Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логопедическая реабилитация детей и подростков с отклонениями в развитииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Реализация прав ребенка, согласно Конвенции ООН, которой следует и Россия, в первую очередь направлена на обеспечение всех детей, в том числе детей с выраженными отклонениями в развитии и инвалидов, полноценной общественной жизнью, на создание условий, необходимых для их максимальной реализации своих возможностей, путем обеспечения их реабилитационными службами, обучением, воспитанием. Современная концепция реабилитации детей с отклонениями в развитии предусматривает интегративный подход к ребенку, комплексную оценку структуры дефекта и установление так называемого функционального диагноза, включающего оценку как нарушенных, так и сохранных компонентов психики, взаимосвязь интеллектуально-познавательных нарушений, эмоционально-личностных особенностей и коммуникативного поведения, тесно связанного с развитием речи. К качественным показателям результативности комплексной (медико-психолого-педагогической) реабилитации относятся: устранение психологических и других функциональных расстройств; коррекция моторики, речи; восстановление (приобретение) коммуникативных способностей; активизация деятельности; интеграция в общество. При осуществлении медицинской реабилитации детей с отклонениями в развитии проводится энергичная терапия проявлений ранней церебральной недостаточности, медикаментозное лечение, физио-, фито-, психотерапия, лечебная физкультура, общеоздоровительное лечение. Основными задачами медицинской реабилитации лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности являются: совершенствование профилактики; раннее выявление и диагностика отклонений в развитии детей; совершенствование абилита-ционных и реабилитационных мероприятий; повышение качества медицинского сопровождения коррекционно-образовательного процесса.
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... В процессе психологической реабилитации определяется психологический статус ребенка с отклонениями в развитии; выявляются первичные нарушения, вызванные болезнью, и вторичные отклонения, обусловленные аномальным развитием в условиях болезни; ликвидируются признаки девиации личности, отклонения в психическом развитии детей и подростков. Педагогическая реабилитация осуществляется в процессе специального (коррекционного) обучения и воспитания, педагогической поддержки детей с отклонениями в развитии. В систему специального обучения детей и подростков с отклонениями в развитии включается дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия. Комплекс реабилитационных мероприятий, устранение педагогической и социальной запущенности, правильная профессиональная ориентация, проводимая с учетом интеллектуальных, сенсорных, речевых и личностных возможностей детей и подростков с отклонениями в развитии, создают предпосылки для их адаптации в обычных жизненных условиях (социальная реабилитация). Реабилитационная деятельность как социальная, медицинская, так и психолого-педагогическая должна быть систематической, регулярной и последовательной, опираться на основополагающие принципы реабилитационной работы: — принцип ступенчатости позволяет вести реабилитационную работу с постепенным нарастанием ее интенсивности, переключаться с одного вида реабилитации на другой; — принцип диалектического единства создает возможности не только для последовательного, но и одновременного сочетания медицинской, социальной и психолого-педагогической реабилитации, умелого сочетания силы и сложности реабилитационных процессов; — принцип разносторонности учитывает многоаспектность процесса реабилитации, сочетания семейно-бытовой, культурно-просветительной, профессиональной и иных сфер реабилитационной работы; Логопедическая реабилитация детей и подростков... _____________ — принцип партнерства предполагает вовлечение самого ребенка или подростка с отклонениями в развитии в активный коррекционно-реабилитационный процесс, превращение его из объекта в субъект реабилитации с целью восстановления его социально-психологического статуса и интеграции в общество. Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики является переход от коррекции дефектов у детей — к их медико-психолого-педагогической реабилитации и включению детей и подростков с отклонениями в развитии в социальную среду с учетом уровня их психофизических возможностей. Дети с ограниченными возможностями здоровья являются одной из самых проблемных, с точки зрения социальной адаптации, групп. Их приспособительные возможности снижены вследствие недостатков физического и психического здоровья, ограниченности социального опыта, а иногда и неблагоприятной семейно-экономической ситуации. Гуманистические ценности современного цивилизованного общества требуют предоставления каждому ребенку с недостатками в развитии возможности вести жизнь, максимально приближенную к нормальной. Одним из препятствий на этом пути являются трудности социального приспособления, которые испытывает практически каждый ребенок с отклонениями в развитии. Очевидно, что инвалидность у детей является фактором, затрудняющим течение адаптационного процесса и формирование адаптационного механизма. Н.И. Хворостьянова (2001) отмечает, что адаптивные возможности ребенка-инвалида ослабляют следующие обстоятельства. 1. Недостаток физического здоровья. Дети, имеющие инвалидность, страдают заболеваниями, не связанными напрямую с их инвалидностью, в 4 раза чаще условно здоровых детей и в 1,5 раза чаще, чем дети, страдающие хроническими заболеваниями. Недостаток физического здоровья (нарушения речи, слуха, общей моторики) ограничивает физические возможности для общения. 2. Недостаток психологических возможностей для общения. Условия воспитания в закрытом учреждении или
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... в замкнутом мире несчастливой семьи, обучение на дому, настороженное отношение сверстников, гиперопека со стороны взрослых способствуют формированию личности психологически и социально инфантильной, коммуникативно беспомощной. 3. Недостаток материальных средств для удовлетворения специфических потребностей детей-инвалидов (средств передвижения, слуховых аппаратов, специальных приспособлений и т.д.), а также архитектурные и психологические барьеры общества в значительной мере ограничивают возможности ребенка-инвалида к социальному приспособлению. Ограниченность возможностей детей-инвалидов участвовать в деятельности, соответствующей их возрасту (игровой, учебной, трудовой, коммуникативной), лишает ребенка базы социальной адаптации. Как следствие, родители и общество стремятся уберечь такого ребенка от участия в адаптивных ситуациях, что не способствует формированию и укреплению адаптационного механизма и тормозит развитие личности ребенка. Разнообразные психологические нарушения и расстройства, ограничение мобильности и независимости, нарушение способности заниматься обычной для своего возраста деятельностью — все эти нарушения наиболее прямо и непосредственно затрудняют социальную адаптацию детей-инвалидов и интеграцию их в общество. Специфика социальной адаптации этой категории детей связана с наличием у них особого состояния — социальной недостаточности. Невозможность овладения теми видами деятельности, которые необходимы для включения в ту или иную социальную среду, невозможность овладения комплексом социальных ролей, норм и правил поведения, соответствующих возрасту ребенка и социо-культурным традициям общества, — все эти обстоятельства порождают состояние социальной недостаточности, которое является одной из ведущих причин социальных затруднений ребенка-инвалида (85). Понятие социальной недостаточности включает в себя: — ограничение способности к самообслуживанию, — ограничение физической независимости, Логопедическая реабилитация детей и подростков... _____________ — ограничение мобильности, — ограничение способности адекватно вести себя в обществе, — ограничение способности заниматься деятельностью, соответствующей возрасту, — ограничение экономической самостоятельности, — ограничение способности к профессиональной деятельности, — ограничение способности к интеграции в общество. человека как совокупность физических и психических возможностей, помогающих ему успешно приспосабливаться к меняющимся условиям социальной жизни, совокупность умственных и коммуникативных способностей, личностных качеств, социальных знаний и навыков в сочетании с состоянием здоровья и психологической устойчивостью на данный момент (85, с. 161). Тренировка способности к социальной адаптации, социальный опыт, безусловно, расширяют возможности приспособления, то есть активной перестройки поведения, социально правильного в новых условиях. Пластичность нервной системы ребенка увеличивает эти возможности. При этом проявляются возрастные особенности и критические периоды в приспособительных возможностях ребенка, которые взаимосвязаны с этапами развития коммуникативных отношений и с этапами развития способности к переработке информации в мозге ребенка. Формы поведения, вырабатываемые ребенком как адекватные для условий конкретной микросоциальной среды, являются состоянием легкой адаптации. При изменении этих условий, например, при поступлении в детский сад, смене места жительства, распаде семьи, рождении следующего ребенка требуется определенное изменение поведения как в отношении материальной среды, так и в межличностных отношениях. В разные возрастные периоды возникают задачи различной степени сложности. Такие задачи вызывают состояние напряжения, тревоги, эмоционального дискомфорта (стресса), то есть состояние напряженной социальной адаптации.
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... Это напряжение может закончиться либо формированием нового уровня легкой социальной адаптации, а значит — ростом адаптивного потенциала, либо переходом стресса в дистресс, и даже в состояние дезадаптации. Исход зависит от соответствия или несоответствия адаптивной задачи уровню адаптивных возможностей личности. По мнению Н.И. Хворостьяновой, адаптивный потенциал ребенка зависит: — от физического и психического здоровья ребенка; — от сформированности способности адекватно относиться к окружающему миру, другим людям и к самому себе; — от опыта и успешности предыдущей адаптации; — от наличия у ребенка зоны «адаптационной безопасности» — микросреды, к которой ребенок адаптирован. Замечено, что дети, успешно адаптированные к условиям своей семьи, легче переживают поступление в детский сад. Состояние школьной дезадаптации, как правило, соседствует с неблагоприятной семейно-бытовой ситуа--цией. Адаптивный потенциал — величина переменная, он может меняться как от биологических причин (состояние здоровья, возраст), так и от социальных (опыта и успеха предыдущей адаптации, семейного и социального окружения и т. п.). В результате специально проведенного исследования выяснилось, что адаптивные изменения в поведении детей, не имеющих инвалидности, и детей-инвалидов сходны, и в том и в другом случае в наибольшей степени страдает активность детей, на «втором месте» — контактность, далее — показатели настроения и самочувствия. Таким образом, адаптация детей-инвалидов происходит аналогично адаптации детей, практически здоровых, то есть в рамках общего адаптационного механизма. Однако все вышеназванные показатели у детей-инвалидов существенно хуже аналогичных показателей не только здоровых детей, но и детей с ослабленным здоровьем. У детей-инвалидов существенно хуже показатель АС (Адаптивного Снижения) настроения — на 33%, и АС самочувствия — на 29%. Комплексный показатель Адаптивного Снижения (АС — = АСС + АСН + АСА + АСК — Адаптивное Снижение равня- Логопедическая реабилитация детей и подростков... _____________ ется сумме Адаптивных Снижений Самочувствия, Настроения, Активности, Контактности) может быть эффективно использован для оценки адаптивных возможностей ребенка. Чем выше АС, тем меньше адаптивные возможности ребенка. Следовательно, можно вывести формулу: 100% АВ (Адаптивные возможности) =------------------, АСА+АСК+АСН+АСС где АСА — адаптивное снижение активности; АСК — адаптивное снижение контактности; АСН — адаптивное снижение настроения; АСС — адаптивное снижение самочувствия (при условии, что знаменатель не равен 0). В случае если АС = 0, то АВ стремится к бесконечности. Данная формула позволяет достоверно оценивать адаптивные возможности детей-инвалидов, что позволит выявлять группы детей низкоадаптивных и высокоадаптивных и оптимально планировать для них реабилитационные мероприятия. Также можно будет отслеживать эффективность проводимой работы по повышению адаптивных возможностей детей-инвалидов (85). В последние годы в нашей стране активно развивается лечебная педагогика, теоретические основы которой заложены В.П. Кащенко и Л.С. Выготским. Е.М. Мастюкова (1997) рассматривает лечебную педагогику как систему лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение, лечение и коррекцию различных отклонений в развитии, нервно-психических и соматических нарушений, которые могут привести к стойкой инвалидизации, школьной и социальной дезадаптации (50). В задачи лечебной педагогики входят: стимуляция умственного и физического развития детей, коррекция имеющихся отклонений в развитии (отставание в психическом развитии, поведении, речи, нарушения моторики, общения и других функций) с целью всестороннего развития ребен-
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... Логопедическая реабилитация детей и подростков...
ка с ограниченными возможностями. Важнейшей задачей лечебной педагогики является разработка специальных индивидуальных и групповых методов и программ коррекции нарушенных у ребенка функций, программ семейного воспитания, семейной психотерапии. На основе анализа структуры ведущего нарушения, выраженности вторичных отклонений в развитии ребенка, степени его социальной и педагогической запущенности и дезадаптации лечебная педагогика решает как общие воспитательные и педагогические задачи, так и коррекционные, с учетом специфики нарушенного развития, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, особенностей его микросоциального окружения. Основными принципами лечебной педагогики являются: единство лечебного и педагогического процессов; необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку с учетом специфической структуры его развития, общего состояния здоровья, возраста, наиболее сохранных нервно-психических функций и положительных свойств личности; соответствие требований и нагрузок, предъявляемых ребенку с отклонениями в развитии, состоянию его здоровья, физическим и психическим возможностям. Рано начатые и систематически проводимые лечебно-коррекционные мероприятия и обучение способствуют более успешному развитию и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Несмотря на наличие специфических особенностей развития и обучения у детей выявляются и некоторые общие трудности и закономерности нарушенного нервно-психического развития. Это прежде всего низкая умственная работоспособность, недостаточность концентрации внимания, памяти, отставание в развитии речи, незрелость эмоционально-волевой сферы, ограниченность запасов знаний и представлений об окружающем, недостаточное развитие моторных функций, отставание в развитии пространственных представлений. Для большинства детей с отклонениями в развитии характерна недостаточная выраженность познавательных интересов, нарушения при приеме и переработке сенсорной и речевой информации. Большое значение для дальнейшего развития ребенка с отклонениями в развитии имеет не только характер или вариант аномального развития, но и время начала лечебно-коррекционных и развивающих мероприятий. В настоящее время установлено, что рано начатые и проводимые систематически лечебно-педагогические коррекционные мероприятия могут в значительной степени способствовать более успешному развитию, обучению и социальной адаптации детей. При проведении медико-психолого-педагогических и коррекционных мероприятий с детьми, имеющими отклонения в развитии, специалистам важно соблюдать следующие основные принципы. 1. Исходя из соблюдения прав ребенка, закрепленных в Конвенции о правах ребенка, стремиться к реализации права на образование, предусматривающего прежде всего развитие личности, умственных и физических способностей, а также права ребенка с отклонениями в развитии на сохранение своей индивидуальности. 2. Включение в коррекционно-развивающие занятия всех детей, в том числе и детей с множественными отклонениями в развитии, разрабатывая для каждого из них индивидуальную программу развития и коррекции. 3. При оценке динамики продвижения ребенка не сравнивать его с другими детьми, а сравнивать с его же показателями на предыдущем этапе развития. 4. Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, формировать чувство психологической безопасности, относиться к ребенку с пониманием специфики его трудностей и проблем развития, стремиться в каждом ребенке найти сохранные потенциальные возможности, положительные стороны его психического и личностного развития, на которые можно опереться в педагогической работе. 5. Корректно и гуманно оценивая динамику продвижения ребенка, реально представлять дальнейшие возможности его развития и социальной адаптации. 6. Относиться ко всем детям, в том числе к физически ослабленным, неуравновешенным, легко возбудимым, доброжелательно, ровно, терпеливо.
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... Логопедическая реабилитация детей и подростков...
7. Разрабатывать для каждого ребенка программу по рациональной организации, гигиене умственной и физической деятельности, направленной на предупреждение утомления, приучать ребенка к определенному режиму дня. 8. Специалисты должны соблюдать профессиональную этику. Диагноз и прогноз каждого ребенка должны быть предметом профессиональной тайны специалистов. 9. Стимулировать умственное и эмоциональное развитие детей с опорой на психическое состояние радости, спокойствия, раскованности, развивать индивидуальные способности и интересы ребенка.
10. Постепенно, но систематически включать ребенка в самостоятельное оценивание своей работы. 11. Терпеливо обучать ребенка умению использовать апробированный способ действия в сходных условиях, переключаться с одного способа действия на другой, при выполнении заданий стимулировать творчество и изобретательность. В процессе коррекционной работы с детьми преддош-кольного и дошкольного возраста необходимо использовать особые приемы и методики с опорой на различные виды деятельности: предметно-практическую, игровую, элементарную трудовую, все виды продуктивной деятельности, но основное внимание уделять игре как ведущей деятельности этого возрастного этапа развития. Условно организацию лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии можно разделить на три этапа. Первый этап — это специализированная помощь детям раннего возраста с поражением центральной нервной системы и детям группы риска. Помощь начинает оказываться в родильном доме и продолжается в специализированных психоневрологических стационарах и отделениях больниц для новорожденных и грудных детей, затем в амбулаторных условиях под наблюдением детского невропатолога или психиатра, а также в специализированных детских яслях и домах ребенка. На этом этапе особое значение придается медицинской помощи и комплексным лечебно-коррекционным меропри- ятиям, направленным на исправление имеющихся нарушений и предупреждение вторичных отклонений в психомоторном развитии. На втором этапе специализированная помощь детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии проводится в специализированных стационарах, санаториях, детских садах, детских домах, районных поликлиниках и психоневрологических диспансерах. Направление в детские сады и детские дома осуществляется районными, областными и городскими психолого-медико-педагогическими консультациями, куда родители приводят своих детей по рекомендации невропатологов или психоневрологов, других специалистов. На этом этапе комплексных лечебно-оздоровительных и коррекционных мероприятий все больше внимания уделяется коррекционно-педагогической и воспитательной работе, осуществляемой педагогами, дефектологами, логопедами. Специальные детские образовательные учреждения дифференцируются в зависимости от характера отклонений в развитии и степени тяжести дефекта. Основными задачами специальных детских садов являются: — уточнение диагноза в процессе коррекционного обучения; — дифференцированная комплексная коррекция основного дефекта и вторично связанных с ним отклонений в развитии; — создание наиболее благоприятных условий для всестороннего личностного развития ребенка с учетом характера и структуры дефекта; — подготовка ребенка к последующему школьному обучению. Детские сады для детей с отклонениями в развитии работают по специальным программам, которые разрабатываются с учетом ведущего нарушения, вторично связанных с ним отклонений в развитии, возрастных психофизических возможностей детей дошкольного возраста. Все разделы программы предусматривают неразрывную связь обучения, воспитания и коррекции нарушенных функций; обеспечивают умственное,
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... Логопедическая реабилитация детей и подростков...
физическое, нравственное, эстетическое и речевое развитие детей и коррекцию имеющихся отклонений. На третьем этапе специализированная помощь детям и подросткам с отклонениями в развитии осуществляется районными поликлиниками и психоневрологическими диспансерами, специализированными стационарами, санаторными школами, специальными школами и школами-интернатами, детскими домами и домами инвалидов. Важными и актуальными проблемами лечебной педагогики являются: расширение контактов между детьми с отклонениями в развитии с их здоровыми сверстниками; создание специальных ассоциаций педагогов, врачей, психологов, работающих с этими детьми, родителей детей с различными видами отклонений в развитии (50). Фундамент формирования познавательной деятельности ребенка составляет определенный уровень развития сенсорных и моторных процессов в их тесной связи с развитием речи. Развитие психической деятельности у нормально развивающегося ребенка и ребенка с отклонениями в развитии идет по одним закономерностям: от восприятия и представления к наглядно-действенному, наглядно-образному мышлению, к элементам понятийного мышления. Во всех этих процессах большую роль играет речь. Речь осуществляет функции «сообщения, социальной связи, воздействия на окружающих» (Л.С. Выготский), являясь вместе с тем способом формирования мысли. Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности, важнейшим средством овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка. Речь перестраивает все основные психические процессы ребенка: с ее участием восприятие приобретает обобщенный характер, развиваются представления, совершенствуется память. Большое значение придается речи в регуляции поведения. Ребенок постепенно овладевает речью в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками. По мере развития ребенка увеличивается его потребность в общении, что стимулирует накопление и развитие у него речевых умений и навыков. В обобщенном виде процесс говорения обеспечива- ют такие речевые умения и навыки, как: навыки звукового оформления высказывания, соответствующие нормам реализации речи; умение отбирать для высказывания слова в соответствии с общепринятыми значениями; умение строить грамматически правильные высказывания; умение использовать разные виды высказываний в соответствии с коммуникативным намерением, условиями и целями сообщения. Среди умений и навыков, обеспечивающих процесс слушания (приема) речи, можно выделить следующие: умение понимать предметно-содержательную сторону высказывания; осмысливать интонационную сторону высказывания; узнавать слова в соответствии с их значением; различать слова, близкие по звучанию. Названные умения формируются спонтанно, отвечают потребностям дошкольника, осуществляющим речевое общение в рамках игровой деятельности. У детей с отклонениями в речевом развитии вследствие нарушения отдельных звеньев речевой системы или всей речевой системы спонтанное поэтапное формирование речевых умений и навыков запаздывает, встречает затруднения, которые могут усугубляться дефицитом средств общения, отсутствием условий для накопления необходимого речевого опыта. У ребенка с выраженными нарушениями речи при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий может замедляться ход его интеллектуального развития вследствие недостаточного общения ребенка с окружающими и значительного ограничения круга представлений. Логопедическая реабилитация (коррекция) является важной составной частью комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. Логопедическая реабилитация направлена прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности детей и подростков с отклонениями в развитии. В процессе логопедической реабилитации предусматривается развитие сенсорных функций; моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение. В ряде случаев, особенно примени-
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... Логопедическая реабилитация детей и подростков...
тельно к детям раннего возраста, правомерно говорить о логопедической абилитации, предусматривающей формирование речевой функции, создание новых речевых возможностей, нормализацию коммуникативной деятельности, наращивание социального потенциала. При любом отклонении в развитии у ребенка, как правило, наблюдается отставание в развитии речи и другие ее нарушения, которые затрудняют процесс общения ребенка с окружающими, формирование полноценного коммуникативного поведения, препятствуют установлению социальных связей ребенка с окружающим миром. В процессе дифференцированной логопедической реабилитации специальными методами и приемами устраняются расстройства речевой функции, восстанавливается коммуникативная функция речи, что способствует процессу социальной адаптации детей и подростков с различными видами отклонений в развитии. Одной из основных задач комплексной реабилитации и социальной адаптации детей с нарушениями слуха является развитие речи и логического мышления. Речь у неслы-шащих детей не может развиваться спонтанно, они не в состоянии овладеть ею самостоятельно, пытаются заменить ее отсутствие такими своеобразными формами общения, как мимика, дактилология, чтение с губ. Формирование у ребенка с нарушенным слухом потребности в речевом общении с взрослыми и сверстниками является основным условием его полноценного развития. Раннее начало формирования речи ребенка с выраженным нарушением слуха дает возможность предупредить аномальное развитие его мышления, нарушение познавательной деятельности. Стимуляция речевого развития неслышащего ребенка проводится поэтапно и с последовательным изменением преобладающего мотива установления коммуникативных связей по трем основным направлениям: формирование и развитие языковой способности; развитие речевой деятельности; подготовка к усвоению основных закономерностей языка. Лечебно-педагогическая, в том числе и логопедическая работа с этой категорией детей должна быть предельно ранней, комплексной, дифференцированной в зависимости от тяжести и характера нарушения слуха, состояния речи и интеллекта детей. Результативность методики формирования и развития речевого слуха и речевого общения должна оцениваться не специалистами, а обществом. Критерием успешности применения методики является практика речевого общения детей и подростков с нарушенным слухом и слышащих. Речевые дефекты у детей с нарушениями зрения многообразны, сложны по структуре, степени выраженности, что объясняется более проблемными условиями формирования у них речи. У детей с нарушениями зрения логопедическая абилитация проводится поэтапно, с учетом уровня сформированности речи, при использовании рельефных картинок, специальных наборов игрушек для их тактильного опознания и др. Логопедическая коррекция фонетического, лексического и грамматического компонентов речи проводится дифференцированно, с учетом состояния зрения детей, их речи, неречевых функций, индивидуальных и возрастных особенностей. Развитие речевых навыков увязывается с совершенствованием моторной координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса с целью углубления представлений и реальных знаний об окружающем мире. В условиях специфической логопедической реабилитации детей с нарушениями зрения возрастает компенсаторная роль речи и обеспечивается более прочная база для подготовки детей к школьному обучению и социальной реабилитации. Специфика нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальными нарушениями определяется особенностями их высшей нервной деятельности и психического развития. Расстройства речи у таких детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального развития психики в целом. Нарушения речевой деятельности характеризуются системным характером с преобладанием семантического дефекта, требуют дифференцированного подхода при их анализе и устраняются с большим трудом. Важными направлениями работы по развитию речи являются: создание условий для речевого общения по поводу какой-либо другой деятельности (предметной, игровой и др.);
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... Логопедическая реабилитация детей и подростков...
специальные фронтальные занятия по развитию речи; максимальный учет особенностей речевого нарушения каждого ребенка и его индивидуальных особенностей. Большое значение в коррекционной работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, придается формированию тесной связи между их практическим опытом и наглядно-образными представлениями с включением речи в мыслительную деятельность. При детском церебральном параличе (ДЦП) необходимо раннее лечебно-педагогическое воздействие, направленное прежде всего на развитие моторики, речи, коммуникативного поведения. Прослеживается связь двигательных и речевых расстройств при ДЦП. Органическое поражение речедвигательного анализатора приводит к нарушениям звукопроизношения, расстройствам голоса, дыхания, просодики, т.е. к различного вида дизартриям, соответствующим определенным проявлениям ДЦП. Применяется ранняя стимуляция психического и речевого развития, кондуктивное воспитание и обучение детей с церебральным параличом. Логопедическая коррекция при ДЦП дифференцируется в зависимости от формы дизартрии, уровня речевого развития, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Основными задачами логопедической работы при ДЦП являются: развитие ощущений артикуляционных поз и движений; преодоление и предупреждение оральной диспраксии; развитие общей моторики, мелкой моторики кистей и пальцев рук, артикуляционной моторики. Спецификой логопедической коррекции является ее сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением. Общей особенностью категории детей с тяжелыми нарушениями речи (алалия, дизартрия, ринолалия, выраженное заикание) является стойкое системное нарушение речи, которое нередко сочетается с неврологической и психопатологической симптоматикой, с различными отклонениями психической деятельности. Логопедическая реабилита- ция проводится дифференцированно, поэтапно, в зависимости от структуры речевого дефекта, степени его выраженности, возраста, индивидуальных особенностей детей. Необходимо учитывать, что при отставании в развитии речи у ребенка всегда возникают проблемы, связанные с общением, поэтому родителям и другим членам семьи необходимо уделять достаточное внимание речевому общению с ребенком, стимулируя его к использованию средств вербальной коммуникации. Основными задачами ранней коррекционной работы с ребенком, отстающим в развитии речи, являются: развитие подражательной деятельности (речевого подражания), формирование предметно-действенного общения ребенка с взрослыми и начального ситуативного понимания обращенной речи (50). Г л а в а 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков...
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 1486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.166.157 (0.016 с.) |