Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль семьи в реабилитации и социализации детей и подростков с отклонениями в развитииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Семья — своеобразный микросоциум, испытывающий на себе груз разнообразных внутренних и внешних влияний; общность нескольких человек в совместном, организуемом ими жизненном пространстве. Среди важных функций семьи особо выделяется функция социализации, направленная на развитие личности и социальное интегрирование, т.е. нахождение места семьи, ее членов в обществе, в трудовой сфере. В Конвенции ООН о правах ребенка, которая вступила в силу в нашей стране в 1990 году, подчеркивается, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должна быть предоставлена необходимая защита и содействие. Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии сразу ставит ее на уровень семей, испытывающих серьезные социальные затруднения, приводит к возникновению или обострению внутренних проблем, реформирует межличностные отношения между членами семьи, нарушает ее социальные связи. Многолетние настойчивые усилия родителей по устранению или компенсации того или иного первичного нарушения в развитии своего ребенка и по профилактике его последствий, их терпение и выдержка, стимулируемые любовью к ребенку, помимо непосредственного результата — улучшения состояния ребенка — имеют и социально значимый результат — социальную адаптацию ребенка и его интеграцию в общество. Сегодня дети с отклонениями в развитии и их семьи остро нуждаются в социальной и моральной поддержке всего общества, в защите и помощи со стороны государства и различных служб: социальной, медицинской, педагогической, психологической. Только взаимосогласованные действия семьи и общества могут способствовать реабилитации Роль семьи в реабилитации и социализации детей и подростков... и адаптации детей с проблемами в развитии к своему социальному окружению. Узнав о рождении ребенка с каким-либо отклонением, родители испытывают подчас противоречивые чувства — от недоверия и нежелания соглашаться с мнением врачей до полного отчаяния. То, как семья воспринимает ситуацию, когда развитие ребенка нарушено, способна ли она запросить и получить помощь, определяет в значительной мере выбранный ею путь. Стратегия поведения, которую семья избирает в ситуации кризиса, связана с ее жизненной философией. Например, «Мы владеем ситуацией, несмотря ни на что» или «Будь, что будет, все равно от судьбы не уйдешь». Такой фатализм может сформировать пассивность в отношении лечения, образования и включения ребенка в общество, но может быть и следствием стрессовой ситуации, когда сил у семьи оказывается недостаточно. Сохранить здоровую атмосферу семьи поможет достойное принятие особенностей жизни в семье, связанных с воспитанием ребенка с отклонениями в развитии, недопустимость семейной атмосферы отчаяния, пессимизма, безнадежности, приводящей к ущербности всех членов семьи, к ее распаду и отдалению родственников. У семьи, в которой растет ребенок с отклонениями в развитии, множество проблем: незнание родителями проявлений различных отклонений в развитии, перспектив развития ребенка, страх за его дальнейшую судьбу; психологическая дезадаптация родителей; поиски ответов на вопросы: кто виноват в рождении такого ребенка?; отказываться ли от больного ребенка и помещать ли его в стационарное учреждение?— и др. Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями нарушает процесс разви-тия семьи, дестабилизирует внутрисемейные отношения, со-здает угрозу распада семьи. С появлением ребенка-инвали-да возникают многие проблемы материального характера и социального статуса родителей, осложняется взаимосвязь семьи и общества. Ситуацию ухудшает отсутствие или недостаточность со-циальной и морально-психологической поддержки таких семей, хотя в последние годы в стране наметилась тенден-
Глава 3. Особенности коррекции речи детей... ция к улучшению. Совершенствуется нормативно-правовая база социальной поддержки семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, развивается сеть реабилитационных центров для детей и подростков с ограничениями жизнедеятельности, вводятся в систему социальной защиты работники социальных служб, готовятся социальные работники для осуществления различных видов поддержки семей, имеющих детей с проблемами в развитии, и др. Очевидна необходимость действенного просвещения родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии, организация ассоциации родителей детей с особыми нуждами, издание специальной литературы, привлечение благотворительных организаций, расширение сети негосударственных учреждений в помощь государственным для более полного охвата детей с проблемами в развитии реабилитационными мероприятиями. Только правильное отношение общества к проблемам такой семьи, развитая сеть социальной помощи могут обеспечить нормальную психологическую обстановку в каждой семье, имеющей ребенка с отклонениями в развитии. Особенности жизненного стиля каждой семьи, семейные взаимоотношения видоизменяются с течением времени. Установлено, что семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, особенно тяжело переживают некоторые кризисные периоды развития семейных отношений (12). Первый период связан с осознанием того, что ребенок болен, с получением точного диагноза, эмоциональной адаптацией, информированием других членов семьи о случившемся. Некоторые отклонения становятся очевидными вскоре после рождения ребенка, другие диагностируются в более старшем возрасте. Первой реакцией семьи на диагноз врачей может быть шок, невроз, отчаяние, депрессия, поиски виновных в происшедшем, после чего семья переживает стадию активизации своих ресурсов для разрешения возникшей критической ситуации. Второй период определяется спецификой развития ребенка в первые годы жизни. Хронический или эпизодический характер отклонений в развитии ребенка, их тип и степень выраженности, реакция семьи на них могут иметь опреде- Роль семьи в реабилитации и социализации детей и подростков... ляющее значение в формировании семейных взаимоотношений и поведения. В этот период семейный кризис углубляется значительными финансовыми и временными затратами на услуги, необходимые ребенку, осознанием того, что интересы нашего общества часто не согласуются с интересами проблемных семей. Третий период испытаний для семьи — поступление ребенка в школу, уточнение формы обучения (в обычной или специальной школе, школе-интернате), хлопоты по устройству внешкольной деятельности. Семья как бы «выходит на публику», проблемы возрастают. Характер и степень затруднений, переживаемых родителями, зависят от типа и степени выраженности отклонений в развитии ребенка и готовности школьной системы обеспечить адекватное образование и адаптацию детей с проблемами в развитии. Четвертый период начинается с переходом ребенка в подростковый возраст. Семья привыкает к хронической природе заболевания: возникают проблемы, связанные с изоляцией от сверстников и одиночеством, с профориентацией, планированием будущей занятости ребенка, сексуальные проблемы. Это время болезненных переживаний и размышлений подростка о своем положении в семье, обществе. Пятый этап семейных сложностей — начало взрослой жизни; семья озабочена дезадаптацией ребенка-инвалида, дефицитом возможностей для его социализации; поисками подходящего места обучения или проживания повзрослевшего ребенка. Проблемы занятости инвалидов и финансового обеспечения их самостоятельного проживания создают в семье атмосферу глубокой озабоченности и тревоги в этот период. Шестой период развития семейных отношений — взрослая жизнь члена семьи с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Обеспечение инвалида жильем, работой, медицинской помощью, организация его досуга, социальное обслуживание — круг проблем и интересов родителей на этом этапе. Родители тревожатся о том времени, когда они сами уже не смогут заботиться о своем ребенке. Происходит перестройка взаимоотношений между супругами в случаях раздельного проживания с повзрослевшим чле-ом семьи (12).
Глава 3. Особенности коррекции речи детей... Важной задачей полноценной интеграции детей и подростков с выраженными отклонениями развития в общество является изменение и формирование нового общественного сознания по отношению к инвалидам и детям с проблемами в развитии, воспитание общества в духе гуманного, равноправного отношения ко всем его членам. Чтобы справиться с испытаниями, семье нетипичного ребенка недостаточно медицинских, образовательных и социальных услуг, оказываемых обществом. Контакты с широким окружением (соседями, детьми во дворе, сотрудниками, профессиональными работниками различного рода), встречи с семьями, имеющими подобные проблемы, семейное совместное творчество, организация семейных праздников, спортивных занятий и игр могут сыграть позитивную роль в жизни семьи, содействовать преодолению социальной недостаточности и адаптации в обществе. Комплексная реабилитация с ее социальными, медицинскими, психологическими, педагогическими, профориента-ционными элементами, направленная как на ребенка с отклонениями в развитии, так и на его семью, способствует социализации ребенка и членов проблемной семьи. Недаром основоположница семейного консультирования Вирджиния Сатир считает, что, если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью. При воспитании ребенка с нарушением физического или психического развития родители повседневно сталкиваются с многочисленными проблемами, которые вызваны как поражениями центральной нервной системы ребенка, так и возникающими в связи с этим нарушениями познавательной деятельности, эмоциональной, сенсорной, двигательной и речевой сферы, а также с трудностями в семейных взаимоотношениях, семейном укладе. Для ребенка с отклонениями в развитии необходима длительная, постоянная, требующая особой подготовки помощь близких, их любовь, терпение и выдержка. Не стоит огорчаться и отчаиваться, если результаты их усилий сразу почти не заметны, они обязательно появятся, но при этом семье понадобится квалифицированная помощь и советы специалистов: врачей, педагогов, логопедов, психологов, социальных работников и др. Роль семьи в реабилитации и социализации детей и подростков... Для того чтобы родители могли быть хорошими помощниками специалистам, важно, чтобы они не замыкались на своих проблемах, не культивировали в себе комплекс вины, оставались активными членами общества, находились в тесном контакте с сотрудниками специализированных учреждений, постоянно расширяли контакты ребенка с окружающим миром. Немаловажно в воспитании больного ребенка сохранить разумное равновесие. С одной стороны, он не должен чувствовать себя исключительным. Нередко в проблемных семьях здоровому ребенку уделяют мало внимания, требуют, чтобы он всегда уступал больному, не жаловался на его неадекватные поступки. Все это неблагоприятно отражается на развитии личности как больного, так и здорового ребенка, а также на психологическом климате семьи. С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы ребенок ощущал себя обделенным, обиженным, чтобы родители травмировали его несправедливыми наказаниями, замечаниями. Родители должны суметь найти естественно-непринужденную линию поведения, тон общения. Каков бы ни был дефект у ребенка, они должны постоянно помнить, что лечение ребенка с ограниченными возможностями — это длительный процесс, осуществляющийся с проведением специальных педагогических занятий, логопедической работы, занятий лечебной физкультурой. Особое значение для воспитания ребенка с ограниченными возможностями имеет характер его взаимоотношений с матерью. Мать ребенка или лицо, ее заменяющее, необходимо научить специальным навыкам ухода за ребенком с учетом специфики его заболевания, основным приемам массажа, лечебной гимнастики, приемам речевой терапии. Ребенок с отклонениями в развитии должен чувствовать, что близкие его любят и понимают, не считают хуже других детей, всегда готовы придти на помощь. Такое отношение формирует у ребенка чувство безопасности, доброжелательное отношение к окружающим, стремление вступать с ними в контакт, помогает ему раскрыть и реализовать свои потенциальные способности. Еще раз оговоримся — разумеется, Глава 3. Особенности коррекции речи детей... речь не идет о необходимости баловать ребенка, во всем ему «потакать», приспосабливать всю жизнедеятельность семьи к специальным потребностям ребенка, особенно если он единственный в семье. Необходимо стремиться к созданию атмосферы общности, в которой интересы всех членов семьи будут уважаться (24). Еще до рождения ребенка между взрослыми складывается определенный тип отношений, который впоследствии в основном проецируется и на отношения с ребенком, и на тип его воспитания. Многими авторами изучалась проблема влияния конфликтов в супружеских отношениях на развитие ребенка: исследовались непосредственно детско-ро-дительские отношения, типы воспитания в семье, позволяющие говорить о дисгармонии семейного воспитания. Это дало возможность выделить четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения: «принятие и любовь», «явное отвержение», «излишняя требовательность», «чрезмерная опека». Между поведением родителей и поведением детей прослеживается определенная зависимость: «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют гармоничному развитию личности, «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию. Характерные ошибки в семейном воспитании фиксируются в сфере взаимоотношений родителей и ребенка и могут выражаться в виде таких проявлений, как: неприятие ребенка как такового или его индивидуальности, своеобразия; непонимание личностного развития ребенка и неадекватная оценка его действий и поступков; негибкость родителей в отношениях с детьми; непоследовательность в обращении с детьми; несогласованность требований родителей и др. Ошибочными типами воспитания являются: воспитание ребенка с отклонениями в развитии по типу гипоопеки с дефицитом внимания к ребенку, контроля за его поведением (по сути, предоставление его самому себе); по типу гиперопеки в форме чрезмерного потворствования, стремления освободить ребенка от малейших трудностей и проблем; воспитание с эмоциональной отверженностью ребенка; воспитание в атмосфере культа болезни; противоречивое воспитание. Роль семьи в реабилитации и социализации детей и подростков... Семейное воспитание и обучение ребенка с отклонениями в развитии является коррекционным, т.е. направленным на преодоление уже имеющихся нарушений и на предупреждение возможности их возникновения в дальнейшем. Невозможно переоценить роль родителей и других членов семьи в процессе становления и развития общения и речи детей. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения его в школе. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности, стеснительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь), приводит к снижению коммуникативной активности (Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова и др.). Существует и обратная зависимость - при недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется (Л.Г. Галигузова, И.В. Дубровина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова). Несовершенство коммуникативных умений, речевая инактивность не обеспечивают процесс свободного общения и, в свою очередь, не способствуют развитию речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют овладению ими знаниями. За короткий период раннего и дошкольного детства ребенок овладевает тремя типами общения: эмоциональное общение — первое полугодие жизни; общение на основе понимания — со второго полугодия жизни; общение на основе речи — с 1,5-2 лет. При правильном развитии речи ребенок раннего возраста быстро переходит к речевому типу общения. В дошкольном возрасте интенсивно развивается речь как функция и средство мышления, как специфически родовое качество человека. Речь ребенка является главным орудием общения и обобщения опыта деятельности. В общении со взрослым ребенок учится ее воспринимать и понимать, овладевает активной речью. Речь рассматривается как мотивированная, целенап-
Глава 3. Особенности коррекции речи детей... равленная деятельность, опосредованная знаками языка, главной функцией которой является коммуникативная — ее назначение быть средством общения. Овладение речью выступает как «спонтанное» развитие (А.В. Запорожец) в процессе общения и взаимодействия ребенка с окружающими людьми, при котором он проявляет природную активность в познании и «деятельности», освоении окружающего, а взрослый создает условия для этого. Взрослый выступает как образец и носитель тех свойств и способностей, которыми ребенку предстоит овладеть. Обучать ребенка речи — значит помогать ему усваивать «материю языка», обеспечить понимание смысла знаков языка - лексического и грамматического (тренировать интеллект), учить умению оценивать реальность с помощью лексических и грамматических знаков (тренировать эмоции и чувства), облегчать запоминание литературной нормы, т.е. традиции употребления (сочетаемости и возможности взаимозаменяемости) языковых знаков, их звукового и графического оформления, тренировать память. Речь усваивается детьми по подражанию, поэтому культура речи ребенка прямо зависит от культуры речи его окружения. Речь родителей должна быть грамматически правильной, фонетически чистой, лексически богатой и образной. В семье необходимо создать условия для полноценного речевого общения детей, так как речь детей рассматривается как основное средство общения, выражения мыслей и чувств, установления взаимоотношений с окружающими, планирования и организации совместной деятельности. Обучение ребенка с отклонениями в развитии требует от родителей большого терпения, прежде всего это относится к стимуляции речи ребенка. Речь ребенка можно стимулировать посредством подражания звукам. Во время таких игровых занятий важно, чтобы выражение лица взрослого, его улыбка, голос вызывали у ребенка положительные эмоции, радость от общения. Родителям следует научиться говорить с ребенком громко, четко и уверенно, сопровождая вначале свою речь жестами. Все инструкции должны быть максимально конкретными и основываться на имеющихся у ре- Роль семьи в реабилитации и социализации детей и подростков... бенка знаниях и представлениях, их выполнение нужно поощрять. При обучении речи важно, чтобы ребенок усвоил значения слов, а для этого в процессе называния предмета ребенок должен видеть его, манипулировать с ним. Родителям необходимо помнить, что ребенок должен заучивать и повторять слова, выражения и действия взрослых не механически, а только осмысленно. Все проводимые с ребенком занятия должны активно воздействовать на его не только интеллектуальную, сенсомоторную и речевую сферу, но также на его эмоции. Жизнь малыша надо наполнить красотой природы, игрой, сказками, музыкой. Роль общения в психическом развитии и социальной адаптации детей. Основой психического развития ребенка является его общение со взрослым, поэтому так важно, чтобы ребенок общался со взрослыми людьми, в первую очередь, с родителями. От того, каким было детство человека, во многом зависит его мировоззрение, отношение к действительности, характер и даже дальнейшая судьба. Общение — процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга. Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней рождения ребенка происходит развитие личности малыша. Контакты со взрослыми решающим образом определяют направление и темпы развития ребенка. Именно в процессе общения ребенок получает разнообразную информацию. Самостоятельно постичь суть окружающего мира ребенку невозможно. С помощью взрослого совершаются первые шаги в социализации ребенка. В связи с этим возникает важная проблема — проблема общения ребенка с другими людьми и роль этого общения в психологическом развитии детей на разных генетических ступенях. Характер общения ребенка со взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется, приобретая форму то непосредственного эмоционального контакта в процессе совместной деятельности, то общения чисто речевого. Развитие общения, усложнение и обогащение его форм открывает перед ребенком все новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет первостепенное
Глава 3. Особенности коррекции речи детей... Роль семьи в реабилитации и социализации детей и подростков...
значение для всего хода психического развития и для формирования личности в целом. Взаимность в общении со взрослыми начинает проявляться у младенца в 2 месяца. Ребенок развивает особую активность, объектом которой является взрослый, и стремится привлечь внимание взрослого, чтобы самому стать объектом такой же активности с его стороны. Эту первую в жизни ребенка форму общения со взрослым М.И. Лисина (21) назвала ситуативно-личностной или непосредственно-эмоциональной. Ее появлению предшествует немалая работа и взрослого, и ребенка. Новорожденный приходит в мир взрослого без потребностей в общении и без умения общаться. С первых дней рождения взрослый организовывает атмосферу общения, налаживает с малышом сигнальную связь, постоянно переделывает его поведение, выделяя и усиливая в нем одни действия, применяя и оттормаживая другие. К 2-2,5 месяцам у ребенка под влиянием взрослого и при его помощи складывается коммуникативная потребность со всеми четырьмя ее признаками: интересом к взрослому; эмоциональным отношением к нему; инициативностью в налаживании контактов со взрослыми и чувствительностью к его оценкам. Эта первая форма проявляется в виде «комплекса оживления», т.е. эмоционально положительной реакции ребенка на взрослого, сопровождающейся улыбкой, активными движениями, фиксированием взгляда на лице взрослого. Все это свидетельствует о том, что ребенок перешел на новый этап развития. В полгода возникает ситуативно-деловая форма общения со взрослыми. Вторую половину младенчества отличают качественные изменения в отношениях ребенка к окружающему миру — различные формы подражания, появление ненасытной потребности в манипуляциях предметами. Первый год жизни — становление субъекта, сделавшего первый шаг на пути формирования личности. Познавательная деятельность ребенка направлена не только на внешний мир, но и на самого себя. Ребенок требует внимания и признания со стороны взрослого. В младенчестве ребенок относится к сверстнику как к очень интересному предмету: изучает и ощупывает его, не видит в нем человека. От года до трех лет наступает новый этап в развитии личности ребенка - раннее детство. Деятельность ребенка со взрослым можно охарактеризовать как совместную. Малыш хочет, чтобы старшие вместе с ним включались в его жизненное пространство, он требует от них участия в своих делах, и предметные действия ребенка становятся совместными действиями ребенка и взрослого — совместной деятельностью, в которой элемент содействия взрослого является ведущим. В первые год-полтора, на доречевом уровне развития, детям требуется помощь в предметных действиях. Малыш не ограничивается ожиданием помощи старшего. Теперь он хочет действовать, как взрослый, копировать его. В рамках ситуативно-деловой формы общения со взрослым, действуя по его образцу, в условиях делового сотрудничества с ним, дети овладевают и речью. Ситуативно-деловая форма общения имеет важное значение для развития личности ребенка. Задержка на непосредственно эмоциональном этапе общения со взрослым чревата осложнениями в развитии малыша, трудностями адаптации к новым условиям жизни. К трем годам ребенок может уже самостоятельно есть, умываться, одеваться. У него возникает потребность в самостоятельности, стремлении действовать независимо от взрослых, без их помощи преодолевать трудности даже в сфере, еще недоступной ребенку. Это находит свое выражение в словах «Я сам». Возникновение стремления к самостоятельности означает появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желаниями взрослых, что подтверждается настойчивым «Я хочу». Противоречие между «хочу» и «надо» ставит ребенка перед необходимостью выбора, вызывает противоречивые эмоциональные переживания, ведущие к обострению кризиса 3 лет. Наличие кризиса свидетельствует о необходимости создания новых отношений ребенка и взрослого, новых форм общения. Общение взрослого и ребенка во многом предопределяет общение со сверстниками. Опыт общения со взрослыми реализуется в общении с другими детьми. В первой половине дошкольного детства (3-5 лет) у ребенка наблюдается новая форма общения — общение со взрос-
Глава 3. Особенности коррекции речи детей... Роль семьи в реабилитации и социализации детей и подростков...
лым, которая характеризуется сотрудничеством ребенка и взрослого в познавательной деятельности. М.И. Лисина называла это «теоретическим сотрудничеством». Развитие любознательности заставляет малыша ставить перед собой все более сложные вопросы. «Почемучки» обращаются к взрослому за ответом или за оценкой своих собственных размышлений. На уровне внеситуативно-познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважении старших, проявляют повышенную чувствительность к отношению взрослого. Ребенок не уверен, боится, что будут смеяться над ним. Поэтому здесь важно серьезное отношение взрослого к вопросам детей. Отношение родителей к неуспеху и успеху ребенка способствует развитию у него самооценки, притязания на признание. Переоценка или недооценка способностей ребенка родителями влияет на его отношения со сверстниками, на особенности его личности. Отчужденное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок может замыкаться в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться по любому поводу и выплескивать свою агрессию на сверстников. Стабильно позитивные взаимоотношения с родителями помогают ребенку скорее вступить в контакт с окружающими детьми и другими взрослыми. Общение со сверстниками становится все более привлекательным для ребенка, оформляется ситуативно-деловая форма общения со сверстниками (4-5 лет). Сюжетно-роле-вая игра является ведущей деятельностью в этом периоде. Взаимоотношения взрослых начинают обыгрываться сверстниками, и для них очень важно сотрудничество друг с другом, установление правил игры, их соблюдение, распределение ролей, однако регулятором игры еще остается взрослый. Переход от соучастия к сотрудничеству — заметный прогресс в сфере коммуникативной деятельности со сверстниками. В рамках ситуативно-делового общения ребенок стремится стать объектом интереса и оценки своих товарищей. Ребенок стремится утвердиться в своих лучших качествах, возникает потребность в признании и уважении его други- ми. Отставание в развитии этой формы общения со сверстниками заметно влияет на развитие личности ребенка. Дети тяжело переживают свои неудачи, становятся пассивными, замкнутыми, агрессивными. Взрослый должен своевременно увидеть проблему ребенка, чтобы помочь справиться с ней. В возрасте 5-7 лет у детей наблюдается иная форма общения со взрослыми — внеситуативно-личностная. Беседы ребенка и взрослого сосредоточены на взрослом мире, для дошкольника важно знать, «как нужно», он стремится к взаимопониманию и сопереживанию со взрослыми. Сквозь призму представлений взрослых ребенок воспринимает свои поступки и поступки окружающих людей. Родители и другие взрослые становятся для него образцом поведения. Такая позиция является благоприятным условием для воспитания, обучения и подготовки детей к школе. К 6-7 годам ребенок начинает осознавать себя в качестве социального индивида и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию. Это приводит к кризису 7 лет. Школьное обучение дает возможность разрешить кризис и реализовать это стремление к самоутверждению. Вместе с тем взрослым необходимо уловить момент появления новой черты в формировании личности ребенка, пересмотреть отношение к нему, всячески поощряя его самостоятельность, культивируя в нем недавно обретенную «внутреннюю позицию», необходимую в дальнейшем на всех этапах его жизненного пути. В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками имеет внеситуативно-деловую форму. Эта форма общения способствует развитию осознания своих обязанностей и поступков и их последствий, что является необходимым условием для последующей учебной и трудовой деятельности. В разговорах дошкольников с познавательными мотивами общения преобладают темы о живой природе, предметном мире, а дошкольники с личностными мотивами проявляют основной интерес к людям и говорят о себе, своих родителях, товарищах, расспрашивают взрослых об их жизни, работе, семье. И хотя у детей с четвертой формой обще- 8—1329 Глава 3. Особенности коррекции речи детей... ния сотрудничество с взрослым тоже носит «теоретический» характер (вопросы, обсуждения, споры) и вплетено в познавательную деятельность, здесь обнаруживается сосредоточенность ребенка на социальном окружении, на так называемом «мире людей», а не предметов. К 6-7 годам старший дошкольник переходит к новому виду деятельности — к учебной. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе - это сумма всех его достижений за предшествующие периоды психического развития. Среди основных показателей психологической готовности к школьному обучению можно выделить: 1) готовность психических процессов, т.е. определенный уровень их развития; 2) эмоционально-мотивационная готовность; 3) наличие произвольности, волевого поведения; 4) сформированность общения.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 2046; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.57.239 (0.028 с.) |