Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Детей с отклонениями в развитии
Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной работы Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная работа» Москва ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ВЛАДОС УДК.476.36(075.8) ББК 74.3я73 1126 ОГЛАВЛЕНИЕ
Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор А. Д. Гонеев; доктор медицинских наук, профессор Н. К. Горшунова; доктор медицинских наук, профессор В. А. Иванов Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. цетр ВЛАДОС, 2004. — 304 с. — (Коррекционная педагогика). I8BN 5-691-01242-8. АгентствоСЛРРГБ. И учебном пособии освещаются теоретические и практические ос- новы логопедии; определяются основные направления и технологии логопедической реабилитации детей и подростков с различными от- клонениями в развитии; в социально-логопедическом аспекте рассматтриваются проблемы семейного воспитания и обучения детей с различными видами отклонений в развитии. Учебное пособие предназначено для студентов факультетов и отде-лений по подготовке и переподготовке специалистов по социальной работе, студентов дефектологических факультетов, практических ра- ботников специальных (коррекционных) учреждений для детей и подростков с различными отклонениями и развитии. Будет полезно специалистам по социальной реабилитации детей и подростков с отклонениями в развитии, логопедам-практикам, а так-а так же родителям детей и подростков с отклонениями в психофизичес- ком развитии. УДК 376.36(075.8) ББК 74.3я73 © Игнатьева С.А., Блинков Ю.А., 2004 © ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004 © Серия «Коррекционная педагогика» и серийное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004 © Макет. ООО «Гуманитарный издатель- Введение............................................................................. 5 Глава 1 Теоретические и практические основы логопедии... 9 Предмет, задачи, методы логопедии........................ 10 Развитие речи в онтогенезе........................................ 16
Анатомо-физиологические механизмы речи........... 26 Этиология нарушений речи............................................... 37 Классификация нарушений речи............................. 43 Принципы и методы логопедического воздействия...................................... 50 Глава 2 Логопедическая реабилитация детей и подростков с отклонениями в развитии................................................. 61 Основные направления становления и развития системы логопедической помощи в России.......... 62 Логопедическая реабилитация детей и подростков с отклонениями в развитии................ 71 Диагностика нарушений речи детей с отклонениями в развитии......................................... 88 Логопедическая работа в комплексе медико-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушением слуха............... 105 Основы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения......................................................... 113 Нарушения речи и особенности их коррекции у детей с интеллектуальной недостаточностью.... 121 Особенности речевого развития и основные направления логопедической коррекции детей с задержкой психического развития..................................................... 133 Логопедическая коррекция в комплексе медико-педагогической и социальной реабилитации детей с церебральным параличом.................................... 145 Основные направления комплексной реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи....................................... 158 Психотерапия и психокоррекция в системе комплексной реабилитации детей и подростков с отклонениями в развитии............. 176 Глава 3 Особенности коррекции речи детей с отклонениями в развитии в условиях семейного воспитания....... 195 Роль семьи в реабилитации и социализации детей и подростков с отклонениями в развитии.... 196 Логопедический аспект семейного воспитания ребенка с интеллектуальным недоразвитием........ 213 Особенности развития и коррекции речи у детей с церебральным параличом......................... 219 Коррекционная направленность семейного воспитания и обучения детей с тяжелыми нарушениями речи................... 226 Особенности формирования и развития речи у детей с нарушением слуха............................ 236
Особенности развития речи детей с нарушениями зрения................................................ 247 Особенности развития речи детей, страдающих Словарь логопедических терминов Введение В настоящее время 1,7 млн. детей (4,5% всей детской популяции Российской Федерации) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. По данным Министерства здравоохранения РФ, на 1 января 2001 года зарегистрировано 552 122 детей-инвалидов в возрасте до 15 лет включительно. Инвалидность у детей определяется как значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к дезадаптации вследствие нарушения развития ребенка, его способностей к самообслуживанию, способностей к передвижению, ориентации, обучению, общению, контролю за своим поведением, трудовой деятельности в будущем. В настоящее время вместо термина «дети-инвалиды» используются более корректные определения — «дети с отклонениями в развитии», «дети с особыми нуждами», «дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности» и др. В последние годы как положительное явление можно отметить смещение акцента с преимущественно медико-этиологических аспектов при оценке состояния детей и подростков с различными отклонениями в развитии на всестороннюю функциональную оценку, учитывающую социально-психологическое воздействие структуры нарушения на жизнь индивида как личности, выдвигающую на первый план проблемы социального статуса личности. Функциональная оценка предполагает всестороннюю характеристику личности и уровней ее деятельности. Такая оценка позволяет специалистам определить конкретные направления и особенности реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. Компонентами функциональной оценки являются: состояние соматического здоровья (с учетом поставленного диагноза, проведенного лечения); влияние соматического состояния на моторику, сенсорные и коммуникативные способности (слух, зрение, речь); состояние познавательной деятельности, психического статуса; особенности аффективной сферы, в том числе уровень подвижности нервной системы и степень удов- Введение Введение
летворенности жизнью; особенности повседневной жизненной активности, включая возможности самообслуживания и социальной активности; наличие непреодолимых препятствий, барьеров (физических и социальных) в окружающей среде — в школе, дома, в сообществе, мешающих достижению личных целей и желаемого образа жизни; оценка экономического положения и возможностей финансовой поддержки; наличие системы социальной поддержки, обеспечивающей как эмоциональную, так и физическую помощь по поддержанию повседневной жизнедеятельности и достижению личностных целей и предпочтительного образа жизни. В психолого-педагогической и специальной литературе реабилитация рассматривается как система медико-педагогических и социальных мер, направленных на включение детей с отклонениями в развитии в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне их психофизических возможностей. Если адаптация рассматривается как приспособление с использованием резервных, компенсаторных способностей, то реабилитация — как восстановление, активизация. В процессе реабилитации компенсаторные механизмы используются для преодоления дефекта, а в процессе адаптации — для приспособления к нему.
Важным моментом реабилитации является определение реабилитационного потенциала как совокупности резервных возможностей организма ребенка с проблемами в развитии, позволяющих ему в максимально полном объеме преодолеть отклонения в развитии. Реабилитация детей и подростков с отклонениями в развитии должна осуществляться комплексно. Различают медицинскую, психологическую, педагогическую, социальную реабилитацию. Важной составной частью комплексной реабилитации детей и подростков с различными видами отклонений в развитии является логопедическая реабилитация, которая рассматривается нами в контексте нормализации коммуникативной деятельности, наращивания социального потенциала, т. е. повышения возможностей личности реализоваться в данном сообществе. Логопедическая реабилитация представляет собой сложный комплексный процесс, направленный прежде все- го на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности. В процессе логопедической реабилитации предусматривается развитие сенсорных функций; моторики, особенно артикуляционной моторики; развитие познавательной деятельности, в особенности мышления, памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение. В первые годы жизни любое отклонение в развитии ребенка сопровождается недоразвитием речи. Речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром, поэтому при отставании в развитии речи или других нарушениях речевой функции у ребенка возникают проблемы, связанные с вербальной коммуникацией, оказываются расстроенными объективно существующие взаимоотношения между индивидом и обществом, проявляющиеся в речевом общении. Своеобразие и трудности в овладении родной речью, речевые нарушения, особенности коммуникативной деятельности отмечаются практически при всех видах отклонений в развитии детей: при интеллектуальном недоразвитии, при задержке психического развития, при детском церебральном параличе, при нарушениях слуха, зрения, эмоциональных расстройствах, и требуют особой системы коррекционного воздействия (Л.С. Волкова, А.Г. Зикеев, Р.И. Лалаева, К.С. Лебединская, Е.М. Мастюкова, В.Г. Петрова, Е.С. Сле-пович, С.Г. Шевченко и др.).
У детей с отклонениями в развитии часто нарушается формирование коммуникативного поведения, тесно связанного с развитием речи. Анализ коммуникативного поведения, оценка характера зависимости между уровнем сформированности коммуникативных способностей и состоянием речемыслительной деятельности способствуют определению конкретных коррекционно-педагогических рекомендаций, обеспечивающих полноценное формирование всех звеньев речевого общения детей и подростков с различными отклонениями в развитии. Возможности социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии находятся в прямой зависимости
Введение
от характера и тяжести первичных нарушений, наличия дополнительных отклонений, их индивидуальных особенностей, организации процесса обучения и воспитания детей, воздействия ближайшего социального окружения. Логопедическая реабилитация играет немаловажную роль в процессе активного приспособления к условиям социальной среды, интеграции в социум детей и подростков с отклонениями в развитии. В учебном пособии рассматриваются возможности и основные направления логопедической абилитации и коррекции как одного из факторов комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации различных категорий детей с отклонениями в развитии: с нарушениями интеллектуального развития, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями эмоциональной сферы и общения. Эта доминантная линия пронизывает блоки тем, которые связаны с проблемами организации и содержанием логопедического воздействия в системе комплексной реабилитации детей и подростков с различными отклонениями в развитии; с проблемами профилактики, выявления и преодоления у них задержки, искажения и патологии речевого развития, нарушений коммуникативного поведения в условиях специального обучения и семейного воспитания. В 1-й главе учебного пособия освещаются теоретические и практические основы логопедии; рассматриваются проблемы речевого онтогенеза, этиологии и классификации речевых расстройств; анатомо-физиологические механизмы речи; принципы и методы логопедического воздействия. Во 2-й главе определяются основные направления и технологии логопедической абилитации и коррекции в системе комплексной реабилитации и социализации детей и подростков с различными категориями отклонений в развитии. 3-я глава посвящена коррекционно-логопедической направленности семейного воспитания и обучения детей с различными отклонениями в развитии, от успешной реализации которой в большой степени зависят процессы социальной адаптации и интеграции в общество детей и подростков с проблемами в развитии. Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии Предмет, задачи, методы логопедии
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.019 с.) |