Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Применение психотерапии и психокоррекции в сурдологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ограниченные возможности общения у больных с нарушениями слуха приводят к развитию вторичных невротических и неврозоподобных расстройств. На фоне нейросен-сорного дефекта органа слуха у больных могут развиться параноидные расстройства, бред тугоухости, галлюцинаторный психоз. Нарушение слуха вызывает у больных мучительные переживания, они теряют уверенность в себе, неудачи в общении угнетают их, могут вызывать агрессивную реакцию. Психотерапия больных с нарушениями слуха имеет свои особенности и представляет самостоятельную, еще не до конца разработанную дисциплину. Главное препятствие для широкого внедрения психотерапии в сурдологию — это затрудненный вербальный контакт с больными данного профиля. При функциональных нарушениях слуха психотерапия способствует его восстановлению, при органических поражениях — снятию вторичных невротических и неврозоподобных расстройств. В.М. Рахманов в условиях стационара обследовал 500 больных с различными нервно-психическими расстройствами. На Психотерапия и психокоррекция... детей и подростков... шум в ушах и снижение слуха жаловались 155 больных. После проведения психотерапевтического лечения (гипнотерапия, аутогенная тренировка, рациональная психотерапия) у 135 больных слух полностью нормализовался. Проявления невротических и неврозоподобных расстройств у больных с нейросенсорными недостатками слуха зависят от возраста пациентов. У дошкольников преобладают капризность, плаксивость, раздражительность, отказ от еды, страх, негативизм. У детей школьного возраста отмечаются эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, трудности в общении и обучении, фиксация на своей неполноценности, агрессивность. Дети старшего школьного возраста обычно осознают свою неполноценность и остро переживают по этому поводу, у них наблюдаются изменения в эмоционально-волевой сфере, депрессивные и субдепрессивные состояния. С учетом причин развития и симптоматики заболевания все виды функциональных нарушений слуха могут быть разделены на четыре группы: 1) психогенно обусловленные нарушения слуха: истерическая тугоухость, истерическая глухота, сурдомутизм; 2) непсихогенно обусловленные нарушения слуха: при функциональных нервно-психических расстройствах, при соматических и неврологических заболеваниях, идиопатическая функциональная гипо- и гиперакузия; 3) имитированные нарушения слуха: подражательная тугоухость (глухота) у детей, притворная тугоухость (глухота), псевдотугоухость у тревожно-мнительных личностей; 4) нарушение слуха при эндогенных психических заболеваниях и психическом недоразвитии. При дифференциальной диагностике функциональных и органических нарушений слуха кроме аудиометричес-ких данных следует учитывать субъективное состояние больных, особенности личностного реагирования, желательно проводить психологическое исследование и обследование у психиатра. При проведении психотерапевтического лечения больных с целью лечебно-педагогического воздействия следует
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... учитывать индивидуальные способности ребенка, задержку его психического развития и т. д. Задачами лечебно-педагогических мероприятий являются: научить больных самостоятельно мыслить; развить у больных речевую активность, т.е. способность правильно говорить, общаться; воспитать у больных активное отношение к развитию у себя слуха, научить их радостно относиться к наступившим улучшениям; устранить у больных мысли о собственной неполноценности. В психотерапевтических лечебно-реабилитационных мероприятиях должны активно участвовать дефектологи, психологи, педагоги (64). Психотерапевтическая работа с семьей ребенка с отклонениями в развитии Рождение ослабленного, больного ребенка, как правило, изменяет уклад и психологический климат в семье. Все члены семьи и особенно мать находятся в состоянии эмоционального стресса, что приводит к повышенной раздражительности членов семьи, осложнению взаимоотношений между супругами, что крайне неблагоприятно отражается на психическом здоровье ребенка. В такой ситуации чаще всего выбираются неадекватные варианты воспитания ребенка, что усугубляет его состояние и способствует формированию вторичных невротических расстройств. Повышенная чувствительность и напряженность, внутренняя противоречивость, неуверенность в себе родителей неблагоприятно отражается на эмоционально-личностном развитии ребенка, поэтому врачу, психологу и педагогу надо лечить и учить не только ребенка, но и всех членов семьи и прежде всего родителей (50). Целью психологического консультирования членов семьи является оптимизация внутрисемейных отношений через принятие родителями адекватных ролевых позиций по отношению к ребенку и друг к другу, обучение родителей навыкам вхождения в контакт с ребенком и воспитание его в соответствии с общественными нормами поведения. Основную психотерапевтическую работу проводит психотерапевт, однако на начальных этапах, которые являются, как правило, наиболее трудными для семьи, психотерапевтическую нагрузку несут лечащий врач, педагог- Психотерапия и психокоррекция... детей и подростков... __________ дефектолог, логопед, т.е. специалисты, которые реально первыми приходят на помощь больному ребенку. При проведении этой работы обязательно учитываются характерологические особенности членов семьи, выраженность и особенности стрессового состояния у каждого из них. Задачей психотерапевтической работы является нормализация взаимоотношений внутри семьи, выработка единого и адекватного понимания проблем ребенка. Прежде всего следует научить мать внимательно наблюдать за развитием своего ребенка, помочь овладеть некоторыми приемами по уходу за ребенком, методами его воспитания и обучения. Каждый член семьи должен иметь определенные задания от специалистов, консультирующих ребенка. Необходимо проанализировать особенности семейного воспитания, определить преобладающий тип семейного воспитания по следующим параметрам: отвержение, безразличие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь. Воспитание в культе болезни неблагоприятно отражается на личностном развитии ребенка и психологическом климате всей семьи. Психотерапевтическая работа с семьей направлена также на повышение уровня родительской компетенции и активизации роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Особое значение в психотерапевтической работе с родителями имеет разработка специальных программ педагогического образования родителей. В настоящее время предлагаются различные психотерапевтические программы по работе с родителями, в которых большое место отводится групповой психотерапии. Вопросы и задания для самоконтроля ___________ 1. Каково было положение «убогих» в Древней Руси? 2. Охарактеризуйте представления древних славян о речевых нарушениях и методах их лечения. 3. Раскройте содержание основных этапов становления и развития логопедической службы в России.
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... _______ 4. Определите круг назревших проблем социальной адаптации и реабилитации детей с отклонениями в развитии. 5. Раскройте основные задачи и принципы лечебной педагогики. 6. Охарактеризуйте этапы организации лечебно-педагогической помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии. 7. Дайте характеристику современной концепции реабилитации детей с отклонениями в развитии. 8. Какова роль речи в психическом развитии ребенка? 9. Определите место и роль логопедической коррекции в системе комплексной реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. 10. Определите специфику и основные направления логопедической реабилитации детей с различными категориями ограничения возможностей. 11. Каких детей принято относить к слабослышащим? 12. Какие нарушения речи наиболее характерны для слабослышащих детей? 13. Чем обусловлены и в чем выражаются нарушения звукопроизношения, особенности словарного запаса и грамматического строя слабослышащих детей? 14. Каковы особенности логопедического обследования слабослышащих? 15. Каковы основные особенности логопедической работы со слабослышащими? 16. Определите особенности психического развития детей с нарушениями зрения. 17. Каковы особенности формирования речи у детей с дефектами зрения? 18. Назовите уровни речевой сформированности детей с дефектами зрения. 19. Какие факторы обусловливают множественные проявления нарушений речи у детей с нарушениями зрения? 20. Охарактеризуйте особенности методики логопедического обследования слепых и слабовидящих детей, имеющих нарушения речи. Психотерапия и психокоррекция... детей и подростков... ___________ 21. Охарактеризуйте содержание и специфику логопедической работы с детьми, имеющими глубокие нарушения речи. 22. Раскройте причинную обусловленность нарушений речи у детей с интеллектуальным недоразвитием. 23. Дайте общую характеристику нарушений речи у умственно отсталых детей. 24. Раскройте особенности нарушений фонетической стороны речи и их коррекции у детей с интеллектуальными нарушениями. 25. Каковы особенности нарушений лексико-грамматическо-го строя речи, связной речи и их коррекции у детей с интеллектуальными нарушениями? 26. Охарактеризуйте особенности нарушений письменной речи и их коррекции у учащихся специальной (коррекционной) школы 8-го вида.
27. Определите основные задачи коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР. 28. Каковы нарушения фонетико-фонематическои стороны речи детей с ЗПР и особенности их устранения? 29. Охарактеризуйте особенности словарного запаса детей с ЗПР и основные направления его обогащения и активизации. 30. Определите нарушения грамматического строя речи детей с ЗПР и основные направления их коррекции. 31. Охарактеризуйте особенности связной речи детей с задержкой психического развития и пути ее формирования. 32. Каковы особенности обучения письму и чтению детей с ЗПР? 33. Определите особенности психофизического развития детей с церебральным параличом. 34. В чем проявляется общность двигательных и речевых расстройств при ДЦП? 35. Назовите основные формы дизартрии у детей с церебральным параличом. 36. Раскройте особенности фонетико-фонематических и лек- Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... 37. Покажите специфику логопедической работы при дизартрии у детей с ДЦП. 38. Определите место и роль логопедической коррекции в системе медико-педагогической и социальной реабилитации детей с церебральным параличом. 39. Раскройте взаимосвязь нарушений речи и коммуникативного поведения у детей с алалией, дизартрией, заиканием, ринолалией. 40. Определите направленность и содержание этапов нейро-психологического и логопедического обследования дошкольников с ТНР. 41. Охарактеризуйте основные направления дифференцированной лечебно-педагогической работы с детьми, страдающими тяжелыми речевыми расстройствами. 42. Раскройте коррекционную направленность воспитания и обучения ребенка с ТНР в семье и основные проблемы его социальной адаптации. 43. Определите роль и место психотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. 44. Какова направленность и содержание методов психотерапии в логопедии? 45. Определите возможности использования психотерапии в олигофренопедагогике. 46. Обоснуйте необходимость применения психотерапевтической работы в сурдологии и раскройте ее основное содержание. 47. Определите основные направления психотерапевтической работы с семьей ребенка с отклонениями в развитии. Литература __________________________________ 1. Абрамович — Лехтман РЛ. Психологическая помощь детям с церебральным параличом // Лечебная помощь детям с церебральным параличом. — Л., 1962. 2. Акош К.,Акош М. Кондуктивная педагогика. — М., 1997. Психотерапия и психокоррекция... детей и подростков... ___________ 3. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми, страдающими детским церебральным параличом //Дефектология. — 2001. — № 3. — С. 10-14. 4. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период. — М., 1989. 5. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами ней-ро-и патопсихологии.— М., 1994. 6. Бадалян Л.О. Детская неврология. — М., 1975. 7. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. — Киев, 1988. 8. Бадя Л.В. Подвиг сострадания (из истории российского благотворения) // Росс, журнал социальной работы. — 1995. — № 1. — С. 48-53. 9. Бортфельд СЛ., Рогачева Е.И. Лечебная физическая культура и массаж при детском церебральном параличе. — Л., 1986.
10. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. — М., 1963. 11. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. — М., 1996. 12. Вейс Т. Как помочь ребенку? / Пер. с нем. — М., 1992. 13. Ветер АЛ., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972. 14. Власова ТА., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. — М., 1973. 15. Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования / Под ред. В.И. Слободчикова. — М., 1995. 16. Волкова ГА. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. — М., 1983. 17. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. — Л., 1982. 18. Волкова Л.С. Результаты экспериментального изучения нарушений устной речи у детей с глубокими дефектами зрения // Дефектология. — 1982, № 3. 19. Воронова А.П. Диагностика и профилактика нарушений письма у детей с речевой патологией. — СПб., 1994. 20. Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игре. — М., 1984.
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... 21. Готовимся к школе: Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР / Под ред. С.Г. Шевченко. — М., 1998. 22. Данилова Л А., Стока К., Казицына Г.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе: Методические рекомендации для учителей и родителей. — СПб., 1997. 23. Дефектология: Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пуза-нова. — М., 1996. 24. Ермаков В.П., Якунин ГА. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М., 1990. 25. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков / Под ред. С.Л. Таптаповой. — М., 1984. 26. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов. — М., 1970. 27. Жукова Н.С., Мастюкова ЕМ., Филичева T.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990. 28. Заседателева Э.Б. Основы коррекционной педагогики. — Омск, 1999. 29. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. — М., 1973. 30. ЗикеевАТ. Развитие речи слабослышащих учащихся. — М., 1976. 31. Игнатьева С А. Коррекция тяжелых речевых расстройств с использованием методов рефлексотерапии // Дефектология. — 1996. — № 4.— С. 54-56. 32. Игнатьева С А., Блинков ЮА. Способ коррекции заикания у детей и подростков. — Патент РФ на изобретение №2149624. — М.,2000. 33. Игнатьева С А, Блинков ЮА Логопедическая коррекция в комплексе медико-педагогической и социальной реабилитации детей с церебральным параличом // Социально-педагогическая реабилитация детей с ДЦП: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Мардахаева. — М.: Изд. МГСУ «Союз», 2001. — Гл.8. — С. 149-162. 34. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. — НВТ «БИМК-Д», 1998. Психотерапия и психокоррекция... детей и подростков... __________ 35. Комплексная реабилитация детей с нарушением слуха: Методические рекомендации. — ООО «Мединформати-ка», 2001. 36. Комплексная реабилитация детей с нарушением зрения: Методические рекомендации. — ООО «Мединформати-ка»,2001. 37. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пу-занова. — М., 1998. 38. Лалаева Р.И. Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. — Л., 1988. 39. Лапшин В А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. — М., 1990. 40. Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей // Дефектология. — 1975. — №2. 41. Литвак А.Г. Тифлопсихология.— М., 1985. 42. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. — М., 1989. 43. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. — СПб., 1994. 44. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 1989. 45. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М., 1975. 46. Малофеев Н.Н. Социо-культурные основы становления и развития государственной системы специального образования в России. — Дисс.... докт. пед. наук. — М., 1996. 47. Малофеев Н.Н. Характеристика лексического запаса у учащихся с ДЦП. — М., 1985. 48. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. — М., 1993. 49. Марковская И.Ф., Екжанова ЕА. Развитие тонкой моторики рук у детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1988.— № 4.— С. 62-65. 50. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. — М., 1997.
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... Психотерапия и психокоррекция... детей и подростков...
51. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. — М., 1985. 52. Методы обследования речи у детей / Под ред. И.Т. Вла-сенко, Г.В. Чиркиной. — Вып.1, 2. — М., 1996. 53. Нейман Л.В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей. — М., 1961. 54. Нещеретный П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. — М., 1993. 55. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе / Сост. В.Ф. Мачихина, Н.А. Цыпина. — М., 1987. 56. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников. Программы для специальных дошкольных учреждений. — М., 1983. 57. Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года (национальный план действий в интересах детей). — М., 1996. 58. Парамонова Л.Г. Методические указания по выявлению и коррекции нарушений слуховой дифференциации звуков речи у слабослышащих школьников. — Л., 1981. 59. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. — М., 1977. 60. Плаксина Л.И., Григорян Л А. Содержание медико-педагогической помощи детям с нарушениями зрения. — М., 1998. 61. Поваляева МА. Справочник логопеда. — Ростов-на-Дону, 2001. 62. Преодоление заикания у дошкольников / Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1975. 63. Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребенка. — СПб., 1998. 64. Психотерапия в дефектологии / Б.И. Айзенберг и др. — М., 1992. 65. Pay Ф.Ф. Устная речь глухих. — М., 1978. 66. Рахманов В.М. Медико-социальные аспекты воспитания и обучения детей с нарушениями слуха. — Харьков, 1990. 67. Реабилитация детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации: Материалы международной конференции. — Дубна, 1992.
68. Рубинштейн СЛ. Психология умственно отсталых школьников. — М., 1979. 69. Селиверстов В.И. Заикание у детей. — М., 1994. 70. Селиверстов В.И. Первые сведения о речевых расстройствах и приемах их преодоления // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. — Т.2. — М., 1997. — С. 516-554. 71. Селиверстов В.И. Представления о дефектах речи на Руси (до XVII в.) // Речевые расстройства у детей и методы их устранения. — М., 1978.— С. 126-132. 72. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. — Мн., 1989. 73. Соботович Е.Ф., Гопиченко Е.М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых учащихся младших классов // Нарушения речи и голоса у детей и взрослых. — М., 1979. 74. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. — М., 1980. 75. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. — М., 1980. 76. Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. — М., 1991. 77. Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. — М., 1978. 78. Трауготт Н.Н., Кайданова С.Н. Нарушение слуха при сенсорной алалии и афазии. — Л., 1975. 79. Тригер РД., Владимирова Е.В. Дидактический материал по русскому языку для детей с ЗПР. — М., 1986. 80. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. — М., 1995. 81. Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. — М.,1990. 82. Учебно-воспитательная работа в школе для детей с задержкой психического развития. — М., 1977. 83. Филичева Т.Е., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М., 1989. 84. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 1991.
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... 85. Хворостьянова Н.И. Потенциал социальной адаптации детей-инвалидов, его оценка и совершенствование // Социально-педагогическая реабилитация детей с ДЦП: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Мардахаева. — М.: Изд. МГСУ «Союз», 2001. — С. 163-186. 86. Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов. — М., 1996. 87. Чевелева НА. Исправление речи у заикающихся дошкольников. — М., 1965. 88. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. — М., 1969. 89. Я готовлюсь к школе / Сост. СЕ. Гаврина и др. — М., 1996. 90. Яссман Л.В. Особенности употребления грамматических категорий детьми с задержкой психического развития // Дефектология. — 1976. — № 3. 91. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. — М., 1997. Глава 3. Особенности коррекции речи детей...
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.102.18 (0.012 с.) |