Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы семейной педагогики, социальной адаптации и реабилитации детей с церебральным параличомСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В настоящее время особую важность и актуальность приобретают проблемы социальной адаптации детей с ДЦП в свете происходящих перемен в обществе, гуманизации образования, началом нового этапа развития аксиологической концепции отношения к лицам с ограниченными возможностями. В контексте этой личностно ориентированной концепции человек с ограниченными возможностями или специфическими проблемами, независимо от своей дееспособности и полезности для общества, рассматривается как объект особой социальной помощи и заботы, ориентиро- Глава 3. Особенности коррекции речи детей... Особенности развития ... речи у детей с церебральным параличом
ванных на создание ему условий (в том числе и педагогических) для максимально полной самоактуализации его личности, реализации всех имеющихся возможностей интеграции в общество. Физические недостатки, глубина осознания и переживания своего недуга, отношения с окружающими, семейный статус обычно вызывают нарушения всей системы социальных отношений. У ребенка с церебральным параличом возникают серьезные трудности приспособления к обычным требованиям окружающей среды, т.е. дезадаптация. Дезадаптация или неприспособленность определяется как «затруднения, с которыми сталкивается индивид, не получающий специальной помощи, при включении в среду, где он живет, или, под другим углом зрения, затруднения, мешающие ребенку проявить себя как другие» (Ж. Нере). Высокий уровень эффективности реабилитации детей с ограниченными возможностями, в том числе и при ДЦП, возможен при организации комплексной медико-психолого-педагогической системы реабилитации, внедрении новейших достижений научно-практической работы с этими детьми, а также изменении общественного мнения и особенно — мнения людей, непосредственно взаимодействующих с детьми (родителей, учителей, воспитателей и др.), в сторону гуманного, нацеленного на помощь и поддержку, но не на изоляцию и пренебрежение нуждами и без того страдающих детей. В стране недостаточно разработаны правовые нормы, нет гарантированных прав для ребенка с церебральным параличом и его семьи на социальную защиту и реабилитацию. Далеко не все семьи могут обеспечить полноценные условия жизни, лечение, необходимые в разной мере ребенку с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Долголетнее и ежедневное лечение, реабилитация с самого рождения ребенка требует дополнительных каждодневных расходов; актуальна проблема подвоза ребенка к месту реабилитации для семьи, не имеющей индивидуального транспорта. Несчастье, обрушившееся на ребенка, безнадежность положения, невозможность для многих мам работать накладывают тяжелый отпечаток на их душевное состояние, которое усугубляется тем, что в семьях значительно снижается материальное обеспечение, а некоторые и вовсе рушатся, не выдержав испытаний. Поэтому семья ребенка с ограниченными возможностями крайне нуждается в социальной защите, в моральной поддержке окружающих людей и общества. В настоящее время и в нашей стране расширяется сеть ассоциаций родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии, в том числе и с ДЦП, где осуществляется обмен опытом, устанавливаются контакты с родителями с аналогичными проблемами, оказывается морально-нравственная помощь и поддержка. Важно, чтобы семья не замыкалась в своем горе, не уходила «в себя», не стеснялась своего больного ребенка, сохраняла активные контакты с друзьями, коллегами, с миром, что способствует как социальной адаптации ребенка с церебральным параличом, так и гуманизации общества, формируя у его членов правильное отношение к ребенку с ограниченными возможностями и его семье, сочувствие и желание оказывать помощь. Основными задачами родителей при реализации индивидуальной программы комплексной реабилитации ребенка с церебральным параличом являются: — создание дома спокойной, доброжелательной по отношению к ребенку внутрисемейной атмосферы с режимными ограничениями и особенностями, рекомендованными ребенку специалистами; — обеспечение режима питания, своевременного приема предписанных ребенку медикаментозных средств; — овладение техникой различных видов массажа, специальных упражнений лечебной физкультуры, специальных физиотерапевтических процедур и ее применение по медицинским предписаниям; — освоение технологии применения и использования по медицинским предписаниям специальных приспособлений (укладок, шин и т.п.); — овладение основами детской психологии и специальной педагогики с проведением в домашних условиях занятий по развитию у ребенка необходимых психомоторных функций;
Глава 3. Особенности коррекции речи детей... — участие в деятельности общественных объединений родителей детей-инвалидов. Основными направлениями развития личности ребенка с ДЦП в семье являются: максимально возможное развитие двигательных функций, навыков самообслуживания, гигиены, передвижения, труда; развитие речи, мелкой и общей моторики, умственное развитие с учетом индивидуальных физических и умственных возможностей ребенка; формирование активной жизненной позиции; подготовка к школе; ранняя профессиональная ориентация, выбор дальнейшей сферы деятельности; психологическая подготовка и осознание своего будущего места в обществе, значения своей личности (19). Воспитание ребенка с церебральным параличом в семье представляет нередко большие сложности. Воспитание по типу гиперопеки усиливает у детей с церебральным параличом астенодинамический синдром: дети становятся вялыми, заторможенными, с трудом начинают выполнять задания, двигаться, говорить. В процессе воспитания необходимо учитывать и корригировать особенности эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП: эмоциональную неустойчивость, напряженность, фрустрированность, недостаточную общительность, которые снижают социальную адекватность поведения у больных детей. В микросреде, т.е. в семье и в детском коллективе, необходима нормальная для больного ребенка обстановка с обязательным уважительно-требовательным отношением к нему со стороны родителей и обслуживающего персонала. Система коррекционного воспитания должна начинаться как можно раньше, с первых месяцев жизни ребенка. Развитие сенсомоторных функций ребенка в их взаимосвязи в процессе эмоционально-положительного общения ребенка с матерью является основой формирования всех психических функций и успешно осуществляется при реализации возможностей кондуктивной педагогики, созданной выдающимся венгерским врачом и педагогом А. Пете (1893-1967). Кондуктивная педагогика — это образ жизни, основанный на интенсивной кооперации между ребенком и матерью (или другим близким ребенку человеком), где центральная Особенности развития... речи у детей с церебральным параличом роль отведена мотивации. Основное внимание в кондуктивной педагогике отводится медико-педагогической коррекции, осуществляемой в процессе повседневной жизни. Кондуктивная педагогика стремится восстановить потерянную «ортофункцию» (нормальную двигательную функцию), и человек постепенно социализируется. Авторы книги «Кондуктивная педагогика» М. Акош и К. Акош термин «церебральная дисфункция» объясняют следующим образом: «Человек с нормальной двигательной функцией характеризуется общей способностью к адаптации или обучению, что позволяет ему в течение жизни сознательно приспосабливаться во все возрастающей степени к природной и социальной среде... У людей с церебральной дисфункцией эта общая способность к адаптации снижена или вообще потеряна... Они не могут научиться приспосабливаться к новым обстоятельствам» (1, с. 7-8). Одновременно с самого начала повседневная деятельность ребенка адаптируется к «нормальному образу жизни», характерному для его возрастной группы. Главная роль отводится взаимодействию матери и ребенка. То, что нужно ребенку, не является, строго говоря, лечением, прямо направленным на уменьшение его дисфункции. Ребенок получает помощь опосредованно через свою мать. В ходе занятий осваиваются различные виды деятельности: подъем, одевание, умывание, питание и др.; преодолеваются психологические проблемы (страхи, агрессивность, замкнутость и др.). Кондуктивное воспитание и обучение при ДЦП включает комплексную методику лечебно-педагогического воздействия с использованием регулирующей функции внутренней речи, ритмической организации движений. Методика нашла свое применение во многих странах мира, с ее помощью осуществляется неразрывная взаимосвязь в развитии моторики, речи и произвольной регуляции поведения. При эмоционально-положительном взаимодействии взрослого с ребенком формируется начальное ситуационное понимание обращенной речи и подчинение отдельным словесным инструкциям в знакомых словосочетаниях. Простые инструкции произносятся, одновременно показываются обозначаемые ими действия, помогающие ребенку их выполнять («ладуш-
Глава 3. Особенности коррекции речи детей... ки», «до свидания» и т.п.). Условиями для обучения детей с двигательными нарушениями являются активная деятельность детей, их стремление к цели, мотивация и удовлетворенность при использовании специального оборудования: погремушек, кружек для питья с двумя ручками, деревянных откидных подставок с планками, стульев со спинкой в виде лесенки и др. (2). При ДЦП частота речевых расстройств составляет 80%, чаще всего у детей возникают тяжелые речевые нарушения — дизартрии. Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга, от вторичного недоразвития или более позднего формирования отделов коры головного мозга, наиболее интенсивно развивающихся уже после рождения. Отставание в развитии речи у детей с церебральным параличом связано также с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточной предметно-практической деятельностью и ограниченными социальными контактами. Ошибки воспитания (гиперопека и др.) могут еще более усугублять отставание в развитии речи. Ребенок с ДЦП в первые годы жизни часто находится в различных лечебных учреждениях, и, если педагогической работе не уделяется достаточного внимания, он может отставать в развитии речи. Кроме того, отрицательный эмоциональный фон, реактивные состояния, которые могут наблюдаться у этих детей при отрыве от матери, дезадаптация в новой обстановке создают неблагоприятные предпосылки для развития речи. У детей с церебральным параличом отставание в развитии речевого общения часто является следствием нарушений речевой моторики. К ним относятся ограниченная подвижность мышц языка и губ, насильственные движения, затрудняющие звукопроизношение, расстройства дыхания и голо-сообразования. Стимуляция речевого развития у детей раннего возраста в семье тесно связана с развитием предметно-манипуля-тивной и игровой деятельности. Ребенка учат умению манипулировать предметами и игрушками, поскольку овладение действиями стимулирует и предваряет усвоение значений Особенности развития... речи у детей с церебральным параличом слов. Взрослый показывает и кратко комментирует свои действия. Таким образом у ребенка накапливаются речевые впечатления и развивается способность подражать действиям и речи окружающих. Не следует принуждать к речи и торопить с ответом детей, особенно находящихся на начальных этапах речевого развития. Требования типа «скажи», «повтори» могут вызвать у детей повышение мышечного тонуса, усиление насильственных движений, способствовать возникновению страха речевого общения. Для развития слухового внимания используют специальные игры: «Угадай, что звучит?», «Чей это голос?» и др. Ребенок должен сосредоточить свой взгляд на издающих звуки игрушках и предметах. Одновременно со взрослым он произносит звуки, слова, изменяет голос по высоте и тембру, регулирует громкость голоса и темп речи. В дошкольном возрасте стимуляция речевого развития направлена на расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи. Детей ежедневно знакомят с новыми предметами, их словесными обозначениями и полученные представления закрепляют в игре. С ребенком постоянно разговаривают о том, что он видит в данный момент (13). Общие направления стимуляции речевого развития детей с церебральным параличом должны быть индивидуализированы с учетом формы и тяжести заболевания, состояния интеллекта, возраста, индивидуальных особенностей детей.
9—1329 Глава 3. Особенности коррекции речи детей... Коррекционная направленность семейного воспитания...
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.201.71 (0.009 с.) |