ТОП 10:

Тема 7. Детский церебральный паралич как причина и этиопатогенетический механизм дизартрии у детей



Занятие 1. Особенности проявления дизартрии при ДЦП (просмотр видеоматериалов)

Цель: Выявление связи между формой ДЦП и формой дизартрии.

Задания:

  • отметьте проявления в общей, тонкой и артикуляционной моторике нарушений, обусловленных пониженным тонусом мышц;
  • отметьте проявления в общей, тонкой и артикуляционной моторике нарушений, обусловленных повышенным тонусом мышц;
  • отметьте проявления в общей, тонкой и артикуляционной моторике нарушений, обусловленных дистонией мышц;
  • Сравните степень нарушения произносительной стороны речи у детей с дизартрией без выраженных нарушений моторной сферы и при ДЦП.

Литература:

  1. Семенова К. А.Речевые расстройства у детей с церебральными параличами // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- 1997.- т. I. - С. 168-173
  2. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. – М., 1985.
  3. Ипполитова М.В. Характеристика звукопроизносительной стороны речи у учащихся с церебральным параличом // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- 1997.- т. I. - С. 254-261
  4. Архипова Е.Ф. Четыре уровня доречевого развития детей с детским церебральным параличом // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- т. I. - 1997.- С. 262-268

 

Тема 8. Легкая форма дизартрии (стертая дизартрия)

Занятие 1. Минимальные проявления дизартрии (просмотр видеоматериалов)

Цель: изучение симптоматики легких форм дизартрии.

Задание:

  • Укажите, какие минимальные проявления дизартрии отмечаются у детей;
  • Составьте таблицу «Дифференциация легкой степени дизартрии и функциональной дислалии» по форме:

Дифференциальная диагностика

Легкой степени дизартрии и функциональной дислалии

 

  Дислалия Дизартрия
1.Неврологическая симптоматика    
2. Нарушение двигательной сферы    
3. Темпо-ритмические нарушения    
4. Нарушения голоса    
5. Нарушения дыхания    
6. Вегетативные нарушения    
7. Насильственные движения    
8. Сроки коррекционной работы    
9. Познавательная сфера    
10.Эмоционально-волевая сфера    

 

 

Литература:

  1. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрий и их диагностика // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- 1997.- с. 208-213
  2. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалии // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- 1997.- с. 214-218
  3. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии. - Дефектология, 1996, №5, с.10-14

 

 


Тема 9. Обследование детей с дизартрией

Занятие 1.

Тема: Обследование ребенка с дизартрией ( просмотр видеоматериалов).

Цель: Изучение приемов обследования детей с дизартрией.

Задания и вопросы:

  1. Какие особенности анамнеза ребенка могут указывать на то, что нарушение произношения является дизартрией?
  2. Закономерны ли проявления нарушений строения артикуляционного аппарата при дизартрии?
  3. Изучите приемы обследования моторной сферы. Как проявляются ее нарушения?
  4. Какими приемами обследуется произносительная сторона речи? Какие нарушения произношения характерны для дизартрии? Проведите кинетический анализ 2-3 вариантов искажений и замен звуков.
  5. Отметьте, как проявляются нарушения звуко-слоговой структуры слова?

Литература:

Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1998.

Правдина О.В. Логопедия. – М., 1969.

Соботович Е.Р., Чернопольская А.Ф. Проявление стертых форм дизартрии. // Хрестоматия по логопедии. – М., 1997, т. 1.

 

Занятие 2. Деловая игра

Тема: Обследование ребенка с дизартрией.

Предварительная работа: подобрать материал для обследования, подготовить протокол обследования.

Задание:

Продумайте вопросы, которые необходимо задать «маме», вопросы и инструкции для «ребенка».

Содержание деловой игры: В игре участвуют 3 человека (логопед, мама, ребенок). Моделируется ситуация на первичном приеме у логопеда. Логопед задает вопросы маме, ребенку. Студент в роли ребенка моделирует нарушения произносительной стороны речи в соответствии с определенной формой дизартрии). Отмечается состояние неречевой сферы. Результаты заносятся в протокол (речевую карту).

 

Литература:

1. Методы обследования речи у детей /Под ред. Г.В. Чиркиной, - М. – 2002

2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. –СПб.- 2000.- 240с.

 

Занятие 3. Деловая игра (продолжение)

Тема: Анализ результатов обследования и составление логопедического заключения.

Задания:

  • обсудите результаты обследования, определите форму дизартрии и степень ее проявления;
  • составьте логопедическое заключение.

Литература:

1. Методы обследования речи у детей /Под ред. Г.В. Чиркиной, - М. – 2002

2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. –СПб.- 2000.- 240с.

 

Тема 10. Основные направления и содержание коррекционно-педагогического воздействия при дизартрии

Занятие 1.

Тема: Коррекция и развитие основных движений (просмотр видеоматериалов).

Цель: Освоение приемов развития двигательных навыков на занятиях по ФИЗО, в пальчиковых играх.

Литература:

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – С.-Пб., 1994.

Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. – М., 1985.

 

Занятие 2.

Тема: Логопедический и точечный массаж (просмотр видеоматериалов).

Цель: Изучить приемы сегментарного логопедического массажа.

Оборудование: мыло, полотенце, вата, стерильные салфетки, спирт, напалечник или резиновые перчатки.

Задания:

1. Просмотрите видеозапись, запомните последовательность приемов массажа.

2. Обсудите, от чего зависит выбор приемов и направленности массажа.

3. Просмотрите приемы сегментарного и точечного массажа, зафиксируйте, какое воздействие на тонус артикуляционных мышц оказывает стимуляция отдельных БАТ?

4. Проведите логопедический массаж друг на друге.

5. Укажите на схеме расположение БАТ, зарисуйте направления движений рук логопеда при массаже.

 

Литература:

1. Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1998.

2. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М.: Академия. – 2003.- 96 с.

3. Распечатка «Логопедический массаж»

 

Занятие 3.

Тема: Коррекция нарушений и развитие артикуляционной моторики, тонкой моторики рук.

Цель: Освоение приемов развития артикуляционной моторики у детей с дизартрией.

Оборудование: зеркала, логопедические зонды.

Задание:

1. Повторение артикуляционных упражнений.

3. Моделирование пассивной и пассивно-активной артикуляционной гимнастики.

3. Упражнение в создании основных артикуляционных схем.

4. Отработка приемов развития речевого дыхания, голоса.

5. Проведите упражнение по созданию рефлексзапрещающей позиции у детей.

 

Литература:

1. Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1998.

2. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. – М., 1985.

3. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств. - Дефектология, 2000, №1, с. 24-26

4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПБ.- 1994

5. Распечатка «Пальчиковая гимнастика»

 

Занятие 4.

Тема: Занятие по коррекции нарушений звукопроизношения (деловая игра).

Цель: Особенности организации работы с детьми при дизартрии.

Оборудование: зеркала, логопедические зонды.

Вопросы и задания:

1. На чем основывается выбор последовательности постановки звуков при дизартрии?

2. Повторение приемов постановки звуков при разных вариантах нарушений.

3. Планирование индивидуальных занятий с ребенком.

Литература:

1. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – С.-Пб., 1994.

2. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. – М., 1985.

 

Занятие 5.

Тема: Коррекция нарушений и развитие неречевых функций у детей с ДЦП.

Цель: Изучение особенностей организации работы по развитию неречевых функций у детей с ДЦП.

Задания:

1. 2. Разработайте программу по коррекции нарушений и развитию праксиса, зрительно-пространственного гнозиса у детей с ДЦП.

Литература:

1. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- т. I. - 1997.- с. 218-227

2. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – С.-Пб., 1994.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.236.135 (0.013 с.)