Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уровни речевого развития при ОНРСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
К группе фоиетико-фонематических нарушений из общего недоразвития речи относятся нарушения чтения и письма «как их системные, отсроченные последствия, обусловленные иесформиро-вашюстыо фонематических и морфологических обобщений». 2. Нарушения в применении средств общения. К ним относятся заикание, заикание в сочетании с ОНР. Таким образом, по мнению исследователей, группу детей с нарушениями речи составляют дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. В зависимости от причин патогенеза, клинической формы и глубины поражения речевой системы особую группу составляют тяжелые нарушения речи (ТНР), к которым относят дизартрию, ри-нолалию, общее недоразвитие речи, алалию, заикание. Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют ряд особенностей, обусловленных спецификой первичного нарушения (речевого развития), которые оказывают влияние на формирование всех психических процессов и личности в целом. Е.А. Дьякова отмечает такие особенности детей с тяжелыми нарушениями речи: • плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое кача • быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельно • наблюдаются нарушения равновесия, координации движений, Исследователи отмечают недостаточность устойчивости и распределения внимания, снижение вербальной памяти, продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления, трудности в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением; недостаточную координацию движений, снижение скорости и ловкости их выполнения (недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики). Наибольшие трудности возникают при выполнении движений но словесной инструкции. Нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля. Эти особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи спонтанно не преодолеваются и определяют содержание и направления целенаправленной кор-рекционной работы. Исследования под руководством Г.В. Чиркиной доказали, что организация специализированной логопедической помощи в раннезд возрасте позволяет минимизировать, а в ряде случаев - полностью устранить нарушения речевого развития до момента поступления ребенка в школу. Следует также помнить, что особенностью нарушений речи в детском возрасте является их обратимость, связанная с высокой пластичностью мозга. 2.3.3. Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи Обучение и воспитание детей с нарушениями речи на уровнях дошкольного и школьного образования организуется в специальных учреждениях образования, а также в учреждениях образования общего типа, создавших условия для интегрированного обучения и воспитания. Основной целью обучения и воспитания детей-дошкольников с нарушениями речи является преодоление речевого нарушения и вторичных проявлений, вызванных им, социальная адаптация и интеграция детей в общество. Особое внимание уделяется развитию речи как средства общения, коррекции общего и речевого поведения, нормализации регуляторной деятельности детей. Задачу формирования правильной речи детей как полноценного средства об^цения решают совместно учитель-дефектолог (учитель-логопед) и воспитатели. Коррекционная работа предполагает проведение с детьми индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. На индивидуальных занятиях ведется работа по формированию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия. Проведение подгрупповых занятий предполагает работу по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. Основными направлениями коррекциоиной работы являются: • развитие моторных и сенсорных функций; • развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внима • развитие эмоциональной сферы и игровой деятельности; • развитие всех компонентов речи; • формирование адаптивных компетенций. Организация работы воспитателя в группе детей с тяжелыми нарушениями речи носит ряд особенностей и определяется такими факторами, как: 1) спектр речевых нарушений у детей в группе; 2) состояние и особенности познавательных процессов, связанных с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, двигательная сфера и др.); 3) особенности личности. Как отмечает Т.В. Пятница, работая в группе детей с тяжелыми нарушениями речи, воспитатель должен обратить особое внимание на реализацию определенных функций. 1. Создание благоприятного психологического микроклимата 2. Адаптация ребенка с ТНР в коллективе (непривычная для ре 3. Взаимодействие воспитателя с ребенком (специфика взаимоотношении воспитателя и детей обусловлена нестандартными моделями поведения ребенка, когда использование традиционных методов становится малоэффективным; единственный способ - индивидуальным подход: отвлечь внимание ребенка, найти ему интересное4, активное двигательное занятие). А. Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов (широкое использование широкой наглядной базы (в раздевалке, умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке, на участке) для формирования словарного запаса, повторения и закрепления значения новых слов). 5. Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей (постоянный контроль на речью детей и корректное исправление ошибок). Важным в организации коррекциошюй работы с детьми с ТНР является согласованная деятельность воспитателя, логопеда и родителей ребенка. Речь воспитателя группы детей с ТНР является образцом и в этой связи к ней предъявляются особые требования. В речи воспитателей достаточно часто встречаются следующие недостатки: • нечеткое артикулирование звуков в процессе речи (смазанная • побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, • произнесение слов с акцентом или с характерными особенно • неправильное ударение в словах; • монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес • ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи • многословие, наслоение лишних фраз, деталей; • насыщение речи сложными грамматическими конструкциями • использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов; • частое неоправданное употребление слов с уменьшительно- • засоренность речи словами-паразитами (ну, вот, так сказать и
• копирование речи малышей, «сюсюканье»; • использование в речи слов, не понятных детям без уточнения В этой связи Т.В. Пятница определяет следующие требования, предъявляемые к речи воспитателя группы детей с ТНР: • правильно произносить все звуки родного языка; • четко произносить и артикулировать звуки, ясно проговари • строго придерживаться в речи орфоэпических норм, правиль • использовать средства интонационной выразительности речи • в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного • связно и в доступной форме передавать содержание текстов, • использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжела В группах детей с тяжелыми нарушениями речи предусмотрены два вида занятий: коррекционно-развивающие и общеобразовательные. Воспитатель проводит следующие виды общеобразовательных занятий: • ознакомление с окружающим и развитие речи; • формирование элементарных математических представлений; • рисование; • лепка; • аппликация; • конструирование; • сенсорика; • игра (сюжетно-ролевая и дидактическая); • физкультура (может проводить руководитель по физической Анализ практической деятельности воспитателей групп детей с ТНР позволяет обобщить некоторые методические правила организации и проведения коррекционных занятий воспитателем детского дошкольного учреждения (Т.В. Пятница). Среди них: 1) соответствие содержания тематике занятий учителя-дефек- 2) четкость, краткость, доступность всех инструкций, пояснений 3) оптимальная умственная и речевая нагрузка детей (малоэф 4) наличие разнообразных видов работы, их взаимосвязь, под Г)) обеспечение занятия наглядным материалом, его правильный подбор (соответствие санитарно-гигиеническим нормам и возрасту, эстетичность, современность, оформление); (>) учет возрастных, речевых и психологических особенностей детей; 7) обеспечение индивидуального подхода на фоне коллективной 8) постоянная стимуляция и активизация деятельности детей, Особую значимость сегодня приобретает проблема преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы школьного образования детей с нарушениями речи. Как отмечает Г.В. Чир-кина, вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на коррекцию и пропедевтику речевых нарушений устной и письменной речи, а также на развитие индивидуальности каждого ребенка. Таким образом, приоритетными целями могут стать: 1) на уровне дошкольного образования развитие: • устноречевых способностей ребенка; • произвольности, познавательной активности; • коммуникативности и уверенности в себе; 2) на уровне начального образования: • познавательное развитие и социализация; • освоение навыков письменной речи; • формирование учебной деятельности. Основными содержательными линиями, отражающими важнейшие стороны речевого развития на этих этапах, являются: • формирование звукопроизтгошения и слоговой структуры слова; • обогащение словарного запаса; • развитие грамматической структуры речи; • развитие фонематического восприятия; • формирование навыков языкового анализа и синтеза; • обучение грамоте; • развитие связной речи; • формирование письменной речи. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями речи школьного возраста может оказываться в рамках работы пунктов коррекционно-педагогической помощи при общеобразовательных школах. В системе здравоохранения при поликлиниках и психоневрологических диспансерах (детских и взрослых) имеются логопедические кабинеты. В системе социальной защиты имеются специализированные дома ребенка, одной из основных задач которых является своевременная диагностика и исправление речи детей. ' Работа по исправлению речевых нарушений опирается на данные диагностики актуального уровня сформированностй речевой деятельности ребенка и носит поэтапный характер. Важнейшими условиями оказания эффективной коррекциошюй помощи детям с нарушениями речи являются: • наличие в каждом регионе всех типов специализированных • сформированная система ранней диагностики детей с наруше • включение в программу обучения и воспитания детей с на Вопросы и задания для самопроверки 1. Перечислите основные анатомо-физиологическис механизмы речи. 2. Какие условия необходимы для формирования правильной речи ребен 3. Назовите группы факторов, способствующих возникновению речевых 4. Дайте характеристику основных этапов развития речи. 5. Как классифицируются речевые нарушения в логопедии? 6. Какие условия необходимо соблюдать для своевременного устранения 7. Назовите основные особенности речи заикающихся детей. 8. Какие типичные ошибки допускают дети с нарушениями письменной 9. Перечислите основные особенности психического развития детей с тяже 10. Какие функции должен реализовывать воспитатель группы лстеи ( 2.4. Психолого-педагогическая характеристика и образование детей с нарушением слуха
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 812; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.80.247 (0.009 с.) |