависят от состояния здоровья ребенка. С шестилетнего возраста начинается быстрое совершенствование сосудодвигательных реакций периферических, в том числе кожных, сосудов, то есть при понижении температуры окружающей среды ниже комфортного уровня организм ребенка реагирует сужением кожных сосудов, что ограничивает ток крови по периферии тела и уменьшает теплоотдачу с его поверхности, а не как раньше, когда кожные сосуды почти не изменяли свой тонус и организму приходилось “включать” дополнительные источники теплопродукции. Поэтому, именно в этом возрасте, особенно эффективны разнообразные закаливающие процедуры. Умение совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние и внутренние препятствия, характеризует волю человека. Безвольный человек не способен к полнокровной социализации, все его мысли и поступки будут тяготеть к конформизму. Стало быть, развитие воли есть необходимое составляющее звено в процессе социализации человека. Наиболее благоприятная пора для проявления и развития воли- детство, а именно второй период детства, когда ребенок поступает в школу. В этот период волевая деятельность ребенка в значительной степени развивается пол влиянием учебной деятельности, предъявляющей ребенку все новые и более сложно-преодолимые требования. Учебная деятельность требует умения управлять своей психической деятельностью (делать умственные усилия для овладения знаниями, запоминать подчас малоинтересную, и в то же время трудную информацию, вовремя заканчивать работу, доводя ее до конца и пр.), а также поведением (выполнять требования дежурного, родителей, учителя, даже если они не совпадают с его желаниями, сознательно, в пользу другого дела лишать себя таких удовольствий, как катание на велосипеде, просмотр мультфильмов и пр.) Выполнение всех этих требований формирует целеустремленность, самостоятельность, выдержку, решительность, настойчивость, смелость, дисциплинированность и создает солидную основу для развития воли. Воля прямо связана, более того, зависит от физического развития индивида. К 7 годам завершается определенный этап формирования такого двигательного качества, как ловкость, которая основывается на тонкой координации движений за счет сбалансированного управления мышцами- антагонистами, то есть мышцами, выполняющими противоположные по направлению движения, например, мышцы сгибатели и разгибатели. Таким образом, этот возраст сензитивен для развития выносливости, особенно в циклических нагрузках, требующих длительного выполнения. С семи лет детей полезно и целесообразно вовлекать в забеги на лыжные дистанции, лыжные гонки и другие виды деятельности, развивающие выносливость. Типы досугового общения детей 6-10 лет. ЛИДЕР. Среди детей 6-7 летнего возраста встречаются такие, жизненное кредо которых быть первым (лидирующим). У них нет еще страстного желания, как у подростков, вести за собой, они удовлетворяются малым, быть на виду. Дети этого типа отличаются организаторскими способностями. Так они в состоянии организовать игру или другие совместные действия и довести их до конца, проявляя при этом доброжелательное отношение к партнерам по игре. Дети-лидеры обладают операционными навыками и умениями, их интеллектуальные качества проявляются в богатстве фантазии, запасе конкретных знаний, развитой речи и относительной информативности. В поведении стремление к лидерству проявляется в двух направлениях. Одно носит интеллектуально-творческий характер- увлеченность музыкой, рисованием, моделированием, животными и т.д. и яркая демонстрация своих увлечений; другое носит характер активного самовыражения и самоутверждения в лидирующей позиции в роли заводилы, помощника руководителя и т.п. Дети этого подтипа отличаются постоянными (подчас не обоснованными) претензиями на лидерство или на исключительное положение в группе. Обладая хорошим интуитивным чутьем настроения в группе сверстников, еще назревающих в ней желаний, стремлений, событий, могут становиться их первыми выразителями, зачинщиками, а если инициативу проявляет кто-то другой, они с легкостью ее перехватывают. Причем для этого им иной раз достаточно произнести “правильно!” и взоры сверстников уже прикованы к ним. Они признаны. В порыве, возбужденные обращенными на них взорами, часто проявляют отвагу. Иногда “пускают пыль в глаза” своими неправдоподобными историями. Чтобы удержаться на гребне волны, могут записаться в художественную самодеятельность, заняться спортом и т.п. если данный вид деятельности поможет им быть на виду. ОДАРЕННЫЕ. Одаренные дети отличаются индивидуальными особенностями, выражающимися как в проявлении тех или иных способностей, так и в своеобразии их общения со сверстниками. Для всех детей этого типа характерен повышенный умственный тонус, а для большинства из них и высокий уровень работоспособности. Согласно учению академика И.П. Павлова имеются два противоположных типа сигнальной системы и промежуточный между ними, а именно: с относительным преобладанием первой сигнальной системы- “художественный” тип, с относительным преобладанием второй сигнальной системы -“мыслительный” и с уравновешенностью сигнальных систем- “средний” тип. Детский возраст отличают свойства, которые во многих отношениях близки к особенностям “художественного” типа. У некоторой части детей обнаруживается одаренность к музыке, вокалу, рисованию и т.п. Для них характерны яркость восприятия, наглядная, образная память, богатство воображения, острота непосредственной впечатлитель ности. Вместе с тем одаренные дети существенно отличаются друг от друга по поведенческому аспекту, в частности, по особенностям самооценки, по самокритичности. Некоторые из них остро чувствуют неустойчивость своих позиций, им присуще стыдливое сознание чего-то ненастоящего в их достижениях, они лишены самодовольства и всегда приходят на помощь как в творческих, так и в бытовых вопросах к своим друзьям. Другие, наоборот, эгоистичны, самоуверены, самонадеянны, хвастливы, часто при полном отсутствии чувства меры в общении со сверстниками. И, как результат, неуживчивы и конфликтны. КОНФОРМНЫЙ ТИП. Есть дети, главная черта которых, -постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению. Их норма поведения- делать “как все”, поступать “как все”, стараться, чтобы все у них было “как у всех”. Причем это не позиция, это форма существования, обусловленная не выгодой, а неверием в себя, боязнью сделать все не так, что быстрее всего объясняется не только и не столько природной робостью, сколько неустойчивым, непоследовательным, не всегда справедливым, зависящим от настроения отношением к ним взрослых и, в особенности, родителей. Дети конформного типа стараются ни в чем не отставать, но и не любят выделяться, забегать вперед своего непосредственного окружения. Стиль конформного поведения проявляется также в негативных установках, боязни будущего, пессимизме, неопределенности и нереалистичности в суждениях. Если они попадают в благоприятную среду, о них можно не беспокоиться, их позитивное развитие обеспечено, но, попав в дурную среду, они со временем усваивают все ее обычаи и привычки, манеры и правила поведения, как бы пагубно это на них не отражалось и как бы не противоречило их предыдущим нормам. Конформность сочетается с поразительной некритичностью. Все, что говорит привычное для них окружение, все, что поступает к ним через привычные каналы информации - есть истина. Такой тип удобен в общении как для группы, так и для отдельного человека. (Говорить о том, что не интересен для этого возраста рано). Руководитель самодеятельного объединения может “лепить” из них что угодно. ТРЕВОЖНЫЙ ТИП. Среди 6—10 летних встречаются дети с повышенной тревожностью. Дети этого типа отличаются замкнутостью, сочетающейся с недостатком интуиции, неумением понять чужие переживания, почувствовать неприязненное отношение к себе или, наоборот, симпатию и расположение. К этому добавляется недостаток сопереживания — неумение откликнуться на радость или печаль сверстника, понять обиду, отозваться на чужое беспокойство и волнение. Такая неадекватность восприятия вызывает и неадекватную реакцию на себя и, как результат, опасение за свой покой- тревожность. Однако к родным у них сохраняется сильная привязанность, опеке ближних они охотно подчиняются. Упреки и наказания с их стороны вызывают слезы и отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высоких, порой чрезмерных моральных требований к себе и окружающим. Дети этого типа видят в себе множество недостатков, особенно в области морально—этических и волевых качеств. В общении со сверстниками они либо “забиваются в угол”, “уходя в себя”, либо, набравшись смелости, натягивают на себя личину искусственной веселости, развязности, даже заносчивости, но в неожиданной ситуации быстро пасуют, что травмирует их еще больше, чем сидение в углу. От сверстников не отгораживаются, стремятся к ним, но в выборе друзей разборчивы, а в дружбе привязчивы. Близость друга предпочитают шумной веселой группе сверстников. При доверительном контакте искренни и доброжелательны. ШАЛОВЛИВЫЙ ТИП. Дети этого типа отличаются большой шумливостью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении ко взрослым, любят командовать в играх и других делах. Несмотря на неплохие способности, живой ум, умение схватывать на лету, они малорезультативны из—за неусидчивости, недисциплинированности. Бросаются в глаза рискованные шутки над старшими и желание везде и всюду острить. С самого начала у них отсутствует желание к учебе, впрочем как и к любой другой деятельности, требующей трудовых затрат. Однако при постоянном и строгом контроле нехотя подчиняются, но при удобном случае стремятся отлынить от дела. Когда дело касается трудовых затрат у них обнаруживается полное безволие. Понятия долга, обязанности, достижения цели им чужды. Наряду с этим неожиданный прилив энергии появляется во время развлечений и проказ. Изобретательны на различного рола шалости, часто, над тем не задумываясь, могут обидеть и даже глубоко травмировать кого угодно, не исключая близких друзей. Охотно подражают тем, кто сулит наслаждение, развлечение, смену впечатлений. Ради компании могут закурить, выпить, убежать из дома, совершить мелкую кражу. В стабильной, скоординированной группе им тягостно, более всего их устраивают уличные компании, где нет никаких обязательств. СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УРОВНЯ СОЦИАЛИЗАИИ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ПЕРИОДА ДЕТСТВА (6-10 лет).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.183.21 (0.017 с.) |