Распределение учебного времени по семестрам и видам учебных занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение учебного времени по семестрам и видам учебных занятий



ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Логопедия. Программа

 

Целью данной дисциплины является ознакомление студентов с теоретическими основами организации коррекционной работы при дизартрии, раскрытие современных представлений об этиопатогенетических механизмах дизартрии, ее классификации, структуре нарушения и методиках коррекционного воздействия при различной степени выраженности и разных формах дизартрии.

В задачи дисциплины входит:

формировать теоретические и практические представления о структуре нарушения при дизартрии, ее формах;

учить методам психолого-педагогического обследования лиц с дизартрией;

ознакомить с методами дифференциальной диагностики при дизартрии;

обучить практическому владению методиками коррекционно-логопедической работы;

развивать способность к анализу научной литературы, данных собственной исследовательской работы, формулировать выводы и составлять заключение.

 

Слушатели должны знать:

этиопатогенетические механизмы дизартрии;

клиническую и психолого-педагогическую характеристику лиц с дизартрией;

методики коррекционного воздействия на детей, подростков, взрослых с дизартрией.

Слушатели должны уметь:

проводить логопедическое обследование ребенка, подростка, взрослого с дизартрией;

проводить дифференциальную диагностику форм дизартрии со сходными нарушениями;

осуществлять дифференциальный выбор коррекционных методик и проводить коррекционную психолого-педагогическую работу с детьми, подростками, взрослыми, страдающими дизартрией.

 

 

Содержание программы.

 

Введение в проблемы дизартрии. Анатомо-физиологические механизмы устной речи в норме. Основные представления об этиопатогенетических механизмах дизартрий. Симптоматика дизартрии. Классификация дизартрий. Характеристика форм дизартрии. Детский церебральный паралич как причина и этиопатогенетический механизм дизартрии у детей. Стертая дизартрия. Обследование детей с дизартрией. Основные направления и содержание коррекционно-педагогического воздействия при дизартрии. Специфика коррекционной работы при разных формах дизартрии.

Программа рассчитана на 58 часа, из них 28 часов – лекции, 10 часов – практические, 20 – лабораторные, 42 час. – самостоятельная работа. Форма контроля: экзамен.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО СЕМЕСТРАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

Семестр Всего часов учебных занятий по расписанию Из них по видам занятий Самостоятельная работа
Лекции Практические Лабораторные
           

 

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН изучения дисциплины «Логопедия. Дизартрия»

по специальности 031800 «Логопедия»

 

 

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ

 

Наименование тем ЛК ПР ЛР СР
  Введение в проблемы дизартрии        
  Анатомо-физиологические механизмы устной речи в норме. Теория Н.А. Бернштейна о построении движений.        
  Основные представления об этиопатогенетических механизмах дизартрий        
  Классификация дизартрий        
  Симптоматика дизартрии        
  Характеристика форм дизартрии        
  Детский церебральный паралич как причина и этиопатогенетический механизм дизартрии у детей        
  Легкая форма дизартрии (стертая дизартрия)        
  Обследование детей с дизартрией        
  Основные направления и содержание коррекционно-педагогического воздействия при дизартрии        
  Специфика коррекционной работы при разных формах дизартрии          
  Итого        

 

Содержание тем

 

Дизартрия. Введение в проблемы дизартрии.

Краткие исторические сведения по проблемам дизартрий. Анализ современных представлений об этом речевом нарушении. Статистические сведения о распространенности дизартрических нарушений. Связь дизартрии с органическим поражением моторных структур центральной нервной системы. Основные причины органического поражения моторных структур мозга, следствием чего является дизартрия.

Анатомо-физиологические механизмы устной речи в норме.

Организация центральной регуляции движений. Характеристика произвольных и непроизвольных движений. Понятие о тонусе мышц и их «оперантном» покое. Формирование двигательной стереотипии.

Строение периферического речевого аппарата. Роль мышечной системы в работе органов периферического речевого аппарата. Теория Н.А. Бернштейна о построении движений.

Речевая артикуляция как образец высшего уровня развития произвольных движений. Формирование речедвигательной стереотипии. Речевое дыхание как энергетическая основа устной речи. Формирование в онтогенезе артикуляторно-дыхательной координации в процессе устной речи.

Основные представления об этиопатогенетических механизмах дизартрий. Понятие о структуре речевого дефекта при дизартрии.

Классификация дизартрий. Критерии клинических и психолого-педагогических классификаций дизартрий.

Симптоматика дизартрии. Речевая симптоматика: три ведущих синдрома дизартрии (синдром нарушения артикуляционной моторики, синдром нарушения речевого дыхания, синдром нарушения голоса). Неречевая симптоматика дизартрии.

Лабораторный практикум

При проведении лабораторных занятий по данной дисциплине предусматривается:

1. Анализ студентами речевых карт детей, подростков, взрослых, имеющих разные формы дизартрии; анализ протоколов логопедического обследования.

2. Демонстрация видеофильмов, содержащих фрагменты обследования речи детей, подростков и взрослых, образцы логопедических занятий.

3. Прослушивание аудиозаписей с образцами речи лиц с дизартрией.

4. Демонстрация детей, подростков и взрослых с дизартрией, проведение фрагментов обследования и фрагментов логопедических занятий на базе специальных учреждений.

5. Обсуждение результатов обследования речи, результатов индивидуальных и фронтальных занятий.

6. Разработка и анализ конспектов логопедических занятий.

 

Темы лабораторных занятий

Тема 5. Симптоматика дизартрии

Занятие 1. Просмотр и обсуждение видеоматериалов «Дизартрия и ее проявления у детей»

Цель: Обучение студентов выделению симптомов дизартрии у детей.

Задания и вопросы:

При просмотре:

  • отметьте симптомы нарушения артикуляционной моторики (тремор, гиперкинезы, нарушения тонуса, диспраксии);
  • выделите и опишите варианты нарушения голоса и дыхания у детей в процессе речи.
  • проведите анализ нарушений произношения отдельных звуков, с какими расстройствами артикуляции они преимущественно связаны? Проведите кинетический анализ;
  • укажите неречевую симптоматику, установите как связаны эти проявления с вариантами нарушения артикуляционной моторики?

Литература:

  1. Логопедия // Под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. – М., 2002.
  2. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Дизартрии // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- т. I. - 1997.- с. 173 - 189

 

Тема 6. Характеристика форм дизартрии

Занятие 1.

Тема: Сравнительная характеристика форм дизартрии.

Цель: формировать у студентов представление о различных проявлениях дизартрии в зависимости от локализации очага поражения.

Задание: Составление таблицы «Сравнительная характеристика форм дизартрии (по О.В. Правдиной)» по форме:

Сравнительная характеристика форм дизартрии

    Бульбарная Псевдобульбарная Экстрапирамидная Мозжечковая Корковая
Артикуляторный синдром 1. Тонус          
2. Парезы (параличи)          
3. Насильственные движения          
4.Дискоординантные расстройства          
5. Нарушение реципрокной координации          
6. Нарушение проприоцептивной афферентной импульсации          
7. Праксис          
8. Безусловные рефлексы          
Нарушение речевого дыхания          
Синдром нарушения голоса          
Неречевая симптоматика          

 

Литература:

  1. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Дизартрии // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- 1997.- 173 - 189
  2. Правдина О.В. Дизартрия // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- 1997.- с. 189- 207
  3. Винарская Е.Н. Современное состояние проблемы дизартрии // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- т. I. - 1997.- с. 268- 284

 

 

Дифференциальная диагностика

Тема 9. Обследование детей с дизартрией

Занятие 1.

Тема: Обследование ребенка с дизартрией (просмотр видеоматериалов).

Цель: Изучение приемов обследования детей с дизартрией.

Задания и вопросы:

  1. Какие особенности анамнеза ребенка могут указывать на то, что нарушение произношения является дизартрией?
  2. Закономерны ли проявления нарушений строения артикуляционного аппарата при дизартрии?
  3. Изучите приемы обследования моторной сферы. Как проявляются ее нарушения?
  4. Какими приемами обследуется произносительная сторона речи? Какие нарушения произношения характерны для дизартрии? Проведите кинетический анализ 2-3 вариантов искажений и замен звуков.
  5. Отметьте, как проявляются нарушения звуко-слоговой структуры слова?

Литература:

Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1998.

Правдина О.В. Логопедия. – М., 1969.

Соботович Е.Р., Чернопольская А.Ф. Проявление стертых форм дизартрии. // Хрестоматия по логопедии. – М., 1997, т. 1.

 

Занятие 2. Деловая игра

Тема: Обследование ребенка с дизартрией.

Предварительная работа: подобрать материал для обследования, подготовить протокол обследования.

Задание:

Продумайте вопросы, которые необходимо задать «маме», вопросы и инструкции для «ребенка».

Содержание деловой игры: В игре участвуют 3 человека (логопед, мама, ребенок). Моделируется ситуация на первичном приеме у логопеда. Логопед задает вопросы маме, ребенку. Студент в роли ребенка моделирует нарушения произносительной стороны речи в соответствии с определенной формой дизартрии). Отмечается состояние неречевой сферы. Результаты заносятся в протокол (речевую карту).

 

Литература:

1. Методы обследования речи у детей /Под ред. Г.В. Чиркиной, - М. – 2002

2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. –СПб.- 2000.- 240с.

 

Занятие 3. Деловая игра (продолжение)

Тема: Анализ результатов обследования и составление логопедического заключения.

Задания:

  • обсудите результаты обследования, определите форму дизартрии и степень ее проявления;
  • составьте логопедическое заключение.

Литература:

1. Методы обследования речи у детей /Под ред. Г.В. Чиркиной, - М. – 2002

2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. –СПб.- 2000.- 240с.

 

Тема 10. Основные направления и содержание коррекционно-педагогического воздействия при дизартрии

Занятие 1.

Тема: Коррекция и развитие основных движений (просмотр видеоматериалов).

Цель: Освоение приемов развития двигательных навыков на занятиях по ФИЗО, в пальчиковых играх.

Литература:

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – С.-Пб., 1994.

Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. – М., 1985.

 

Занятие 2.

Тема: Логопедический и точечный массаж (просмотр видеоматериалов).

Цель: Изучить приемы сегментарного логопедического массажа.

Оборудование: мыло, полотенце, вата, стерильные салфетки, спирт, напалечник или резиновые перчатки.

Задания:

1. Просмотрите видеозапись, запомните последовательность приемов массажа.

2. Обсудите, от чего зависит выбор приемов и направленности массажа.

3. Просмотрите приемы сегментарного и точечного массажа, зафиксируйте, какое воздействие на тонус артикуляционных мышц оказывает стимуляция отдельных БАТ?

4. Проведите логопедический массаж друг на друге.

5. Укажите на схеме расположение БАТ, зарисуйте направления движений рук логопеда при массаже.

 

Литература:

1. Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1998.

2. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М.: Академия. – 2003.- 96 с.

3. Распечатка «Логопедический массаж»

 

Занятие 3.

Тема: Коррекция нарушений и развитие артикуляционной моторики, тонкой моторики рук.

Цель: Освоение приемов развития артикуляционной моторики у детей с дизартрией.

Оборудование: зеркала, логопедические зонды.

Задание:

1. Повторение артикуляционных упражнений.

3. Моделирование пассивной и пассивно-активной артикуляционной гимнастики.

3. Упражнение в создании основных артикуляционных схем.

4. Отработка приемов развития речевого дыхания, голоса.

5. Проведите упражнение по созданию рефлексзапрещающей позиции у детей.

 

Литература:

1. Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1998.

2. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. – М., 1985.

3. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств. - Дефектология, 2000, №1, с. 24-26

4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПБ.- 1994

5. Распечатка «Пальчиковая гимнастика»

 

Занятие 4.

Тема: Занятие по коррекции нарушений звукопроизношения (деловая игра).

Цель: Особенности организации работы с детьми при дизартрии.

Оборудование: зеркала, логопедические зонды.

Вопросы и задания:

1. На чем основывается выбор последовательности постановки звуков при дизартрии?

2. Повторение приемов постановки звуков при разных вариантах нарушений.

3. Планирование индивидуальных занятий с ребенком.

Литература:

1. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – С.-Пб., 1994.

2. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. – М., 1985.

 

Занятие 5.

Тема: Коррекция нарушений и развитие неречевых функций у детей с ДЦП.

Цель: Изучение особенностей организации работы по развитию неречевых функций у детей с ДЦП.

Задания:

1. 2. Разработайте программу по коррекции нарушений и развитию праксиса, зрительно-пространственного гнозиса у детей с ДЦП.

Литература:

1. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- т. I. - 1997.- с. 218-227

2. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – С.-Пб., 1994.

 

 

Занятие 1.

Тема: Составление таблицы «Специфика работы при разных формах дизартрии»

Цель: Изучить специфику работы при разных формах дизартрии.

Задание

1. Составить таблицу: «Специфика работы при разных формах дизартрии» по форме:

Направления работы Формы дизартрии
бульбарная псевдобульбарная экстрапирамидная мозжечковая корковая
постановка звука рефлекс-запрещающая позиция          
характер массажа          
форм-е арт. укладов          
введение в слог, слово          
развитие реч. дыхания          
развитие голоса          
развитие интонац. стороны речи          

 

Литература:

1. Правдина О.В. Дизартрия // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- т. I. - 1997.- с. 189- 207

2. Винарская Е.Н. Дизартрия.- М.- 2005.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Темы практических занятий

Занятие 1.

Вопросы для обсуждения:

1. Нарушение каких структур мозга приводит к возникновению дизартрии?

2. Чем обусловлены различия в структуре речевого дефекта при дизартрии у детей и взрослых?

3. Раскройте механизм нарушения процесса формирования фонематического восприятия у детей.

4. Чем обусловлено недоразвитие лексико-грамматической стороны речи у детей с дизартрией. Какие неречевые нарушения дополнительно влияют на развития этой стороны речи?

5. Нарушение каких компонентов речи является первичным при ФФНР и ОНР у детей с дизартрией? Обоснуйте свое утверждение.

6. Нарушение каких функций лежит в основе искажения психического развития детей при дизартрии в целом? Обоснуйте свой ответ на основе психофизиологических подходов.

Литература:

1. Семенова К. А.Речевые расстройства у детей с церебральными параличами // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- т. I. - 1997.- 168-173

2. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М.Я. Дизартрии // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- т. I. - 1997.- 173 - 189

3. Логопедия // Под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. – М., 2002.

 

Занятие 1.

Вопросы для обсуждения:

1. На примерах раскройте проявления нарушений произносительной стороны речи в рамках синдрома нарушения артикуляционной моторики.

2. Нарушения каких качеств голоса происходит при дизартрии? Приведите примеры.

3. Каким образом проявляются нарушения речевого дыхания при дизартрии?

4. Какие проявления нарушений моторной, познавательной и эмоционально-волевой сфер отмечаются у детей при дизартрии?.

5. В чем заключаются различия между проявлениями дизартрии у детей и взрослых? Литература:

1. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Дизартрии // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- т. I. - 1997.- с. 173 - 189

2. Логопедия // Под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. – М., 2002.

 

Занятие 1.

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте характеристику форм дизартрии (по О.В. Правдиной).

2. Чем обусловлены отличия в проявлении разных форм дизартрии (на основании теории о построении движений Н.А. Бернштейна).

3. Раскройте особенности фонетических дефектов при разных формах дизартрии.

 

Литература:

1. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Дизартрии // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- 1997.- 173 - 189

2. Правдина О.В. Дизартрия // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- 1997.- с. 189- 207

3. Винарская Е.Н. Дизартрия.- М.- 2005.

 

Тема 10. Основные направления и содержание коррекционно-педагогического воздействия при дизартрии

Занятие 1.

Вопросы для обсуждения:

1. Сравните особенности подходов к организации коррекционной работы при дизартрии разных авторов.

2. В чем заключается содержание работы по нормализации тонуса речевых мышц в зависимости от тяжести и формы дизартрии.

3. В чем проявляется взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя, музыкального руководителя в условиях логопедической группы детского сада?

Литература:

1. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств. - Дефектология, 2000, №1, с. 24-26

2. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- т. I. - 1997.- с. 218-227

3. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. – М., 1985.

4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПБ.- 1994

 

Занятие 1.

Вопросы для обсуждения:

1. Чем объясняется специфика подходов к выбору содержания и методов работы при разных формах дизартрии?

2. Какова может быть стратегия логопеда при работе с детьми со смешанной дизартрией?

Литература:

3. Правдина О.В. Дизартрия // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.- т. I. - 1997.- с. 189- 207

4. Винарская Е.Н. Дизартрия.- М.- 2005.

 


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Задания для самостоятельной работы

Вопросы к зачету.

 

  1. Дайте определение дизартрии как сложного системного нарушения речи.
  2. Причины дизартрии.
  3. Механизмы нарушения речи при дизартрии. Психолингвистические аспекты дизартрии.
  4. Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией.
  5. Классификация дизартрии.
  6. Характеристика корковой дизартрии.
  7. Характеристика экстрапирамидной дизартрии.
  8. Характеристика мозжечковой дизартрии.
  9. Характеристика псевдобульбарной дизартрии.
  10. Характеристика бульбарной дизартрии.
  11. Симптоматика дизартрии.
  12. Дайте характеристику состояния артикуляционной моторики при стертой форме дизартрии.
  13. Легкая степень дизартрии. Речевая и неречевая симптоматика.
  14. Каковы нарушения звукопроизношения при различных формах дизартрии?
  15. Дайте характеристику дыхательной функции при дизартрии.
  16. Опишите состояние голосовой функции при дизартриях.
  17. Опишите состояние просодической функции при дизартриях.
  18. Раскройте психологически особенности детей с дизартрией.
  19. Дифференциальная диагностика различных форм дизартрии.
  20. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и функциональной дислалии.
  21. Какова структура дефекта при дизартрии? Обоснуйте и приведите примеры.
  22. Обследование детей с дизартрией. В чем заключается его комплексность?
  23. Из каких разделов состоит обследование ребенка с дизартрией?
  24. С помощью каких заданий обследуется строение и подвижность артикуляционного аппарата, состояние фонематического слуха, мимической мускулатуры?
  25. Назовите приемы и вопросы, которые помогут выяснить пространственные представления ребенка, логические мышления.
  26. Назовите этапы коррекционной работы при дизартрии.
  27. Раскройте систему работы по развитию пальцевого праксиса.
  28. Раскройте систему упражнений для развития моторики рук в целях подготовки детей к письму.
  29. Раскройте задачи и приемы артикуляционной гимнастики при дизартрии.
  30. Логопедический массаж.
  31. Точечный массаж.
  32. Какова последовательность и особенности постановки звуков при дизартрии?
  33. Раскройте систему преодоления фонематических нарушений детей при дизартрии.
  34. Коррекция дыхания и голоса при дизартрии.
  35. По какому плану строится индивидуальное занятие с ребенком, страдающим дизартрией?
  36. Совместная работа логопеда и воспитателей по преодолению речевых и других расстройств при дизартрии.
  37. Индивидуализация логопедической работы при дизартрии.
  38. Развитие интонационной выразительности речи (импрессивная и экспрессивная речь) у детей со стертой дизартрией.
  39. Особенности недоразвития лексико-грамматического строя речи у дошкольников со стертой дизартрией.
  40. Методика развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников со стертой дизартрией.

 

Тест 2 Дизартрия

(возможны 2 правильных ответа)

  Укажите, какие дефекты не являются нарушением звукопроизношения при дизартрии а) антропофонические (искажения) б) фонологические (замены и смешения) в) пропуски звуков
  Укажите, какой синдром невходит в структуру речевых нарушений при дизартрии а) синдром нарушений артикуляционной моторики б) лобный синдром в) синдром нарушения голоса и мелодико-интонационных нарушений г) синдром нарушения дыхания
  Отметьте, какие нарушения произношения обусловлены пониженным тонусом губ а) нарушение произношения лабиализованных гласных б) вялая артикуляция в) озвончение согласных
  Отметьте, какие нарушения произношения связаны с повышением тонуса языка а) боковой сигматизм б) межзубный сигматизм в) велярный ротацизм
  Отметьте, какие нарушения произношения связаны с понижением тонуса небной занавески а) назализованное произношение гласных и согласных звуков б) двугубный ламбдацизм в) хитизм
  Наличие параличей и парезов центрального и периферического характера в артикуляционной мускулатуре приводит к а) нарушению зрительного восприятия б) ограничению подвижности артикуляционных мышц в) изменению вкусовой чувствительности
  Укажите, какие движения приводят к трудностям формирования артикуляционного уклада звуков и их автоматизации а) произвольные б) непроизвольные в) насильственные
  Кинестетическая диспраксия - это а) невозможность выполнить ряд движений б) трудности ощущения и удержания позы в) тремор
  При дизартрии отмечается сохранность врожденных автоматизмов: а) зрительно-моторных б) позотонических в) рефлексов орального автоматизма
  Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи - это а) нарушение артикуляции б) нарушение голоса в) нарушение речевого дыхания
  Голос слабый, тихий, глухой, назализованный, слабо выражены или отсутствуют голосовые модуляции - это     а) синдром нарушения речевого дыхания б) нарушение моторной сферы в) синдром нарушения голоса
  Особенностью моторной сферы у детей с дизартрией является а) взаимосвязь степени и формы нарушения ручной и артикуляционной моторики б) значительное опережение развития артикуляционной моторики по сравнению с ручной в) отсутствие взаимосвязи по степени нарушения общей и мелкой моторики
  В раннем возрасте нарушения моторной сферы детей с дизартрией проявляются в а) позднем появлении лепета б) в отсутствии реакции на голос близкого человека в) в позднем формировании навыков опрятности
  Специфической особенностью нарушения познавательной сферы детей с дизартрией является нарушение а) мышления б) фонематического восприятия в) стереогноза

 

Ключ к Тесту 2 Дизартрия

 

  Укажите, какие дефекты не являются нарушением произносительной стороны речи при дизартрии   в) пропуски звуков
  Укажите, какой синдром невходит в структуру речевых нарушений при дизартрии   б) лобный синдром  
  Отметьте, какие нарушения произношения обусловлены пониженным тонусом губ а) нарушение произношения лабиализованных гласных б) вялая артикуляция
  Отметьте, какие нарушения произношения связаны с повышением тонуса языка а) боковой сигматизм в) велярный ротацизм
  Отметьте, какие нарушения произношения связаны с понижением тонуса небной занавески а) назализованное произношение гласных и согласных звуков
  Наличие параличей и парезов центрального и периферического характера в артикуляционной мускулатуре приводит к б) ограничению подвижности артикуляционных мышц  
  Укажите, какие движения приводят к трудностям формирования артикуляционного уклада звуков и их автоматизации   в) насильственные
  Кинестетическая диспраксия - это   б) трудности ощущения и удержания позы  
  При дизартрии отмечается сохранность врожденных автоматизмов:   б) позотонических в) рефлексов орального автоматизма
  Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи - это в) нарушение речевого дыхания
  Голос слабый, тихий, глухой, назализованный, слабо выражены или отсутствуют голосовые модуляции - это       в) синдром нарушения голоса
  Особенностью моторной сферы у детей с дизартрией является а) взаимосвязь степени и формы нарушения ручной и артикуляционной моторики  
  В раннем возрасте нарушения моторной сферы детей с дизартрией проявляются в а) позднем появлении лепета  
  Специфической особенностью нарушения познавательной сферы детей с дизартрией является нарушение в) стереогноза

 


Фамилия И.О. _____________________

Группа___________________________

 

Дизартрия

Тест 3

 

  Нарушение координации при выполнении тонких дифференцированных движений отмечается при а) экстрапирамидной дизартрии б) корковой дизартрии в) бульбарной дизартрии
  Дистония наиболее характерна для   а) экстрапирамидной дизартрии б) псевдобульбарной дизартрии в) мозжечковой дизартрии
  Нарушение произвольных и непроизвольных движений характерно для а) мозжечковой дизартрии б) экстрапирамидной дизартрии в) бульбарной дизартрии
  Первичное нарушение кинестетического и кинетического праксиса отмечается при а) псевдобульбарной дизартрии б) бульбарной дизартрии в) корковой дизартрии
  Немотивированное изменение громкости, скандированная речь отмечается при а) мозжечковой дизартрии б) корковой дизартрии в) бульбарной дизартрии
  Тотальное понижение тонуса во всех группах мышц наиболее характерно для а) мозжечковой дизартрии б) бульбарной дизартрии в) псевдобульбарной дизартрии
  При псевдобульбарной дизартрии отмечаются а) периферические параличи и парезы б) центральные параличи и парезы
  Гиперкинезы, синкинезии, тремор, тики, в тяжёлых случаях – хореические движения наиболее характерны для а) корковой дизартрии б) экстрапирамидной дизартрии в) бульбарной дизартрии
  В больней степени нарушены произвольные движения при а) мозжечковой дизартрии б) экстрапирамидной дизартрии в) псевдобульбарной дизартрии
  Сочетание повышенного и пониженного тонуса наиболее характерно для   а) мозжечковой дизартрии б) псевдобульбарной дизартрии в) бульбарной дизартрии
  В структуру периферического паралича входит а) экстрапирамидной дизартрии б) бульбарной дизартрии в) мозжечковой дизартрии

 


Ключ

к тесту 3 Дизартрия

  Нарушение координации при выполнении тонких дифференцированных движений отмечается при б) корковой дизартрии  
  Дистония (при попытке к речи и волнении тонус резко повышается) наиболее характерна для   а) экстрапирамидной дизартрии  
  Нарушение произвольных и непроизвольных движений характерно для в) бульбарной дизартрии
  Первичное нарушение кинестетического и кинетического праксиса отмечается при в) корковой дизартрии
  Немотивированное изменение громкости, скандированная речь отмечается при а) мозжечковой дизартрии  
  Тотальное понижение тонуса во всех группах мышц наиболее характерно для б) бульбарной дизартрии  
  При псевдобульбарной дизартрии отмечаются б) центральные параличи и парезы  
  Гиперкинезы, синкинезии, тремор, тики, в тяжёлых случаях – хореические движения наиболее характерны для б) экстрапирамидной дизартрии  
  В больней степени нарушены произвольные движения при в) псевдобульбарной дизартрии
  Сочетание повышенного и пониженного тонуса наиболее характерно для   б) псевдобульбарной дизартрии  
  В структуру периферического паралича входит б) бульбарной дизартрии  

 


Тестовые задания по дисциплине «Дизартрия» (итоговый контроль)

1 вариант

 

1. Укажите знаком «+» первичный дефект в структуре дизартрии

  • Нарушение фонематического восприятия;
  • Нарушение грамматического строя речи;
  • Нарушение лексики;
  • Нарушение артикуляционной моторики.

 

2. Впишите на свободной строке, для какой формы дизартрии преимущественно характерен представленный симптомокомплекс:

а) Изменения мышечного тонуса в речевой мускулатуре, наличие насильственных движений (гиперкинезов), нарушение проприоцептивной афферентной импульсации от речевой мускулатуры, нарушение эмоционально-двигательной иннервации – это характерно для

________________________________________________________________________________

б) Нарушение произвольных и непроизвольных движений, диффузный характер поражения речевой моторики, оглушение гласных и звонких согласных звуков, снижение тонуса артикуляционных мышц – это характерно для
________________________________________________________________________________

в) Большая сохранность непроизвольных движений, сочетание гипотонуса и гипертонуса в речевой мускулатуре, избирательное поражение тонких дифференцированных артикуляционных движений, наряду с оглушением согласных имеется озвончение – это характерно для __________________________________________________________________

г) Речь толчкообразная, скандированная, нарушена модуляция ударений, речь затухает к концу фразы, пониженный тонус в мышцах языка и губ, провисание небной занавески, трудность удержания артикуляционных поз, низкий темп артикуляционных движений - это характерно для__________________________________________________________________

д) Избирательный центральный парез мышц языка, затруднены движения языка вверх, преобладают нарушения звуков «ш», «ж», «Р», недостаточность кинестетического либо кинетического праксиса – это характерно для ________________________________________<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.151 с.)