Тема 11. Специфика коррекционной работы при разных формах дизартрии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Специфика коррекционной работы при разных формах дизартрии



Занятие 1.

Тема: Составление таблицы «Специфика работы при разных формах дизартрии»

Цель: Изучить специфику работы при разных формах дизартрии.

Задание

1. Составить таблицу: «Специфика работы при разных формах дизартрии» по форме:

Направления работы Формы дизартрии
бульбарная псевдобульбарная экстрапирамидная мозжечковая корковая
постановка звука рефлекс-запрещающая позиция          
характер массажа          
форм-е арт. укладов          
введение в слог, слово          
развитие реч. дыхания          
развитие голоса          
развитие интонац. стороны речи          

 

Литература:

1. Правдина О.В. Дизартрия // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- т. I. - 1997.- с. 189- 207

2. Винарская Е.Н. Дизартрия.- М.- 2005.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Темы практических занятий

Тема 3. Основные представления об этиопатогенетических механизмах дизартрий

Занятие 1.

Вопросы для обсуждения:

1. Нарушение каких структур мозга приводит к возникновению дизартрии?

2. Чем обусловлены различия в структуре речевого дефекта при дизартрии у детей и взрослых?

3. Раскройте механизм нарушения процесса формирования фонематического восприятия у детей.

4. Чем обусловлено недоразвитие лексико-грамматической стороны речи у детей с дизартрией. Какие неречевые нарушения дополнительно влияют на развития этой стороны речи?

5. Нарушение каких компонентов речи является первичным при ФФНР и ОНР у детей с дизартрией? Обоснуйте свое утверждение.

6. Нарушение каких функций лежит в основе искажения психического развития детей при дизартрии в целом? Обоснуйте свой ответ на основе психофизиологических подходов.

Литература:

1. Семенова К. А.Речевые расстройства у детей с церебральными параличами // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- т. I. - 1997.- 168-173

2. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М.Я. Дизартрии // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- т. I. - 1997.- 173 - 189

3. Логопедия // Под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. – М., 2002.

 

Тема 5. Симптоматика дизартрии

Занятие 1.

Вопросы для обсуждения:

1. На примерах раскройте проявления нарушений произносительной стороны речи в рамках синдрома нарушения артикуляционной моторики.

2. Нарушения каких качеств голоса происходит при дизартрии? Приведите примеры.

3. Каким образом проявляются нарушения речевого дыхания при дизартрии?

4. Какие проявления нарушений моторной, познавательной и эмоционально-волевой сфер отмечаются у детей при дизартрии?.

5. В чем заключаются различия между проявлениями дизартрии у детей и взрослых? Литература:

1. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Дизартрии // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- т. I. - 1997.- с. 173 - 189

2. Логопедия // Под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. – М., 2002.

 

Тема 6. Характеристика форм дизартрии

Занятие 1.

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте характеристику форм дизартрии (по О.В. Правдиной).

2. Чем обусловлены отличия в проявлении разных форм дизартрии (на основании теории о построении движений Н.А. Бернштейна).

3. Раскройте особенности фонетических дефектов при разных формах дизартрии.

 

Литература:

1. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Дизартрии // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- 1997.- 173 - 189

2. Правдина О.В. Дизартрия // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- 1997.- с. 189- 207

3. Винарская Е.Н. Дизартрия.- М.- 2005.

 

Тема 10. Основные направления и содержание коррекционно-педагогического воздействия при дизартрии

Занятие 1.

Вопросы для обсуждения:

1. Сравните особенности подходов к организации коррекционной работы при дизартрии разных авторов.

2. В чем заключается содержание работы по нормализации тонуса речевых мышц в зависимости от тяжести и формы дизартрии.

3. В чем проявляется взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя, музыкального руководителя в условиях логопедической группы детского сада?

Литература:

1. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств. - Дефектология, 2000, №1, с. 24-26

2. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- т. I. - 1997.- с. 218-227

3. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. – М., 1985.

4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПБ.- 1994

 

Тема 11. Специфика коррекционной работы при разных формах дизартрии

Занятие 1.

Вопросы для обсуждения:

1. Чем объясняется специфика подходов к выбору содержания и методов работы при разных формах дизартрии?

2. Какова может быть стратегия логопеда при работе с детьми со смешанной дизартрией?

Литература:

3. Правдина О.В. Дизартрия // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- т. I. - 1997.- с. 189- 207

4. Винарская Е.Н. Дизартрия.- М.- 2005.

 


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Задания для самостоятельной работы

Темы для углубленного изучения

Тема 1. Введение в проблемы дизартрии

  1. Обосновать необходимость привлечения знаний смежных наук для выделения дизартрии как самостоятельного нарушения речевой деятельности.

Литература:

  1. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1963.
  2. Ляпидевский С.С. Логопедия и смежные науки //Селиверстов В.И. История логопедии. Медико-педагогические основы.- М.- 2003.- с. 242-264

 

Тема 2. Анатомо-физиологические механизмы устной речи в норме. Теория Н.А. Бернштейна о построении движений.

Вопросы для разработки:

· уровни построения движений (Н.А. Бернштейн),

· механизмы регуляции произвольных движений.

Литература:

1. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений / Под ред. В. П. Зинченко. – Воронеж.- 2004.- 688 с.

2. Батуева А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. – СПб.- 2005. – с. 100-107

3. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958.

 

Тема 3. Основные представления об этиопатогенетических механизмах дизартрий

  1. Раскрыть этиопатогенетические механизмы и структуру дефекта речи дизартрии.

Литература:

4. Семенова К. А.Речевые расстройства у детей с церебральными параличами // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- т. I. - 1997.- 168-173

5. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Дизартрии // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- т. I. - 1997.- 173 - 189

Тема 5. Симптоматика дизартрии

1. Дать характеристику общих клинических симптомов, характерных для разных форм дизартрии.

Литература:

1. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Дизартрии // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- т. I. - 1997.- с. 173 - 189

 

Тема 6. Характеристика форм дизартрии

  1. Охарактеризовать подходы разных авторов к проблеме выделения клинических форм дизартрии.

Литература:

  1. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Дизартрии // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- 1997.- 173 - 189
  2. Правдина О.В. Дизартрия // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- 1997.- с. 189- 207
  3. Винарская Е.Н. Дизартрия.- М.- 2005.
  4. Винарская Е.Н. Современное состояние проблемы дизартрии // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- т. I. - 1997.- с. 268- 284

 

 

Тема 7. Детский церебральный паралич как причина и этиопатогенетический механизм дизартрии у детей

1. Кратко охарактеризовать проявления детского церебрального паралича у детей и взаимосвязь в нарушении общей и артикуляционной моторики.

2. Дать характеристику уровней доречевого развития детей с ДЦП и особенностей работы на каждом уровне.

Литература:

1. Семенова К. А.Речевые расстройства у детей с церебральными параличами // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- т. I. - 1997.- С. 168-173

2. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. – М., 1985.

3. Ипполитова М.В. Характеристика звукопроизносительной стороны речи у учащихся с церебральным параличом // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- т. I. - 1997.- С. 254-261

4. Архипова Е.Ф. Четыре уровня доречевого развития детей с детским церебральным параличом // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- т. I. - 1997.- С. 262-268

5. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Дизартрия // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- т. I. - 1997.- С. 227-254

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.191.202 (0.01 с.)