Нарушение речевых функций у детей с церебральным параличом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушение речевых функций у детей с церебральным параличом



Известно, что у детей с церебральным параличом отмечаются множественные речевые нарушения. Дефекты речи могут быть обусловлены характером.заболевания, а именно органическим поражением Ц Н С (дизартрии различного типа, дисграфии разной этиологии, моторная и сенсорная алалии и т. д.). Кроме того, у детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП), часто имеют место и функциональные речевые нарушения вследствие специфических условий развития и воспитания больного ребенка. Как правило, у ребенка с ДЦП наблюдается целый спектр речевых нарушений. Например, дисграфия может сочетаться с алалией или дизартрией.

Речевые расстройства в клинике ДЦП составляют, по данным различным авторов, от 70 до 85% [Е.М. Мастюкова, 1973; Н. Westlke & D. Rutherford, 1968; и др.].

Наряду с повреждением определенных мозговых систем существенную роль в генезе речевых расстройств у этих детей играет вторичное недоразвитие или более позднее формирование тех отделов коры головного мозга, чрезвычайно важных для речевой функции, которые наиболее усиленно развиваются в постнатальном онтогенезе (премоторнолобная, теменно-височная области).

Особенности структуры нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга.

Нарушение речевого онтогенеза при детском церебральном параличе также связано с недостаточностью предметно-практической деятельности детей и ограниченностью их социальных контактов.

При ДЦП отмечается определенная взаимосвязь двигательных и речевых расстройств. Это проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры.

 

Речевые нарушения у детей с ДЦП включают:

— фонетика-фонематические, которые проявляются в рамках различных форм дизартрии;

— специфические особенности усвоения лексической системы языка, обусловленные спецификой самого заболевания. При формировании лексической системы языка у детей с церебральным параличом необходимо широкое опосредование всех занятий практическими задачами с опорой на игровые приемы, активизирующие познавательную деятельность ребенка. При этом детей специально обучают способам сенсорного обследования предметов;

нарушения грамматического строя речи, которые неразрывно связаны с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами, их формирование осуществляется как единый неразрывный процесс;

нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, которые имеют некоторую специфику при разных формах церебрального паралича. Эти нарушения могут иметь как специфически лингвистическую природу, так и неспецифический характер в связи с общими психическими особенностями детей с церебральным параличом;

все формы дисграфии и дислексии. В генезисе этих нарушений большая роль принадлежит несформированности зрительно-моторных и оптико-пространственных систем. Их формирование, а также развитие артикуляционно-акустических навыков имеет важное значение в предупреждении и коррекции дислексии и дисграфии у детей с церебральным параличом.

Чрезвычайно важным является раннее выявление речевых нарушений при церебральном параличе у детей для своевременного начала логопедической работы и наиболее оптимальной и эффективной коррекции речевых расстройств. Поэтому представляет интерес анализ имеющихся подходов в диагностике и коррекции речевых отклонений у детей с ДЦП, в раннем возрасте.

 

 

§ 1. Речевые нарушения у детей с ДЦП в раннем возрасте

Речевые нарушения у детей с церебральным параличом в раннем возрасте

В первые месяцы жизни ребенка весьма сложно определить наличие ДЦП, можно только описать краткие характеристики некоторых отличий от нормы, которые могут отмечаться в развитии речевой деятельности при тяжелых формах ДЦП.

На первом месяце жизни ребенок малоактивен, он либо долго спит, либо постоянно кричит. Плач монотонный, непродолжительный и беден интонациями. Ориентировочная реакция характеризуется заторможенными общими движениями при зрительных и слуховых раздражителях.

При ДЦП уже в первые дни жизни у ребенка наблюдается напряжение и дрожание языка. Язык почти не участвует в процессе сосания и глотания.

Обычно сосательные рефлексы проявляются очень слабо либо вообще отсутствуют. У этих детей появление данных функций осложняется из-за ослабленного состояния оральной мускулатуры и кормления через зонд. В дальнейшем появившиеся с задержкой оральные рефлексы долго не редуцируются и сохраняются в искаженном виде в моторных схемах еды,и артикуляции.

В этом периоде психомоторного развития (О—1 месяц) позотоническиегйефдекоы непосредствешю вдаяют на прогресс формирования артикуляции. Если здоровый ребенок хорошо держит голову, то у ребенка с ДЦП рефлексы орального автоматизма могут быть чрезмерно усилены, общедвигательные реакции (в основном удержания и вращения головы) заторможены, рефлекторно-голосовые реакции не приобретают коммуникативного значения, ярко выражена псевдобульбарная симптоматика, характеризующаяся нарушениями сосания, глотания, дыхания и крика, и особенно нарушением ладонно-ротового рефлекса Бабкина. У детей с ДЦП нереализуются возможности артикуляторной и лицевой моторики.

На 2—3-м месяце фрагментарно может присутствовать «комплекс оживления». Улыбка редко наблюдается при общении со взрослым. Значительно выражена патология орально-артикуляторных мышц.

В процессе артикуляции ярко выражены нарушения мышечного тонуса в виде паретичности, спастичности, дистонии, гиперкинеза и дрожании языка.

В крике эта симптоматика четко определена, он очень тихий, непродолжительный, монотонный. Мимика также мало выразительна и несимметрична. В связи с этим голосовая активность слаба, очень бедна, гукание появляется с опозданием и не формируются механизмы аутоэхолалий, гуление также задерживается от нескольких месяцев до нескольких лет в зависимости от уровня нарушений.

В этом периоде психомоторного развития (2—3 месяц) появляется двигательный компонент и доминируют общие рефлекторные реакции. Четко выделяется выпрямительный лабиринтный рефлекс, который позволяет ребенку поднимать голову в положении лежа на животе. В ротовой полости наблюдается повышенная чувствительность, особенно губ и языка. У детей с ДЦП сильно выражена патологическая симптоматика, прежде всего нарушение сосания и глотания.

В возрасте от 3 до 6 месяцев «комплекс оживления» недифференцированный или отсутствует, крик маловыразителен. Ребенок слабо реагирует на звуковые раздражители. Певучее гуление и смех отсутствуют.

Гуление находится на очень рудиментарном уровне, проявляется с огромным опозданием и характеризуется недифференцированными гласными звуками «а», «в», «ы.», которые возникают спонтанно при общении со взрослыми.

Дети с ДЦП издают звуки, у которых абсолютно отсутствует напевность, модуляция и ритм, из чего следует, что гуление на этой стадии слабо выражено (чему способствует и отсутствие гортанных звуков). Более ярко выраженное гуление указывает на менее тяжелую форму ДЦП.

При псевдобульбарной симптоматике сохраняются нарушения голосового образования и крика. При спастичности артикуляторных мышц появляется повышенный тонус языка и губ. Язык напряжен, кончик языка не выражен, губы напряжены, что вызывает ограничение произвольных движений во время артикуляции.

При гипотонии отмечается вялость жевательных и мимических мышц артикуляторной мускулатуры. У детей она малоподвижна, в результате чего рот постоянно полуоткрыт. В случае дистонии мышцы артикуляции постоянно сокращаются, что сопровождается гиперкинетическими компонентами.

У детей с ДЦП мышечная гипертония отражается на патологической симптоматике асимметричного шейно-тонического рефлекса. Патологический рост тонуса в мышцах языка и губ, резкая гипертония или гипотония, отсутствие произвольных движений органов артикуляции, постуральная активность, содружественные движения, произвольная ручная моторика являются явными показателями задержки в формировании двигательной активности, а также в появлении цепных выпрямительных рефлексов.

В периоде от 6 до 9 месяцев жизни ребенок с ДЦП с трудом отличает мать от других лиц, часто отмечаются отрицательные эмоциональные реакции на новое лицо, малоактивен в общении, с трудом вступает в контакт со взрослым в игре. Не использует жесты во время общения, мимика маловыразительна. Лепет имеет специфические особенности и может растянуться на несколько лет.

В этом периоде (6—9 мес.) особенно важным является наличие сенсорных и интегративных связей. Цепной двигательный рефлекс становится ведущим в развитии серии движений и организации двигательного акта. Он не только отвечает на активизацию зрительно-моторного манипулятивного поведения, но и воздействует на спонтанные голосовые реакции ребенка.

У детей с ДЦП наблюдаются ярко выраженные безусловные рефлексы орального автоматизма, Кусание и жевание слабо выражены, особенные затруднения возникают при жевании, которое часто вообще отсутствует.

Крайне заторможены реакции языка и губ. Часто имеют место изменения мышечного тонуса губ и языка и гиперкинез языка, что препятствует подвижности и появлению произвольных артикуляторных движений.

Во время приема пищи наблюдается псевдобульбарная симптоматика в виде защитных рефлекторных реакций, оральной синкинезии и повышенной саливации.

В периоде от 9 до 12 месяцев у ребенка с ДЦП отмечаются слабо выраженные эмоциональные реакции. Он предпочитает общаться при помощи жестов. В тяжелых случаях ребенок проявляет слабый интерес к окружающему миру. Лепет малоактивный (не более 1—2 лепетных слов).

Если у здорового ребенка лепет тонко дифференцирован по месту и способу образования, то у детей с риском ДЦП переход к экспрессивной речи происходит гораздо позднее, ближе к двум годам. Лепет мало выразителен, слабо дифференцирован, беден интонационными оттенками. Крайне редко встречаются 2—3 слога.

Этот период психомоторного развития (9—12 мес.) характеризуется дифференцированными сенсорными функциями, что отражается на выпрямительных реакциях и на контроле за движениями. Оральные движения становятся более дифференцированными, контролируемыми и координированными, хотя пища еще вытекает изо рта во время еды.

У детей с ДЦП с 18 до 36 месяцев наблюдается нарушение пониманияречи к жестов; отсутствует понимание значения слова "да", речь бедна, фрагментарна, с дефектами арткуляции и примутствием персеверативных эхолалий..

Нарушения речевого развития выражются в бедности активнопо и пассивного словаря, в недифференцированном знании слов, дети часто путают слова, обозначающие предметы.

Речь как основное средство общения развивается через движение и при социальных контактах, ее фундамент закладывается еще на первом году жизни ребенка. Когда ребенок страдает нарушением сенсомоторной сферы при ДЦП, прежде всего изменяются процессы артикуляции, звукопроизношение, управление мимикой лица и жестами, кинестетическое восприятие, контроль за дыханием и передвижением, исчезает возможность детей самостоятельно реализовывать себя в окружающем мире. Все это оказывает непосредственное влияние на ограничение речевой деятельности и психическое развитие в целом.

У детей, страдающих ДЦП, отмечается нарушение фонематической системы речи, что приводит к неспособности различить на слух слова, близкие по звучанию (квазиомонимы). При низкой остроте слуха часто имеется недостаток слуховой памяти и слухового восприятия. Данные расстройства имеют прямое отношение к задержке и нарушениям в формировании артикуляции при ДЦП. Ребенок, который испытывает трудности восприятия речевых звуков и одновременно ограничен в способности движения речевых мышц, испытывает трудности,и в процессе артикуляции, что особенно характерно для данной патологии.

К двум годам при нормальном развитии редуцируются рефлексы, характерные для ребенка 1-го года жизни. Дети с ДЦП в это время еще находятся под влиянием рефлексов. При тяжелых формах доминирует асимметричный шейно-тоническйй рефлекс, который является наиболее примитивным и ранним. Этот рефлекс препятствует появлению и развитию шёйно-выпрямительного рефлекса.

При спастической симптоматике преобладает усиление мышечного тонуса. Нормальные схемы движения заменяются на рефлекторную, сгибательную и разгибательную синергию. Чем более повышена спастичность, тем более примитивными являются постурально-тонические и динамические виды деятельности.

При атетозной форме ДЦП, как и при спастической, в положении лежа на спине доминирует модель разгибатёльной рефлекторной деятельности, тогда как в положении лежа на животе доминирует сгибательный рефлекс.

Данные действия оказываются более нарушенными при усилении непроизвольных движений. Кроме того, характерен измененный мышечный тонус, который переходит из экстремальной гипотонии в экстремальную гипертонию, но, в отличии от ригидности спастичного ребенка, ребенок с атетозной формой только очень кратковременно сохраняет данное положение.

При проведении коррекционной работы важным является осознание нормального развития рефлексов грудного младенца и маленького ребенка в сопоставлении с детьми, страдающими ДЦП, что позволяет разрабатывать комплексный подход, состоящий в том, чтобы затормозить патологические рефлексы и добиться нормального развития других необходимых рефлексов.

Важно отметить, что исследование наличия, нехватки или отсутствия различных рефлексов, имеющих прямое отношение к процессу формирования артикуляции, не только имеет значение для разработки соответствующих методик реабилитации, но и является способом раннего диагностирования детского церебрального паралича.

Таким образом, развитие общей моторики непосредственно связано с развитием оральной сферы в целом и частично с формированием артикуляции.

Стимуляция и восстановление двигательно-кинестетической сферы — главная задача в доречевом периоде развития ребенка с ДЦП.


Нарушение формирования артикуляции и орально-моторных рефлексов

Речевой аппарат основывается на работе системы органов, выполняющих жизненно важные биологические функции, особенно функции, связанные с питанием (сосание, выплевывание, жевание, разжевывание, глотание) и с дыханием.

В известном смысле эти функции можно отнести к разряду предлингвистических рефлекторных явлений.

Сенсорная подготовка орально-моторной области у детей с ДЦП имеет важное значение для развития речи. Еще во внутриутробном периоде плод своей маленькой ручкой тянется к лицу и исследует ротовую полость. Новорожденный зависит от ориентации рта и груди, откуда он получает питание. Ротовая полость сначала готовится к познанию мира и только потом к принятию пищи.

Обнаруживается сходство в формировании движений, необходимых для развития артикуляции и функции кормления. Некоторые ученые утверждают, что данные функции тесно взаимосвязаны и что они действуют в соответствии друг с другом.

Это сходство не доказывает, что моторные возможности, необходимые для процесса питания, являются непременным условием для развития артикуляции, но, учитывая взаимосвязь между процессом питания и системой контроля механизмов артикуляции, необходимо раскрыть нормальное функционирование оральных и моторных функций, участвующих в данном процессе.

Большинство движений оральных органов при питании сочетается с речевыми звуками. Исходя из этого, у детей не формируются схемы движения в виде собственной вокальной игры до появления этих движений в процессе питания.

Даже не очень грубые физиологические дисфункции оральной области ведут к серьезным нарушениям нормального питания у ребенка и в дальнейшем могут выразиться в дезорганизации общения и поведения.

Сосание — первая и основная функция новорожденного, оказывает огромное влияние на развитие артикуляции и сенсомоторное развитие в целом.

Сосание может затормозить или, наоборот, активизировать поведение ребенка. Обычно те движения, которые характерны для сосания, становятся более дифференцированными при рулении и лепете. Так, первые согласные звуки, появляющиеся у ребенка, требуют плотного смыкания губ. Такая тонкая дифференцированность движений губ становится основой как при кормлении грудью, так и при кормлении из рожка. Ближе к 6—9 месяцам, когда лепет достигает максимального развития, легкие движения губ помогают при всасывании или выплевывании жидкости во время кормления грудью и из рожка или для перемещения пищи во рту при кормлении с ложки.

В норме ребенок достигает наилучшего этапа развития функционирования оральных органов в процессе кормления, при употреблении пищи разной консистенции. Данный этап является весьма значимой предпосылкой к развитию артикуляции.

К 6—8 месяцам ребенок может проглотить более густую или в небольших твердых кусочках пищу. Он может пользоваться следующими движениями языка: протрузией или разгибанием-вытягиванием.

К 1 году ребенок пьет из чашки, может глотать крупную пищу. Может появиться незначительная протрузия языка. Исключено движение разгибания-вытягивания. С помощью языка ребенок передвигает без затруднения еду из середины рта в стороны. Пользуется верхними резцами или деснами для захватывания пищи, направляемой нижней губой.

К 1,5 годам достигается устойчивое положение при удержании челюстью края стакана. Верхняя губа закрывает край стакана, что ведет к лучшему смыканию при питье. Про трузии языка нет. Отсутствует разгибание и втягивание языка. Глотает твердую пищу, слегка сжимая губы, если это требуется. При глотании кончик языка приподнимается. Губы находятся в закрытом положении при жевании, особенно, когда необходимо предупреждение вытекания еды.

В 2 года появляется определенный моторный стереотип движения при хватании, устойчивое положение челюстей, при этом ребенок не кусает края стакана. Может держать стакан зубами. Ребенок использует язык при движении «свободного подметания» для снятия еды с губ. Движения губ становятея независимыми от движения челюстей. Глотает без потери пищи и без слюнотечения. Приподнимает кончик языка при глотании. Ловко ест любую еду комбинированной текстуры (разной степени жесткости). Ребенок в состоянии перемещать еду из центра рта в одну и в другую сторону через среднюю линию. Использует точные движения языка, приподнимая кончик. Адекватно шевелит губами в процессе жевания.

Кормление и речь тесно связаны между собой вследствие орального автоматизма, т. е. развитие рефлекторных движений кормления ведет к формированию орального праксиса и голосообразования. Сосательный и глотательный рефлексы лежат в основе произношения. Обычно они находятся в пределах нормы, так как без этих процессов ребенок не может жить, но они могут быть достаточно нарушены из-за спастичности или атетозной симптоматики.

Задержка развития глотательного рефлекса приводит к затруднениям при глотании жидкости, вводимой в ротовую полость. У ребенка с ДЦП часто отмечается отсутствие сосательного рефлекса после рождения, так как мозговое расстройство ведет к нарушению контроля данного рефлекса. Специфические трудности при ДЦП в первые месяцы жизни связаны не только с недостаточным развитием сосательных и глотательных рефлексов, но и со слабостью мускулатуры губ, с нарушением мышечного тонуса в языке и ограничением его подвижности, с нарушением функции мягкого нёба, а также с общими двигательными расстройствами.

На 1-м месяце дети с ДЦП захлебываются во время сосания, что продолжается или усиливается в первые 4 месяца. Часто молоко вытекает изо рта. Из-за напряженной губной мускулатуры ребенок не может вытянуть губы вперед, чтобы принять соску. Ребенок часто поперхивается, повышается слюноотделение, характерен тихий голос. Дыхание поверхностное и аритмичное. Отмечается асинхронность между функциями дыхания, сосания и глотания.

При ДЦП ребенок не удерживает голову, наблюдается индифферентное отношение к процессу кормления.

Ребенок с ДЦП обычно не способен держать губы прижатыми: к чашке или стакану. Язык часто попадает под край чашки или проходит над ним. То же самое происходит при кормлений из рожка: рот делает грубые движения, ребенок высовывает язык при попытке пить.

К 12 месяцам ребенок с ДЦП самостоятельно не ест. Он пьет из чашки с помощью трубки, вместо того чтобы держать чашку руками, сосать трубочку, он отправляет ее в рот, как будто это соска, кусает ее и держит чашку так высоко, что жидкость пассивно перетекает в рот. Этот недостаток координации провоцирует неравномерный приток жидкости, вследствие чего ребенок кашляет, задыхается и глотает воздух. Развитию оральной моторики препятствует отсутствие функций кусания, жевания, формирования пищевого комка, что постоянно сохраняет сенсомоторную оральную систему в незрелом состоянии.

При ДЦН ребенок не ест из ложки. Пища измельчается, но не пережевывается, и когда попадает в горло, возникает рвота или поперхивание.

Функции разжевывания и жевания — самые сложные и трудные для ребенка с ДЦП, так как требуют вращательных движений мышц челюсти, подвижности языка и сокращения губ и щек. Механизм данных движений у них нарушен. Следует обращать внимание на оральную моторику, косвенно влияющую на артикуляцию. Поэтому все усилия следует направлять на стимулирование сосания у ребенка в первые годы жизни, что будет иметь важное значение для будущего развития речи. Конечная цель при этом не в том, чтобы только накормить ребенка, а в улучшении его поведения во время еды, коррекции его орально моторных функций во время приема пищи. Пища не может вести к улучшению речи, однако прием пищи — естественный путь функциональной тренировки оральной мускулатуры для развития речевого процесса. Работа над артикуляцией также необходима для орально-моторного развития, так как ощущения при речи и при приеме пищи различны.

Для организации контроля за речью у детей с ДЦП необходима специальная подготовка орально-моторного механизма к правильному речевому дыханию и нормализации артикуляторной координации.

Орально-моторная система очень подвержена различным влияниям, что ведет к нарушениям орально-моторных функций, при этом страдает произношение, так как скорость речевых движений самая быстрая из всех движений тела.

Тонические рефлексы оказывают влияние на мышечный тонус артикуляционного аппарата. Лабиринтный тонический рефлекс повышает мышечный тонус корня языка. Симметричный шейный тонический рефлекс повышает мышечный тонус спинки и кончика языка. Выраженность этого рефлекса затрудняет дыхание, голосообразование, произвольное открывание рта, продвижение языка вперед и вверх. Асимметричный шейный тонический рефлекс вызывает асимметричное повышение тонуса в речевой мускулатуре тонус больше повышается на стороне, противоположной повороту головы ребенка. Влияние указанных тонических рефлексов определяет специфику артикуляционных расстройств при ДЦП.

Следующая специфическая особенность нарушений артикуляционной моторики при ДЦП — задержка обратного развипгияряда врожденных рефлексов, орального автоматизма: сосательного, хоботкового, поискового рефлексов, рефлекторного глотания, кусания и некоторых других. Наличие этих рефлексов препятствует развитию произвольных артикуляционных движений.

Артикуляция, являясь частью общей моторики, функционирует по принципу «проприоцептивного рефлекторного кольца», большую роль в котором играет обратная афферентация, т. е. импульсация, основанная на четкости кинестетического восприятия в речевой мускулатуре. Так же как сложным двигательным актам предшествуют движения, основанные на врожденных безусловных рефлексах, так и речь формируется на основе безусловных врожденных рефлексов, лежащих в основе первых звуков новорожденных: крика, кряхтения, натуживания, звуков, связанных с периферическими функциями, насыщением, кашлем и т. д.

Становление артикуляции в онтогенезе имеет самое непосредственное отношение к формированию орального праксиса. Под праксисом понимается сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на организацию целостного двигательного акта. Как правило, праксис требует участия нескольких анализаторов, ибо ни одно действие невозможно без рецепторного контроля.

Праксису принадлежит большая роль в формировании Речи. Развитие у детей 2-го года жизни номинативной функции речи и есть, иначе говоря, становление навыков речевого слухового гнозиса и артикуляторного праксиса, кинестетического и кинетического.

У детей с ДЦП праксис формируется искаженно, его развитие осложняется из-за наличия парезов и параличей мышц артикуляторного аппарата, слабости кинестезии, напряжения Мышц языка и губ. При ДЦП, особенно при тяжелых формах, имеются кинестетические нарушения в области рта, что в сочетании с рефлекторной патологией отрицательно влияет на формирование праксиса и артикуляции.

ДЦП — не только психомоторное, но и рефлекторное нарушение. Поэтому перспективно комплексное лечение детей на ранних этапах развития. Это касается и речи. На предлингвистическом этапе многие авторы рекомендуют начинать логотерапевтическое лечение с нормализации функций мышц, которые принимают участие не только в процессе речи и артикуляции, но и в дыхании, сосании, жевании, глотании.

При проведении коррекционной работы у ребенка необходимо подавлять сосательные и другие рефлекторные движения, постепенно обособлять артикуляционные, дыхательные движения и голосовые реакции от общих движений.

 

Речевые расстройства

Наиболее частым расстройством речи при ДЦП являются дизартрии.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Дизартрия—термин латинский, в переводе означает расстройство членораздельной речи — произношения. Многие авторы трактуют этот термин более широко, относя к дизартрии расстройства артикуляции, голосообразования, темпа, ритма к интонации речи.

Особенностью дизартрии при ДЦП, отражающей общность нарушений скелетной и речевой мускулатуры, является недостаточность кинестетического восприятия. Ребенок не только с трудом и в ограниченном объеме выполняет движения, но и слабо ощущает положение и движение своих конечностей и органов артикуляции, что затрудняет заполнение целенаправленных действий и усиливает нарушения звукопроизношения.

Взаимосвязь нарушений общей и речевой моторики при ДЦП проявляется также в том, что тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функции рук.

Связь движений руки с речью была отмечена еще в 1928 г. В.М. Бехтеревым, который отмечал стимулирующее влияние движений руки на развитие речи. На основе специально проведенных исследований М.М. Кольцовой (1973) было высказано предположение, что движения пальцев рук стимулируют ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Наиболее тяжелые нарушения артикуляционной моторики отмечаются у детей, у которых значительно поражены верхние конечности.

Особенностью нарушений звукопроизносителъной стороны речи при дизартрии у детей с церебральным параличом является то, что при всех видах активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре и усиливаются дизартрические расстройства. Выполнение любых движений с усилием вызывает повышение мышечного тонуса в общей и речевой мускулатуре. Во время занятий не следует требовать от ребенка чрезмерных усилий, так как они могут способствовать диффузному повышению мышечного тонуса и усилению нарушений звукопроизносительной стороны речи.

Нарушения артикуляционной моторики при ДЦП не только затрудняют формирование произносительной речи ребенка, но и нередко вторично вызывают нарушение фонематического восприятия. Это может вызывать у ребенка трудности звукового анализа слов и искажения их звуко-слоговой структуры.

Однако не у всех детей трудности в овладении звуковым составом слов выражены в одинаковой степени. Одни дети испытывают выраженные трудности даже в расчленении слов на отдельные звуковые элементы; другие справляются лишь с простыми формами звукового анализа. Чаще наблюдается трудность звукового анализа слов лишь с дефектно произносимыми звуками. И наконец, в более редких случаях у детей может не отмечаться выраженных трудностей звукового анализа слов даже с дефектно произносимыми звуками. Это определяет необходимость дифференцированного подхода при коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей. Специфические нарушения речевых кинестезии при ДЦП препятствуют формированию слухо-двигательно-кинеететических связей, что и затрудняет процесс письма. Все дети с церебральным параличом и дизартрией нуждаются в комплексной системе логопедических мероприятий, направленных на развитие артикуляционных навыков, фонематического слуха, восприятия и анализа.

Для детей с церебральным параличом характерны специфические трудности в усвоении лексической системы языка.

Н.Н. Малофеев (1985) изучил частоту употребления младшими школьниками с церебральным параличом имен существительных и глаголов. Им было установлено, что имя существительное, глагол и предлог составляют суммарно более 90% всего лексического запаса, а все другие части речи представлены в словаре крайне недостаточно. Характерным было многократное повторение одних и тех же слов, слабая степень владения глаголами, незнание точного их значения.

Лексико-семантические нарушения у младших школьников с церебральным параличом были изучены Л.Б. Халиловой (1986). Установлено, что дети не знают значения многих:слов; заменяют значение одного слова значением другого, совпадающим с ним по звучанию; смешивают семантику исходного слова с лексическим значением других слов, находящихся с ним в отношениях синонимической зависимости; иногда вычленяют в слове лишь конкретное значение, не понимая истинного смысла. Дети затрудняются в установлении функциональной общности между значениями многозначного слова, у них крайне ограничены семантические представления, недостаточны языковые абстракции и обобщения.

Количественные нарушения проявляются в ограниченном словарном запасе в более медленном темпе его формирования. Характерные нарушения лексики у детей с церебральным параличом обусловлены спецификой самого заболевания. в силу двигательных нарушений, ограниченности социальных контактов активное познание ребенком окружающего мира ограничено. Знания и представления о предметах л явлениях окружающей действительности у детей неполные л не систематизированные, а порой и ошибочные. Это связано с общим нарушением развития анализаторной деятельности при ДЦП, трудностями формирования комплексных ассоциаций, что в значительной степени определяется патологией двигательного анализатора.

Словесное обозначение окружающих предметов закрепляется с трудом ввиду слабости ощущения «двигательного образа» слова органами артикуляции. Ребенок не может самостоятельно найти сходное в разном и отличить похожие предметы друг от друга. Только в процессе практической деятельности возможно образование комплексных ассоциаций, составляющих основу целостного восприятия предметов окружающей действительности.

Спецификой работы по развитию лексики является сочетание коррекционных мероприятий по совершенствованию восприятия и представлений со словесным обозначением предметов и явлений окружающей действительности.

Детей дошкольного возраста и более старших обучают понимать и произносить названия окружающих предметов и действий с ними, различать и называть части предметов (части лица и тела человека; части у предметов обихода, игрушек; карман у платья, колеса у машины и т. д.).

Все содержание словарной работы опирается на расширение, углубление и обобщение знаний детей об окружающем.

Спецификой работы над лексикой детей с церебральным параличом является ее опосредование предметно-практической и игровой деятельностью, тесная взаимосвязь с развитием и коррекцией сенсорных функций и познавательной деятельности.

Работа над смысловой стороной речи включает приемы, сочетание которых обеспечивает эффективность работы в целом и способствует развитию связной речи.

При работе над лексикой необходимо учитывать и психолингвистический аспект механизма возникновения специфических затруднений в овладении словарным запасом. Описанные выше артикуляционно-фонетические, голосовые, темпо-ритмические и просодические нарушения осложняют двигательную программу речевого высказывания у детей. При ДЦП просодические и семантические расстройства взаимосвязаны. Трудности речевого высказывания обусловлены не только чисто моторными нарушениями, но и недостаточностью языковых операций на уровне процессов, связанных с выбором нужного слова. Нарушения речевых кинестезии приводят к недостаточной упроченности слов. Кинестетические связи, стоящие за отдельными словами, уравниваются, и ребенок испытывает выраженные затруднения в нахождении нужного слова, что проявляется в своеобразных псевдоамнестических расстройствах.

У детей с церебральным параличом из-за фонетико-фонематических нарушений, задерживающих общее становление речи, усвоение грамматических форм и категорий происходит крайне слабо из-за ограниченности их речевого общения, недостаточности слухового восприятия, недостаточного внимания к звуковой стороне речи и низкой речевой активности.

Кроме того, своеобразие познавательной деятельности детей с церебральным параличом в значительной степени затрудняет анализ структуры языковых единиц и определяет характерные затруднения в овладении грамматическим строем языка. Учащиеся с ДЦП нередко затрудняются в правильном употреблении отдельных грамматических форм и категорий, нарушают структуру предложений (пропускают предлоги, второстепенные члены, не соблюдают порядка слов). Несформированность грамматической стороны речи наблюдается у детей, у которых речевой дефект проявляется в виде общего недоразвития речи. Успешное формирование грамматических навыков и умений у детей с церебральным параличом возможно только при комплексном подходе к умственному и речевому развитию детей.

Эффективность коррекционно-логопедической работы при разных формах дизартрии зависит от правильного определения вида дизартрии и, соответственно, от использования дифференцированных методов коррекции. При разработке методов коррекции учитываются ведущие расстройства различных формах дизартрии.

 


Дизартрия при спастической форме ДЦП

Особенностью дизартрии при ДЦП является общность нарушений общей и речевой моторики, связь разных форм дизартрии с определенными формами ДЦП. Наиболее частой формой является спастическая диплегия, при которой имеет место двустороннее, иногда асимметричное поражение или недоразвитие центрального двигательного нейрона. При этой форме поражаются и верхние и нижние конечности, причем ноги в большей степени. Важной задачей на подготовительном этапе работы является общее мышечное расслабление и снижение тонуса в речевой мускулатуре.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1093; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.067 с.)